Научная статья на тему 'Правовое регулирование и финансовый контроль в сфере применения контрольно-кассовой техники в зарубежных странах'

Правовое регулирование и финансовый контроль в сфере применения контрольно-кассовой техники в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
972
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬНО-КАССОВАЯ ТЕХНИКА / КАССОВЫЕ АППАРАТЫ / ФИСКАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / КАССОВАЯ ДИСЦИПЛИНА / СЕРТИФИКАЦИЯ / CASH REGISTER EQUIPMENT / CASH REGISTERS / FISCAL DATA / FINANCIAL CONTROL / FOREIGN COUNTRIES / TAX AUTHORITIES / CASH DISCIPLINE / CERTIFICATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ситник Александр Александрович

Настоящая статья посвящена рассмотрению зарубежного опыта правового регулирования порядка применения контрольно-кассовой техники. Особое внимание в статье уделено изучению и анализу контрольно-надзорных полномочий уполномоченных государственных органов в рассматриваемой сфере. На основе проведенного исследования сделаны выводы, отражающие основные тенденции правового регулирования применения контрольно-кассовой техники в зарубежных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION AND FINANCIAL CONTROL IN THE FIELD OF APPLICATION OF CASH REGISTERS IN FOREIGN COUNTRIES

This article is devoted to consideration of foreign experience of legal regulation of the order of application of cash registers. Particular attention is paid to the study and analysis of control and supervisory powers of authorized state bodies in the sphere in question. Based on the study, conclusions were drawn reflecting the main trends in the legal regulation of the use of cash registers in foreign countries.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование и финансовый контроль в сфере применения контрольно-кассовой техники в зарубежных странах»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Аннотация. Настоящая статья посвящена рассмотрению зарубежного опыта правового регулирования порядка применения контрольно-кассовой техники. Особое внимание в статье уделено изучению и анализу контрольно-надзорных полномочий уполномоченных государственных органов в рассматриваемой сфере. На основе проведенного исследования сделаны выводы, отражающие основные тенденции правового регулирования применения контрольно-кассовой техники в зарубежных странах.

Ключевые слова: контрольно-кассовая техника, кассовые аппараты, фискальные данные, финансовый контроль, зарубежные страны, налоговые органы, кассовая дисциплина, сертификация.

DOI: 10.17803/2311-5998.2018.49.9.193-207

A. A. SITNIK, PhD in Law, Associate Professor of Department in Financial Law of Kutafin Moscow State Law University (MSAL) [email protected] 125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9 LEGAL REGULATION AND FINANCIAL CONTROL IN THE FIELD OF APPLICATION OF CASH REGISTERS IN FOREIGN COUNTRIES Abstract. This article is devoted to consideration of foreign experience of legal regulation of the order of application of cash registers. Particular attention is paid to the study and analysis of control and supervisory powers of authorized state bodies in the sphere in question. Based on the study, conclusions were drawn reflecting the main trends in the legal regulation of the use of cash registers in foreign countries. Keywords: cash register equipment, cash registers, fiscal data, financial control, foreign countries, tax authorities, cash discipline, certification.

Александр

Александрович

СИТНИК,

кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

[email protected]

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

Контрольно-кассовая техника (далее — ККТ), с момента появления в конце XIX в. прошла длительный путь эволюции. Современная ККТ — сложная электронно-вычислительная машина, способная защищать получаемые данные при помощи криптографических методов шифрования, а также направлять фискальную информацию в режиме реального времени государственным © А. А. Ситник, 2018

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

контролирующим органам. Применение ККТ является неотъемлемым условием обеспечения соблюдения финансовой дисциплины хозяйствующими субъектами при осуществлении ими расчетов, полного и достоверного учета проводимых операций, исчисления налогооблагаемых доходов.

Особую актуальность рассматриваемая тема приобретает в связи с внесением изменений в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»1, обусловивших переход российских субъектов предпринимательской деятельности на онлайн-кассы с функцией дистанционной передачи информации о проводимых расчетах оператору фискальных данных и через него — в налоговый орган, расширивших полномочия последних в сфере контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники, а также внесших иные существенные изменения в порядок применения ККТ.

Подобный подход к решению проблемы повышения эффективности государственного финансового контроля в сфере применения контрольно-кассовой техники не является новым — многие зарубежные страны успешно применяют его на протяжении продолжительного периода времени. В то же время российский механизм регулирования применения ККТ является в достаточной степени эффективным и позволяет решить многие проблемы, с которыми сталкиваются другие, в том числе экономически развитые государства. В связи с этим представляется интересным и необходимым изучение зарубежного опыта правового регулирования применения контрольно-кассовой техники в целях возможной рецепции передовых практик, а также оценки эффективности действующих правил применения ККТ.

Анализ иностранного законодательства позволяет классифицировать зарубежные страны по нескольким основаниям, отражающим специфику применения контрольно-кассовой техники и осуществления контрольно-надзорной деятельности уполномоченных государственных органов в данной сфере.

Так, в зависимости от уровня регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере применения контрольно-кассовой техники, можно выделить:

1) страны, в которых регулирование порядка применения ККТ осуществляется исключительно центральными органами власти — соответствующие правила являются едиными на всей территории государства, а территориальные образования не имеют права изменять и (или) дополнять их. В данную группу можно включить Австрию, Германию, Грецию и ряд других государств;

2) страны, в которых правила применения ККТ закрепляются как центральной властью, так и на уровне различных территориальных образований. Примерами могут служить США и Канада, в которых штаты (провинции) наделены правом регулирования рассматриваемой сферы общественных отношений. По применяемым методам контрольно-надзорной деятельности можно выделить:

1) страны, в которых органы государственного финансового контроля применяют исключительно традиционные методы дистанционного и контактного контроля (проверки, обследование и т.д.);

1 СЗ РФ. 2003. № 21. Ст. 1957.

2) страны, органы государственного финансового контроля которых имеют возможность получать фискальные данные в режиме реального времени. Подобное решение реализовано в Сербии, Грузии, Казахстане и ряде других государств.

В докладе ОЭСР «Утаивание электронных продаж: угроза для налоговых доходов»2 выделяются два основных подхода к борьбе с утаиванием продаж, которые могут быть положены в основу проводимой нами классификации.

1. Страны, реализующие подход, основанный на «принципах» (principle based approach), — налоговые органы полагаются на то, что налогоплательщики выполняют возложенные на них налоговые обязательства, обеспечивают точное и полное ведение документов и записей, заполняют отчеты.

Как отмечает Р. Т. Эйнсворт, «соблюдение установленных правил (Compliance) обеспечивается усиленным режимом аудита3. Всесторонние, мультиналоговые проверки осуществляются группами (проверяющих. — А. С ), которые включают специалистов по компьютерному аудиту. Проверки часто проводятся без предварительного уведомления и с предшествующим (таким проверкам. — А. С.) тайным расследованием, в рамках которого собираются данные, подлежащие проверке»4.

В докладе также отмечается, что в рамках рассматриваемого подхода проверяющие наделены рядом полномочий по проверке субъектов предпринимательской деятельности на предмет выполнения требований по использованию контрольно-кассовой техники. В частности, они могут проводить:

— проверку помещений, в которых было отмечено присутствие POS-систем;

— опрос (например, опрос налогоплательщиков и персонала о функциях/использовании POS, опрос о роли и ответственности налогоплательщика и персонала в отношении бизнес-процессов и внутреннего контроля);

— косвенную проверку доходов (например, проверку источников получения и направлений использования доходов, анализ собственного капитала);

— проверку выходных данных кассового аппарата (например, сравнение предшествующих продаж с продажами, осуществленными в период нахождения аудиторов)5.

Рассматриваемый подход применяется в Нидерландах, Канаде, Великобритании и большинстве штатов США.

2. Страны, реализующие подход, основанный на «правилах» (rules based approach), — он предполагает «расширение роли аудиторов (проверяющих лиц. — А. С.) В соответствии с данным подходом правительство требует от пользователей использовать определенные "одобренные правительством" физиче-

Electronic Sales Suppression: a Threat to Tax Revenues, 2013 // URL: https://www.oecd.org/

ctp/crime/ElectronicSalesSupression.pdf (дата обращения: 01.06.2018). А

Имеются в виду налоговые проверки. р

Ainsworth R. T. Zappers — Retail VAT Fraud // Boston University School of Law Working Pa- Б

per. 2010. № 10—04. P. 9. URL: http://www.bu.edu/law/workingpapers-archive/documents/ ^

ainsworth022610.pdf (дата обращения: 01.06.2018). I

Electronic Sales Suppression: a Threat to Tax Revenues, 2013. P. 29 // URL: https://www. ^

oecd.org/ctp/crime/ElectronicSalesSupression.pdf (дата обращения: 01.06.2018).

ОПЫТ

>

2

3

4

5

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

ское оборудование и программное обеспечение, а также вести определенные записи»6. В докладе отмечается, что наряду с упомянутыми выше традиционными методами аудиторам, возможно, придется тщательнее наблюдать и регулировать электронную контрольно-кассовую технику на предмет физического вмешательства, а также проверять произведенные записи. В некоторых странах данная функция сопровождается электронным аудитом.

Такой подход применяется, в частности, в Аргентине, Болгарии, Греции, Италии, Латвии, Литве, Польше, Турции, Венесуэле и других странах7. Это «юрисдикции, которые решили бороться технологиями с технологиями»8.

Р. Т. Эйнсворт отмечает, что одной из современных тенденций является избирательное применение юрисдикциями, основанными на принципах, стратегий, применяющихся в юрисдикциях, реализующих подходы, основанные на правилах. По мнению автора, это подтверждается последними изменениями, произошедшими в законодательстве Швеции, Бельгии и канадской провинции Квебек9.

Например, в Швеции с 2010 г. вступили в силу правила, предусматривающие обязательное использование кассовых аппаратов при осуществлении расчетов в ходе осуществления предпринимательской деятельности. Шведское законодательство предъявляет жесткие технические требования как к разрешенным, так и запрещенным функциям кассовых аппаратов. Кроме того, кассовые аппараты должны быть сертифицированы их производителем в налоговых органах10.

Все кассовые аппараты (kassaregister) должны быть подключены к специальным блокам управления (kontrollenheten). Данные устройства формируют цифровую подпись, которая печатается на выдаваемой клиентам квитанции — данная подпись позволяет быстро проверить целостность данных соответствующей квитанции. Все квитанции хранятся в защищенной базе блока управления, а легкая процедура копирования позволяет проверяющим лицам проводить проверку с использованием специального программного обеспечения.

Регистрация кассового аппарата и блока управления происходит через сайт Шведского налогового агентства (Skatteverket). Регистрация осуществляется в течение двух недель с момента поступления в Налоговое агентство уведомления о регистрации. В течение 6 недель с момента уведомления владельцу выдаются свидетельство о регистрации, а также знаки с идентификационными номерами, которые должны быть закреплены на кассовых аппаратах и блоках управления.

От обязанности использовать кассовый аппарат освобождаются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, чей доход не превышает

6 Electronic Sales Suppression: a Threat to Tax Revenues, 2013. P. 23.

7 Россия также относится к данной группе стран.

8 Ainsworth R. T. Electronic Tax Fraud — are There «Sales Zappers» in Japan? // Boston University School of Law Working Paper. 2008. № 08—31. P. 17, 24. URL: http://www.bu.edu/ law/workingpapers-archive/documents/ainsworthr102708.pdf (дата обращения: 01.06.2018).

9 Ainsworth R. T. Zappers — Retail VAT Fraud.

10 Electronic Sales Suppression: a Threat to Tax Revenues, 2013. P. 42.

четырех базовых сумм (prisbasbelopp11), включая сумму НДС, за двенадцать месяцев финансового года. В таком случае расчеты наличными деньгами считаются несущественными. Также не должны применять контрольно-кассовую технику лица, освобожденные от налоговой обязаности в соответствии с Законом о подоходном налоге (inkomstskattelag) (некоммерческие организации; такси; лица, осуществляющие дистанционные продажи (интернет-торговля), автоматизированные продажи (например, через торговые автоматы); игровые автоматы и т.д.).

Шведское законодательство разграничивает такие формы контрольно-надзорной деятельности Шведского налогового агентства в сфере применения ККТ, как надзор за кассовыми аппаратами (М^уп бver kassaregister) и инспекционные проверки (kontrollbesбk12).

Исходя из содержания § 3 гл. 42 Закона о налоговой процедуре (Skatte-fбrfarandelag (2011:1244)), надзор за кассовыми аппаратами проводится в целях удостоверения того факта, что лицо, которое должно использовать кассовый аппарат, имеет его и что кассовый аппарат соответствует установленным требованиям. В случае противодействия налоговый орган может запросить помощь полиции13.

Шведское налоговое агентство вправе затребовать у предпринимателя документы, необходимые для проведения надзора. Поскольку основной целью проверки является оценка соответствия используемых кассовых аппаратов предъявляемым требованиям, то и право налоговых органов истребовать документы ограничивается данной целью14.

Для осуществления надзора за кассовыми аппаратами налоговый орган имеет право доступа в коммерческие помещения, в которых, как можно предполагать, следует использовать кассовые аппараты15.

Следует особо подчеркнуть, что надзор за кассовыми аппаратами не направлен на проверку полноты регистрации операций — это проводится в рамках контрольных проверок (визитов).

В соответствии с § 6 гл. 42 Закона о налоговой процедуре шведское налоговое агентство может принять решение о проведении контрольной проверки, ее предметом является соблюдение обязательств лицом, которое использует или должно использовать кассовые аппараты. В этих целях налоговый орган вправе осуществлять четыре вида контрольных действий16:

11 Аналог российского МРОТ. Базовая сумма используется для исчисления сумм уплачиваемых страховых взносов (на социальное страхование) и других целей. В 2018 г. составляет 45 500 шведских крон. Сумма базовой цены рассчитывается в соответствии с разд. 7 гл. 2 Кодекса социального страхования (enligt 2 kap 7 § socialförsäkringsbalken).

12 Дословно — контрольный визит, посещение.

13 42 kap. 4 § andra stycket SFL. А

14 42 kap. 5 § första stycket SFL. Р

15 42 kap. 4 § första stycket SFL. Б Содержание указанных действий раскрывается в Regeringens proposition 2006/07:105 ^ «Konkurrens pâ lika villkor i kontantbranschen» // URL: https://www4.skatteverket.se/downlo I

16

ad/18.22f626eb14fb326a4b68863/1441865090619/prop.+2006+07+105.pdf#page=64 (дата ;=

обращения: 01.06.2018).

ОПЫТ

>

УНИВЕРСИТЕТА

O.E. Кугафина (МПОА)

— проводить подсчет клиентов (kundrakning) — должностное лицо, проводящее проверку, производит подсчет количества обслуженных клиентов или, например, количества блюд (в ресторане. — А. С.) в течение определенного времени;

— контроль покупок (kontrollkop) — проводится сотрудником, совершающим ряд покупок и в последующем проверяющим факт отражения информации в кассовом аппарате. Для этого он вправе затребовать контрольную ленту, пустой (нулевой. — А. С.) чек, а также данные из памяти кассового аппарата;

— контроль поступлений (kvittokontroll) — должностное лицо наблюдает за тем, предлагаются ли клиентам чеки;

— инвентаризацию наличных денег (kassainventering) — данное контрольное действие не может применяться против воли продавца. Он вправе выступать против проведения данного контрольного мероприятия. В свою очередь, налоговый орган может рассмотреть возможность применения других мер17. Закон о налоговой процедуре оговаривает, что инспекционные проверки могут

быть проведены только в общедоступных помещениях, т.е. помещениях, в которые имеет доступ общественность. Такое контрольное действие, как подсчет клиентов, может проводиться в общедоступных местах, которые расположены рядом с вышеназванными помещениями18.

Таким образом, шведское законодательство закрепляет и дифференцирует широкий перечень форм и методов контрольно-надзорной деятельности в сфере применения кассовых аппаратов. При этом налоговые органы жестко ограничены в своих правах по проведению проверок налогоплательщиков на предмет соблюдения правил применения ККТ. Представляется, что подобный подход направлен на достижение баланса публичных и частных интересов, повышение правовых гарантий соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков.

Как уже было отмечено, правовое регулирование порядка применения контрольно-кассовой техники может осуществляться также на уровне отдельных государственных территориальных образований. В связи с этим в рамках рассматриваемой темы интересен опыт канадской провинции Квебек.

По информации Службы доходов Квебека (Revenu Québec) в 2007—2008 гг. в данной провинции в ресторанном секторе было сокрыто от налогообложения более 420 млн канадских долларов. Основная причина — манипуляции с контрольно-кассовой техникой. В этой связи с 01.11.2011 все рестораны (с 01.02.2016 также операторы баров и лица, осуществляющие поставки в бары) обязаны выдавать своим клиентам чеки, а также применять особое устройство защиты информации контрольно-кассовой техники — модуль записи продаж (sales

17 Prop. 2006/07:105. S. 67.

18 42 kap. 6 § första stycket SFL. Для иллюстрации «общественного места» (allmän plats) на сайте шведского налогового органа приводится следующий пример: Шведское налоговое агентство намерено провести «подсчет клиентов» магазина розничных программ. При этом через улицу есть кафе. Должностное лицо может осуществлять наблюдение в магазине и на улице. В кафе данное лицо не вправе это делать — оно не является общественным местом, поскольку контролируется другим лицом (Kontrollbesök för kassaregister // URL: https://www4. skatteverket.se/rattsligvagledning/edition/2018.2/348226.html (дата обращения: 01.06.2018)).

УНИВЕРСИТЕТА Правовое регулирование и финансовый контроль в сфере

имени o.e. кугафина(мгюА) применения контрольно-кассовой техники в зарубежных странах

recording module (SRM))19. Таким образом, в отличие от Швеции, в Квебеке сфера применения специальных защитных устройств ККТ ограничена лишь сферой ресторанного бизнеса.

Модуль записи продаж представляет собой техническое устройство, которое подключается к кассовому аппарату, получает информацию о проводимых транзакциях, создает цифровой отпечаток и защищает его криптографической подписью20, сохраняет соответствующую информацию и передает на принтер для печати чека.

Рассматриваемый модуль записи продаж не предусматривает возможности передачи информации в контролирующий орган в режиме реального времени. Для проведения контроля аудиторы (должностные лица Службы доходов) снабжаются портативными устройствами считывания данных.

В то же время представляется, что в условиях глобальной цифровизации экономики применение устройств защиты данных ККТ без возможности дистанционного контроля со стороны уполномоченных государственных органов является не вполне эффективным решением.

Одной из первых стран, которые ввели онлайн-кассы, стала Сербия — обязанность по применению таких ККТ была закреплена в 2004 г. Законом о фискальных кассах (Закон о фискалним касама21).

В соответствии со ст. 6 Закона о фискальных кассах фискальный кассовый аппарат должен быть оснащен терминалом для дистанционного считывания всех сформированных ежедневных отчетов из фискального кассового аппарата (далее — терминал для дистанционного считывания) за определенный период. Исключение из данного правила сделано для аппаратов, используемых при регистрации операций, связанных с продажей напитков, а также аппаратов, используемых в деятельности, требующей частого изменения места продажи товаров и предоставления услуг. На приобретение таких терминалов предоставляется государственная субсидия в размере 150 евро в эквиваленте национальной сербской валюты (динарии). Субсидия предоставляется путем уменьшения налоговой обязанности по налогу на добавленную стоимость или корпоративного подоходного налога (порез на добит предузе^а)22.

Согласно ст. 7 рассматриваемого Закона терминал для дистанционного считывания23 используется для беспроводной передачи данных из сформированных

19 Tax Evasion in the Restaurant Sector // URL: https://www.revenuquebec.ca/en/fair-for-all/ ensuring-tax-compliance/tax-evasion/restaurant-sector/ (дата обращения: 01.06.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 Ainsworth R. T., Hengartner U. Quebec's Sales Recording Module (SRM): Fighting the Zapper, Phantomware, and Tax Fraud with Technology // Canadian Tax Journal. Revue Fiscale Canadienne (2009). Vol. 57. № 4. 737.

21 Службени гласник РС, бр. 135/04 и 93/12. А

22 Уредбу 30. ]уна 2005, бро] 110-4099/2005-001 «О условима, начину и поступку давала р субвенци|а за набавку терминала за да^инско очитава^е дневних извешта]а из фи- Б скалне касе» // Службени гласник РС, бр. 61/10, 101/10, 94/11, 83/12,59/13, 100/14. Ж

23 Допускается установка только сертифицированных терминалов, перечень которых пу- I

бликуется в «Официальном вестнике Республики Сербия» (Службени гласник Републике ^

Срби]е).

ОПЫТ

>

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

ежедневных отчетов фискального кассового аппарата за определенный период на сервер налоговой администрации.

В Сербии контроль за использованием фискальных кассовых аппаратов осуществляется в следующих формах:

1) контроль технических и функциональных характеристик фискального кассового аппарата (ст. 33 Закона о фискальных кассах) — данный контроль осуществляется Министерством торговли:

— на основе плана периодического контроля;

— по требованию налоговой администрации;

— по запросу уполномоченного органа.

Рассматриваемый контроль проводится в отношении производителей фискальных аппаратов на предмет соответствия данных аппаратов техническим и функциональным характеристикам, предъявляемым Законом, а также на предмет наличия в них скрытых функций, которые не указаны в документации.

В случае выявления нарушений Министерство запрещает дальнейшее размещение на рынке и использование этого вида фискальной кассы и дает указание изготовителю устранить выявленные недостатки во всех изготовленных фискальных кассовых аппаратах соответствующего типа, в которых установлено наличие дефектов. Его также могут обязать за свой счет заменить фискальный кассовый аппарат моделью, которая соответствует предъявляемым требованиям24;

2) контроль за регистрацией транзакций через фискальный кассовый аппарат, контроль за фискальными печатями, фискальными кассовыми аппаратами — данный вид контроля осуществляется налоговым управлением (Пореска управа). По запросу налогового органа налогоплательщик обязан распечатать периодический отчет за определенный период.

Если налоговое управление в процессе контроля установит, что налогоплательщик проводит операции через незарегистрированный кассовый аппарат, то оно принимает решение о приостановлении деятельности налогоплательщика на срок до 60 дней. Если налоговое управление в процессе контроля установит, что налогоплательщик использует несертифицированные программные приложения для компьютеров, через которые передаются команды на фискальный кассовый аппарат, налоговое управление временно изымает фискальный кассовый аппарат, компьютер и другое дополнительное оборудование в целях проведения экспертизы.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность дистанционного считывания всех ежедневных отчетов кассового аппарата через терминал для дистанционного считывания. В свою очередь, налоговое управление в процессе контроля определяет, соответствуют ли данные из ежедневного отчета за конкретный день, полученные через терминал, данным ежедневного отчета за тот же день, выявляет факты неотражения информации в книге ежедневных отчетов, нерегистрации ежедневных отчетов и т.д.;

3) контроль за работой авторизованных служб — это контроль, осуществляемый Министерством торговли, предметом которого являются вопросы организации сети обслуживания, его комплектации и технического соответствия предъявляемым требованиям (ст. 35 Закона о фискальных кассах);

24 См.: ст. 33 Закона о фискальных кассах.

4) внутренний контроль за работой авторизованных служб — контроль изготовителя ККТ за работой авторизованных служб. В случае, если производитель выявляет факты нарушения авторизованной службой положений Закона о фискальных кассах, он аннулирует выданное им соответствующей службой разрешение на обслуживание и ремонт фискального кассового аппарата, а также обучение и предоставление налогоплательщику технической поддержки (ст. 36 Закона о фискальных кассах). Таким образом, изготовитель, фактически действует в качестве агента финансового контроля.

Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что в настоящее время в Сербии действует комплексная система контроля — установлены меры технического и финансового контроля, осуществляемые как уполномоченными государственными органами, так и изготовителями контрольно-кассовой техники. Непосредственно к финансовому контролю относится контроль за регистрацией транзакций через фискальный кассовый аппарат, за фискальными печатями, фискальными кассовыми аппаратами. Достоверность фискальных данных кассовых аппаратов обеспечивается возможностью дистанционного считывания информации о проводимых транзакциях.

Чрезвычайно актуальной рассматриваемая в рамках настоящей работы тема является и для Германии. Так, по информации главы Немецкого налогового союза (Deutsche Steuer-Gewerkschaft) Т. Эйгенталера, в Германии насчитывается около 5,7 млн малых субъектов предпринимательской деятельности с оборотом менее 170 тыс. евро в год. К таким лицам, в частности, относятся фермеры, таксисты, фармацевты и т.д. По статистике, указанные субъекты подвергаются налоговой проверке раз в сто лет, что, в свою очередь, рождает налоговое мошенничество с использованием кассовых аппаратов. Более того, производители нередко включали в инструкции по эксплуатации информацию о том, как манипулировать информацией в ККТ. По подсчетам специалистов, подобные мошеннические действия приводили к сокрытию от налоговых органов более 10 млрд евро ежегодно25.

В целях решения данной проблемы 22.12.2016 в Германии был принят Закон о защите от манипуляций с основными цифровыми записями26, который внес в налоговое законодательство изменения, направленные на повышение финансовой дисциплины хозяйствующих субъектов при использовании контрольно-кассовой техники. В частности, вводится обязательная регистрация кассовых аппаратов и применение специальных средств защиты.

Так, абз. 1 § 146 Закона о налогах (Abgabenordnung (AO)) обязывает налогоплательщиков ежедневно отражать в бухгалтерском учете все денежные поступления и расходы. Записи должны отражать информацию индивидуально (einzeln), полно, правильно, своевременно и упорядоченно. Требование об индивидуальном характере записи может не соблюдаться по соображениям раз- А

Р

У

So läuft der Steuer-Schummel in deutschen Kneipen // URL: https://www.bild.de/politik/inland/ politik-inland/so-laeuft-der-steuer-schummel-in-deutschen-kneipen-46785148.bild.html (дата ^

обращения: 01.06.2018). I

Gesetz zum Schutz vor Manipulationen an digitalen Grundaufzeichnungen vom 22. Dezember ^

2016 // BGBl. I S. 3152.

25

26

ОПЫТ

>

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

умности при продаже товаров за деньги большому количеству неизвестных лиц. В то же время данное исключение не применяется, в случае если налогоплательщик использует «электронную систему записи» (elektronisches Aufzeichnungssystem).

Содержание термина «электронная система записи» было раскрыто в постановлении об определении технических требований к системам электронной записи и защитных устройств в деловых операциях27 от 26.09.2017 (далее — постановление о защите кассовых аппаратов (Kassensicherungsverordnung — Kassen Sich V)). Так, в § 1 данного постановления разъясняется, что по смыслу предл. 1 абз. 1 § 146а Закона о налогах, электронные системы записи представляют собой электронные или компьютеризированные кассовые системы или кассовые аппараты. В данное определение не включаются билетопечатающие машины, типографские принтеры, электронные бухгалтерские программы, торговые автоматы и автоматы оплаты услуг (Waren- und Dienstleistungsautomaten), банкоматы, таксометры и одометры, а также игровые аппараты (денежные и товарные) (Geld- und Warenspielgeräte).

В свою очередь, абз. 1 § 146a Закона о налогах предусматривает обязанность для лиц, использующих электронную систему записи, защищать указанную систему сертифицированным защитным устройством (eine zertifizierte technische Sicherheitseinrichtung). Такое устройство должно состоять из защитного модуля (Sicherheitsmodul), носителя данных (Speichermedium) и унифицированного цифрового интерфейса (einheitlichen digitalen Schnittstelle).

Цифровые записи должны храниться на носителе данных и быть доступными для обследования и внешней проверки через электронное хранилище данных (Aufbewahrung).

Запрещается рекламировать и реализовывать на коммерческой основе электронные системы записи, программное обеспечение для таких систем и сертифицированных технических защитных устройств, которые не соответствуют вышеперечисленным требованиям.

Для контроля за соблюдением правил применения контрольно-кассовой техники в немецком законодательстве был закреплен особый вид проверок — кассовое обследование (Kassen-Nachschau). Так, на основании абз. 1 § 146b Закона о налогах для проверки достоверности документирования и бухгалтерского учета кассовых поступлений и кассовых расходов уполномоченные должностные лица финансовых органов (Finanzbehörde) могут без предварительного уведомления и за рамками внешней проверки (Außenprüfung28) в рабочее время входить в объекты коммерческой недвижимости и торговые помещения налогоплательщиков для установления обстоятельств, которые могут иметь существенное значение для налогообложения.

27 Verordnung zur Bestimmung der technischen Anforderungen an elektronische Aufzeichnungsund Sicherungssysteme im Geschäftsverkehr vom 26. September 2017 // BGBl. I S. 3515.

28 Имеется в виду внешняя проверка финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, проводимая налоговым органом в соответствии с четвертым разделом Закона о налогах (Vierter Abschnitt «Außenprüfung») (аналог российской налоговой проверки).

Таким образом, в ФРГ указанные проверки рассматриваются в качестве самостоятельного вида проверок, которые, однако, проводятся в целях обеспечения соблюдения хозяйствующими субъектами налогового законодательства.

В рамках кассового обследования также подлежит проверке надлежащее использование электронной системы записи в соответствии с абз. 1 § 146а Закона о налогах.

Следует отметить, что абз. 2 § 146Ь Закона о налогах обязывает налогоплательщиков, в отношении которых проводится кассовое обследование, предоставлять по запросу должностных лиц бухгалтерские книги и иные документы, относящиеся к управлению кассой (Kassenfйhшng). В случае если соответствующие документы хранятся в электронной форме, должностные лица вправе осуществлять их проверку, запрашивать передачу данных через унифицированный цифровой интерфейс или запрашивать передачу на машиночитаемом носителе данных в соответствии со спецификациям унифицированного цифрового интерфейса. Расходы оплачиваются налогоплательщиком.

В соответствии с абз. 3 § 146Ь Закона о налогах «в случае, если выводы, сделанные в ходе кассового обследования, дают для того основания, (должностные лица налоговых органов. — А. С.) могут переходить без предварительного извещения к внешней проверке в соответствии с § 193 Закона о налогах. Переход к внешней проверке оформляется в письменной форме».

Лица, нарушившие требования, связанные с ведением кассовых операций, привлекаются к ответственности. В соответствии с абз. 1 § 379 Закона о налогах29 налогоплательщики несут ответственность за выдачу документов, которые фактически являются неверными, нерегистрацию или неправильную регистрацию транзакций и хозяйственных операций и т.д., совершенные умышленно или по неосторожности.

С принятием Закона о защите от манипуляций с основными цифровыми записями также была установлена ответственность за нарушение правил применения контрольно-кассовой техники. Так, лицо может быть привлечено к ответственности, если:

— в нарушение предл. 1 абз. 1 § 146а Закона о налогах не использует или неправильно использует электронную систему записи;

— в нарушение предл. 2 абз. 1 § 146а Закона о налогах не защищает или недолжным образом защищает электронную систему записи;

— в нарушение предл. 5 абз. 1 § 146а Закона о налогах рекламирует или реализует электронные системы записи или программное обеспечение к ним, которые не соответствуют требованиям, предъявляемым законом.

29

Данная статья называется «Steuergefährdung», что дословно можно перевести как «на- А

"О У

Б

m

логовая угроза», «налоговый риск», что также предлагается переводить как «умышленное неправильное ведение бухгалтерских книг с целью снижения налогов; умышленное изготовление фиктивных оправдательных документов с целью снижения налогов; умышленное неправильное ведение бухгалтерских книг или изготовление фиктивных оправ- Ы дательных документов с целью снижения налогов» (URL: https://www.multitran.ru/c/m.ex й e?l1=3&l2=2&s=Steuergef%26%23228%3Bhrdung (дата обращения: 01.06.2018)). ОПЫТ

>

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

Указанные деяния должны быть направлены на снижение налогов или получение необоснованой налоговой выгоды.

На основании абз. 6 § 379 Закона о налогах за совершение указанных правонарушений на лицо может быть наложен штраф до 25 тыс. евро30.

Следует отметить, что большинство перечисленных положений вступает в силу с 01.01.2020. При этом правила, связанные с проведением кассового обследования, начали действовать с 01.01.2018. В свою очередь, абз. 3 § 20 Закона о защите от манипуляций с основными цифровыми записями предусматривает, что в случае если кассовые аппараты, которые были приобретены после 25.11.2010 и до 01.01.2020, отвечают требованиям, установленным в письме Федерального министерства финансов от 26.11.201031, которые не могут быть модернизированы в силу своего дизайна, несмотря на то, что они не соответствуют требованиям § 146а Закона о налогах, такие кассовые аппараты могут по-прежнему использоваться до 31.12.2022. Таким образом, окончательно новые правила применения кассовых аппаратов начнут применяться с 01.01.2023.

В целом можно ожидать, что введение вышеперечисленных правил приведет к сокращению случаев манипуляции с контрольно-кассовой техникой в Германии. Между тем новый порядок справедливо критикуется рядом немецких юристов. Так, представители уже упомянутого Немецкого налогового союза считают предпринятые меры недостаточными. В частности, их обеспокоенность вызывает факт исключения из перечня электронных средств записи таксометров и игровых аппаратов, которые часто используются для налогового мошенничества32. В качестве примера решения данной проблемы приводится опыт соседней Австрии.

В Австрии порядок использования контрольно-кассовой техники определяется Федеральным законом о налогах (Bundesabgabenordnung) и постановлением федерального министра финансов о технических особенностях защитных устройств кассовых аппаратов и других мерах защиты информации (Verordnung des Bundesministers für Finanzen über die technischen Einzelheiten für Sicherheitseinrichtungen in den Registrierkassen und andere, der Datensicherheit dienende Maßnahmen33) от 11.12.2015 (постановление о защите контрольно-кассовых аппаратов (Registrierkassensicherheitsverordnung (RKSV)).

С 2016 г. применение контрольно-кассовых аппаратов в Австрии стало обязательным. На основании Федерального закона о налогах предприятия (Betriebe) должны регистрировать все наличные денежные поступления с помощью электронного кассового аппарата, кассовой системы или иной электронной системы записи34. В то же время рассматриваемый закон освобождает от обязанности по

30 В случае если такие деяния на могут быть квалифицированы в соответствии с § 378 Закона о налогах, устанавливающей ответственность за неправомерное занижение суммы налога.

31 BMF-Schreibens vom 26. November 2010 // BStBl. I S. 1342.

32 Milliardenschwere Steuerausfälle durch Tricks bei Registrierkassen URL: http://www.dstg.de/ archive/404/MiNiardenschwere+Steuerausf0/oC3°/oA4Ne+durch+Tricks+bei+Registrierkassen. html (дата обращения: 01.06.2018).

33 BGBl. II № 410/2015.

34 § 132b Abs. 1 Z 1 BAO.

УНИВЕРСИТЕТА Правовое регулирование и финансовый контроль в сфере ^S^J^J

имени o.e. кугафина(мгюА) применения контрольно-кассовой техники в зарубежных странах

использованию электронной системы записи предприятия, чей годовой оборот не превышает 15 000 евро, а оборот наличных денежных средств — 7 500 евро35.

Австрийское законодательство рассматривает в качестве операций с наличными, подлежащими учету, не только операции, в которых вознаграждение выплачивается наличными деньгами, но также и расчеты с использованием банкоматов, кредитных карт или посредством иных сходных электронных форм расчетов, передачу денежных чеков (Barschecks), равно как и выданных предпринимателем и полученных от него вместо денег подарочных сертификатов (Gutscheine), бон, памятных монет (Geschenkmünzen) и т.п.36

В соответствии с абз. 1 § 5 Положения о защите контрольно-кассовых аппаратов ККТ должна иметь протокол сбора данных (Datenerfassungsprotokoll) и принтер для составления или устройство для электронной передачи платежных документов (квитанций).

Положение определяет, что контрольно-кассовый аппарат (Registrierkasse), включая электронный контрольно-кассовый аппарат, — обобщенная форма любой электронной системы обработки данных, которая создает электронные записи для идентификации и документирования отдельных операций с наличными деньгами, в частности электронные кассовые аппараты всех типов, серверные системы записи (в том числе для обработки онлайн транзакций), весы с функциями кассы и таксометры37.

Кроме того, в соответствии с абз. 2 § 131 b Федерального закона о налогах электронная система записи должна быть защищена от манипуляций с помощью технического защитного устройства (technische Sicherheitseinrichtung). В этом случае неизменность записей подтверждается криптографической подписью или криптографической печатью налогоплательщика или устройством для создания печатей (Siegelerstellungseinheit) для обеспечения достоверности путем фиксации подписи или печати на отдельных документах.

На основании абз. 4 § 131b Федерального закона о налогах в случае, если предприниматель использует электронную систему записи, система защиты которой не создает соответствующую подпись или печать, то по его просьбе налоговый орган, ответственный за сбор НДС, должен подтвердить защищенность кассового аппарата от несанкционированного доступа к системе38.

Кроме того, абз. 1 § 132a Федерального закона о налогах (Bundesabgabenordnung) обязывает предпринимателей предоставлять плательщику наличных денежных средств документы (квитанции) о получении наличных денег за поставленные товары и другие услуги. В качестве таких квитанций также рассматриваются соответствующие электронные документы, которые становятся доступны для лица, осуществляющего наличные платежи, непосредственно после проведенных расчетов.

Введение обязательного порядка применения кассовых аппаратов обусловило А

расширение контрольно-надзорных полномочий налоговых органов (die Organe У

Е

§ 132b Abs. 1 Z 2 BAO. ^

36 § 132b Abs. 1 Z 3 BAO. I

35

37 § 3 Abs. 21 RKSV. Й

38 Соответствующая проверка проводится в порядке, закрепленном в § 22 RKSV.

ОПЫТ

>

206 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / /_J ) УНИВЕРСИТЕТА

L-—^ и мени O.E. Кугафина (МПОА)

der Abgabenbehörde). Так, в частности, они вправе входить в помещения, принадлежащие предпринимателям, и просматривать их финансовые документы. По требованию налоговых органов предприниматель должен зафиксировать денежный оборот в размере ноль и передать квитанцию, составленную кассовым аппаратом (т.е. распечатать нулевой отчет), данному органу для целей контроля. Применительно к кассовым аппаратам с устройством для электронной передачи платежных документов квитанция должна быть предоставлена в электронном виде39.

Кроме того, по требованию налогового органа предприниматель должен экспортировать и передать на внешнем носителе (в качестве такого носителя может служить, например, флеш-накопитель) протокол сбора информации кассового аппарата за период, определяемый налоговым органом. Внешний накопитель предоставляется самим предпринимателем40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налоговый орган также вправе проверять соответствие программного обеспечения (программной компоненты (Softwarekomponente))41.

На лиц, виновных в нарушении обязанности по ведению или хранению бухгалтерских книг или иных документов, использованию технических устройств защиты (в кассовых аппаратах)42, а равным образом невыполнению обязанности по выдаче и хранению квитанций43, накладывается штраф в размере до 5 тыс. евро.

Анализ законодательства зарубежных стран, регулирующего порядок применения контрольно-кассовой техники, можно было бы продолжить. В то же время представляется, что вышеперечисленного достаточно для того, чтобы сделать некоторые выводы.

1. В настоящее время в зарубежных странах отсутствует единый подход к регулированию общественных отношений, складывающихся в процессе применения контрольно-кассовой техники. Каждое государство выбирает свою модель, исходя из собственных представлений об эффективности такого регулирования, соотношения публичных и частных интересов, исторических традиций и социально-экономических особенностей.

2. В большинстве проанализированных зарубежных стран считается, что контроль в сфере применения ККТ служит исключительно целям борьбы с сокрытием налогооблагаемых доходов. В ряде государств правила применения ККТ и осуществления соответствующего контроля закреплены в налоговом законодательстве. Представляется, что данный подход излишне упрощает значение контрольно-надзорной деятельности в сфере применения ККТ — полученная в ходе такой деятельности информация может служить целям контроля за оборотом социально значимых товаров, лекарственных препаратов, борьбы с коррупцией и т.д.

3. Контроль в сфере применения контрольно-кассовой техники подразумевает сочетание мер аппаратной и (или) программной защиты фискальных данных с контрольно-надзорной деятельностью уполномоченных государственных

39 § 19 Abs. 1 RKSV.

40 § 19 Abs. 2 RKSV.

41 § 22 RKSV.

42 § 51 Abs. 1 lit c FinStrG.

43 § 51 Abs. 1 lit d FinStrG.

органов. При этом практика свидетельствует, что «подход, основанный на правилах» (rules based approach), является более эффективным, нежели «подход, основанный на принципах» (principle based approach). Страны, применявшие вторую модель, все больше сочетают свой подход с обязательной сертификацией контрольно-кассовой техники, характерной для первой модели.

4. В условиях глобальной цифровизации экономики переход на онлайн-кассы является в полной мере оправданным. Эффективная борьба с технологиями манипулирования информацией контрольно-кассовой техники возможна только в условиях внедрения последних достижений защиты указанной информации (борьба технологий с технологиями). При этом наиболее перспективным видится применение технологий, обеспечивающих дистанционную передачу фискальных данных в режиме реального времени, что нивелирует всякую возможность их корректировки.

5. Проведенное исследование показало, что выбранный и применяемый в настоящее время в Российской Федерации подход к правовому регулированию общественных отношений, складывающихся в сфере применения ККТ, является в достаточной степени эффективным и современным. Отечественное законодательство достаточно успешно решает ряд проблем, с которыми некоторые зарубежные страны сталкиваются только сейчас.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Ainsworth R. T. Electronic Tax Fraud — are There "Sales Zappers" in Japan? // Boston University School of Law Working Paper. — 2008. — № 08—31.

2. Ainsworth R. T. Zappers — Retail VAT Fraud // Boston University School of Law Working Paper. — 2010. — №. 10—04.

3. Ainsworth R. T., Hengartner U. Quebec's Sales Recording Module (SRM): Fighting the Zapper, Phantomware, and Tax Fraud with Technology // Canadian Tax Journal. Revue Fiscale Canadienne (2009). — Vol. 57. — № 4.

КНИЖНАЯ ПОЛКА КАФЕДРЫ

Грачева Е. Ю., Щекин Д. М. Комментарий к диссертационным исследованиям по финансовому праву (2008—2015 гг.). — М. : Статут, 2016. — 1038 с.

Издание содержит основные положения диссертационных исследований по финансовому праву России, а также некоторых диссертационных исследований постсоветского пространства и комментарий к основным результатам финансово-правовых исследований. В издание включены диссертационные работы с 2008 по 2015 г., оно является продолжением обобщения диссертационных исследований, изданных ранее в таком же формате (см.: Грачева Е. Ю., Щекин Д. М. Комментарий к диссертационным исследованиям по финансовому праву. М. : Статут, 2009. 1055 с.). Группирование основных положений диссертационных исследований по разделам финансового права позволяет оценить достижения науки финансового права в отношении отдельных институтов или подотраслей финансового права. Настоящий Комментарий может быть полезен студентам при написании курсовых и дипломных работ, аспирантам и докторантам при подготовке собственных диссертационных исследований, научным работникам в сфере финансового права, а также судьям, сотрудникам органов финансового контроля, адвокатам, юристам компаний и другим практикам в сфере финансово-правовых отношений, которые стремятся глубже изучить предмет своей деятельности.

Цареградская Ю. К. Государственный долг России в системе финансового права: особенности правового регулирования : монография / под ред. О. В. Болтиновой. — М. : Проспект, 2016. — 136 с.

В монографии рассматривается финансово-правовое регулирование государственного долга как правового института в системе финансового права. Раскрывается правовая природа внутреннего и внешнего государственного долга, а также анализируются особенности управления государственным долгом Российской Федерации. Законодательство приводится по состоянию на февраль 2016 г.

1НЭ к Уарсгрысы!

ШШСТШГ ШЛ ДОЛГ №СПМ 1СИПТЛ1К 441 НЛ.Ж ОПОШ 111чНл

I |ХХ1и Н1К>£"111 1^!.Г*Ик|Гм I П I У,ШГОЫ11ИН

/

Гузнов А. Г., Рождественская Т. Э. Публично-правовое регулирование

финансового рынка в Российской Федерации : монография. — М. : Юрайт, 2018. — 438 с.

В монографии рассматриваются такие вопросы, как: понятие финансового рынка, его система и соотношение системы финансового рынка и финансовой системы, дается классификация видов финансовых организаций, формулируются цели и принципы публично-правового (финансово-правового) регулирования финансового рынка, особенности осуществления надзора на финансовом рынке в целом и за его отдельными субъектами. Особое внимание уделяется исследованию международных стандартов в области регулирования и осуществления надзора в различных сегментах финансового рынка, а также опыту организации публичных органов, отвечающих за регулирование и над-

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

зор. Отдельные главы посвящены мерам воздействия, применяемым Банком России к финансовым организациям, а также особенностям урегулирования банкротства институтов финансового рынка. При подготовке издания нормативные правовые акты представлены по состоянию на 1 июня 2016 г.

НДОО№£ шулннплине Фкншоггиклния ЩрАЗОВлтхиьйих

II НлУЧЛЫХ ОП Л1И1К) Л: ВОИРПСЫ ПОГ1Ш ]Г Г1Г<ЛТ1Ш!

Мошкова Д. М. Правовое регулирование финансирования образовательных и научных организаций. Вопросы теории и практики : монография / отв. ред. Е. Ю. Грачева. — М. : РГ-Пресс, 2015. — 152 с.

В работе на основе рассмотрения монографических, литературных источников, обобщения действующей практики в области применения норм, регулирующих отношения в сфере финансовой деятельности, сформулирована концепция правового регулирования финансирования образования и науки, выявлены пробелы в законодательном регулировании и представлены свои предложения и рекомендации по совершенствованию отдельных аспектов финансирования системы образования и науки. В частности, в рамках исследования рассмотрены правовые основы деятельности бюджетных, казенных и автономных учреждений, определен порядок их финансирования. Кроме того, разработаны принципы финансирования расходов бюджетных, казенных и автономных учреждений, осуществляющих свою деятельность в сфере образования и науки, и выявлены источники формирования их доходов. Отдельно проанализированы особенности налогообложения образовательных и научных организаций, исследованы основы финансового контроля за их деятельностью. Важно отметить, что особое внимание уделено применению таких инструментов инновационного развития, как образовательные кластеры, механизм государственно-частного партнерства и технологические платформы, представляющие собой способы финансового обеспечения сферы образования и науки.

Болтинова О. В. Бюджетное право : учебное пособие для магистратуры. — 3-е изд., пересмотр. — М. : Норма, 2018. — 256 с.

В учебном пособии раскрывается понятие бюджетного права. Содержатся сведения по истории возникновения и развития бюджета и бюджетного процесса в Российской Федерации, анализируется бюджетное устройство Российской Федерации, рассматриваются бюджетный контроль как вид финансового контроля, бюджетный процесс в Российской Федерации и зарубежных странах, ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

Болтинова О. В., Петрова И. В. Бюджетный контроль : учебное пособие для магистратуры / под ред. О. В. Болтиновой. — М. : Норма, 2018. — 160 с.

Правовая природа бюджетного контроля в Российской Федерации раскрывается на основе общетеоретических представлений и нормативных правовых актов. Особое внимание уделено бюджетно-контрольным полномочиям органов внутреннего и внешнего государственного (муниципального) контроля, также рассмотрен порядок проведения внутриведомственного бюджетного контроля. С учетом сложносоставного характера контрольных отношений в бюджетной сфере рассмотрены виды и методы бюджетного контроля применительно к полномочиям, закрепленным за государственными органами власти и органами местного самоуправления. Структура пособия показывает видовую принадлежность реализуемых контрольных мероприятий, направленных на соблюдение бюджетного законодательства.

Горлова Е. Н., Ситник А. А., Соболь О. С. Ответственность за нарушение финансового законодательства : учебное пособие для магистратуры / отв. ред. Н. М. Артемов, А. А. Ситник. — М. : Норма, 2018. — 112 с.

Учебное пособие подготовлено преподавателями кафедры финансового права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) в рамках магистерской программы «Магистр права в финансовой сфере».

Рассматриваются понятие и виды ответственности за нарушение финансового законодательства, изучается вопрос о правовой природе финансово-правовой ответственности, анализируются составы правонарушений в бюджетной, налоговой, банковской и страховой сферах, сфере валютного регулирования и денежного обращения.

Пршовос рсптнртичииг

и* ДИ П I ПН'КС! II

Правовое регулирование аудиторской деятельности : учебное пособие для магистратуры / под ред. Е. Ю. Грачевой, Л. Л. Арзумановой. — М. : Норма, 2018. — 128 с.

В учебном пособии структурно освещаются вопросы аудиторской деятельности с позиций финансово-правовой науки на основе комплексного анализа нормативных правовых актов, тематической научной литературы и судебной практики. Представлены формы документов, с которыми работают аудиторы при проведении проверок и составлении аудиторских заключений, даны примеры заданий и способ их решения, вопросы для самоконтроля, а также дополнительная литература, в которой освещены отдельные вопросы аудиторской сферы.

Бубнова О. Ю., Карташов А. В., Орлова Н. Ю. Правовое регулирование бухгалтерского и налогового учета : учебник для магистратуры / отв. ред. Е. Ю. Грачева, Н. Ю. Орлова. — М. : Норма, 2018. — 128 с.

В учебнике раскрыты общие положения, нормативно-правовое регулирование и основы методологии бухгалтерского учета, а также особенности налогового учета и предъявляемые к нему требования. Исследованы проблемы, связанные с правовым регулированием основных объектов бухгалтерского учета, в соответствии с последними изменениями законодательства и в разрезе налогового и бухгалтерского учета. Освещены процесс документального оформления всех фактов хозяйственной жизни организации, формирование финансового результата и составление финансовой бухгалтерской и налоговой отчетности в соответствии с международными стандартами. Рассмотрены виды ответственности за нарушение законодательства в части ведения бухгалтерского и налогового учета. В каждой главе приведены вопросы для самоконтроля.

Гузнов А. Г., Рождественская Т. Э., Ситник А. А. Страховой надзор в Российской Федерации : учебное пособие для магистратуры. — М. : Норма, 2018. — 160 с.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация (степень) «магистр»). В учебном пособии на основании анализа страхового законодательства и практики его применения раскрываются понятие, виды и функции страхования, цели и принципы его регулирования, рассматривается место норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере страхования, в системе российского права, исследуются особенности правового положения субъектов страховых правоотношений. Особое место в учебном пособии уделено характеристике правового статуса Банка России как мегарегулятора и субъекта, осуществляющего регулирование и надзор страхового рынка в частности, а также исследованию механизма финансово-правового регулирования страхового надзора в Российской Федерации.

Гузнов А. Г., Рождественская Т. Э., Ситник А. А. Финансовый надзор в национальной платежной системе Российской Федерации : учебное пособие для магистратуры — М. : Норма, 2018. — 176 с.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация (степень) «магистр»). В учебном пособии на основании анализа законодательства о национальной платежной системе раскрываются понятие и структура национальной платежной системы, рассматриваются виды платежных систем, цели и принципы регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе организации и функционирования на-

£ А I 1НТ-

фщ ЫППАЫЙ мдолр

П "ЭЦРНЧШЯЫСГ'Л

ИНеИйоН сиспскс РоггнЕк4'ь:'ш Фелерышм

л

m--1

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

циональной платежной системы, исследуются особенности правового положения субъектов национальной платежной системы, раскрывается специфика правового статуса Банка России как органа, осуществляющего регулирование, надзор и наблюдение в национальной платежной системе.

Налоговая ответственность : учебное пособие для магистров / Л. Л. Ар-зуманова, Н. М. Артемов, Е. Ю. Грачева [и др.] ; под ред. Е. Ю. Грачевой, А. А. Ситника. — М. : Проспект, 2018. — 143 с.

В пособии рассматриваются понятие налоговой ответственности, ее место в системе юридической ответственности, понятие и виды налоговых правонарушений, освещается порядок привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, применения мер административной и уголовной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах и др.

Короткова О. В., Лагкуева И. В., Соболь О. С. Субъекты налоговых отношений : учебное пособие для магистров / под ред. Ю. К. Цареградской, О. С. Соболь. — М. : Проспект, 2018. — 128 с.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация (степень) «магистр»). В учебном пособии на основании законодательства о налогах и сборах и практики его применения рассмотрен правовой статус налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их законных и уполномоченных представителей. Существенное внимание уделено характеристике полномочий финансовых органов, таможенных органов, органов внутренних дел и следственных органов в сфере налогов и сборов. Нормативные правовые акты приведены по состоянию на 10 июня 2017 г. Учебное пособие предназначено для магистрантов, аспирантов, преподавателей юридических и экономических вузов и факультетов, руководителей экономических субъектов, практикующих юристов и предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.