УДК 37
Желудкова Татьяна Анатольевна,
соискатель,
Институт экономики и управления,
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»,
г. Симферополь, Российская Федерация.
Zheludkova Tatiana Anatolievna,
applicant,
Institute of Economics and Management,
V. I. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol, Russian Federation.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
DIGITALIZATION OF EDUCATION AS A DRIVER FOR ECONOMIC
DEVELOPMENT
Стимулирование и координирование развития образования является приоритетным направлением деятельности государства, а формирование качественной системы предоставления образовательных услуг является одной из приоритетных сфер государственного управления. Существует потребность интеграции с глобальным информационным открытым образовательным пространством, что требует обеспечения цифровой трансформации образовательных учреждений, исследования достижений и перспектив. В настоящее время в результате пандемии коронавируса (COVID-19) особенное значение имеет развитие дистанционного образования и его увеличения доступности. В статье представлен анализ проблематики обеспечения цифровизации образования в Российской Федерации. Обобщено, что современными тенденциями развития образования в России является обучение на протяжении жизни, мобильность и развитие интернационализации, гибкость учебных программ, цифровизация, увеличение доли дистанционного обучения, креативное обучение, электронная наука и т. д. В статье также выявлено, что цифровизация бизнеса является ключевым моментом для обеспечения конкурентоспособности компании.
Ключевые слова: образование, цифровизация, индекс цифровизации бизнеса, технологии, цифровые компетенции, цифровизация образования, интернет, качество образования, индекс цифровизации.
Stimulating and coordinating the development of education is a priority for the state, and the formation of a high-quality system for the provision of educational services is one of the priority areas of public administration. There is a need for integration with the global information open educational space, which requires the digital transformation of educational institutions, the study of achievements and prospects. Currently, as a result of the coronavirus (COVID-19) pandemic, the development of distance education and its increase in accessibility are of particular importance. The article presents an analysis of the problems of ensuring the digitalization of education in the Russian Federation. It is summarized that the current trends in the development of education in Russia are lifelong learning, mobility and the development of internationalization, the flexibility of curricula, digitalization, an increase in the share of distance learning, creative learning, e-science, etc. The article also revealed that business digitalization is a key point for ensuring the company's competitiveness.
Keywords: education, digitalization, business digitalization index, technology, digital competencies, education digitalization, internet, education quality, digitalization index.
ВВЕДЕНИЕ
Цифровизация образования является современным этапом его информатизации, предусматривающей насыщение информационно-образовательной среды информационно-коммуникационными технологиями и обеспечение взаимодействия между ними. Это позволяет трансформировать информацию в цифровой вид, т.е. создавать киберфизическое образовательное пространство. Методика преподавания в настоящее время значительно изменилась с изменением технологий, формирующих сегодня профессиональные компетенции будущих учителей нового поколения. Современное образование стоит перед вызовами цифровизации и глобализации, в связи с чем усложняются методы обучения, подачи и освоения учебного материала. Сложные вызовы, возникшие перед системой образования, связанные со способностью учебных заведений всех уровней обеспечить качество, постоянство и непрерывность образования и профессионального развития в условиях пандемии COVID-19, необходимостью развития смешанной и дистанционной формы получения образования и повышения квалификации. Это побуждает усиливать составляющие рефор-
162
мы образовательной отрасли, связанные с цифровизацией образовательной среды, с обеспечением учебных заведений скоростным доступом к сети Интернет, а соискателей образования, научно-педагогических и педагогических работников — цифровыми устройствами и электронными образовательными ресурсами. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
В соответствии с потребностями современности быстрый рост объема знаний требует введения новых подходов к организации образования и поиска инновационных форм передачи и усвоения знаний и компетенций. Ускоренное развитие цифровых технологий стимулирует создание и внедрение инновационных форм образования, способных успевать за переменами. Приобретает актуальность адаптивность человека к меняющемуся рынку труда, выводящему на первый план модель непрерывного образования путем распространения различных курсов конкретных специальностей с применением новых методов и технологий. Цифровизация способствует трансформации общества и открывает новые возможности для современного образования.
Цель исследования — анализ проблематики обеспечения цифровизации образования в Российской Федерации. РЕЗУЛЬТАТЫ
Сам термин «цифровизация» можно рассматривать как в широком, так и в более узком смысле. В первом случае под цифровизацией мы можем понимать современный мировой тренд развития общества, основой которого является преобразование информации в цифровую форму. Это позволяет повысить результативность экономики, а также улучшить качество жизни населения. Исходя из этого, рассмотрим исследуемое понятие в узком смысле. Мы можем рассматривать его как преобразование информации в цифровую форму, что способствует устранению барьеров и упрощению рутинных операций. К примеру, цифровизация позволяет дистанционно получать услуги многофункциональных центров, банков и других учреждений, тем самым, уменьшить (и даже исключить) их посещение. Одним из плюсов цифровизации является также то, что она позволяет получить дистанционно образование. Помимо образования она касается таких сфер, как производство, бизнес, наука и социальная сфера. К положительным сторонам цифровизации можно отнести:
• создание новых рабочих мест;
• снижение себестоимости производства;
• свободный рынок;
• упрощение платежей;
• рост производительности труда;
• улучшение качества жизни населения;
• упрощение доступа населения к образовательным услугам [1].
Основной отрицательной стороной являются киберугрозы, которые могут возникнуть из-за недостаточной защиты персональных данных пользователей. Отметим, что решить данную проблему можно путем повышения цифровой грамотности населения.
С конца 2019 г. в мире началась пандемия коронавируса (COVID-19), которая очень сильно повлияла на развитие цифровизации в целом в экономике страны. Особенное значение цифровиза-ция приобрела в сфере образования. Под цифровизацией образования будем рассматривать построение учебно-воспитательного процесса на всех уровнях образования при помощи цифровых технологий — современные средства информационно-коммуникационных технологий (далее по тексту — ИКТ), которые ориентированы на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания. Целью внедрения цифровизации в сферу образования является рост эффективности, гибкости и доступности образования, а также развитие общей информационной культуры [2]. На рисунке 1 представлены основные направления цифровизации образования.
Основным направлением цифровизации, по нашему мнению, является формирование информационной культуры субъектов образования. Стоит отметить, что в процессе цифровизации образования могут возникнуть следующие проблемы:
• учителя и преподаватели могут быть не готовы к изменениям (как психологически, так и по уровню владения ИКТ);
• недостаточная обеспеченность образовательных учреждений необходимыми современными ИКТ;
163
Направления цифровизации образования
улучшение технического оснащения образовательного учреждения
внедрение новых информационных технологий в образование
создание информационного пространства образовательного учреждения
Рис. 1. Направления цифровизации в образовании (Составлено по [2])
• отсутствие необходимой подготовки и переподготовки специалистов;
• недостаточная осведомленность учителей в части существующих способов применения современных обучающих программ и различных мультимедийных образовательных приложений.
Цифровизация подразумевает под собой необходимость внедрения не только технологических инноваций, но и подготовки сотрудников к решению возникающих социальных проблем, таких как конфиденциальность информации, этические проблемы, психологические и физическое здоровье. Как и в любом другом уголке планеты, неспокойное и иногда неожиданное развитие пандемии коронавируса (COVID-19) оказало сильное влияние на образование, затронув всех обучаюшихся, преподавателей, работников образования и обучения. Основным последствием пандемии является закрытие (частичное или полное) школ и высших учебных заведений в попытке сдержать распространение коронавируса. Для многих это был совершенно новый опыт, который в большинстве случаев сохранится, поскольку пандемия продолжает изменять мир.
Чтобы гарантировать то, что обучение может продолжаться на достаточном уровне, цифровые технологии используются в невиданных прежде масштабах. В результате цифровизация существующих систем образования значительно ускорилась. Растет потребность не только в оценке масштабов цифровизации и связанных с ней проблем, но и в учете фактического воздействия таких ускоренных изменений на качество образования. Помимо этого, кризис из-за пандемии ко-ронавируса (COVID-19) приводит к беспрецедентному переходу к онлайн-обучению и использованию цифровых технологий. Существует вероятность, что существующий кризис знаменует собой точку невозврата для повсеместного распространения и использования цифровых технологий в образовании [3].
Правительство содействует развитию высокоэффективной цифровой образовательной экосистемы при помощи следующих мер:
• инвестирование в инфраструктуру и современное цифровое оборудование;
• развитие цифровых компетенций учителей и преподавателей;
• разработка эффективного планирования и развития цифрового потенциала, разработка соответствующих цифровых инструментов и создание качественного учебного контента.
Такая мера, как повышение цифровых навыков и компетенций для цифровой трансформации, направлена на развитие базовых навыков с раннего возраста, включая цифровую грамотность, компьютерное образование и технологии обработки данных. Цифровизация, в свою очередь, предполагает переосмысление существующих процессов образования с помощью цифровых технологий. Ключевая цель цифровизации в образовании состоит не только в том, чтобы «перейти на цифровые технологии», но и в повышении ценности и эффективности с помощью современных технологий.
Мы можем сказать, что цифровизация носит более всеобъемлющий характер, чем автоматизация, поскольку последняя может даже не нуждаться в том, чтобы быть частью более широкой образовательной трансформации, обеспечиваемой цифровизацией. Термин «цифровизация» подразумевает более широкое видение, долгосрочную перспективу и, что наиболее важно, служит цели приведения систем образования в соответствие с потребностями населения в XXI веке.
Цифровизация в образовании это не только перевод всех учебных материалов в электронный вид (учебники, методические рекомендации, учебные тетради), но и возможность для школьников и студентов (обучающихся) выполнять задания удаленно на компьютерах и планшетах. Ученики имеют возможность самостоятельно дистанционно изучать материал по общеобразовательным программам, а учителя или преподаватели также дистанционно проверяют, насколько были усвоены полученные знания. Цифровизация способствует облегчению образовательного процес-
164
са в целом: делает его более комфортным и доступным для всех участников образовательного процесса (школьников и учителей, студентов и преподавателей) [4]. Основные идеи цифровизации образования представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Идеи цифровизации образования (Составлено по [4])
Таким образом, основными идеями цифровизации образования является повышение качества образовательных услуг, их доступность и соответствие современным требованиям рынка труда. Отметим, что в период стремительного изменения мировой экономики вследствие пандемии, многие организации нуждаются в сотрудниках, которые готовы и могут работать с новейшими технологиями и иметь специальные навыки.
Цифровизация экономики и образования России является одним из важных направлений социально-экономического развития государства в целом. Национальный проект «Цифровая экономика» направлен на ускоренное внедрение цифровых технологий во все сферы жизни населения для укрепления национальной безопасности и улучшения качества жизни людей. В Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 г.» представлено, что Правительству России необходимо обеспечить «создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней» [5]. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» определены стратегические приоритеты сферы образования до 2030 г. Одним из таких приоритетов является цифровая трансформация, которая представляет собой «обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования, обеспечение онлайн-сервисами образовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования» [6]. На рисунке 3 представлено количество абонентов, которые имеют доступ в интернет.
На рисунке мы видим, что по всем категориям абонентов идет положительная тенденция — количество активных абонентов с каждым годом растет. Наибольший рост наблюдается в категории «Активные абоненты спутникового доступа к сети Интернет». Также данная категория имеет наибольшее количество абонентов: 72,6 млн. чел. в 2019 г. Отметим, что категория «Активные абоненты беспроводного наземного доступа к сети Интернет» не представлена на рисунке. Причиной этого является малое количество абонентов:
• в 2017 г. — 170,3 тыс. чел.;
• в 2018 г. — 209,0 тыс. чел.;
• в 2019 г. — 248,6 тыс. чел.
На рисунке 4 представлены доли активных абонентов России к общей численности населения.
Исходя из представленных данных, очевидно, что наибольшую долю за исследуемый период составляла категория «Активные абоненты спутникового доступа к сети Интернет» (в 2019 г. — 49,4 %). Две остальные представленные категории имеют схожие доли. Также стоит добавить,
165
80 70 60 50 40 30 20 10 0
72,6
65,2
Активные абоненты фиксированного доступа в интернет
Активные абоненты фиксированного шир око полосного досту па в интернет
Активные абоненты спутниково го доступа к сети Интернет
2017 2018 2019
Рис. 3. Число активных абонентов Российской Федерации с доступом к сети Интернет, 20172019 гг., млн чел. [7]
60 50 40 30 20 10
49,4
20,3 20,2
2017
2018
2019
■ Активные абоненты фиксированного доступа в интернет
■ Активные абоненты фиксированного широкополосного доступа в интернет
■ Активные абоненты спутникового доступа к сети Интернет
PUc. 4. Доля активных абонентов Российской Федерации с доступом к сети Интернет, 20172019 гг., % от численности населения [8]
что «Активные абоненты беспроводного наземного доступа к сети Интернет» не представлены на рисунке и имеют следующие доли от численности населения:
• в 2017 г. — 0,1 %;
• в 2018 г. — 0,1 %;
• в 2019 г. — 0,2 %.
Исходя из полученной информации, мы можем сделать вывод, что обеспеченность населения доступным интернетом не является достаточной. Согласно Паспорту национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» к 2024 г. доля домохозяйств, которые будут иметь широкополосный доступ к сети Интернет, будет составлять 97 %. Отметим, что согласно данным отчета индекса готовности страны к сетевому обществу (NRI — Networked Readiness Index)
166
0
Россия в 2019 г. находилась на 48 месте, а в 2021 г. поднялась на 43 место [8]. Представленный индекс был разработан в 2000 г. группой экспертов Всемирного экономического форума и включает в себя анализ четырех основных групп, каждая из которых разделяется на подгруппы (рис. 5):
• технологии (доступность, содержание контента, технологии будущего);
• люди (физические лица, бизнес, правительства);
• управление (уровень надежности, качество регулирования, возможность установления новых подключений);
• влияние (качество жизни населения, цели в области устойчивого развития, экономические показатели).
Среднее значение (Score)
Как мы видим, в 2021 г. значение NRI в России составляло 57,74, что позволило занять 43 место. Однако цифровая конкурентоспособность страны в целом снизилась за последние три года на 67 баллов. Об этом свидетельствуют данные Европейского центра цифровой конкурентоспособности [9]. Исследование осуществлялось отобранными экспертами, которые оценивали государства по десяти установленным показателям, разделенных на две группы:
• цифровая экосистема;
• цифровое мышление.
Важно также выделить, что в мировом рейтинге доступности интернета (III, Inclusive Internet Index) Россия в 2021 г. заняла 25 место среди 120 стран [10]. Публикацию результатов исследования осуществляло аналитическое подразделение британского журнала Economist The Economist Intelligence Unit. Составляющие индекса представлены на рисунке 6.
Исходя из полученных данных, видим:
• по качеству и широте доступной инфраструктуры для интернет-доступа, а также по уровням использования интернета (availability) Россия располагается на 45 месте;
• по стоимости доступа в соотношении к уровню дохода населения и уровню конкуренции интернет-провайдеров (affordability) — на 10 месте;
• по наличию контента на местном языке и его разнообразии (relevance) — на 4 месте;
• по возможности массового доступа, включая навыки населения, культурной и информационной политики (readiness) — на 71 месте.
Согласно представленной выше информации, можем сделать вывод, что на территории Российской Федерации цифровизация осуществляется достаточно масштабно и затрагивает все сферы жизни населения. В последнее время в связи с мировой ситуацией с высокой скоростью распространяется дистанционное образование, которое базируется на использовании электронных
167
Общее (Overall) 80
Рис. 6. Индекс доступности интернета в России, 2021 Г. (Составлено по [10])
образовательных платформ. Преимущества и недостатки такого вида обучения представлены в таблице 1.
Таблица 1. Преимущества и недостатки дистанционного образования *
Преимущества Недостатки
Расширение географии и доступности образования для населения Отрицательное влияние на здоровье обучающихся (при несоблюдении правил гигиены работы за компьютером и недостаточной физической нагрузки)
Возможность осуществления образования с учетом индивидуальных темпом обучаемости Снижение социальных контактов и интенсивности общения
Перевод учебных материалов в цифровой формат увеличивает их сохранность и доступность Недостаточные возможности применения нестандартных и индивидуальных подходов к обучению
Высокая скорость оценки освоения материала
Возможность быстрого осуществления диагностики и оценки качества образования
* Составлено автором
Мы видим, что дистанционное образование может стать полноценным дополнением к основным методам образования при соблюдении определенных правил и норм.
Отечественная система образования характеризуется рядом особенностей, которые оказывают непосредственно влияние на цифровизацию:
• менталитет: склонность к большему доверию к базовым и стандартным методам обучения. Это проявляется в сопротивлении к процессам цифровизации и со стороны общества, и внутри системы образования;
• бюрократичность: система образования на данный момент является мало мобильной — учебные планы и стандарты имеют жесткую структуру;
• финансовые ограничения: государственные и муниципальные органы власти не всегда имеют возможности для приобретения достаточного количества ИКТ. К этой особенности также можно отнести то, что обучающиеся не всегда могут обеспечить себя достаточными техническими средствами для полноценного онлайн-обучения [11].
В 2021 г. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки впервые составила рейтинг регионов России по качеству образования. Показатели включали в себя следующие группы:
168
• результаты обучения: достижение минимального уровня подготовки, достижение высокого уровня подготовки, образовательное равенство, функциональная грамотность;
• практикоориентированность школьного образования: использование компьютеров, поступление в образовательные организации среднего-профильного образования своего региона, поступление в ВУЗы своего региона;
• управление системой образования: объективность оценочных процедур, эффективность механизмов управления качеством образования, эффективность организационно-технологического обеспечения проведения единого государственного экзамена, аналитика и интерпретация результатов государственной итоговой аттестации [12].
На первом месте в рейтинге располагается г. Санкт-Петербург (92,1 балла), на втором — г. Москва (92 балла). Наиболее низкие показатели у Ингушетии и Дагестана (7,8 и 10,6 баллов соответственно). Для обеспечения высокого качества образования необходимо обеспечить не только техническую и технологическую составляющую (которая представлена ИКТ), но и своевременно осуществлять корректировку учебных программ» [13].
Цифровая трансформация приводит к значительным изменениям во всех сферах профессиональной деятельности, не только в образовании. Но главное, что эти компетенции необходимы на рынке труда, в реальном секторе экономике. Как было представлено ранее, многие компании в настоящее время требуют от своих сотрудников умений работать с новейшими технологиями. Цифровизация затрагивает также и бизнес-процессы. За термином «цифровизация» неотступно следуют промышленный интернет вещей, искусственный интеллект, машинное обучение, роботизация и технологии, обеспечивающие межмашинное взаимодействие (M2M), самостоятельное принятие и исполнение решений машинами. Автоматизация создает информационную инфраструктуру, повышая культуру производства, формируя определенный уровень навыков управления производством, без которого переход к цифровизации в принципе невозможен [14].
Индекс цифровизации бизнеса (BDI, Business Digitalization Index) отображает уровень готовности компаний малого и среднего бизнеса к цифровой трансформации. Данный индекс был введен Академией Бизнеса банка «Открытие» совместно с оператором исследования аналитическом центром НАФИ. Методология его расчета включает в себя 5 частных индексов. В 2021 г. индекс составлял 51 пункт (рис. 7).
Цифровые навыки
Информационная безопасность
Интеграция цифровых технологий
Использование интернет-инструментов
Каналы передачи и хранения информации
0 10 20 30 40 50 60 70
PUc. 7. Составляющие индекса цифровизации бизнеса России, 2021 г. (Составлено по [15])
На рисунке 7 мы видим, что наибольшее значение индикатор «Каналы передачи и хранения информации». Данный параметр показывает, насколько в компаниях распространены к использованию цифровые каналы передачи и хранения информации различной сложности (облачные технологии, корпоративная почта, системы автоматизации и прочее). Параметр «Цифровые навыки» занимает последнее место со значением в 26 пунктов. Это свидетельствует о том, что существу-
169
ет низкий уровень готовности руководства отечественных компаний в части обучения персонала современным цифровым технологиям. Данный параметр также включает в себя наличие опыта проведения соответствующих курсов и тренингов в компаниях [15].
Наибольшее распространение цифровых технологий наблюдается в высококонкурентных отраслях экономики: торговля, финансовый и страховой сектор. Уровень цифровизации влияет на скорость принятия решений, ассортимента новой продукции, повышение маневренности при открытии новых направлений деятельности и при завоевании новых секторов рынка, уровень взаимодействия между продавцом и покупателем. Пандемия коронавируса повлияла также на скорость и уровень цифровизации в бизнесе — компании стали активно осваивать и применять новые цифровые инструменты, что способствовало ускорению и упрощению процессов, а также снижению трудоемкости и ресурсоемкости. Отметим, что в процессе цифровизации бизнеса также наблюдаются проблемы, которые могут снизить ее темпы:
• недостаточный уровень информационной безопасности;
• низкий уровень развития цифровых компетенций у персонала;
• сложность перехода к новым бизнес-моделям;
• ограниченность в финансовых ресурсах [16].
Таким образом, цифровизация на сегодняшний день является основным трендом развития как мировой экономики, так и социально-экономического развития отдельно взятой страны. Особое значение имеет цифровизация в образовании и бизнесе. Цифровизация образования в России находится на достаточно высоком уровне, однако имеет некоторые проблемы, которые связаны, в основном, с нехваткой финансовых ресурсов на обеспечение учреждений необходимыми ИКТ и недостаточной адаптацией учебных программ к новым формам подачи и освоения материала. Для решения существующих проблем можно предложить следующие мероприятия:
• увеличение информационной безопасности систем обучения и образовательных платформ;
• изменение учебных планов и разработка новой модели очного и дистанционного образования;
• увеличение доступности сети Интернет для большего числа населения страны;
• обеспечение образовательных учреждений необходимыми ИКТ;
• увеличение цифровой грамотности населения и подрастающего поколения (в частности, школьников).
ВЫВОДЫ
Цифровизация бизнеса, в свою очередь, обеспечивает компаниям сохранение их места на рынке, а также повышает их конкурентоспособность. В условиях пандемии все больше компаний, в т. ч. и отечественных, стали чаще применять цифровые технологии в процессе своей деятельности. Основным фактором, который ограничивает предпринимателей в цифровизации, является недостаток денежных средств. Также большое значение имеет низкий уровень знаний и навыков в цифровой среде у руководителей и сотрудников компаний. Для ускорения процесса цифровизации бизнеса необходимо повышать уровень информационной безопасности, увеличивать уровень знаний в цифровой среде, а также усилить государственную поддержку для предприятий, в том числе за счет изменения учебных планов и разработки новой модели дистанционного образования в целом как по основным образовательным программам, так и по дополнительным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Управление человеческими ресурсами и деловой карьерой персонала современной организации: учебное пособие / составители К.Е. Гришин [и др.]. — Уфа: БашГУ 2020. — 372 с.
2. Вахромеева, А.Е. Цифровизация и цифровые технологии в образовании / А.Е. Вахромеева // Актуальные вопросы современной науки: сборник научных трудов / под общей редакцией Г.Н. Гужиной. — Москва: МПГУ, 2020 — Выпуск 2: Экономика, управление, право, педагогика, психология, 2020. — 339 с.
3. Laye Virginie The shift towards digitalisation of éducation and training systems [Electronic Resource] // PWC— Access Mode: blog.pwc.lu/the-shift-towards-digitalisation-of-education-and-training-systems/ (date of the application: 07.12.2021).
4. Кисарин, А.С. Проблемы инноваций в дополнительном образовании в условиях цифровизации образования / А.С. Кисарин // Заметки ученого. — Елец. — 2021. — № 6-1. — С. 159-162.
5. О национальных целях и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 г. : Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204 [Электронный ресурс] // Официальный портал Президента России. — Режим доступа: www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 06.12.2021).
170
6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N° 1642 [Электронный ресурс] // Консор-циум.Кодекс — Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. — Режим доступа: docs.cntd.ru/document/556183093 (дата обращения: 06.12.2021).
7. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». — Режим доступа: digital.gov.ru/uploaded/files/programma.pdf (дата обращения: 06.12.2021).
8. Russian Federation—Network Readiness Index [Electronic Resource] // Potulans Institute — Official site. — Access Mode: networkreadinessindex.org/country/russian-federation/ (date of the application: 07.12.2021).
9. Digitak Riser Report 2021 [Electronic Resource] // European Center for Digital Competitiveness by ESCP School. — Access Mode: www.tadviser.ru/images/2/29/Digital_Riser_Report-2021.pdf (date of the application: 07.12.2021).
10. Russia overview — The Inclusive Internet Index [Electronic Resource] // The Economist Intelligence Unit. — Access Mode: theinclusiveinternet.eiu.com/explore/countries/RU/?category=availability (date of the application: 07.12.2021).
11. Лукина, Е.М. Проблемы и перспективы цифровизации сферы образования в России / Е.М. Лукина, Ю.А. Мартынова // Актуальные проблемы экономики и управления. — 2020. — № 4 (28). — С. 139-142.
12. The Inclusive Internet Index. Availability [Electronic Resource] // The Economist Intelligence Unit. — Режим доступа: theinclusiveinternet.eiu.com/explore/countries/RU/?category=availability (date of the application: 07.12.2021).
13. Сердитова, Н.Е. Образование, качество и цифровая трансформация / Н.Е. Сердитова, А.В. Белоцерков-ский // Высшее образование в России. — 2020. — № 4. — С. 9-15.
14. 5 главных трендов Internet of Things на ближайшие 5 лет [Электронный ресурс] // BigData — Школа больших данных. — Режим доступа: www.bigdataschool.ru/blog/industry4-iiot-trends.html (дата обращения: 06.12.2021).
15. Индекс цифровизации бизнеса [Электронный ресурс] // Академия бизнеса банка «Открытие». — Режим доступа: academyopen.ru/digital (дата обращения: 06.12.2021).
16. Ватутина, Л.А. Цифровизация и цифровая трансформация бизнеса: современные вызовы и тенденции / Л.А. Ватутина, Е.Ю. Злобина, Е.Б. Хоменко // Вестник Удмуртского университета. Серия экономика и право. —2021. — № 4. — С. 545-551.
SPISOKLITERATURY
1. Upravleniye chelovecheskimi resursami i delovoy kar'yeroy personala sovremennoy organizatsii: uchebnoye posobiye / sostaviteli K.Ye. Grishin [i dr.]. — Ufa: BashGU, 2020. — 372 s.
2. Vakhromeyeva, A.Ye. Tsifrovizatsiya i tsifrovyye tekhnologii v obrazovanii / A.Ye. Vakhromeyeva // Aktual'nyye voprosy sovremennoy nauki: sbornik nauchnykh trudov / pod obshchey redaktsiyey G.N. Guzhinoy. — Moskva: MPGU, 2020 — Vypusk 2: Ekonomika, upravleniye, pravo, pedagogika, psikhologiya, 2020. — 339 s.
3. Laye Virginie The shift towards digitalisation of education and training systems [Electronic Resource] // PWC — Access Mode: blog.pwc.lu/the-shift-towards-digitalisation-of-education-and-training-systems/ (date of the application: 07.12.2021).
4. Kisarin, A.S. Problemy innovatsiy v dopolnitel'nom obrazovanii v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovaniya / A.S. Kisarin // Zametki uchenogo. — Yelets. — 2021. — № 6-1. — S. 159-162.
5. O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadach razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 g.: Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 07 maya 2018 g. № 204 [Elektronnyy resurs] // Ofitsial'nyy portal Prezidenta Rossii. — Rezhim dostupa: www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (data obrashcheniya: 06.12.2021).
6. Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii «Razvitiye obrazovaniya»: Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 26 dekabrya 2017 g. № 1642 [Elektronnyy resurs] // Konsortsium.Kodeks — Elektronnyy fond pravovykh i normativno-tekhnicheskikh dokumentov. — Rezhim dostupa: docs.cntd.ru/document/ 556183093 (data obrashcheniya: 06.12.2021).
7. Pasport natsional'noy programmy «Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii». — Rezhim dostupa: digital.gov.ru/uploaded/files/programma.pdf (data obrashcheniya: 06.12.2021).
8. Russian Federation—Network Readiness Index [Electronic Resource] // Potulans Institute — Official site. — Access Mode: networkreadinessindex.org/country/russian-federation/ (date of the application: 07.12.2021).
9. Digitak Riser Report 2021 [Electronic Resource] // European Center for Digital Competitiveness by ESCP School. — Access Mode: www.tadviser.ru/images/2/29/Digital_Riser_Report-2021.pdf (date of the application: 07.12.2021).
10. Russia overview — The Inclusive Internet Index [Electronic Resource] // The Economist Intelligence Unit. — Access Mode: theinclusiveinternet.eiu.com/explore/countries/RU/?category=availability (date of the application: 07.12.2021).
171
11. Lukina, Ye.M. Problemy i perspektivy tsifrovizatsii sfery obrazovaniya v Rossii / Ye.M. Lukina, Yu.A. Martynova // Aktual'nyye problemy ekonomiki i upravleniya. — 2020. — №> 4 (28). — S. 139-142.
12. The Inclusive Internet Index. Availability [Electronic Resource] // The Economist Intelligence Unit. — Rezhim dostupa: theinclusiveinternet.eiu.com/explore/countries/RU/?category=availability (date of the application: 07.12.2021).
13. Serditova, N.Ye. Obrazovaniye, kachestvo i tsifrovaya transformatsiya / N.Ye. Serditova, A.V Belotserkovskiy // Vyssheye obrazovaniye v Rossii. — 2020. — .№ 4. — S. 9-15.
14. 5 glavnykh trendov Internet of Things na blizhayshiye 5 let [Elektronnyy resurs] // BigData — Shkola bol'shikh dannykh. — Rezhim dostupa: www.bigdataschool.ru/blog/industry4-iiot-trends.html (data obrashcheniya: 06.12.2021).
15. Indeks tsifrovizatsii biznesa [Elektronnyy resurs] // Akademiya biznesa banka «Otkrytiye». — Rezhim dostupa: academyopen.ru/digital (data obrashcheniya: 06.12.2021).
16. Vatutina, L.A. Tsifrovizatsiya i tsifrovaya transformatsiya biznesa: sovremennyye vyzovy i tendentsii / L.A. Vatutina, Ye.Yu. Zlobina, Ye.B. Khomenko // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya ekonomika i pravo. — 2021. — №> 4. — S. 545-551.
Статья поступила в редакцию 20 декабря 2021 года Статья одобрена к печати 23 декабря 2021 года
172