Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация промышленности / проекты-маяки / цифровая зрелость / национальные инновационные системы / государственная поддержка / digitalization of industry / beacon projects / digital maturity / national innovation systems / government support

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.В. Макрушина, И.С. Зимина

В условиях глобализации мировой экономики заметно усиливаются различия между странами, которые проходят этапы перехода от индустриальной формации к информационной, а также к цифровой. Этот процесс влечет за собой изменения в управленческой деятельности и в парадигме управления инновационной экономикой. В рамках выполненного исследования дана оценка влияния процессов цифровизации на динамику внедрения инновационных технологий в сферу промышленности, анализируя механизмы и факторы, выделяющие цифровую трансформацию в качестве драйвера экономического развития. В ходе исследования выявлена степень влияния цифровизации промышленности на темпы экономического роста национальной экономики, а также на рынок труда и социальные аспекты. Определена позиция России среди стран, наиболее успешно интегрировавших цифровые технологии в бизнес-процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А.В. Макрушина, И.С. Зимина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF INDUSTRY AS A DRIVER OF NATIONAL ECONOMIC DEVELOPMENT

In the context of the globalization of the world economy, differences between countries that are undergoing the stages of transition from an industrial formation to an information one, as well as to a digital one, are noticeably increasing. This process entails changes in management activities and in the management paradigm of the innovative economy. As part of the study, the impact of digitalization processes on the dynamics of the introduction of innovative technologies in the industrial sector is assessed, analyzing the mechanisms and factors that highlight digital transformation as a driver of economic development. The study revealed the degree of influence of the digitalization of industry on the pace of economic growth of the national economy, as well as on the labor market and social aspects. The position of Russia among the countries that have most successfully integrated digital technologies into business processes has been determined.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ»

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

А.В. Макрушина, магистрант И.С. Зимина, магистрант

Финансовый университет при Правительстве РФ (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-5-2-31-37

Аннотация. В условиях глобализации мировой экономики заметно усиливаются различия между странами, которые проходят этапы перехода от индустриальной формации к информационной, а также к цифровой. Этот процесс влечет за собой изменения в управленческой деятельности и в парадигме управления инновационной экономикой.

В рамках выполненного исследования дана оценка влияния процессов цифровизации на динамику внедрения инновационных технологий в сферу промышленности, анализируя механизмы и факторы, выделяющие цифровую трансформацию в качестве драйвера экономического развития.

В ходе исследования выявлена степень влияния цифровизации промышленности на темпы экономического роста национальной экономики, а также на рынок труда и социальные аспекты. Определена позиция России среди стран, наиболее успешно интегрировавших цифровые технологии в бизнес-процессы.

Ключевые слова: цифровизация промышленности, проекты-маяки, цифровая зрелость, национальные инновационные системы, государственная поддержка.

В России цифровая трансформация инновационной деятельности началась с применения цифровых технологий с начала 1960-х годов. На первом этапе цифровой трансформации осуществлялась автоматизация существующих технологий производства и различных бизнес-процессов. Второй этап, начиная с середины 1990-х годов, характеризовался существенной интеграцией мобильной связи и сети Интернет в экономическую деятельность и общественную жизнь.

Активное использование Big Data и облачных технологий привели к глобальному расширению доступа в Интернет, а также широкому распространению спектра цифровых технологий (ЦТ) в бизнес-процессы. Процесс внедрения ЦТ крайне важен с точки зрения обеспечения национальной безопасности и собственных приоритетов развития страны.

Следовательно, включение различных элементов на каждом из этапов обогащает инновационный потенциал страны и способствует переходу промышленности к цифровой экономике.

В эпоху индустриализации национальные инновационные системы (НИС) являются основными факторами развития цифровизации, что особенно актуально для развития инфраструктуры, промышленных комплексов и сервисной экономики. Благодаря стабильному росту инновационных процессов в промышленности, глубокому проникновению цифровых технологий во все виды экономической деятельности, обеспечение гармоничного развития страны становится возможным лишь при успешной адаптации под текущие тренды цифровой трансформации.

НИС представляют собой комплекс институтов, организаций и процессов, которые способствуют стимулированию и поддержке инноваций в стране. Данный аспект рассмотрим более подробно в ходе исследования.

Результаты исследований

Эффективное функционирование элементов инновационной системы в национальных границах должно регламентироваться определенной нормативной базой [1]. Однако, на пути дальнейшего развития экосистемы инноваций в нашей

стране существуют определенные препятствия: слабое взаимодействие между органами государственной власти и предприятиями инновационной сферы, отсутствие четких и понятных целей и механизмов их реализации.

Анализ законодательства Российской Федерации на федеральном уровне показывает, что центральная роль в продвижении цифровизации в ключевых секторах экономики отводится определённым федеральным законам и нормативно-правовым актам. Одним из основополагающих документов является Федеральный закон № 488-ФЗ, в котором заложены основы инновационного развития промышленности, а также определена задача промышленной политики. Центральным элементом этой стратегии является государственная информационная система промышленности (ГИСП), выступающая в качестве основного инструмента для сбора, обработки и анализа данных о промышленной деятельности.

Также следует отметить ряд программ, направленных на поддержку предпринимательства и содействия научным исследованиям. В первую группу определены льготы, которые применяются ко всем налогоплательщикам, занимающимся инновационной деятельностью. Ко второй группе можно отнести льготы, предусмотренные только в отношении организаций, являющихся резидентами технико-внедренческих особых экономических зон [2].

Более того, разработана Концепция технологического развития до 2030 года, согласно которой можно выделить 3 подхода к реализации проектов.

Первый подход направлен на формирование всех форм заказа государства на исследования и разработки на основе сквозных технологических приоритетов Устанавливаемые квоты ключевых показателей эффективности позволяют более точно определить результаты и оценить вклад конкретных проектов в достижение стратегических целей в области технологий и инноваций.

В рамках второго подхода предусматривается увеличение сроков финансирова-

ния научных исследований. Кроме того, планируется финансирование параллельных линий разработки технологий и продуктов одного назначения, снижение требований по софинансированию в рамках государственной поддержки.

Третий подход направлен на создание новых рынков для продвижения инновационной высокотехнологичной продукции, разработанной на основе сквозных технологий. Внедрение бизнес-моделей через запуск пилотных проектов. К 2030 года планируется завершение ключевых проектов в сфере коммерческих беспилотных грузовых перевозок.

Правительство РФ ведет активную работу по исследованию передовых технологий, призванных обеспечить прорывное развитие отраслей экономики страны.

Определены 5 проектов-маяков, которые станут основой формирования новых рынков высокотехнологичной продукции в России.

1. «Электроавтомобиль и водородный автомобиль»: создание семейства автомобилей на электричестве, в том числе с использованием водородных топливных элементов.

2. «Беспилотные логистические коридоры»: транспортные коридоры для перевозки грузов. Цель: создание и вывод на рынок беспилотных грузовых автомобилей (на основе ИИ), а также сервисов беспилотных грузовых перевозок.

3. «Автономное судовождение»: внедрение беспилотных технологий в судоходстве.

4. «Беспилотная аэродоставка грузов». Данный проект направлен на вывод сервисов беспилотных грузовых авиаперевозок на российский рынок, с целью снижения эксплуатационных расходов и увеличения средней коммерческой скорости грузоперевозок.

5. «Персонализированные медицинские помощники»: система дистанционного мониторинга, позволяющая снизить риск развития осложнений сахарного диабета.

Подводя итоги, концепция направлена на достижение «технологического суверенитета» страны. На практике это предполагает рост инновационной активности

предприятий, формирование собственных направлений в разработке технологий и появление на рынке отечественных высокотехнологичных товаров и услуг.

В Глобальном инновационном индексе (ГИИ) за 2023 год Россия занимает 51-е место, традиционно входя в первую четверть рейтинга (табл.). Учитывая изменения в модификации формирования рейтинга за последние пять лет (расширение списка стран для анализа, корректировки методологии рейтинга и оценки ряда индикаторов), позиции России остаются стабильными, колеблясь в пределах 45-51 места.

В сравнительном анализе с другими странами, Россия занимает 7-е место среди 36 стран с уровнем ВВП на душу населе-

ния выше среднего и 31-е место среди стран Европы [3, 4]. Также отмечается явное расширение разрыва между показателями страны по субиндексам «ресурсы инноваций» и «результаты инноваций» (переход с 43-го на 58-е место), тем самым проявляется снижение эффективности инновационной деятельности. В том числе необходимо учитывать мировые тенденции, после 2020 года глобальная производительность труда резко упала до нуля в, и в период 2021-2023 динамика производительности остается ниже тренда, из-за последствий более высоких затрат на энергоносители, а также нарушения цепочки поставок, вызванного геополитическими конфликтами между странами.

Таблица. Динамика позиций России в ГИИ: 201 [9-2023 годы

Критерии 2019 2020 2021 2022 2023

Место в рейтинге 46 47 45 47 51

Ресурсы инноваций 41 42 43 46 58

Результаты инноваций 59 58 52 50 53

Количество анализируемых стран 129 131 132 132 132

В 2022 году отмечается положительная динамика по большинству компонентов инновационного индекса по сравнению с данными за 2021 (рис.). Особенно заметным является укрепление позиций по показателям развития человеческого капитала и ресурсной базы науки (с 29 на 27 строчку), что подчеркивает важность инвестиций в образование, научные исследования и развитие человеческого потенциала для стимулирования НИОКР.

Значительное сокращение позиций зафиксировано в 2023 году по всем показателям (по сравнению с 2022 г.), за исключением критериев развитие бизнеса, а также человеческий капитал и наука. Существенное падение позиций в рейтинге может быть обусловлены сильным санкци-онным давлением, последствием которого является ограниченный доступ к ресурсам и технологиям, отсутствие международных интеграция прежнего уровня и необходимость поиска новых рынков сбыта.

0 20 40 й) Н 100 120 1202Í 12022 »2021

Рис. Позиции России по компонентам инновационного индекса, 2021-2023

Таким образом, внешнеэкономическая деятельность напрямую влияет на динамику в промышленности, венчурное финансирование для реализации проектов, темпы освоения инноваций и загруженность производственных мощностей.

Согласно исследованиям, многие авторы сходятся во мнении, что внедрение цифровых технологий в операционную деятельность промышленного предприятия способствует повышению его устойчивости, увеличению эффективности производства, сокращению времени, необходимого для разработки и изготовления продукции, а также для вывода ее на рынок и поставки потребителю. Кроме того, это позволяет оптимизировать процессы формирования и использования ресурсов компании [5, 6].

Успешная реализация цифровизации промышленных предприятий тесно связана с несколькими ключевыми факторами. На текущий момент наблюдается ограниченный охват мероприятий в данной сфере, при чем эти процессы преимущественно вовлекают крупные вертикально интегрированные агрохолдинги, в то время как участие малых и средних производителей в этих инициативах остается незначительным. Как правило, компании ограничиваются частичным внедрением готовых решений, ориентированных на определенные задачи. Этот подход чаще всего фокусируется на производственных процессах, оставляя в стороне вопросы, связанные с процессами переработки и эффективным сбытом продукции. Такой акцент на узкоспециализированных аспектах цифровиза-ции, особенно в производственном секторе, вносит существенные ограничения в широкомасштабное внедрение цифровых технологий в промышленность.

Лидеры отрасли такие как ПАО «КАМАЗ», «РусАл», «Вертолеты России», «ОАК» и другие компании, активно формируют «Центры цифровой трансформации» и «Центры компетенций». Данные центры играют ключевую роль в разработке, тестировании и внедрении передовых цифровых решений. Подобные инициативы способствуют успешной интеграции других компаний в про-

цесс цифрового развития, следуя общим темпам отрасли.

Цифровая трансформация позволяет отечественным компаниям производить высокотехнологичную продукцию, не уступающую по своим характеристикам другим ведущим мировым производителям. В настоящее время цифровизация становится все более распространенной в сфере промышленной безопасности, поскольку вопросы охраны труда и здоровья работников стоят в приоритете у компаний. Инновации в этой области направлены не только на реагирование на произошедшие события, но и на их предотвращение с использованием превентивных мер. Достигнуть этого возможно путем внедрения новых методов производства и цифровых решений, способствующих повышению эффективности производства, снижению числа производственных травм, а также увеличению общего уровня безаварийности и безопасности на производстве.

Помимо этого, созданная ГИСП представляет собой представляет собой информационный ресурс, содержащий сведения о текущем положении и перспективах развития промышленного сектора в России. В систему входит информация о действующих предприятиях, а также о запланированных проектах, реализуемых объемах и основных видов промышленной продукции. Кроме того, меры господдержки, комплексный анализ сведений о субъектах промышленности и производственных мощностей также отражены в системе.

Внедрение такой информационной экосистемы обеспечивает возможность оперативного получения информации о планах предприятий в онлайн режиме и позволяет своевременно учитывать изменения в структуре загрузки схожих производств в различных регионах страны. Цифровая платформа стимулирует сотрудничество и содействует производителям в получении государственной поддержки, оптимизации закупочных и логистических процессов.

Более 100 разнообразных сервисов, включая финансовые, страховые и юридические, уже доступны пользователям. Система содержит базу нормативно-

правовых документов, предоставляет открытый каталог промышленных площадок с указанием направлений работы, специализации и местоположения.

Данная платформа объединяет более 140 000 участников промышленной кооперации, 58 000 поставщиков и производителей продукции, а также более 1000 представителей органов государственной власти. Зарегистрированным предприятиям доступно участие в Национальном проекте «Производительность труда», в рамках которого возможно получение комплексного решения задач на пути цифровой трансформации. А именно разработка стратегии, целевой модели бизнес-процессов, внедрение и эксплуатацию отдельных ИТ-систем на безвозмездной основе.

Под термином «цифровая зрелость» подразумевается готовность предприятий к внедрению в новый технологический порядок, последние достижения цифровых технологий.

Для ее достижения требуется активное участие государства на стадии формирования. Это выражается в привлечении инвестиций, создании условий для максимального использования научных и производственных ресурсов, появлении новых участников на рынке и формировании основы для развития обрабатывающих отраслей. Разработка единой методики оценки цифровой зрелости предприятий промышленности позволит проводить сравнительный анализ между производствами и предоставлять конкретные рекомендации по использованию digital продуктов и сервисов. Основываясь на обобщенных данных, государство сможет лучше понимать потребности в объемах поддержки и необходимых мерах для наиболее эффективного содействия процессам трансформации.

Начиная с 2023 года оценка цифровой зрелости стала обязательной для всех промышленных предприятий, претендующих на государственную поддержку, и должна проводиться не реже одного раза в полугодие.

Система направлений оценки цифровой зрелости предприятия представляет собой инструмент, который позволяет оценить уровень использования цифровых техно-

логий и инноваций внутри организации. Она включает в себя 3 уровня:

1) Уровень цифровизации бизнес-процессов в цепочке создания добавленной стоимости;

2) Уровень цифровизации вспомогательных процессов;

3) Уровень технологического развития информационных технологий на предприятии.

Благодаря данным мерам поддержки уже запущены пилотные проекты по бесшовной интеграции учетных систем предприятий с ГИСП. Впоследствии область применения технологий ИИ станет возможным для анализа деятельности предприятий, их уровня цифрового развития и эффективности мер, оказываемых государством.

Однако, 2022 год ознаменовался значительными изменениями в сфере цифрови-зации промышленности, выходом большинства предприятий за рамки привычного функционирования и рядом барьеров, в связи с введенными санкциями. Столкнувшись с оттоком квалифицированных IT-специалистов, многие компании потерпели финансовые потери. Ситуация усложняется ограниченностью доступа к иностранному ПО для управления предприятиями, в частности, к системам автоматизированного проектирования (САПР). В эту категорию входят такие продукты, как SAP, Oracle, Microsoft, Autodesk и многие другие. Таким образом, кадровый дефицит значительно снижает позиции России в мировом рейтинге [7].

Заключение

Подводя итоги, существует прямая зависимость между эффективностью деятельности промышленных предприятий и внедрением цифровых технологий. Предприятия, успешно интегрировавшие цифровые технологии, демонстрируют более высокие финансовые результаты доходности и выручки.

В современном контексте цифровая трансформация подразумевает радикальные изменения, которые полностью затрагивают жизненный цикл производства товаров. Данные изменения приводят к пересмотру десятилетиями сложившихся мето-

дов управления, включая применение информационных систем. Учитывая высокую конкуренции в цифровом пространстве, необходимо разработать новые инструменты и методы для успешной деятельности, а также быть готовыми адаптироваться к изменяющемуся поведению покупателей в перспективе долгосрочного развития.

В целом, российское законодательство не определяет полномочия властных субъектов, ответственных за осуществление государственного управления в рамках НИС. В свою очередь, отсутствие или недостаточность норм, регулирующих управленческую деятельность властных субъектов в области инновационного развития экономики. Подобная неопределенность также препятствует эффективной координации действий органов власти на региональном и федеральном уровнях, затрудняя внедрение и продвижение инно-

Более того, следует отметить, что многие предприятия в России, пошагово внедряя цифровые процессы, столкнулись с неподготовленностью к радикальным технологическим изменениям и повышению уровня цифровизации деятельности. Проблема обусловлена ограниченным финансовым и техническим обеспечением, высокими затратами на внедрение цифровых технологий, а также отсутствием зарубежных программных обеспечений.

Интеграция новых технологий и содействие инновациям на финансовом рынке способствуют расширению финансовой доступности разнообразных цифровых технологий для удовлетворения потребностей граждан и бизнеса. И также стимулирует появление новых бизнес-моделей, увеличивает производительность труда и, в конечном итоге, вносит весомый вклад в структурную трансформацию российской экономики.

вации на территории страны.

Библиографический список

1. Сажина М.А. Национальная инновационная система в условиях дестабилизации экономики / М.А. Сажина, А.А. Ильина // Государственное управление. Электронный Вестник. - 2021. - №84. - С. 109-127.

2. Ярова Т.В. Инновационные государственные программы: механизм формирования и реализации / Т.В. Ярова, А.И. Духанина // Вестник Академии знаний. - 2023. - № 54 (1). -С. 276-281.

3. WIPO. Technology trend 2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_1055_2021.pdf.

4. WIPO. Global Innovation Index 2023. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo-pub-2000-2023-en-main-report-global-innovation-index-2023-16th-edition.pdf.

5. Бакрунов Ю.О. Цифровизация в промышленности: основные тренды и задачи обеспечения конкурентоспособности / Ю.О. Бакрунов, А.В. Олейник [и другие] // Московский экономический журнал. - 2022. - №9. - С. 799-811.

6. Коровин Г.Б. Сравнительная оценка цифровизации индустриальных регионов РФ / Г.Б. Коровин // Экономика региона. - 2023. - Т. 19 (1). - С. 60-74

7. Варавва М.Ю. Кадровый разрыв: масштабы и факторы дефицита ИТ-кадров в России / М.Ю. Варавва // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. - 2023. - Т. 20. № 4 (130). - С. 171180.

DIGITALIZATION OF INDUSTRY AS A DRIVER OF NATIONAL ECONOMIC

DEVELOPMENT

A.V. Makrushina, Graduate Student I.S. Zimina, Graduate Student

Financial University under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)

Abstract. In the context of the globalization of the world economy, differences between countries that are undergoing the stages of transition from an industrial formation to an information one, as well as to a digital one, are noticeably increasing. This process entails changes in management activities and in the management paradigm of the innovative economy. As part of the study, the impact of digitalization processes on the dynamics of the introduction of innovative technologies in the industrial sector is assessed, analyzing the mechanisms andfactors that highlight digital transformation as a driver of economic development. The study revealed the degree of influence of the digitalization of industry on the pace of economic growth of the national economy, as well as on the labor market and social aspects. The position of Russia among the countries that have most successfully integrated digital technologies into business processes has been determined.

Keywords: digitalization of industry, beacon projects, digital maturity, national innovation systems, government support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.