Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 10 (406). Экономические науки. Вып. 58. С. 156—165.
УДК 332.1 ББК У261.9
КОНТРОЛЬНО-КАССОВАЯ ТЕХНИКА ДЛЯ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
И. П. Довбий
Южно-Уральский государственный университет (НИУ), Челябинск, Россия
Цифровые технологии изменяют структуру бизнес-среды. Увеличивается разрыв между теми, кто работает «по старинке» и теми, кто готов использовать новые возможности информатизации. Это также касается использования новой контрольно-кассовой техники. Региональные и муниципальные власти, отвечающие за предпринимательский климат на местах, должны проводить мониторинг и анализ потребностей общества и предпринимательства для преодоления разрывов в экономическом развитии, контролировать возможности и готовность бизнеса к предоставлению уникальных инновационных услуг
Ключевые слова: предпринимательство, региональные и муниципальные власти, предпринимательский климат, онлайн-касса, контрольно-кассовая техника, кассовый чек, ФНС, оператор фискальных данных.
На Петербургском международном экономическом форуме-2017 много говорилось о новых реалиях, определяющих возможности предпринимательства в условиях цифровой экономики. «Новые технологии стремительно меняют привычный уклад жизни, формируют новые отрасли и профессии, открывают принципиально другие возможности для развития, но и порождают новые угрозы» [5]. «Онлайнизация» расчетов и транзакций определяет направления развития предпринимательства: Россия, претендующая на статус развитой экономической державы, не должна отставать от общемировых трендов, в том числе в части применения онлайн-касс. В числе стран, перешедших на новые технологии контроля за применением контрольно-кассовой техники (ККТ), следует назвать Черногорию (2001), Сербию (2004), Южную Корею (2005), Канаду и Швецию (2010), Польшу (2011) Венгрию, Грузию и Казахстан (2012) и др. [15]. Основная цель подобных реформ — обеспечение прозрачности розничной торговли и вывод денежных потоков из сферы теневого оборота [10].
Принятие в 2003 г. Федерального закона № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа»1 положило начало повсеместному контролю за розничной торговлей и сферой услуг. Обязанность использовать контрольно-кассовую технику вменялась продавцам в случаях выполнения торговых операций и оказания услуг
1 См.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW 42359/.
при расчетах: наличными деньгами, с использованием электронных средств платежа и платежных карт [9]. Под контрольно-кассовыми аппаратами понимались чекопечатающие устройства, оснащенные фискальной памятью и электронной защищенной контрольной лентой, предназначенные для регистрации и учета денежных расчетов с покупателями (наличных и безналичных), обеспечивающие печать на бумаге кассового чека. Данная техника подлежала обязательной постановке на учет и регистрации. От обязанности применения ККТ был освобожден целый ряд субъектов малого предпринимательства, в частности: работающих на патенте, применяющих режим ЕНВД и т. д.
Вступление в силу измененных норм закона, предусматривающего переход на новый тип ККТ, обеспечивающей онлайн-передачу информации в налоговые органы2 через операторов фискальных данных, означало необходимость модернизации контрольно-кассовых машин старого типа или замену на новые (онлайн-кассы), призванные обеспечить передачу информации о расчетах в налоговые органы в электронном формате через оператора фискальных данных (ОФД).
Апробация технологии осуществлялась с 1 августа 2014 г. по 1 февраля 2015 г. в соответствии
2 Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200743/).
с Постановлением Правительства РФ1 в четырех субъектах: Москве, Калужской и Московской областях, Республике Татарстан. В качестве цели эксперимента рассматривались удобство и финансовая эффективность применения новой технологии передачи информации. Участниками эксперимента стали свыше тысячи налогоплательщиков различных масштабов и видов деятельности. За шесть месяцев эксперимента было подключено свыше 4 тыс. кассовых аппаратов; объем кассовых чеков превысил 13 млрд р. [15].
Перспективы развития цифровой экономики диктуют необходимость автоматизации розничной торговли и применения нового типа ККТ. Онлайн-касса представляет собой программно-аппаратное шифровальное (компьютерное) устройство, которое хранит и защищает информацию о платежах2, передает через Интернет данные о произведенных расчетах и получении денег за проданные товары (работы, услуги) в налоговую инспекцию через специализированных операторов фискальных данных. Особенность новых кассовых аппаратов состоит в том, что они должны: иметь встроенный в корпус фискальный накопитель, печатать на чеке QR-код, а также обозначенные законом данные (реквизиты). Каждый работающий на местах аппарат должен быть занесен в специальный, утвержденный ФНС реестр моделей ККТ.
Федеральным законом № 290-ФЗ от 03.07.2016 были определены сроки перехода на новую форму регистрации транзакций в течение ближайших трех лет:
— до 1 июля 2017 г. — использование новой техники на добровольных началах, возможность модернизации имеющейся ККТ и ее перерегистрация;
— с 1 февраля 2017 г. — прекращение регистрации в налоговых органах ККТ старого типа;
— с 1 июля 2017 г. — переход организаций и большинства индивидуальных предпринимателей на онлайн-ККТ (с фискальным накоплением данных)3;
1 Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 № 657 «О проведении в 2014—2015 годах эксперимента по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в целях совершенствования порядка ее регистрации и применения» (http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_165613/).
2 Фискальный накопитель находится в опломбированном корпусе, надежно защищен и содержит шифровальные ключи.
3 Исключение для индивидуальных предпринимателей, работающих на патенте, организаций и предпри-
— с 1 января 2018 г. — переход на электронный формат формирования и передачи чеков (бумажные чеки подлежат выдаче по требованию покупателей);
— с 1 июля 2018 г. обязанность применять ККТ нового типа распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых попадает под систему налогообложения виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ст. 346.26, п. 2 Налогового кодекса РФ), а также: оказывающих услуги населению, торгующих некоторыми видами товаров (чайная продукция в поездах, лотерейные билеты, почтовые марки по номинальной стоимости), использующих торговые автоматы и работающих на патенте.
Обязательным условием применения ККТ нового образца является заключение договора с ОФД — совершенно новым субъектом во взаимоотношениях налоговых органов и налогоплательщиков. Оператором может стать российская организация, прошедшая необходимую проверку и получившая разрешение на обработку фискальных данных. Функции ОФД: прием от любой контрольно-кассовой техники фискальной информации и проверка фискального признака, формирование подтверждения приема фискальной информации; обеспечение конфиденциальности фискальной информации, ее передача в ФНС и хранение в течение пяти лет; проверка чека покупателем и отправка чека покупателю в электронном виде; передача заявления в ФНС о регистрации, перерегистрации и снятии с учета контрольно-кассовой техники в электронном виде. Список аккредитованных ОФД представлен на сайте ФНС. Налогоплательщик регистрирует онлайн-кассу в ИФНС и заключает договор с ОФД. Заключение договора является обязательным, однако за предпринимательством остается право смены оператора. Ежегодная стоимость услуг превышает 3 тыс. р.
Совершенно очевидно, что фискальные интересы государства, стремящегося к максимизации взимаемых налогов, противоречат интересам предпринимательства, желающего минимизировать транзакционные издержки, в том числе на приобретении и обслуживании ККТ [2; 4; 13; 14]. Для самого бизнеса внедрение онлайн-касс сопряжено не только с дополнительными расходами и убытками, но и с физической доступностью покупки и обслуживания новой техники.
В соответствии с законом техническое обслуживание не обязательно для регистрации кассового
нимателей на Едином налоге на вмененный доход, а также оказывающих услуги населению (примеч. авт.).
аппарата в ФНС России, поскольку Федеральной налоговой службой осуществляется поэкземпляр-ный учет произведенных кассовых аппаратов и фискальных накопителей. Для налогоплательщиков ФНС выпущен Каталог контрольно-кассовой техники, в котором приведены: во-первых, перечень контрольно-кассовой техники старого типа и ее изготовителей: АО «ШТРИХ-М», ООО «НТЦ «Измеритель», ООО «Тринити», ООО «АТОЛ СВОЙ МАГАЗИН», ОАО СКБ ВТ «Искра», ООО «РР-Электро», ООО «Дримкас», ЗАО «СЧЕТМАШ», ООО «Кристалл Сервис Интеграция», ООО «НТЦ Альфа-Проект», ООО «Пионер инжиниринг», ООО «Ярус Лтд», ООО «ПОС система»; во-вторых, список изготовителей новой ККТ-техники, который практически не отличается от предшествующего, разве что новыми игроками стали ООО «ЭВОТОР», ООО «АТОЛ». Таким образом, в середине 2017 г. в России осуществляют деятельность 14 компаний — изготовителей ККТ.
Торгово-промышленная палата России, деятельность которой нацелена на защиту интересов предпринимательского сообщества, озабочена проблемой перехода на онлайн-кассы. Департамент развития предпринимательства ТПП РФ в связи с введением нового порядка применения контрольно-кассовой техники реализует проект «БИЗНЕС-ЭКСПЕРТИЗА. ККТ». В рамках проекта сформировано экспертное сообщество из числа действующих предпринимателей из различных регионов с целью пошагового анализа проблем и недоработок при переходе на новые ККТ [1].
По данным ТПП, установка новой кассы «под ключ» для бизнеса обойдется от 56 тыс. р. [6]. Так, стоимость кассового аппарата у крупнейших производителей ООО «Атол» и АО «Штрих» составляет порядка 20—21 тыс. р., что значительно выше гарантированного государством налогового вычета — 18 тыс. р. и предоставляемого только индивидуальным предпринимателям, плательщикам ЕНВД, ранее не использовавшим ККТ. Стоимость контрольно-кассовой техники существенно различается в зависимости от бренда производителя, типа, исполнения (табл. 1) [1].
После покупки нового аппарата необходимы затраты на его активацию (табл. 2), что предполагает ряд действий: установку (3 тыс. р.) (табл. 3), ежемесячное обслуживание (1 тыс. р.), заключение договора с оператором (3 тыс. р.), получение электронной цифровой подписи (1—1,5 тыс. р.) и оплата Интернета. Таким образом, суммарные расходы на установку онлайн-кассы составляют от 56 тыс. (Санкт-Петербург) до 117,5 тыс. р. (Кемеровская область). В Москве стоимость такого «набора» — 60 тыс. р. [7].
Таблица 1
Минимальная стоимость ККТ [1]
Производитель ККТ Минимальная средняя стоимость, р.
АО «Штрих-М» 21 000
ООО «НТЦ «Измеритель» 17 000
ООО «АТОЛ» 17 500
ООО «ЭВОТОР» 26 000
ООО «Дримкас» 17 500
ЗАО «СЧЕТМАШ» 19 000
ООО «Кристалл Сервис 33 000
Интеграция»
ООО «РР-Электро» 21 000
ООО «Пионер инжини- 17 500
ринг»
Таблица 2 Стоимость активации ККТ [1]
Услуга Средняя стоимость, р.
Установка 3000
Обслуживание аппарата, в месяц 500
Договор с оператором фискальных данных (ОФД) 3000
Квалифицированная электронная подпись (КЭП) 1000—1500
Программное обеспечение (при использовании фискальных регистраторов) 10 000
Оплата доступа в Интернет 1000
Таблица 3
Стоимость единовременных затрат на установку онлайн-касс [1]
Регион РФ Кол-во производителей Стоимость установки,р. Стоимость обслуживания, р./мес.
Курганская область 3 500—2000 350—600
Тюменская область 2 1500—2000 300
Челябинская область 2 1000—3000 450
ХМАО — Югра 3 2000—2500 350
Ямало-Ненецкий АО 0 1000—2000 500
Свердловская область 2 2000—4000 300
При зарегистрированных 14 производителях ККТ в регионах чаще всего представлены от двух до четырех [1], что «создает предпосылки для монополизации процесса со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями для предпринимателей» [8].
В Центральном федеральном округе (ФО) наблюдается наиболее благоприятная картина по присутствию производителей ККТ, в том числе: в Москве и Московской области — 9, во Владимирской области — 6, в Воронежской — 5, по 4 производителя в Белгородской, Брянской Липецкой, Рязанской областях. Наихудшее состояние дел в Костромской (1) и Орловской (2) областях (рис. 1).
В Северо-Западном ФО лишь в Санкт-Петербурге и Ленинградской области имеется 9 производителей ККМ. Менее обеспеченными являются Вологодская (4) и Мурманская (5) области. Остальные регионы имеют три и менее производителей (рис. 2).
В Южном ФОне наблюдается р азры в в региональном приеуентаии проинаедителтйККТ, однако максимальное чисет а Тетвпблизе Крым, Краснодарском каае нВоргоградритё пВласти (по 4), минимальное — в Релпубвике Авыгек (рил. 3—
В Северо-Кавказском ФО не более аелх вфо-изводителей имегхе свеы фкаиаоы и предзтави-тельства, при этом в Чвеенской Ретг^баике — ни одного (рис. 4).
В Приволжском ФО по пять производителей присутствуют в Пермском крае и Кировской области. Минимальное наличие — по 2 компании — в республиках Мордовия и Марий Эл, Нижегородской, Пензенской, Ульяновской областях и Удмуртской Республике (рис. 5).
Уральский и Сибирский федеральный округа имеют не более трех представителей производителей ККТ, при этом совершенно отсутствуют таковые в Ямало-Ненецком АО и Новосибирской области (рис. 6, 7).
В Дальневосточном ФО крайне неравномерное присутствие производителей ККМ: максимальное — в Амурской области (5), полное от-лутствиа — в Магадеелвтй орлаети и Еврейской АО (рж. И).
раким обраерм, з пяти рлгнснах России произ-водртели ККМ не аредсттеикны вообще; в семи Пмвихнах — ыовднгмв- Аитлиз данных позво-лветадзииразаклюканил о том, гто техническая портержка мовыо овмейн-касс не всегда может Выть озущегтвлена в целомряде регионов. Невозможность выполнения поставленных требований приведет к банкротству добросовестного
14
..:.....•.....•
V
4г
.Ргр.С. тМнезчеи плоизалдителейККР в Цемтралъном ФО
</ Л /
" о*5 & ¿Р о^ л/ О^ о^ У
_о> _о> _в> V о> л.® л л л
# * & & ¿Г &
* ^
С?"
Г У
«¡г
Рис. 2. Наличие производителей ККТ в Северо-Западном ФО
8
6
4
2
0
14 16
Рис. 3. Наличие производителей ККТ в Южном ФО
14 16
Рис. 4. Наличие производителей ККТ в Северо-Кавказском ФО
146
Рис. 5. Наличие производителей ККТ в Приволжском ФО
1416
14
3 2 3 3 2
12
/
0
У
г
/
л3 ^
5 /
у
✓ У
ж
¿У £
Рис. 6. Наличиепроизеодителей ККТ в Уральском ФО
> л* л* л х» <<° <<° > «Р <?
у У У У у у У / // у / / / У У У / У ✓ </ у у ✓
/у * *У У У
у
Рис. 7. Наличие производителей ККТ в Сибирском ФО
£
❖ > ^ о'
с/ У У у / > У У / ^
^ У У
Рис. 8. Наличие производителей ККТеДалънееосточном ФО
бизнеса или уходу в тень, сокращению рабочих мест. Кроме того, настораживает возможность утечки фискальных данных из ОФД.
Как указывается в Книге жалоб и предложений российского бизнеса за 2017 г., стоимость пакета услуг и для оборудования является неподъемной для бизнеса. Только в первый год работы общий
объем затрат для малого бизнеса и микробизнеса — 31,45 тыс. р., розничной торговли / услуг — 38,75 тыс., предприятий общепита — 98,1 тыс., гипермаркетов — 197,8 тыс. р. [7. С. 32—33]. Подсчитано, что затраты простого супермаркета на внедрение ККТ составят: контрольно-кассовый аппарат «Формат кассы — гипермаркет» —
от 66 тыс. р., стоимость годового обслуживания — 20,8 тыс. р. плюс стоимость считывателя штрихко-дов, монитора, ящика для денег [7. С. 76].-
Российская гильдия пекарей и кондитеров также приводит данные о суммарных затратах киосков хлебом и хлебобулочными изделиями: при выручке около 50—100 тыс. в год первый год эксплуатации обойдется в сумму от 18 тыс. до 35 тыс. р.: установка онлайн-ККТ требует 15—30 тыс., годовое обслуживание — 3 тыс., замена фискального накопителя — 8 тыс. р. Хабаровский хлебозавод из-за невозможности обеспечения новой ККТ уже закрыл свыше 30 (из 53) ларьков по причине низкой рентабельности данного вида деятельности (5—10 %). Сокращение доступности хлеба для населения из-за повсеместного закрытия хлебных киосков (более 10 тыс. по России) является угрозой продовольственной безопасности страны [12].
Проблемы установки касс вероятны в точках, где работа осуществляется на иностранном программном обеспечении или программах собственной разработки компаний, а это достаточно крупные сети магазинов. Внедрение онлайн-ККТ наряду с системами государственного учета ПЛАТОН и ЕГАИС имеет следствием путаницу в организации учета и отчетности бизнеса, что позволяет контрольно-надзорным органам произвольно трактовать факты, увеличивая коррупционные риски. Анализ стоимости тарифных планов поставщиков услуг связи Интернет выявил отсутствие тарифных планов под задачи онлайн-кассы. При использовании общих вариантов для предпринимателя цена подобного Интернета неоправданно выше, чем для физических лиц.
Но это лишь верхушка айсберга. В связи с переходом на новый формат контроля средства массовой информации лишь увещевают о важности и необходимости онлайн-касс, на заявления же предпринимательского сообщества о трудностях перехода внимания обращается мало.
0 ключевых проблемах бизнеса в части применения цифровых технологий в фискальных целях заявляют региональные уполномоченные по защите прав предпринимателей [11]. В качестве иллюстрации реального положения дел приведем данные, представленные уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в Докладе Президенту (2017) [5]. В числе ключевых проблем регионального бизнеса, обусловленного введением цифровых технологий и, в частности, новой ККТ, представители бизнес-омбудсмена указали на следующее1:
1 Ряд позиций приведен в виде прямых цитат из доклада с целью обеспечения достоверности информации (примеч. авт.).
— Гибадуллин Р. Ф. (Республика Башкортостан): «Рост неналоговых издержек (тарифы, сборы, контрольно-кассовая техника и т. д.)»;
— Соколова А. В. [Республика Саха (Якутия)]: «Высокие расходы на переоборудование онлайн-касс для микропредприятий»;
— Сат А. А. (Республика Тыва): «Не все предприниматели смогут в установленный срок внедрить контрольно-кассовые аппараты. Проблема связана с отсутствием в труднодоступных районах Республики Тыва Интернета, а также с большими затратами, приводящими к нерентабельности бизнеса»;
— Прасолов А. А. (Удмуртская Республика): «Новые требования к контрольно-кассовой технике вызывают массовые протесты среди представителей малого и среднего бизнеса. Замена кассового аппарата на новый не только повлечет существенные разовые затраты (от 30 до 120 тыс. р.), но и увеличит ежегодные расходы на его содержание (с 15 до 30 тыс. р.)»;
— Русских С. С. (Красноярский край): «Существенно увеличились издержки на внедрение ЕГАИС и контрольно-кассовой техники, передающей данные в налоговые органы в онлайн-режиме. Целесообразно было бы применить компенсационные меры в виде снижения налоговых ставок»;
— Степанова О. В. (Амурская область), Никитина Н. З. (Астраханская область): проблемы применения контрольно-кассовой техники в режиме онлайн;
— Минаев А. В. (Белгородская область): «Переход на новый порядок применения контрольно-кассовой техники («онлайн-кассы») создает значительные риски для многих видов предпринимательской деятельности»;
— Адасиков П. А. (Брянская область): «Введение онлайн-касс окажет негативные последствия на развитие малого и микробизнеса в регионе»;
— Герасимов О. В. (Хабаровский край), Ев-менов Н. В. (Архангельская область): обязанность внедрения онлайн-касс для предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения и ЕНВД;
— Колпаков А. Н. (Калужская область): «Обязательное применение контрольно-кассовой техники для всех субъектов предпринимательской деятельности»;
— Вязовых В. А. (Новосибирская область): «Внедрение дорогостоящих информаци-
онных систем (ПЛАТОН, ЕГАИС, онлайн-кассы), которые не только не гарантируют защиту интересов предпринимателей, но и, являясь несовершенными, выступают средством привлечения их к ответственности»;
— Коршунов В. В. (Оренбургская область): «Внедрение интернет-технологий для бизнеса (онлайн-кассы, чипирование импортных товаров и просто получение госуслуг в электронном виде) осложнено проблемой доступности интернет-ресурсов в отдалении от регионального центра — а это 40 % населения Оренбургской области»;
— Головин А. Ю. (Тульская область) и Не-видайло Л. К. (Тюменская область): нестабильность законодательства, усиливающего государственный контроль без учета экономической ситуации (ЕГАИС, онлайн-кассы) и увеличивающего финансовую нагрузку для бизнеса [11].
Изложенное позволяет констатировать большие проблемы в регионах, которые ожидают предпринимательский сектор в связи с переходом на новый тип ККТ. Региональные и муниципальные власти, отвечающие за предпринимательский климат на местах, должны проводить мониторинг и
анализ потребностей общества и предпринимательства для преодоления разрывов между возможностями предпринимательского сектора, с одной стороны, и требованиями государства в лице фискальных органов — с другой; а также стимулировать готовность бизнеса к предоставлению уникальных инновационных услуг.
Каковы же ожидания от предстоящей реформы? Во-первых, налогово-финансовое регулирование предпринимательской деятельности создаст эффективные механизмы контроля полноты учета выручки и выявления зон риска правонарушений. Во-вторых, защита прав и интересов потребителей посредством народного контроля за применением контрольно-кассовой техники обеспечит мониторинг цен социально-значимых товаров. В-третьих, анализ формируемой информации обеспечит корректный расчет рыночных долей ретейлеров в регионах, что позволит контролировать уровень монополизации [3]. В-четвертых, информатизация процессов, обеспечивающих автоматизированное и юридически значимое общение с налогоплательщиками, будет способствовать оптимизации временных затрат, сокращению количества выездных налоговых проверок, выявлению нарушений, препятствующих построению конкурентного рынка.
Список литературы
1. Бизнес-экспертиза ККМ по реформе контрольно-кассовой техники. Анализ наличия производителей ККТ [Электронный ресурс]. — URL:http://mosobLtpprf.m/m/special/moric/dokumenty/pervyietap. pptx (дата обращения 29.08.2017).
2. Бугаян, С. А. Преимущества и недостатки перехода на новый порядок применения контрольно-кассовой техники для малого бизнеса [Электронный ресурс] / С. А. Бугаян, П. П. Назаренко // Экономика. Упр. Финансы. — 2017. — № 2 (8). — С. 75—84. — URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_29417151_21954171.pdf (дата обращения 28.08.2017).
3. Васнецов, С. ФНС сможет в онлайне видеть, что происходит по всей стране [Электронный ресурс] / С. Васнецов // Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». — 28.02.2017. № 6. — URL: https://cdn.vdmsti.ru/application/2017/1m/xl0vm/original-17iw.pdf (дата обращения 29.08.2017).
4. Гринкевич, Л. С. Новый порядок применения контрольно-кассовой техники: причины введения и последствия [Электронный ресурс] / Л. С. Гринкевич, И. Ю. Жалонкина // Сиб. финанс. шк. — 2017. — № 3 (122). — С. 60—64. — URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29764863_98112771.pdf (дата обращения 29.08.2017).
5. О чем рассказал Владимир Путин на пленарном заседании ПМЭФ [Электронный ресурс]. — URL: https://rg.ru/2017/06/02/reg-szfo/o-chem-rasskazal-vladimir-putin-na-plenarnom-zasedanii-pmef.html (дата обращения 30.08.2017).
6. Кассовое самосознание: материалы открытого заседания ТПП РФ в рамках спецпроекта ТПП РФ «Бизнес-экспертиза. Контрольно-кассовая техника» [Электронный ресурс]. — URL: http://tpprf.ru/ru/ businessNews/180706/ (дата обращения 30.08.2017).
7. Книга жалоб и предложений российского бизнеса. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. Доклад Президенту Российской Федерации, 2017 [Электронный ресурс]. — URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2017/pdf/53.pdf (дата обращения 30.08.2017).
8. Контрольно-кассовая техника: проблемы, требующие разумного решения [Электронный ресурс]. — URL: http://tpprf.ru/ru/news/180638/ (дата обращения 29.08.2017).
9. Куликова Е. О. Контрольно-кассовая техника и онлайн-касса [Электронный ресурс] / Е. О. Куликова, С. Б. Подопригорова. — URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29225375_93245828.pdf (дата обращения 29.08.2017).
10. Пряничникова, М. Очередь за кассой [Электронный ресурс] / М. Пряничникова // Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». — 28.02.2017. — № 6. — URL: https://cdn.vdmsti. ru/application/2017/1m/xl0vm/original-17iw.pdf (дата обращения 29.08.2017).
11. Регионы. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. Доклад Президенту Российской Федерации, 2017 [Электронный ресурс]. — URL: http:// doklad.ombudsmanbiz.ru/2017/pdf/2.pdf (дата обращения 29.08.2017).
12. Совершенствование нормативно-правовой базы при обороте хлеба и хлебобулочной продукции: Материал к заседанию Общественного Совета при Минсельхозе России. Москва, 2017 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.naesp.ru/files/osmcx/13.07.2017/sov.pdf (дата обращения 30.08.2017).
13. Хатков, М. А. Модернизация контрольно-кассовой техники и ее применение [Электронный ресурс] / М. А. Хатков. — URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29242926_68352181.pdf (дата обращения 30.08.2017).
14. Федотова, В. А. Применение контрольно-кассовой техники в предпринимательской деятельности [Электронный ресурс] / В. А. Федотова. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27539303 (дата обращения 31.08.2017).
15. Шерстнев, А. Все о 54-ФЗ [Электронный ресурс] / А. Шерстнев. — URL:http://cek.ru/downloads/54-FZ-presentation.pdf (дата обращения 30.08.2017).
Сведения об авторе
Довбий Ирина Павловна — доктор экономических наук, профессор кафедры экономической безопасности Высшей школы экономики и управления Южно-Уральского государственного университета, председатель комитета по развитию женского и семейного предпринимательства Южно-Уральской торгово-промышленной палаты. Челябинск, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University.
2017. No. 10 (406). Economic Sciences. Iss. 58. Рp. 156—165.
NEW CASH REGISTER SYSTEMS FOR SUBJECTS OF ENTREPRENEURSHIP: PROBLEMS OF TRANSITION
IN THE REGIONS
I.P. Dovbiy
South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk, Russia. [email protected]
Digital technologies are changing the structure of the business environment. There is a growing gap between those who work the "old way" and those who are ready to exploit new opportunities of information. This also applies to the use of new cash registers. Regional and municipal authorities responsible for the business climate in the field should conduct the monitoring and analysis of the needs of society and business to address the gaps in economic development; control of the ability and willingness of businesses to provide unique and innovative services.
Keywords: entrepreneurship, regional and municipal authorities, business climate, online cashier, cash register equipment, cashier's check, FTS, operator of fiscal data.
References
1. Biznes-ekspertiza KKMpo reforme kontrol'no-kassovoy tekhniki. Analiz nalichiya proizvoditeley KKT [The business expertise of KCM for the reform of the cash registers. A survey of manufacturers KKT]. Available at: http://mosobl.tpprf.ru/ru/special/moric/dokumenty/pervyietap.pptx, accessed 29.08.2017 (In Russ.).
2. Bugayan S.A., Nazarenko P.P. Preimushchestva i nedostatki perekhoda na novyy poryadok primeneniya kontrol'no-kassovoy tekhniki dlya malogo biznesa [Advantages and Disadvantages of Transition to a New Order of Use of the Control and Cash Equipment for Small Business]. Ekonomika. Upravleniye. Finansy
[Economy. Management. Finance], 2017, no. 2 (8), pp. 75—84. Available at: https://elibrary.ru/download/ elibraiy_29417151_21954171.pdf, accessed 28.08.2017. (In Russ.).
3. Vasnetsov S. FNS smozhet v onlayne videt', chto proiskhodit po vsey strane [FNS will be able to see online what is happening all over the country]. Reklamno-informatsionnoyeprilozheniye kgazete "Vedomosti" [Advertising and information supplement to the newspaper Vedomosti], 28.02.2017, no. 6. Available at: https:// cdn.vdmsti.ru/application/2017/1m/xl0vm/original-17iw.pdf, accessed 29.08.2017. (In Russ.).
4. Grinkevich L.S., Zhalonkina I.Yu. Novyy poryadok primeneniya kontrol'no-kassovoy tekhniki: prichiny vvedeniya i posledstviya [New order of application of cash registers: reasons for introduction and consequences]. Sibirskaya finansovaya shkola [Siberian Financial School], 2017, no. 3 (122), pp. 60—64. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_29764863_98112771.pdf, accessed 29.08.2017. (In Russ.).
5. O chem rasskazal Vladimir Putin na plenarnom zasedanii PMEF [As told Vladimir Putin at the plenary session of SPIEF]. Available at: https://rg.ru/2017/06/02/reg-szfo/o-chem-rasskazal-vladimir-putin-na-plenarnom-zasedanii-pmef.html, accessed 30.08.2017. (In Russ.).
6. Kassovoye samosoznaniye. Materialy otkrytogo zasedaniya TPP RF v ramkakh spetsproekta TPP RF "Biznes-ekspertiza. Kontrol'no-kassovaya tekhnika" [Cash Self-Consciousness. The materials of the open meeting of the RF CCI within the framework of the RF CCI special project "Business Expertise. Cash register equipment"]. Available at: http://tpprf.ru/ru/businessNews/180706/, accessed 30.08.2017. (In Russ.).
7. Kniga zhalob i predlozheniy rossiyskogo biznesa. Upolnomochennyypri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po zashchite pravpredprinimateley. DokladPrezidentu Rossiyskoy Federatsii, 2017 [The book of complaints and proposals of Russian business. Authorized by the President of the Russian Federation for the Protection of the Rights of Entrepreneurs. Report to the President of the Russian Federation, 2017]. Available at: http:// doklad.ombudsmanbiz.ru/2017/pdf/53.pdf, accessed 30.08.2017. (In Russ.).
8. Kontrol'no-kassovaya tekhnika:problemy, trebuyushchiye razumnogo resheniya [Cash registers: problems requiring a reasonable solution]. Available at: http://tpprf.ru/ru/news/180638/, accessed 29.08.2017. (In Russ.).
9. Kulikova Ye.O., Podoprigorova S.B. Kontrol'no-kassovaya tekhnika i onlayn-kassa [Cash registers and online cash register]. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_29225375_93245828.pdf, accessed 30.08.2017. (In Russ.).
10. Pryanichnikova M. Ochered' za kassoy [Queue at the box office]. Reklamno-informatsionnoye prilozheniye k gazete "Vedomosti" [Advertising and information supplement to the newspaper Vedomosti], 28.02.2017, no. 6. Available at: https://cdn.vdmsti.ru/application/2017/1m/xl0vm/original-17iw.pdf, accessed 29.08.2017. (In Russ.).
11. Regiony. Upolnomochennyy pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po zashchite prav predprinimateley. Doklad Prezidentu Rossiyskoy Federatsii, 2017 [Regions. Authorized by the President of the Russian Federation for the Protection of the Rights of Entrepreneurs. Report to the President of the Russian Federation, 2017]. Available at: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2017/pdf/2.pdf, accessed 29.08.2017. (In Russ.).
12. Sovershenstvovaniye normativno-pravovoy bazy pri oborote khleba i khlebobulochnoy produktsii: Material k zasedaniyu Obshchestvennogo Soveta pri Minsel 'khoze Rossii. Moskva, 2017 [Perfection of the regulatory and legal framework for the turnover of bread and bakery products: Material for the meeting of the Public Council under the Ministry of Agriculture of Russia]. Moscow, 2017. Available at: http://www. naesp.ru/files/osmcx/13.07.2017/sov.pdf, accessed 30.08.2017). (In Russ.).
13. Khatkov M.A. Modernizatsiya control'no-kassovoy tekhniki i yeye primeneniye [Upgrading of cash registers and its application]. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_29242926_68352181.pdf, accessed 30.08.2017 (In Russ.).
14. Fedotova V.A. Primeneniye kontrol'no-kassovoy tekhniki v predprinimatel'skoy deyatel'nosti [Use of control cash equipment in business activity]. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=27539303, accessed 31.08.2017 (In Russ.).
15. Sherstnev A. Vse o 54-FZ [All about 54-FZ]. Available at: http://cek.ru/downloads/54-FZ-presentation. pdf, accessed 30.08.2017. (In Russ.).