08.00.05 УДК 331.103.6
DOI: 10.24411/2227-9407-2020-10125
Цифровизация местного самоуправления и оценка эффективности внедрения информационных технологий в деятельность муниципальных организаций
Михаил Яковлевич Веселовский, Максим Андреевич Сидоров
Технологический университет, г. Королев (Россия)
Введение: значительный рост роли информационных технологий затронул большинство сфер жизни современного общества, в том числе и сферу местного самоуправления. При этом следует учитывать, что мировое развитие ИКТ получило толчок к своему развитию прежде всего при работе в сферах деятельности, обеспечивающих предоставление населению публичных благ, таких как оборона, точная экономическая оценка которых и по сей день является достаточно сложной и неоднозначной задачей.
Материалы и методы: исследуются различные аспекты оценки эффективности внедрения информационных технологий в деятельность сотрудников местного самоуправления. В целях обеспечения единства рассматриваемой темы и контекста её рассмотрения в настоящей работе приводится краткий анализ истории внедрения информационных технологий в деятельность органов публичной власти, рассматривается текущее состояние данного процесса в Российской Федерации.
Результаты: выявлены подходы к оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления и нормативная база её осуществления.
Обсуждение: на основании комплексного анализа факторов, оказывающих воздействие на эффективность использования сотрудниками органов местного самоуправления и муниципальных учреждений информационных технологий в качестве инновационных инструментов труда, в настоящей статье приводится авторская методика оценки эффективности внедрения информационных технологий в деятельность муниципальных организаций, базирующаяся на принципах хронометража трудовых операций.
Заключение: разработана методика расчёта показателей, обладающая, в связи с универсальностью, широким потенциалом применения в сфере определения ИКТ, предполагаемых для использования в деятельности ОМ-СУ, оценки результативности их внедрения, планирования кадровой политики.
Ключевые слова: внедрение информационных систем, государственное управление, информационные системы, информационные технологии, информатизация, история ИКТ, местное самоуправление, оценка эффективности, цифровизация, электронное государство, эффективность труда.
Для цитирования. Веселовский М. Я., Сидоров М. А. Цифровизация местного самоуправления и оценка эффективности внедрения информационных технологий в деятельность муниципальных организаций // Вестник НГИЭИ. 2020. № 12 (115). С. 109-117. DOI: 10.24411/2227-9407-2020-10125
Аннотация
© Веселовский М. Я., Сидоров М. А., 2020
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.
Digitalization of local government and assessment of the effectiveness of implementing information technologies in the activities of municipal organizations
Introduction: The significant growth in the role of information technology has affected most areas of modern society, including the area of local government. At the same time, it should be borne in mind that the global development of ICT received an impetus to its development, first of all, when working in spheres of activity that ensure the provision of public goods to the population, such as defense, the accurate economic assessment of which is still a rather complex and controversial task.
Materials and methods: various aspects of assessing the effectiveness of the implementation of information technologies in the activities of local government employees are investigated. In order to ensure the unity of the topic under consideration and the context of its consideration, this work provides a brief analysis of the history of the implementation of information technologies in the activities of public authorities, and examines the current state of this process in the Russian Federation.
Results: the approaches to assessing the effectiveness of the activities of local self-government bodies and the regulatory framework for its implementation were identified.
Discussion: based on a comprehensive analysis of factors affecting the effectiveness of the use of information technology by employees of local governments and municipal institutions as innovative labor tools, this article presents the author's method for assessing the effectiveness of the implementation of information technology in the activities of municipal organizations, based on the principles of timing of labor operations.
Conclusion: a methodology for calculating indicators has been developed that, due to its versatility, has a wide potential for application in the field of determining ICTs intended for use in the activities of local self-government bodies, assessing the effectiveness of their implementation, planning personnel policy.
Key words: implementation of information systems, public administration, information systems, information technology, informatization, history of ICT, local government, efficiency mark, digitalization, electronic state, labor efficiency.
For citation: Veselovsky M. Ya., Sidorov M. A. Digitalization of local government and assessment of the effectiveness of implementing information technologies in the activities of municipal organizations // Bulletin NGIEI. 2020. № 12 (115). P. 109-117. (In Russ.). DOI: 10.24411/2227-9407-2020-10125
Mikhail Yakovlevich Veselovsky, Maxim Andreevich Sidorov
Technological University, Korolev (Russia)
Abstract
Широкое развитие информационных технологий, кардинальным образом изменяющее жизнь современного нам общества, в значительной мере поднимает вопрос того, каким будет наше будущее в контексте проникновения технологических инноваций в основополагающие сферы жизни общества. Особое влияние при этом представляет процесс технологической трансформации экономической сферы жизни общества, в которой, на настоящий момент времени, происходит формирование нового, ранее немыслимого, подхода к сбыту и потреблению товаров и услуг [6].
Введение
Такие сферы, как культура, образование и т. д., традиционно рассматриваемые как консервативные, смогли поставить на свою службу достижения современных технологий, что получило своё однозначное подтверждение во время эпидемии CoVid-19 в начале 2020 г. Несмотря на очевидный негативный аспект, суровая эпидемиологическая обстановка 2020 г. позволила обратить внимание общества на значительный потенциал информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) и их широкий потенциал по оптимизации деятельности ряда общественных институтов.
Технологические концепции, зарождающиеся в сфере предпринимательской деятельности, при этом имеют значительный потенциал по применению в самых различных областях человеческой деятельности, в т. ч. и таких, где коммерческая прибыль не является основополагающей целью деятельности [19].
Особенный интерес при этом представляет рассмотрение как объекта цифровизации института публичной власти в виде государственного и муниципального управления. Связано это, прежде всего, с тем фактором, что, несмотря на значительную роль рынка в современной капиталистической экономике, основной функционал по реализации требований общества, выраженных посредством ис-
пользования инструментов представительной демократии, продолжает сохранять за собой государственный аппарат [20].
Материалы и методы
Формализация стремлений общества посредством нормотворческой деятельности позволяет сформировать чёткие цели, получающие количественные характеристики, благодаря чему их достижение возможно посредством использования логических инструментов [6]. Будучи вершиной развития логики как прикладного инструмента человеческой деятельности, ИКТ уже сейчас позволяют обеспечить значительную оптимизацию трудового процесса, наиболее заметную в тех направлениях, которые по структуре трудовой деятельности либо по итоговым её целям аналогичны таковым в коммерческих предприятиях.
Так, функционирование бухгалтера, сотрудника отдела кадров и системного администратора в органе местного самоуправления, несмотря на отдельные различия в частностях, будет в целом схоже с таковым на аналогичных функциональных должностях в филиалах крупного предприятия, что зачастую распространяется даже на инструментарий трудящихся.
Благодаря коммерческой заинтересованности, аспекты внедрения информационных технологий в деятельность данных категорий сотрудников широко изучена, в том числе имеется и значительное число подходов к оценке эффективности такового внедрения [9]. При учёте ряда специфических факторов вполне допустимо и распространение общих принципов оценки и на универсальные для всех организаций категории сотрудников, обеспечивающих внутреннее поддержание функционирования организации.
Значительно больший интерес представляет оценка труда сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления, выполняющих функции, которым фактически нет аналога в деятельности коммерческих организаций. Примером могут служить подразделения, обеспечивающие благоустройство поселений, культурно-массовые мероприятия, предоставление государственных и муниципальных услуг и т. п. Очевидной является специфика деятельности данных категорий персонала, обусловленная тем, что она направлена на достижение, прежде всего, социального эффекта, оценка которого значительно затруднена.
При этом следует учитывать, что мировое развитие ИКТ получило толчок к своему развитию прежде всего при работе в сферах деятельности, обеспечивающих предоставление населению пуб-
личных благ, таких как оборона, точная экономическая оценка которых и по сей день является достаточно сложной и неоднозначной задачей.
Так, общеизвестно, что прообразом сети Интернет стала сеть военного назначения ARPANET, созданная Правительством США для обеспечения надёжной связи между ключевыми объектами, обеспечивающими функционирование государства. Несмотря на изначально военное предназначение, высокий потенциал применения технологии обусловил её распространение на объекты образования, а затем по превращению её в известную нам сеть Интернет, и в широком перечне органов государственной власти, сделав США пионером применения сетевых ИКТ в сфере публичного управления [21; 22].
Между тем не стоит недооценивать и исторический вклад СССР в сфере внедрения вычислительных технологий в процессы государственного управления.
На начальном периоде революционного развития вычислительной техники, пришедшемся на середину ХХ века, советские разработки в данной области по праву позволяли Советскому Союзу претендовать на технологическое лидерство. Быстрыми темпами развивалась аппаратная база вычислительных технологий, развивались концепции их практического применения.
Специфика советской экономики, характеризовавшейся, прежде всего, централизованным планированием и государственным управлением, однозначно обусловила приоритетные сферы внедрения ИКТ:
- вычислительные центры органов государственного планирования;
- обеспечение обороноспособности страны и научно-исследовательской деятельности;
- создание автоматизированных систем управления предприятиями.
Как следует из вышеприведённого перечня, предполагалось точечное внедрение вычислительных систем для обеспечения задач отдельных организаций, что фактически и стало основной тенденцией первой стадии информатизации в СССР. Вычислительные машины поставлялись организациям-пользователям и выполняли различные математические операции под контролем специализированных сотрудников - до появления пользовательского интерфейса, работа с которым легко доступна людям, не получившим профильного образования. Персональных ЭВМ и даже пользовательских терминалов оставались ещё долгие годы технического прогресса [17].
Основная заслуга в развитии концепции применения вычислительных технологий принадлежит
выдающемуся советскому учёному А. И. Китову. Именно им был предложен проект создания единой сети вычислительных центров двойного назначения, способной обеспечивать экономическое развитие в мирное время и обороноспособность страны при угрозе войны [13].
Несмотря на то, что изначальный проект так и не был принят, его отголоски можно отметить даже в вышедшем спустя 17 лет Постановлении ЦК КПСС и Совета министров СССР № 187 «Об улучшении организации работы по созданию и внедрению в народное хозяйство средств вычислительной техники и автоматизированных систем управления» от 06.03.1966 г. Данный документ, помимо констатирования наметившегося отставания СССР в сфере внедрения новейшей на тот момент полупроводниковой техники и развития методологии развития вычислительных систем, постановляет принять меры по созданию сети вычислительных центров на всех уровнях народного хозяйства и обеспечить стандартификацию аппаратной базы вычислительной техники [13; 14].
70-е годы ХХ века, помимо развития концепции АСУП, приведшей к появлению к прорывной для своего времени АСУ «Здравоохранение», отметились интересом к созданию прикладных программных продуктов, в том числе и в виде комплексных информационных систем, направленных на повышение эффективности отдельных функциональных направлений деятельности организации [8]. Примером может служить создание автоматизированной системы обеспечения деятельности аппарата ЦК КПСС и Правительства СССР, берущей своё начало в начале 1970-х гг., выразившейся в создании концепции Информационного Центра Аппарата Правительства СССР.
Создаваемая система была призвана автоматизировать ряд типовых канцелярских трудовых процессов в центральном исполнительном органе власти СССР, используя ряд модулей с различным функционалом. В связи с тем, что функции, автоматизировавшиеся разработанными НИИ «Восход» модулями системы, универсальны, Аппаратом Правительства СССР как разработчиком системы было сделано предложение об унификации данной системы с предполагаемым к разработке Информационным центром ЦК КПСС [15].
Развитие данных ИС продолжалось до 1991 г., а итоговый их функционал позволял обрабатывать в т. ч. аналитические данные об удельном весе административных единиц СССР в государственной экономике, развитии человеческого потенциала, реализации государственного плана. После распада СССР
ЦОИ ЦК КПСС был переформирован в Главное управление информационных ресурсов Администрации Президента РФ путём модернизации его технологической базы и замены кадрового состава [11].
1990-е годы XX в. в истории цифровизации деятельности органов публичной власти отметились отсутствием комплексной концепции внедрения ИКТ. Отдельные информационные системы, такие как ГАС «Выборы», внедрялись на федеральном уровне в ответ на появляющиеся вызовы времени. Перспективное развитие информационных комплексов берёт своё начало с принятием в 2002 г. ФЦП «Электронная Россия», в которой была однозначно прописана концепция будущего электронного правительства РФ [3].
Стоит учитывать, что эффективность реализации ФЦП рассчитывалась в соответствии с её целевыми показателями, отражавшими наличие отдельных элементов электронного правительства и сопряжённых с ними количественных показателей, таких например, как доля сотрудников, повысивших компетенции в сфере ИТ. Расчёт экономической или социальной эффективности по реализации каждого целевого показателя не предусматривался [16].
Результаты
На сегодняшний день, несмотря на ряд положительных аспектов, связанных с широкой доступностью получения государственных услуг в электронном виде, наличием в ряде регионов электронных сервисов подачи обращений населения и их рассмотрения, необходимо выделить и ряд отрицательных факторов, способных замедлить процесс цифровизации на уровне местного самоуправления:
- уровень владения сотрудников современными ИКТ;
- принятие решения о внедрении новых ИКТ на региональном уровне без учёта возможностей муниципалитета;
- отсутствие системного подхода в использовании ИКТ и тенденции к их интеграции;
- отсутствие единых стандартов и рекомендаций по выбору, внедрению и использованию ИКТ;
- необходимость поддерживать высокий уровень информационной безопасности в связи с обработкой персональных данных населения в процессе оказания муниципальных услуг [5].
Комплекс данных факторов необходимо учитывать при общей оценке эффективности внедрения ИКТ в деятельность ОМСУ.
Актуальность оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти выражается в регулярном обновлении нормативно-правовой базы РФ, связанной с рассмотрением дан-
ного вопроса. Так, с 2008 г., в котором был выпущен Указ Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», было принято три нормативно-правовых акта, прекращающих действие предшествующих документов и вводящих новые критерии оценки. Несмотря на то, что эффективность деятельности органов местного самоуправления определяется непосредственно положениями Указа Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», наличествует тесная взаимосвязь между оценкой эффективности органов исполнительной власти и местного самоуправления [6]. Так, в последней версии перечня критериев эффективности ОМСУ указываются относительные показатели.
I. Деятельности предприятий малого и среднего бизнеса.
3. Качества дорожного покрытия.
4. Доступности общественного транспорта.
5. Оплаты земельного налога.
6. Доступности дошкольного образования.
8. Обеспеченности населения жилой площадью.
9. Приватизации городского хозяйства.
10. Осуществления государственного кадастрового учёта для многоквартирных домов.
II. Энергоэффективности многоквартирных домов.
12. Энергоэффективности муниципальных бюджетных учреждений.
13. Удовлетворенности населения деятельностью ОМСУ [2].
Отдельно следует указать такой критерий, как результаты независимой оценки качества условий оказания услуг муниципальными организациями за счёт муниципального бюджета.
Данные показатели охватывают широкий спектр деятельности органов местного самоуправления и, следовательно, должны учитываться в деятельности отдельных сотрудников органов местного самоуправления [7]. При этом следует учитывать, что достижение данных показателей независимо друг от друга предусматривает выполнение ряда принципиально разного характера, однако значительное влияние на каждый из них способно оказать повышение эффективности отдельной операции, выражающееся в сокращении затрат времени на получение заданного результата.
Помимо общепременимого показателя времени следует учитывать фактор достижения показате-
лей, предусмотренных исполняемыми ОМСУ в целом и отдельным сотрудником в частности муниципальными программами. Так, даже если программное решение позволило сотруднику решать за короткий срок отдельные задачи, то недостижение итоговой цели его деятельности значительно снижает общую эффективность применения ИКТ [10].
На основании вышесказанного следует выделить следующие критерии эффективности внедрения информационных технологий в деятельность ОМСУ.
- экономия времени на совершение трудовой операции;
- технологическая совместимость;
- информационная безопасность [1; 2];
- уровень воздействия на исполнение показателей муниципальных программ;
- наличие ранее недоступных возможностей
[4].
Обсуждение
В качестве базового показателя, позволяющего выполнять дальнейшие расчёты, имеет смысл использовать индекс эффективности информатизации отдельной трудовой операции, рассчитывающейся по формуле 1.
где ¿¡о1 - время выполнения результативной рабочей операции при использовании новой информационной технологии; £го0 - время выполнения результативной рабочей операции без использования информационных технологий или с использованием предшествующей технологии.
При расчёте данного показателя следует учитывать фактор постепенной адаптации сотрудника к новым инструментам труда, в связи с чем корректно лишь использование средних результатов, достигнутых исполнителями, в полной мере владеющими методикой реализации процесса посредством как старых, так и новых инструментов. Рассмотрение воздействия периода неэффективного использования информационных продуктов на состав издержек на ввод ИКТ в деятельность сотрудников ОМСУ более подробно рассматривался в иных работах отдельных участников авторского коллектива.
При внедрении современных технологий появляются новые рабочие операции. В таком случае под ¿¡о0 следует понимать время реализации совокупности действий, позволяющей достичь результата, аналогичному результату, получаемому посредством использования инновационной технологии [18].
Несмотря на то, что данный показатель относительно прост в расчёте и может показывать привлекательные для отчитывающихся о результатах внедрения ИКТ лиц результаты, следует учитывать, что его независимое применение на практике не может являться корректным. Связано это с тем фактом, что результаты труда отдельного сотрудника или коллектива зависят от синергии ряда трудовых процессов, находящихся в различных зависимостях друг от друга. Таким образом, следует оценивать не столько сокращение издержек времени на выполнение отдельного процесса, сколько на изменение затрат времени на итоговые затраты времени на достижение результата. В качестве показателя, позволяющего оценить эффективность информатизации ряда трудовых процессов на итоговый результат, возможно использование индекса эффективности информатизации функциональной деятельности, который возможно рассчитать по формуле (2):
/ (аигг+ц, ('"»/,„„ ))\
-ЕЛ))-100 % (2)
где Ьц0 - время выполнения результативной рабочей операции, выполнение которого подверглось изменениям в связи с информатизацией.
Значения индекса больше 0 характеризуют рост эффективности труда по отдельному направлению функциональной деятельности. Несмотря на кажущуюся невозможность отрицательного результата, таковой допустим при условии, что внедрение ИКТ, несмотря на сокращение времени выполнения отдельной операции, снижает время выполнения остальных. Наглядным примером может служить программное обеспечение, предназначенное для ускорения выполнения отдельной функции, стабильно потребляющее значительное количество вычислительных ресурсов ЭВМ, что замедляет скорость исполнения иного программного обеспечения и, следовательно, выполнения связанных с ним функций.
Применение данного показателя в оценке эффективности внедрения ИКТ в деятельность сотрудников ОМСУ напрямую сопряжено упоминавшимися ранее критериями оценки эффективности деятельности ОМСУ. Однако в связи с тем, что данные критерии в значительной степени зависят от внешних факторов, более целесообразным является применение показателя финансовых затрат на до-
стижение целевых результатов муниципальных программ, реализуемых в рамках достижения установленных Указом Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» показателей.
На основании вышесказанного имеется возможность сформулировать механизм расчёта эффективности внедрения ИКТ в деятельность ОМСУ на базе критерия затрат на оплату труда сотрудников, участвующих в обеспечении достижения показателей муниципальной программы. Вычисление показателя повышения эффективности труда сотрудников ОМСУ за произвольный период времени осуществляется по формуле (3):
Е(п/ - I 1
I.t=1(SFu*Ifi-SFu)+l-
SF
1 0 0 %, (3)
где Б Ри - фонд заработной платы сотрудников подразделения, участвующих в реализации муниципальной программы; - фонд заработной платы сотрудников подразделения, участвующих в реализации муниципальной программы; ГС - затраты на внедрение ИКТ и её эксплуатацию; - количество периодов эксплуатации, соответствующих рассчитываемому периоду .
Заключение
Получаемый показатель позволяет получить относительный показатель экономии средств муниципального бюджета, полученной благодаря внедрению в деятельность сотрудников ОМСУ и муниципальных учреждений информационных инструментов труда.
В связи с тем, что применение данного показателя тесно связано со спецификой деятельности органов местного самоуправления РФ, показатели эффективности которых напрямую связаны с реализацией муниципальных программ, сферой использования показателя может являться любой орган местного самоуправления или муниципальное учреждение. В связи с универсальностью показателя его практическое применение допустимо в сфере определения ИКТ, предполагаемых для использования в деятельности ОМСУ, результативности их внедрения, планирования кадровой политики и т. д., что, в свою очередь, может привести к повышению эффективности местного самоуправления как общественного института.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 03.04.2020) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
2. Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://digitaLgov.ru/ru/activity/programs/6/ (дата обращения 11.03.2020 г.).
3. ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/activity/programs/6/ (дата обращения 11.03.2020 г.).
4. Амелин Р. В. Правовой режим государственных информационных систем. М. : ГроссМедиа, 2016.
337 с.
5. Амелин Р. В. Правовые проблемы создания и использования государственных информационных систем // Труды Института государства и права Российской академии наук. М. : ИГиП РАН, 2018. № 4. С. 151-169.
6. Андрюхина Э. П., Ахрем И. В., Бакурова Н. Н. Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть. М. : Проспект, 2017. 335 с.
7. Зараменских Е. П. Основы бизнес-информатики : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М. : Издательство Юрайт, 2017. 407 с.
8. Балынская Н. Р., Коптякова С. В., Зиновьева Е. Г. Анализ использования информационно-коммуникационных технологий в органах муниципального управления // Муниципалитет: экономика и управление. М. : РАНХГиС, 2019. № 1. С. 16-24.
9. Горева Е. А. Критерии оценки эффективности и результативности деятельности муниципальных служащих органов местного самоуправления // Вопросы новой экономики. Новосибирск: СГУПС, 2011. № 4. С. 81-85.
10. Дудин М. Н. Электронная демократия, электронное правительство и технологии электронного администрирования // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. М. : Наука-Бизнес-Паритет, 2017. № 4. С. 16-20.
11. Желдыбина Ю. В. Информатизация органов местного самоуправления // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 4 (ч. 6). С. 17-23.
12. ВертаковаЮ. В., Согачева О. В., ПлахотниковаМ. А., Крыжановская О. А., Калимов О. В. Основы бизнес-информатики и информационного обеспечения менеджмента : учебное пособие. Курск, 2016. 106 с.
13. Китов А. И., Криницкий Н. А. Электронные цифровые машины и программирование, государственное издательство физико-математической литературы. М. : 1959, 295 с.
14. Кузнецова Н. В. Правовые основы информационного обеспечения закупок для государственных и муниципальных нужд // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2015. № 1. С. 78-87.
15. Кутейников А. В. На заре компьютерной эры: предыстория разработки проекта Общегосударственной автоматизированной системы управления народным хозяйством СССР (ОГЛС) // История науки и техники. 2010. № 2. С. 46-47.
16. Орлов Е. И. Информатизация Центрального Комитета Коммунистической Партии Советского Союза // Информационные ресурсы России. М. : РЭА. 2005. № 6. С. 1-9.
17. Тавокин Д. Е. Информационно-коммуникативные технологии в государственном управлении: проблемы и перспективы // Социально-гуманитарные знания. М. : Редакция журнала «Социально-гуманитарные знания». 2010.№ 4. С. 308-315.
18. Шадрин Д. В. Информационно-коммуникационные технологии в системе государственного управления // NOVAINFO.RU. Уфа: Долганов, 2016. № 53 (3). С. 38-41.
19. Gray J., Rumpe B. Models for the Digital Transformation // Software & Systems Modeling. 2017. V. 16. № 2. P.307-308.
20. Hunnius S. Stand und Perspektiven der Digitalisierung der Verwaltung // Digitale Transformation der Verwaltung // Empfehlungen für eine gesamtstaatliche Strategie. Gütersloh: Bertelsmann Stiftung, 2017. P. 12-16.
21. Iannacci F., Seepma A. P., de Blok C., Resca A. Reappraising maturity models in e-government research: The trajectory-turning point theory // The Journal of Strategic Information Systems. 2019. Т. 28. № 3. P. 310-329.
22. Kettinger W. J., Grover V. Strategic information systems revisited: a study in sustainability and performance // MIS Quarterly. 1994. № 1. P. 31-58.
Дата поступления статьи в редакцию 15.09.2020, принята к публикации 12.10.2020.
Информация об авторах: ВЕСЕЛОВСКИЙ МИХАИЛ ЯКОВЛЕВИЧ,
доктор экономических наук, профессор кафедры управления
Адрес: ГБОУ ВО «Технологический университет им. дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта А. А. Леонова», 141074, Московская область, г. Королев, ул. Гагарина, д. 42 E-mail: [email protected] Spin-код: 8335-7740
СИДОРОВ МАКСИМ АНДРЕЕВИЧ,
аспирант первого года обучения кафедры управления
Адрес: ГБОУ ВО «Технологический университет им. дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта А. А. Леонова», 141074, Московская область, г. Королев, ул. Гагарина, д. 42 E-mail: [email protected] Spin-код: 1355-4403
Заявленный вклад авторов: Веселовский Михаил Яковлевич: общее руководство проектом, анализ и дополнение текста статьи. Сидоров Максим Андреевич: сбор и обработка материалов, подготовка первоначального варианта текста.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
1. Federal Law of 27.07.2006 No. 149-FZ (as amended on 03.04.2020) «On information, information technologies and information protection».
2. Decree of the President of the Russian Federation of 28.04.2008 No. 607 «On assessing the effectiveness of local self-government bodies in urban districts and municipal areas», FTP «Electronic Russia (2002-2010)» [Electronic resource]. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity / programs / 6 / (11.03.2020).
3. FTP «Electronic Russia (2002-2010)» [Electronic resource]. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/programs/6/ (03/11/2020).
4. Amelin R. V. Pravovoj rezhim gosudarstvennyh informacionnyh sistem [Legal regime of state information systems], Moscow: GrossMedia, 2016. 337 p.
5. Amelin R. V. Pravovye problemy sozdaniya i ispol'zovaniya gosudarstvennyh informacionnyh sistem [Legal problems of creation and use of state information systems], Trudy instituta gosudarstva i prava rossijskoj akademii nauk [Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences], Moscow: IGiP RAS, 2018, No. 4, pp. 151-169.
6. Andryukhina E. P., Akhrem I. V., Bakurova N. N. Pravovoe obespechenie gosudarstvennogo upravleniya i ispolnitel'naya vlast' [Legal support of public administration and executive power], Moscow: Prospect, 2017, 335 p.
7. Zaramenskikh E. P. Osnovy biznes-informatiki [Fundamentals of business informatics], textbook and workshop for undergraduate and graduate programs, Moscow: Yurayt Publishing House, 2017, 407 p.
8. Balynskaya N. R., Koptyakova S. V., Zinovyeva E .G. Analiz ispol'zovaniya informacionno-kommunikacionnyh tekhnologij v organah municipal'nogo upravleniya [Analysis of the use of information and communication technologies in municipal government bodies], Municipalitet: ekonomika i upravlenie [Municipality: Economics and Management, Moscow: RANEPA, 2019, No. 1, pp. 16-24.
9. Goreva E. A. Kriterii ocenki effektivnosti i rezul'tativnosti deyatel'nosti municipal'nyh slu-zhashchih or-ganov mestnogo samoupravleniya [Criteria for assessing the effectiveness and efficiency of the activities of municipal employees of local self-government bodies], Voprosy novoj ekonomiki [Questions of the new economy], Novosibirsk: SGUPS, 2011, No. 4, pp. 81-85.
10. Dudin M. N. Elektronnaya demokratiya, elektronnoe pravitel'stvo i tekhnologii elektronnogo ad-ministrirovaniya [E-democracy, e-government and e-administration technologies], Aktual'nye problemy social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii [Actual problems of socio-economic development of Russia], Moscow: Science-Business-Parity, 2017, No. 4, pp. 16-20.
11. Zheldybina Yu. V. Informatizaciya organov mestnogo samoupravleniya [Informatization of local self-government bodies], Mezhdunarodnyj studenche-skij nauchnyj vestnik [International student scientific bulletin], 2018, No. 4 (6), pp. 17-23.
12. Vertakova Yu. V., Sogacheva O. V., Plahotnikova M. A., Kryzhanovskaya O. A., Kalimov O. V. Osnovy biznes-informatiki i informacionnogo obespecheniya menedzhmenta [Fundamentals of Business Informatics and Management Information Support]. a tutorial, Kursk, 2016, 106 p.
13. Kitov A. I., Krinitsky N. A. Elektronnye cifrovye mashiny i programmirovanie gosudarstvennoe iz-datel'stvo fiziko-matematicheskoj literatury [Electronic digital machines and programming State publishing house of physical and mathematical literature], Moscow: 1959, 295 p.
14. Kuznetsova N. V. Pravovye osnovy informacionnogo obespecheniya zakupok dlya gosudarstvennyh i mu-nicipal'nyh nuzhd [Legal framework for information support of procurement for state and municipal needs], Vestnik Universiteta imeni O. E. Kutafma (MGYUA) [Bulletin of the University named after O. E. Kutafina (Moscow State Law Academy)], 2015, No. 1, pp. 78-87.
15. Kuteinikov A. V. Na zare komp'yuternoj ery: predystoriya razrabotki proekta Obshchegosudarstvennoj avtomatizirovannoj sistemy upravleniya narodnym hozyajstvom SSSR (OGLS) [At the dawn of the computer era: the prehistory of the development of the project of the National Automated Management System of the National Economy of the USSR (OGLS)], Istoriya nauki i tekhniki [History of Science and Technology], 2010, No. 2, pp. 46-47.
16. Orlov E. I. Informatizaciya Central'nogo Komiteta Kommunisticheskoj Partii Sovetskogo Soyuza [Informatization of the Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union], Informacionnye resursy Rossii [Information resources of Russia], Moscow: REA. 2005, No. 6, pp. 1-9.
17. Tavokin D. E. Informacionno-kommunikativnye tekhnologii v gosudarstvennom upravlenii: problemy i perspektivy [Information and communication technologies in public administration: problems and prospects], So-cial'no-gumanitarnye znaniya [Social and humanitarian knowledge], Moscow: Editorial office of the journal «Social and humanitarian knowledge», 2010, No. 4, pp. 308-315.
18. Shadrin D. V. Informacionno-kommunikacionnye tekhnologii v sisteme gosudarstvennogo uprav-leniya [Information and communication technologies in the system of public administration], NOVAINFO.RU, Ufa: Dol-ganov, 2016, No. 53 (3), pp. 38-41.
19. Gray J., Rumpe B. Models for the Digital Transformation, Software & Systems Modeling, 2017, Vol. 16, No. 2, pp. 307-308.
20. Hunnius S. Stand und Perspektiven der Digitalisierung der Verwaltung, Digitale Transformation der Verwaltung, Empfehlungen für eine gesamtstaatliche Strategie, Gütersloh: Bertelsmann Stiftung, 2017, pp. 12-16.
21. Iannacci F., Seepma A. P., de Blok C., Resca A. Reappraising maturity models in e-government research: The trajectory-turning point theory, The Journal of Strategic Information Systems, 2019, Vol. 28. No. 3, pp. 310-329.
22. Kettinger W. J., Grover V. Strategic information systems revisited: a study in sustainability and performance, MIS Quarterly, 1994, No. 1, pp. 31-58.
The article was submitted 15.09.2020, accept for publication 12.10.2020.
Information about the authors: MIKHAIL YAKOVLEVICH VESELOVSKY, Dr. Sci. (Economy), professor of the chair «Management» Address: Technological University, 141074 Russia, Korolev E-mail: [email protected] Spin-Kog: 8335-7740 MAXIM ANDREEVICH SIDOROV, postgraduate student of the chair «Management» Address: Technological University, 141074 Russia, Korolev E-mail: [email protected] Spin-Kog: 1355-4403
Contribution of the authors: Mikhail Ya. Veselovsky: managed the research project, analysing and supplementing the text. Maxim A. Sidorov: collection and processing of materials, preparation of the initial version of the text.
All authors read and approved the final version of the manuscript.
, Gagarina Str., 42
, Gagarina Str., 42