тшииш
УДК 658:662.7
ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
DIGITALIZATION AS A PROMISING SOLUTION TO IMPROVE EFFICIENCY OF COMPANIES IN THE OIL INDUSTRY
Оверченко Наталия Владимировна
Overchenko Natalia Vladimirovna
магистрант кафедры маркетинга, экономики предприятий и организаций, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов
Master's program student of the department of marketing, economics of enterprises and organizations. Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov
е-mail: [email protected]
Найденков Владимир Иванович
Naydenkov Vladimir Ivanovich
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры маркетинга, экономики предприятий и организаций, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов
PhD in Economics, associate professor of the department of marketing, economics of enterprises and organizations, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov
е-mail: [email protected]
Повышение эффективности деятельности является одной из ключевых задач современных коммерческих организаций. Предприятия нефтяной промышленности здесь не являются исключением и даже имеют в этом вопросе больше шансов на успех, так как обладают значительным инновационным потенциалом в отличие от многих других хозяйствующих субъектов отечественной экономики. Перспективным направлением решения подобной задачи является применение цифровых технологий на всех этапах производственно-сбытовой цепи, что позволит значительно сократить сроки протекания большинства бизнес-процессов, а также связанные с ними затраты. Однако внедрение цифровых технологий в деятельность предприятий должно быть ориентировано на создание единой цифровой платформы управления. В связи с этим предложена концептуальная схема цифровой трансформации бизнеса.
Ключевые слова: цифровизация, эффективность, цифровые технологии, бизнес-процессы, нефтяная промышленность.
The article argues that improving business efficiency is one of the key goals of commercial organizations. Companies in the oil industry are no exception here; moreover, they have a better chance of success in this area since they possess a significant potential for innovation in contrast to many other businesses in Russia. The authors prove that one of the most promising solutions in this area is to use digital technologies at all stages of the supply and production chain, which will significantly cut the timing of most business processes, as well as reduce associated costs. However, introduction of digital technologies in business operations should be focused on the creation of a single digital management platform. Thus, an original conceptual scheme of digital transformation for business is proposed.
Keywords: digitalization, efficiency, digital technologies, business processes, oil industry.
Эффективность деятельности современных предприятий, в том числе нефтяной промышленности, традиционно связана с соотношени-
ем результатов и затрат, обуславливающих данный результат. Она зависит от множества внешних и внутренних факторов различных уровней.
Основные направления повышения эффективности деятельности современных компаний в плане реализации их внутреннего потенциала связаны с совершенствованием систем менеджмента и активизацией внедрения достижений научно-технического прогресса и инноваций [8].
К числу наиболее значимых направлений, связанных с использованием достижений научно-технического прогресса, следует отнести формирование единой цифровой платформы предприятия [5]. Создание цифровой платформы с охватом практически всех сторон и видов деятельности компании - от производства до управления, совместно с автоматизацией и роботизацией технологических процессов - направлено на создание «умного» предприятия, на котором «общение» киберфизических систем происходит при помощи «индустриального интернета вещей» [10].
Среди современных цифровых технологий и инноваций, способствующих формированию единой цифровой платформы промышленного предприятия, особое значение приобретают:
- индустриальный интернет вещей и мобильные технологии;
- технологии больших данных, таких как Big Geo Data, Big Oil & Gas Data;
- «облачная» инфраструктура;
- искусственный интеллект с машинным обучением;
- технологии блокчейн;
- беспилотные технологии;
- роботизация и киберфизические системы.
С их активным использованием связан процесс цифровой трансформации промышленности и экономики в целом, направленный на значительное увеличение производительности труда, совершенствование систем управления, минимизацию издержек, снижение влияния человеческого фактора [4].
Осознавая преимущества цифровых инновационных технологий, менеджмент российских нефтяных компаний все активнее внедряет стратегии цифровизации своего бизнеса.
Цифровизация бизнеса позволяет усилить конкурентные позиции нефтяной компании на рынке, укрепляя ее технологическое лидерство в нефтегазовой отрасли. Крупные компании отрасли уже активно включились в этот процесс и внедряют современные цифровые технологии в бизнес-процессы [6]. Так, ПАО «Газпром нефть» после приобретения соответствующего программно-аппаратного комплек-
са у компании Teradata (США) в настоящее время успешно использует технологии Big data. Одним из проектов, основанным на использовании технологии обработки больших данных, было выявление причин возникающего после отключения электропитания сбоя оборудования. Применение Big data позволило проанализировать массив данных по 1649 скважинам и выявить причины сбоев, а затем разработать и внедрить комплекс мер, направленных на устранение подобных проблем. Это существенно снизило затраты на соответствующие производственные операции.
Таким образом, в современных вертикально-интегрированных компаниях (ПАО «НК "Роснефть"», ПАО «Газпром нефть», ПАО «НК "Лукойл"», ПАО НК «РуссНефть»), имеющих сложную организационную структуру и многоэтапный производственно-сбытовой цикл, применение отдельных цифровых технологий должно рассматриваться как один из шагов по созданию единой цифровой платформы управления бизнесом. В дальнейшем именно создание единой цифровой платформы, охватывающей все этапы производственно-сбытовой цепи, включая геологоразведку, добычу и переработку углеводородов, а также логистику и сбыт продукции конечному потребителю, можно будет рассматривать как одно из важнейших направлений повышения эффективности деятельности нефтяных компаний, позволяющее значительно снизить сроки и стоимость выполнения множества технологических процессов (см. рис.).
Единая цифровая платформа предполагает, что все устройства, от оборудования на месторождениях и транспортных магистралей до пользовательских станций, будут подключены к единой сети компании, а все данные о производственной, логистической, сбытовой деятельности и прочих бизнес-процессах будут генерироваться в цифровом формате. Принятие оптимальных управленческих решений на основе получаемых данных позволит создавать цифровые двойники производственного оборудования и активов, применять системы предиктивного управления и искусственного интеллекта.
Возможности существенного сокращения сроков выполнения и стоимости работ в области геологии и разработки нефтяных месторождений связывают с развитием методов геологоразведки запасов нефти, применением
технологий быстрой обработки больших массивов геологических данных [1].
Важным элементом создания единой цифровой платформы нефтяной компании является использование «умных» скважин месторождений с установленным на них цифровым оборудованием, позволяющим собирать, преобразовывать, передавать и анализировать количественные данные и параметры работы. Анализируемые данные, получаемые с интеллектуальных приборов и оборудования скважины, обеспечивают возможность оптимизации графиков производственных процессов, текущего обслуживания и ремонта подъемно-транспортных устройств и т. п. [9]. В результате каждая скважина работает с максимальной эффективностью.
Согласно оценкам ученых и экспертов в данной области, технология умных скважин позволяет уменьшить себестоимость использования месторождения примерно на 20 %.
Использование искусственного интеллекта в процессах, связанных с геологоразведкой, дает возможность увеличить объемы анализи-
руемой информации и возможности поиска оптимального варианта проектируемых объектов, сократить время необходимое для анализа информации [7].
Так, самообучающаяся модель геологического объекта, создаваемая в рамках программы «Когнитивный геолог» в ПАО «Газпром нефть», должна позволить сократить время, необходимое на интерпретацию геологических данных, приблизительно в шесть раз и уменьшить на 75 % срок анализа геологической информации за счет применения когнитивных технологий [11].
Показательно, что ПАО «Газпром нефть» является одним из лидеров цифровизации бизнеса в России. Сформированная здесь цифровая стратегия предполагает создание особого подразделения - Центра управления эффективностью (ЦУЭ).
С помощью 250 тыс. датчиков автоматизированного мониторинга и десятков систем производственных процессов сведения о потреблении нефтепродуктов, качестве сырья и состоянии оборудования передаются центром
Единая цифровая платформа
Результаты использования единой цифровой платформы
Кардинальное
повышение эффективности
Повышение безопасности и устойчивости бизнеса
Сокращение сроков реализации проектов и внедрения изменений
Элементы единой цифровой платформы предприятия нефтяной промышленности
управления эффективностью в реальном времени.
На базе центра управления эффективностью идет внедрение инновационного подхода -предиктивного управления по отклонениям, т.е. управления событиями и потенциальными инцидентами до их наступления. С помощью автоматизации мониторинга планируется сократить время реакции на отклонения с 6 дней до нескольких часов.
Таким образом, за счет создания единой цифровой платформы и реализации цифровой стратегии к 2030 г. «Газпром нефть» планирует на 50 % сократить срок выполнения и стоимость работ в области геологии и разработки, на 40 % уменьшить время реализации крупных капитальных проектов, на 10 % снизить затраты в области производства и получить 10 % дополнительной инвестиционной прибыли при работе с конечными потребителями.
Стоит отметить, что рост квалификации персонала и качества управления, оказывающий непосредственное влияние на эффективность деятельности компаний [3], не в последнюю очередь связывается с усилением применения в процессах обучения (переобучения, повышения квалификации [2], коучинга, профессионального консультирования) современных цифровых технологий, в том числе созданием цифровых академий.
Дополнительные возможности повышения эффективности деятельности предприятий могут быть связаны с усилением процессов интеграции образования и бизнеса в условиях использования цифровых инноваций. Перспективным вариантом такой интеграции является организация на базе профильных высших учебных заведений виртуальных бизнес-инкубаторов.
Опыт ПАО «Газпром нефть» по внедрению цифровых технологий в бизнес-процессы говорит не только о перспективности подобного направления повышения эффективности деятельности организации, но и доказывает важность и сложность объединения всех цифровых инноваций в единую систему. Для многих
предприятий подобная задача осложнена отсутствием выработанной стратегии цифрови-зации, в результате чего реализация соответствующих проектов часто носит несогласованный характер и не способствует сбалансированной работе всех производственных подразделений. Поэтому работу по цифровизации бизнес-процессов необходимо в обязательном порядке интегрировать в инновационную стратегию предприятия. Считаем, что при таком подходе цифровизация, ориентированная на максимальное повышение эффективности бизнес-процессов предприятия, может идти по следующей схеме:
- разработка стратегии инновационного развития предприятия;
- выявление бизнес-процессов, которые можно совершенствовать с помощью цифровых технологий;
- построение оптимальной архитектуры бизнес-процессов с учетом применения цифровых технологий (информационная безопасность, использование Big data, оптимизация сбора и анализа данных, облачные решения, машинное обучение, интернет вещей и т. д.);
- подготовка персонала к модернизации бизнес-процессов (обучение и повышение мотивации);
- внедрение цифровых технологий в бизнес-процессы;
- объединение модернизированных бизнес-процессов в единую платформу (систему) на базе программных и аппаратных решений.
Таким образом, создание единой цифровой платформы нефтяной компании в рамках ее инновационной стратегии позволит управлять всеми объектами вертикально-интегрированного предприятия (на стадиях геологоразведки, добычи, производства и реализации) как единым активом, что сделает процесс управления более эффективным. Процесс подключения клиентов и партнеров к цифровой платформе нефтяных компаний создаст возможности эффективного функционирования в мировом пространстве цифровой экономики будущего.
Библиографический список
References
1. Арсенов В.В., Арсенова Н.В. Современные тенденции и перспективы развития мирового нефтяного рынка // Проблемы устойчивого развития экономики в условиях глобального кризиса : сб. науч. тр. / [ред. коллегия: Е.З. Герчикова и др.]. Саратов : Саратовский соци-
1. Arsenov V.V., Arsenova N.V. (2018) Sovremennyye tendentsii i perspektivy razvitiya mirovogo neftyanogo ryn-ka [Current trends and prospects for the development of the world oil market] // Problemy ustoychivogo razvitiya eko-nomiki v usloviyakh global'nogo krizisa: sb. nauch. tr. / [red.
îteasz
ально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. С. 94-99.
2. Балабай С.В. Социокультурная детерминация научных концепций времени : автореф. дис. ...канд. филос. наук. Саратов, 1990.
3. Бурмистрова И.К., Кублин И.М. Приоритеты формирования маркетинга партнерских отношений в России в современных условиях // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 3 (57). С. 41-43.
4. Галанина Ю.А., Найденков В.И. Новые возможности для ведения бизнеса в условиях цифровой экономики // Наука и общество. 2018. № 2 (31). С. 18-22.
5. Кублин И.М., Матковская Я.С. Состояние, перспективы и качество современной экономики: новые возможности и ограничения развития // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2018. № 6 (216). С. 9-14.
6. Кублин И.М., Герштанский И.О. Современные проблемы формирования конкурентных преимуществ нефтяной компании // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2009. № 5 (53). С. 49-55.
7. Мангушева Е.В. Глобальные тренды инновационного развития экономики // Социальные науки. 2015. № 6 (9). С. 43-50.
8. Мартынович В.И. Условия и факторы внешней среды предприятий продовольственного комплекса Саратовской области // Саратовской области - 80 лет: история, опыт развития, перспективы роста : сб. науч. тр. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. : в 3 ч. Отв. ред.: Н.С. Яшин. Саратов : Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. С. 73-74.
9. Найденков В.И., Мартынович В.И., Миронов
М.Г. Анализ основных факторов развития рынка лифтового оборудования Саратовской области // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. № 1 (75). С. 76-81.
10. Оверченко Н.В. Актуальные аспекты повышения эфффективности деятельности предприятия в условиях цифровизации экономики // Инновационные технологии развития отраслей экономики на российском и международном рынках : сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. Саратов : Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2019. С. 179-181.
11. Цифровая трансформация. URL: https://www. gazprom-neft.ru/technologies/digitalisation/digital-transformation/ (дата обращения: 16.10.2019).
kollegiya: Ye.Z. Gerchikova i dr.] [Problems of sustainable economic development in the context of the global crisis]. Saratov : Saratov socio-economic institute (branch) of Ple-khanov Russian University of Economics. P. 94-99.
2. Balabay S.V. (1990) Sotsiokul'turnaya determinatsiya nauchnykh kontseptsiy vremeni : avtoref. dis. ...kand. filos. nauk [Sociocultural interpretation of the scientific concept of time: abstract of the thesis for the degree of PhD in Philosophy]. Saratov.
3. Burmistrova I.K., Kublin I.M. (2015) Prioritety formirovaniya marketinga partnerskikh otnosheniy v Rossii v sovremennykh usloviyakh [Priorities for the development of marketing partnerships in Russia in modern economy] // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomi-cheskogo universiteta. № 3 (57). P. 41-43.
4. Galanina Yu.A., Naydenkov V.I (2018) Novyye voz-mozhnosti dlya vedeniya biznesa v usloviyakh tsifrovoy eko-nomiki [New opportunities for conducting business in the digital economy] // Nauka i obshchestvo. № 2 (31). P. 18-22.
5. Kublin I.M., Matkovskaya Ya.S. (2018) Sostoyaniye, perspektivy i kachestvo sovremennoy ekonomiki: novyye vozmozhnosti i ogranicheniya razvitiya [The current state, prospects and quality of modern economy: new opportunities and development limitations] // Izvestiya Volgogradsk-ogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. № 6 (216). P. 9-14.
6. Kublin I.M., Gershtanskiy I.O. (2009) Sovremen-nyye problemy formirovaniya konkurentnykh prei-mushchestv neftyanoy kompanii [Current problems of creating competitive advantages of an oil company] // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo univer-siteta. № 5 (53). P. 49-55.
7. Mangusheva Ye.V. (2015) Global'nyye trendy inno-vatsionnogo razvitiya ekonomiki [Global trends of innovative economic development] // Sotsial'nyye nauki. № 6 (9). P. 43-50.
8. Martynovich V.I. (2016) Usloviya i faktory vneshney sredy predpriyatiy prodovol'stvennogo kompleksa Saratovs-koy oblasti [The conditions and factors of external environment for food industry businesses in the Saratov region] // Saratovskoy oblasti - 80 let: istoriya, opyt razvitiya, perspektivy rosta : sb. nauch. tr. po itogam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. : v 3-kh ch. Otv. red.: N.S. Yashin. Saratov: Sara-tovskiy sotsial'no-ekonomicheskiy institut (filial) REU im. G.V. Plekhanova, 2016. S. 73-74.
9. Naydenkov V.I., Martynovich V.I., Mironov M.G. (2019) Analiz osnovnykh faktorov razvitiya rynka liftovogo oborudovaniya Saratovskoy oblasti [Analysis of the major factors of the development of elevator equipment market in the Saratov region] // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta. № 1 (75). P. 76-81.
10. Overchenko N.V. (2019) Aktual'nyye aspekty povysheniya efffektivnosti deyatel'nosti predpriyatiya v us-loviyakh tsifrovizatsii ekonomiki [Major aspects of improving business efficiency in the context of economic digitaliza-tion] // Innovatsionnyye tekhnologii razvitiya otrasley eko-nomiki na rossiyskom i mezhdunarodnom rynkakh: sb. mater. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Saratov: Saratovskiy sotsial'no-ekonomicheskiy institut (filial) REU im. G.V. Plekhanova. P. 179-181.
11. Tsifrovaya transformatsiya [Digital transformation]. URL: https: //www. gazprom-neft.ru/technologies/digitalisa-tion/digital-transformation/ (date of access: 16.10.2019).