Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
242
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / СТАТФОРМА 1-ФК / 3-АФК / 5-ФК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богомолов Г.В., Ерошкина С.Б., Фураев В.А.

Цель исследования - системный обзор по вопросу цифровизации процедуры сбора и обработки статистической информации сферы физической культуры и спорта в условиях действующего законодательства. Методика и организация исследования. Анализ законодательства Российской Федерации в части статистического учета и системы государственной статистики в Российской Федерации. Изучение показателей статистического учета сферы физической культуры и спорта. При анализе рассматривались формы статистической отчетности 1-ФК, 3-АФК, 5-ФК, а также первичные и сводные формы отчетности за период 2015-2019 гг. Результаты исследования и выводы. На основе действующего законодательства рассмотрена процедура сбора и свода статистических данных, начиная от организаций и заканчивая федеральным органом исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта. Описаны основные проблемы и недостатки существующей модели сбора данных. Предложен альтернативный вариант сбора и обработки статистической отчетности с применением современных информационных систем. Авторами делается вывод о том, что реализация предлагаемых мероприятий по цифровизации предоставления и обработки статистических данных в сфере ФКиС позволит существенно повысить на всех уровнях эффективность сбора статистической отчетности, включая сокращение сроков сбора статистической отчетности и обработки данных, увеличить достоверность статистической информации, применить методы анализа и прогнозирования статистической информации для дальнейшей корректировки стратегических документов и принятия управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Богомолов Г.В., Ерошкина С.Б., Фураев В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF STATISTICAL REPORTING IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS SECTOR

Objective of the study was a systematic review of digitalization of statistical data collection and processing in the physical education and sports domain in light of the pertinent legal provisions. Methods and structure of the study. The following methods were used during the study: analysis of the legislation of the Russian Federation on statistical recording and system of government statistics; analysis of the statistical recording data in the physical education and sports domain. We studied Report Forms No. 1-PE, 3-APE, and 5-PE, as well as the initial and integrated reporting forms for the 2015-2019 period. Results and conclusions. Under the legislation in place, the procedure of the statistical data collection and processing, ranging from organizations to the federal executive authority in the physical education and sports sphere was examined. The main problems and shortcomings of the existing data collection model were described. Also, suggestions were made on the alternative version of data collection and processing with the use of modern information systems. The authors conclude that the implementation of the proposed activities aimed to digitize the data collection and processing procedure in the physical education and sports domain would significantly improve the efficiency of data collection, including the reduction of the collection time, and data processing, enhance the significance of the statistical data, and application of the analysis and forecasting techniques to further revise the existing strategic documents and make management decisions.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

циоровиздция предоставления статистических данных сферы физической культуры и спорта

УДК/UDC 796:311

Поступила в редакцию 10.11.2020 г.

Кандидат технических наук Г.В. Богомолов1 Кандидат экономических наук С.Б. Ерошкина1 Кандидат педагогических наук В.А. Фураев1

1 Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва

digitalization of statistical reporting in physical education

and sports sector

PhD G.V. Bogomolov1 PhD S.B. Eroshkina1 PhD V.A. Furaev 1

1Federal Scientific Center for Physical Culture and Sports, Moscow, Russia

Информация для связи с автором: bogomolov@vniifk.ru

Аннотация

Цель исследования - системный обзор по вопросу цифровизации процедуры сбора и обработки статистической информации сферы физической культуры и спорта в условиях действующего законодательства. Методика и организация исследования. Анализ законодательства Российской Федерации в части статистического учета и системы государственной статистики в Российской Федерации.

Изучение показателей статистического учета сферы физической культуры и спорта. При анализе рассматривались формы статистической отчетности 1-ФК, 3-АФК, 5-ФК, а также первичные и сводные формы отчетности за период 2015-2019 гг.

Результаты исследования и выводы. На основе действующего законодательства рассмотрена процедура сбора и свода статистических данных, начиная от организаций и заканчивая федеральным органом исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта. Описаны основные проблемы и недостатки существующей модели сбора данных. Предложен альтернативный вариант сбора и обработки статистической отчетности с применением современных информационных систем. Авторами делается вывод о том, что реализация предлагаемых мероприятий по цифровизации предоставления и обработки статистических данных в сфере ФКиС позволит существенно повысить на всех уровнях эффективность сбора статистической отчетности, включая сокращение сроков сбора статистической отчетности и обработки данных, увеличить достоверность статистической информации, применить методы анализа и прогнозирования статистической информации для дальнейшей корректировки стратегических документов и принятия управленческих решений.

Ключевые слова: статистическая отчетность, статформа 1-ФК, 3-АФК, 5-ФК.

Annotation

Objective of the study was a systematic review of digitalization of statistical data collection and processing in the physical education and sports domain in light of the pertinent legal provisions.

Methods and structure of the study. The following methods were used during the study: analysis of the legislation of the Russian Federation on statistical recording and system of government statistics; analysis of the statistical recording data in the physical education and sports domain. We studied Report Forms No. 1-PE, 3-APE, and 5-PE, as well as the initial and integrated reporting forms for the 2015-2019 period.

Results and conclusions. Under the legislation in place, the procedure of the statistical data collection and processing, ranging from organizations to the federal executive authority in the physical education and sports sphere was examined. The main problems and shortcomings of the existing data collection model were described. Also, suggestions were made on the alternative version of data collection and processing with the use of modern information systems. The authors conclude that the implementation of the proposed activities aimed to digitize the data collection and processing procedure in the physical education and sports domain would significantly improve the efficiency of data collection, including the reduction of the collection time, and data processing, enhance the significance of the statistical data, and application of the analysis and forecasting techniques to further revise the existing strategic documents and make management decisions.

Keywords: statistical reporting, Statistics Report Form No. 1-PE, 3-APE, 5-PE.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. Одним из основных подходов к сбору и обработке статистических данных и информации является цифро-визация различных процессов производства статистической информации, которая осуществляется в рамках государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г № 316 [1].

Согласно данным Росстата как основного координатора формирования и контроля статистического учета в Российской Федерации на 2018 г более 80 % статистической отчетности, направляемой респондентами в органы государ-

ственной статистики, предоставлялось в цифровой форме (значение показателя для малых предприятий превысило 50 %) [6].

Цель исследования - системный обзор по вопросу цифровизации процедуры сбора и обработки статистической информации сферы физической культуры и спорта в условиях действующего законодательства.

Методика и организация исследования. Анализ законодательства Российской Федерации в части статистического учета и системы государственной статистики в Российской Федерации. Изучение показателей статистического учета сферы физической культуры и спорта.

14

http://www.teoriya.ru

№!• 2021 Январь | Junuar

При анализе рассматривались формы статистической отчетности 1-ФК, 3-ФК, 5-ФК, а также первичные и сводные формы отчетности за период 2015-2019 гг.

Результаты исследования и их обсуждение. В рамках государственного управления сферой физической культуры и спорта (ФКиС) в Российской Федерации в соответствии с приказами Росстата ежегодно осуществляется проведение статистического наблюдения по формам статистической отчетности 1-ФК «Сведения о физической культуре и спорте» [2], 3-ФК «Сведения об адаптивной физической культуре и спорте» [3] и 5-ФК «Сведения по организациям, осуществляющим спортивную подготовку» [4]. В нашей стране применяется многоуровневая распределенная система сбора и обработки статистической информации в сфере физической культуры и спорта. Как показывает практика, такой подход имеет ряд существенных недостатков, среди которых стоит отметить: большие сроки обработки статистической отчетности (от 5 до 15 дней в рамках одного уровня); возрастающая вероятность появления ошибок и искажений статистической информации, связанных с вводом, обработкой и сводом информации на каждом из уровней; большие трудозатраты по обработке информации.

По формам статистической отчетности сферы физической культуры и спорта ежегодно отчитываются десятки тысяч организаций. Огромный объем обрабатываемой информации также затрудняет организацию проведения оперативного контроля наличия ошибок в представляемых статистических данных.

Согласно текущему законодательству, формы статистической отчетности представляются на бумажном носителе, кроме того, законодательство предусматривает возможность предоставления отчетности в электронном виде. Первичные статистические данные в форме электронного документа должны быть подписаны квалифицированной электронной подписью, а их порядок устанавливается субъектами официального статистического учета исходя из возможности применения совместимых программно-технических средств, обеспечивающих необходимый уровень безопасности для целей обеспечения информационного обмена [5].

С учетом того что рассматриваемые формы статистической отчетности представляют из себя таблицы, де-факто представление информации организациями осуществля-

ется в формате электронных таблиц. В рамках выполнения государственного задания по прикладному научному исследованию «Разработка системы анализа и прогнозирования развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на основе форм федерального статистического наблюдения» был проведен анализ электронных форм статистической отчетности сферы физической культуры и спорта за последние пять лет, который показал, что наиболее часто встречающимися ошибками в представленных формах являются незаполненные графы (ячейки), нарушение формата представления данных, приводящих в дальнейшем к ошибкам при обработке, нарушение формата электронных таблиц, при этом основной причиной недостоверных первичных статистических данных является неконтролируемое на предмет возможных ошибок заполнение организациями первичной статистической отчетности.

Сокращение временных издержек, снижение трудозатрат на сбор и обработку статистической информации, снижение количества ошибок, приводящих к искажению в статистической информации, разумно осуществить с применением современных информационных технологий, позволяющих автоматизировать сбор, обработку, представление статистической информации и в то же время отказаться от традиционных каналов предоставления статистической отчетности.

Представление статистической отчетности в электронной форме позволит существенно сократить расходы на организацию сбора и обработки, кроме того, использование входного контроля при предоставлении первичных статистических данных обеспечит повышение качества собираемой информации.

Одной из основных трудностей по реализации предлагаемого альтернативного варианта формирования статистической отчетности является необходимость внесения изменений в существующую нормативную правовую базу по организации заполнения, сбора и обработки данных на всех этапах статистического производства, включая утверждение формата представления данных в электронном виде, порядка организации приема, контроля и обработки статистических данных.

Реализацию системы рационально построить на основе интернет-платформы, функционирующей на базе центра об-

Организации

Альтернативная модель сбора статистической информации в сфере ФКиС

№ 1 • 2021 Январь | Juпuar

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

работки данных. При этом взаимодействие всех участников производства статистической информации будет проходить с использованием веб-портала, реализующего принцип единого информационного пространства и создающего условия для перехода к новой модели формирования, обработки, передачи и обмена статистической информации (см. рисунок).

С целью обеспечения полноты сбора статистической отчетности и информационного взаимодействия между участниками требуется сформировать реестр объектов статистического наблюдения в сфере ФКиС по формам статистического наблюдения.

Функционал системы должен предусматривать: контроль за полнотой и правильностью ввода первичных статистических данных и своевременным предоставлением форм статистической отчетности на муниципальном, региональном и федеральном уровнях; электронное информационное взаимодействие между участниками, агрегирование и свод информации на основе данных первичного учета; представление произвольного набора данных по запросу пользователя для использования в аналитических целях.

Несмотря на то что формы статистической отчетности в сфере физической культуры и спорта содержат большое количество статистических данных (формы 1-ФК, 3-АФК -более 3,5 тыс. показателей (каждая); форма 5-ФК - более 50 тыс. показателей), дальнейший аналитический анализ собранной информации целесообразно проводить во взаимосвязи с другими данными, характеризующими социально-экономические показатели, объёмы производства и т. д. как в целом по стране, так и в разрезе субъектов Российской Федерации. Для этого необходимо предусмотреть возможность получения и аккумулирования необходимой информации из открытых источников Росстата.

К примеру, для достижения основной цели федерального проекта «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта и подготовка спортивного резерва» (Спорт -норма жизни), реализуемого в рамках национального проекта «Демография» - «Доведение к 2024 г до 55 % доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, путем мотивации населения, активизации спортивно-массовой работы на всех уровнях и в корпоративной среде...», предполагается выполнение определенных целевых показателей федерального проекта. Из формулировок показателей можно предположить, что их достижения на региональном уровне сильно зависит от социально-экономической ситуации в конкретном субъекте Российской Федерации, а также от региональных проектов и программ развития.

Выводы. Реализация предлагаемых мероприятий по циф-ровизации предоставления и обработке статистических данных в сфере ФКиС позволит существенно повысить на всех уровнях эффективность сбора статистической отчетности, включая сокращение сроков сбора статистической отчетности и обработки данных, увеличить достоверность статистической информации, применить методы анализа и прогнозирования статистической информации для дальнейшей корректировки стратегических документов и принятия управленческих решений.

Литература

1. Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316 [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации /дшиьтрУ/риЫюа^оп. pravo.gov.ru/Document/View/0001201404240014.

2. Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Мини-

стерством спорта Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере физической культуры и спорта [Электронный ресурс]: Приказ Росстата от 27.03.2019 № 172 Документ опубликован не был. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством спорта Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью учреждений по адаптивной физической культуре и спорту [Электронный ресурс]: Приказ Росстата от 08.10.2018 № 603 Документ опубликован не был. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством спорта Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций, осуществляющих спортивную подготовку или обеспечивающих подготовку спортивного резерва [Электронный ресурс]: Приказ Росстата от 17.08.2020 № 467Документ опубликован не был. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620 «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета» [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации // URL: http://ips.pravo.gov.ru/?docbody=&prev Doc=10 2370975&backlink=1&&nd=102123829

6. Стратегия развития Росстата и системы государственной статистики Российской Федерации до 2024 года [Электронный ресурс]: сайт Росстата России // https://rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/Strategy.pdf.

References

1. Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii «Ekonomiches-koe razvitie i innovatsionnaya ekonomika», utverzhdennaya postanov-leniem Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 15 aprelya 2014 g. # 316 [State Program of the Russian Federation "Economic Development and Innovative Economy", approved by the Decree of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 No. 316] [Electronic resource]: Official Internet portal of legal information. Available at: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201404240014.

2. Ob utverzhdenii formy federalnogo statisticheskogo nablyudeniya s ukazaniyami po ee zapolneniyu dlya organizatsii Ministerstvom sporta Rossiyskoy Federatsii federalnogo statisticheskogo nablyudeniya v sfere fizicheskoy kultury i sporta [On the approval of the federal statistical observation form with fill in instructions for organizations by the Ministry of Sports of the Russian Federation for federal statistical observation in the physical education and sport sector] [Electronic resource]: Order of Russian Federal State Statistics Service dated March 27, 2019 No. 172 The document has not been published. Access from «KonsultantPlus».

3. Ob utverzhdenii statisticheskogo instrumentariya dlya organizatsii Min-isterstvom sporta Rossiyskoy Federatsii federalnogo statisticheskogo nablyudeniya za deyatelnostyu uchrezhdeniy po adaptivnoy fizicheskoy kulture i sportu [On the approval of statistical tools for the organization by the Ministry of Sports of the Russian Federation of federal statistical observation of the activities of adaptive physical education and sports institutions] [Electronic resource]: The document has not been published. Access from ref. legal system "ConsultantPlus».

4. Ob utverzhdenii formy federalnogo statisticheskogo nablyudeniya s ukazaniyami po ee zapolneniyu dlya organizatsii Ministerstvom sporta Rossiyskoy Federatsii federalnogo statisticheskogo nablyudeniya za deyatelnostyu organizatsiy, osushchestvlyayushchikh sportivnuyu podgotovku ili obespechivayushchikh podgotovku sportivnogo rezer-va [On the approval of the federal statistical observation form with fill in instructions for organizations by the Ministry of Sports of the Russian Federation for federal statistical observation of the activities of organizations involved in sports training or sports reserve training] [Electronic resource]: Order of the Federal State Statistics Service of August 17, 2020 No. 467 The document has not been published. Access from ref. legal system "ConsultantPlus».

5. Postanovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 18.08.2008 # 620 «Ob usloviyakh predostavleniya v obyazatelnom poryadke pervichnykh statis-ticheskih dannyih i administrativnykh dannykh sub'ektam ofitsialnogo statisticheskogo ucheta» [Decree of the Government of the Russian Federation of 18.08.2008 No. 620 "On the conditions for mandatory provision of primary statistical data and administrative data to the subjects of official statistical service"] [Electronic resource]: Official Internet portal of legal information. Available at: http://ips.pravo.gov.ru/?docbody=&prev Doc=102370975&backlink=1&&nd=102123829

6. Strategiya razvitiya Rosstata i sistemy gosudarstvennoy statistiki Rossiyskoy Federatsii do 2024 goda [Development strategy of Russian Federal State Statistics Service and state statistics system of the Russian Federation until 2024]. Electronic resource]: Website of Russian Federal State Statistics Service: https://rosstat.gov.ru/ storage/mediabank/Strategy.pdf.

http://www.teoriya.ru

№!• 2021 Январь | Junuar

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.