Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ: РИСКИ И УГРОЗЫ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ: РИСКИ И УГРОЗЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
158
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБЩЕСТВО / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыболовлева Н. С.

В настоящее время происходит быстрый рост объемов информации, стремительное развитие цифровых технологий, их масштабное внедрение и использование в разнообразных областях общественной жизни. В статье рассматриваются последствия повсеместного внедрения цифровых технологий во все сферы жизни общества. Процессы цифровизации затрагивают экономическую сферу, образование, здравоохранение, юриспруденцию и др. Автором рассмотрены положительные и негативные аспекты влияния цифровизации на развитие общественных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF PUBLIC RELATIONS: RISKS AND THREATS

Currently, there is a rapid growth in the volume of information, the rapid development of digital technologies, their large-scale introduction and use in various areas of public life. The article examines the consequences of the widespread introduction of digital technologies in all spheres of society. Digitalization processes affect the economic sphere, education, healthcare, law, etc. The author considers the positive and negative aspects of the impact of digitalization on the development of public relations.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ: РИСКИ И УГРОЗЫ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_133 УДК 342

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ: РИСКИ И УГРОЗЫ Digitalization of public relations: risks and threats

РЫБОЛОВЛЕВА Наталья Сергеевна,

старший преподаватель кафедры организации деятельности органов внутренних дел центра командно-штабных учений, Академия управления МВД России. 125130, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, В. E-mail: n-rybolovleva@mail.ru;

Rybolovleva Natalya Sergeevna,

Senior lecture at the department for organizing the activities

of the internal affairs bodies of the center for command and staff exercises

of the Academy of Management of the Ministry of the Interior of the Russian Federation.

125130, Russia, Moscow, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., 8.

E-mail: n-rybolovleva@mail.ru

Краткая аннотация. В настоящее время происходит быстрый рост объемов информации, стремительное развитие цифровых технологий, их масштабное внедрение и использование в разнообразных областях общественной жизни. В статье рассматриваются последствия повсеместного внедрения цифровых технологий во все сферы жизни общества. Процессы цифровизации затрагивают экономическую сферу, образование, здравоохранение, юриспруденцию и др. Автором рассмотрены положительные и негативные аспекты влияния цифровизации на развитие общественных отношений.

Abstract. Currently, there is a rapid growth in the volume of information, the rapid development of digital technologies, their large-scale introduction and use in various areas of public life. The article examines the consequences of the widespread introduction of digital technologies in all spheres of society. Digitalization processes affect the economic sphere, education, healthcare, law, etc. The author considers the positive and negative aspects of the impact of digitalization on the development of public relations.

Ключевые слова: цифровизация, цифровые технологии, информационные технологии, общество, цифровизация общества, цифровая трансформация.

Keywords: digitalization, digital technologies, information technologies, society, digitalization of society, digital transformation.

Для цитирования: Рыболовлева Н.С. Цифровизация общественных отношений: риски и угрозы //Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 133-135. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_133.

For citation: Rybolovleva N.S. Digitalization of public relations: risks and threats //Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 133-135. http://doi. org/10.47643/1815-1337_2023_5_133.

Статья поступила в редакцию: 29.03.2023

Со второй половины XX века развитие человечества происходит в условиях так называемой информационной революции - процесса, связанного с увеличением объема передающейся в обществе информации.

Термин «цифровизация» в настоящее время употребляется настолько часто и по отношению к самым разным сферам жизни, что сомнений в уже сложившемся факте нет: переход к цифровому обществу не просто наметился, его осуществление происходит неуклонно и в широком масштабе. Развитие информационно-коммуникационных технологий способствует их широкому применению в различных сферах. В XXI веке цифровые технологии распространили свое влияние на социальные, экономические и другие аспекты жизни.

Современный этап развития цифровизации сопровождается сменой парадигмы, затрагивающей все сферы жизнедеятельности человека. Еще в конце XX века профессор А.И. Арнольдов писал: «Информация - великий двигатель прогресса, ей суждено стать ведущей, магистральной силой новой цивилизации, источником ее постоянного развития. Именно она расшифровывает и открывает мир, открывает человека; выражает картину жизни, "образ времени"; его мысли, чувства, настроения. Она прокладывает человечеству путь к постижению мира как целостному процессу, куда информационное знание входит составной частью. Вырабатываемая информацией общая модель бытия — видение мира, представление о человеке, общественный идеал - превращается с ее помощью в панорамную картину мира, в центре которого стоит человек» [4, с. 75].

Впервые термин «цифровизация» появился в 1995 году, его ввел известный американский информатик Николас Негропонте, но процессы цифровизации начались задолго до появления термина.

Дефиниция «цифровизация» до настоящего времени на законодательном уровне в Российской Федерации не закреплена. На портале «Люди Роста» цифровизация трактуется как «интеграция цифровых технологий в повседневную жизнь путем оцифровки всего, что можно оцифровать» [8].

В.А. Плотников рассматривает цифровизацию в двух аспектах: во-первых, он определяет цифровизацию как «процесс внедрения цифровых технологий генерации, обработки, передачи, хранения и визуализации данных в различные сферы человеческой деятельности», во-вторых, он определяет цифровизацию как «современный этап развития информатизации, отличающийся преобладающим использованием цифровых технологий генерации, обработки, передачи, хранения и визуализации информации, что обусловлено появлением и распространением новых технических средств и программных решений» [10, с. 17].

В своем выступлении 6 июля 2018 г. на Международном конгрессе по кибербезопасности Президент РФ В.В. Путин отметил, что «цифровизация - это серьезный ресурс национального развития, реального улучшения качества жизни людей, и за последние годы многое сделали для внедрения новых технологий и программ, для активной и равноправной интеграции нашей страны в глобальное информационное про-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 5(221)

странство» [6].

Общие течения социальных трансформаций в мире, сопровождаемые процессами глобализации, информатизации, индивидуализации и виртуализации, обуславливают интенсивные изменения в российском обществе. Прочной основой информатизации общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности является появление новых информационных технологий.

Стремительное развитие современных социальных процессов, мощным двигателем которых является информатизация, находит свое отражение в проявлении многих, неосознаваемых ранее социальных явлений, имеющих решающее значение для функционирования информационного общества.

Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» одной из основных задач государства определил форсированное внедрение цифровых технологий в экономику и социальную сферу, обозначил целью высокотехнологичное развитие страны [2]. Активное внедрение информационно-телекоммуникационных технологий в различные сферы общественной жизни вносит существенные изменения в систему социально-экономических отношений в стране.

В последние десятилетия в нашей стране создаются все необходимые условия для развития информационных технологий. Об этом также свидетельствует и принятие ряда значимых нормативных документов, в частности утверждение Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017 - 2030 годы [1] и утверждение Национальной Стратегии развития искусственного интеллекта в РФ [3]. Появление новых способов взаимодействия государства и общества, трансформация существующих форм такого взаимодействия приводят к глобальным изменениям в политическом, правовом и общественных пространствах.

Современный мир изменился под влиянием цифровых технологий. Вместе с тем последствия цифровизации общественных отношений противоречивы. С одной стороны они носят позитивный характер. Так, согласно мнению И.В. Гончарова: «эра цифровых технологий дает совершенно новые и принципиально иные возможности реализации прав и свобод человека и гражданина» [9, с. 101], и этому можно привести множество примеров. Например, цифровизация открывает новые возможности для реализации гражданских и политических прав граждан (реализация права на образование, на свободу слова, электронное голосование). С другой стороны динамичность цифровизации общественных отношений способствует и негативным ее проявлениям, возникают определенные риски и угрозы. В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2013 г. № 68/167 «Право на неприкосновенность личной жизни в цифровой век» отмечается, что быстрые темпы технологического развития позволяют людям во всех регионах мира пользоваться новыми информационными и коммуникационными технологиями и в то же время повышают способность правительства, компаний и физических лиц отслеживать, перехватывать и собирать информацию, что может нарушать или ущемлять права человека [11]. При этом следует понимать, что сфера нарушения прав граждан с применением цифровых технологий практически безгранична. В качестве примера можно привести неправомерное использование персональных данных, тиражирование непроверенной информации, «пассивный активизм» и др. Также цифровизация в области юриспруденции и правового регулирования может привести к подмене свободы воли субъекта права волей лица, создающего соответствующую программу на основе матрицы выбора. Осуществление в цифровом пространстве прав и свобод человека требует изменения их гарантий и содержания, а также необходимо уточнение основ прав нового поколения, таких как право на забвение, свобода доступа в интернет и др. Автор полностью поддерживает точку зрения И.В. Важениной, что такие угрозы, как «взлом ^-инфраструктуры, изготовление видео «deepfake», использование фальсифицированных видеоматериалов для проведения различных кампаний будут быстро развиваться в течение следующих 5-10 лет и могут усилить раскол в обществе или вызвать политическую дестабилизацию» [5, с. 108]. В связи с чем неизбежно усиление контроля за деятельностью пользователей в цифровом пространстве со стороны государства (можно предположить, что в будущем будет создана Киберполиция).

Президент РФ В.В. Путин, выступая 24 ноября 2022 г. на конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта», отметил, что для цифровизации любой сферы в ней сначала нужно навести порядок, ведь «если оцифровать хаос, то получится цифровой хаос» [7]. Безусловно, что только в тех сферах жизнедеятельности, где работа организована надлежащим образом, возможно применять цифровые технологии без наступления негативных последствий.

В настоящее время в Российской Федерации происходит формирование различных видов электронных площадок, с помощью которых существенного упрощается реализация конституционных прав граждан. Благодаря цифровизации создаются новый формат диалога и удобные площадки комфортного взаимодействия государства и граждан, эффективная обратная связь между органами государственной власти и социумом, повышение прозрачности и эффективности системы государственного управления. Однако возникает и проблема цифровой сегрегации населения, так как процесс цифровизации в большей степени охватывает активную часть граждан, способных освоить современные цифровые технологии. Проявление цифровой сегрегации происходит как на бытовом, так и на институциональном уровнях. Для успешного внедрения цифровых технологий в повседневную деятельность необходимо учитывать уровень цифровой грамотности населения страны и принимать меры к его повышению. В настоящее время в России действует программа «Цифровые волонтеры» [12], целью которой является увеличение процента людей, обладающих цифровой грамотностью.

Повсеместное внедрение информационных технологий позволяет существенно расширить возможности граждан по их участию в различных социальных программах, проектах и других формах управленческой активности. В долгосрочной перспективе развития общественных отношений цифровизация является значимым условием для осуществления социальных и экономических шагов в развитии страны.

Цифровизация изменит абсолютно все сферы жизнедеятельности в будущем информационном обществе, в том числе и государственное управление, и окажет существенное влияние на многие основные социально-экономические процессы, формируя не только их «инфор-

мационную форму выражения», но изменяя саму их сущность. При этом следует констатировать, что цифровизация представляет собой диалектически противоречивый процесс. С одной стороны, она открывает широкие возможности для реализации конституционных прав граждан, с другой - динамичность цифровизации общественных отношений способствует и негативным ее проявлениям, возникают определенные риски и угрозы, в частности: неправомерное использование персональных данных, их разглашение, дискредитация сотрудников полиции, тиражирование непроверенной информации, а также появление проблемы цифровой сегрегации. В последующие десятилетия цифровизация общественных отношений будет сохранять свою актуальность, в связи с чем возникающие проблемы безусловно будут требовать адекватных и оперативных мер реагирования.

Библиогра фия:

1. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 (в действ. ред.) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

2. О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 (в действ. ред.) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru.

3. О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 (в действ. ред.) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru

4. Арнольдов А.И. Информация - глобальная ценность XXI века // Проблемы информациологии и мирового информационного сообщества. М.: Информацио-логия, 1997. - 160 с.

5. Важенина, И. В. Стратегия цифровой полиции Великобритании / И. В. Важенина // Цифровая полиция. Информационно-коммуникационные технологии, Москва, 13-14 мая 2021 года. - Москва: ФКУ НПО «СТиС» МВД России. 2021. - С. 107-108.

6. Выступление Президента России В.В. Путина на Международном конгрессе по кибербезопасности (ICC), Москва, 6 июля 2018 г. [Электронный ресурс] // Официальный сетевой ресурс Президента Российской Федерации URL: http://www.kremlin.ru (дата обращения: 25 марта 2023 г.).

7. Выступление Президента РФ В.В. Путина на конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта» 24 ноября 2022 г. [Электронный ресур] // URL: https://tass.ru/ekonomika/16418795?ysclid=lfuvf7ebhy35234271

8. Глобальная цифровизация - Люди роста [Электронный ресурс] // Официальный портал Люди роста. URL: https://ludirosta.ru (дата обращения: 25 марта

2023 г.).

9. Гончаров И.В. Современные подходы к реализации прав и свобод человека в условиях цифровизации общественных отношений // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 9 (61). - С. 97-102.

10. Плотников В.А. Цифровизация производства: теоретическая сущность и перспективы развития в Российской экономике // Известия Санкт-Петербургского экономического Университета. 2018. № 4 (112). - С. 16-24.

11. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2013 г. № 68/167 «Право на неприкосновенность личной жизни в цифровой век» [Электронный ресурс] // URL:https://www.lawtrend.org/wp-content/uploads/2014/06/2013_UN_68_167.pdf (дата обращения: 25 марта 2023 г.)

12. Цифровые волонтеры [Электронный ресурс] // Официальный сайт Цифровые волонтеры. URL: http://dv.guu.ru (дата обращения: 25 марта 2023 г.)

References:

1. On the Strategy for the development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030: Decree of the President of the Russian Federation No. 203 of May 9, 2017 (in effect. ed.) [Electronic resource] // Official Internet Portal of Legal Information. URL: http://www.pravo.gov.ru.

2. On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024: Decree of the President of the Russian Federation dated May 7, 2018 No. 204 (in effect. ed.) [Electronic resource] // Official Internet portal of legal information. URL: http://pravo.gov.ru.

3. On the development of artificial intelligence in the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation No. 490 of October 10, 2019 (in effect. ed.) [Electronic resource] // Official Internet portal of legal information. URL: http://www.pravo.gov.ru

4. Arnoldov A.I. Information - the global value of the XXI century // Problems of informationology and the world information community. M.: Informationology, 1997. -

160 p.

5. Vazhenina, I. V. Strategy of the digital police of Great Britain / I. V. Vazhenina // Digital police. Information and Communication Technologies, Moscow, May 13-14, 2021. - Moscow: FKU NGO "STIs" of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. - pp. 107-108.

6. Speech of the President of Russia V.V. Putin at the International Congress on Cybersecurity (ICC), Moscow, July 6, 2018 [Electronic resource] // Official network resource of the President of the Russian Federation URL: http://www.kremlin.ru (accessed March 25, 2023).

7. Speech of the President of the Russian Federation V.V. Putin at the conference "Journey into the world of artificial intelligence" on November 24, 2022 [Electronic resource] // URL: https://tass.ru/ekonomika/16418795 ?ysclid=lfuvf7ebhy35234271

8. Global digitalization - People of growth [Electronic resource] // Official portal People of Growth. URL: https://ludirosta.ru (date of address: March 25, 2023).

9. Goncharov I.V. Modern approaches to the realization of human rights and freedoms in the conditions of digitalization of public relations // Bulletin of the O.E. Kutafin University (MGUA). 2019. № 9 (61). - Pp. 97-102.

10. Plotnikov V.A. Digitalization of production: theoretical essence and prospects of development in the Russian economy // Proceedings of the St. Petersburg University of Economics. 2018. No. 4 (112). - pp. 16-24.

11. UN General Assembly Resolution No. 68/167 of December 18, 2013 "The right to privacy in the digital age" [Electronic resource] // URL:https://www.lawtrend.org/wp-content/uploads/2014/06/2013_UN_68_167.pdf (accessed March 25, 2023)

12. Digital volunteers [Electronic resource] // Official website of Digital Volunteers. URL: http://dv.guu.ru (accessed March 25, 2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.