Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ В НЕЙ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ В НЕЙ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ККТ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / РЕАЛЬНЫЕ ДОХОДЫ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / ФИСКАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернышенко Илья Геннадьевич

На сегодняшний день контрольно-кассовая техника является одним из средств цифровизации как ведения бизнеса предпринимателями, так и налогового администрирования. Законодательные и практические аспекты регистрации и применения контрольно-кассовой техники становятся поводом для столкновения интересов государства и бизнеса. С одной стороны, применение ККТ оптимизирует предпринимательскую деятельность путем доступности хозяйствующих субъектов к онлайн-сервисам, а с другой стороны, вызывает множество технически-организационных проблем. Автором статьи выдвинуты предложения по усовершенствованию порядка применения предпринимателями (особенно субъектами малого бизнеса) ККТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чернышенко Илья Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALISATION OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES THROUGH THE USE OF CASH REGISTERS

Today, cash registers are one of the means of digitalization of both doing business by entrepreneurs and tax administration. The legislative and practical aspects of registration and application of cash registers are becoming an occasion of clash of interests of the government and business. On the one hand, the application of cash registers optimizes business activities through the accessibility of business entities to online services, but on the other hand, it raises many technical and organizational problems. The author of this article offers suggestions for improving the use of cash registers by entrepreneurs (especially small businesses).

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ В НЕЙ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ»

Чернышенко Илья Геннадьевич Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации Юридический факультет Россия, Москва Cheig@inbox.ru Chernyshenko Ilya Financial University under the Government of

the Russian Federation Law Faculty Russia, Moscow

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ В НЕЙ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ Аннотация. На сегодняшний день контрольно-кассовая техника является одним из средств цифровизации как ведения бизнеса предпринимателями, так и налогового администрирования. Законодательные и практические аспекты регистрации и применения контрольно-кассовой техники становятся поводом для столкновения интересов государства и бизнеса. С одной стороны, применение ККТ оптимизирует предпринимательскую деятельность путем доступности хозяйствующих субъектов к онлайн-сервисам, а с другой стороны, вызывает множество технически-организационных проблем. Автором статьи выдвинуты предложения по усовершенствованию порядка применения предпринимателями (особенно субъектами малого бизнеса) ККТ. Ключевые слова: ККТ, малый бизнес, реальные доходы, налоговая система, фискальные данные.

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ ВЫПУСК № 19

УДК 347

DIGITALISATION OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES THROUGH THE USE OF CASH REGISTERS

Annotation. Today, cash registers are one of the means of digitalization of both doing business by entrepreneurs and tax administration. The legislative and practical aspects of registration and application of cash registers are becoming an occasion of clash of interests of the government and business. On the one hand, the application of cash registers optimizes business activities through the accessibility of business entities to online services, but on the other hand, it raises many technical and organizational problems. The author of this article offers suggestions for improving the use of cash registers by entrepreneurs (especially small businesses). Key words: cash registers, small business, real income, tax system, fiscal data.

В 2021 году завершилась реформа ККТ, проводимая налоговыми органами с целью использования бесконтактных способов взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами путем совершенствования онлайн-сервисов ФНС России.

Так, практически все категории индивидуальных предпринимателей теперь обязаны применять ККТ. Порядок реализации обязательного применения ККТ предполагает: покупку за собственный счет ККТ и расходных материалов к ней, регистрацию ККТ в налоговом органе, последующее осуществление расчетов с покупателем (клиентом) на месте совершения покупки / оказания услуги.

Расчет продавца с покупателем подтверждается, как правило, кассовым чеком строгой отчетности на бумажном носителе.

Фискальный документ, который формируется, как правило, в конце рабочего дня (смены), содержит информацию о реальном доходе, направляется онлайн (в электронной форме) в налоговый орган через оператора фискальных

данных (в соответствии с Письмом ФНС России от 22.10.2021 N ПА-4-20/14958@).

Значение повсеместного введения применения ККТ в рамках реформы налоговых органов оценивается исследователями по данной теме по-разному. Так, Д. Ю. Бобошко определяет суть применения ККТ через тотальное отслеживание доходов в целях уплаты налогов путем применения системы, позволяющей передавать данные о выручке в режиме реального времени [1], Р. А. Саксунов (начальник контрольного отдела управления ФНС в республике Башкортостан) объясняет суть применения в максимальном исключении общения с представителем налогового органа и значительной экономии трудозатрат и времени [3]. И.П. Довбий видит суть применения ККТ в стимулировании готовности бизнеса к предоставлению уникальных инновационных услуг [2, с. 163].

Отметим, что мнение первого ученого наиболее реалистично и приоритетно среди других, поскольку основная цель проведения реформы по внедрению в деятельность бизнеса ККТ заключались в исчезновении теневого бизнеса, в получении исчерпывающей информации о реальных доходах от предпринимателей. Мнение второго ученого также справедливо относительно коренного изменения подачи отчетности в налоговые органы (т.е. с фактического обращения в налоговых орган на отправление электронных данных). Мнение третьего ученого очень спорно, поскольку лишь малая часть сферы малого и среднего бизнеса предоставляет подобные уникальные инновационные услуги, а в большинстве случаев субъекты малого и среднего предпринимательство связаны с повседневной торговлей и оказанием услуг.

Позиция налоговых органов основывается же на автоматизации налогового администрирования, создании удобной среды общения налоговых органов с предпринимателями, обеспечении роста поступлений в бюджет и снижении налоговой нагрузки.

Автор настоящей статьи полагает, что технологическая оснащенность бизнеса подобными сервисами, действительно, предполагает освобождение предпринимателей от ведения документной отчетности в письменной форме, обращений в налоговые органы со встречающимися очередями и невозможностью записи обращения в налоговый орган в ближайшее время, минимизация появления и деятельности на рынке теневого бизнеса. С другой стороны, недоработанный процесс повсеместного внедрения ККТ, учитывая специфические условия деятельности хозяйствующих субъектов малого бизнеса, может дать обратный эффект: увеличение налоговой нагрузки (с переходом на новый налоговый режим), траты со стороны предпринимателя (за собственный счет) на содержание такой технологии, ее неустойчивая работа и др.

Перейдем к изложению положительных сторон применения ККТ субъектами малого и среднего предпринимательства, а также к преимуществам для налоговых органов во внедрении обязательного применения ККТ:

1) упрощение порядка взаимодействия налоговых органов и предпринимателей;

2) прозрачность деятельности предпринимателя;

3) доступность для всех предпринимателей использования электронных сервисов (улучшение технологической оснащенности ведения бизнеса);

4) минимизация укрывательства реальной выручки предпринимателями (для налоговых органов);

5) удобство в обработке финансовой информации (в электронной форме), в контроле за оборотом и показателями бизнеса;

6) снижение бумажной отчетности (антипод - рост обязательной отчетности в электронной форме);

7) возможность получения права добросовестным предпринимателям, применяющим ККТ, на дополнительное стимулирование бизнеса;

315

8) быстрое осуществление операций (например, возврата товара), либо разрешение споров с покупателями (клиентами) посредством облегченного доступа к проводимым транзакциям.

Таким образом, все приведенные свыше преимущества от применения ККТ, действительно, оптимизируют деятельность предпринимателей посредством использования цифровых технологий.

Далее, проклассифицируем актуальные проблемы применения ККТ на следующие группы:

1) объективные проблемы, с которыми может столкнуться любой субъект малого и среднего предпринимательства:

- рост бремени на содержание контрольно-кассовой техники:

a) ее установкой и регистрацией;

b) обеспечением работы ККТ (покупка расходных материалов и самой техники за свой счет, если отсутствует связь / Интернет-соединение, необходимо ее обеспечить);

^ обучением субъектов МСП выполнению различного рода действий в ККТ (запись товара, его маркировка путем нанесения штрих-кода, формирование заказа, ручная отправка фискальных документов в случае нестабильного Интернет-соединения);

d) ведением дополнительных документов и учетов по итогам применения ККТ.

- невозможность обеспечения надлежащей и непрерывной работы ККТ в определенных местах осуществления расчетов между покупателями и клиентами (например, в ярмарках, ларьках и др.) в силу неустойчивости Интернет-соединения или его отсутствия при направлении электронных данных в налоговый орган, стационарного электропитания, стабильной сотовой связи при подключении ККТ к оператору сотой связи, физической возможности установки ККТ, например, на уличных розничных рынках в минусовую температуру;

- невозможность приобретения ККТ в периоды «ажиотажного спроса» на них, что является предпосылкой для применения в отношении предпринимателя штрафных санкций;

- кроме этого, отсутствие на сегодняшний день (в период введения санкций) возможности применения ККТ при дефиците расходных материалов (например, чековой ленты), при возможном отключении ККТ от операционного обеспечения ввиду наложения санкций;

- невозможность эксплуатации касс, которых уже нет в Реестре ККТ или которые исчерпали срок амортизации.

2) проблемы столкновения интересов бизнеса и государственной власти, иначе - сопротивление ряда предпринимателей проведению реформы ККТ:

- ущемление интересов малого и среднего бизнеса, которые долгие годы против высоких налоговых ставок по сравнению с действием предыдущего налогового режима (например, ЕНВД);

- Т. А. Силина, С. В. Карпенко, М. А. Хатков, говоря уже о преимуществе ККТ, выражают свое мнение насчет снижения количества проверок в отношении предпринимателей [4, с. 260]. Хотя отметим, что с учетом реального положения дел увеличивается количество рейдов, осуществляемых сотрудниками налоговых органов, которые внепланово, под видом клиентов осуществляют покупку с целью проверки занесения покупаемого товара и выдачи соответствующего чека. В связи с ростом числа подобных рейдов не может быть и речи о снижении числа налоговых проверок (проблема ужесточения контроля). Например, только в начале января 2022 г. в г. Орел были проведены 11 проверок по проверке соблюдения требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники [5];

- нецелесообразность применения ККТ предпринимателями на патентной системе налогообложения ввиду того, что данные субъекты

уплачивают фиксированную сумму (патент), которая никак не зависит от реальных доходов;

К сожалению, при неучёте подобных проблем в оценке эффективности реформы ККТ высока вероятность угрозы исчезновения (ухода с рынка) малого бизнеса, который откажется от обязательного применения ККТ, а данное обстоятельство, в свою очередь, отрицательно скажется на экономическом развитии государства, на снижении поступлений средств в государственный бюджет.

Позиция предпринимателей в отношении применения ККТ вполне объективно выражена Экспертной группой членов Союза продовольственных рынков России [6] в том плане, что обязательное применение ККТ для субъектов малого и среднего предпринимательства (особенно малого бизнеса) усугубит ситуацию в отрасли рыночной и ярмарочной торговли, приведет к ликвидации такой отрасли. Отметим, что отрасли рыночной и ярмарочной торговли - основная экономическая ниша для большинства представителей малого предпринимательства. Усугубление ситуации предприниматели связывают с единственным источником заработка - ведением предпринимательской деятельности, невысоким уровнем дохода. Укажем, что государственная политика в области развития предпринимательства не должна носить характер давления на малых хозяйствующих субъектов. Необходимо подчеркнуть, что предпринимательская деятельность таких субъектов по праву считается основным каналом продажи товаров и оказания услуг, таким образом, органы государственной власти должны сделать все возможное для того, что поддерживать их деятельность, стимулировать их развивать собственный бизнес, а не увеличивать нагрузку на бизнес и не «нагнетать» избыточным контролем.

С учетом вышеизложенного, автор настоящей статьи предлагает учесть следующие доработки в проведенной налоговыми органами реформы ККТ,

которые позволят оптимизировать применение ККТ в деятельности хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства:

1. На случай введения санкционных мер в отношении производителей кассовой техники, либо расходных материалов к ней, также в случае товарного дефицита на расходные материалы и учитывая во внимание объективный резкий спад доходов у субъектов МСП в период напряженной международной обстановки ввести временный мораторий на применение ККТ субъектами малого и среднего предпринимательства, заменив подтверждение факта покупки или оказания услуги не кассовым чеком, а товарным чеком, как до введения применения контрольно-кассовой техники. Данная мера позволит освободить малый и средний бизнес от избыточной нагрузки на содержание ККТ, лицам, которые не успели приобрести контрольно-кассовую технику, позволит сберечь доходы, увеличить время для поиска, покупки и регистрации ККТ.

2. Определить такие места осуществления расчета, где применение ККТ невозможно (например, на рынках и ярмарках при отсутствии обеспечения Интернет-соединением или стационарным электропитанием, в территориальной местности, удаленной от мест связи (либо нестабильной связи сотового оператора), в местах мелкорозничных продаж и др.), предоставить предпринимателям, осуществляющим продажи в таких местах, право не необязательное применение ККТ.

3. Получение права не необязательное применение ККТ индивидуальными предпринимателями, которые находятся на патентной системе налогообложения, либо которые только еще перешли на нее после отмены ЕНВД, что будет способствовать снижению налоговой нагрузки ввиду перехода на налоговый режим с новыми условиями о начислении налоговых платежей, объективной оценке реальных доходов, где показателем будет не выручка предпринимателя, а фиксированная сумма патента (установленный

налоговым законодательством потенциальный годовой доход).

319

4. Продолжение разъяснительной работы ФНС среди субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих при расчетах с клиентами ККТ, не только по ответам на интересующиеся вопросы применения ККТ, но и по указанию преимуществ ее применения. Реализация данной меры обеспечит предоставление подробного информационного материала по возможным мерам государственной поддержки, которую вправе будут получить субъекты малого и среднего предпринимательства, если последние приобретут ККТ и будут непрерывно применять ее в расчетах со своими клиентами, а также позволит обеспечить дополнительное стимулирование налоговыми органами заинтересованности у предпринимателей в применении ККТ.

5. Увеличение числа специалистов в области применения ККТ для оказания консультативной помощи индивидуальным предпринимателям, к примеру, за счет набора таких технических специалистов в штат каждой налоговой инспекции на основании заключения с ними гражданско-правовых договоров в области оказания услуг по консультативной помощи предпринимателям, применяющим ККТ, которая зарегистрирована в налоговом органе и соответствует всем тем техническим характеристикам, которые прямо поименованы в Реестре ККТ.

6. Обсуждение предложения по возвращению государственной программы компенсации затрат на приобретение ККТ предпринимателям, которые раннее не были обязаны ее использовать ввиду действия отсрочки. Реализация данной меры позволит избежать многим предпринимателям дополнительных затрат из собственной выручки на технологическую оснащенность своего бизнеса ККТ и всеми составляющими данной техники.

Список литературы:

1. Бобошко Д. Ю. Перспективы применения вмененных налогов и сборов в условиях цифровизации налогового администрирования // Налоги. 2021. № 6. С. 2 - 7.

2. Довбий И. П. Контрольно-кассовая техника для субъектов предпринимательства: региональные аспекты Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 10 (406). С. 156-165.

3. Саксунов Р. А. Реализация программы повышения эффективности контрольной работы. Конструктивное взаимодействие с правоохранительными органами. Новый порядок применения ККТ // Сборник «Совершенствование налогового администрирования». Материалы первой научно-практической конференции, 2016 г., с. 8690.

4. Силина Т. А., Карпенко С. В., Хатков М. А. Новая контрольно-кассовая техника как инструмент налогового и финансового контроля // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2016. № 4 (190). С. 259-266.

5. Инспекция производит выдачу КЭП [Электронный ресурс] // URL: https://www.nalog.gov.rU/m14/news/activities_fts/11094816/.

6. Введение ККТ может негативно отразиться на работе рынков [Электронный ресурс] // URL: https://chr.plus.rbc.ru/partners/5d0b70d77a8aa94f6b7afca4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.