Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ РЕЛИГИИ: ИСЛАМ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ РЕЛИГИИ: ИСЛАМ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1011
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ИСЛАМ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ФЕНОМЕНОВ / IT-ТЕХНОЛОГИИ / ХАЛЯЛЬ / КИБЕРПРОСТРАНСТВО / ИНТЕРНЕТ- ПРОСТРАНСТВО / ВИРТУАЛЬНАЯ УММА / ГЛОБАЛЬНАЯ УММА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чеснова Е. Н.

В статье раскрывается трансформация ислама на современном этапе под влиянием цифровизации, активного использования религией и сообществом верующих цифровых продуктов, IT-технологий в религиозной и повседневной жизни. Цифровые изменения ислама представлены на примере классификации цифровых продуктов в сфере религии, цифровых религиозных феноменов, программного обеспечения, IT-технологий, отвечающих требованиям халяль, нормам шариата, помогающим реализовывать пять столпов ислама, облегчающими жизнь мусульманина и реализацию религиозных практик, связанных с кибержизнью мусульман и необходимых для ее реализации. Большое значение при рассмотрении примеров цифровизации ислама уделяется отечественному исламу. В статье показывается, что цифровизация ислама имеет закономерный характер, носит характер адаптации ислама и глобальной уммы к современным условиям развития общества, науки, техники и культуры, дает основания исламу вести диалог на языке цифрового глобального общества. В статье показаны произошедшие изменения в исламе, приведшие к появлению глобальной виртуальной уммы, народного благочестия в интернет-пространстве. Данные изменения показывают переход ислама на новый этап развития, приведший к появлению «нового ислама».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF RELIGION: ISLAM

The article reveals the transformation of Islam at the present stage under the influence of digitalization, the active use by religion and the community of believers of digital products, IT technologies in religious and everyday life. Digital changes in Islam are presented on the example of the classification of digital products in the field of religion, digital religious phenomena, software, IT technologies that meet the requirements of halal, Sharia norms, helping to implement the five pillars of Islam, making it easier for a Muslim and the implementation of religious practices related to the cyber life of Muslims and necessary for its implementation. When considering examples of digitalization of Islam, great importance is given to domestic Islam. The article shows that the digitalization of Islam has a natural character, is in the nature of the adaptation of Islam and the global ummah to the modern conditions of the development of society, science, technology and culture, gives grounds for Islam to conduct a dialogue in the language of a digital global society. The article shows the changes that have taken place in Islam, which led to the emergence of a global virtual ummah, popular piety in the Internet space. These changes show the transition of Islam to a new stage of development, which led to the emergence of a "new Islam".

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ РЕЛИГИИ: ИСЛАМ»

Е. Н. Чеснова

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

ЦИФРОВИЗАЦИЯ РЕЛИГИИ: ИСЛАМ

В статье раскрывается трансформация ислама на современном этапе под влиянием цифровизации, активного использования религией и сообществом верующих цифровых продуктов, IT-технологий в религиозной и повседневной жизни. Цифровые изменения ислама представлены на примере классификации цифровых продуктов в сфере религии, цифровых религиозных феноменов, программного обеспечения, IT-технологий, отвечающих требованиям халяль, нормам шариата, помогающим реализовывать пять столпов ислама, облегчающими жизнь мусульманина и реализацию религиозных практик, связанных с кибержизнью мусульман и необходимых для ее реализации. Большое значение при рассмотрении примеров цифровизации ислама уделяется отечественному исламу. В статье показывается, что цифровизация ислама имеет закономерный характер, носит характер адаптации ислама и глобальной уммы к современным условиям развития общества, науки, техники и культуры, дает основания исламу вести диалог на языке цифрового глобального общества. В статье показаны произошедшие изменения в исламе, приведшие к появлению глобальной виртуальной уммы, народного благочестия в интернет-пространстве. Данные изменения показывают переход ислама на новый этап развития, приведший к появлению «нового ислама».

Ключевые слова: религия, ислам, цифровизация, цифровизация религиозных феноменов, IT-технологии, халяль, киберпространство, интернет-пространство, виртуальная умма, глобальная умма.

E. N. Chesnova

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

(Tula, Russia)

DIGITALIZATION OF RELIGION: ISLAM

The article reveals the transformation of Islam at the present stage under the influence of digitalization, the active use by religion and the community of believers of digital products, IT technologies in religious and everyday life. Digital changes in Islam are presented on the example of the classification of digital products in the field of religion, digital religious phenomena, software, IT technologies that meet the requirements of halal, Sharia norms, helping to implement the five pillars of Islam, making it easier for a Muslim and the implementation of religious practices related to the cyber life of Muslims and necessary for its implementation. When considering examples of digitalization of Islam, great importance is given to domestic Islam. The article shows that the digitalization of Islam has a natural character, is in the nature of the adaptation of Islam and the global ummah to the modern conditions of the development of society, science, technology and culture, gives grounds for Islam to conduct a dialogue in the language of a digital global society. The article shows the changes that have taken place in Islam, which led to the emergence of a global virtual ummah, popular piety in the Internet space. These changes show the transition of Islam to a new stage of development, which led to the emergence of a "new Islam".

Keywords: religion, Islam, digitalization, digitalization of religious phenomena, IT technologies, halal, cyberspace, Internet space, virtual ummah, global ummah.

DOI 10.22405/2304-4772-2021 -1 -4-70-82

В современном мире все большее влияние на все стороны жизни и деятельности человека оказывают процессы цифровизации. Само общество начинают обозначать как цифровое общество, проводятся исследования влияния цифровизации на общество, человека, культуру, образование, экономику и т.д. Цифровизация изменяет социальные практики, стимулирует появление и внедрение различных цифровых продуктов, 1Т-технологий. Происходит трансформация, адаптация, модернизация самого общества, культуры, ее институтов, например, религии, науки, образования. Для нашего исследования наибольший интерес представляет цифровизация, или как ее понимает Смирнов М. Ю., а вслед за ним Коноплева А. А. - «обнуление» [См.: 16; 7], в сфере религии. Цифровизация религии становится закономерным этапом развития религии в XXI веке. Данный этап приходит на смену таким доктринам, которые определили глобальное развитие мира, стали ответом на требования времени, как «модернизация, секуляризация, демократизация, права человека, мультикультурализм» [5, с. 102]. Цифровизация религии приводит не только к трансформации, адаптации, но и к появлению новых функций, институтов, ролей, практик, феноменов, артефактов (цифровые продукты и 1Т-технологии), пересмотру важных компонентов религиозного комплекса при сохранении их «духовных, нравственных и социальных возможностей» [16], собственного своеобразия, уникальности «в фокусе глобального дискурса» [5, с. 93]. В условиях глобального мира любая религия, культ, религиозное движение дает свой ответ на вызов «цифровизации». Причем ответ дает не только сама религия, но и сообщество верующих, представителей той или иной религиозной культуры. Ислам, несмотря на тяготение к фундаментализму, защите традиции, оказался в большей степени открыт процессам цифровизации, внедрению в религиозную и повседневную практику цифровых продуктов и 1Т-технологий. С одной стороны, это связано с поиском исламом «собственной модерности» [5, с. 102] (выделение курсивом наше - Е. Ч.), с другой стороны с формированием такого явления как глобальная виртуальная умма (Л. Н. Додхудоева, А. Игнатович), в рамках которой религиозная идентичность формируется в киберпространстве и стремиться к большей индивидуализации мусульманина [См.: 5, с. 103].

Активная «кибержизнь мусульман», как ее определила в своих исследованиях З. Р. Хабибуллина [См.: 18], приводит к тому, что киберпространство (в том числе социальные сети (страницы, группы, блоги), мессенджеры, форумы, хостинги) становится источником, местом поиска информации о религии и вероучении, местом обсуждения спорных религиозных вопросов (в рамках которых активно участвуют «квир-сообщество мусульман» [12], «офлайн и онлайн-улемы» [12],), объединения сообществ верующих, реализации важнейших религиозных предписаний и т.д. Кибержизнь в сообществе мусульман реализуется неоднородно, но как отмечает З. Р. Хабибуллина, «нормой стало пользование Интернетом и социальными сетями во благо вероучения, однако есть и полярная позиция, призывающая отказаться от технических новшеств, тем самым сохранив «традиционность» [18]. Но даже традиционалистски, фундаменталистски

настроенная часть сообщества мусульман участвует в кибердискуссиях, отстаивает свою позицию в интернет-пространстве. «Исламский дискурс» [См. подробно: 11; 18] охватывает онлайн и офлайн реальность, оставляя цифровой след. Л. Н. Додхудоева рассматривает ислам на его современном этапе развития как социетальный феномен и, стремясь показать переход ислама в новую ступень развития, обозначает его как «новый ислам» [См.: 5, с. 105]. Модерн ислама приводит к поиску собственной цифровой модели религии и социальной реальности, цифровому языку, созданию и освоению новых цифровых технологий, цифровых религиозных продуктов (например, в России религиозные центры активно поддерживают разработки, которые создаются в «IT-парке в Казани и Москве» [21].

В рамках нашей статьи мы хотим показать на конкретных примерах, как происходит цифровизация и как внедряются IT-технологии в исламе:

1) создание представителями мусульманского сообщества электронных медиа, информационно-аналитических порталов, интернет-изданий, интернет СМИ, сетевых изданий (веб-сайтов), «для распространения новостей, сведений о религиозных понятиях и обрядах» [18], трансляции информации о том, какими должны быть личность мусульманина, правильное поведение, осуществление культурной и исторической преемственности поколений. Примером этого можно считать созданный в 2013 году Республике Татарстан (Российская Федерация) «Сетевого издания: Информационно-аналитического федерального портала "Ислам Сегодня"» [15]. Информация, представленная в рубриках, охватывает религиозные и светские стороны жизни и деятельности мусульман как: «Фетвы», «Вероучение», «Молитвы», «Книги-ONLINE», «Женщина в исламе», «Общество», «Политика», «Экономика», «Блоги» (12 блогов), «История», «Спорт». Данное сетевое издание выходит за рамки чисто сетевого издания и имеет широкое представительство в виде сайтов, страниц, групп в социальных сетях (ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter, Instagram), с 2016 года в мессенджере Telegram имеет «Официальный канал федерального информационно-аналитического портала islam-today.ru» (10495 подписчиков, содержит множество фото, видео файлов, информационных заметок - советов, наставлений для верующих, богобоязненных по различным вопросам), с 2015 года на видеохостинге YouTube имеет зарегистрированный мусульманский просветительский канал «ХУЗУР ТВ» (1,14 млн. подписчиков);

2) деятельность в интернет-пространстве VR-религиозных деятелей, VR-муфтиев («скайповых» муфтиев), VR-шейхов («скайповых» шейхов), онлайн-улемов («интернет-улемов»), электронных приходов, джамаатов. Изначально религиозные феномены, реализовывавшиеся в офлайн среде, под влиянием цифровизации распространили свою деятельность в интернет -пространстве приобретя широкую аудиторию в виртуальной умме. Например, С. А. Рагозиной при исследовании онлайн-среды российских мусульман введен в научный оборот термин «интернет-улемы» [См.: 12]. Данный религиозный феномен в цифровой среде представлен лекциями и проповедями преимущественно иностранных улемов, чьи труды переводятся и загружаются

мусульманскими активистами на безвозмездной основе на видеохостинг YouTube;

3) религиозные практики в онлайн режиме, посредством видеоконференцсвязи (ВКС) и мультимедиа - онлайн-джума, виртуальный хадж, виртуальная умра, виртуализация религиозных ритуалов («виртуальное жертвоприношение»). Рядом исследователей (С. А. Рагозиной, З. Р. Хабибуллиной) отмечается цифровизация отдельных религиозных ритуалов. С одной стороны, данный процесс цифровизации направлен на достижение простоты реализации практики, ее доступности, безопасности для мусульманина, в том числе в условиях угрозы пандемии COVID-19, с другой стороны представители уммы все активнее присутствуют в интернет -пространстве и реализация религиозных практик в ставшей привычной онлайн среде для них становится нормой. Уже созданы и активно используются информационные и обучающие программы для будущего паломника, для реализации религиозной практики (хаджа, умры) - программа «Виртуальный хадж» для паломников [3]; программа «Мекка 3D» [8]; Virtual Makkah [2]; проект «Miraj» [21]. Последняя программа вызвала особый интерес у Совета муфтиев в России, так как представляет собой обучающую программу для будущего паломника и не имеющую аналогов в мире. Данная программа реализуется на основе виртуальной реальности и 3D-технологий (VR-очки, обзор которых - 360 градусов), благодаря данному проекту человек может «подготовиться к совершению хаджа или умры, к святыням ислама» [21]. В рамках виртуального жертвоприношения интерес представляет обряд виртуального жертвоприношения барана, например, данная религиозная цифровая практика реализовывается Благотворительным проектом Исламского банка развития. З. Р. Хабибуллина отмечает: «За 410 реалов (около 80 евро) на официальном сайте проекта можно купить «виртуального барана» и таким образом совершить обряд жертвоприношения. Стоимость животного оплачивается через Интернет, затем производится его забой в соответствии со всеми предписаниями ислама. Данная услуга доступна для мусульман из любой страны мира в течение всего года» [18; 19];

4) деятельность по оцифровыванию мест паломничества (умры, хаджа), значимых для мусульман объектов исторического и культурного наследия. Например, в цифровом формате (фото, видео, 3D, AR, VR-технологии) представлены виды и внутреннее пространство, архитектура Каабы, Мекки, мечети аль-Харам, мечети Купол Скалы, мечети Аль-Акса, мечети Бадшахи, мечети Имама города Исфахан в Иране [См.: 22; 14; 6; 10];

5) распространение информации и функционирование туриндустрии в интернет-пространстве для предоставления услуг, помощи в реализации хаджа и умры, технологии безопасного хаджа. Это касается не только Саудовской Аравии, но и остальных государств, где имеется мусульманское сообщество. «Информация о паломничестве представлена практически во всех исламских медиа, на сайтах хадж-миссий, хадж-операторов, исламских интернет-форумах» [19]. Например, в Российской Федерации туры категории умра и категории хадж (в различных вариантов туристических пакетов, в том

числе с предоставлением эксклюзивных услуг - радиогид для паломника) предоставляет туроператор «Умма Тур» (UMMA TOUR, старое название «Хизмет Тур»), пляжные халяль туры в Турцию, экскурсионные халяль туры в Дагестан, Узбекистан, Домбай, Стамбул, Казань и Булгары, Иерусалим, Индию по священным местам и мусульманским достопримечательностям. Также в нашей стране осуществляет деятельность с 2010 года аккредитованная хадж -компания «Марва-Тур» (MARWA) по организации хаджа и умры. В Саудовской Аравии большое внимание уделяется технологиям «безопасного хаджа» [13] - разработка и использование приложения для паломников, которое переводит тексты, вывески без подключения к интернету;

6) цифровой след паломничества. Востребованность и развитие туриндустрии ориентированной на организацию туров по осуществлению хаджа и умры и отражение паломниками своего присутствия в святых местах посредством селфи, фото, видеосъемки, указания хештегов, привязывающих их цифровые следы к святым местам, местам поклонений, местам, имеющим важное значение для исламской истории и культуры, дает возможность рассматривать паломничество как религиозное поведение в киберпространстве. Данное религиозное поведение в цифровом пространстве (социальных сетях) не находит поддержки у властей Саудовской Аравии и многих исламских проповедников, которые определяют данные действия как харам, а не как досточтимый хадж;

7) мобильные путеводители, навигаторы, приложения для мусульман. В рамках данного направления ведутся разработки многими компаниями, в том числе есть достойные примеры среди отечественных компаний. Например, активно используемое с 2011 года российскими мусульманами приложение (мобильный путеводитель по стране) «Halal Guide: Мечети, Намаз, Коран» (компания-продавец Halal Guide, ltd, г. Казань). Успешность данного проекта привела к тому, что сейчас ведутся разработки аналогичного продукта для Таиланда, Великобритании, Канады, Киргизии, Казахстана, Азербайджана [См.: 21]. Цель работы мобильного приложения - помощь в нахождении мечети, исламского банка, книжных магазинов с мусульманской литературной продукцией, магазинов торгующих мусульманской одеждой, помощь в нахождении халяль-кафе, заказа еды халяль, вплоть до нахождения места, где можно «устроиться на работу по канонам шариата» [21];

8) гаджеты (для телефонов, смартфонов, электронных книг и сайтов), которые делают жизнь мусульманина удобнее, помогают лучше претворять в жизнь пять столпов ислама, предписания Корана и Сунны. Карманный цифровой Коран дает возможность мусульманину читать и слушать в переводе на различные языки суры и аяты в любом месте [См.: 21]; Часы и гаджеты (в том числе сайты, оптимизированные для смартфонов) помогают современному мусульманину точно определять киблу (направление к Каабе) «по компасу или сигналу GPS» [13] из любой точки земного шара. Например, сайты -qiblafinder.withgoogle.com, «Halal Guide», «Find How.org», приложения для телефона «Qibla Compass», «Qibla Finder». Мусульманским сообществом используются программы для смартфонов и сайты, которые помогают

вычислить закят. Например, в России вошла в экосистему Сбербанка благотворительная платформа «PayZakat», действует сайт «Благотворительный фонд Закят». Также мусульманами активно используются гаджеты с функцией напоминания времени совершения намаза. Например, наиболее активно отечественными мусульманами используется «Muslim Pro». Есть специальные программы, сайты, приложения для определения халяльности продуктов. Например, «Halal Guide» (сайт), Scan Halal, My Halal Scanner, Scan Halal on the App Store, Scan Halal: Halal Food Guide & Registration (приложения в Google Play) и т.д.;

9) стремление отразить в цифровой среде достижения исламской науки. Например, в 2008 году был открыт «Музей истории исламской науки и технологии» («Museum of The History of Science & Technology in Islam», открыт в парке Гульхане, Стамбул, Турция). Экспонаты изобретений, их макеты и видеоролики в 3D формате на плазменных телевизорах данного музея показывают достижения средневековой арабо-мусульманской науки, создают многомерное пространство истории исламской культуры;

10) в среде российских мусульман поднимается вопрос по созданию Интернет-медресе. Данный проект является по существу ответом на внедрение цифрового образования, создания массовых онлайн курсов (MOOC), различных дистанционных форм образования в России. Цель проекта создателями видится в доступности образования для каждого желающего, возможность «получения начального уровня религиозного образования» [21], которое будет «соответствовать программам начальных исламских учебных заведений в РФ» [21] и будет иметь документальное подтверждение - свидетельство о начальном религиозном образовании. Также С. А. Рагозина в своих исследованиях упоминает о существовании такого явления как онлайн-школы («коммерческие проекты, связанные с исламом» [12]);

11) социальные сети (страницы, группы), месседжеры для общения мусульман и получения важной информации об исламе. Данная цифровая среда служит основанием для общения виртуальной уммы, сообщества мусульман в кибер-пространстве, имеет объединяющее значение. Современная глобальная умма осуществляет общение в группах, на страницах, в сообществах социальных сетей (ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Instagram), в мессенджерах (Viber, Whatsapp, Telegram), в приложениях (Tinder). Данный вид общения популярен и у молодежи, и у возрастной аудитории. Это связано со многими факторами. С одной стороны, это - миграция, эмиграция, гастарбайтерство, удаленность от религиозных центров и желанием быть в курсе религиозной жизни общины. С другой стороны - бесплатная регистрация, доступность общения и способов его реализации, возможность найти как русскоязычные группы мусульман, так и группы на татарском, башкирском, казахском языках. Что дает возможность не терять связи с малой родиной, родными, членами общины, сохранять культурную, языковую преемственность, осуществлять в новых цифровых условиях религиозную идентификацию;

12)религиозные сайты и приложения знакомств мусульман для создания семьи, мобильные приложения знакомств с учетом мусульманских традиций и исключения общения противоречащего нормам ислама. Данные сайты знакомств для исповедующих ислам людей уже созданы с учетом их национальности [См.: 9], особенностей сообщества мусульман. Например, с 2015 года популярно мобильное приложение «MyDiaspora», которое ориентировано на молодых мусульман из консервативных сообществ. «Причем на первых этапах общения нельзя увидеть фотографию собеседника, но есть возможность узнать его рост и вес. При общении женщина может добавить своего старшего брата или отца в беседу» [21]. Помимо этого популярными являются такие сайты знакомств для мусульман, как «Знакомства для Мусульман IslamLove» (имеет представительство в социальных сетях ВКонтакте, Instagram, Facebook); сервис «Мусульманские знакомства»; «Muslima» (один из наиболее востребованных сайтов знакомств для мусульман и создания семьи во всем мире, представлен в социальных сетях - Facebook, Twitter, Instagram, на социальном интернет-сервисе Pinterest, на видеохостинге YouTube, имеет 29 сайтов аналогичной направленности, созданных для представителей различных стран - Россия, Китай (отдельно сайт для Гонконга), Бразилия и т.д.) и т.д. Данное явление не является характерным только для ислама. Например, для представителей православного вероисповедания это также характерно - «Азбука верности»; «Православный сайт знакомств»; «Православные знакомства онлайн»; «Православные знакомства ™»; «Молодежный проект «Давай повенчаемся»» и т.д.;

13) сервисы и организации в интернет-пространстве реализующие благотворительную деятельность на благо сообщества мусульман. Деятельность таких сервисов и организаций ориентирована на сбор пожертвований и реализация собранных денег на благотворительные цели (строительство, реставрация и ремонт мечетей, пожертвования нуждающимся и больным мусульманам) и акции среди сообщества мусульман (донорство, волонтерство, поддержка культуры, языка, религиозного и национального образования) и т.д. Например, благотворительный фонд «Мусульмане Мордовии» проводит с 2015 года различные акции с полной прозрачной финансовой отчетностью (на официальном сайте). Например, осуществлялась помощь мечетям «Акчеево», «Айнулла», помощь больным детям при лечении заболеваний, онкозаболеваний (проект «Коробка храбрости», программа «Айболит!»), участие представителей фонда в регулярной сдаче крови (донорство), поддержка таких благотворительных программ, как «Помощь татарской культуре», «Помощь нуждающимся», «Образовательная программа», «Помощь социальным объектам», проведение благотворительных акций, волонтерское движение и т.д.;

14) создание цифровых продуктов в финансовой сфере с учетом требований шариата, отвечающих этическим и халяльным требованиям: «исламские финтех-платформы» [4], цифровизация, цифровая трансформация исламских банков, халяльные инвестиции в стартапы и т.д. Ислам, несмотря на процессы модернизации, придерживается норм шариата в финансово-

экономической деятельности, это подтверждается большим влиянием деятельности «Международного совета по исламским финансовым услугам», исламских финансовых институтов, шариатских советов [См.: 1]. Примером создания платформы краудфандинга для доступа к глобальному капиталу на условиях соблюдения требований шариата, этических и халяльных требований может считаться Maydan Capital Ltd. (Maydan, британская финтех-структура);

15) халяль-shop в интернет-пространстве. Данная индустрия представляет собой магазины (маркеты), лавки, рестораны, кафе, которые представлены в социальных сетях - Вконтакте («HALAL SHOP - Магазин мусульманских товаров»), Facebook (Halal shop. Розничная торговля - «Barhat. Natural cosmetics»), в интернет-пространстве и специализирующиеся на продаже и доставке продукции халяль (книги, одежда, мясо, еда, косметика, парфюмерия и т.д.);

16) сайты молельных домов, мечетей, медресе. Примером может выступать сайт молельного дома Местной религиозной организации мусульман города Тулы «НУР» (данный молельный дом позиционируется как мечеть, но находится в обычном здании по адресу: ул. Токарева, 87А, Тула, Тульская обл., 300020). Сайт Местной религиозной организации мусульман «НУР» дает информацию по расписанию намаза, о самом исламе, об основах вероучения, наиболее важная информация для верующих дается в вопросно-ответной форме, в том числе и по отношению ислама к террору, убийствам, нападениям, по бытовым вопросам и т.д. На сайте показаны фото и видео результаты благотворительной деятельности организации, проведения религиозных практик, празднеств, даны ссылки на мусульманскую литературу (цитаты аятов, хадисов), мусульманский магазин. Любой посетитель сайта может увидеть, в чем заключается деятельность организации, какие знаковые события происходят в жизни сообщества мусульман, получить информацию как связаться с имамом (муллой) для консультации по религиозным вопросам, авторизированный пользователь может оставлять свои комментарии;

17) в рамках все большего влияния на жизнь глобальной уммы онлайн пространства формируется «виртуальная умма», создаются объединения мусульман, складывается цифровая медиакультура мусульман, получает распространение такое явление как «народный иджтихад». Уже давно существуют онлайн-группы хаджа [См.: 19], происходит формирование благочестия, религиозного авторитета и «народного иджтихада» в интернет-пространстве и посредством него. Влияние социальных сетей намного возросло в период угрозы пандемии COVID-19 [См.: 12], так как они дают возможность каждому выражать свое собственное мнение, приводит «открытие врат» иджтихада [См.: 12]. Цифровизация ислама приводит к тому, что участие в жизни глобального мусульманского сообщества становится возможным для мусульманина в любом уголке земного шара. У мусульманина появляются новые возможности для легитимности своих высказываний, суждений, собственной интерпретации священных текстов ислама в интернет-пространстве, это приводит к «трансформации института религиозного

авторитета» [12], поднимается большой спектр вопросов (ношение хиджаба, квир-сообщество и т.д.).

Данный перечень произошедших изменений в исламе под воздействием цифровизации, создания ранее не существовавших и неиспользовавшихся сообществом мусульман технологий, цифровых продуктов, можно продолжить, но главной чертой любого реализуемого цифрового явления в исламе можно считать необходимость их соответствия требованиям халяль, нормам шариата, вероучению ислама. Появляющиеся цифровые продукты, IT-технологии, сервисы, группы, страницы, блоги в социальных сетях и мессенджерах и т.д. представляют собой активно складывающийся сегмент IT-халяль, предполагающий разработку программного обеспечения, «халяль -индустрию IT» [См.: 21]. Индустрия IT-халяль не только соответствует вероучению ислама, традициям, сложившимся в мусульманском сообществе, в культуре народа, исповедующего ислам, но и облегчает жизнь мусульманина, действует ему во благо. Активное внедрение цифровых продуктов, IT-технологий в исламе во всех сферах жизни и деятельности мусульманина показывает динамику приспособления ислама к новым вызовам общества, открытость новому, но с учетом соблюдения наиболее важных требований религиозного вероучения, традиционных ценностей ислама в общем дискурсе «общемусульманской солидарности» [12]. Цифровизация ислама выступает закономерным явлением развития религии на современном этапе, сопряжена с определенными рисками (экстремистски настроенные группы могут получить больше возможности влиять на активно использующую интернет-пространство молодежь, могут занять положение мейнстрима) и новыми возможностями, которые может предоставить IT-сфера. Появление новых цифровых продуктов, цифровых религиозных феноменов, их исследование значительно обогатит знания о «новом исламе», глобальной виртуальной умме, процессах религиозной идентификации современного мусульманина, его самореализации в киберпространстве.

Литература

1. Беккин Р. И. Особенности шариатского надзора в исламских финансовых институтах: современный опыт мусульманских и немусульманских стран [Электронный ресурс] // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2014. № 3. С. 148-163. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-shariatskogo-nadzora-v-islamskih-finansovyh-institutah-sovremennyy-opyt-musulmanskih-i-nemusulmanskih-stran (дата обращения: 12.11.2021).

2. Виртуальная Мекка [Электронный ресурс] // URL: http://www.3dmekanlar.com/en/3d-makkah.html (дата обращения: 14.10.2021).

3. «Виртуальный хадж» для паломников [Электронный ресурс] // Euronews: новостной канал : офиц. сайт. (50 сек). URL: https://ru.euronews.com/2020/07/28/nc-virtual-haij-from-german-digital-studio (дата обращения: 14.10.2021).

4. Гарифуллин И. И. Цифровизация исламского банковского сектора как рычаг воздействия для дальнейшего роста и развития [Электронный ресурс] // Инновационное развитие экономики. 2021. № 1 (61). С. 157-165. URL: http://elib.fa.ru/art2021/bv733.pdf/info (дата обращения: 10.08.2021).

5. Додхудоева Л. Н. Секуляризм и ислам: к истории взаимодействия // Исламоведение. 2021. Т. 12, № 2. С. 91-112.

6. История возникновения Мекки и Каабы [Электронный ресурс] // YouTube / Ramil Aliyev. (8 мин 43 сек). URL: https://www.youtube.com/watch?v=QiR4xL48ieo (дата обращения: 18.10.2021).

7. Коноплева А. А. Феномен «обнуления» в современной культуре [Электронный ресурс] // Манускрипт. 2020. Т. 13, № 9. С. 136-139. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary 43987579 60610940.pdf (дата обращения: 01.04.2021).

8. Мекка 3D [Электронный ресурс] // MOZAIK education : сайт. URL: https://www.mozaweb.com/ru/Extra-3D sceny-Kaaba Mekka-148083 (дата обращения: 14.10.2021). Доступ с внешнего плеера.

9. Мусульманские знакомства в социальных сетях и мессенджерах [Электронный ресурс] // MIRAES.RU : сайт. Дата публикации: 31.03.2020. URL: https://miraes.ru/musulmanskie-znakomstva-v-sotsialnyih-setyah-i-messendzherah/ (дата обращения: 14.08.2021).

10. Немного о Каабе [Электронный ресурс] // ВХИДЖАБЕ : сайт. Дата публикации: 05.09.2013. URL: https://vhijabe.ru/history/nemnogo-o-kaabe/ (дата обращения: 14.10.2021).

11. Патеев Р. Ф. Концептуальные проблемы современного исламоведения: поиск парадигмы трансформации исламских сообществ [Электронный ресурс] // Исламоведение. 2016. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7kontseptualnye-problemy-sovremennogo-islamovedeniya-poisk-paradigmy-transformatsii-islamskih-soobschestv (дата обращения: 18.08.2021).

12. Рагозина С. А. Благочестие, авторитет и «народный иджтихад» в онлайн-среде российских мусульман в период пандемии [Электронный ресурс] // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021. Т. 39, № 1. С. 76 -100. URL: https://cyberleninka.ru/article/nblagochestie-avtoritet-i-narodnyy-idzhtihad-v-onlayn-srede-rossiyskih-musulman-v-period-pandemii/viewer (дата обращения: 10.08.2021).

13. Семь фактов, о которых вы могли не знать, если еще не ходили в хадж и празднуете Курбан-байрам на родине [Электронный ресурс] // BBC NEWS. Русская служба: офиц. сайт. Дата публикации: 22.08.2018. URL: https://www.bbc.com/russian/features-45265071 (дата обращения: 14.10.2021).

14. Семь чудес Исламского мира. Ч. 1 [Электронный ресурс] // RUislamicTV : телеканал на YouTube. Дата размещения на YouTube: 27.07.2015. (20 мин 17 сек). URL: https://www.youtube.com/watch?v=luBz2GNny-Q (дата обращения: 14.10.2021).

15. IslamToday [Ислам Сегодня] : информационно-аналитический федеральный портал / гл. ред. Г. И. Бектимирова. Казань, 2013-2021. URL: https://islam-today.ru/ (дата обращения: 10.08.2021).

16. Смирнов М. Ю. Цифровизация как «обнуление» религий [Электронный ресурс] // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2019. № 3. С. 137-145. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/tsifrovizatsiya-kak-obnulenie-religiy (дата обращения: 01.04.2021).

17. Смолина Е. Г. «Умма» и «краудсорсинг»: связь понятий в рамках интернет-пространства [Электронный ресурс] // Исламоведение. 2015. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7umma-i-kraudsorsing-svyaz-ponyatiy-v-ramkah-internet-prostranstva (дата обращения: 18.08.2021).

18. Хабибуллина З. Р. Селфи в Мекке: харам или досточтимый хадж? [Электронный ресурс] // Сибирские исторические исследования. 2019. № 2. С. 85-107. URL: http://iournals.tsu.ru/uploads/import/1855/files/2-085.pdf (дата обращения: 10.08.2021).

19. Хабибуллина З. Р. Практики использования цифровых технологий в мусульманском сообществе (на примере хаджа) [Электронный ресурс] // Человек и культура. 2019. № 6. С. 54-58. URL: https://nbpublish.com/library read article.php?id=31773 (дата обращения: 18.08.2021).

20. Цифровая религия. Проникновение церкви в онлайн [Электронный ресурс] // Novate.Ru : интернет-проект. Дата публикации: 19.03.2013. URL: https://novate.ru/blogs/190313/22688/ (дата обращения: 14.08.2021).

21. IT-технологии для мусульман: от халяль-путеводителя до виртуального хаджа [Электронный ресурс] // ТАСС: информ. агентство : офиц. сайт. Дата и время публикации: 17.05.2017, 15:20. URL: https://tass.ru/ekonomika/4258756 (дата обращения: 14.08.2021).

22. 10 фактов о Каабе, которые вы, возможно, не знали [Электронный ресурс] // Islam Word : видеоканал на YouTube. Дата размещения на YouTube: 01.04.2014. (10 мин 12 сек). URL: https://www.youtube.com/watch?v=tt5lOSemY64 (дата обращения: 14.10.2021).

References

1. Bekkin R. I. Osobennosti shariatskogo nadzora v islamskikh finansovykh institutakh: sovremennyy opyt musul'manskikh i nemusul'manskikh stran [Features of Shariah supervision in Islamic financial institutions: modern experience of Muslim and non-Muslim countries]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ekonomika. Bulletin of St. Petersburg University. Economics. 2014. No 3. Pp. 148-163. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7osobennosti-shariatskogo-nadzora-v-islamskih-finansovyh-institutah-sovremennyy-opyt-musulmanskih-i-nemusulmanskih-stran (accessed 12 November 2021).

2. Virtual'naya Mekka [Virtual Mecca]. URL: http://www.3dmekanlar.com/en/3d-makkah.html (accessed 14 November 2021).

3. «Virtual'nyy khadzh» dlya palomnikov ["Virtual Hajj" for pilgrims].

Euronews. (50 sec). URL: https://ru.euronews.com/2020/07/28/nc-virtual-haii-from-german-digital-studio (accessed 14 November 2021).

4. Garifullin I.I. Tsifrovizatsiya islamskogo bankovskogo sektora kak rychag vozdeystviya dlya dal'neyshego rosta i razvitiya [Digitalization of the Islamic banking sector as a leverage for further growth and development]. Innovatsionnoye razvitiye ekonomiki [Innovative development of economy]. 2021. No 1 (61). Pp. 157165. URL: http://elib.fa.ru/art2021/bv733.pdf/info (date of reference: 10.08.2021).

5. Dodkhudoeva L.N. Sekulyarizm i islam: k istorii vzaimodeystviya [Secularism and Islam: To the History of Interaction]. Islamovedeniye [Islamology]. 2021. Vol. 12, no. 2. Pp. 91-112.

6. Istoriya vozniknoveniya Mekki i Kaaby [The history of origin of Mecca and Kaaba]. YouTube, Ramil Aliyev. (8 min. 43 sec.). URL: https://www.youtube.com/watch?v=QiR4xL48ieo (accessed 18 November 2021).

7. Konopleva A. A. Fenomen «obnuleniya» v sovremennoy kul'ture [Phenomenon of "nullification" in modern culture]. Manuskript [Manuscript]. 2020. Vol. 13, no. 9. Pp. 136-139. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary 43987579 60610940.pdf (accessed 01 April 2021).

8. Mekka 3D [Mecca 3D]. MOZAIK education. URL: https://www.mozaweb.com/ru/Extra-3D sceny-Kaaba Mekka-148083 (accessed 14 November 2021).

9. Musul'manskiye znakomstva v sotsial'nykh setyakh i messendzherakh [Muslim dating in social networks and messengers]. MIRAES.RU. Published: 31 March 2020. URL: https://miraes.ru/musulmanskie-znakomstva-v-sotsialnyih-setyah-i-messendzherah/ (accessed 14 August 2021).

10. Nemnogo o Kaabe [A little bit about Kaaba]. VHIDJABE. Published: 05 September 2013. URL: https://vhiiabe.ru/history/nemnogo-o-kaabe/ (accessed 14 November 2021).

11. Pateev R. F. Kontseptual'nyye problemy sovremennogo islamovedeniya: poisk paradigmy transformatsii islamskikh soobshchestv [Conceptual problems of modern Islamology: the search for a paradigm of transformation of Islamic communities]. Islamovedeniye [Islamology]. 2016. No 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-problemy-sovremennogo-islamovedeniya-poisk-paradigmy-transformatsii-islamskih-soobschestv (accessed 18 August 2021).

12. Ragozina S. A. Blagochestiye, avtoritet i «narodnyy idzhtikhad» v onlayn-srede rossiyskikh musul'man v period pandemii [Piety, authority and "people's ijtihad" in the online environment of Russian Muslims during the pandemic]. Gosudarstvo, religiya, tserkov' v Rossii i za rubezhom [State, Religion, Church in Russia and abroad]. 2021. Vol. 39, no. 1. Pp. 76-100. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/blagochestie-avtoritet-i-narodnyy-idzhtihad-v-onlayn-srede-rossiyskih-musulman-v-period-pandemii/viewer (accessed 10 August 2021).

13. Sem' faktov, o kotorykh vy mogli ne znat', yesli yeshche ne khodili v khadzh i prazdnuyete Kurban-bayram na rodine [Seven facts you might not have

known if you have not yet gone on Hajj and are celebrating Eid al-Adha in your home country]. BBC NEWS. Russian service. Published: 22 August 2018. URL: https://www.bbc.com/russian/features-45265071 (accessed 14 November 2021).

14. . Sem' chudes Islamskogo mira. Chast' 1 [Seven Wonders of the Islamic World. Part 1]. RUislamicTV: TV channel on YouTube. Posted on YouTube: 27 July 2015. (20 min 17 sec). URL: https://www.youtube.com/watch?v=luBz2GNny-Q (accessed 14 November 2021).

15. IslamToday (informational and analytical federal portal), ed. G.I. Bektimirova. Kazan, 2013-2021. URL: https://islam-today.ru/ (accessed: 10 August 2021).

16. Smirnov M. Yu. Tsifrovizatsiya kak «obnuleniye» [Digitalization as "nullification" of religions]. Vestnik LGU im. A. S. Pushkina [Pushkin Leningrad State University Journal]. 2019. No 3. Pp. 137-145. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7tsifrovizatsiya-kak-obnulenie-religiy (accessed 01 April 2021).

17. Smolina E. G. «Umma» i «kraudsorsing»: svyaz' ponyatiy v ramkakh internet-prostranstva ["Umma" and "crowdsourcing": the relationship of concepts within the Internet space]. Islamovedeniye [Islamology]. 2015. No 4. URL: https://cYberleninka.ru/article/n/umma-i-kraudsorsing-svYaz-ponyatiY-v-ramkah-internet-prostranstva (accessed 18 August 2021).

18. Khabibullina Z. R. Selfi v Mekke: kharam ili dostochtimyy khadzh? [Taking selfies in mecca: haram or still the venerable hajj?] Sibirskiye istoricheskiye issledovaniya [Siberian historical research]. 2019. No 2. Pp. 85-107. URL: http://iournals.tsu.ru/uploads/import/1855/files/2-085.pdf (accessed 10 august 2021).

19. Khabibullina Z. R. Praktiki ispol'zovaniya tsifrovykh tekhnologiy v musul'manskom soobshchestve (na primere khadzha) [The practices of implementation of digital technologies in islamic society (on the example of hajj)]. Chelovek i kul'tura [Man and culture]. 2019. No 6. Pp. 54-58. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=31773 (accessed 18 August 2021).

20. Tsifrovaya religiya. Proniknoveniye tserkvi v onlayn [Digital religion. Penetration of church online]. Novate.Ru. Publication date: 19 March 2013. URL: https://novate.ru/blogs/190313/22688/ (accessed 14 August 2021).

21. IT-tekhnologii dlya musul'man: ot khalyal'-putevoditelya do virtual'nogo khadzha [IT-technologies for Muslims: from halal-guidance to the virtual hajj]. TASS. Published: 17 May 2017, 15:20. URL: https://tass.ru/ekonomika/4258756 (accessed 14 August 2021).

22. 10 faktov o Kaabe, kotoryye vy, vozmozhno, ne znali [10 facts about the Kaaba that you may not have known]. Islam Word. Posted on YouTube: 01 April 2014. (10 min 12 sec). URL: https://www.youtube.com/watch?v=tt5lOSemY64 (accessed 14 November 2021).

Статья поступила в редакцию 14.11.2021 Статья допущена к публикации 15.12.2021 The article was received by the editorial staff 14.11.2021 The article is approved for publication 15.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.