Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ КИНОИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КИНОИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
355
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНОИНДУСТРИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / COVID-19 / КИНОПРОКАТ / КИНОТЕАТР / ОНЛАЙН-КИНОТЕАТР / МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ / ФОНД КИНО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Косинова М. И., Игнатова П. Н.

В течение последних двух лет произошла существенная трансформация структуры киноиндустрии. Снижение кинотеатральной посещаемости, активизация кинопроката на цифровых платформах, снижение уровня кинопроизводства и другие причины привели к изменению схемы производства и потребления аудиовизуального контента. Важной тенденцией 2021 г. стала смена основного заказчика контента: вместо продюсерских или телекомпаний им стали онлайн-платформы. Производственный заказ онлайн-кинотеатров вырос настолько, что киноотрасль оказалась не готова к такому объему ни кадрово, ни инфраструктурно. Это вызвало резкий рост цен и увеличение стоимости кинопроизводства. Отрасль фактически оказалась в кризисе. В результате исследования был сделан вывод о том, что на сегодняшний день вопросам цифровизации киноотрасли уделяется достаточно большое внимание на уровне власти. Усиливается государственный контроль над цифровыми видеоплатформами, меняется схема государственного финансирования отрасли, выделяются большие средства на цифровизацию видеоархивов, вводится электронный документооборот в сфере кинопроизводства, кинопроката, в процессе сдачи фильмокопий в архив и т.п. Одну из основных сегодняшних проблем - кризис традиционного кинотеатрального проката при усилении цифрового проката - можно частично решить также при участии государства: за счет усиления государственного финансирования аудиовизуальной продукции, предназначенной для кинотеатрального проката, а также усиления поддержки кинотеатров в условиях кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALISATION OF THE FLM INDUSTRY IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC

The structure of the flm industry has changed signifcantly over the past two years. The decline in cinema attendance, the activation of flm distribution on digital platforms, the decline in the level of flm production and other reasons have led to a transformation in the production and consumption of audiovisual content. The change of the main content customer has become an important trend in 2021. Online platforms have replaced production and television companies. Neither the personnel nor the infrastructure of the flm industry was ready for such a volume of orders for production from online cinemas. This caused a sharp rise in prices and an increase in the cost of flm production. The industry is actually in crisis. Based on the study, the authors concluded that today state pays quite a lot of attention to the issues of the digitalization of the flm industry. The study notes the strengthening of state control over digital video platforms, a change in the scheme of state fnancing of the industry, the allocation of large fnancial resources for the digitalization of video archives, the introduction of electronic document management in the feld of flm production, flm distribution, in the process of submitting flm copies to the archive, etc. The authors of the article o er a partial solution to one of the main current problems of the industry - the crisis of traditional cinema distribution with the strengthening of digital distribution. According to the study, the participation of the state can also help with it. For example, by strengthening state funding of audiovisual products intended for cinema rental, as well as strengthening support for cinemas in times of crisis.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ КИНОИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

Цифровизация киноиндустрии в условиях ПАНДЕМИИ СОУГО-19

Получено 29.03.2022 Доработано после рецензирования 26.04.2022 Принято 11.05.2022 УДК 791.43/.45 JEL Z11 DOI https://doi.org/10.26425/2658-3445-2022-5-2-28-34

Косинова Марина Ивановна

Канд. филос. наук, доц. каф. управления в сфере культуры, кино, телевидения и индустрии развлечений, Государственный университет управления, г. Москва, Российская Федерация

ORСID: 0000-0002-3517-3484

Е-таИ: kosimarina@yandex.ru

Игнатова Полина Николаевна

Студент, Государственный университет управления, г. Москва, Российская Федерация ORСID: 0000-0002-7388-8683 Е-таИ: poiina31.13@gmaii.com

АННОТАЦИЯ

В течение последних двух лет произошла существенная трансформация структуры киноиндустрии. Снижение кинотеатральной посещаемости, активизация кинопроката на цифровых платформах, снижение уровня кинопроизводства и другие причины привели к изменению схемы производства и потребления аудиовизуального контента. Важной тенденцией 2021 г. стала смена основного заказчика контента: вместо продюсерских или телекомпаний им стали онлайн-платформы. Производственный заказ онлайн-кинотеатров вырос настолько, что киноотрасль оказалась не готова к такому объему ни кадрово, ни инфраструктурно. Это вызвало резкий рост цен и увеличение стоимости кинопроизводства. Отрасль фактически оказалась в кризисе. В результате исследования был сделан вывод о том, что на сегодняшний день вопросам цифровизации киноотрасли уделяется достаточно большое внимание на уровне власти. Усиливается государственный контроль над цифровыми видеоплатформами, меняется схема государственного финансирования отрасли, выделяются большие средства на цифровизацию видеоархивов, вводится электронный документооборот в сфере кинопроизводства, кинопроката, в процессе сдачи фильмокопий в архив и т.п. Одну из основных сегодняшних проблем - кризис традиционного кинотеатрального проката при усилении цифрового проката - можно частично решить также при участии государства: за счет усиления государственного финансирования аудиовизуальной продукции, предназначенной для кинотеатрального проката, а также усиления поддержки кинотеатров в условиях кризиса.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Киноиндустрия, цифровизация, СОУГО-19, кинопрокат, кинотеатр, онлайн-кинотеатр, Министерство культуры, Фонд кино

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Косинова М.И., Игнатова П.Н. Цифровизация киноиндустрии в условиях пандемии COУID-19//E-Management. 2022. Т. 5, № 2. С. 28-34.

© Косинова М.И., Игнатова П.Н., 2022.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

DlGITALISATION OF THE FILM INDUSTRY IN THE CONTEXT OF THE

COVID-19 PANDEMIC

Received 29.03.2022 Revised 26.04.2022 Accepted 11.05.2022 Marina I. Kosinova

Cand. Sci. (Philos.), Assoc. Prof. at the Department of Management in Culture, Cinema, Television and Entertainment Industry, State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-3517-3484 E-mail: kosimarina@yandex.ru

Polina N. Ignatova

Student, State University of Management, Moscow, Russia ORQD: 0000-0002-7388-8683 E-mail: polina31.13@gmail.com

ABSTRACT

The structure of the film industry has changed significantly over the past two years. The decline in cinema attendance, the activation of film distribution on digital platforms, the decline in the level of film production and other reasons have led to a transformation in the production and consumption of audiovisual content. The change of the main content customer has become an important trend in 2021. Online platforms have replaced production and television companies. Neither the personnel nor the infrastructure of the film industry was ready for such a volume of orders for production from online cinemas. This caused a sharp rise in prices and an increase in the cost of film production. The industry is actually in crisis. Based on the study, the authors concluded that today state pays quite a lot of attention to the issues of the digitalization of the film industry. The study notes the strengthening of state control over digital video platforms, a change in the scheme of state financing of the industry, the allocation of large financial resources for the digitalization of video archives, the introduction of electronic document management in the field of film production, film distribution, in the process of submitting film copies to the archive, etc. The authors of the article offer a partial solution to one of the main current problems of the industry - the crisis of traditional cinema distribution with the strengthening of digital distribution. According to the study, the participation of the state can also help with it. For example, by strengthening state funding of audiovisual products intended for cinema rental, as well as strengthening support for cinemas in times of crisis.

KEYWORDS

Film industry, digitalization, COVID-19, film distribution, cinema, online cinema, Ministry of Culture, Cinema Fund FOR CITATION

Kosinova M.I., Ignatova P.N. (2022) Digitalisation of the film industry in the context of the COVID-19 pandemic. E-Management, vol. 5, no. 2, pp. 28-34. DOI: 10.26425/2658-3445-2022-5-2-28-34

© Kosinova M.I., Ignatova P.N., 2022.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ / INTRODUCTION

Цифровизация культуры - процесс создания и функционирования общероссийской системы эффективного использования современных информационных платформ для распространения легальной, достоверной и профессиональной информации о количественном и качественном составе объектов культуры и культурных ценностей, осуществляемых путем сплошного непрерывного документального учета на федеральном, региональном и местном уровнях [Житенев, 2020, 15].

Пандемия коронавируса 2020-2021 гг. внесла свои коррективы во все сферы искусства, в том числе в кинематограф. Тяжелейший пандемический удар снизил объемы национального рынка, который обеспечивает 80 % доходных поступлений для отечественного зрительского кино, до небывалых значений: на 60 % в 2020 г. и на 40 % в 2021 г.1. Эта непростая ситуация способствовала усилению цифровизации киноотрасли. Ограничение работы кинотеатров привело к активизации вторичных кинорынков, прежде всего интернет-дистрибуции. На сегодняшний день мы являемся свидетелями острой конкуренции кинотеатров и стри-минговых сервисов.

Важной тенденцией 2021 г. стала смена основного заказчика контента - им стали онлайн-платформы. В прошлом году их суммарные вложения превысили 50 млрд руб. В нынешнем, 2022 г., по оценкам экспертов, их вложения продолжат расти. На сегодняшний день подавляющее большинство продюсерских и про-дакшн компаний имеют эксклюзивные контракты с той или иной онлайн-платформой. Производственный заказ онлайн-кинотеатров вырос настолько, что киноотрасль оказалась не готова к такому объему заказа. Следует подчеркнуть, что малый экран диктует свои требования к сценариям, актерской игре, спецэффектам и пр. Вся работа упрощается, художественный уровень аудиовизуальной продукции снижается, поскольку для экрана компьютера, планшета или телефона не требуется изображение высокого качества.

МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY

В исследовании применялись следующие методы: мониторинг профессиональных статистических источников, печатных и электронных деловых материалов, специализированных изданий, аналитических обзоров аудиовизуального рынка, работа с отечественными и зарубежными материалами. Методы анализа данных: традиционный анализ, факторный анализ, анализ на предмет выявление принципов и закономерностей.

В последние годы множество научных исследований, конференций, круглых столов (как российских, так и международных) было посвящено проблеме цифровизации киноиндустрии. Усиление этой тенденции характерно для многих стран. Ей посвящены исследования, проводимые в Китае [Jinying, 2020], Европе [Crisp, 2017; Risner, 2018], США [Akser, 2020].

На онлайн-форуме Cineeurope 2020, который проходил в Испании августе 2020 г., кинематографисты со всего мира, в том числе О. Березин, председатель совета российской Ассоциации владельцев кинотеатров, обсуждали сложившуюся ситуацию в области кинопроката, а также вызовы нового времени и возможности, которые открываются перед игроками кинобизнеса [Hancock, 2020].

В декабре 2021 г. в России прошла вторая ежегодная масштабная конференция «Вызовы киноиндустрии в эпоху глобальной цифровой трансформации». Мероприятие было организовано по инициативе Министерства культуры Российской Федерации при поддержке Научно-исследовательского кинофоинститута (НИКФИ). В обсуждении принимали участие крупнейшие представители российской индустрии. В ходе дискуссии было обозначено немало острых тем и проблем, с которыми приходится сталкиваться в текущей реальности не только основным игрокам кинобизнеса, но и зрителям2.

В конце 2020 г. во ВГИКе проходил круглый стол «Мировой кинематограф под воздействием пандемии. Индустрия, эстетика, социальный контекст», в котором принимал участие один из авторов данной статьи3.

' Правительство Российской Федерации (17.12.2021). Заседание Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии. Режим доступа: http://government.ru/news/44141/ (дата обращения: 25.03.2022).

2ProfiCinema (10.12.2021). Лидеры киноиндустрии обсуждают цифровизацию отрасли: прямая трансляция конференции. Режим доступа: https://www. proficinema.ru/mainnews/conference/detail.php?ID=347094 (дата обращения: 25.03.2022).

3 ВГИК (2020). Мировой кинематограф под воздействием пандемии. Индустрия, эстетика, социальный контекст: Круглый стол [Видеозапись]. Режим доступа: https://vgik.info/today/creativelife/detail.php?ID=10095 (дата обращения: 25.03.2022).

А в декабре 2021 г. во ВГИКе проходила Международная научно-практическая-конференция «Кинообразование в условиях пандемии: новые вызовы и современные решения», на которой также с докладом выступил автор данной статьи4. На сегодняшний день немало дискуссий и научных исследований посвящено проблемам кинообразования в условиях пандемии COVID-19.

Следует добавить, что вопросы цифровизации архивов Госфильмофонда Российской Федерации (далее - Госфильмофонд РФ) рассматривались в двух статьях одного из авторов данного исследования [Косинова, Гасилина, 2021a, Косинова, Гасилина, 2021b].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ / RESULTS

Отток зрителей из кинозалов и безденежье, казалось бы, должны были консолидировать всех участников кинопроката, но кризисная ситуация только обострила отношения между дистрибьюторами и кинопоказчиками.

«2021 год оказался сложнее, чем прошлый, хоть мы тогда и закрывались надолго из-за локдауна по всей стране, - характеризует ситуацию в кинопоказе директор киноцентра «Вавилон» в Омске Б. Собко. - В этот раз правила игры изменились, точнее, мы их пытались придумывать на ходу: как выжить в условиях, когда нет репертуара, да и невозможно привлечь людей в кино из-за новых ограничений. Весь год мы балансировали на краю пропасти, требовалось включить холодный разум и математику, отключив эмоции. Поэтому год мы закончили с потерями в персонале, да и с большими финансовыми потерями. Но сильнее во всей этой ситуации расстраивает разобщенность в киносообществе. Нам, кинопоказчикам, постоянно приходится добиваться необходимой информации от прокатчиков, которые, в свою очередь, еще и пытаются диктовать условия - сколько сеансов и на какое время поставить на тот или иной фильм. Как оказалось, единого организма российского кинопроката вовсе не существует, а дистрибьюторы и кинопоказчики оказываются в разных окопах на «поле боевых действий», где каждый выживает как может, никто не заинтересован в общем успехе»5.

Таким образом, в 2020-2021 гг. фактически произошла трансформация структуры потребления аудиовизуального контента. Доля пользователей онлайн-видеосервисов, которая до пандемии составляла 23 %, сейчас составляет почти 90 %6.

Такой активный рост популярности видеосервисов связан не только с ковидными ограничениями. Можно выделить следующие причины широкого распространения цифровой кинодистрибуции. Во-первых, возможность потреблять контент в любое удобное время и в любом месте. Фильм или сериал можно поставить на паузу когда угодно или отложить просмотр на более удобное время. Во-вторых, большой выбор контента (гораздо более широкий, чем в кинотеатрах). Это и игровые, и документальные фильмы, и малобюджетное, и короткометражное кино, и мейнстрим, и фестивальные хиты. В-третьих, контент онлайн-кинотеа-тров в большей степени учитывает зрительское восприятие. Если в фильме или сериале, просмотр которого осуществляется в онлайн-формате, недостаточно хорошо проработан сюжет, есть недоработки по режиссуре и т.п., зритель может мгновенно переключиться на другой фильм/сериал. В отличие от кинотеатра, где зритель досидит до конца фильма (даже если он не нравится), так как приобрел недешевый билет. Средняя цена за один билет в кинотеатр в 2021 г. составляла 271 руб., в то время как средняя цена месячной подписки на онлайн-кинотеатр составляла 265 руб.7.

Некоторые продюсеры в 2020 г. и 2021 г. стали сокращать сроки между офлайн- и онлайн-премьерами фильма. Это, естественно, снижает прибыль кинотеатров. Один из недавних примеров - выход в прокат фильма «Ёлки 8» (реж. А. Лупашко, В. Маценова, А. Богданов, Я. Юровицкий, В. Зорский, 2021). Крупные сети кинотеатров («Киномакс», «Каро», «Синема Стар» и объединенная сеть «Синема Парк» и «Формула кино»)

4ВГИК (2021). Международная научно-практическая конференция «Кинообразование в условиях пандемии: новые вызовы и современные решения».. Режим доступа: https://vgik.info/today/creativelife/detail.php?ID=10751 (дата обращения: 25.03.2022).

3 Трусова Е. (29.12.2021) Киноитоги 2021 года: мы ждем перемен! Но не таких... // Информационный портал ProfiCinema. Режим доступа: https:// www.proficinema.ru/questions-problems/articles/detail.php?ID=347649 (дата обращения: 25.03.2022).

6 Там же.

7 РгоАапета. (09.07.2021) Средняя цена билета в кино растет ускоренными темпами. Режим доступа: https://www.proficinema.ru/news/detail. php?ID=335635 (дата обращения: 25.03.2022).

отказались от проката новогодней франшизы кинокомпании Bazelevs, опасаясь, что недополучат выручку из-за скорой онлайн-премьеры фильма. Разница между офлайн- и онлайн-премьерами должна была составить две недели. Начало проката в кинотеатрах было намечено на 16 декабря, а онлайн-премьера на платформе ivi, выступившей в качестве сопродюсера фильма, - на 30 декабря 2021 г. В результате новогодняя комедия собрала в первую неделю кинопроката немногим больше 20 млн руб. (в конце 2019 г. «Елки Последние» заработали за тот же период 192 млн руб.). Кинотеатральные сети настаивают на минимальной продолжительности эксклюзивного кинотеатрального проката в шесть недель, не желая становиться «рекламным агентом он-лайн-кинотеатра» и терять потенциальную выручку; а представители онлайн-платформ говорят о сроках кинопроката в две-три недели.

В России и за рубежом уже были прецеденты с сокращением длительности прокатных окон. Проводились также эксперименты с одновременным релизом фильмов онлайн и офлайн. Однако они не имели успеха. В частности, компания Warner Bros. пыталась выпускать фильмы в смешанном, или гибридном, формате, однако вскоре отказалась от такой модели выпуска.

Сокращение «окна» напрямую ударяет по доходам кинотеатров и дистрибьюторов. Поэтому такие эксперименты всегда были возможны на фильмах с более низким коммерческим потенциалом. Следует подчеркнуть, что стоимость онлайн-прав напрямую зависит от результатов кинотеатрального проката. Так, если бокс-офис фильма (кинотеатральные сборы) больше 100 млн руб., то его онлайн-права будут стоить около 30 млн руб. на условиях эксклюзива. Если бокс-офис фильма больше 300 млн руб., то покупка прав обойдется онлайн-пло-щадке уже в 40-45 млн руб. Если же речь идет про блокбастер, собравший 500 млн-1 млрд руб., цена он-лайн-прав приближается к 100 млн руб. Стоимость неэксклюзивных прав начинается от 100 тыс. руб. и доходит до 10 млн руб. за фильм [Сидоренко и др., 2021, 310].

Следует отметить, что не только обычные, но и онлайн-кинотеатры сталкиваются в своей деятельности с рядом проблем. Одной из них является невозможность отследить количество пользователей на одну подписку, так как одним аккаунтом может пользоваться несколько человек. Это приводит к потере части прибыли видео-сервисов. Другая проблема - наличие пиратских сайтов, нарушающих авторские права и предоставляющих бесплатный доступ к контенту. В России происходит блокировка таких сайтов по требованию правообладателя. Однако на сегодняшний момент система борьбы с пиратами недостаточно эффективна, так как чаще всего владельцы заблокированных пиратских сайтов меняют домен и продолжают работать.

Единственный рабочий инструмент в борьбе с интернет-пиратством - антипиратский меморандум, подписанный правообладателями и крупнейшими интернет-компаниями в 2018 г. В конце 2021 г. он претерпел серьезные изменения. Отныне меморандум обязывает интернет-компании удалять из поисковой выдачи не только страницы с пиратским контентом, но и целые сайты, если на их доменах окажется более ста ссылок, включенных в соответствующий реестр. Срок действия обновленного меморандума составляет три года, поэтому о принятии нового антипиратского закона речи пока не идет.

В связи с ростом аудитории онлайн-кинотеатров государство постепенно начало усиливать свой контроль над ними. Так, в начале 2021 г. к административной ответственности за отсутствие социальной рекламы о вреде потребления табака были привлечены владельцы аудиовизуальных сервисов Кинопоиск, ivi, Megogo и Okko. Штрафы для каждого юридического лица составили 100 тыс. руб. Онлайн-кинотеатры не относят себя к вещателям и настаивали, что не обязаны соблюдать нормы для вещателей и организаторов демонстраций. Но подобные доводы оказались недостаточно убедительными для суда, и онлайн-кинотеатрам все же пришлось выплачивать штрафы.

В октябре 2021 г. Роскомнадзор предложил запретить в сети контент с нецензурной лексикой, а в начале ноября - ужесточить правила по показу «сексуальных девиаций и нетрадиционных сексуальных отношений». Законопроект о запрете показа кинофильмов со сценами насилия и гомосексуальных отношений должны внести в Госдуму в весеннюю сессию 2022 г. Отдельные онлайн-кинотеатры идут на опережение и чтобы избежать возможных судебных исков в будущем, уже сейчас начинают подготовку к оборонительным действиям. В частности, сервис Megogo решил запустить программу-робота для анализа собственной библиотеки контента на предмет наличия мата, сцен курения, секса и употребления алкоголя.

По оценкам экспертов, без изменения объемов государственной поддержки к 2023-2024 гг. доля национального кино вернется к 5-7 %. Начиная с 2010 г. Фонд кино ежегодно запускал в производство около

50 новых проектов. Однако в 2021 г. он смог запустить только семь, распределив 1,6 млрд руб. В связи с этим объемы государственного финансирования отрасли в 2022 г. значительно выросли. Государство выделило киноотрасли 5,5 млрд руб., из них 4 млрд руб. получил Фонд кино на поддержку зрительского кино и 1,5 млрд руб. - Министерство культуры Российской Федерации.

В течение 2022 г. Министерство культуры Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации должны будут выполнить ряд поручений премьер-министра М. Мишустина, данных по итогам заседания Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии, которое состоялось 17 декабря 2021 г.

В числе поставленных задач - доработка Концепции развития отечественной кинематографии. Концепция должна быть доработана до 1 марта 2022 г. Кроме этого, с 2022 г. государство начнет поддерживать кинотеатры, специализирующиеся на показе авторского и фестивального кино.

Еще одно направление государственной поддержки - цифровизация архива Госфильмофонда РФ. В данный момент Госфильмофонд РФ участвует в национальном проекте «Культура», в рамках которого к 2024 г. планируется оцифровать 22 500 фильмовых материалов из коллекции ГФФ РФ. К концу 2021 г. было оцифровано 5 000 наименований. Госфильмофонд РФ планирует продолжить работу до тех пор, пока не будет охвачена вся коллекция. Данный процесс может занять около 15 лет, так как коллекция Госфильмофонда РФ насчитывает около 90 000 наименований. В конце 2021 г. под председательством министра культуры О. Любимовой в Госфильмофонде РФ был создан экспертный совет для выработки рекомендаций по работе с коллекцией фильмов Госфильмофонда РФ, в состав которого вошли киноведы, искусствоведы, кураторы кинопрограмм.

В ближайшие два года Министрерство культуры РФ планирует перейти на цифровую форму предоставления обязательного экземпляра фильмов для хранения в Госфильмофонде РФ. Министерство стремится к тому, чтобы не только подача и предоставление услуг осуществлялись в электронном формате, но и предоставление обязательного экземпляра стало цифровым. Файлы обязательного экземпляра будут помещаться в защищенное цифровое хранилище, из которого впоследствии будет генерироваться просмотровая фильмокопия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ / CONCLUSION

В результате исследования можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день вопросам цифрови-зации киноотрасли уделяется достаточно большое внимание на уровне государства. Усиливается государственный контроль над цифровыми видеоплатформами, меняется схема государственного финансирования отрасли, выделяются большие финансовые ресурсы на цифровизацию видеоархивов, вводится электронный документооборот в сфере кинопроизводства, кинопроката, в процессе сдачи фильмокопий в архив и т.п.

Одной из ключевых проблем в киноотрасли на сегодняшний день является кризис традиционного кинотеатрального проката при усилении цифрового проката. Следствием этого может стать снижение качества аудиовизуальной продукции, предназначенной для просмотра на небольшом экране ноутбука, планшета или телефона. Взять под контроль эту ситуацию на сегодняшний день власть не в силах, поскольку производство и дистрибуция контента для онлайн-платформ развивается очень интенсивного и независимо от государства. Одним из основных инструментов воздействия «сверху» является усиление государственного финансирования аудиовизуальной продукции, предназначенной для кинотеатрального проката, а также усиление поддержки кинотеатров в условиях кризиса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Житенев С.Ю. (2020). Цифровизация культуры и культура цифровизации: современные проблемы информационных технологий. М.: Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва. 205 с.

Косинова М., Гасилина А. (2021a). Анализ деятельности Госфильмофонда Российской Федерации в условиях цифровизации // Вестник университета. № 9. С. 53-59. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-9-53-59

Косинова М., Гасилина А. (2021b). Организационно-экономические аспекты цифровизации архивов Госфильмофонда // Вестник университета. № 10. С. 16-22. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-10-16-22

Сидоренко В., Ланина Л., Ромодановская Н. (2021). Продюсерство. Кинодистрибьюция. Теория и практика: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ. 348 с.

AkserM. (2020). Cinema, life and other viruses: the future of filmmaking, film education and film studies in the age of Covid-19 pandemic // Cinema Journal. No 2. Pp. 1-13. https://doi.org/10.5195/cinej.2020.351

Crisp V. (2017). Release Groups & The Scene: Re-Intermediation and Competitive Gatekeepers Online // Cinema&Cie. International Film Studies Journal. V. 17, no. 29. Pp. 67-80.

Hancock D. (2020). A year in the Life of The European Digital Cinema Forum (EDCF) // Cinema Technology Magazine Online. Available at: https://www.cinematech.today/index.php/2020/01/18/a-year-in-the-life-of-the-europeandigital-cinema-forum-edcf/ https://doi.org/10.1386/ac_00022_1 (accessed 10.03.2022).

Jinying L. (2020, October). The platformization of Chinese cinema: The rise of IP films in the age of Internet+ // Asian Cinema. V. 31, no. 2. Pp. 203-218.

Risner J. (2018, September). Constellated gatekeepers: distribution as metaculture and distributors as a 'real' audience // New Cinemas: Journal of Contemporary Film. V. 16, no. 2. Pp. 131-142. https://doi.org/10.1386/ncin.16.2.131_1

REFERENCES

Akser M. (2020), "Cinema, life and other viruses: the future of filmmaking, film education and film studies in the age of Cov-id-19 pandemic", Cinema Journal, no 2, pp. 1-13. https://doi.org/10.5195/cinej.2020.351

Crisp V. (2017), "Release Groups & The Scene:: Re-Intermediation and Competitive Gatekeepers Online", Cinema&Cie. International Film Studies Journal, vol. 17, no. 29, pp. 67-80.

Hancock D (2020), "A year in the Life of The EuropeanDigital Cinema Forum (EDCF)", Cinema Technology Magazine Online. Available at: https://www.cinematech.today/index.php/2020/01/18/a-year-in-the-life-of-the-europeandigital-cinema-fo-rum-edcf/ https://doi.org/10.1386/ac_00022_1 (accessed 10.03.2022).

Jinying L. (2020, October), "The platformization of Chinese cinema: The rise of IP films in the age of Internet+", Asian Cinema, Vol. 31, no. 2, pp. 203-218. https://doi.org/10.1386/ac_00022_1

Kosinova M., Gasilina A. (2021), "Analysis of the activities of the Gosfilmofond of the Russian Federation in the conditions of digitalization", Vestnik universiteta, no. 9, pp. 53-59. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-9-53-59

Kosinova M., Gasilina A. (2021), "Organizational and economic aspects of digitalization of Gosfilmofond archives", Vestnik universiteta, no. 10, pp. 16-22. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-10-16-22

Risner J. (2018, September), "Constellated gatekeepers: Distribution as metaculture and distributors as a 'real' audience", New Cinemas: Journal of Contemporary Film, vol. 16, no. 2, pp. 131-142. https://doi.org/10.1386/ncin. 16.2.131_1

Sidorenko V., Lanina L., Romodanovskaya N. (2021), Production. Film distribution. Theory and practice: textbook, YUNI-TI, Moscow, Russia. (In Russian).

Zhitenev S.Y. (2020), Digitalization of culture and culture of digitalization: modern problems of information technologies. Russian Research Institute of Cultural and Natural Heritage named after D.S. Likhachev. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.