Научная статья на тему 'Информатизация органов местного самоуправления как основной принцип обеспечения повышения качества оказываемых услуг'

Информатизация органов местного самоуправления как основной принцип обеспечения повышения качества оказываемых услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
807
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / КАЧЕСТВО / УСЛУГИ / ИННОВАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / MUNICIPALITY / PROVIDING INFORMATION / QUALITY / SERVICES / INNOVATIONS / INFORMATION TECHNOLOGIES / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сачков Дмитрий Иванович

Рассмотрены вопросы информатизации органов местного самоуправления. Представлена классификация информационно-коммуникационных технологий и их эффективность при использовании в управлении муниципальными образованиями. Предложены основные направления информатизации деятельности органов местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVIDING INFORMATION FOR LOCAL GOVERNMENTS AS KEY PRINCIPLE OF RENDERED SERVICES QUALITY IMPROVEMENT

The article deals with issues of providing local authorities with information resources and facilities. The author classifies information technologies and analyzes their efficiency when used in municipality management. He also suggests key directions of providing access to information for local authorities.

Текст научной работы на тему «Информатизация органов местного самоуправления как основной принцип обеспечения повышения качества оказываемых услуг»

(N

%

О

(N

УДК 338.465:352 Д.И. Сачков

ББК 65.206

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОКАЗЫВАЕМЫХ УСЛУГ*

Рассмотрены вопросы информатизации органов местного самоуправления. Представлена классификация информационно-коммуникационных технологий и их эффективность при использовании в управлении муниципальными образованиями. Предложены основные направления информатизации деятельности органов местного самоуправления.

Ключевые слова: муниципальное образование, информатизация, качество, услуги, инновации, информационно-коммуникационные технологии, эффективность.

D.I. Sachkov

PROVIDING INFORMATION FOR LOCAL GOVERNMENTS AS KEY PRINCIPLE OF RENDERED SERVICES QUALITY IMPROVEMENT

The article deals with issues of providing local authorities with information resources and facilities. The author classifies information technologies and analyzes their efficiency when used in municipality management. He also suggests key directions of providing access to information for local authorities.

Keywords: municipality, providing information, quality, services, innovations, information technologies, efficiency.

SSI

2sê

KS г

“Is1

НА

Ой"

^ 1

І

« я І Ssî

ЕнО а

£м§|

ЙО І

аи-і

See

К

н

н

о

н

PQ

СО

Н

На современном этапе развития муниципальных образований (МО) одной из главных задач является повышение эффективности и качества решений, принимаемых органами местного самоуправления (ОМСУ).

Выполнение данной задачи, в настоящее время, сводится к осмыслению и выработке инновационных механизмов управления МО. На наш взгляд, основными направлениями совершенствования МО, с применением современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), должны стать вовлечение населения в механизм управления МО; контроль населением деятельности ОМСУ.

Деятельность ОМСУ в аспекте информирования направлена на информационную поддержку осуществления принципов народовластия, обеспечения государственных гарантий гласности, а так же правовой, экономической, финансовой и социальной деятельности на территории МО и обеспечения непосредственного участия граждан в самоуправлении.

Одной из характерных черт современного управления МО является инновационный тип управления, при котором в конечном продукте постоянно увеличивается доля знаний как основного ресурса. Именно такой тип управления сегодня является эффективным. Он позволяет в процессе планирования, организации, мотивации и контроля максимально

* Работа выполнена при поддержке гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых МК-3603.2009.6 «Разработка механизма антикризисного управления социально-экономическим развитием муниципальных образований региона».

© Д.И. Сачков, 2011

%

М быстро, при минимальном количестве затрат, достигать наибольший

экономический, управленческий и социальный эффект, обеспечивая постоянное поступательное развитие муниципального образования и повышение уровня и качества жизни населения. Одним из передовых ^ направлений инновационного типа развития всех сфер деятельности, в

5^ настоящее время, является использование ИКТ.

Классификация ИКТ, представленная в таблице отражает, что наиболее эффективными инструментами, с точки зрения применения органами государственной власти, с целью управления социально-экономическим развитием и повышением уровня и качества жизни населения являются электронно-вычислительные технологии. В таблице столбец «свойства и характеристики ресурса ИКТ в целях управления МО» отображает информацию по назначению информационных продуктов. На наш взгляд, целесообразно выделить бальную градацию эффективности свойств и характеристик ресурсов ИКТ в целях использования в управлении МО: 1 — низкоэффективные; 2 — среднеэффективные; 3 — высокоэффективные; 4 — наиболее эффективные. Такие информационные продукты, как почта и телеграф, по нашему мнению, обладают низкой эффективностью, так как только отчасти являются системами ИКТ, однако и их использование неотъемлемо. Кроме того, мы вводим бальную градацию вероятности искажения информации, состоящую из 3-х степеней: 1 — низкая; 2 — средняя; 3- высокая.

Также, на наш взгляд, в классификации эффективности использования ИКТ в механизме управления МО необходимо выделить показатель социального эффекта, который заключается в соответствии к уровню и качеству жизни каждой конкретной информационной технологии, при их постепенном приобретении в процессе повышения покупательной способности граждан от почты до спутниковых ИКТ.

Данный показатель целесообразно разделить на семь категорий: 1 — §ЦЦ| минимальный уровень и качество жизни; 2 — ниже среднего уровень и

; качество жизни; 3 — средний уровень и качество жизни; 4 — выше сред-

него уровень и качество жизни; 5 — высокий уровень и качество жизни; ой § 6 — очень высокий уровень и качество жизни; 7 — наивысший уровень

^1 и качество жизни.

^ | Современные технологии связи и информационного оповещения за

1 счет комбинирования различных функций технических устройств могут

вобладать характеристиками различных информационных технологий. | Так, например сотовая связь позволяет получать доступ в Интернет, элек-

| тронную почту, пользоваться навигацией и другими информационными

иоэ услугами, при этом само устройство может являться мини ЭВМ, телефона! ном, телевизором, радио и другими устройствами одновременно (рис.).

Из всего представленного перечня ИКТ по оптимистичным прогнозам используется не более 40% технических средств автоматизации при управлении МО. В основном последние разработки используются в силовых ведомствах и органах по предупреждению и предотвращению чрезвычайных ситуаций и устранению их последствий, в части навигационного оборудования и средств связи. Информационные, коммуникационные, вычислительные и комбинированные системы и программы управления используются редко и не системно, что значительно замед-со ляет развитие ОМСУ и делает недостижимым переход на модель инфор-

Нмационного общества и инновационного устойчивого социально-экономического развития МО.

(N

%

О

(N

Классификация при использовании

ИКТ и их эффективность в механизме управления МО

№ Инфор- маци- онный про- дукт Общая характеристика ИКТ Виды производных продуктов Степень охвата населения, % Скорость передачи информации Соци- альный эф- фект, баллы Свойства и характеристики ресурса ИТКТ в целях управления МО Эф- фек- тив- ность, баллы Сте- пень иска- жения, баллы

1 Почта, теле- граф Механические системы, электронные (проводные) Пешая, конная, курьерская, автомобильная, морская, речная, железнодорожная, авиационная, электронная 85 Низкая 1 Рассылка уведомлений, писем, квитанций, предупреждений с очень низкой скоростью доставки с высокой степенью угроз утери информации 1 1

2 Печат- ные изда- ния Механические системы Официальные газетные издания, специализированные журналы, научные издания 40 Низкая 2 Оповещение, ознакомление 1 1

Листовки, «желтая» пресса, брошюры, буклеты. 60 Низкая Представление информации для всех слоев населения 1 3

3 Теле- фон Электронные (проводные) Средство передачи информации 70 Средняя 3 Прямое общение с населением, с подразделениями в целях управления, низкая эффективность дозвона 2 2

4 Радио, телеви- дение Электронные (проводные, беспроводные) Средства представления информации 70 Средняя 4 Оповещение, выборы, праздники, новости, ЧС, уровень СЭР, стратегия СЭР 3 1

5 Сото- вая связь Электронно- вычисли- тельные Телефон 55 Средняя 4 Мобильность, высокая эффективность дозвона 2 2

Интернет 55 Высокая Универсальное средство, информирования, установление двусторонней связи 3 3

SMS 55 Низкая Ограниченные объемы информации 2 3

6 ЭВМ Электронно- вычисли- тельные Операции обработки данных 45 Высокая 5 Устройство автоматической обработки, вывода и представления данных, с возможностью использования передовых технологий коммуникации 4 1

7 Интер- нет Электронно- вычисли- тельные Электронная почта 25 Высокая 6 Универсальное средство, информирования, установление двусторонней связи 3 1

Системы обмена сообщениями 25 Низкая Универсальное средство, информирования, установление двусторонней связи; ограниченный объем информации 3 3

Сетевые порталы с личной электронной подписью 10 Высокая Средство, информирования, установление двусторонней связи 3 1

Финансовые операционные программы 5 Высокая Средство осуществления финансовых операций 3 1

Дистанционные курсы повышения квалификации и обучения 15 Высокая Средство обучения и контроля, возможности удаленного обучения, консультирования 3 1

Электронное правительство 25 Высокая Средство, информирования, установление двусторонней связи, возможность общения с органами власти посредствам ЭВМ 3 1

8 Спут- нико- вая связь Электронно- вычисли- тельные Спутниковая связь 5 Высокая 7 Абсолютная мобильность, высококачественное соединение 4 1

Спутниковая навигация 10 Высокая Абсолютная мобильность, высокая эффективность соединений, возможность определение местоположения 4 1

SS1

2нё Д 5 =

ЦІ

н£ї

«Зі

Ен^ І

ой-

°i<s ^ 1

Ps і

^ Л £

^1

I

8s! й§ о

ЕнО а

£м§ц

МО | £И4

Н®Є

К

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н

н

о

н

PQ

со

Н

Механические системы

Ручное заполнение

Механическое заполнение (трафарет, печать и др.)

Почта (пешая, конная, курьерская, автомобильная, морская,речная, железнодорожная, авиационная)

Печатные издания (листовки,официальные газеты, «желтая» пресса, специализированные журналы, научные издания)

Электронные проводные (беспроводные)

Радио, телевидение (кабельное, эфирное), телефон

Электронно-в ычисли-тельные

Передача информации по средствам проводных технологий

Возможность производить высокоскоростные вычисления с максимальной точностью с применением ЭВМ

Беспроводные технологии (радио, спутник и др.)

Интернет (цифровое): (системы обмена сообщениями, электронная почта, сетевые порталы с личной электронной подписью, ДКПК (дистанционное обучение), навигация, спутниковая связь)

Информационный

продукт

Виды производных продуктов

«К1 Ма >

Ой “

І

< 1

&3 і Ллї

ОНІ

*5 о

^мі|

йог

£й-|

И

н

Н

О

н

м

со

н

Степень охвата населения

т

Транспорт, курьер, тиражирование

Канал связи, устройство приема-передачи, электрические сети, радиоволны

Устройство приема-передачи, ПЭВМ, высокоскоростные каналы связи, спутниковые технологии

Технические

характеристики

Эффективность передачи информации по шкале достоверности

к ф а ч ф к и А Ен о о к * о ч о /\ Ф ЕН О К А ч ей К А Ф Н ей й Ф Ч ей Й В о и « _ к хнических затрат

}

Скорость передачи информации

Низкая Средняя Высокая

Характеристика основных инструментов информационного обеспечения населения МО

О

«К1

2нё ЯЧ г

МнЗ|

нйе

НД

ЬА

ОЙ"

^ 1

5к І

^ Л £ ё§! ь Е

« ^ I

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

На наш взгляд, внедрение систем информатизации в ОМСУ необходимо производить в следующих направлениях совершенствования управления МО:

1. При информатизации организационно-правовой деятельности ОМСУ необходимо внедрять ИКТ по следующим направлениям:

- поддержка нормативно-правового обеспечения МО;

- обеспечение процесса подготовки и ведения базы данных нормативно-правовых актов МО и контроля их исполнения;

- обеспечение делопроизводства МО — развитие систем документооборота, в том числе обработка и контроль обращений граждан в МО;

- поддержка и обеспечение эффективности процесса принятия управленческих решений должностными лицами ОМСУ (электронное правительство — мониторинг и прогнозирование социально-экономического развития МО);

- обеспечение эффективного противодействия коррупции в ОМСУ (видео- и аудиофиксация служебной деятельности в рабочее время);

- ведение баз данных «Структура органов власти и управления»;

- обеспечение взаимодействия власти, населения и бизнес-структур, создание на базе интернет кафе или отдельных специально отведенных мест информационные социальные беседки, в которых с помощью специальных сотрудников каждый житель МО, предприниматель и организация в интерактивном режиме (по Интернету) сможет задать вопросы, получить ответы, сообщить информацию, высказать мнение, оформить заявки и получить консультации от сотрудников ОМСУ по всем социально-экономическим аспектам жизни МО.

2. При информатизации финансово-кредитной деятельности МО ИКТ необходимо внедрять по следующим направлениям:

- формирование, распределение и контроль целевого использования бюджетных и внебюджетных средств;

- разработка и внедрение информационно-вычислительных программ по обеспечению эффективного налогообложения юридических и физических лиц;

- разработка и внедрение информационно-вычислительных программ по обеспечению эффективного использования финансовых ресурсов;

- подготовка, реализация, мониторинг и контроль за реализацией планов и программ социально-экономического развития;

- формирование и мониторинг балансов использования финансовых, трудовых, земельных ресурсов, роста денежных доходов населения.

3. При обеспечении информатизации процесса управления муниципальным имуществом ИКТ необходимо внедрять по следующим направлениям:

- ведение реестра предприятий и учреждений;

- ведение договоров аренды муниципального имущества.

4. При информационной поддержке управления потребительским рынком города ИКТ необходимо внедрять по следующим направлениям:

- расчет минимального потребительского бюджета населения;

- формирование муниципального заказа по обеспечению населения города товарами и услугами и организация контроля его исполнения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- формирование региональных нормативов на использование городских ресурсов и социально-экономического паспорта города;

- ведение баз данных по ценам на товары и услуги;

- учет, контроль и анализ наличия товарных ресурсов;

М - оперативное выявление спроса на товары и услуги.

%

5. При информатизации процессов социального развития территории города ИКТ необходимо внедрять по следующим направлениям:

- ведение базы данных о малообеспеченных слоях населения;

^ - учет, контроль и анализ оказания помощи малообеспеченным сло-

5^ ям населения;

- ведение баз данных по объектам системы образования;

- дистанционное обучение граждан с ограничениями опорно-двигательного аппарата — инвалидов;

- дистанционное обучение и переподготовка кадров граждан потерявших работу по сокращению и иных — нетрудоустроенных;

- ведение базы данных по объектам системы здравоохранения;

- дистанционное диагностирование и консультирование при лечении и проведении сложных хирургических операций;

- ведение базы данных по объектам культуры;

- перевод информации с бумажных носителей в библиотеках на электронный носитель — электронная библиотека;

- ведение базы данных по объектам физической культуры и спорта.

6. При информатизации процессов градостроительства и землепользования необходимо внедрять ИКТ и геоинформационные технологии по следующим направлениям:

- поддержка системы ведения городских кадастров;

- ведение Генерального плана (схемы развития) города;

- планирование капитального строительства и контроль исполнения;

- предоставление земельных участков;

- ведение земельных кадастров;

- ведение базы данных по использованию земельных ресурсов города;

- разработка планов оптимального использования земельных ресурсов.

7. При информатизации механизмов поддержки процесса управле-

; ния городским жилищным и коммунальным хозяйством ИКТ необходимее! мо внедрять по следующим направлениям:

ой § - управление системой ЖКХ города, включая систему обеспечения

^ | межведомственных расчетов за коммунальные услуги:

^ | - внедрение геоинформационных систем ведения городских кадаст-

1 ров жилого и нежилого фонда; тепловых сетей; водопроводных и канаки ^ | лизационных сетей; электрических и газопроводных сетей;

§к§ - формирование муниципального заказа на жилищно-коммуналь-

| ные услуги и организация контроля его исполнения;

йо I - формирование муниципального заказа на строительство и реконс-

к®1 трукцию инженерных сетей и организация контроля его исполнения;

- поддержка принятия управленческих решений в условиях чрезвычайных ситуаций на объектах коммунального хозяйства города.

23 8. При информатизации поддержки процесса управления городским

транспортом и благоустройством ИКТ необходимо внедрять по следующим направлениям:

- внедрение геоинформационных систем ведения городских кадастров улично-дорожной сети;

- формирование муниципального заказа на перевозку пассажиров и организация контроля его исполнения;

Н- внедрение геоинформационных систем формирования и организации контроля исполнения комплексной экологической программы тер-

О

«К1

2нё ЯЧ г

МнЗ|

нйе

НД

ЬА

ОЙ"

^ 1

5к І

^ Л £ ё§! ь Е

« ^ I

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

ритории города, и ведения картографической базы данных природоохранных и экологически вредных объектов.

9. Основные направления информатизации в части создания автоматизированных систем управления технологическими процессами:

9.1. Диспетчеризация жилищно-коммунального хозяйства города:

- регистрация аварийных ситуаций; разработка и внедрение автоматических систем блокировки инженерных сетей при авариях; контроль и учет потребления тепла, воды, электроэнергии; функционирования лифтового хозяйства; затопляемости подвалов;

- блокирование доступа к чердакам и подвалам;

9.2. Контроль и управление дорожным движением.

9.3. Контроль и управление графиком движения общественного транспорта.

9.4. Контроль и управление водоснабжением города (магистрали).

9.5. Контроль и управление канализацией и очистными сооружениями.

9.6. Контроль и управление работой котельных.

9.7. Экологический мониторинг:

- внедрение ИКТ и специализированной инновационной техники по дистанционному автоматическому замеру загрязняющих выбросов в атмосферу и сбросов сточных вод (система датчиков и детекторов);

- обеспечение автоматического информационного оповещения населения о местах локальных и глобальных экологических, техногенных, сейсмических, климатических и т.д. аварий и катастроф, предоставление ОМСУ и населению динамической сводной информации об экологическом состоянии территории МО;

10. При информатизации органов охраны правопорядка и министерства чрезвычайных ситуаций необходимо обеспечить информационную поддержку, видео- и аудиофиксацию служебной деятельности, навигационную поддержку, внедрение специализированного технического оснащения по следующим направлениям.

- регистрация правонарушений по средствам уличного видео наблюдения;

- регистрация мероприятий по задержанию правонарушителей с использованием индивидуальных средств видео- и аудиозаписи;

- регистрация дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения по средствам стационарного и передвижного видео наблюдения;

- информационная, навигационная мобильная поддержка сотрудников органов правопорядка (базы данных, системы глобального позиционирования и другие ИКТ).

Данный перечень, на наш взгляд, необходимо принять как основу для развития информатизации ОМСУ, при этом его необходимо дополнять с учетом специфических особенностей определенных МО. Такой перечень направлений информатизации должен отображать не только статистические данные и справочную информацию, но и информацию по взаимодействию органов муниципальной власти и населения по всем интересующим вопросам. Также необходимо обеспечить активное развитие интернет сайтов МО на основе многопортального подхода, позволяющих аккумулировать и рассматривать весь спектр вопросов возникающих у жителей и организаций МО к органам исполнительной, законодательной, судебной власти.

<N

%

О

(N

Параллельно с внедрением и использованием информационно-аналитических продуктов, необходимо производить ведомственную и общественную оценку и корректировку информатизации ОМСУ.

Информация об авторе

Сачков Дмитрий Иванович — аспирант, кафедра экономики предприятий и предпринимательской деятельности, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: leninB@yandex.ru.

Author

Sachkov Dmitriy Ivanovich — post-graduate student, Chair of Enterprise Economy and Entrepreneurship, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: leninB@yandex.ru.

SSI

2sl

KS г

MhSI

HSS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«31

I

ОЙ"

°i<s ^ 1

Ps I

^ Л £

S I

8s! ИН 25 о

СнО!

£м§||

МО f

нее

н

н

о н

PQ

со

Н

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.