DOI 10.47643/1815-1329_2023_5_12 УДК 340
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ СФЕРЫ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ DIGITALIZATION OF THE STATE-LEGAL SPHERE: THEORETICAL AND LEGAL ASPECT
КОРОБЕЙНИКОВА Кристина Валерьевна,
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, юридический факультет, ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». 83000, Россия, г. Донецк, ул. Университетская, 24. E-mail: k.korobeinikova@donnu.ru;
KOROBEYNIKOVA Kristina Valerievna,
Candidate of Economic Sciences, Senior Lecturer, Department of History of State and Law, Faculty of Law, Donetsk National University. 83000, Russia, Almaty, st. Donetsk, st. University, 24. E-mail: k.korobeinikova@donnu.ru
Краткая аннотация. Обосновано, что в условиях цифровизации в государственно-правовой сфере могут возникнуть проблемы, связанные с неопределенностью правовой среды принятия решений. В значительной степени данные риски обусловлены отсутствием идентификации субъектов и объектов правоотношений, так как в условиях цифровой среды наряду с авторизованными пользователями определенные действия могут совершать виртуальные образы. Доказывается, что цифровые риски могут спровоцировать кризис общественного доверия к процессу принятия решений, что препятствует прогрессу цифровизации в государственно-правовой сфере.
Abstract. It is substantiated that in the context of digitalization in the state-legal sphere, problems may arise related to the uncertainty of the legal environment for decision-making. To a large extent, these risks are due to the lack of identification of subjects and objects of legal relations, since in the digital environment, along with authorized users, certain actions can be performed by virtual images. It is proved that digital risks can provoke a crisis of public confidence in the decision-making process, which hinders the progress of digitalization in the state and legal sphere.
Ключевые слова: цифровизация, государственно-правовая сфера, идентификация, субъект, виртуальный образ.
Keywords: digitalization, state-legal sphere, identification, subject, virtual image.
Для цитирования: Коробейникова К.В. Цифровизация государственно-правовой сферы: теоретико-правовой аспект // Аграрное и земельное право. 2023. № 5(221). С. 12-15. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_12.
For citation: Korobeynikova K.V. Digitalization of the state-legal sphere: theoretical and legal aspect // Agrarian and Land Law. 2023. No. 5(221). pp. 12-15. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_12.
Статья поступила в редакцию: 02.05.2023
Широкое применение сетевых информационных технологий в государственных системах привело к революционным изменениям в государственно-правовой сфере. Цифровизация - это процесс интеграции современных информационных технологий с передовыми концепциями управления, трансформации порядка оказания государственных услуг, функционального разделения труда, традиционных методов управления и организационных методов, эффективной интеграции внутренних и внешних ресурсов правительства, повышения административной эффективности и результативности, повышения благосостояния общества.
Принятие решений на основе алгоритмов в условиях цифровой среды стало базовой технологией цифровизации государственно-правовой сферы. Из-за сложности и технологической зависимости цифровой системы принятия решений возникает риски, такие как риск утечки конфиденциальной информации, риск ошибки принятия решений, риск репутации в процессе принятия решений, так что органы государственной власти сталкиваются с неопределенной средой принятия решений.
Цифровые риски могут спровоцировать кризис общественного доверия к процессу принятия решений, что препятствует прогрессу цифровизации в государственно-правовой сфере.
Цель статьи состоит в том, чтобы раскрыть теоретико-правовые основы проблем, связанных с цифровизацией государственно-правовой сферы и обосновать перспективы идентификации субъектов виртуальной реальности для установления их правового статуса и возможности участия в правовых отношениях.
Цифровизация в государственно-правовой сфере охватывает использование информационных технологий, коммуникационных технологий, сетевых технологий и технологий автоматизации делопроизводства для реформирования традиционного государственного управления и государственных услуг, главным образом, для удовлетворения потребности населения в государственных услугах в связи с наступлением информационной эпохи.
Она призвана решить три основные задачи: построение единой сетевой платформы, построение единой среды данных и построение ключевых бизнес-систем, наиболее трудной и сложной из которых является построение единой среды данных.
В настоящее время большие данные, облачные вычисления, Интернет и другие информационные технологии дают замечательные результаты во многих областях.
Н.Н. Черногор, Д.А. Пашенцев отмечают, что в настоящее время осуществляется трансформация государства в цифровую платформу [1, с. 130].
Цифровые технологии позволяют предоставлять общественности высококачественное, стандартизированное, прозрачное и международное стандартное управление и услуги, которые выходят за рамки ограничений по времени, пространству и ведомственному разгра-
ничению полномочий отдельных департаментов. Как отмечает И.А.Савина, формируется транспарентная и открытая для широкого участия общественности в государственных услугах инфраструктура [2, с.217].
Общепризнано, что государственные органы являются крупнейшими создателями, сборщиками, пользователями, обработчиками и издателями информации.
А.А.Кирилловых отмечает, что сегодня в практику многих стран активно внедряется термин «цифровое государство», под которым понимается новый механизм взаимодействия государства и общества, который базируется на системах информационных технологий и используется для организации работы государственных органов по выполнению общественных функций. Благодаря использованию таких механизмов обеспечиваются демократические принципы в государственном управлении (участие граждан в решении государственных дел), повышается качество и уровень доступности государственных услуг. [3, с. 1583].
По мнению С.А.Балаева, цифровизация делает государственное управление динамичным и прозрачным направлением, что способствует укреплению управленческих и сервисных функций государства, устранению бюрократии и борьбе с коррупцией [4, с.6]. При внедрении цифрового правительства, особое внимание уделяется раскрытию государственной информации и четко прописывают в законе, что доступ к ней является правом общественности. Российская Федерация также обнародовала Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ. Поэтому все законодательные акты, которые не связаны с государственной тайной, раскрываются впервые всему обществу через правительственный веб-сайт, эффективно защищая право людей на владение информацией о работе правительства.[5]
В то же время одним из факторов, способствующих возникновению рисков в государственно-правовой сфере, является проблема формирования системы цифровой идентификации.
Г.К.Прокопец отмечает, что в условиях цифровизации трансформировались многие отношения. В виртуальных отношениях возникает проблема идентификации цифрового образа [6, с. 101].
Самое большое различие между физическими лицами и виртуальными заключается в том, что виртуальные люди сильно зависят от киберпространства и существуют в форме данных, поэтому права на данные и интересы виртуальных людей почти эквивалентны личным правам физических лиц, которым они принадлежат, что является правовой основой для существования виртуальных лиц.
Одной из важных задач при формулировании писаного права являлось преобразование реальных людей в субъектов права, чтобы индивиды со своими особенностями, существующими в реальной жизни, предстали в виде единых стандартных лиц в праве. Такого рода личность, сформированная через абстракцию права, является тем, что называется «субъектом права» в юриспруденции.
Причина, по которой мы физические лица должны быть представлены как субъекты права (Г.Кельзен называл это «персонификацией правовых норм») заключается в потребностях самого права, иными словами, весьма абстрактные правовые нормы не учитывают или не должны учитывать характеристики и потребности конкретных лиц в реальности, а устанавливают режим поведения и содержание поведения правовых субъектов едиными стандартами, дают поведенческие ориентиры, чтобы лица, нормы и поведение могли быть унифицированы в правовом поле [7, с. 339]. Можно сказать, что становление понятия правового субъекта конденсирует человеческое достоинство и моральный облик, воплощает общность и характеристики человека, а также закладывает основу для определения его правового статуса.
Таким образом, закон в соответствии с правовыми принципами в настоящее время защищает все виды данных, включая виртуальных лиц, и не содержит конкретных положений об их содержании, поэтому разрешение соответствующих споров должно в значительной степени опираться не только на положения действующего законодательства, а и на соглашения об их использовании.
С юридической точки зрения причина, по которой трудно согласиться с тем, что виртуальные цифровые люди становятся «субъектами права», заключается, с одной стороны, в том, что субъекты права должны обладать правовой квалификацией для пользования правами и выполнения обязательств (нормативные условия), а с другой стороны, они должны фактически иметь волю пользоваться правами и исполнять обязанности (фактические условия). Таким образом, только физические лица могут соответствовать обоим условиям.
Виртуальные цифровые лица (образы) еще не нашли отражения в действующей правовой системе и судебной практике во всем мире. Однако, несмотря на то, что страны не разъяснили юридическое значение и предметную квалификацию виртуальных цифровых лиц в форме систематического законодательства, для практического применения они используют нормы действующего законодательства, в том числе нормы об ответственности владельцев виртуальных образов.
Таким образом, цифровая идентификация является краеугольным камнем построения нового типа доверительных отношений в эпоху цифровой экономики, а ясность цифровой идентификации может эффективно снизить мошеннические действия и породить различные новые продукты и услуги.
Процесс цифровой идентификации относится к функции государственного органа или учреждения, которое через интернет-платформу формирует цифровой код публичного / закрытого ключа и выдает сертификат для пользователей, чтобы подтвердить свою личность в сети, представляющую собой цифровую идентификацию, которую соответствующие учреждения могут удаленно идентифицировать и проверять через цифровые каналы [8, с.].
Работа цифровой системы данных основана на большом объеме базовых данных, а точность ее выходных результатов основана на достаточно полной выборке, поэтому цифровой системе часто необходимо собирать, осваивать или хранить большой объем информации о данных. Этот процесс может включать чрезмерный сбор данных, например, сбор большого количества конфиденциальных данных отдельных лиц или конфиденциальной информации предприятий, что может вызвать проблемы с защитой конфиденциальности данных.
Поскольку частные лица находятся в относительно слабом положении, интернет-платформы могут использовать свое доминирующее положение для постепенного формирования «технического раздела», что усугубляет контраст между платформой и другими субъектами, и приводит к их неравному статусу в цифровой среде, и в результате ведет к утечке конфиденциальных данных.
Технические преимущества цифровой инфраструктуры включают цифровую идентификацию, электронную подпись и пароль безопасности в качестве отправной точки, а также доверенные продукты цифровой идентификации, пакеты цифровых удостоверений личности, продукты серии доверенных доступа к данным, продукты социальных приложений электронных сертификатов и соответствующие им услуги облачной платформы, продукты, обеспечивающие конфиденциальность и охрану государственной тайны.
Укрепление государственного управления и предоставление государственных услуг являются важными функциями цифрового правительства. С помощью цифровых порталов осуществляются функции онлайн-обслуживания, такие как загрузка формы, онлайн-деклараций, запросы об урегулировании вопросов предоставления отчетности, оказание онлайн-консультаций и подача онлайн-жалоб.
В то же время также созданы колонки общественных услуг для всего общества, такие как «Вопросы и ответы», различные виды сервисов и др.
Обеспечение права населения участвовать в деятельности органов государственной власти, а также неотъемлемые требования демократического и правового управления являются важными задачами в построении правительства, ориентированного на услуги.
Одно из самых больших изменений в цифровом управлении по сравнению с традиционными методами государственного управления заключается в том, чтобы сделать возможным объединение и совместное использование различных баз данных государственных информационных ресурсов, с тем, чтобы использование государственных информационных ресурсов было более полным, более разумным и более эффективным.
По сравнению с принятием решений человеком принятие решений в цифровых системах имеет свои незаменимые преимущества, такие как богатые сценарии применения, сильная адаптивность, высокая точность вычислений и т. д., что позволяет выполнять большое количество сложных задач, включая шифрование и прогнозирование рисков, что может значительно повысить эффективность работы в государственно-правовой сфере [9, с.260].
Важно отметить, что в эпоху Интернета интернет-платформы, алгоритмы и другие новые технологии могут использоваться для целенаправленного продвижения эмоциональной информации, что приводит к распространению слухов, подрыва порядка онлайн-общения к препятствию распространения основных ценностей и манипулированию общественным мнением» [10, с.139].
С дальнейшей популяризацией интернета и мобильных смарт-терминалов такие показатели, как «клики», «внимание» и «скорость пересылки» информации могут трансформироваться в различные выгоды. Чтобы получить больше преимуществ, традиционные средства массовой информации и новые медиа часто обслуживают предпочтения пользователей в процессе передачи информации для обработки или отображения установленных фактов, в результате чего в процессе передачи информации формируется целенаправленный толчок алгоритмов для пользовательских предпочтений, например, появление «deepfake» коротких видеороликов, которые удовлетворяют вкусы пользователей и оказывают на них сильное влияние [11, с.55].
Технической базой системы обеспечения ценности распределенных данных в последние годы стала быстро развивающаяся технология конфиденциальных вычислений (многосторонние безопасные вычисления, доказуемая деидентификация данных и т. д.).
Конфиденциальные вычисления позволяют моделировать и анализировать данные без передачи данных на физические серверы хранения, тем самым снижая риски в процессе совместной работы с данными. Технологии конфиденциальных вычислений придерживаются концепции «данные доступны, но не видны, данные не перемещаются, а модели перемещаются», и не распространяют необработанные данные, а только использует их для реализации ценности данных вне хранилища. В рамках конфиденциальных вычислений данные участвующих сторон не покидают локальную область, а при защите безопасности данных может быть реализовано междоменное взаимодействие данных из нескольких источников, что может решить проблемы защиты данных и применения их для слияния.
С углублением информатизации применение персональной информации в сфере государственного управления становится все более обширным. Благодаря сбору, обработке и использованию личной информации административные органы могут более эффективно поддерживать общественный порядок и управлять социальными делами.
Сфера государственных дел также является важной стороной спроса на конфиденциальные вычисления. Создание «унифицированной платформы для совместного использования и обмена государственными данными» должно соответствовать принципу конкретной цели, и только когда государственные органам необходимы личные данные для выполнения установленных законом обязанностей, они могут запрашивать у держателей информации разрешение на обмен соответствующей личной информацией, т.е. нецелесообразно сначала обмениваться информацией, находящейся в различных ведомствах, а потом использовать ее для выполнения конкретных задач. Вместо объединения в центральную базу данных, открываются интерфейсы данных различных ведомств, а запрос на доступ инициируется только тогда, когда соответствующему государственному органу необходима информация для выполнения своих обязанностей, установленные законом.
В настоящее время функционирует единая система идентификации в системе судебных органов. В арбитражных судах с целью идентификации в информационной системе «Мой Арбитр» используется механизм электронной цифровой подписи.
Идентификация участников судопроизводства может осуществляться также путем дополнительного использования единой биометрической системы [12].
В то же время в Решении по делу А33-30522/2022, которое рассматривалось арбитражным судом Красноярского края, было указано
на невозможность определения основных активов должника и их идентификацию, что приводит к существенным затруднениям при проведении процедур банкротства [13].
В настоящее время укрепление цифрового потенциала в государственно-правовой сфере сталкивается с кризисом доверительного управления, и необходимостью стимулирования цифрового участия общественности в управлении государственными делами.
Данные являются ключевым элементом цифровой экономики, а цифровое доверие помогает решать вопросы управления данными и безопасности, способствует формированию рынка элементов данных, обеспечению стабильности отношений между государственными органами, пользователями и платформенными предприятиями.
Таким образом, под цифровым доверием понимается уверенность заинтересованных сторон в способности конкретных государственных органов обеспечивать безопасный интерфейс для оказания цифровых услуг, то есть формировать доверительную цифровую среду.
Поэтому построение нового типа цифровых доверительных отношений и закрепление правовых основ цифрового доверия и развития цифрового общества предполагает совершенствование механизма идентификации пользователей в государственно-правовой сфере на основе разграничения личных данных о пользователях - физических лицах и виртуальных лицах, которые являются виртуальными образами.
Злоупотребление данными, нарушения конфиденциальности и другие риски безопасности могут оказать углубляющееся побочное воздействие на человеческое общество, на снижение чувства безопасности социальных субъектов, может затормозить темпы технологических инноваций и цифровой трансформации.
Поэтому построение нового типа цифровых доверительных отношений в государственно-правовой сфере предполагает закрепление в Федеральном законе №152-ФЗ [14] понятия цифрового субъекта как виртуального образа и разработку правовых положений, регламентирующих механизм идентификации цифровых субъектов.
Библиогра фия:
1. Концепция цифрового государства и цифровой правовой среды: монография / под общ. ред. Н.Н. Черногора, Д.А. Пашенцева. М.: Норма: ИНФРА-М, 2021. 244 с.
2. Савина, С. И. Цифровая форма реализации функций государства: теоретико-правовые аспекты и ее значение в государственно-правовой действительности / С. И. Савина // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2022. - № 2(58). - С. 217-225
3. Кирилловых, А. А. Современное государство: основные контуры цифровой трансформации / А. А. Кирилловых // Наука, общество, образование в условиях цифровизации и глобальных изменений: сборник статей III Международной научно-практической конференции, Пенза, 20 августа 2022 года. - Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. - С. 26-28
4. Балаев, С. А. Цифровизация в структуре механизма реализации функций современного государства / С. А. Балаев // Интеллектуальные ресурсы -региональному развитию. - 2021. - № 3. - С. 5-9
5 Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" от 09.02.2009 N 8-ФЗ (последняя редакция) // Собрании законодательства Российской Федерации от 16 февраля 2009 г. N 7 ст. 776
6 Прокопец, Г. К. Социальные права личности в условиях цифровизации / Г. К. Прокопец // Научный Лидер. - 2023. - № 2(100). - С. 101-103.
7 Кельзен, Г. Чистое учение о праве [Текст] : (2-е изд., 1960) / Ганс Кельзен ; пер. с нем. [М. В. Антонова, С. В. Лёзова]. - Санкт-Петербург : Алеф-Пресс, cop.
2015. - 540 с
8 Анистратенко, О. В. Платформа «знай своего клиента», направления развития и применения, перспективы выхода на наднациональный уровень / О. В. Анистратенко // Интеграция науки и образования в условиях цифровой трансформации : монография : в 3 т. Том 1. - Москва : РГ-Пресс, 2022. - С. 434-439
9 Заяц, Т. А. Государство в условиях развития цифровых технологий / Т. А. Заяц // Цифровизация экономики и общества: проблемы, перспективы, безопасность : Материалы международной научно-практической конференции. В 2-х т., Донецк, 29 марта 2019 года. Том 2. - Донецк: Цифровая типография, 2019. - С. 260-264.
10 Казьмина, Е. А. Тенденции развития информационной функции государства в условиях цифровизации / Е. А. Казьмина // Цифровые технологии и право : Сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции. В 6-ти томах, Казань, 23 сентября 2022 года / Под редакцией И.Р. Бегишева [и др.]. Том 1. - Казань: Издательство "Познание", 2022. - С. 139-143
11 Штатина, М. А. Субъекты публичного управления в условиях цифровой трансформации / М. А. Штатина // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2023. - Т. 19, № 1. - С. 55-68
12. Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 584 "Об использовании федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 30 (часть II) ст. 4108
13. Решение арбитражного суда Красноярского края по делу А33-30522/2022 от 23.05.2023. Электронное правосудие // https://ras.arbitr.ru/
14. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О персональных данных »//Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3451
Bibliography:
1. The concept of the digital state and the digital legal environment: monograph / Summa field. krasny. N.N. Chernogora, D.A. Pashentseva. M.: Norm: INFRA-M, 2021.
244 P.
2. Savina, S. I. Digital form of realization of the function of the state: theoretical and legal principles and its significance in state-legal activity / S. I. Savina / / Legal Science and Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2022. - № 2(58). - S 217-225
3. Kirillov, A. A. Coordinated meaning: the main contours of digital transformation / A. A. Kirillov / / Science, society, ed ucation in the conditions of digital and global changes: collection of articles of the III International Educational and Practical Conference, Penza, August 20, 2022. - Penza:Science and Slippage (IP Gulyaev G.Yu.), 2022. - S 26-28
4. Balaev, S. A. Digitalization in the structures of the mechanism for implementing the function of a coordinated state / S. A. Balaev / / smart resources-regional development. - 2021. - № 3. - S 5-9
5 Federal Law "on the provision of access to information on the activities of state bodies and International self-government bodies" dated 09.02.2009 No. 8-FZ (subsequent edition) // collected by the Legislators of the Russian Federation dated February 16, 2009 No. 7, Article 776
6 Prokopets, G. K. Social problems of deprivation in the conditions of digitalization / G. K. Prokopets / / Scientific Leader. - 2023. - № 2(100). - S 101-103.
7 Kelsen, G. What does the right matter |Text]: (2nd ed., 1960) / Hans Kelsen ; trans. s NEM. [M. S. Antonova, S. S. Lezoval. - Saint Petersburg :Alef-Press, cop. 2015. - 540 s
8 Anistratenko, O. S. The "know your customer" platform, the direction of development and application, prospects for bringing to rational growth / O. S. Anistratenko / / Integration of science and education in the digital transformation condition : monograph : in 3 vols . Volume 1. - Moscow: PG-Press, 2022. - S 434-439
9 Zayats, T. A. Acquaintance with the developments of information technologies / T. A. Protection / / protection of the environment and community: problems, prospects, security: materials of the international scientific practical conference. In 2 t., Donetsk, March 29, 2019. Volume 2. - Donetsk: Digital Printing House, 2019. - S 260-264.
10 Kazmina, Or. A. Tender for the development of a computer function in order to ensure / or. A. Kazmina / / Digital technologies and preo: Collection of found trudes I International Scientific and Practical Conference. In 6 volumes, Kazan, September 23, 2022 / pod edited by I.R. Behisheva, etc.]. Volume 1. - Kazan: Publishing House "Cognition", 2022. - S 139-143
11 States, M. A. Subjects of public administration in the conditions of digital transformation / M. A. State / / Journal of Foreign Legislation and Fair Law. - 2023. - Vol. 19, No. 1. - S 55-68
12. Publication of the Rulers of the Russian Federation dated July 10, 2013 No. 584 "On the Use of the Federal Useful Information System "Basic Identification and Authentication system in Infrastructure, Covering Information and Technological Interaction of Information Systems Used to Represent Public and Municipal Entities in Electronic Form" (and/or) collected by the Legislation of the Russian Federation dated July 29, 2013 G. N 30 (particle II) art. 4108
13. The decision of the Arbitration Court of the Krasnoyarsk Territory in the case A33-30522/2022 of 23.05.2023. Electronic spelling // https://ras.arbitr.ru /
14. Federal cartridge of 27.07.2006 N 152-FZ (ed. of 31.12.2017) "On personal data" //collected by the customer of the Russian Federation", 31.07.2006, N 31 (1 h.), Article 3451