Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В ЗАКУПКАХ. ЭЛЕКТРОННОЕ АКТИРОВАНИЕ.'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В ЗАКУПКАХ. ЭЛЕКТРОННОЕ АКТИРОВАНИЕ. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
250
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
цифровизация / обязательство / закупка / единая информационная система / электронное актирование / digitalization / commitment / purchase / unified information system / electronic activation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лысенко Е.В., Леонтьев Р.Г.

В статье рассмотрен процесс цифровизации обязательств, возникающих между любым учрежде-нием государственного сектора и поставщиком при осуществлении закупках. Выделены особенности электронной приемки поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ. Обоснована необ-ходимость применения электронного актирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лысенко Е.В., Леонтьев Р.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF OBLIGATIONS IN PROCUREMENT. ELECTRONIC QUESTIONNAIRE.

The article considers the process of digitalization of obligations arising between any public sector institu-tion and a supplier during procurement. The features of electronic acceptance of delivered goods, services rendered and work performed are highlighted. The necessity of using an electronic questionnaire is substanti-ated.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В ЗАКУПКАХ. ЭЛЕКТРОННОЕ АКТИРОВАНИЕ.»

«ШУУШШШИМ-ЛШИГМаУ» 2022 / ECONOMIC SCIENCES

29

При грубом нарушении, например, при нецелевом перемещении бюджетных средств потребуется ни один оправдательный документ. Такое правонарушение ведет к административной ответственности юридического лица, руководителя или должностных лиц, а также уголовной ответственности по степени правонарушения и наложению штрафа.

К отрицательным аспектам применения бюджетной классификации относится постоянная перекодировка видов расходов бюджетной системы Российской Федерации. В большей степени практически для каждого внесенного изменения в коды бюджетной классификации дополнительно регистрируется письмо Министерства финансов Российской Федерации с разъяснениями о порядке применения данных кодов при осуществлении расходов на реализацию государственных нужд.

В связи с утвержденными изменениями в бюджетной классификации одновременно проводятся постоянные обновление информационных ресурсов, специализированных программных продуктов, которые используют в деятельности финансовые отделы организаций бюджетного сектора. Данные информационные продукты после законодательных изменений часто работают некорректно. К таким нововведениям каждый бухгалтер, экономист должен быть готов. Постоянно повышать свой уровень знаний по специальности и формировать умение работать с новыми информационными технологиями, уметь взаимодействовать с технической поддержкой информационных ресурсов, укреплять стрессоустойчивость при решении возникших проблемных ситуаций.

Из выше сказанного можно сделать следующие выводы:

- применение бюджетной классификации для отражения доходов и расходов бюджетов является одним из этапов цифровизации финансовой деятельности государственного сектора;

УДК 31

- учреждения государственного сектора обязаны при организации и ведении бухгалтерского учета применять коды бюджетной классификации как единую открытую систему учета и регулирования бюджетов разного уровня;

- сотрудники финансовых отделов бюджетных учреждений должны быть высококвалифицированными специалистами в своей сфере деятельности, умеющими работать четко, оперативно, результативно в постоянно меняющихся условиях.

Список литературы

1. 20 вариантов ошибиться в КБК. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://knopka.com/blog/285/. (дата обращения 24.01.2022)

2. Багрин В.П. Коды бюджетной классификации. Кто отвечает?// Бюджетный учет. 2020. № 4 (184). С. 66-71.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

4. Извозчикова И.С. Бюджетная классификация в Российской Федерации// Ростовский научный журнал. 2018. № 11. С. 180-186.

5. Кодирование. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория кодирования. (дата обращения 20.01.2022)

6. Приказ Минфина России от 06.06.2019 № 85н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения»

7. Приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления».

8. Раджабова М.Г. Порядок применения бюджетной классификации РФ в современных условиях// Актуальные вопросы современной экономики в глобальном мире. 2019. № 10. С. 107-111.

Лысенко Е.В.,

краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Хабаровский техникум транспортных технологий имени Героя Советского Союза А. С. Панова», г. Хабаровск,

Российская Федерация Леонтьев Р.Г.

Дальневосточный государственный университет путей сообщений, г. Хабаровск, Российская Федерация

DOI: 10.24412/2520-6990-2022-4127-29-32 ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В ЗАКУПКАХ. ЭЛЕКТРОННОЕ АКТИРОВАНИЕ.

Lysenko E. V.,

Hero of the Soviet Union A. S. Panov Regional State Budgetary Professional Educational Institution Khabarovsk Gollege of Transport Technologies, Khabarovsk, Russian Federation

Leontiev R. G.,

Far Eastern State Transport University, Khabarovsk, Russian Federation DIGITALIZATION OF OBLIGATIONS IN PROCUREMENT. ELECTRONIC QUESTIONNAIRE. Аннотация

В статье рассмотрен процесс цифровизации обязательств, возникающих между любым учреждением государственного сектора и поставщиком при осуществлении закупках. Выделены особенности

30_ECONOMIC SCIENCES / «©©УУШУУМ-ЛОУШаУ» #4(127), 2022

электронной приемки поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ. Обоснована необходимость применения электронного актирования. Abstract

The article considers the process of digitalization of obligations arising between any public sector institution and a supplier during procurement. The features of electronic acceptance of delivered goods, services rendered and work performed are highlighted. The necessity of using an electronic questionnaire is substantiated.

Ключевые слова: цифровизация, обязательство, закупка, единая информационная система, электронное актирование

Keywords: digitalization, commitment, purchase, unified information system, electronic activation

Начиная с середины 90-х годов XX века происходило интенсивное развитие информационно -коммуникационных технологий и интернета. Эти процессы повлияли на все секторы экономики и социальной деятельности.

Если ранее миллионы потребителей использовали и довольствовались простым доступом в интернет для реализации своих трудовых задач, то на сегодняшний день человечеству необходим широкий спектр цифровых сервисов, информационных ресурсов, программных продуктов и систем, преобразующих часть своей деятельности в электронный формат.

Благодаря всеобщей подключенности и обмену данными возникла возможность более эффективного использования ресурсов, совместного пользования технологической инфраструктурой, возможность более полноценной загрузки информации совместного потребления, объемы которых достигают огромных показателей.

Развитие технологической инфраструктуры и использование больших баз данных вызвали масштабную цифровую трансформацию нашего общества.

Процесс цифровизации различных сфер жизнедеятельности человека в России успешно и активно внедряется на протяжении последних десяти лет. Суть цифровизации заключается в автоматизации процессов разных сфер жизни с помощью цифровых технологий для повышения их качества и развития, для выполнения рутинных задач без участия человека, а в иных случаях и решения глобальных задач с полной заменой человеческой деятельности роботом, умным устройством, виртуальным объектом.

Рассмотрим процесс цифровизации на примере государственной закупочной деятельности в России как процессе принятия договорных обязательств и их исполнения с использованием электронных ресурсов.

На основании статьи 160 Гражданского Кодекса РФ, Федерального закона от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», ныне утративший силу в связи с принятием нового Федерального закона № 63-ФЗ «Об электронной подписи», в середине 90-х годов XX века появилась возможность заключения сделок с применением аналогов собственноручной подписи, в том числе, появился термин «электронно-цифровая», а затем и «электронная» подписи для «электронных взаимоотношений» в сфере закупок. Качественный скачок в развитии электронной коммерции произошел к

2001-2002 годам. В те времена констатировалось наличие более пятидесяти российских электронных торговых площадок (сокращенно -ЭТП), а к 2005 году количество площадок неограниченно возросло. Целью внедрения электронных торговых площадок являлось осуществление первой попытки перевести реальную тендерную деятельность в электронный формат.

В начале 2009 года правительством было принято решение отобрать 5 электронных операторов для проведения государственного и муниципального заказа в рамках отредактированного регламента 94-ФЗ и ужесточить требования к техническому сопровождению электронных процедур. С введением в действие с апреля 2013 года 44-ФЗ, были укреплены позиции торгов в электронной форме по проведению государственного, муниципального и коммерческого заказа РФ. В личных кабинетах электронных торговых площадок специалисты по закупкам в автоматическом режиме заключали контракты, подкрепляя в приложенных файлах необходимую обязательную информацию. Недостатком того периода являлось дублирование вручную этой информации на официальном сайте в сфере закупок для систематизации сведений об электронных процедурах, заключенных контрактах и их исполнении.

Президент В.В. Путин 1 декабря 2016 года открыто в своем послании Федеральному собранию Российской Федерации предлагал запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения, опирающуюся на российские научные, исследовательские наработки в информационной сфере и подписал указ в рамках «Стратегии научно-технологического развития РФ», который предусматривал меры по созданию правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифрови-зации экономических процессов в России.

Одним направлением реализации этой программы являлось модернизирование сайта государственных закупок в цифровую платформу для автоматической координации деятельности субъектов и различных участников закупок товаров, работ и услуг для нужд учреждений государственного сектора. Такую технологическую инфраструктуру назвали Главный портал закупок или Единая информационная система (сокращенно - ЕИС).

Если ранее сайт закупок использовали как информационный ресурс для открытого доступа к автоматически проведенным электронным конку-

«ШУУШШШИМ-ЛШИГМаУ» #4127)), 2022 / БСОШМГС 8С1Б1ЧСБ8

31

рентным процедурам, но опубликованным вручную государственным контрактам и их исполнениям, то с 2019 года сайт закупок уже представлял единое информационное пространство всей сферы государственных закупок в России, на котором автоматизированы процессы переноса результатов сведений осуществленных электронных процедур с торговых площадок, автоматизированы процессы заключения контрактов двумя сторонами, автоматизированы процессы контроля со стороны Казначейства за превышением лимитов бюджетных обязательств, точностью принимаемых договорных обязательств, исполнением денежных обязательств, оплаты, частично автоматизированы процессы формирования обязательной отчетности закупочной деятельности.

С 1 января 2022 года в сфере закупок начался новый этап. Единая информационная система стала представлять собой цифровую платформу нового поколения, на которой активно осуществляется весь процесс закупки от формирования контракта до подписания документов о приемке товаров, работ или услуг в электронной форме.

В связи с нововведениями появилось понятие электронного актирования.

Электронное актирование — это обмен документами о приемке товаров, работ, услуг при исполнении государственных и муниципальных контрактов в соответствии с Законом № 44-ФЗ в электронном формате посредством функционала личного кабинета заказчика и поставщика единой информационной системы [4].

Иными словами, процедура электронного актирования представляет собой формирование электронного документа о приемке товаров, работ или услуг и подписание его электронной подписью каждой из сторон непосредственно на цифровой платформе ЕИС.

Такой вариант формирования и подписания документов позволит ускорить согласование приемки, минимизировать бумажный документооборот, обеспечить идентичность информации из контракта и закрывающих документов, снизить риск технических ошибок, предоставить возможность в самом документе указать сведения о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств для сформирования денежного обязательства с учетом удержаниия санкций из суммы причитающейся контрагенту на оплату стоимости товаров, работ или услуг, оптимизировать порядок взаимодействия заказчиков и исполнителей.

В функционале ЕИС учтен случай частичной приемки товаров, работ и услуг. Поставщик в этом случае будет формировать корректирующий электронный документ приемки части товаров, работ или услуг.

На основании сформированных и подписанных в ЕИС электронных документов о приемке предусмотрена возможность автоматического формирования сведения об исполнении контракта, сведения об исполнении денежного обязательства, а

также распоряжения на оплату (заявки на кассовый расход, платежного поручения).

Электронное актирование еще больше повышает прозрачность всей процедуры закупки, сделает её менее коррумпированной, создает добросовестную конкуренцию и с рынка закупок постепенно уйдут ненадежные недобросовестные поставщики, мелкие неконкурентоспособные организации.

В 2021 году каждый заказчик на своё усмотрение в закупочной деятельности мог воспользоваться электронной приемкой или хотя бы опроби-ровать данный процесс на специально разработанных тренажерах. Начиная с этого года электронное актирование стало обязательной процедурой, которую запланировано внедрить повсеместно и распространить на заказчиков всех уровней бюджетов независимо от типа учреждения.

В настоящее время электронное актирование используется только в закупах, проводимых электронными конкурентными способами. Но с 2023 года планируется расширить функционал единой информационной системы для реализации электронного актирования в закупках у единственного поставщика.

Необходимо отметить, цифровизация обязательств закупок продвинется еще на один шаг в части их исполнения.

В настоящее время ведутся работы, чтобы обеспечить интеграцию между ЕИС и любой системой бухгалтерского учета как у заказчика, так и у поставщика. К 2024 году Казначейством Российской Федерации предусматривается разработать функционал для автоматической выгрузки документов об оплате из платежных систем участников закупки в ЕИС.

Цифровизация процесса закупки от принятия договорного обязательства до исполнения оплаты денежного обязательства и исполнения закупки в целом планирует достигнуть своего пика к 2030 году.

На первый взгляд, электронное актирование представлено как четко спланированная модель электронного взаимодействия поставщиков и заказчиков с идеальными условиями. Но такая модель еще не отработана в реальной жизни и таит в себе много нерешенных задач, негативных явлений и последствий.

Прежде всего, необходимо отметить, готовы ли обе стороны закупочной деятельности к таким нововведениям.

Во-первых, не каждый поставщик готов уйти от реальных продаж в цифровую среду закупок с жесткими по закону условиями и ограничениями.

Во-вторых, для реализации самой закупки необходимо наличие со стороны государственных заказчиков подготовленных высококвалифицированных специалистов в сфере закупок, осознающих юридическую значимость своих действий и понимающих груз административной и уголовной ответственности за последствия допустимых ошибок.

В-третьих, для реализации электронного актирования и поставщику, и заказчику потребуется

32

ECONOMIC SCIENCES / «ШУУШШШУМ-ШУГМаУ» #4(127), ЖШ

прежде всего техническая оснащенность рабочих мест для сотрудников, осуществляющих электронные закупки: наличие высокоскоростного компьютера, оснащенного набором лицензионного программного обеспечения, в том числе и специализированного назначения (Крипто Про, плагинов), наличие настроенного функционала ЕИС и доступа в интернет, наличие изготовленных и установленных квалифицированных электронных подписей.

Каковы будут результаты использования электронного актирования, мы узнаем уже через несколько месяцев активной закупочной деятельности.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что цифровизация обязательств в закупочной деятельности обеспечит скорость заключения сделки, значительно сократит расходы, а электронное актирование устранит всевозможные технические ошибки, полностью поменяет менталитет специалистов закупочной деятельности, повысит уровень

информационной коммуникации между контрагентами и построит их безупречную репутацию среди конкурентов.

Список литературы

1. Горохова Д.В. Государственные закупки в Российской Федерации: ретроспектива и развитие// Финансовый журнал. 2020. № 2. С. 57-68.

2. Изутова О.В. Автоматизация контроля - история сегодняшнего дня// Финконтроль. 2020. № 4. С. 4-8.

3. Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

4. Электронное актирование: взгляд поставщика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://school.kontur.ru/publications/2072. (дата обращения 01.02.2022)

5. Электронное актирование: новая реальность для учреждений-заказчиков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/news/1465206/ (дата обращения 01.02.2022)

УДК 31

Лысенко Е.В.,

краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Хабаровский техникум транспортных технологий имени Героя Советского Союза А. С. Панова»,

г. Хабаровск, Российская Федерация Леонтьев Р.Г.

Дальневосточный государственный университет путей сообщений, г. Хабаровск,

Российская Федерация Р01: 10.24412/2520-6990-2022-4127-32-34 ПРИНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА БЕЗ ШТРАФА: ПАМЯТКА ДЛЯ

БУХГАЛТЕРА

Lysenko E. V.,

Hero of the Soviet Union A. S. Panov Regional State Budgetary Professional Educational Institution Khabarovsk Gollege of Transport Technologies, Khabarovsk, Russian Federation

Leontiev R. G.,

Far Eastern State Transport University, Khabarovsk, Russian Federation MAKING A BUDGET COMMITMENT WITHOUT PENALTY: MEMO FOR THE ACCOUNTANT

Аннотация

В статье рассмотрено понятие бюджетного обязательства, отражены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при постановке любого бюджетного обязательства на бухгалтерский учет, приведены меры ответственности за правонарушения.

Abstract

The article discusses the concept of a budget obligation, reflects the main points that need to be paid attention to when setting up any budget obligation for accounting, provides measures of responsibility for offenses.

Ключевые слова: бюджетное обязательство, лимиты бюджетных обязательств, ответственность, нарушение, штраф

Keywords: budget obligation, limits of budget obligations, liability, violation, fine

Любая организация в условиях рыночной экономики самостоятельно определяет стратегию своего развития. Какую стратегию развития, какие эффективные управленческие решения будет принимать руководство, как эффективно будет реализовываться хозяйственная деятельность орга-

низации, как грамотно будет осуществлен бухгалтерский учет, так и будет складываться рентабельность предприятия, его развитие и дальнейшее лидирующее положение на рынке продаж товаров, оказания услуг и выполнения работ.

Для документирования и обобщения информации о хозяйственной деятельности организаций, их

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.