УДК 334.021:35
Зорина А. Э.
Совершенствование государственной политики в сфере развития цифровой экономики1
Статья посвящена проблеме становления и развития цифровой экономики в Российской Федерации. Рассмотрены позитивные и негативные стороны «цифро-визации» экономики. Выделены проблемы доверия в цифровом пространстве и «цифрового суверенитета» как ключевые для решения вопросов развития цифровой экономики. Предложен комплекс мер и мероприятий по совершенствованию действующей в РФ нормативно-правовой базы в сфере развития цифровой экономики как основы новой государственной политики в данной сфере.
Ключевые слова: цифровая экономика; информационно-цифровая революция; цифровизация; цифровой суверенитет; стартапы.
ГРНТИ: Экономика / Экономические науки: 06.56.31 Экономическая политика. Государственное регулирование экономики.
ВАК: 08.00.05
Zorina A. E.
The improvement of the state policy in the sphere of the digital economy development
The article is devoted to the problem of the formation and development of the digital economy in the Russian Federation. The positive and negative sides of the "digitali-zation" of the economy are considered. The issues of trust in the digital space and "digital sovereignty" are highlighted as key to addressing the development of the digital economy. A set of measures and measures to improve the regulatory framework in the Russian economy in the development of the digital economy as the basis of the new state policy in this area is proposed.
Key words: Digital economy; information and digital revolution; digitalization; digital sovereignty; startups.
JEL classifications: H 19
© Зорина А. Э., 2018 © гоппа А. Е, 2018
1 Статья подготовлена на основе пленарного доклада 7-й междунар. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов «Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир» (8-9 июня 2018 г., СПб., ЛГУ им. А.С. Пушкина). Научный руководитель д-р экон. наук Клейнхоф И.А.
С появлением цифровой экономики в век компьютеризации и высоких технологий человечество вновь вступило в эпоху глобальных перемен. Информационно-цифровая революция охватила практически все виды деятельности в нашей стране и за рубежом. «Цифровая экономика - это не отдельная отрасль, по сути это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества. Формирование цифровой экономики - это вопрос национальной безопасности и независимости России, конкуренции отечественных компаний», - об этом президент РФ Владимир Путин заявил на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам 5 июля 2017 г. [4]. Президент, который традиционно ставит стратегические задачи, сравнил задачу развития в этой сфере с электрификацией страны в XX в.
Правительством РФ была разработана и в июле 2017 г. утверждена программа развития цифровой экономики до 2024 г., в которой определены пять базовых направлений, имеющих самое прямое отношение к обеспечению качества жизни человека, в том числе: нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность.
Правовое регулирование цифровой экономики таким образом обрело свою легитимную основу, однако сама проблема организации, в первую очередь на государственном уровне, становления и развития цифровой экономики является сегодня уже не столько теоретической, сколько практической. В связи с очевидной быстротой утраты актуальности информации в сфере высоких технологий становится очевидно, что и государственное регулирование, основанное на устаревшей информации, может также быстро устаревать.
Соответственно, необходимо своевременно отслеживать провалы и негативные проявления регулирующего воздействия и принимать меры для исправления ситуации. В этой связи постоянно актуальной научно-прикладной задачей является регулярная разработка мер по совершенствованию государственной политики в сфере развития цифровой экономики.
В указе Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы» содержится официальное государственное определение данному феномену:
«Цифровая экономика» - хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг [1].
Согласно данным Росстата за 2016 г., доля цифровой экономики в России составила 3,3 % ВВП. Среди развитых стран этот показатель находится на уровне 5 %, в Великобритании, Венгрии, Ирландии, Республике Корея, США, Японии этот показатель достигает 7 % [5].
Переход к цифровой экономике имеет ряд важных плюсов, как, например, использование электронных систем и цифровизации, что в целом позволяет заметно разгрузить и оптимизировать ряд отраслей, в которых использование традиционных способов обмена информацией является одним из факторов их неэффективности.
Кроме того, использование цифровизации позволяет оптимизировать расходы на данные отрасли, сведя к минимуму возможный дефицит предоставляемых услуг [3]. Примером этого является
телемедицина. При повсеместном сокращении количества медицинских учреждений и персонала пациент может пользоваться телемедициной, т. е. первый прием проходит в больнице у врача, который дает пациенту консультацию и проводит осмотр, а последующие приемы могут проходить с использованием телемедицины, пациент использует сеть и ресурсы сети Интернет для связи со своим лечащим врачом, и в случае стабильного состояния здоровья получает рекомендации по лечению.
Таким образом, происходит оптимизация процесса, снижаются издержки, связанные с потерями времени, логистикой. Однако данный процесс может привести к негативным последствия в сфере труда, например, прямым следствием такой оптимизации является сокращение численности персонала определенной квалификации.
То есть при всех существующих и рассмотренных ранее преимуществах цифровой экономики имеется ряд серьезных недостатков, среди которых есть и организационно-правовые, и социально-экономические, например:
• существование и возрастание угрозы «цифровому суверенитету» государства;
• изменения, предлагаемые в процессе перехода к цифровой экономике, могут иметь двойное назначение и потенциально увеличивают уровень опасности слежки со стороны государства и внешней среды за отдельными людьми и группами лиц;
• снижение существующего уровня безопасности данных, возможность потери данных без возможности их последующего восстановления;
• снижение количества вакансий низкой и средней квалификации;
• увеличение существующего уровня сложности и доступности бизнес-моделей, способов и методов взаимодействия;
• существенные изменения в сформированных моделях поведения субъектов взаимоотношений;
• необходимость пересмотра и внесения изменений в административный и налоговый кодексы Российской Федерации.
Указанные недостатки и есть проблемы, с которыми должно справляться государственное регулирование. В этой связи на основе выводов, полученных в ходе нашего анализа, можно предложить комплекс мер, направленных на совершенствование регулирования правового поля, и практических мер, направленных на совершенствование отраслей и сфер деятельности как элементов цифровой экономики.
Представленные в комплексе меры мы предлагаем группировать в три раздела:
• корректирующие изменения в сфере регулирования и управления реальной и цифровой экономикой;
• системные изменения в существующей законодательной базе;
• корректирующие изменения в отраслевом нормативном правовом регулировании.
Рассмотрим подробнее представленные меры по каждому разделу.
В рамках первого раздела предполагается решение нижеследующих задач.
• Формирование условий для создания и поддержания деятельности центров компетенции по указанным в Программе прорывным и перспективным технологиям, рабочих групп НТИ (Национальной технологической инициативы). Разработка данных условий и дальнейшая работа по достижению поставленных задач должна проводится в сотрудничестве с субъектами экономических отношений - представителями бизнеса и государства.
• Проведение тщательной оценки рисков, возможных как в случае отмены существующих барьеров, так и в случае сохранения действующих ограничений в области цифровой экономики; использовании новых понятий, институтов и технологий.
• Разработка механизма управления информацией, в том числе изменениями и знаниями в цифровой форме, также выступающего регулятором отношений в сфере цифровой экономики.
Также к мерам совершенствования государственной политики в сфере цифровой экономики в данном разделе следует отнести:
• создание технологического форсайта в сфере 1_еда!ТееИ, учитывающего основные тренды и технологии;
•формирование условий для внедрения и использования актуальных инструментов управления изменениями в области цифровой экономики - применение технологий, использующих концепцию искусственного интеллекта, разработки в сфере области «больших данных»;
•создание нового проекта политики по совершенствованию цифровой экономики на информационном и географическом пространстве Евразийского экономического союза (ЕЭС).
В рамках второго раздела рассмотрим меры, направленные на системообразующие изменения законодательной базы. К данным мерам следует отнести только и исключительно формирование специальной законодательной базы для эффективного регулирования электронного взаимодействия, электронного оборота документов, создания электронных дубликатов документов, формирования архива электронных документов.
Такое законодательство способно обеспечить переход к электронной форме взаимодействия и документооборота в различных областях деятельности, как, например, переход к заключению электронного тру-
дового договора. В целом его конечной целью будет формирование необходимых правовых условий и предпосылок для создания однородной среды доверия в цифровом виде. Такая среда доверия необходима для создания и использования субъектами цифровой экономики инструментов и способов доверительных коммуникаций, основанных на принципах удаленности и использования цифровой среды.
Среди инструментов специалисты выделяют: удаленное подтверждение личности и равный статус различных способов идентификации и аутентификации физических и юридических лиц, равное с очно-бумажными взаимодействиями правое признание как в публично-правовых, так и гражданско-правовых взаимодействиях; способы независимой доверенной фиксации и предоставления заинтересованным лицам юридических фактов, связанных с электронными дистанционными взаимодействиями, электронными документами (сервисов третьей доверенной стороны); подтверждение юридически значимых фактов в электронной форме, в том числе с использованием распределенных реестров, электронная форма доказательств; правила формирования конкурентного рынка коммерческих поставщиков сервисов третьей доверенной стороны; особенности использования технологий распределённых реестров (блокчейн).
В третьем разделе рассмотрим мероприятия по отраслевому (специальному) изменению нормативного правового регулирования.
1. Приоритизация мер по совершенствованию правового регулирования на первоочередные, среднесрочные и комплексные - на основе систематизации предложений бизнес-сообщества, общественных и научных организаций и определение «карты рисков» и пробелов текущего отраслевого регулирования.
2. Антимонопольное регулирование: формирование инструментов снятия (снижения) барьеров входа на рынки цифровой экономики для "стартапов" в части доступа к ключевым технологиям, базам данных; разработка правового инструментария противодействия картелям, основанный на цифровых алгоритмах и противодействию антиконкурентному поведению на инновационных рынках; предложения по адаптации подходов к анализу рынков и рыночной власти с учетом особенностей развития цифровой экономики; приведение инструментов контроля экономической концентрации к условиям цифровой экономики, в том числе в части концентрации больших массивов данных как средства монополизации и учета сетевых эффектов цифровых платформ [2].
3. Определение инструментов государственной поддержки деятельности компаний в сфере цифровой экономики, включая анализ необходимых налоговых и иных преференций для организаций, осуществляющих деятельность, связанную с развитием современных технологий, сбором и использованием данных, а также для иных субъектов цифровой экономики.
4. Обязательное включение в формируемые программы по развитию цифровой экономики обеспеченных финансированием отдельных разделов по созданию условий для совершенствования цифровой экономики. Раздел такого типа может содержать комплекс мер по использованию прорывных технологий, которые необходимы при создании элементной базы, создании ПО. Финансирование рассматриваемого раздела должно обеспечиваться согласно затратам, предусмотренным на реализацию соответствующих программ.
5. Содействие приоритетному рассмотрению проектов федеральных законов, обеспечивающих внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих определение статуса
цифровых технологий, применяемых в финансовой сфере (и их ключевых понятий), а также установлению требований к организации и осуществлению производства, основанного на принципах криптографии в среде распределенных реестров.
6. Развитие практики создания специальных регулятивных площадок («сэндбокс») для апробации инновационных технологий, продуктов и услуг.
7. Содействие внедрению в практику отечественных инжиниринговых компаний современного программного обеспечения в области цифрового проектирования и моделирования (CAD/CAE/MES & ERP/BIM), разработанного с учётом принципов комплексного проектирования на базе EPC/EPCM стандартов; двухуровневой системы проектной деятельности.
8. Создание федерального фонда данных дистанционного зондирования Земли (далее - ДЗЗ), порядок его функционирования, порядок сертификации данных ДЗЗ, в части квалификации данных ДЗЗ в качестве доверенных данных.
Таким образом, актуальное совершенствование государственного регулирования сферы цифровой экономики возможно с помощью комплекса различных мер, реализуемых через действующее и новое законодательство, а также деятельность различных органов государственной власти и управления.
Список литературы
1. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: указ Президента РФ (от 09.05.2017 № 203) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/
2. Бондаренко В.М. Инновации, информационное общество и долгосрочная стратегия развития России // Информационное общество. - № 5-6. - 2008. - № 1. -2009 [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12863717.
3. Кешелава А. В. Введение в «цифровую» экономику / под общ. ред. А. В. Ке-шелава; гл. «цифр.» конс. И.А. Зимненко. - ВНИИГеосистем, 2017. - 28 с.
4. Официальный сайт Администрации Президента [Электронный ресурс]. -URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/54983
5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. -URL: http://www.gks.ru/
References
1. O Strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federa-cii na 2017-2030 gody: ukaz Prezidenta RF (ot 09.05.2017 № 203). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/
2. Bondarenko V.M. Innovacii, informacionnoe obshchestvo i dolgosrochnaya strategiya razvitiya Rossii. Informacionnoe obshchestvo. № 5-6. 2008. № 1. 2009. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12863717.
3. Keshelava A.V. Vvedenie v «cifrovuyu» ekonomiku. VNIIGeosistem, 2017. 28 р.
4. Oficial'nyj sajt Administracii Prezidenta. - URL: http://www.kremlin.ru/
5. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. - URL: http://www.gks.ru/