Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
333
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТРЕНД / КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бучнев Евгений Владимирович

Развитие информационных технологий приводит к комплексному и стратегическому совершенствованию отечественной стратегии кибербезопасности. В данной статье рассматривается этап цифровизации молодежной политики как фактор развития национальной стратегии кибербезопасности. Особое внимание автор уделяет проблемам безопасности данных и конфиденциальности их в цифровом пространстве, как обязательному качеству всех современных государственных программ. Автором проводится анализ действующей молодежной политики в цифровом пространстве с последующим формированием проблемных зон. В работе рассматриваются такие понятия как цифровизация молодежи, двойственность субъектности цифрового пространства, проблема безопасности использования цифрового пространства со стороны государственных структур и молодежи. Автор дает рекомендации необходимости к дальнейшему использованию цифрового пространства с обязательным усилением его безопасности и защитой персональных данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF YOUTH POLICY IN RUSSIA AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF NATIONAL CYBERSECURITY STRATEGY

The development of information technology leads to a comprehensive and strategic improvement of national cyber security strategy. This article examines the digitalization stage of youth policy as a factor in the development of a national cybersecurity strategy. The author pays special attention to the problems of data security and privacy in the digital space, as a mandatory quality of all modern state programs. The author analyzes the current youth policy in the digital space, followed by the formation of problem areas. The work considers such concepts as digitalization of youth, duality of digital space subjectivity, and the problem of security of using digital space by state structures and youth. The author makes recommendations on the need for further use of the digital space with the obligatory strengthening of its security and protection of personal data.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ, ТЕХНОЛОГИИ

Цифровизация молодежной политики в России как фактор развития национальной стратегии кибербезопасности

Бучнев Евгений Владимирович,

аспирант, ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» E-mail: buchnevev@rgsu.net

Развитие информационных технологий приводит к комплексному и стратегическому совершенствованию отечественной стратегии кибербезопасности. В данной статье рассматривается этап цифровизации молодежной политики как фактор развития национальной стратегии кибербезопасности. Особое внимание автор уделяет проблемам безопасности данных и конфиденциальности их в цифровом пространстве, как обязательному качеству всех современных государственных программ. Автором проводится анализ действующей молодежной политики в цифровом пространстве с последующим формированием проблемных зон. В работе рассматриваются такие понятия как цифровизация молодежи, двойственность субъектности цифрового пространства, проблема безопасности использования цифрового пространства со стороны государственных структур и молодежи. Автор дает рекомендации необходимости к дальнейшему использованию цифрового пространства с обязательным усилением его безопасности и защитой персональных данных.

Ключевые слова: молодежная политика, государственная политика, цифровое пространство, воспитание, культурные особенности, патриотическое воспитание, тренд, кибербезо-пасность.

£2

CJ

см

см

см

Z

152

Развитие современного общества и информационных технологий, а также возможность быстрого получения знаний, новостей приводит к развитию общественной социализации. Трансформируются каналы связи, меняются способы получения данных, ведения диалога. Но что важнее, меняется концепция формирования личности. Социализация в современном мире начинается много раньше, чем это происходило три десятилетия назад. Если в начале 1990х годов единственным способом общения для большинства подрастающего поколения было личное общение или бумажная переписка, то сейчас это может происходить посредством социальных сетей, интернет-платформ, телеграм-каналов и даже онлайн-и-гр. Трудно спорить с тем фактом, что современные молодые люди более приспособлены к воздействию и получению информации, чем предыдущее поколение или люди, родившиеся в 1960-х годах. В начальный этап формирования современного российского государства молодежная политика не была одним из ведущих факторов развития государственной политики. Конечно, можно привести примеры школьных кружков, секций. Тем не менее, все эти программы имели скорее точечных характер, без встроенной поддержки со стороны государства. Прошлое десятилетие обозначилось в России массовым поворотом на спорт: множество спортивных мероприятий, спортивных секций, расцвет художественной гимнастики на мировой арене и, как следствие, повышение интереса к ней внутри страны. Возобновление программы ГТО, интерес региональных властей к всевозможным марафонам, дням здоровья, велосипедным марафонам и прочему показал, что российское общество готово с заниматься спортом, если государство поможет ему в этом.

Следующей на очереди вполне обоснованно стала молодежь и политика, направленная на работу с ней. Разумеется, в рамках данной работы не стоит говорить, что до 2010 года молодежной политики не было. Она была, о чем свидетельствует большое количество распоряжений, постановлений и пр. Тем не менее, можно указать, что молодежная политика прошлого десятилетия проводилась по лекалам прошлого и не всегда имела цель формирование активной ответственной молодежи.

Современная молодежь начинает проявлять интерес к многим проблемам глобального характера, особенно стоит выделить проблему экологическую и достаточно большой успех норвежской эко-активистки Греты Тун-берг [1], которая своим примером показала: школьник имеет голос и этот голос могу услышать президенты. Проявляется интерес к политической реальности современной России. Это можно проследить и по количеству участников всевозможных акций как протестного характера, так и поддержки государственной политики. Но еще это достаточно серьезно прослеживается в цифровом пространстве.

Отсюда возникает ряд проблем, решение которых ставит перед собой современная молодежная политика в России.

Во-первых, молодые россияне не обладают собственной твердой жизненной позицией и достаточно легко поддаются влиянию внешнего воздействия: во-вторых, в связи с узким спектром возможности к реализации и низкой мотивацией к этому молодежь не имеет опыта в гражданском отстаивании своей позиции.

Главная цель молодежной политики в России - это создание действенной правовой и социальной защиты молодёжи, инновационная деятельность, стимулирование творческой активности, создание условий для самореализации и саморазвития молодёжи с помощью поддержки со стороны общественных организаций, государства и общества в целом [2].

Этапы законодательного формирования молодежной политики и трудности этого формирования серьезно анализируются в статье «Современная молодежная политика в России» доктора философских наук Гречихина В.Г. [3]. Как замечает автор, в отечественной молодежной политике, впрочем как и зарубежной, отсутствуют четкие различия такого явления, как молодость. Законодательное формирование ее не закончилось и сейчас находится в активной стадии. Современная российская молодежная политика формировалась с весомой правовой и материальной поддержкой государства. Последствия этого выразились в развитии молодежной политики как очага патриотического, духовно-нравственного воспитания. С одной стороны автор отмечает количественное увеличение программ молодежной политики, с другой стороны - заметное снижение материальной поддержки некоторых ее программ.

Ориентир молодежной политики на формирование политической осведомленности, личностному развитию и самореализации являются основными критериями качественной работы ее на государственном уровне. Однако сегодня, когда некоторые государства сталкиваются с тяжелыми и неоднозначными социально-политическими процессами, молодежная политика имеет право выступать как определенный фронтир для населения, который несет как образовательные функции, так и оберегает нравственно-духовную личность человека. При этом, государство не может взять на себя обязанности полного созидания молодежной политики, выстраивания идеологического курса для молодежи. Государство должно создать условия, которые сформировали бы основу для дальнейшего профессионального и самостоятельного развития молодых граждан.

Поднимая вопрос эффективности отечественной молодежной политики, трудно оставить без внимания ее цифровизацию. Процессы цифровизации современного общества настолько сильно вошли в обиход, что развитие цифрового пространства и, как следствие, присутствия в нем молодежи, вносит существенные корректировки в формирование и реализацию государственных программ молодежной политики.

Как отмечают отечественные исследователи, цифровое пространство позволяет чувствовать себя включенным в процесс принятия политических решений, формирует чувство сопричастности с происходящим [4]. Развитие цифрового пространства приводит к доступности многих социально важных видов деятельности, которые ранее формировали вокруг себя определенные барьеры [5].

Цифровизация приводит к социальной трансформации такого вида, при котором степень воздействия индивида на общество зависит уже не только от его личных качеств, но и от степени его цифрового охвата.

Отсюда трудно переоценить роль цифровизации современной молодежной политики. Тем не менее, проведя информационный поиск в основных социальных се-

тях и платформах, доступных в Российской Федерации для данного исследования, необходимо отметить, что на данный момент государственные программы имеют слабое цифровое присутствие в такой важной для современной молодежи области взаимодействия как социальные сети.

Приведем сравнительную таблицу десяти наилучших результатов поиска сообществ в социальной сети ВКОН-ТАКТЕ по теме «молодежная политика» (табл. 1).

Таблица 1. Десять наилучших результатов поиска сообществ в социальной сети ВКОНТАКТЕ по теме «молодежная политика»

№ п/п Наименование Численность, тыс. чел. Регион

1 Самарский Дом молодежи [6] 24,0 г. Самара

2 Я молод [7] 20,3 Ямало-Ненецкий АО

3 Департамент образования [8] 19,9 Воронежская область

4 Департамент по спорту и молодежной политике администрации города Тюмени [9] 18,2 г. Тюмень

5 Молодежный центр ГОР-КОМ35 [10] 16,2 г. Вологда

6 Образование и молодежь Рязанской области [11] 15,6 Рязанская область

7 МОЛОД.ИНФО [12] 15,5 Кубань

8 Департамент молодежной политики [13] 12,3 Оренбургская область

9 Министерство молодежной политики [14] 11,8 Калининградская область

10 #ТВОЁ_ВРЕМЯ/ Красноярск [15] 11,1 г. Красноярск

Проведя содержательный анализ каждой группы (блога), следует выделить следующие замечания, присущие всем группам: малое количество аудитории по сравнению с численностью субъекта (региона) блога; слабые отклики аудитории на комментарии в группе; слабые реакции аудитории на новости в группе; носят преимущественно информативный, а не взаимодействующий характер.

В современном обществе трудно переоценить влияние на общество в целом такой ее группы как молодежь. Примечательно, что в Российской Федерации в соответствии с Постановлением «Об основных направлениях молодежной политики в Российской Федерации» [16] сам термин молодежь определял до 2020 года возрастной центр от 14 до 30 лет. Важность работы с данной социальной группой также отмечает то, что 11 ноября 2020 года Государственная дума одобрила проект о повышении возраста молодёжи до 35 лет. Очевидно, что современная молодежь испытывает на себе не только проблемы социализации, но и последствия глобальных изменений политических реалий мира. Для современного молодого человека понятие «граница» стало скорее чем-то эфемерным, применяемым к административно-территориальному делению той или иной страны. Молодые люди могут свободно перемещаться по миру,

сз о

сг ш

0

1

—I

У

"О ш

сг

свободно социализироваться с людьми своего возраста в других странах, имеют доступ к массе знаний и систем образования всей планеты, который ограничен больше их материальными и физическими возможностями. При этом, государство должно понимать, что социализация, глобализация молодежи так или иначе приведет к усилению их политического интереса и, как следствие, желанию из наблюдателя государственной политики превратиться в полноправного участника принятия политического решения. Российскому государству необходимо вырабатывать такую программу взаимодействия с молодежью, которая заключается с одной стороны, как и современная, в расширении кругозора молодых людей, формировании у них чувства нравственных и патриотических ценностей, важности культурного наследия, а с другой, к сознательному принятию себя как гражданина, важной и необходимой части современного общества.

Замкнутость современной молодежной политики на государственных структурах приведет либо к нетранс-формируемости самой политики и ее невозможности противостоять вызовам современности. В формировании ее необходимо и обязательно участие других социальных институтов и гражданского общества, благодаря чему сама молодежная политика начнет выстраиваться в жизнеспособную самостоятельную системы, которая двигается не по принуждению сверху в единственном направлении, а самостоятельно выбирает путь своего развития, отвечая на актуальные и острые вопросы, стоящие перед российской молодежью.

Подводя итоги вышеизложенному материалу, следует отметить: формирование современной отечественной молодежной политики происходит в довольно сложных политических и экономических условиях, на данный момент находится в стадии далеком от завершения или четкой концепции; российская молодежная политика в силу вызовов, стоящих перед государством, акцентирует вопросы патриотического воспитания и духовно-нравственных ориентиров, отводя на второй план такие важные вопросы как экология, молодая семья, экономическая безопасность гражданина, цифровая безопасность гражданина; развитие молодежной политики в регионах носит скорее информативный характер, уделяя недостаточно внимания вопросам взаимодействия и включения молодежи в процессы принятия управленческих решений; цифровизация молодежной политики идет слабо, присутствие в социальных сетях невыразительное.

В настоящее время в Российской Федерации идет развитие государственных программ молодежной политики, их качественное наполнение и увеличение спектра интересов. Тем не менее, для эффективного взаимодействия с молодежью как частью политического процесса, следует расширить информационное присутствие самой молодежной политики, позволив тем самым, включить в активное взаимодействие большее количество ее объектов.

Формирование основ молодежной политики в современной России происходило в сложные политические и экономические времена, что вынужденно сказалось на основных критериях успешности самой политики. Однако трудно не заметить, что программы поддержки молодежи прошли длительный путь качественного разви-„ тия: смещение с лидирующих позиций спортивных ме-£2 роприятий как социального лифта, развитие патриоти-~ ческих кружков и движений, развитие образовательного о проекта, создание национальных программ. 2 Российская молодежь сталкивается с угрозами как ^ своей личности, так и своему цифровому присутствию.

Отсюда, государственная стратегия безопасности, и в частности национальная стратегия кибербезопасности, должны рассматривать цифровое поле как будущую область сопротивления и противостояния грядущим вызовам и угрозам. Государственная политика для молодежи должны стать самым современным и самым универсальным инструментом, направленным на преобразование и модернизацию российского государства.

Отечественные исследователи предполагаю, что проблемное поле отношений между государством как субъектом с одной стороны и молодежью как социальной группой с другой стороны лежит в контексте воспроизведения классической проблемы поколений [17].

Различия культуры поколений формируют строгие формализованные и консервативные отношения по отношению к молодежи, как объекту. Со стороны государственной политики для молодежи в таком случае первостепенно обеспечить занятость и снизить, а лучше дезавуировать отрицательную политическую активность.

Со стороны молодежи создается ощущение недостаточного внимания к проблемам поколения.

В современный период государственная молодежная политика неоднократно изменялась в контексте ин-ституционализации в качестве одной из приоритетных задач внутренней политики России. Цифровизация молодежной политики формирует новое проблемное поле и ряд приоритетных задач. Прежде всего это обеспечение безопасности для молодежи в информационном пространстве, и как следствие, формирование придерживающегося государственной политики гражданина. Это позволяет утверждать, что для государства важно рассматривать программу безопасной цифровой среды для молодежи как один из факторов развития безопасного государства.

Литература

1. Воробьева Е. Маленькая «девочка с косичками» для большой игры в климатический Апокалипсис. [Электронный ресурс] / Е. Воробьева. IA REGNUM. - Москва, 2019. - Режим доступа: https://regnum.ru/news/ polit/2618880.html (дата обращения: 10.06.2022).

2. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. - Москва: РИЦ ИСПИ РАН, 2015. - С. 8-9.

3. Гречихин В.Г. Современная молодежная политика в России / Гречихин В.Г. // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. -2021. - № 5. - С. 18-21.

4. Калинич В.С. Воспитание молодежи в условиях цифровой трансформации социального взаимодействия. / Калинич В.С. // Социально-гуманитарные знания. - 2021. - № 6. - С. 153-163.

5. Никипорец-Такигава Г.Ю. Интернет и идеологические движения в России / Л.Д. Гудков, Г.Ю. Никипо-рец, Э.А. Паин [и др.]; под редакцией Г. Никипорец-Такигава и Э. Паина. - Москва: Редакция журнала «Новое литературное обозрение». - 2016. - 480 с.

6. Самарский Дом молодежи [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://vk.com/sdmsamara (дата обращения: 10.06.2022).

7. Я молод [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://vk.com/yamolod.yanao (дата обращения: 10.06.2022).

8. Департамент образования [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://vk.com/education36 (дата обращения: 10.06.2022).

9. Департамент по спорту и молодежной политике администрации города Тюмени [Электронный ре-

сурс] - Режим доступа: https://vk.com/dsimp (дата обращения: 10.06.2022).

10. Молодежный центр ГОРКОМ35 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://vk.com/gorcom35 (дата обращения: 10.06.2022).

11. Образование и молодежь Рязанской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://vk.com/mi-nobrrzn (дата обращения: 10.06.2022).

12. МОЛОД.ИНФО [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://vk.com/molodinfo (дата обращения: 10.06.2022).

13. Департамент молодежной политики [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://vk.com/molodezh_ orenbyrzhya (дата обращения: 10.06.2022).

14. Министерство молодежной политики [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://vk.com/molod39 (дата обращения: 10.06.2022).

15. #ТВОЁ_ВРЕМЯ1Красноярск [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://vk.com/tvoe_vremya_krsk (дата обращения: 10.06.2022).

16. О молодежной политике в Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» // Государственная Дума. - 2020.

17. Пашинина Е.И., Кныжова З.З., Суслов И.В., Бабаян И.В. Предметное поле Российской молодежной политики // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2022. № 2. DOI: 10.15593/22249354/2022.2.6

DIGITALIZATION OF YOUTH POLICY IN RUSSIA AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF NATIONAL CYBERSECURITY STRATEGY

Buchnev E.V.

Russian State Social University

The development of information technology leads to a comprehensive and strategic improvement of national cyber security strategy. This article examines the digitalization stage of youth policy as a factor in the development of a national cybersecurity strategy. The author pays special attention to the problems of data security and privacy in the digital space, as a mandatory quality of all modern state programs. The author analyzes the current youth policy in the digital space, followed by the formation of problem areas. The work considers such concepts as digitalization of youth, duality of digital space subjectivity, and the problem of security of using digital space by state structures and youth. The author makes recommendations on the need for further use of the digital space with the obligatory strengthening of its security and protection of personal data.

Keywords: youth policy, public policy, digital space, education, cultural characteristics, patriotic education, trend, cybersecurity.

References

1. Vorobyova E. A little "girl with pigtails" for a big game of climate Apocalypse. [Electronic resource] / E. Vorobyova. IA REGNUM. - Moscow, 2019. - Access mode: https://regnum.ru/ news/polit/2618880.html (accessed: 10.06.2022).

2. Chuprov V.I., Zubok Yu.A. Youth in social reproduction: problems and prospects. Moscow: RIC ISPI RAS, 2015. - pp. 8-9.

3. Grechikhin V.G. Modern youth policy in Russia / Grechikh-in V.G. // Humanities, socio-economic and social sciences. -2021. - No. 5. - pp. 18-21.

4. Kalinich V.S. Education of youth in the conditions of digital transformation of social interaction. / Kalinich V.S. // Socio-hu-manitarian knowledge. - 2021. - No. 6. - pp. 153-163.

5. Nikiporets-Takigawa G.Y. Internet and ideological movements in Russia / L.D. Gudkov, G.Y. Nikiporets, E.A. Pain [et al.]; edited by G. Nikiporets-Takigawa and E. Pain. - Moscow: Editorial office of the magazine "New Literary Review". - 2016. - 480 p.

6. Samara Youth House [Electronic resource] - Access mode: https://vk.com/sdmsamara (accessed: 10.06.2022).

7. I am young [Electronic resource] - Access mode: https://vk.com/ yamolod.yanao. (accessed: 10.06.2022).

8. Department of Education [Electronic resource] - Access mode: https://vk.com/education36 (accessed: 10.06.2022).

9. Department of Sports and Youth Policy of the Tyumen City Administration [Electronic resource] - Access mode: https:// vk.com/dsimp (accessed: 10.06.2022).

10. GORKOM35 Youth Center [Electronic resource] - Access mode: https://vk.com/gorcom35 (accessed: 10.06.2022).

11. Education and youth of the Ryazan region [Electronic resource] - Access mode: https://vk.com/minobrrzn (accessed: 10.06.2022).

12. YOUNG.INFO [Electronic resource] - Access mode: https:// vk.com/molodinfo (accessed: 10.06.2022).

13. Department of Youth Policy [Electronic resource] - Access mode: https://vk.com/molodezh_orenbyrzhya (accessed: 10.06.2022).

14. Ministry of Youth Policy [Electronic resource] - Access mode: https://vk.com/molod39 (accessed: 10.06.2022).

15. #YOURS_TIMEIKrasnoyarsk [Electronic resource] - Access mode: https://vk.com/tvoe_vremya_krsk (accessed: 10.06.2022).

16. On Youth policy in the Russian Federation: Federal Law No. 489-FZ of December 30, 2020 "On Youth Policy in the Russian Federation" // State Duma. - 2020.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. E.I. Pashinina, Z.Z. Knizhova, I.V. Suslov, I.V. Babayan. Subject field of Russian youth policy // Vestnik PNIPU. Socio-economic sciences. 2022. № 2. DOI: 10.15593/2224-9354/2022.2.6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.