ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ ДОВЕРИЯ
A.В. Лошкарёв, канд. юрид. наук, доцент
B.Э. Мовсесян, студент
Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11053
Аннотация. В статье рассматриваются предпосылки возникновения нормативной регуляторной среды, которая обеспечит благоприятный правовой режим для развития отношений в сфере цифровых коммуникаций и технологий. Рассмотрены понятия «аутентификация» и «идентификация» физических и юридических лиц, а также основные риски, которые могут возникнуть при данных процессах, описано нормативно-правовое регулирование. Выделены ключевые направления развития цифровой среды доверия в Российской Федерации. Рассмотрены мнения зарубежных авторов по вопросу цифровизации.
Ключевые слова: цифровая среда доверия, цифровая экономика, доверенная третья сторона, цифровой сервис доверия, цифровое пространство.
Рост инвестиций в развитие цифровых сервисов доверия и создание площадки для прозрачного взаимодействия между гражданами и государством, предприятием и сотрудниками, партнерами и клиентами - ведущая задача в становлении цифровой среды. Доверие в контексте цифровых технологий выступает определяющим фактором конкурентоспособности цифровой экономики. Ключевая задача государства - это повышение уровня доверия граждан к процессам цифровизации.
Несмотря на значительные объемы государственных инвестиций, направленных на усовершенствование цифровой среды доверия и организации прозрачного взаимодействия между различными структурами общества, применение данной площадки ограничено, что создает проблему для использования дистанционных цифровых коммуникаций в социуме.
Доверие - категория, которая изучается разнообразными научными дисциплинами, в первую очередь, социологией и психологией. Сегодня проблема доверия стала предметом детального изучения в области экономики и права [1].
Исходя из терминологической трактовки ВШЭ, цифровая среда доверия представляется нам как предусмотренная правовыми нормами деятельность по созданию комплекса цифровых правоотношений, образованных на доступной иденти-
фикации, аутентификации и деловой репутации субъектов, вступающих в цифровые правоотношения [2].
Впервые вопросы обеспечения и развития цифрового пространства стали актуальными в России в начале 2000-х годов, когда был принят Федеральный закон №1-ФЗ «Об электронной подписи». Электронная подпись была введена в контексте юридического регулятора трансграничного электронного документооборота. На современном этапе российское законодательство претерпевает особую модернизацию в сфере цифровых отношений, что привело к созданию Федерального закона №476- ФЗ от 27.12.2019, являющимся поправкой к Федеральному закону №63-ФЗ от 06.04.2011 «Об электронной подписи». Речь идет о сервисах доверия и в ФЗ-№ 476 было введено понятие «доверенная третья сторона» [3].
Внедрение данного термина в российское законодательство связывают с подписанием международного документа «Договор о Евразийском экономическом союзе», в задачи которого были включены вопросы об экономической интеграции на территории ЕАЭС. Технология «доверенная третья сторона» основана на проведении проверки электронных подписей в электронных документах в определенный момент времени и документальное подтверждение результатов такой проверки.
Доверенная третья сторона (ДТС) выступает гарантом надежности и защищенности информационного взаимодействия, механизм которого основан на своевременной конфиденциальной транзакции в отношении получателя. ДТС при спорной ситуации подтверждает совершение действий и ход событий.
Рассматривая сервисы «доверенной третьей стороны» важно подчеркнуть, что они могут включать такие процессы, как управление ключами и сертификатами, поддержку идентификации и аутентификации, фиксацию времени, электронные нотариальные службы и другие сервисы. Услуги Доверенной Третьей Стороны обеспечивают длительное архивное хранение и сохранение юридической силы электронного документа.
Как верно отметили исследователи Головкин Р.Б., Зыбин П.Д. и другие, цифровая среда доверия сконцентрирована на правовом формировании в цифровом пространстве информационных систем способов подтверждения личности физических и юридических лиц - аутентификации и идентификации субъектов правовых отношений [4].
Центральный Банк России предложил создание и развитие платформы для удаленной идентификации, позволяющая осуществить перевод финансовых услуг в цифровую среду и повысить доступность финансовых услуг для потребителей, в том числе людей с ограниченными возможностями, пожилого и маломобильного населения, а также увеличить конкуренцию на финансовом рынке [5].
Правовая база в области идентификации и аутентификации выражена в приказе Минкомсвязи России от 30.01.2019 «Об утверждении плана деятельности Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на период 2019-2024 годов». Согласно проекту, для идентификации и аутентификации лиц предлагается использовать инфраструктуру цифрового профиля. Цифровой профиль определяется как совокупность сведений о физических и юридических лицах, содержащихся в информационных системах государственных органов
и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в единой системе идентификации и аутентификации [6].
Данное внедрение всецело отвечает требованиям современной цифровой эпохи, так как упрощает взаимодействие в финансовых и иных вопросах, опуская формальный документооборот.
Однако, если говорить о ситуации в области цифровой среды доверия в мире, то согласно статистике Евростата (ЕС, 2018) лишь 57% от 16 до74 лет сообщили об использовании сети Интернет для взаимодействия с государственными органами в 2018 [7].
Это говорит о проблеме недоверия граждан к цифровой среде, поэтому она должна претерпеть совершенствование в области кибербезопасности и доработку в области сохранения конфиденциальности данных.
Согласно модели принятия технологий, предложенной еще Джей Си Дэвисом в 1986 году, принятие людьми информационных систем зависит от двух ключевых переменных, а именно «воспринимаемой простоты использования» и «воспринимаемой полезности» [7]. Согласно этому теоретическому подходу, оценка гражданами эффективности цифровой среды доверия имеет большое значение для принятия решения об использовании инструментов, предоставляемых государством в области внедрения цифровых технологий.
Таким образом, разработка и продвижение цифровых технологий становится инструментом стратегического управления, влияющим на восприятие граждан по вопросу цифровых сервисов доверия.
В российском законодательстве понятие «цифровая среда доверия» не закреплено и его сущностная трактовка отражена в программе «Цифровая экономика РФ», где речь идет о нормативно-правовом регулировании и формировании новой регуля-торной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных цифровых технологий, о системе идентификации и аутен-
тификации физических и юридических лиц [8].
Поэтому, прежде чем говорить о формировании цифровой среды доверия, важно сформировать терминологическую базу понятия «цифровая среда доверия» и составить в дальнейшем план по созданию специального органа, регулирующего внутренние и внешние отношения в сфере цифровой экономики.
В паспорте федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» перечислены результаты внедрения цифровых технологий, в частности это касается:
- возможности осуществления нотариальных действий путем изготовления нотариального документа в электронном виде;
- возможности направления жалоб, ходатайств и иных заявлений в электронной форме, а также допустимости электронных доказательств, дистанционного участия в судебном заседании;
- внедрения электронной трудовой книжки и возможности ведения электронного кадрового документооборота;
- обеспечения гармонизации терминологии, используемой в различных нормативных правовых актах.
Данные направления успешно развиты и продолжают развиваться, однако стоит дополнить, что все эти результаты не будут успешно функционировать без развитой кибербезопасности и сохранения высокого уровня конфиденциальности данных пользователей.
Для успешного развития цифровой экономики необходимо:
- уделять внимание разработке новых продуктов и (или) услуг с учетом требований современного мира цифровых технологий;
- правовое обеспечение и дополнение нормативно-правовой базы в области ки-бербезопасности;
- государственное управление рисками на протяжении всего жизненного цикла данных, включая процессы создания, хранения, использования, обмена и архивирования, и уничтожения информации.
Конфиденциальность данных является центральным элементом своей повседневной деятельности, и мы признаем ее важность в качестве конкурентного отличия. Финансовые учреждения, предприятия и государственные органы в целом, сталкиваются с дополнительной проблемой, связанной с повышением необходимого внимания к улучшению качества обслуживания клиентов, достижению соответствия нормативным требованиям и поддержанию надежной безопасности.
Цифровая среда доверия и ее безопасность - взаимосвязанные категории, развитие которых должно идти вместе. Для обеспечения приоритетного развития цифровой экономики, требуется более сбалансированная модель цифрового развития. Важным шагом является формирование лояльности у граждан в отношении циф-ровизации процессов, поэтому мы считаем, что необходимо проводить активную политику со стороны государства в области информационной безопасности, и следует сосредоточить внимание на методах повышения доверия к цифровой среде. Разработка инструментов контроля со стороны гражданского общества и активное вовлечение граждан в обсуждение цифровых инноваций, спонсирование проектов, связанных с цифровизацией значительно повысят уровень доверия к цифровым трансформациям и станут хорошей основой для становления и развития цифровой среды доверия.
Библиографический список
1. Larisa V. Sannikova, Yuliya S. Kharitonova The Trust and the Digitalization of Society // Proceedings of the 2nd International Conference on Education Science and Social Development (ESSD 2019) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.atlantis-press.com/proceedings/essd-19/125913061 (дата обращения 27.09.2020).
2. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апр. 2019 г. / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; науч. ред. Л. М. Гох-
берг; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019.
3. Федеральный закон от 27.12.2019 N 476-ФЗ (ред. от 23.06.2020) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_341757/(дата обращения 27.09.2020).
4. Головкин Р.Б., Зыбин П.Д., Макаренко Д.Г., Пысин С.А. Правовое формирование цифровой среды доверия // Вестник Воронежского института ФСИН России. -2019. - № 3. - С. 143-151.
5. Удаленная идентификация. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/fintech/digital_biometric_id/ (дата обращения: 27.09.2020).
6. Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части уточнения процедур идентификации и аутентификации)». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/57277.html/ (дата обращения: 27.09.2020).
7. The effects of e-government evaluation, trust and the digital divide in the levels of e-government use in European countries. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0040162519313150 (дата обращения: 27.09.2020)
8. Программа «Цифровая экономика» Российской Федерации» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71634878/ (дата обращения: 27.09.2020).
LEGAL ASPECTS OF REGULATING THE DIGITAL ENVIRONMENT
OF CONFIDENCE
A.V. Loshkarev, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor
V.E. Movsesyan, Student
Samara State University of Economics
(Russia, Samara)
Abstract. The article examines the prerequisites for the emergence of a regulatory environment that will provide a favorable legal regime for the development of relations in the field of digital communications and technologies. The concepts of "authentication" and "identification" of individuals and legal entities, as well as the main risks that may arise during these processes, are considered, and the legal regulation is described. The key directions of development of the digital environment of trust in the Russian Federation are highlighted. The opinions of foreign authors on the issue of digitalization are considered.
Keywords: digital trust environment, digital economy, blockchain technology, digital trust service, digital space.