Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы применения технологии блокчейн в продвижении продукции на рынок'

Проблемы и перспективы применения технологии блокчейн в продвижении продукции на рынок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1409
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
блокчейн / бизнес-приложение / информация / продвижение продукции / рынок / торговля / электронная коммерция / blockchain / business application / information / product promotion / market / trade / e-commerce

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кублин Игорь Михайлович, Михайлов Руслан Владимирович, Санинский Сергей Александрович

В статье исследуются проблемы, связанные с использованием технологии блокчейн при продвижении продукции на рынок в разрезе перспектив развития цифрового пространства. Анализируются подходы к развитию цифрового пространства с применением технологии блокчейн, которая является четко структурированной базой информационных данных с установленными правилами выстраивания цепочек транзакций и доступа к информации. Показан тренд развития технологии блокчейн, который характеризуется состоянием не столько внутренних факторов, сколько динамикой развития рыночной среды. В статье показывается, что с помощью технологии блокчейн создаются различные сервисы поддержки и формируются стратегические цели развития инноваций в бизнесе, что обусловливает получение синергетического эффекта и интенсификацию инновационной активности с применением цифровых технологий на всех сегментах рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кублин Игорь Михайлович, Михайлов Руслан Владимирович, Санинский Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF APPLYING BLOCKCHAIN TECHNOLOGY FOR PRODUCT PROMOTION

The article studies problems that arise in the course of using blockchain technology when promoting products and discusses them in the context of emerging digital space. The authors analyze various approaches to the development of digital space with the help of blockchain technology, which is understood as a clearly structured database of information data with established rules for building transaction chains and accessing information. An important trend in the development of blockchain technology is identifi ed, which is characterized by not so much the state of internal factors as by the dynamics of the market environment. The article shows that with the help of blockchain technologies various support services are created and strategic goals for the development of innovations in business are established that creates a synergistic effect and boosts innovation activity involving digital technologies in all market segments.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы применения технологии блокчейн в продвижении продукции на рынок»

УДК 339.138

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ БЛОКЧЕЙН В ПРОДВИЖЕНИИ ПРОДУКЦИИ НА РЫНОК

PROBLEMS AND PROSPECTS OF APPLYING BLOCKCHAIN TECHNOLOGY FOR PRODUCT PROMOTION

Кублин Игорь Михайлович

Kublin Igor Mikhailovich

доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга, экономики предприятий и организаций, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов

PhD (Economics), professor of the department of marketing, economics of enterprises and organizations, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov

e-mail: [email protected]

Михайлов Руслан Владимирович

Mihailov Ruslan Vladimirovich

магистрант кафедры маркетинга, экономики предприятий и организаций, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов

master's degree student of the department of marketing, economics of enterprises and organizations, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov

e-mail: [email protected]

Санинский Сергей Александрович

Saninsky Sergey Alexandrovich

доктор экономических наук, заведующий кафедрой маркетинга, экономики предприятий и организаций Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов

PhD (Economics), head of the department of marketing, economics of enterprises and organizations, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov

e-mail: [email protected]

В статье исследуются проблемы, связанные с использованием технологии блокчейн при продвижении продукции на рынок в разрезе перспектив развития цифрового пространства. Анализируются подходы к развитию цифрового пространства с применением технологии блокчейн, которая является четко структурированной базой информационных данных с установленными правилами выстраивания цепочек транзакций и доступа к информации. Показан тренд развития технологии блокчейн, который характеризуется состоянием не столько

The article studies problems that arise in the course of using blockchain technology when promoting products and discusses them in the context of emerging digital space. The authors analyze various approaches to the development of digital space with the help of blockchain technology, which is understood as a clearly structured database of information data with established rules for building transaction chains and accessing information. An important trend in the development of blockchain technology is identified, which is characterized by not so much the state of internal factors as

внутренних факторов, сколько динамикой развития рыночной среды. В статье показывается, что с помощью технологии блокчейн создаются различные сервисы поддержки и формируются стратегические цели развития инноваций в бизнесе, что обусловливает получение си-нергетического эффекта и интенсификацию инновационной активности с применением цифровых технологий на всех сегментах рынка.

Ключевые слова: блокчейн, бизнес-приложение, информация, продвижение продукции, рынок, торговля, электронная коммерция.

by the dynamics of the market environment. The article shows that with the help of blockchain technologies various support services are created and strategic goals for the development of innovations in business are established that creates a synergistic effect and boosts innovation activity involving digital technologies in all market segments.

Keywords: blockchain, business application, information, product promotion, market, trade, e-commerce.

В настоящее время электронные технологии все глубже внедряются в нашу жизнь, позволяя находить более эффективные способы решения всевозможных проблем как на бытовом, так и на международном уровнях. Сегодня электронными становятся не только предприятия, перенося свою деятельность на пространство всемирной паутины, но также активно стали появляться электронные валюты. Внедрение технологии блокчейн дало огромный толчок в мире электронной коммерции, выдвинув ее на новый, прогрессирующий с каждым днем уровень. Продвижение товаров на рынок, благодаря блокчейну, имеет как свои проблемы, так и более значительные перспективы, дающие возможность в ближайшее время изменить электронную коммерцию, сделав ее безопаснее и удобнее.

Старт бурного роста интереса к блокчейну начался весной 2017 г. В это время произошел резкий скачок котировок криптовалют во главе с биткойном. Пытаясь понять, что представляют собой цифровые деньги, люди начали знакомиться с технологией, на которой они основаны. При этом стоит отметить, что сама технология не фокусирует на себе достаточно внимания пользователей сети по причине самого известного изобретения, на ней основанного. В сентябре 2016 г. «биткойн» в «Яндексе» искали 240 000 раз, а спустя год, в сентябре 2017 г., количество запросов возросло почти до 2 000 000. Данный интерес пользователей сети объясняется ростом котировок биткойна в семь раз. За прошедший год происходили изменения в доходах. Например, происходили резкие колебания биткойна от отметки в 5 000 долларов, а на пике в декабре 2017 г. - до 20 000 долларов. Колебания курса весьма заметны. К примеру, в 2012 г. 1 биткойн стоил всего 6 долларов. На сегодняшний день любой желающий имеет возможность стать обладателем биткойна, для этого достаточно выполнить ряд несложных действий, например:

зарегистрировать биткойн-кошелек на сайте blockchain.info, а затем конвертировать имеющуюся валюту в биткойн, выбрав обмен-ник с наиболее благоприятным курсом на сайте bestchange.ru. Отойдя от наблюдения за колебанием курсов криптовалют, можно заметить революцию, которую блок-чейн вызывает в самых разных отраслях современной жизни.

В мире существует множество определений термина «блокчейн», но все они едины в одном: технология блокчейн представляет собой выстроенную по определенным правилам непрерывную последовательную цепочку блоков, каждый блок которой содержит информацию. В большинстве случаев копии цепочек блоков хранятся на множестве разных компьютеров, независимо друг от друга. Впервые термин «блокчейн» появился как название полностью реплицированной распределенной базы данных, реализованной в упомянутом выше «биткойне», благодаря чему блокчейн часто относят к транзакциям в различных криптовалютах, но стоит отметить, что данная технология может быть распространена на любые взаимосвязанные информационные блоки. Стержнем функционирования данной технологии должна быть прозрачность совершаемых действий с невозможностью внесения изменений лицами, которые не имеют к ней санкционированного доступа. Поэтому технология блокчейн - это четко структурированная база информационных данных с установленными правилами выстраивания цепочек транзакций и доступа к информации, которая исключает: похищение данных, мошеннические действия, нарушение имущественных прав граждан и юридических лиц, а также другие негативные последствия.

Многие известные предприятия начинают внедрять технологию блокчейн в свою деятельность, и одним из первых это начали делать в банковском секторе. Современные

ШшшяШ

платформы для разработки бизнес-приложений на основе блокчейна позволяют отслеживать процесс производства товара в соответствии с заявленными стандартами, контролировать соблюдение авторских прав, а также отслеживать все финансовые операции. Среди наиболее популярных платформ, на основе которых создаются программные продукты для бизнеса при участии блокчейна, можно выделить следующие:

• EmcSSH;

• EmcSSL;

• EmcInfoCard;

• Emc DNS;

• Emc Atom;

• Emc DPO;

• Emc TTS.

В настоящее время интерес к блокчейну проявляют представители самых различных сфер деятельности. В банковском секторе интерес проявляют такие участники рынка, как: «ВТБ», «Сбербанк», Visa, Mastercard, Unionpay. «Альфа-банк» и S'7 Airlines запустили в эксплуатацию блокчейн-платформу автоматизации торговых операций с агентами на базе платформы для создания децентрализованных онлайн-сервисов по технологии блокчейн, работающих на основе умных контрактов.

Блокчейн затрагивает и вопросы, связанные с земельным реестром. Например, Швеция и ОАЭ планируют вести земельный реестр при помощи блокчейна. В Индии при помощи блокчейна борются с земельным мошенничеством. В первом полугодии 2018 г. планируется эксперимент по применению блокчейна при проведении мониторинга достоверности сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) на территории Москвы.

Блокчейн активно начинает использоваться в целях удостоверения личности. В июне 2017 г. Accenture и Microsoft представили систему цифровых удостоверений личности на блок-чейне. В августе 2017 г. правительство Бразилии начало тестирование системы удостоверений личности с применением блокчейн. В Финляндии благодаря технологии блокчейн идентифицируют беженцев, в то время как в Эстонии уже работает блокчейн-система электронного гражданства. В 2014 г. была основана компания Bitnation, предоставляющая услуги традиционного государственного сектора, такие как нотариат, удостоверение личности и другие. Bitnation - это компания, называющая себя «электронным государством»,

основанным и функционирующим на технологии блокчейн.

Стоит отметить продукты и сервисы, организованные на блокчейне и уже успешно функционирующие на рынке, которые на своем старте использовали ICO, являющееся одной из популярных в настоящее время форм краудфандинга как способа коллективного финансирования, основанного на добровольных взносах. К формам краудфандинга относится:

• Qtum-платформа смарт-контрактов (Сингапур, ICO: 15 700 000 долларов);

• WavesPlatform - платформа для выпуска криптовалют (Россия, ICO: 16 000 000 долларов);

• Storj - децентрализованное облачное хранилище (США, ICO: 30 000 000 долларов);

• Civic - платформа идентификации личности (США, ICO: 33 000 000 долларов);

• TenX - криптовалютные банковские карты (Сингапур, ICO: 83 000 000 долларов).

Все предприятия, создаваемые на базе блокчейна или переходящие на данную технологию, перечислись невозможно, но этого списка достаточно, чтобы исходя из его данных подчеркнуть, что электронная коммерция, как и многие другие сферы деятельности, также поддается воздействию технологии блокчейн.

Как и блокчейн, электронная коммерция на сегодняшний день активно развивается. Известно, что блокчейн представляет собой сферу экономической деятельности, которая охватывает финансовые и торговые транзакции, реализуемые с применением компьютерных сетей, а также бизнес-процессы, включающие в себя осуществление таких транзакций.

В большинстве случаев к электронной ком -мерции относятся и те сферы деятельности, в которых используется или на данный момент только внедряется блокчейн, например:

• электронный обмен информацией;

• электронное движение капитала;

• электронные страховые услуги;

• электронная торговля;

• электронный банкинг;

• электронные деньги;

• электронный маркетинг.

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что электронная коммерция и блокчейн - это два взаимосвязанных элемента, не использовавшиеся совместно долгое время. Изменения экономики в XXI в. диктуют новые условия, в которых блокчейн и электронная коммерция начинают активнее применяться совместно, демонстрируя эффект синергии.

Существенное воздействие блокчейн оказывает на продвижение продукции на рынок в сфере электронной торговли. Электронная торговля с применением компьютерной техники - это отрасль экономики, в которой существует множество посредников с прозрачностью сделок между участвующими сторонами. Блокчейн обладает сильными преимуществами и способен обеспечить доверие и надежность проводимых операций. Но у него существуют и некоторые проблемы, как и перспективы развития, позволяющие вывести торговлю на новый более высокий уровень.

Во-первых, блокчейн создан для защиты ценной информации. Но из-за «прозрачности» традиционные базы данных сильно выигрывают у блокчейна в случаях, когда есть необходимость сохранять конфиденциальность данных и их быстро обрабатывать, так как количество транзакций в блокчейне ограничено.

Во-вторых, применение блокчейна привлекательно для решения задач по автоматизации экосистемы участников. В сфере торговли это означает, что для автоматизации внутренних задач блокчейн излишен. Его применение необходимо рассматривать лишь в случаях, когда в процессе участвуют поставщики товаров или услуг, клиенты, партнеры компании или регулирующие органы. К примеру, в управления производством или финансовой отчетностью традиционные базы данных более эффективны. Однако для комплексных систем лояльности или автоматизации отслеживания цепочки поставок блокчейн может предложить весьма интересные новые возможности.

Итак, перспективой использования блокчей-на в торговле является отслеживание цепочки продвижения товаров. В истории не раз встречались ситуации, когда целым индустриям приходилось останавливать производство из-за случаев отравления продуктами одного производителя. Только быстрое реагирование поможет справиться с подобными ситуациями. Для подобных операций блокчейн идеально подходит. С его помощью все поставщики надежно и автономно друг от друга могут идентифицировать свои продукты, а сети магазинов могут точно сообщать потребителям, откуда и какой ингредиент продукта, который они покупают, был доставлен. Например, компания Provenance успешно внедряет технологию блокчейн в супермаркетах. В масштабах глобальных компаний эта задача решается гораздо сложнее, и над ее решением работают все крупные торговые сети.

Второй перспективой является возможность проверки подлинности сделок. Интересный способ использования блокчейн-тех-нологии применила английская компания Everledger. Все данные о бриллиантах, в том числе информация о связанных сделках, записываются в специальный реестр, к которому имеют доступ пользователи Everledger. Таким образом, они используют криптозащиту для подтверждения подлинности и происхождения более миллиона бриллиантов, что значительно уменьшает количество ложных страховых случаев потери и кражи бриллиантов. Аналогично с данной компанией технологию блокчейн в целях безопасности для проверки подлинности сделок могут применять и другие компании.

Третьей перспективой будет являться гарантия на товары. Продукт Warranteer интересен для проведения маркетинговых кампаний, связанных с продвижением на рынок электронной и бытовой техники. Он позволяет повышать лояльность клиентов путем решения проблем с гарантией на проданные товары. При покупке товара его гарантия записывается в блокчейн. Потребитель получает удобное и надежное хранение, при необходимости может узнать все детали покупки: срок действия, контакты сервисных центров и другое. На замену поиска бумажной гарантии и ее условий потребитель за несколько секунд получает всю необходимую информацию через электронную сеть.

И четвертой, важной перспективой использования блокчейна в торговле являются факторинг и оптимизация бизнес-процессов. Калифорнийская компания Skuchain применяет блокчейн-технологии в разработке эффективного решения для факторинга. Компания занимается финансированием продаж и своим решением расширяет доступность финансирования и ускоряет этот традиционно долгий процесс. Skuchain планирует заменить аккредитивы на более современный вид коммерции: финансистам не нужно обладать какими-либо данными о фирмах, с которыми они будут сотрудничать. По мнению менеджмента компании, такое решение позволило бы смягчить огромные риски, возлагаемые на самих банкиров при проведении сделок с аккредитивами. В планах компании разработать сервисы на блокчейне, позволяющие создавать цепочку поставок и проводить нотариальные заверения, передачу прав собственности и цепочек владения. Другая компания, Wavebl, предло-

ШшшяШ

жила решение, оптимизирующее бизнес-процессы для международной логистики и финансирования. Основная идея решения основывается на подключении всех участников цепочки поставок к децентрализованному блокчейну, который позволил бы обмениваться документами без посредников, что существенно ускорило бы процессы передачи прав собственности. Это решение позволяет устранить возможные разногласия, избежать подделки документов и многое другое.

Представленные выше перспективы использования блокчейна позволят предприятиям достигать конкурентоспособность, привлекая новых потребителей своей продукции, делая сделки безопаснее, а бизнес-процессы эффективнее. Важно помнить про статус предприятия или компании - чем более привлекателен производитель, тем более привлекательна его продукция для потребителей. При этом продвижение продукции такого предприятия или компании будет более эффективным. Использование блокчейна в торговле только начинается, но уже очевидно, что данная технология будет набирать популярность в ближайшем будущем, успешно используясь для подтверждения операций, происходящих удаленно, проверки подлинности сделок, контроля цепочки поставок и других операций.

В продвижении товаров на рынок через рекламу блокчейн также сможет оказать существенное влияние. В настоящее время новое направление в рекламе активно осваивается, и уже существуют несколько новых стратегий. Например, AdChain от MetaX предлагает протокол для создания надеждой биржи покупки и продажи рекламы с собственной валютой. Она будет подтверждать статус дольщика в сети. У участников будет стимул защищать биржу от мошенников и сомнительных издателей. Взамен пользователи смогут извлечь больше ценности из рекламы и получить доступ к точной аналитике кампаний, доступной благодаря безопасному отслеживанию числа заказов. Приведем пример: компания NYIAX (New York Interactive Advertising Exchange) является первой в мире биржей обмена контактами для рекламы. Компания использует блокчейн NASDAQ и комбинирует механизм финансового подбора и концепции торговли с рекламными технологиями. Их цель - создать открытую площадку для покупки и продажи рекламы по контрактам с гарантией. Ее пользователи смогут сократить свои расходы, так как мно-

жество посредников будет заменено одним. Следующий продукт - AdShares, который представляет собой децентрализованный рынок прагматической рекламы для личного общения. Он дает рекламодателям и издателям возможность торговать напрямую. Крайним сервисом в этом списке будет являться площадка для видеорекламы и обмена данными -MadHive, которая позволяет брендам и издателям устанавливать отношения для привлечения аудитории через различные платформы. Продукт MadHive использует блокчейн, что позволяет укреплять доверие участников и надежность информационной сети.

Как только данный подход наберет популярность, компании эффективнее будут инвестировать в рекламу. Специалисты, работающие в сфере рекламы, утверждают, что использование блокчейна в рекламе сегодня - это только начало. Не так давно, в начале 1990-х гг., никто и не мечтал о поисковых системах, социальных сетях и смартфонах. Сегодня блокчейн обещает нам намного больше, чем биткойн.

Таким образом, можно сделать определенные выводы об использовании блокчейна в продвижении товаров на рынок, а также его месте в торговле в целом. Блокчейн - это не только площадка для создания и оборота криптовалюты, как это было в начале существования данной технологии. Сейчас блок-чейн стал прогрессивным способом повышения привлекательности товара путем повышения статуса его производителя, делая сделки безопаснее и прозрачнее. Именно из-за безопасности эта технология и стала применяться в мире торговли, для гарантийного подтверждения сделок, вызывая доверие между сторонами и исключая аферы в проводимых сделках. В качестве продвижения продукции на рынок блокчейн также начинает играть большую роль: создаются различные сервисы и стратегии для более эффективного рекламного воздействия, без которого товары не смогут самостоятельно продвинуться на рынок. Использование блокчейна не имеет границ, и пределы его использования ограничены лишь изобретательностью и профессионализмом специалистов, создающих на его базе новые сервисы и продукты. Не исключено, что уже в ближайшее время блокчейн станет обыденной вещью, к которой каждый из нас будет относиться как к должному при продвижении продукции на рынок, используя весь потенциал этого «чуда» современной экономики.

Библиографический список (References)

1. Генкин А., Михеев А. Блокчейн. Как это работает и что ждет нас завтра. М. : Альпина Паблишер, 2017.

2. Кублин И., Санинский С., Тинякова В. Проблемы и противоречия развития маркетинговых исследований в современной рыночной экономике // Проблемы теории и практики управления. 2015. № 10. С. 113-119.

3. Кублин И.М., Махметова А.Ж.Е. Особенности инвестирования в проекты по управлению информационными бизнес-процессами на предприятиях электронной промышленности // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 1. С. 269-271.

4. Кунявский М.Е., Кублин И.М. Маркетинг на рынке услуг сотовой связи // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2009. Т. 9. № 5 (53). С. 55-62.

5. Плеханов С.В. Сетевое общество как процесс глобализации экономической активности стран // Социальные науки. 2016. Т. 1. № 3-1 (13). С. 131-139.

6. Санинский С.А., Кублин И.М. Маркетинговые подходы к организации информационных процессов // Наука и общество. 2015. № 2 (21). С. 31-35.

7. Свон М. Блокчейн: Схема новой экономики. М. : Олимп-Бизнес, 2016.

8. Юрасов А.В. Основы электронной коммерции. М. : Горячая линия : Телеком, 2008.

9. Antonopoulos A.M. Mastering Bitcoin. Sebastopol : O'Reilly Media, 2014.

10. Franco Р. The Blockchain // Understanding Bitcoin: Cryptography, Engineering and Economics. New Jersey : John Wiley & Sons, 2014.

11. Rusbase. URL: https://rb.ru/opinion/blokchejn-v-sfere-torgovli.

1. Genkin A., Mikheyev A. (2017) Blokcheyn. Kak eto rabotayet i chto zhdet nas zavtra [Blockchain. How it works and what the future holds for us]. Moscow : Al'pina Pablisher.

2. Kublin I., Saninskiy S., Tinyakova V. (2015) Prob-lemy i protivorechiya razvitiya marketingovykh issledovaniy v sovremennoy rynochnoy ekonomike [Problems and contradictions of developing marketing research in the modern market economy] // Problemy teorii i praktiki upravleniya. № 10. P. 113-119.

3. Kublin I.M., Makhmetova A.Zh.Ye. (2014) Osoben-nosti investirovaniya v proyekty po upravleniyu informatsi-onnymi biznes-protsessami na predpriyatiyakh elektronnoy promyshlennosti [Some aspects of investing in projects for managing information business processes at enterprises of the electronic industry] // Audit i finansovyy analiz. № 1. P. 269-271.

4. Kunyavskiy M.Ye., Kublin I.M. (2009) Marketing na rynke uslug sotovoy svyazi [Marketing in the market of mobile communication services] // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Vol. 9. № 5 (53). P. 55-62.

5. Plekhanov S.V. (2016) Setevoye obshchestvo kak protsess globalizatsii ekonomicheskoy aktivnosti stran [Network society as a process of globalization of international economic activity] // Sotsial'nyye nauki. Vol. 1. № 3-1 (13). P. 131-139.

6. Saninskiy S.A., Kublin I.M. (2015) Marketingovyye podkhody k organizatsii informatsionnykh protsessov [Marketing approaches to organizing information processes] // Nauka i obshchestvo. № 2 (21). P. 31-35.

7. Swan M. (2016) Blokcheyn: Skhema novoy ekonomi-ki [Blockchain. Blueprint for a new economy]. Moscow : Olimp-Biznes.

8. Yurasov A.V. (2008) Osnovy elektronnoy kommertsii [Fundamentals of e-commerce]. Moscow: Goryachaya liniya: Telekom.

9. Antonopoulos A.M. (2014) Mastering bitcoin. Sebastopol : O'Reilly Media.

10. Franco R. (2014) The blockchain // Understanding bitcoin: Cryptography, engineering and economics. New Jersey : John Wiley & Sons.

11. Rusbase. URL: https://rb.ru/opinion/blokchejn-v-sfere-torgovli.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.