Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ - ГЛОБАЛЬНЫЙ ТРЕНД МИРОВОЙЭКОНОМИКИ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ - ГЛОБАЛЬНЫЙ ТРЕНД МИРОВОЙЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1773
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ДАННЫЕ / ИНТЕРНЕТ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DIGITALIZATION / INFORMATION / INFORMATIZATION / DIGITAL TRANSFORMATION / ELECTRONIC DATA / INTERNET / COMPUTER LITERACY / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шинкарецкая Галина Георгиевна

Внедрение цифровых технологий в экономику и в целом в жизнь человеческого общества становится все более мощным фактором развития. В настоящее время можно выделить три этапа цифровизации в соответствии с качественными изменениями, вносимыми в жизнь людей. На нынешнем, третьем, этапе становится особенно необходимым эффективное техническое и правовое регулирование цифровизации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION - GLOBAL TREND OF THE WORLD ECONOMY

The introduction of digital technologies in the economy and in general in the life of human society is becoming an increasingly powerful development factor. At present, three stages of digitalization can be distinguished in accordance with the qualitative changes made to people’s lives. At this third stage, the effective technical and legal regulation of digitalization becomes especially necessary

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ - ГЛОБАЛЬНЫЙ ТРЕНД МИРОВОЙЭКОНОМИКИ»

ШИНКАРЕЦКАЯ Галина Георгиевна,

доктор юридических наук, главный научный сотрудник Института государства и права РАН

e-mail: gshink@yandex.ru

ЦИФРОВИЗАЦИЯ - ГЛОБАЛЬНЫЙ ТРЕНД МИРОВОЙЭКОНОМИКИ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 18-29-16012.

Аннотация. Внедрение цифровых технологий в экономику и в целом в жизнь человеческого общества становится все более мощным фактором развития. В настоящее время можно выделить три этапа цифровизации в соответствии с качественными изменениями, вносимыми в жизнь людей. На нынешнем, третьем, этапе становится особенно необходимым эффективное техническое и правовое регулирование цифровизации.

Ключевые слова: цифровизация, информация, информатизация, цифровая трансформация, электронные данные, Интернет, компьютерная грамотность, информационные технологии.

SHINKARETSKAYA Galina Georgievna,

Doctor of Law,

Chief Researcher, Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences

DIGITALIZATION - GLOBAL TREND OF THE WORLD ECONOMY

Annotation. The introduction of digital technologies in the economy and in general in the life of human society is becoming an increasingly powerful development factor. At present, three stages of digitalization can be distinguished in accordance with the qualitative changes made to people's lives. At this third stage, the effective technical and legal regulation of digitalization becomes especially necessary.

Key words: digitalization, information, informatization, digital transformation, electronic data, Internet, computer literacy, information technology.

I I ифровизация или цифровая транс-I I формация экономики - новое явление не только в нашей жизни, но и в жизни всего мирового сообщества. Цифровизация - это один из элементов формирования глобального информационного общества, когда главным двигателем прогресса становятся знания; эти знания в виде т.н. больших данных становятся и главным товаром. По образному выражению двух авторов, в настоящее время важен не факт обладания каким-либо ресурсом, а обладание информацией об этом ресурсе и возможность эту информацию использовать [3].

В принципе, цифровизация - это одна из форм обращения с информацией. Вот как она определяется в Распоряжении Правительства Российской Федерации: «Цифровизация - это переход с аналоговой формы передачи информации на цифровую» [5], т.е. цифровизация -это процесс изменений путем массового внедрения цифровых технологий, которые производят,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

развивают, распространяют и передают информацию.

В отличие от других способов инновации, цифровизация опирается на одновременное развитие многих технологий, среди которых: телекоммуникационные сети (мобильные или стационарные), компьютерные технологии (компьютеры, ноутбуки, беспроводные планшеты), программная инженерия (операционные системы, машинное обучение, искусственный интеллект), а также последствия их использования (общие платформы для разработки приложений, электронная доставка госуслуг, электронная коммерция, социальные сети, а также доступность информации на форумах, блогах и порталах).

Центром информационной или цифровой экономики является производство цифровых технологий и услуг. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), средний рост мировой торговли продуктами цифровой экономики в 2015 г. составлял 4%, а рост услуг - до 30% [16]. Внедрение таких

технологий ведет к массивным, взрывным изменениям, подобно тому, что было после распространения паровых машин, электричества и железных дорог по всему Земному шару, так что изменились и экономика, и общество [8].

Внедрение цифровых технологий в нашу жизнь, с одной стороны, очевидно, с другой - ее влияние на социальную и экономическую ситуацию в обществе пока неясно и пока нет ясного понимания, что внесет повсеместное внедрение цифровых технологий в жизнь общества.

Цифровые трансформации позволяют автоматизировать многие операции в производстве и распространении продукции, так что возрастает эффективность производства и сокращаются транзакционные расходы. С другой стороны, циф-ровизация открывает новые возможности для бизнеса, оказывая влияние на подбор кадров и методы их работы. Предоставление услуг государственными органами способствует доступу большего числа людей к системам здравоохранения и образования и в то же время улучшает каналы связи между населением и управляющими органами. Наконец, цифровая трансформация оказывает влияние на поведение людей и их взаимоотношения, способствуя социализации людей и облегчению их коммуникаций.

В связи с этим в обществе появились надежды на то, что с помощью цифровых технологий можно решить такие сложные социальные проблемы, как снижение уровня безработицы, борьба с бедностью, деградация окружающей среды.

По данным многих исследователей, попытки государств использовать преимущества цифровых технологий сосредоточиваются на развитии соответствующих отраслей промышленности [7; 12]. К.А. Семячков указывает, что в целом государства принимают однотипные меры, среди которых наиболее популярны: развитие инфраструктуры, представляющей основу для формирования новых моделей ведения бизнеса и построения научных и социальных сетей; снижение барьеров в отраслях цифровой экономики; повышение уровня владения цифровыми технологиями, обучение и переквалификация специалистов; обеспечение доверия к надежности и безопасности цифровой инфраструктуры, оценка рисков; развитие цифрового сектора экономики [6].

Однако следует отметить, что цифровая трансформация может также принести потенциально негативный эффект, например, привести к сокращению числа рабочих мест и разорению компаний и уходу их из бизнеса, к кибер-преступ-ности и к социальной аномии (этим словом обозначается разрушение традиционных устоев, крах человеческих личностей).

По мере развития информационных технологий исследователи отмечают изменения в их воздействии на производство и на общество в целом. Социологи отмечают, что в воздействии цифровой трансформации на общество проявляются приливы и отливы, некоторая волнообраз-ность, которая зависит, прежде всего, от технологического прогресса и распространения инноваций [10].

Для отслеживания этих процессов лица, принимающие решения, могут не просто пассивно ожидать наступающих изменений, но могут также рассчитывать время, необходимое для осуществления той или иной инновации.

Цифровая трансформация состоит из двух одновременных процессов:

- развития технологий через инновации;

- освоение технологий предприятиями, правительствами, потребителями.

Важно проводить различие между этими двумя процессами, потому что развитие технологий (первый процесс) сильно опережает освоение технологий (второй процесс).

Это значит, что возможно образование значительного промежутка времени между тем, как продукт появится на рынке, и тем влиянием, которое он окажет на общество. Примером этого может служить появление компьютерных систем в 1940-е и 1950-е годы, которое, в общем, не оказывало никакого влияния на бизнес вплоть до 1990-х годов. Можно вспомнить известное высказывание Роберта Солоу в 1987 г.: «Многие уверены в том, что случилась Революция в Производстве по имени Программируемая автоматизация. Но как-то смущает, что явственно ощущается, как, наряду с нашей технологической революцией и коренными изменениями в нашем производстве, повсеместно, например, в Японии, производство замедлялось, так что компьютерный век проявлял себя где угодно, но не в статистике» [15].

Внедрение информационных технологий в социум имеет уже довольно длительную историю, в которой можно отметить вполне сложившиеся этапы, классифицируемые по введению в жизнь новых цифровых технологий, а также по тому воздействию, которое они оказывали на положение людей.

В основном исследователи выделяют три этапа, два первых уже вполне сложившихся, а третий - тот, в котором мы живем сейчас и который находится в развитии [2; 13].

Первый этап цифровизации начинается в конце 1950-х годов и связан с внедрением и освоением т.н. «зрелых технологий». Сначала это было просто процессом автоматизации существующего производства, а в дальнейшем вылилось в управление информационными системами, пред-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

назначенными для обработки данных, что дало возможность вести мониторинг бизнес-процессов. Началось все с не очень заметных систем бронирования авиабилетов и отелей, а далее привело к развитию электронной торговли и распространению широкополосных фиксированных или мобильных средств связи, которые дают доступ к информации.

Знаменательным событием в конце 1960-х годов стало возникновение Интернета, время его глобального распространения, как и мобильной связи, назвали вторым этапом цифровизации. Сначала Интернет был исследовательским проектом Министерства обороны США, но впоследствии, в 1980-х годах, он был передан Национальному научному фонду, и доступ к нему предоставлен исследовательским учреждениям [14].

Распространение Интернета сопровождалось такими явлениями, как возникновение платформ, т.е. поисковых машин и торговых площадок, операции в Сети стали квалифицировать в зависимости от потребителя (В2В - Business to Business - информационное обеспечение предпринимателей; B2C - Business to Customer -информационное обеспечение частных потребителей). Вскоре появится и B2G - Business to Government - информационное обеспечение органов государства.

В этот же период появились т.н. облачные технологии - такая связь между компьютерами, когда с помощью Интернета создается целая сеть удаленных серверов, которые производят хранение, управление и обработку данных. Эти технологии позволяют сократить расходы и повысить надежность информационного обеспечения.

Примечательно, что скорость снабжения граждан и предприятий информационными технологиями повышается с каждым этапом цифрови-зации. Так, социальная сеть Фейсбук была запущена в 2005 г., а уже к 2015 г. 48.05% населения стран ОЭСР имели к ней регулярный доступ. При этом присоединение к Сети происходит быстрее в развивающихся странах [4].

Примерно с 2010 г. начинается третий этап цифровизации, который характерен внедрением в использование целых новых технологий. Можно выделить: большие даты, т.е. обработка крупных наборов данных для организации структур взаимоотношений между данными в процессе установления тенденций развития самых различных явлений; интернет вещей - создание связей между многими устройствами - хранилищами данных для формирования целостной картины какого-либо процесса; роботикс - программы цифровых технологий выполнения монотонной ручной работы, например, на автосборочном кон-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

вейере; печать 3D - создание объектов путем последовательной печати отдельных пластов; искусственный интеллект и машинное обучение -программы, которые позволяют компьютеру осваивать новые программы без перепрограммирования. Человечество вступило в новый этап своего развития, когда явственно заметен прорыв в отраслях экономики, ориентированных на технологические достижения, имеет место определенная зависимость от потоков данных и особенно от наличия коммуникационных сетей [11, с. 263].

Нельзя не учитывать и такой мощный фактор воздействия на финансовую часть мировой экономики, как возникновение т.н. биткойнов и других цифровых валют [9].

Детали третьего этапа пока не так четко проявились, как в первом и втором этапе, но развитие идет быстро.

На третьем этапе стала особенно очевидной необходимость выработки правового регулирования идущих процессов. Это не простая задача, которая включает в себя две:

- техническую стандартизацию, т.е. создание систем взаимозаменяемости и совместимости технических устройств и софта;

- унификацию правового регулирования деятельности участников компьютерного рынка, особенно в плане защиты прав интеллектуальной собственности.

В этих условиях становится ясно, что значение государственного регулирования не только не снижается, но даже возрастает, поскольку императивной потребностью становится развитие образования и формирования таких кадров, которые способны осваивать новые технологии; необходимо содействовать мобильности работников, так чтобы они могли не только переходить на новые рабочие места, но и в другие регионы. Кроме того, требуется разработка новых форм регулирования деятельности бизнеса.

Перед Правительством РФ стоят особые задачи. Как правильно указывает Д.А. Аверьянова, с точки зрения готовности к цифровой экономике Российская Федерация пока значительно отстает от ведущих в этой области стран. Тем не менее, тенденция роста объема рынка высоких технологий в стране положительная. В целом, хотя Россия и отстает от передовых стран на 58 лет, за период с 2011 - 2015 гг. объем цифровой экономики страны увеличился на 59%, это примерно 24% общего прироста ВВП [1].

Список литературы:

[1] Аверьянова Д.А. Этапы развития цифровой экономики // Journal of Economy and Business. - 2019. - Vol. 3-1. - P. 11.

[2] Алексеенко O.A., Ильин И.В. Цифровиза-ция глобального мира и роль // Информационное общество. - 2018. - № 2. - С. 25 - 28.

[3] Джулий Л.В., Емчук Л.В. Информационные системы и их роль в деятельности современных предприятий // Perspective economic and management issues. Collection of scientific articles. Scientific journal management issues. Collection of scientific articles. Scientific journal "Economics and finance", "East West" Association For Advanced Studies and Higher Education. - 2015. - С. 130 - 134.

[4] Официальный сайт ОЭСР. URL: https:// www.oecd.org/science/ (дата обращения: 18.07.2019).

[5] Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 г. № 1632-р «Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» // СПС «Кон-сультантПлюс» (дата обращения: 18.07.2019).

[6] Семячков К.А. Цифровая экономика и ее роль в управлении современными социально-экономическими отношениями // Современные технологии управления. - № 8 (80) [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://sovman.ru/ article/8001/ (дата обращения: 18.07.2019).

[7] Сухарев О.С. Информационная экономика, трансакционные издержки и развитие // Журнал экономической теории. - 2012. - № 1. - С. 50 - 61.

[8] Халин В.Г., Чернова Г.В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. - 2018. - № 10. - С. 46.

[9] Хмыз О.В. Валютный компонент мировой финансовой архитектуры // Банковское дело. -2011. - № 10. - С. 16 - 20.

[10] Цифровизация человека: влияние цифровых технологий на общество [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://mentamore. com/socium/cifrovizaciya-cheloveka.html (дата обращения: 18.07.2019).

[11] Шинкарецкая Г.Г., Берман A.M. Цифро-визация как инструмент развития региональных интеграционных объединений // Образование и право. - 2019. - № 7. - С. 262 - 269.

[12] Atkinson R., Castro D., Ezell S.J. The digital road to recovery: a stimulus plan to create jobs, boost productivity and revitalize America // The Information Technology and Innovation Foundation, Washington, DC.2009. - Р. 137.

[13] Basu S., Fernald J. Information and Communications Technology as a General - Purpose Technology: Evidence from US Industry Data // German economic Review. - 2007. - Vol. 8. - № 2. - Р. 146 - 173.

[14] Greenstein S., Prince J. The diffusion of the Internet and the Geography of the Digital Device in

the United States. Working Paper. Institute for Policy Research. Northwestern University. - 2006.

[15] Solow R. We'd better watch out // New York Times, July 12, 1987. - P. 36.

[16] OECD (2015), OECD Digital Economy Outlook 2015, OECD Publishing, Paris. DOI: http:// dx.doi.org/10.1787/9789264232440-en (дата обращения: 18.07.2019).

Spisok literatury:

[1] Aver'yanova D.A. Etapy razvitiya cifrovoj ekonomiki // Journal of Economy and Business. -2019. - Vol. 3-1. - P. 11.

[2] Alekseenko O.A., Il'in I.V. Cifrovizaciya global'nogo mira i rol' // Informacionnoe obshchestvo. - 2018. - № 2. - S. 25 - 28.

[3] Dzhulij L.V., Emchuk L.V. Informacionnye sistemy i ih rol' v deyatel'nosti sovremennyh predpriyatij // Perspective economic and management issues. Collection of scientific articles. Scientific journal management issues. Collection of scientific articles. Scientific journal "Economics and finance", "East West" Association For Advanced Studies and Higher Education. - 2015. - S. 130 - 134.

[4] Oficial'nyj sajt OESR. URL: https://www. oecd.org/science/ (data obrashcheniya: 18.07.2019).

[5] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 28.07.2017 g. № 1632-r «Programma «Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii» // SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 18.07.2019).

[6] Semyachkov K.A. Cifrovaya ekonomika i ee rol' v upravlenii sovremennymi social'no-ekonomicheskimi otnosheniyami // Sovremennye tekhnologii upravleniya. - № 8 (80) [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https://sovman.ru/ article/8001/ (data obrashcheniya: 18.07.2019).

[7] Suharev O.S. Informacionnaya ekonomika, transakcionnye izderzhki i razvitie // Zhurnal ekonomicheskoj teorii. - 2012. - № 1. - S. 50 - 61.

[8] Halin V.G., Chernova G.V. Cifrovizaciya i ee vliyanie na rossijskuyu ekonomiku i obshchestvo: preimushchestva, vyzovy, ugrozy i riski // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. - 2018. - № 10. -S. 46.

[9] Hmyz O.V. Valyutnyj komponent mirovoj finansovoj arhitektury // Bankovskoe delo. - 2011. - № 10. - S. 16 - 20.

[10] Cifrovizaciya cheloveka: vliyanie cifrovyh tekhnologij na obshchestvo [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: URL: https://mentamore.com/ socium/cifrovizaciya-cheloveka.html (data obrashcheniya: 18.07.2019).

[11] Shinkareckaya G.G., Berman A.M. Cifrovizaciya kak instrument razvitiya regional'nyh integracionnyh ob"edinenij // Obrazovanie i pravo. -2019. - № 7. - S. 262 - 269.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

[12] Atkinson R., Castro D., Ezell S.J. The digital road to recovery: a stimulus plan to create jobs, boost productivity and revitalize America // The Information Technology and Innovation Foundation, Washington, DC.2009. - R. 137.

[13] Basu S., Fernald J. Information and Communications Technology as a General - Purpose Technology: Evidence from US Industry Data // German economic Review. - 2007. - Vol. 8. - № 2. -R. 146 - 173.

[14] Greenstein S., Prince J. The diffusion of the Internet and the Geography of the Digital Device in the United States. Working Paper. Institute for Policy Research. Northwestern University. - 2006.

[15] Solow R. We'd better watch out // New York Times, July 12, 1987. - P. 36.

[16] OECD (2015), OECD Digital Economy Outlook 2015, OECD Publishing, Paris. DOI: http:// dx.doi.org/10.1787/9789264232440-en (data obrashcheniya: 18.07.2019).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.