ЦИФРОВИЗАЦИЯ ГОРОДСКОГО УПРАВЛЕНИЯ: РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЛАНИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ Г. МОСКВЫ
А.Т. Передова, студент
Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева (Россия, г. Москва)
Б01:10.24412/2411-0450-2024-11-3-56-61
Аннотация. Статья посвящена анализу роли информационных технологий и процессов циф-ровизации в системе городского управления Москва. Исследование подчеркивает внедрение цифровых платформ и сервисов в различные сферы городского хозяйства, такие как транспорт, здравоохранение, образование и жилищно-коммунальное хозяйство. Рассматриваются ключевые аспекты цифровизации, включая автоматизацию административных процессов, использование больших данных и искусственного интеллекта для принятия управленческих решений, а также создание единой информационной среды для взаимодействия органов власти и граждан. В статье даны рекомендации по дальнейшему развитию цифровой инфраструктуры Москвы и предложены меры по минимизации рисков, связанных с внедрением новых технологий.
Ключевые слова: цифровизации, система городского управления, информационные технологии, развитие цифровой инфраструктуры, информационные технологии в планирования, Москва.
Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) положило начало новой эре городского развития, характеризующейся растущей интеграцией цифровых решений в различные аспекты управления городом. Цифровизация стала важнейшим фактором устойчивого городского роста, позволяющим городам оптимизировать распределение ресурсов, повысить вовлеченность граждан и улучшить общее качество жизни [7]. В этом контексте роль информационных технологий (ИТ) в планировании и развитии городов приобрела значительное значение.
Во всем мире города все активнее используют цифровые технологии для решения таких проблем, как пробки на дорогах, загрязнение окружающей среды и неэффективное использование ресурсов. Начиная с инициатив по созданию «умных городов» и заканчивая внедрением устройств Интернета вещей, городские центры по всему миру используют ИТ для создания более эффективной, устойчивой и жизнестойкой городской среды. В последние годы в России набирает обороты программа цифровой трансформации, и правительство признает потенциал информационных технологий для стимулирования экономического роста и улучшения качества государственных услуг [3]. Москва, как столица и крупнейший город страны, находится в аван-
гарде этой цифровой революции, внедряя ряд инновационных решений для модернизации городской инфраструктуры и повышения качества жизни своих жителей.
Цифровизация, по своей сути, представляет собой процесс преобразования аналоговой информации или процессов в цифровой формат. Данное преобразование предполагает использование цифровых технологий для представления информации в двоичном коде и манипулирования ею, что позволяет хранить, передавать и обрабатывать ее с помощью электронных устройств. По сути, цифровизация — это мост между физической и цифровой сферами, позволяющий создавать виртуальное представление реальности [1].
Однако концепция цифровизации выходит за рамки простого преобразования, охватывая более широкую интеграцию цифровых технологий в различные аспекты человеческой деятельности, что приводит к фундаментальным изменениям в том, как мы работаем, общаемся и взаимодействуем с окружающим миром [2, 4]. Цифровизация предполагает не только оцифровку информации, но и трансформацию бизнес-моделей, организационных структур и общественных норм.
Сингапур часто называют образцом «умного» города благодаря своей передовой инфраструктуре и использованию современных технологий для улучшения качества жизни граж-
дан [9]. В основе стратегии развития Сингапура лежит концепция Smart Nation, которая включает в себя интеграцию цифровых решений практически во все аспекты городской среды (см. рис. 1).
Стратегический подход города к цифрови-зации позволил внедрить инновационные решения, которые оптимизируют распределение ресурсов, повышают уровень вовлечённости граждан и способствуют устойчивому развитию городской среды.
1. Умная транспортная система
• В Сингапуре активно используются системы мониторинга дорожного движения, интеллектуальные светофоры п камеры наблюдения, чтобы оптимизировать транспортные потокп и снизить заторы. Кроме того, внедрены прпложеши для отслеживания общественного транспорта в реальном времени, а также разрабатываются автономные транспортные средства.
2. Энергоэффектпвность и устойчивое развитие
• Город внедряет систему умных счетчиков электроэнергии п воды, что позволяет гражданам отслеживать потребление ресурсов и экономить их. Также широко используется солнечная энергия и другие возобновляемые источники энерпш.
Одним из ключевых аспектов стратегии цифрового развития Москвы является создание комплексной цифровой платформы, которая объединяет различные городские службы и источники данных. Эта платформа представляет собой центральный узел для граждан, предприятий и государственных органов, обеспечивая беспрепятственный доступ к информации и эффективное предоставление услуг.
3. Электронное правительство и услуги
• Сингапур предлагает широкий спектр онлайн-сервисов через портал еСшгеп, включая регистрацию бизнеса, оплату налогов, получение медицинских услуг и многое другое. Это значительно упрощает взаимодействие между гражданами и государством.
4. Безопасность п впдеонаблюденпе
* Система впдеонаблюденця охватывает весь город, обеспечивая высокий уровень безопасности. Камеры оснащены функциями распознавания лиц и анализа поведения, что помогает предотвращать преступления п быстро реагировать на инциденты.
5. Жилищные условия и здравоохранение
* Жилые комплексы оборудованы системами умного дома, позволяющими управлять освещением, температурой и безопасностью дистанционно. В сфере здравоохранения активно применяются телемеднцпна и электронные медицинские карты, что делает доступ к медицинским услугам более удобным и быстрым.
Рис. 1. Интеграция цифровых решений стратегии развития Сингапура на основании концепции
Smart Nation [4, 6, 8]
Кроме того, г. Москва активно инвестирует в внедрение передовых технологий, таких как интернет вещей и искусственный интеллект (ИИ). В городе устанавливаются датчики интернета вещей, которые в режиме реального времени собирают данные о транспортном потоке, качестве воздуха, потреблении энергии и других важных параметрах. Затем эти данные анализируются с использованием алгоритмов искусственного интеллекта для выявления закономерностей и тенденций, что позволяет принимать обоснованные решения
и эффективно реагировать на городские вызовы.
Например, отслеживая движение транспорта в режиме реального времени, город может оптимизировать транспортные потоки, уменьшить заторы и улучшить качество обслуживания общественного транспорта. Прогнозная аналитика на базе искусственного интеллекта также может помочь выявить потенциальные сбои в инфраструктуре и определить потребности в техническом обслужива-
нии, позволяя своевременно принимать меры и предотвращать возможные сбои в работе.
Система видеонаблюдения в Москве - одна из самых масштабных в мире. Она состоит из более чем 200 000 камер, установленных в общественных местах, подъездах домов, школах, детских садах и других объектах. Основная цель этой системы - обеспечение общественной безопасности и борьба с преступностью [5].
Основные функции системы включают:
- Распознавание лиц. Технология распознавания лиц позволяет идентифицировать подозреваемых в совершении преступлений, находить пропавших без вести людей и контролировать доступ в определенные зоны.
- Мониторинг дорожной ситуации. Камеры фиксируют нарушения правил дорожного движения, что помогает поддерживать порядок на дорогах и снижать количество ДТП.
- Контроль за общественным порядком. Камеры помогают полиции быстрее реагировать на происшествия и предотвращать правонарушения [1, 8].
Одним из ключевых аспектов цифровой трансформации Москвы является фокус на вовлечении и участии граждан. В городе созданы онлайн-платформы и мобильные приложения, которые позволяют жителям активно участвовать в процессах городского планирования и принятии решений.
Проект «Активный гражданин» запущен в 2014 году и представляет собой платформу для взаимодействия граждан с органами власти. Основные цели проекта:
- Привлечение граждан к принятию решений по вопросам городского благоустройства, социальной политики, образования и культуры.
- Проведение голосований и опросов среди жителей Москвы по различным темам.
- Обеспечение прозрачности процесса принятия решений и информирование граждан о результатах голосования [5, 6, 9].
На платформе зарегистрированы миллионы пользователей, которые регулярно участвуют в обсуждениях и голосованиях. За годы существования проекта было проведено множество значимых мероприятий, таких как благоустройство парков, ремонт дорог и установка новых спортивных площадок.
Платформа «Наш город» создана для получения обратной связи от жителей столицы по качеству оказываемых государственных услуг и состоянию городской инфраструктуры. Основные возможности платформы:
- Отчеты о проблемах. Жители могут сообщать о различных проблемах, таких как ямы на дорогах, неисправные светильники, мусор на улицах и другие.
- Контроль исполнения заявок. Пользователи могут следить за статусом своих обращений и получать уведомления об их решении.
- Рейтинговая система. Жители оценивают работу исполнителей и оставляют отзывы о качестве выполненных работ. [2, 8]
Платформа помогает властям оперативно реагировать на жалобы и предложения граждан, что повышает эффективность управления городом.
С помощью описанных цифровых инструментов горожане могут сообщать о проблемах, оставлять свои отзывы и участвовать в общественных обсуждениях, способствуя развитию чувства сопричастности и даёт жителям возможность влиять на формирование будущего своего города.
Кроме того, использование платформ социальных сетей обеспечивает оперативную связь между городскими властями и жителями, что способствует быстрому реагированию на возникающие проблемы и запросы.
Система видеонаблюдения и технология распознавания лиц помогли значительно повысить уровень безопасности в городе. Количество раскрытых преступлений увеличилось, а скорость реагирования на происшествия сократилась. Согласно данным МВД, внедрение системы видеонаблюдения способствовало снижению уровня уличной преступности на 20-30% в некоторых районах.
Проекты «Активный гражданин» и «Наш город» позволили жителям участвовать в управлении городом и влиять на принятие важных решений. Более миллиона москвичей регулярно используют эти платформы для выражения своего мнения и контроля за качеством предоставляемых услуг.
Внедрение электронных сервисов и платформ обратной связи позволило сократить затраты на содержание городской инфраструктуры и улучшить ее обслуживание. Например, своевременное устранение проблем, таких как
неисправности на дорогах или в системах освещения, предотвращает дополнительные расходы на ремонт и восстановление.
Искусственный интеллект (ИИ) и машинное обучение (МЬ) обладают огромным потенциалом для революционного управления городским хозяйством в Москве [1]. Анализируя огромные объемы данных из различных источников, алгоритмы ИИ и МЬ могут выявлять закономерности, тенденции и аномалии, что позволяет принимать решения на основе данных. Например, интеллектуальная аналитика на базе искусственного интеллекта может прогнозировать пробки на дорогах, сбои в работе инфраструктуры и оптимизировать потребление энергии. Кроме того, алгоритмы МЬ могут быть использованы для разработки интеллектуальных транспортных систем, способных адаптироваться к дорожным условиям в режиме реального времени, сокращая заторы и сокращая время в пути. По мере дальнейшего развития технологий искусственного интеллекта и МЬ их интеграция в системы городского управления приведет к значительному повышению эффективности, устойчивости и качества жизни жителей Москвы.
Технология блокчейн, благодаря своей децентрализованной и прозрачной природе, открывает многообещающие возможности для управления городскими ресурсами. Создавая безопасную и неизменяемую цифровую бухгалтерскую книгу, блокчейн может повысить прозрачность и эффективность различных городских процессов. Например, его можно использовать для отслеживания происхождения продуктов питания, обеспечивая их качество и безопасность. Кроме того, блокчейн может облегчить управление записями о собственности, снижая риск мошенничества и упрощая операции с недвижимостью. Используя технологию блокчейн, Москва может создать более прозрачную и эффективную систему управления городскими ресурсами, укрепляя доверие и подотчетность между всеми заинтересованными сторонами.
Интернет вещей (1оТ) способен изменить повседневную жизнь москвичей, подключив к Интернету различные устройства и системы [5]. Размещая датчики Интернета вещей по всему городу, можно в режиме реального времени собирать данные о широком спектре параметров, таких как качество воздуха, уро-
вень шума и загруженность дорог. Эти данные могут быть использованы для оптимизации городских служб, повышения общественной безопасности и общего качества жизни. Например, умные дома с поддержкой Интернета вещей могут автоматизировать различные задачи, такие как регулировка освещения и температуры, делая повседневную жизнь более удобной [2]. Кроме того, инфраструктура «умного города» на базе Интернета вещей позволяет оптимизировать потребление ресурсов и снизить воздействие на окружающую среду.
Разработка системы смарт-контрактов и электронных сервисов может значительно упростить бюрократические процессы и повысить эффективность государственного управления. Смарт-контракты, самоисполняющиеся контракты с условиями соглашения, непосредственно записанными в код, могут автоматизировать различные юридические и финансовые операции, снижая необходимость вмешательства человека. Электронные сервисы, такие как онлайн-подача заявлений на получение разрешений и цифровая проверка личности, могут упростить взаимодействие между гражданами и государственными учреждениями, экономя время и усилия. Внедряя эти цифровые технологии, Москва может создать более эффективное и ориентированное на интересы граждан правительство, укрепляя доверие и прозрачность.
Выводы. В заключение следует отметить, что стремление Москвы к цифровизации привело к изменению методов управления городом и его развития. Благодаря использованию информационных технологий, город достиг значительных улучшений в области эффективности, прозрачности и устойчивого развития.
В рамках реализации программы цифрови-зации городской инфраструктуры г. Москвы были достигнуты значительные успехи. За отчетный период существенно улучшены процессы управления городскими службами, оптимизированы транспортные потоки, внедрены новые технологии в здравоохранении и образовании. Например, система «Умный город» позволила сократить время реагирования экстренных служб на вызовы граждан, а внедрение электронных медицинских карт значи-
тельно упростило доступ к медицинским ласти цифровых технологий будут способ-услугам. ствовать экономическому росту и созданию
Для обеспечения устойчивого развития новых рабочих мест. цифровой экосистемы столицы необходимо - Обучение и повышение квалификации
сосредоточиться на нескольких ключевых кадров. Необходимо развивать образователь-направлениях: ные программы, направленные на подготовку
- Расширение покрытия высокоскоростным специалистов в сфере IT и цифровизации, интернетом. Особое внимание следует уде- чтобы удовлетворить растущий спрос на ква-лить районам с недостаточным уровнем циф- лифицированные кадры.
рового подключения, чтобы обеспечить рав- Цифровизация уже оказывает значительное
ноправный доступ всех горожан к цифровым влияние на повседневную жизнь жителей сервисам. Москвы. Ожидается, что дальнейшее развитие
- Развитие платформы «Активный гражда- цифровых технологий приведет к положи-нин». Увеличение числа интерактивных сер- тельным изменениям: повышение доступно-висов и улучшение обратной связи с жителя- сти государственных и муниципальных услуг; ми позволят эффективнее учитывать мнение улучшение экологической ситуации; рост населения при принятии управленческих ре- уровня безопасности.
шений. Таким образом, цифровизация является
- Создание единого цифрового простран- ключевым фактором улучшения качества ства для бизнеса. Упрощение процедур реги- жизни москвичей и способствует созданию страции и ведения предпринимательской дея- комфортной и безопасной среды обитания. тельности, а также поддержка стартапов в об-
Библиографический список
1. Акифьева Л.В. Отечественный и зарубежный опыт цифровизации муниципального управления и городского хозяйства / Л.В. Акифьева, А.А. Андреева, А.В. Дорошкевич [и др.]. - Княги-нино: Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, 2024. - С. 7-9.
2. Аристов, Л.С. Модель управления средствами цифровизации по привлечению населения к занятиям физической культурой и спортом на примере Талицкого городского округа / Л.С. Аристов, М.А. Червякова, В.Р. Василов // Физическая культура, спорт и молодежная политика в условиях глобальных вызовов. Екатеринбург, 14-20 ноября 2022 года / Под общей редакцией Л.А. Рапопорта. - Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2023. - С. 98-104.
3. Капник, Ю.Н. Развитие механизма организации городского пространства в условиях цифровизации / Ю.Н. Капник, Д.Ю. Яшкин // Столыпинский вестник. - 2023. - Т. 5, № 12.
4. Косян, А.Г. Использование цифровых технологий в управлении муниципальными образованиями / А.Г. Косян, В.В. Шведов // Столыпинский вестник. - 2024. - Т. 6, № 2.
5. Попов, Е.В. Эффективность проектов развития «умных городов» / Е.В. Попов, К.А. Семячков, Д.Н. Борисов // ЭКО. - 2023. - № 6(588). - С. 32-49. - DOI 10.30680/ETO0131-7652-2023-6-32-49.
6. Рыбина, Г.В. Исследование подходов к проектированию архитектуры многоагентной системы в рамках моделей Индустрия 4.0 для цифровизации управления городским парковочным пространством / Г.В. Рыбина, В.Ю. Степаньков // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. - 2023. - № 6. - С. 24-33. - DOI 10.25791/pribor.6.2023.1414.
7. Филиппов, В.В. Цифровизация в теплоэнергетике / В.В. Филиппов // Наука России: Цели и задачи: Сборник научных трудов по результатам XXXVII международной научно-практической конференции, Москва, 05 июня 2023 года. - Москва: Научный центр «LJournal», 2023. - С. 58-61. - DOI 10.18411/nrciz-06-2023-11.
8. Чуев, И.Н. Цифровая трансформация транспортной отрасли России / И.Н. Чуев, Д.А. Духу // Наука XXI века: проблемы, перспективы и актуальные вопросы развития общества, образования и науки. - Краснодар: ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ- филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2023. - С. 251-255.
9. Эльбиева, Л.Р. Евразийские стандарты для умного города и цифрового градостроительного развития / Л.Р. Эльбиева // ФГУ Science. - 2023. - № 2(30). - С. 136-141. - DOI 10.36684/37-202330-2-136-141.
DIGITALIZATION OF URBAN MANAGEMENT: THE ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN THE PLANNING AND DEVELOPMENT OF MOSCOW
A.T. Peredova, Student
Russian State Agrarian University - Moscow State Agricultural Academy named after K.A. Timiryazev (Russia, Moscow)
Abstract. The article is devoted to the analysis of the role of information technologies and digitaliza-tion processes in the Moscow city government system. The study highlights the introduction of digital platforms and services in various areas of urban economy, such as transport, healthcare, education and housing and communal services. The key aspects of digitalization are considered, including automation of administrative processes, the use of big data and artificial intelligence for making managerial decisions, as well as the creation of a unified information environment for interaction between authorities and citizens. The article provides recommendations for the further development of Moscow's digital infrastructure and suggests measures to minimize the risks associated with the introduction of new technologies.
Keywords: digitalization, urban management system, information technology, digital infrastructure development, information technology in planning, Moscow.