Научная статья на тему 'Некоторые аспекты применения контрольно-кассовой техники в розничной торговле, связанные с изменением законодательства'

Некоторые аспекты применения контрольно-кассовой техники в розничной торговле, связанные с изменением законодательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
460
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / КОНТРОЛЬНО-КАССОВАЯ ТЕХНИКА / ОПЕРАТОР ФИСКАЛЬНЫХ ДАННЫХ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА / RETAIL / CASH REGISTER TECHNOLOGY / FISCAL DATA OPERATOR / FEDERAL TAX SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зверева Анна Олеговна, Голубцова Екатерина Владимировна, Ильяшенко Светлана Борисовна

В настоящей работе проанализированы отдельные вопросы деятельности розничных торговых организаций в свете изменения законодательных актов Российской Федерации, регламентирующих применение контрольно-кассовой техники. Большинство хозяйствующих субъектов отрасли обязаны в соответствии с положениями нормативно-правового регулирования их деятельности использовать контрольно-кассовую технику и выдавать кассовый чек в качестве фискального документа, подтверждающего операции купли-продажи товаров. Передача зафиксированной информации в органы Федеральной налоговой службы осуществляется посредством лицензированных операторов фискальных данных. В ближайшей перспективе все хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную торговлю, будут обязаны применять кассовые аппараты, оборудованные устройством удаленной передачи данных посредством сети Интернет. Анализ практики применения модернизированной контрольно-кассовой техники позволил выявить ряд объективных сложностей, с которыми сталкиваются компании отрасли в своей практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of the use of cash registers in retail trade related to changes in legislation

The article analyzes certain issues related to the activities of retail trade organizations in the light of changes in the legislative acts of the Russian Federation regulating the use of cash registers. Most economic agents in the industry are obliged to use cash registers in accordance with legal framework and issue a receipt as a fiscal document that confirms the purchase and sale of goods. The transfer of recorded information to the bodies of the Federal Tax Service is carried out through licensed operators of fiscal data. In the short term, all businesses engaged in retail trade will be obliged to use cash registers with a remote data transmission device via the Internet. Analysis of the practice of applying modernized cash registers made it possible to identify a number of real difficulties faced by the companies in their practical activities.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты применения контрольно-кассовой техники в розничной торговле, связанные с изменением законодательства»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 18 • Номер 24 • декабрь 2017

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

^^^ издательство

Креативная экономика

некоторые аспекты применения контрольно-кассовой техники в розничной торговле, связанные с изменением законодательства

Зверева А.0.1, Голубцова Е.В. 1, Ильяшенко С.Б. 1

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В настоящей работе проанализированы отдельные вопросы деятельности розничных торговых организаций в свете изменения законодательных актов Российской Федерации, регламентирующих применение контрольно-кассовой техники. Большинство хозяйствующих субъектов отрасли обязаны в соответствии с положениями нормативно-правового регулирования их деятельности использовать контрольно-кассовую технику и выдавать кассовый чек в качестве фискального документа, подтверждающего операции купли-продажи товаров. Передача зафиксированной информации в органы Федеральной налоговой службы осуществляется посредством лицензированных операторов фискальных данных. В ближайшей перспективе все хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную торговлю, будут обязаны применять кассовые аппараты, оборудованные устройством удаленной передачи данных посредством сети Интернет. Анализ практики применения модернизированной контрольно-кассовой техники позволил выявить ряд объективных сложностей, с которыми сталкиваются компании отрасли в своей практической деятельности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: розничная торговля, контрольно-кассовая техника, оператор фискальных данных, федеральная налоговая служба.

some aspects of the use of cash registers in retail trade related to changes in legislation

Zvereva A.0.1, Golubtsova E.V.1, IlyashenkoS.B. 1

1 Plekhanov Russian University of Economics, Russia

введение

Особенностью современного этапа деятельности хозяйствующих субъектов розничной торговли является вариативность условий внешней среды. В качестве важных факторов внешнего воздействия можно обозначить изменения в законодательном регулировании различных аспектов деятельности предприятий розничной торговли. Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2009 № 381 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [1], разрешено использовать различные методы ее регулирования, в том числе

устанавливать требования к ее организации и осуществлять государственный контроль в этой области.

С одной стороны, интересы государства увязаны с интересами предпринимательских структур, которые функционируют в сфере торговли в Российской Федерации. Торговля является сложной системой, основным звеном сферы обращения, посредником в доведении товаров от производителя до конечного потребителя. Конкуренция в отрасли способствует не только удовлетворению платежеспособного спроса, но и оказывает непосредственное влияние на формирование розничных цен на товары потребительского назначения. То есть торговая деятельность способствует реализации экономических функций государства.

С другой стороны, государство выполняет функции финансового контроля и фискальные функции, которые заключаются в контроле доходов всех участников рыночных отношений, а также формировании бюджета за счет налоговых поступлений. Поэтому, естественно, государство изыскивает различные способы и механизмы, которые способствуют защите его интересов в этой области.

современная специфика применения контрольно-кассовой техники в розничной торговле

Основой хозяйственной деятельности субъектов всех отраслей экономики Российской Федерации является соблюдение требований законодательства. Одним из законодательных нововведений в части организации и ведения торговой деятель-

ABSTRACT:_

The article analyzes certain issues related to the activities of retail trade organizations in the light of changes in the legislative acts of the Russian Federation regulating the use of cash registers. Most economic agents in the industry are obliged to use cash registers in accordance with legal framework and issue a receipt as a fiscal document that confirms the purchase and sale of goods. The transfer of recorded information to the bodies of the Federal Tax Service is carried out through licensed operators of fiscal data. In the short term, all businesses engaged in retail trade will be obliged to use cash registers with a remote data transmission device via the Internet. Analysis of the practice of applying modernized cash registers made it possible to identify a number of real difficulties faced by the companies in their practical activities.

KEYWORDS: retail, cash register technology, fiscal data operator, federal tax service

JEL classification: E62, E63, L81 Received: 26.10.2017 / published: 28.12.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Zvereva A.O. (sw_an0mai[.ru)

CITATION:_

Zvereva A.O., Golubtsova E.V., Ilyashenko S.B. (2017) Nekotorye aspekty primeneniya kontrolno-kassovoy tekhniki v roznichnoy torgovle, svyazannye s izmeneniem zakonodatelstva [Some aspects of the use of cash registers in retail trade related to changes in legislation]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (24). - 4301-4308. doi: 10.18334/rp.18.24.38587

ности на территории страны является требование государства обеспечить фискальными накопителями данных контрольно-кассовую технику (далее - ККТ), которая используется организациями розничной торговли. Данное положение регламентировано Федеральным законом от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» в свете изменений, принятых в июле 2016 г. [2].

Как известно, сделка по розничной купли-продаже товаров имеет юридическую силу в случае наличия документа, ее подтверждающего. Таким документом является кассовый чек. Кассовый чек выдается покупателю торговой организацией при приобретении товаров (за исключением отдельных случаев, определенных законодательством, когда предприятие освобождается от его выдачи). В соответствии с Налоговым Кодексом РФ (п. 2. ст. 346.26) освобождаются от выдачи кассового чека те индивидуальные предприниматели, которые используют специальные режимы налогообложения, например, Единый налог на вмененный доход при осуществлении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны [6] (Хугтгуа, ОоЫЫзоуа, Катазекик, 2016). Законодательно установлены ограничения к площади таких объектов (площадь торгового зала не должна превышать 150 кв. метров). Также кассовый чек разрешается не выдавать предприятиям розничной торговли, которые осуществляют свою деятельность через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, или через нестационарную торговую сеть. Отдельно в нормативных документах РФ упоминается патентная система налогообложения (далее - ПСН) как самостоятельный способ осуществления фискальных расчетов с государством. Предприятия, которые используют ПСН, также освобождены от предоставления кассового чека. Такой порядок действует до 01 июля 2018 г.

Вместе с тем в июле 2017 г. опубликован «Перечень непродовольственных товаров, при торговле которыми на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, организации и индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять расчеты с применением контрольно-кассовой техники» [4].

ОБ АВТОРАХ:_

Зверева Анна Олеговна, доцент кафедры торговой политики, кандидат экономических наук [зш_ап0 mai1.ru)

Голубцова Екатерина Владимировна, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения, кандидат экономических наук (katarina.go1ubtsova0gmai1.com)

Ильяшенко Светлана Борисовна, доцент кафедры торговой политики, кандидат экономических наук (svetavo10yandex.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Зверева А.О., Голубцова Е.В., Ильяшенко С.Б. Некоторые аспекты применения контрольно-кассовой техники в розничной торговле, связанные с изменением законодательства // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 24. - С. 4301-4308. doi: 10.18334/гр.18.24.38587

До принятия нововведений традиционная схема применения ККТ заключалась в том, что организация, осуществляющая реализацию товара, использовала контрольно-кассовую технику, оснащенную фискальной памятью. Это предоставляло налоговым органам контролировать выручку организации-налогоплательщика, а также контролировать суммы, подлежащие перечислению в бюджет. При этом модели кассовых аппаратов, разрешенные к использованию, зафиксированы в Государственном реестре контрольно-кассовой техники.

Основные требования к ККТ, порядок и условия ее применения определены Правительством РФ. Это требования к регистрации ККТ в налоговом органе по месту учета налогоплательщика (организации розничной торговли), наличие пломб и ряд других.

В свете принятия изменений ККТ должны быть оснащены фискальными накопителями, передавать фискальные данные и обеспечивать формирование фискальных документов в электронной форме [2]. При осуществлении расчетов с покупателем необходимо отправлять сведения о полученной денежной сумме за товар посредством сети Интернет через оператора фискальных данных (ОФД) - организацию, у которой есть полномочия по сбору и хранению информации и передаче в Федеральную налоговую службу посредством сети Интернет. После обработки чека оператор фискальных данных сохраняет его в собственной базе данных. Одновременно информация передается на кассовое устройство продавца вместе с уникальным номером чека, а также на сервер налоговой службы.

Покупатель получает от кассира бумажный чек и дополнительно (по его желанию) на его интернет-почту или на телефон может быть отправлена электронная версия платежного документа.

Общую координацию деятельности осуществляет Федеральная налоговая служба путем ведения Реестра контрольно-кассовой техники. Также в ее функции вменяется компоновка сведений о фискальных накопителях, оформленных в виде реестра. Организации розничной торговли вправе применять в контрольно-кассовой технике те фискальные накопители, которые внесены в Реестр. По состоянию на октябрь 2017 г. в Реестре фискальных накопителей [5] содержатся сведения о нескольких моделях фискальных накопителей1, которыми могут быть оборудованы определенные модели ККТ. По данным ФНС, в России функционирует 1,36 млн касс, которые передают свыше 80 млн чеков ежедневно. В режиме онлайн работают 93,5 % касс. За месяц онлайн ККТ фиксируют выручку в размере 2,3 трлн рублей [9].

Рассматривая различные положительные аспекты, а также сложности, с которыми сталкиваются организации розничной торговли при практическом внедрении онлайн касс, остановимся подробнее на некоторых из них.

Применение кассовой техники, использующей онлайн сервис, подразумевает тесное сотрудничество торгового предприятия с оператором фискальных данных.

1 Например, шифровальное (криптографическое) средство защиты фискальных данных фискальный накопитель «ФН-1», исполнение 2.

Лицензированный ОФД - это в большинстве случаев компания, которая имеет значительный опыт и квалификацию в части реализации решений, основанных на применении современных информационных технологий.

По данным ФНС России, по состоянию на октябрь 2017 г. в реестре уполномоченных операторов фискальных данных значится 14 организаций. Естественно, торговые организации, используя услуги лицензированных ОФД, могут рассчитывать не только на комплексное решение по модернизации и установке ККТ и гарантию безопасности передаваемых данных. В рамках клиентского сервиса существует возможность доработки пользовательского интерфейса таким образом, чтобы осуществлять не только посреднические функции между налоговой службой и компанией-ритейлером. Обладая комплексом специальных компетенций, большинство операторов фискальных данных реализует интегрированные бизнес-решения для торговых организаций. Сюда включается возможность сбора аналитических данных о продажах. На основании мониторинга работы касс можно сгенерировать отчеты о покупательском трафике, проследить динамику среднего чека, организовать БМБ-уведомление клиентов.

Фактически оператор фискальных данных является посредником между торговым предприятием и Федеральной налоговой службой. Стоимость услуг ОФД варьируется в зависимости от набора сервисов [8], в среднем базовый тариф рассчитывается исходя из количества единиц ККТ и предполагаемого времени обслуживания. В среднем это 3000 рублей в год за 1 единицу ККТ. Некоторые компании предлагают почековый расчет (например, 1395 рублей за 1500 чеков в течении 1 года так же в расчете на 1 единицу ККТ). При этом ответственность (предупреждение или наложение административного штрафа) за непредоставление информации и документов, а также нарушение сроков несут сами хозяйствующие субъекты (как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели). В случае наличия технических проблем при использовании ККТ (например, отсутствует связь с сетью Интернет) компания не всегда имеет возможность их оперативно устранить, нарушая тем самым нормы действующего законодательства о порядке предоставления информации по кассовой операции.

Сбор данных о продажах посредством аккумулирования данных и передачи ее в ФНС служит мощной аналитической платформой для систематизации данных и источником информации для комплексного анализа в отношении макроэкономической ситуации на территории Российской Федераций. Анализ показателей товарооборота в разрезе отдельных товарных групп, основанный на реальных данных о продажах, представляет интерес как для отдельных предприятий отрасли, так и для государства в целом, поскольку определение рыночной конъюнктуры, спроса и макроэкономических показателей представляет значительный интерес как для предпринимательских структур, так и для государственных служб. Практическое же воплощение данной идеи сегодня не представляется корректным, поскольку отсутствует утвержденная классификация товарных позиций, т.е. торговые организации могут самостоятельно отражать в чеке название товара. Вариативность выбора названий товара

обусловлена подходами к формированию ассортимента, в том числе практикой кате-горийного менеджмента, которую самостоятельно реализуют организации торговли.

Следующая проблема, которая возникает в практике применения контрольно-кассовой техники, связана с отсутствием системы оповещения владельца онлайн кассы. Особенно актуально она для сектора е-commerce. Многие интернет-магазины используют программный модуль онлайн касс, который использует прием денежных средств посредством интернет-платежей, например, программный продукт на платформе «1С-Битрикс». Наиболее типичные ошибки технического характера [10]:

искажение статуса соединения онлайн-кассы с ОФД (демонстрируется доступность онлайн-кассы для локального программного обеспечения, при этом соединение онлайн-кассы с ОФД отследить невозможно);

искажение статуса передачи чека (статус чека может иметь вид «напечатан», при этом чек не передан ОФД, а следовательно, и в ФНС). В таком случае может потребоваться ручная сверка чеков за день из базы данных компании, использующей онлайн кассы и ОФД путем выгрузки в Excel;

невозможность идентификации платежа и формирования чека в случае оплаты заказа из двух разных источников (например, банковская карта и бонусы).

Естественно, изменения в законодательстве относительно нового порядка применения контрольно-кассовой техники призваны, в первую очередь, защищать фискальные интересы государства. Федеральная налоговая служба уделяет значительное внимание инновационным инструментам, которые возможно применять с этой целью. Так, например, реализуется программа по стимулированию покупателей с точки зрения контроля использования онлайн-касс субъектами предпринимательской деятельности. Мобильные приложения, размещенные на сайте ФНС, позволяют гражданам проверять чеки на сайте ФНС путем анализа QR-кода чека, начисляя взамен бонусные баллы на различных ресурсах.

С точки зрения организации-налогоплательщика не существует возможности минимизировать риски ведения предпринимательской деятельности в случае некорректной работы оборудования или технических сбоев.

Если проанализировать приведенную в таблице динамику числа хозяйствующих субъектов розничной торговли (за исключением торговли автотранспортными средствами и мотоциклами) [11], можно констатировать наметившиеся отрицательные тенденции.

При этом, по мнению авторов, негативная траектория объясняется не только ухудшением общей экономической ситуации в государстве или укрупнением торгового бизнеса за счет экспансии крупных сетевых структур. Представляется, что одной из причин выступают также и изменения в законодательных актах, регламентирующих розничную торговлю на территории РФ. Поскольку главной целью розничной торговли является обеспечение населения страны необходимыми товарами потребительского назначения, снижение числа хозяйствующих субъектов отрасли косвенно свидетельствует, во-первых, о возможных угрозах в выполнении задачи в целом, а

Таблица

Число хозяйствующих субъектов розничной торговли, тыс. единиц

2005 2010 2013 2014 2015 2016

Организации, осуществляющие розничную торговлю и ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования 366,1 373,4 375,5 376,7 380,5 352,3

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю и ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования тыс. человек 1448,3 1769,0 1442,2 1437,1 1418,7 1384,7

Розничные рынки 5831 3427 1589 1447 1308 1158

Источник: составлено авторами.

во-вторых, о снижении числа малых предприятий розничной торговли. Названные выше факты являются недопустимыми.

Представляется целесообразным, что некоторым субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим розничную торговлю, следует предоставить отсрочку в части обязательного применения контрольно-кассовой техники, оснащенной накопителями фискальных данных. К их числу следует отнести те предприятия розничной торговли, чья площадь торговых залов не более 50 квадратных метров или которые не имеют торговых залов вовсе и не являются стационарными торговыми объектами1. Подобные мероприятия будут способствовать укреплению финансовой и платежной дисциплины организации-налогоплательщика, с одной стороны, с другой стороны, не вытеснят с рынка небольшие организации розничной торговли.

заключение

Реализация интересов субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих свою деятельность в розничной торговле, а также интересов государства заключается в формировании благоприятной среды для осуществления взаимоотношений между предпринимателем и налоговым органом. Своевременное получение информации от предпринимателя, возможность осуществления оперативного анализа снижает необходимость проведения дополнительных налоговых проверок, что способствует формированию здорового делового климата. Возможность электронной обработки данных, которая появилась при внесении изменений в законодательство с использованием онлайн касс, способствует повышению качества налогового администрирования деятельности предприятий отрасли. Возможные отсрочка в части обязательного применения онлайн касс некоторыми предприятиями сферы розничной торговли ведет к формированию здоровой конкурентной среды и удовлетворению интересов конечного покупателя.

1 Как правило, такие организации имеют право использовать специальные режимы налогообложения на территории РФ.

ИСТОЧНИКИ:

1. Федеральный закон от 28 декабря 2009 № 381 ФЗ «Об основах государственного

регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» .

2. Федеральный закон от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кас-

совой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» ( В ред. Федерального закона о т 3 июля 2016 года № 290-ФЗ).

3. Приказ ФНС от 21 марта 2017 г. № ММВ-7-20/232 «Об утверждении порядка веде-

ния кабинета контрольно-кассовой техники».

4. Распоряжение Правительства РФ от 14 апреля 2017 г. № 698-р «Перечень непродо-

вольственных товаров, при торговле которыми на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, организации и индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять расчеты с применением контрольно-кассовой техники».

5. Федеральная налоговая служба РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.

ru/rn77/ ( дата обращения: 24.10.2017 ).

6. Зверева А.О., Голубцова Е.В., Каращук О.С. Налоговое регулирование результатив-

ности деятельности организаций розничной торговли // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 11-2(76-2). - с. 45-49.

7. Лицензированный оператор фискальных данных ОФД. Ofd. [Электронный ресурс].

URL: https://ofd.ru/ ( дата обращения: 20.10.2017 ).

8. Первый оператор фискальных данных. 1-ofd. [Электронный ресурс]. URL: https://

www.1-ofd.ru/( дата обращения: 19.10.2017 ).

9. ФНС собирается мотивировать граждан проверять чеки. Retail.ru. Ритейлеру и по-

ставщику. [Электронный ресурс]. URL: https://www.retail.ru/news/145537/?sphrase_ id=199147 ( дата обращения: 19.10.2017 ).

10. Интернет-магазины и интеграция с ERP. Инфоспайс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.infospice.ru/ ( дата обращения: 23.10.2017 ).

11. Число хозяйствующих субъектов розничной торговли. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/# ( дата обращения: 19.11.2017 ).

REFERENCES:

Zvereva A.O., Golubtsova E.V., Karaschuk O.S. (2016). Nalogovoe regulirovanie rezultativnosti deyatelnosti organizatsiy roznichnoy torgovli [Tax regulation the performance of retail organisations]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (11-2(76-2)). 45-49. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.