Научная статья на тему 'Цифровизация и новые горизонты в государственных и корпоративных финансах: проблемы, перспективы и развитие в России'

Цифровизация и новые горизонты в государственных и корпоративных финансах: проблемы, перспективы и развитие в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
цифровизация / государственные финансы / корпоративные финансы / финансовая технология / банковский сектор / экономическое развитие / безопасность данных / эффективность финансовых услуг / российская экономика / digitalization / public finance / corporate finance / financial technology / banking sector / economic development / data security / efficiency of financial services / Russian economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Виталий Васильевич Одинцов, Максим Александрович Прокопов

Статья освещает текущее состояние и будущие тенденции цифровой трансформации в финансовом секторе России. Акцентируя внимание на ключевых проблемах, связанных с цифровизацией, и возможностях, которые она открывает, в работе проведен анализ как государственного, так и частного финансового сектора. Основное внимание уделено влиянию цифровых технологий на улучшение эффективности, доступности и безопасности финансовых услуг. Анализируются успешные проекты и инициативы в сфере банковского дела и других финансовых услуг, подчеркивается их вклад в экономическое развитие страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Виталий Васильевич Одинцов, Максим Александрович Прокопов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digitalization and new horizons in public and corporate finance: problems, prospects and development in Russia

The article highlights the current state and future trends of digital transformation in the Russian financial sector. Focusing on the key issues related to digitalization and the opportunities it opens up, the paper analyzes both the public and private financial sectors. The main focus is on the impact of digital technologies on improving the efficiency, accessibility and security of financial services. Successful projects and initiatives in the field of banking and other financial services are analyzed, and their contribution to the economic development of the country is emphasized.

Текст научной работы на тему «Цифровизация и новые горизонты в государственных и корпоративных финансах: проблемы, перспективы и развитие в России»

Аудиторские ведомости. 2024. № 3. С. 93 — 98. Audit journal. 2024;(3):93 — 98.

ФИНАНСЫ

Научная статья УДК 336

https://doi.org/10.2441 2/1 727-8058-2024-3-93-98 NIION: 201 7-0074-3/24-091

EDN: https://elibrary.ru/TFLEJG MOSURED: 77/27-021-2024-03-291

Цифровизация и новые горизонты в государственных и корпоративных финансах: проблемы, перспективы и развитие в России

Виталий Васильевич Одинцов1, Максим Александрович Прокопов2

1 2 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия

1 OdVit@yandex.ru

2 maximpr2001@mail.ru

Аннотация. Статья освещает текущее состояние и будущие тенденции цифровой трансформации в финансовом секторе России. Акцентируя внимание на ключевых проблемах, связанных с цифровизацией, и возможностях, которые она открывает, в работе проведен анализ как государственного, так и частного финансового сектора. Основное внимание уделено влиянию цифровых технологий на улучшение эффективности, доступности и безопасности финансовых услуг. Анализируются успешные проекты и инициативы в сфере банковского дела и других финансовых услуг, подчеркивается их вклад в экономическое развитие страны.

Ключевые слова: цифровизация, государственные финансы, корпоративные финансы, финансовая технология, банковский сектор, экономическое развитие, безопасность данных, эффективность финансовых услуг, российская экономика

Благодарности: авторы благодарят за помощь при написании статьи научного руководителя Н.В. Грызунову, доктора экономических наук, профессора, профессора кафедры финансов устойчивого развития РЭУ имени Г.В. Плеханова, действительного члена Общественного совета при Роснедрах.

Для цитирования: Одинцов В.В., Прокопов М.А. Цифровизация и новые горизонты в государственных и корпоративных финансах: проблемы, перспективы и развитие в России // Аудиторские ведомости. 2024. № 3. С. 93—98. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-3-93-98. EDN: https://elibrary.ru/TFLEJG.

FINANCE

Original article

Digitalization and new horizons in public and corporate finance: problems, prospects and development in Russia

Vitaly V. Odintsov1, Maxim A. Prokopov2

1 2 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

1 OdVit@yandex.ru

2 maximpr2001@mail.ru,

Abstract. The article highlights the current state and future trends of digital transformation in the Russian financial sector. Focusing on the key issues related to digitalization and the opportunities it opens up, the paper analyzes both the public and private financial sectors. The main focus is on the impact of digital technologies on improving the efficiency, accessibility and security of financial services. Successful projects and initiatives in the field of banking and other financial services are analyzed, and their contribution to the economic development of the country is emphasized.

Keywords: digitalization, public finance, corporate finance, financial technology, banking sector, economic development, data security, efficiency of financial services, Russian economy

Acknowledgements: the authors are grateful for the help in writing the article to scientific adviser N.V. Gryzunova, Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Finance of Sustainable Development of Plekhanov Russian University of Economics, acting full member of the Public Council at Rosnedra.

For citation: Odintsov V.V., Prokopov M.A. Digitalisation and new horizons in public and corporate finance: problems, prospects and development in Russia // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2024;(3):93—98. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-3-93-98. EDN: https://elibrary.ru/TFLEJG.

© Одинцов В.В., Прокопов М.А., 2024

Цифровизация финансов — это стратегически важный процесс, направленный на использование передовых цифровых технологий с целью оптимизации финансовых процессов и услуг. Она включает в себя автоматизацию традиционных операций, анализ больших данных для прогнозирования, развитие цифровых платежных систем и внедрение блокчейн-технологий, что в итоге делает финансовые операции более эффективными, прозрачными и доступными как для частных лиц, так и для организаций.

В контексте экономики России цифрови-зация финансов играет ключевую роль, способствуя расширению финансовой инклюзии, повышению конкурентоспособности финансовых учреждений и эффективности управления государственными ресурсами. В условиях глобальной конкуренции и быстро меняющегося мирового рынка цифровизация позволяет российским компаниям и государственным органам быть гибкими и адаптивными к переменам, а также гарантирует более высокий уровень защиты финансовых данных.

Цель настоящего исследования заключается в оценке текущего состояния и анализе перспектив цифровизации в государственных и корпоративных финансах в России. Оно включает в себя анализ текущего уровня и динамики цифровых изменений в этой сфере, выявление ведущих технологических трендов и инноваций, а также исследование проблем и вызовов, с которыми сталкиваются финансовые системы в процессе цифровой трансформации. Осуществляется оценка потенциального влияния цифровых инноваций на экономическое развитие и финансовую стабильность страны. На основе проведенного анализа формулируются рекомендации по оптимизации процесса цифровизации в финансовой сфере России с целью повышения эффективности и устойчивости финансовых услуг.

Исследование направлено на всесторонний анализ цифровизации финансов и ее влияния на экономику России с учетом выявления наиболее перспективных направлений развития и определения стратегий для их успешной реализации [4].

В текущем состоянии цифровизации государственных финансов России можно отметить следующие ключевые моменты.

1. Развитие бухгалтерского учета и отчетности. В 2023 г. в России были внесены изменения в законодательство, направленные на

развитие централизованной модели ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в организациях бюджетной сферы. К 2026 г. планируется внедрение единой государственной учетной политики, регулируемой системой федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов и единых стандартов электронной финансовой информации. К 2027 г. предполагается создание гибких и адаптивных информационных технологий, автоматизирующих процессы и процедуры документирования информации при ведении учета и составлении отчетности.

2. Единая электронная система. В 2027 г. запланирован ввод в эксплуатацию единой электронной системы формирования данных учета и отчетности государственных финансов на базе ГИИС «Электронный бюджет». Эта система будет способствовать централизации ведения бухгалтерского учета, составления отчетности, начисления и выплаты заработной платы в организациях бюджетной сферы.

3. Общие цели и задачи цифровизации. Основной целью цифровизации в России являются реформирование и улучшение государственного аппарата, включая оптимизацию численности чиновников, борьбу с бюрократизмом, коррупцией и казнокрадством. В рамках электронного правительства акцент делается на развитии электронных услуг для граждан и бизнеса, инфраструктуры электронного правительства, создании единой биометрической системы и суперсервисов

4. 1Т-инфраструктура. Внедрение системы электронного документооборота, учетных систем, бизнес-аналитики, управления бизнес-процессами и планирования ресурсов предприятия являются ключевыми компонентами для улучшения информатизации государственного управления в России [7; 9].

Эти меры направлены на повышение эффективности и прозрачности управления государственными финансами.

Цифровизация государственных финансов в России сталкивается с рядом вызовов и проблем, которые нуждаются в тщательном рассмотрении и решении. Одной из ключевых задач является цифровизация государственного управления, которая включает в себя обеспечение доступа граждан к государственным услугам и платформам через цифровые каналы. К 2024 г. планируется, что 70% взаимодействий граждан с государственными органами будет осуществляться в цифровом фор-

мате, а все государственные услуги будут оказываться в электронном виде. Это потребует создания эффективных систем управления данными и развития инфраструктуры электронного правительства [5].

Однако в процессе цифровизации возникают проблемы, такие как завышенные и дублирующие расходы на создание государственных информационных систем с идентичным функционалом, отсутствие эффективных механизмов контроля за исполнением задач и достижением стратегических целей, а также проблемы с объективным наблюдением и контролем. Ключевыми задачами цифровой трансформации являются создание автоматизированных систем сбора отчетности, цифровизация источников социально-экономических показателей, обучение систем на основе динамических моделей, улучшение моделей контрольно-надзорной деятельности, устранение административной нагрузки на предпринимателей, повышение надежности и безопасности информационных систем и др. [1].

Важно отметить, что реализация цифровых технологий в государственном секторе позволяет значительно повысить эффективность управления и сократить расходы. Например, в Великобритании перевод трети государственных услуг в цифровой формат позволил ежегодно экономить более 1 млрд фунтов стерлингов. В России аналогичные меры могут принести экономию в размере около 4 млрд руб. в год.

Таким образом, цифровизация государственных финансов в России имеет значительный потенциал для повышения эффективности и экономии ресурсов, однако для ее успешной реализации необходимо преодолеть ряд существующих проблем и вызовов.

Текущее состояние цифровизации в корпоративных финансах России характеризуется несколькими ключевыми аспектами.

1. Цифровизация кредитных процессов. Активная цифровизация в банковском секторе, особенно во время и после пандемии СОУГО-19, значительно стимулировала корпоративное кредитование, особенно для малого и микробизнеса. Вероятно, в ближайшие годы произойдет переход к полностью безбумажному финансированию бизнеса во всех его сегментах. Цифровизация также позволила избавиться от бумажных документов в кредитном процессе, что улучшает доступность

финансирования и упрощает процедуры для предпринимателей.

2. Трансформация финансовых услуг. В последние годы произошла значительная трансформация финансовых услуг, связанная с распространением интернета и цифровых технологий. Благодаря этому финансовые услуги стали более доступными и удобными для использования. Появление платформенных решений изменило потребительские привычки на финансовом рынке, увеличивая объемы и скорость транзакций.

3. Экосистемная трансформация. С развитием цифровых технологий наблюдается создание финансовых экосистем, в которых клиентам предоставляется широкий спектр услуг как финансового, так и нефинансового характера. Эти экосистемы включают в себя множество компаний, работающих по единой концепции обслуживания клиентов.

4. Развитие мобильных технологий и интернет-банкинга. Банки активно развивают мобильные технологии обслуживания и интернет-банкинг, предлагая разнообразные он-лайн-услуги для клиентов, включая кредитование, управление счетами, оплату услуг и многое другое. Это позволяет предприятиям и частным лицам эффективно управлять своими финансами в цифровом формате.

5. Ускоренная цифровизация из-за COVID-19. Пандемия COVID-19 стала катализатором для ускорения цифровизации финансового сектора. Банки и другие финансовые институты внедрили новые инструменты и технологии для поддержки экономики и предоставления услуг в условиях ограничений.

Эти изменения отражают глобальные тенденции в области цифровизации и свидетельствуют о стремлении России быть на переднем крае цифровой трансформации в финансовом секторе [6; 8].

Цифровизация корпоративных финансов в России встречает ряд вызовов и проблем, которые необходимо решить для успешного внедрения и использования цифровых технологий. Среди основных тенденций развития можно выделить цифровизацию информационных и операционных процессов, что повышает эффективность принятия решений, а также цифровизацию процессов корпоративного управления, упрощающую взаимодействие между собственниками и управленцами [4].

Однако в процессе цифровизации возникают конкретные проблемы:

• отсутствие правовой регуляции. Новые цифровые технологии внедряются в корпоративные организации, но из-за отсутствия регулирующей практики это не всегда приносит ожидаемые результаты;

• цифровые риски. Появление новых цифровых технологий сопряжено с рисками, угрожающими данным участников и руководства корпоративных организаций;

• недоразвитие системы корпоративного управления. Во многих организациях не разработаны системы, которые интегрировали бы цифровые технологии в процессы корпоративного управления;

• проблемы с виртуальными собраниями и электронным голосованием. Не всегда четко определены правила проведения дистанционных заседаний и голосований, что затрудняет полноценное использование цифровых технологий.

В целом цифровизация играет важную роль в развитии корпоративных отношений, влияя на информационные и операционные процессы и улучшая взаимодействие между участниками. Тем не менее, для ее эффективного использования необходимо преодолеть существующие проблемы и риски [2].

В государственных финансах основная проблема заключается в необходимости развития нормативно-правовой базы для регулирования цифровизации, включая электронный документооборот и интерактивные государственные услуги. В корпоративных финансах также есть проблема отсутствия правоприменительной практики, регулирующей применение процессов цифровизации, что затрудняет полноценное использование новых технологий.

В государственном секторе важным аспектом является обеспечение безопасности и защиты данных. В корпоративных финансах основной упор делается на защиту корпоративной информации и минимизацию внутренних и внешних цифровых рисков.

Государственные организации сталкиваются с проблемой создания единой и интегрированной системы управления данными. В корпоративном секторе подобная проблема также существует, особенно в контексте отсутствия единой платформы для цифрового управления [1].

Цифровизация как в государственных, так и в корпоративных финансах обладает огромным потенциалом для улучшения эффективности, сокращения расходов и повышения прозрачности процессов. В государственном секторе цифровизация позволяет улучшить доступность и качество государственных услуг, а в корпоративном — повысить эффективность управления и операционной деятельности. В обоих случаях ключевым аспектом является использование передовых технологий, таких как Big Data, искусственный интеллект и блокчейн [4].

По преодолению существующих проблем могут быть внесены следующие предложения:

1) разработка и совершенствование законодательной базы. Необходимо усилить правовое регулирование в области цифровизации, четко определить правила и стандарты для цифровых процессов;

2) инвестиции в безопасность и технологии. Важно инвестировать в системы безопасности данных и развивать технологическую инфраструктуру для эффективной цифровизации;

3) обучение и развитие навыков. Необходимо обеспечить обучение и повышение квалификации сотрудников для работы с новыми цифровыми инструментами и технологиями;

4) сотрудничество и обмен опытом. Сотрудничество между государственным и частным секторами может способствовать обмену опытом и наилучшими практиками в области цифровизации;

5) постепенная интеграция и модернизация. Цифровизация должна проводиться поэтапно, с учетом специфики каждого сектора и организации, чтобы минимизировать риски и улучшить адаптацию к новым системам.

Цифровизация в области государственных и корпоративных финансов в России имеет значительный потенциал для оптимизации процессов и повышения общей эффективности. Несмотря на существующие проблемы, правильный подход к их решению и активное внедрение инноваций могут значительно улучшить текущее состояние и открыть новые возможности для развития [5].

Анализ успешных проектов цифровизации в финансовой сфере России показывает, что в банковском секторе произошли значительные прорывы, что отражается в следующих инициативах:

• «МТС Банк» сосредоточил усилия на улучшении цифрового обслуживания

физических лиц и малого бизнеса. Особое внимание уделялось автоматизации процессов и выпуску виртуальных карт для интернет-платежей;

• Банк «Открытие» сфокусировался на развитии мобильных технологий для обслуживания среднего и малого бизнеса. Были расширены услуги, доступные через мобильный банк, включая рассрочки платежей и поддержку государственных программ;

• «Московский кредитный банк» ставит цель максимально цифровизировать свои сервисы, в том числе и банковские операции;

• «Промсвязьбанк» в условиях пандемии активно внедрял дистанционные сервисы, делая возможным использование многих банковских операций онлайн, таких как оплата услуг и получение кредитов;

• «Росбанк» один из первых в России реализовал полностью онлайн ипотечные сделки.

Эти проекты значительно повлияли на финансовую сферу России, способствуя ее цифровизации и модернизации. Они улучшили доступность финансовых услуг, упростили банковские процедуры, сократили операционные расходы и повысили эффективность взаимодействия с клиентами. Усиление цифровой компоненты в банковской сфере привело к увеличению объемов и скорости транзакций. В целом эти проекты способствовали более широкому внедрению цифровых инноваций в экономику России, содействуя развитию национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [3; 9].

Исследование цифровизации в сфере государственных и корпоративных финансов в России выявило ряд важных выводов и тенденций. В области государственных финансов ключевым направлением являются создание эффективных систем управления данными и развитие инфраструктуры электронного правительства для улучшения доступа граждан к государственным услугам через цифровые каналы. Основные проблемы в этом процессе — необходимость совершенствования правового регулирования и обеспечение информационной безопасности.

В заключение данной статьи подчеркнем значимость цифровизации в сфере корпоративных финансов и ее направленность на оп-

тимизацию операционной эффективности и управление клиентскими отношениями. Ведущие банки и финансовые институты в России активно внедряют инновации в онлайн-сервисы, мобильное банковское обслуживание и цифровые платежные решения, что значительно повышает доступность и эффективность финансовых услуг для потребителей и предприятий.

Проведенное нами исследование играет важную роль в понимании процессов цифро-визации в финансовой сфере России, подчеркивая необходимость интеграции современных технологий и роль государства в регулировании этого процесса. Выделяются важность обучения персонала, инвестиций в информационную безопасность и развитие технологической инфраструктуры.

Для будущих исследований рекомендуется уделить внимание анализу влияния цифрови-зации на экономические показатели, изучению поведения потребителей и бизнес -моделей компаний, а также оценке рисков, связанных с цифровой трансформацией. Кроме того, необходимо исследовать воздействие цифровизации на трудовые отношения и занятость в финансовом секторе, а также разрабатывать стратегии и политики для ускорения цифровой трансформации с учетом обеспечения устойчивости и безопасности финансовой системы.

Список источников

1. Распоряжение Правительства РФ от 22 октября 2021 г. № 2998-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления».

2. Гусарова О.М., Балуева A.A., Долгалло А.Э. Цифровизация экономики: вызовы и пути решения // Научное обозрение. Экономические науки. 2020. № 2. С. 10-14. URL: https://science-econo my.ru/ru/article/view? id=1037

3. Макарова И.В. Трансформация банковского сектора в условиях цифровизации экономики России // Банковское дело. 2022. № 10. С. 76-86.

4. Музолевский А.В. Тенденции развития и проблемы цифровизации корпоративных отношений // Молодой ученый. 2024. № 6 (505). С. 110—113. URL: https://moluch.ru/archive/ 505/111145/

5. Обушева К.А. Цифровая трансформация государственного управления // Молодой ученый. 2022. № 20 (415). С. 490-493. URL: https://moluch.ru/archive/415/91855/

6. Подгузова: цифровизация в банках стимулирует корпоративное кредитование МСБ // URL: https://ria.ru/20240220/tsifrovizatsiya-19 28440703.html

7. Цифровизация в России // URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Цифровизация_в_России

8. Цифровизация финансового рынка: история развития и актуальные тенденции // URL: https ://doczilla.pro/ru/blog/cifrovizaciya-finansovogo-rynka/

9. Электронный СМАРТ-контроль (контроллинг) и учет государственных финансов для управленческих решений // URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/projects/ele ctronic_SMART_control/

References

1. Decree of the Government of the Russian Federation dated October 22, 2021 No. 2998-r "On approval of the strategic direction in the field of digital transformation of public administration".

2. Gusarova O.M., Balueva A.A, Dolgallo A.E. Digitalization of economics: calls and pathes of solution // Scientific Review. Economic Sciences.

2020. № 2. P. 10-14. URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=1037

3. Makarova I.V. Transformation of the banking sector in the conditions of digitalisation of the Russian economy // Banking. 2022. № 10. P. 76-86.

4. Muzolevskiy A. V. Development trends and problems of digitalization of corporate relations // Young scientist. 2024. № 6 (505). P. 110-113. URL: https://moluch. ru/archive/505/111145/

5. Obusheva K.A. Digital transformation of public administration // Young scientist. 2022. № 20 (415). Р. 490-493. URL: https://moluch. ru/ archive/415/91855/

6. Podguzova: digitalisation in banks stimulates corporate lending to SMEs // URL: https://ria.ru/20240220/tsifrovizatsiya-19284407 03.html

7. Digitalisation in Russia // URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Цн$ровнзацнa_в_Росснн

8. Digitalisation of the financial market: history of development and current trends // URL: https://doczilla.pro/ru/blog/cifrovizaciya-finansovogo-rynka/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Electronic SMART-control (controlling) and accounting of public finances for managerial decisions // URL: https://minfin.gov.ru/ru/ per-fomance/projects/electronic_SMART_control/

Информация об авторах

В.В. Одинцов — студент бакалавриата Высшей школы менеджмента, базовой кафедры управления инновационной и промышленной политикой Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова; М.А. Прокопов — аспирант кафедры финансов устойчивого развития Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

information about the authors

V.V. Odintsov — Bachelor's Student of the Higher School of Management, Basic Department of Innovation and Industrial Policy Management of the Plekhanov Russian University of Economics;

M.A. Prokopov — Post-Graduate Student of the Department of Finance Sustainable Development of the Plek-hanov Russian University of Economics.

Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 10.06.2024; одобрена после рецензирования 10.07.2024; принята к публикации 09.0B.2024.

The article was submitted 10.06.2024; approved after reviewing 10.07.2024; accepted for publication 09.0B.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.