Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ'

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ / ФИНАНСОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власова Елена Львовна, Игнатьева Ирина Валентиновна, Зедгенизова Ирина Ивановна

В представленной статье обосновывается необходимость изменения правового регулирования сферы общественных финансов в России, обусловленная цифровизацией. Цифровизация, касающаяся всех сфер социально-экономических отношений, оказывает сильнейшее влияние на финансовую сферу, и как ее часть, область управления общественными финансами. Однако цифровизация, призванная сделать современную экономику более эффективной, несет в себе некоторые риски и угрозы, учет которых требует существенных изменений в действующем законодательстве. Целью настоящей работы является формирование предложений по совершенствованию правового регулирования управления общественными финансами с учетом рисков и угроз, которые несет в себе цифровизация экономики. Автор исследует российский и зарубежный опыт внедрения цифровых технологий в деятельность финансового сектора, делая упор на публичные финансы. Проводится частичный обзор информационных систем, непосредственно задействованных в деятельности публично-правовых финансовых институтов. Дается критическая оценка формирования цифровых институтов, применение новых инструментов, механизмов и инновационных подходов в сфере публичных финансов. Проводится анализ положительных и отрицательных черт формирования цифровой экономики. Представлен ряд проблемных моментов цифровизации, которые могут создать ряд рисковых ситуаций для системы публичных финансов. Показано, что для занятия лидерских позиций в мировой экономике на фоне обострившейся международной конкуренции в сфере финансовых технологий, цифровизация финансового сектора, при всех ее спорных моментах, необходима. Сформулированы выводы о воздействии проводимой цифровизации на развитие правового регулирования механизма управления публичными финансами в рамках общей трансформации правового поля государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF DIGITALIZATION ON THE DEVELOPMENT OF THE LEGAL FRAMEWORK FOR PUBLIC FINANCE MANAGEMENT

The presented article substantiates the need to change the legal regulation of the sphere of public finance in Russia, due to digitalization. Digitalization, which concerns all spheres of socio-economic relations, has a strong impact on the financial sector, and as part of it, the area of public finance management. However, digitalization, designed to make the modern economy more efficient, carries with it some risks and threats, the consideration of which requires significant changes in the current legislation. The purpose of this work is to formulate proposals for improving the legal regulation of public finance management, taking into account the risks and threats posed by the digitalization of the economy. The author examines Russian and foreign experience of introducing digital technologies into the activities of the financial sector, focusing on public finance. A partial review of information systems directly involved in the activities of public law financial institutions is carried out. A critical assessment of the formation of digital institutions, the use of new tools, mechanisms and innovative approaches in the field of public finance is given. The analysis of the positive and negative features of the formation of the digital economy is carried out. A number of problematic aspects of digitalization are presented, which can create a number of risk situations for the public finance system. It is shown that digitalization of the financial sector, with all its controversial points, is necessary to take leadership positions in the global economy against the background of heightened international competition in the field of financial technologies. Conclusions are formulated about the impact of ongoing digitalization on the development of legal regulation of the public finance management mechanism within the framework of the general transformation of the legal field of the state.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ»

6.2. Влияние цифровизации на развитие правовых основ управления общественными финансами

©Власова Е. л.1", ©Игнатьева И. В.1^, ©Зедгенизова И. И.2х Восточно-Сибирский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» 2ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет» г. Иркутск, Российская Федерация ae-mail: vlasovael1963@gmail.com be-mail: irina.090@mail.ru ce-mail: 54irina@bk.ru

Аннотация. В представленной статье обосновывается необходимость изменения правового регулирования сферы общественных финансов в России, обусловленная цифровизацией. Цифровизация, касающаяся всех сфер социально-экономических отношений, оказывает сильнейшее влияние на финансовую сферу, и как ее часть, область управления общественными финансами. Однако цифровизация, призванная сделать современную экономику более эффективной, несет в себе некоторые риски и угрозы, учет которых требует существенных изменений в действующем законодательстве. Целью настоящей работы является формирование предложений по совершенствованию правового регулирования управления общественными финансами с учетом рисков и угроз, которые несет в себе цифровизация экономики. Автор исследует российский и зарубежный опыт внедрения цифровых технологий в деятельность финансового сектора, делая упор на публичные финансы. Проводится частичный обзор информационных систем, непосредственно задействованных в деятельности публично-правовых финансовых институтов. Дается критическая оценка формирования цифровых институтов, применение новых инструментов, механизмов и инновационных подходов в сфере публичных финансов. Проводится анализ положительных и отрицательных черт формирования цифровой экономики. Представлен ряд проблемных моментов цифровизации, которые могут создать ряд рисковых ситуаций для системы публичных финансов. Показано, что для занятия лидерских позиций в мировой экономике на фоне обострившейся международной конкуренции в сфере финансовых технологий, цифровизация финансового сектора, при всех ее спорных моментах, необходима. Сформулированы выводы о воздействии проводимой цифровизации на развитие правового регулирования механизма управления публичными финансами в рамках общей трансформации правового поля государства.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая экономика, управление общественными финансами, финансовые технологии, регулирование.

Для цитирования: Власова Е. Л., Игнатьева И. В., Зедгенизова И. И. Влияние цифровизации на развитие правовых основ управления общественными финансами // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. № 6. С. 196-200.

Impact of digitalization on the development of the legal framework for public finance management

©E. L. Vlasova1a, ©I. V. Ignatieva1b, ©I. I. Zedgenizova2c 1the East Siberian Branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education

«Russian State University of Justice» 2Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russian Federation Irkutsk, Russian Federation ae-mail: vlasovael1963@gmail.com be-mail: irina.090@mail.ru ce-mail: 54irina@bk.ru

Abstract. The presented article substantiates the need to change the legal regulation of the sphere of public finance in Russia, due to digitalization. Digitalization, which concerns all spheres of socio-economic relations, has a strong impact on the financial sector, and as part of it, the area of public finance management. However, digitalization, designed to make the modern economy more efficient, carries with it some risks and threats, the consideration of which requires significant changes in the current legislation. The purpose of this work is to formulate proposals for improving the legal regulation of public finance management, taking into account the risks and threats posed by the digitalization of the economy. The author examines Russian and foreign experience of introducing digital technologies into the activities of the financial sector, focusing on public finance. A partial review of information systems directly involved in the activities of public law financial institutions is carried out. A critical assessment of the formation of digital institutions, the use of new tools, mechanisms and inno-

Власова Е. Л., Игнатьева И. В., Зедгенизова И. И.

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ

vative approaches in the field of public finance is given. The analysis of the positive and negative features of the formation of the digital economy is carried out. A number of problematic aspects of digitalization are presented, which can create a number of risk situations for the public finance system. It is shown that digitalization of the financial sector, with all its controversial points, is necessary to take leadership positions in the global economy against the background of heightened international competition in the field of financial technologies. Conclusions are formulated about the impact of ongoing digitalization on the development of legal regulation of the public finance management mechanism within the framework of the general transformation of the legal field of the state.

Keywords: digitalization, digital economy, public finance management, financial technology, regulation.

For citation: Vlasova E. L., Ignatieva I. V., Zedgenizova I. I. Impact of digitalization on the development of the legal framework for public finance management // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. 16. № 6. P. 196-200.

ВВЕДЕНИЕ

Цифровую экономику, переход к которой осуществляется в настоящее время, можно охарактеризовать как некий итог внедрения компьютерных технологий во все сферы экономической, управленческой и общественной деятельности. При этом цифровизация такой области, как публичные финансы, осуществляемая одновременно в управленческой среде, отражает общие тенденции к повышению эффективности госуправления путем внедрения цифровых технологий и систем в различные социально-экономические институты, что сейчас и происходит по всему миру, в стране, в регионах и в бизнес-среде. Российскую финансовую систему процесс циф-ровизации затронул в наибольшей степени, как наиболее технологически развитый элемент в структуре управления. Цифровизация финансовой сферы позволяет добиться ряда не достижимых ранее показателей, например, существенно сократить сроки подготовки и обработки разного рода финансовой и управленческой отчетности. Например, принятая недавно практика сдачи отчетности исключительно в электронной форме позволила значительно (вдвое) сократить срок обработки отчетности для многих организаций государственного сектора. Тем самым был упрощен и доступ заинтересованных министерств и ведомств к необходимой для их деятельности финансовой информации. После введения ГИИС «Электронный бюджет», с переходом на электронное архивирование документов были существенно уменьшены расходы, ранее производимые на архивирование, печать и хранение бумажных документов, а процесс регистрации финансово-хозяйственных операций существенно ускорился и упростился [1].

Цифровизация финансов, безусловно, должна способствовать эффективному функционированию цифровой экономики. Однако переходный период неизбежно будет сопровождаться появлением проблем и рисков, несущих угрозу финансовых потерь, в том числе и для общественных финансов. Определение таких рисков и угроз, поиск организационно-правовых решений для их устранения является интересной темой, что доказывается большим количеством исследований, опубликованных за последние 2-3 года. Следует отметить работы Т. В. Гребенник [2], С.Е. Демидовой [3], Р.Р. Алее-ва [4] и др. Однако несмотря на большой научный интерес, многие теоретические аспекты цифровизации финансов не разработаны, нет и устоявшейся практики. Поэтому на данный момент существует определенный научный запрос на новые исследования по теме.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование выполнено с применением диалектического метода познания, структурно-системного метода, статистического метода, сравнительно-правового метода, формально-юридического метода. В качестве правовой основы исследования послужили основополагающие документы, определившие цифровизацию в экономике и государственном управлении, нормативно-правовые акты, принятые во их исполнение, теоретической базой послужили опубликованные труды исследователей по теме, в качестве информационной основы послужили данные с официальных сайтов России и иностранных государств, правовая и экономическая информация и статистика.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Повсеместное использование компьютерных технологий, мобильных устройств, и телекоммуникационных сетей ознаменовало новый этап в развитии финансового сектора [5]. Основные его признаки - это массовое внедрение цифровых финансовых технологий, позволяющих предоставлять такие новые финансовые услуги как онлайн-кредитование и он-лайн-инвестирование, повышение эффективности платежных систем (быстрые платежи), виртуализация денег и банковских систем [6].

При этом государственный сектор является одной из наиболее заинтересованных сторон внедрения информационных технологий во все сферы деятельности государственных органов. Необходимость использования инновационных инструментов в сфере общественных финансов обусловлена общими требованиями повышения эффективности государственного управления. Для выполнения таких требований необходим переход на новый уровень сбора и обработки информации, обеспечить который может только внедрение передовых информационных технологий [7].

Задача повышения эффективности государственного управления и прозрачности его деятельности была поставлена Президентом РФ в Бюджетном послании Федеральному Собранию РФ [8], после чего процесс внедрения информационных технологий в сферу публичных финансов значительно ускорился. Этому ускорению способствовало также принятие и реализация Правительством РФ Концепции создания и развития интегрированной информационной системы управления общественными финансами (ГИИС «Электронный бюджет»). Указанной концепцией также определены такие направления

повышения эффективности деятельности финансовых организаций публично-правовой сферы, как достижение открытости, прозрачности, подотчетности и обеспечение доступа к открытой информации для всех заинтересованных пользователей. Еще одним документом, предопределившим внедрение инновационных технологий в публичные финансы, стала Стратегия развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 2036-р [9]. В названном документе отмечается, что основными факторами, сдерживающие развитие информационных технологий в стране является дефицит квалифицированных кадров, недостаток отечественных научных исследований мирового уровня в сфере IT, низкий спрос на IT со стороны государства, и др. В плане повышения эффективности управленческих решений в сфере общественных следует также отметить принятие Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 гг.[10], где, среди прочего озвучено понятие информационного общества и программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [11] в которой указаны направления развития нормативного регулирования цифровой среды, обуславливающие потребность в финансовом обеспечении, достаточность которого поставлена в зависимость от эффективности финансовой деятельности государства, на которую в свою очередь влияет процесс освоения IT. В плане связанных с цифровизацией обновлений Бюджетного кодекса РФ, остающегося основой правового регулирования деятельности в сфере публичных финансов, разработана глава «Информационное обеспечение бюджетного процесса» (глава 18), что демонстрирует понимание законодателя необходимости принципиально нового законодательного оформления бюджетных отношений, обусловленных использованием автоматизированной обработки информации.

Неизбежность перехода к цифровой экономике обусловлена постепенным развитием научно-технического прогресса. Однако существует ряд факторов способных существенно замедлить такой переход. Это и имеющие место бюрократические барьеры для ввода в управление общественными финансами информационных автоматизированных систем, и задержка по разным причинам ввода в указанные системы актуальной информации различными ведомствами, отсутствие, ввиду недостаточного финансирования, соответствующего оборудования для функционирования системы, низкая квалификация управляющего и обслуживающего персонала и др. [3]. Поэтому при цифровой трансформации, изменяющей структуру и инструменты финансовых отношений, необходимо выявлять и учитывать риски, могущие оказать негативное влияние на стабильную работу финансовой системы. Прежде всего, это риски, связанные с конфиденциальностью данных и информационной безопасностью при повсеместном использовании информационных технологий. Быстрое их распространение и невысокий уровень цифровой и финансовой грамотности пользователей создают благоприятную среду для деятельности Интернет - мошенников, грозящей существенными финансовыми потерями для физических и юридических лиц [3]. Кроме того, есть определенная доля пользователей финансовых услуг, не желающих применять цифровые технологии, и ряд экспертов ОЭСР полагает, что при тотальной цифровизации публичных финансов это может привести к финансовому отчуждению указанных пользователей. И наоборот, чрезмерное доверие к цифровизации финансов также может иметь негативные последствия [12]. В качестве примера можно привести

массовое вовлечение бывших вкладчиков банков в инвестиционную деятельность, когда мелкие инвесторы благодаря цифровым технологиям имеют возможность принимать больший риск, чем при использовании традиционных инвестиционных продуктов [3].

Таким образом, динамичность отношений в сфере цифровизации ставит перед правовыми субъектами вызовы разработки правового регулирования нового поколения, отвечающего требованиям, которые формирует цифровая трансформация, и более высоких компетенций в исследовательской сфере [13].

ДИСКУССИЯ

Во многих странах уже более 10 лет приняты и действуют национальные и наднациональные программы цифровой экономики. С 2009 года в США реализуется «Облачная стратегия». Европейская комиссия в 2010 году приняла проект развития интернет-экономики «Цифровая Европа» как составную часть Стратегии «Европа 2020». Ожидается увеличение европейского ВВП на 5% за счет увеличения инвестиций в ИКТ, обучения трудовых кадров навыкам работы с ними, внедрения инноваций в государственном секторе и создание, и поддержание базовых условий для интернет-экономики [14].

В мире имеется много примеров, когда правовые решения, связанные с внедрением и применением инновационных технологий в публичных финансах, способствовали решению давних, и, казалось бы, неискоренимых проблем. Так, результатами введения обязательного использования электронных платежных систем в систему социального обеспечения позволило эффективно противостоять бюрократии в государственном управлении и сэкономить государственные средства в сфере социальной поддержки населения. На сегодняшний день правительства многих стран успешно применяют биометрическую идентификацию пользователей системы социальной поддержки для уменьшения мошенничества при получении социальных пособий и льгот. Введенная правительством Индии в 2013 году госпрограмма Direct Benefit Transfer принципиально изменила систему получения нуждающимися субсидий и порядок перечисления пенсионных выплат, направляя средства напрямую на счет получателя, владеющего электронной картой Aadhaar (Аадхар) [15]. Еще одним примером успешной цифровой трансформации в осуществлении государственных выплат, является внедрение мобильных кошельков для получения посредством электронных платежей зарплат медицинским работникам в Сьерра-Леоне, участвовавшим в борьбе с эпидемией лихорадки Эбола. До этого предназначенные для выплат средства попросту разворовывались местными чиновниками [2]. В Кот-д'Ивуаре, где оплата за обучение в средней школе была полностью переведена в электронную форму, коррупция в системе среднего образования существенно снизилась. [2]. В тех странах, где удается внедрить подобные инновации в деятельность государственных органов, как правило, отмечается существенное снижение уровня коррупции и происходит значительная экономия государственных средств.

Мировая практика также, к сожалению, показывает, в отдельных случаях внедрение инновационных технологий в сферу общественных финансов может давать негативный эффект, мотивируя поведение некоторых индивидов на недобросовестные действия, приводящие к опасным последствиям [2]. Так цифровые кассовые регистраторы обязательные к использованию в некоторых областях торговли, оказались уязвимы для вредоносного программного обеспечения, незаметно для

Власова Е. Л., Игнатьева И. В., Зедгенизова И. И.

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ

проверяющих органов удалявшего информацию о продажах. В 2009 налоговые махинации привели к потере 5 млрд. евро в Системе торговли квотами на выброс Европейского Союза, вследствие чего она была полностью заблокирована [2]. Схема автоматических заявок возврата НДС, когда каждый запрос был довольно мал по размеру возврата и поэтому не попадал на автоматическую проверку, но в общем количестве эти заявки представляли запрос на возврат довольно большого объема средств, была применена злоумышленниками в ряде европейских стран. Также выяснилось, что скрытые инструменты манипуляции со счетами НДС содержат многие из используемых программных продуктов бухгалтерского учета [2]. Схемы финансового мошенничества и ухода от налогов в цифровую эпоху также используют передовые технологические разработки, поэтому современным финансовым властям необходимо всегда быть на шаг впереди как в технологическом, так и правовом смысле, создавая надежный правовой барьер посягательствам в сфере государственных финансов.

Список литературы:

1. Бутенко Е.Д., Развитие финансов в векторе цифровизации// В сборнике: Державинские чтения. Материалы XXV Всероссийской научной конференции. Отв. редактор Я.Ю. Радюкова. 2020. С. 94-100.

2. Гребеник Т.В. Цифровизация и ее влияние на общественные финансы России и зарубежных стран//Вестник евразийской науки. 2020. Т. 12. № 3. С. 30.

3. Демидова С.Е. Финансовая система в условиях цифровой трансформации экономики // Научный вестник Южного института менеджмента. 2020. № 1. С. 47-53. - URL: https://doi.org/10.31775/2305- 3100-2020-1-47-53

4. Алеев Р.Р. О некоторых аспектах цифровизации системы управления государственными финансами в Российской Федерации /В сборнике: Инновационные исследования: теоретические основы и практическое применение/ сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2020. С. 5-7.

5. Иванов В.В., Малинецкий Г.Г. Цифровая экономика: мифы, реальность, перспектива / - М.: Изд-во Российской академии наук, 2017. - 64 с.

6. Масленников В.В., Федотова М.А., Сорокин А.Н. Новые финансовые технологии меняют наш мир // Вестник Финансового университета. 2017. Т. 21. № 2 (98). С. 6-11

7. Глазунова О. В., Глазунова В. С. Цифровизация в сфере управления общественными финансами // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. -2020. - Т. 22, № 1. - С. 146-158. - DOI: https://doi.Org/10.15688/ek.jvolsu.2020.1.13

8. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29 июня 2011 г. «О бюджетной политике в 2012— 2014 годах» - URL //http: www.pravo.gov.ru

9. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2019-2025 годы и на перспективу до 2030 года (проект) - URL http://www.tadviser.ru/images /f/f8/2019_st rategy_9January.pdf/

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования выяснено, что для интеграции цифровых систем в управление публичными финансами, или их цифровизации, необходим новый правовой базис, который должен развиваться, основываясь на межотраслевом подходе, комплексном и многоуровневом регулировании, учитывать специфику деятельности финансовых властей и особенности функционирования финансовых механизмов. Новое правовое регулирования должно формироваться с обязательным учетом всех рисков перехода на цифровые рельсы и учетом интересов всех участников публичных финансовых отношений. Задача власти в этом процессе - сформировать четкую и направленную, основанную на доверии политику, так называемые «правила игры», учитывающие интересы всех участников системы публичных финансов, способную противостоять преступности, использующей цифровые технологии.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 71,64%.

Рецензент: кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Юго-Западного государственного университета, старший научный сотрудник теории государства и права, конституционного и административного права ЮжноУральского государственного университета Кириллова Е. А.

Reference list:

1. Butenko ED, Development of finance in the vector of digitalization // In the collection: Derzhavin readings. Materials of the XXV All-Russian Scientific Conference. Resp. editor Ya.Yu. Radyukov. 2020.S. 94-100.

2. Grebenik T.V. Digitalization and its impact on public finances in Russia and foreign countries // Bulletin of Eurasian Science. 2020.Vol. 12.No. 3.P. 30.

3. Demidova S.E. Financial system in the context of digital transformation of the economy // Scientific Bulletin of the Southern Institute of Management. 2020. No. 1. S. 47-53. - URL: https://doi.org/10.31775/2305-3100-2020-1-47-53

4. Aleev R.R. On some aspects of digitalization of the public finance management system in the Russian Federation / In the collection: Innovative research: theoretical foundations and practical application / collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. Ufa, 2020.S. 5-7.

5. Ivanov V.V., Malinetskiy G.G. Digital economy: myths, reality, perspective / - M .: Publishing house of the Russian Academy of Sciences, 2017 .-- 64 p.

6. Maslennikov V.V., Fedotova M.A., Sorokin A.N. New financial technologies are changing our world // Bulletin of the Financial University. 2017.Vol. 21.No. 2 (98). S. 6-11

7. Glazunova OV, Glazunova VS Digitalization in the field of public finance management // Bulletin of the Volgograd State University. Economy. - 2020. - T. 22, No. 1. - P. 146-158. - DOI: https://doi.org/10.15688/ek.jvolsu.2020.1.13

8. The budget message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of June 29, 2011 «On budgetary policy in 2012-2014» - URL // http: www.pravo.gov.ru

9. Strategy for the development of the information technology industry in the Russian Federation for 2019-2025 and for the future until 2030 (draft) - URL http://www.tadviser.ru /images/f/f8/2019_strategy_9January.pdf/

10. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» //Система ГАРАНТ: http://base.garant.rU/71670570/#ixzz6gCITphBA

11. «Цифровая экономика РФ» Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации - URL: http://digital.gov.ru/activity/directions/858/

12. Financial markets, insurance and pensions% digitalization and finance. OECD. 2018. - URL: http://www.oecd.org/finance /Financial-markets-insurancepensions-digitalisation-and-finance.pdf

13. Глушаков А.В., Лапина М.А. Влияние цифровых технологий на развитие правовой базы публичных финансов / В сборнике: LXVI International correspondence scientific and practical conference. 2020. С. 64-68.

14. Гулин К.А., Усков В.С. О роли интернета вещей в условиях перехода к четвертой промышленной революции // Проблемы развития территорий. 2017. Вып. 4 (90). С. 120-132.

15. Unique Identification Authority of India - URL: https://uidai.gov.in/my-aadhaar/about-your-aadhaar.html

16. Шепелев Д.В., (2020), Цифровизация и право: современное состояние и перспективы взаимовлияния. Проблемы экономики и юридической практики, 3: 109-113.

10. Decree of the President of the Russian Federation of May 9, 2017 N 203 «On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017 - 2030» // GARANT System: http://base.garant.ru/71670570/#ixzz6gCITphBA

11. «Digital Economy of the Russian Federation» Ministry of Digital Development, Communications and Mass Media of the Russian Federation - URL: http://digital.gov.ru/activity/directions/858/

12. Financial markets, insurance and pensions% digitalization and finance. OECD. 2018. - URL: http://www.oecd.org/finance/ Financial-markets-insurancepensions-digitalisation-and-finance.pdf

13. Glushakov A.V., Lapina M.A. Influence of digital technologies on the development of the legal framework of public finance / In the collection: LXVI International correspondence scientific and practical conference. 2020.S. 64-68.

14. Gulin K.A., Uskov V.S. On the role of the Internet of things in the transition to the fourth industrial revolution // Problems of development of territories. 2017. Issue. 4 (90). S. 120-132.

15. Unique Identification Authority of India - URL: https://uidai.gov.in/my-aadhaar/about-your-aadhaar.html

16. Shepelev D.V., (2020), Digitalization and law: current state and prospects of mutual influence. Problems of Economics and Legal Practice, 3: 109-113.

Статья поступила в редакцию 15.11.2020, принята к публикации 05.12.2020 The article was received on 15.11.2020, accepted for publication 05.12.2020

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Власова Елена Львовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общетеоретических и государственно-правовых дисциплин Восточно-Сибирского филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: vlasovael1963@gmail.com

Игнатьева Ирина Валентиновна, кандидат экономических наук, доцент кафедры общетеоретических и государственно-правовых дисциплин Восточно-Сибирского филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», г. Иркутск, Российская Федерация, email: irina.090@mail.ru

Зедгенизова Ирина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и цифровых бизнес-технологий ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет», г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: 54irina@bk.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Elena L. Vlasova, Cand. Sci. (Ped.), Associate Professor of the Department of General Theoretical and State Legal Disciplines of the East Siberian Branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Russian State University of Justice», Irkutsk, Russian Federation, e-mail: vlasovael1963@gmail.com

Irina V. Ignatieva, Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor of the Department of General Theoretical and State Legal Disciplines of the East Siberian Branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Russian State University of Justice», Irkutsk, Russian Federation, e-mail: irina.090@mail.ru

Irina I. Zedgenizova, Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor of the Department of Economics and Digital Business Technologies, Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: 54irina@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.