Научная статья на тему 'Цифровизация экономики: влияние на управление'

Цифровизация экономики: влияние на управление Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1823
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Восканян Елена, Кривошапка Ирина

30 ноября 1 декабря 2016 года на базе Финансового университета при Правительстве Российской Федерации состоялась IV Международная научно-практическая конференция «Управленческие науки в современном мире». В ней участвовали около 450 представителей научного сообщества, приехавших не только со всей России, но и из других стран: Польши, Чехии, Вьетнама, Казахстана, Узбекистана, Республики Беларусь. Лейтмотивом конференции стала цифровизация экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Восканян Елена, Кривошапка Ирина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цифровизация экономики: влияние на управление»

В Москве прошла IV Международная научно-практическая конференция «Управленческие науки в современном мире»

Цифровизация | экономики:

влияние на управление

| 30 ноября — 1 декабря 2016 года на базе Финансового университета при Правительстве Российской Щ Федерации состоялась IV Международная научно-практическая конференция «Управленческие науки в современном мире». В ней участвовали около 450 представителей | научного сообщества, приехавших не только со всей России, но и из других стран: Польши, Чехии, Вьетнама, Казахстана, Узбекистана, Республики Беларусь. Лейтмотивом конференции стала цифровизация экономики.

2016 № 6 (99)

Приветствуя участников симпозиума, руководитель Департамента «Менеджмент» Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н., генеральный директор АО «Гознак» Аркадий Трачук отметил, что рассматриваемые на конференции темы охватывают широкий спектр исследований в области управленческих наук.

Современные тенденции в области управления были в центре внимания пленарной сессии, в этот раз - с акцентом на влияние цифровой экономики на управление. Эксперты обсудили, какие изменения сегодня происходят в сфере государственного управления, как они влияют на управление в коммерческом секторе; обозначили направления взаимодействия в части различных секторов бизнеса, а также рассмотрели влияние цифровой экономики на образование.

- Мы хотим, чтобы Финуниверситет позиционировался как многопрофильное учреждение высшего образования, и посвящение наших студентов в вопросы менеджмента является одним из шагов в этом направлении, - отметил проректор Финансового университета, д.э.н., профессор РАН Валерий Цветков. - Современный уровень развития производства и экономики все настойчивее требует дальнейшего углубления знаний в области управления производством и в области управления устойчивостью социально-экономических систем, поэтому немудрено, что опора на науку останется одним из главных факторов эффективности управления и совершенствования всех направлений народного хозяйства.

О том, как выделяется цифровая экономика с позиции регулятора от государства, рассказал заместитель директора департамента проектов по информатизации Минкомсвязи РФ Олег Ка-чанов. Он отметил, что понятие «цифровая экономика» очень часто обсуждается общественностью, однако единого определения все еще нет.

- Цифровая экономика, точнее цифровая трансформация экономики госуправления, - это некая совокупность социальных, экономических отношений между субъектами, где происходит преимущественное использование электронных каналов взаимодействия для снижения транзак-ционных издержек, - подчеркнул Олег Качанов. -Таким образом, привычные отношения теперь заменяются электронным аналогом. Эти перемены сопровождает необходимость трансформации классических общественных институтов для того, чтобы обеспечить уровень доверия к электронной сфере.

По словам Качанова, при переходе к электронным сервисам необходимо получать подтверждение участника этого процесса, про-

водить его идентификацию. Таким образом, появляется целый пласт посредников, которые с правовой точки зрения являются доверенными лицами, и они должны сформировать доверенные сервисы, которые, в свою очередь, станут глобальными и защищенными в трансграничном плане, то есть обеспеченными международными сертификатами, универсальными для России и других стран.

Стабильно функционирующая система цифровой экономики создается не за один год. Хотя у нее есть все предпосылки стать одним из главных инструментов в бизнесе и по вседневной жизни людей.

Директор Центра платежных систем, д.э.н., профессор Департамента финансовых рынков и банков Светлана Криворучко рассказала о влиянии цифровой экономики на платежную индустрию и о вне дрении финансовых инноваций на рынке.

Началом таких цифровых революций стал экономический кризис 2008 года, который спровоцировал последующие изменения в мировой финансовой системе. В то время банки концентрировались на управлении капиталом, функциях ком-плаенс, снижении расходов и операционных рисков, а уровень доверия клиентов к банкам стал падать вследствие высокой стоимости услуг, непрозрачности и низкой скорости операций, отсутствия удобных мобильных приложений и, самое главное, кризиса.

- Все это заставило разработчиков новых цифровых решений начать внедрять свои разработки в секторе финансовых услуг, - сказала Светлана Криворучко. - Так появился термин «финтех» - инновационные решения для оказания традиционных финансовых услуг. В узком смысле - это стартапы, которые предоставляют финансовые услуги. В широком - все финансовые инновации, внедряемые на рынке большими и малыми компаниями.

Так, например, Amazon и Aliexpress поменяли наше представление об электронной торговле, AirBnb создали более эффективный и безопасный рынок аренды жилья, а Uber и Яндекс.Такси - трансформировали отрасль такси. В финансовом секторе появились совер-

эффективное /Антикризисное " гправление

I

Практика

место встречи

шенно новые бизнес-модели (Р2Р-кредитование, новые механизмы взаимодействия с потребителем через специальных операторов-агрегаторов), что радикально изменило пользовательский опыт клиентов.

- Сегодня банки предлагают нам разнообразные платежные услуги, но мы начинаем влиять на этот процесс путем выбора, - подчеркнула Светлана Витальевна. - Сформировались новые направления, ориентированные на конечного потребителя и составляющие конкуренцию традиционным поставщикам финансовых услуг, например В2С, и направления, обеспечивающие софт и услуги финансовым сервисам, такие, как В2В. Они не конкурируют с банком, но позволяют повышать эффективность работы банков за счет снижения транзакционных издержек, снижения рисков при оценке заемщиков и т.п. Тем не менее банки сохраняют свои преимуще-

ства на рынке, и говорить о быстром падении популярности банков пока преждевременно. Обычный гражданин скорее положит деньги в банк, чем отдаст стартапу-финтех, появившемуся меньше года назад. И неважно, что он проверен и надежен, - играет роль привычка.

Финтех, в свою очередь, тоже обладает пре-

имуществами, позволяющими ему конкурировать с традиционными участниками финансового рынка, - новое поколение технологий позволит перейти к совершенно иному качеству финансовых услуг. Так, например, для открытия фин-тех-бизнеса не надо покупать сервер и строить большую инфраструктуру - все располагается в «облаке». С каждым годом коммерческий интернет развивается, люди все чаще пользуются мобильными устройствами для получения услуг, которые раньше оплачивали в офисе. Так что рано или поздно наличие отделений в городах перестанет быть весомым преимуществом для банков.

В 2016 году на рынке платежных услуг наблюдались десять трендов, так или иначе связанных с платежными инновациями. Первый тренд -продолжение сбытовой цепочки платежей свидетельствует об инновациях платежного интерфейса. Второй - показывает, что органы регулирования увеличат фокус на стимулирование инноваций и поощрение конкуренции на рынке платежей. Третьим трендом является то, что обработка платежей будет трансформироваться для постройки инфраструктуры нового поколения. Четвертый - в том, что реализация мгновенных розничных платежных систем продолжит ускоряться во всем мире. Пятый тренд - банки и небанковские учреждения будут уделять больше внимания применению технологии - блок-чейн. Шестой - в перспективе ускорение роста объема скрытых платежей. Тренд седьмой говорит о том, что поставщики платежных услуг увеличат фокус на использовании идей для предложения услуг с добавленной стоимостью. Восьмой - показывает рост объема глобальных трансграничных платежей. Девятый тренд - это увеличение инвестиций в меры безопасности и аутентификации во избежание мошенничества и нарушения данных. И наконец, десятый тренд гласит, что страны с развивающейся экономикой перепрыгивают развитые страны при использовании инноваций.

Как отметила Светлана Криворучко, переход от инновационных бизнес-моделей к технологическим инновациям повлиял на мотивацию потребителей. Сегодня доказано, что около 68 процентов людей, которые планируют что-то купить в интернете, завершают свои поиски кнопкой «платить», остальные 32 процента пользователей просто уходят, не завершив покупку. Основная идея сегодня в том, чтобы момент принятия решения о покупке совпадал с решением о платеже.

При этом стоит учесть, что огромное число приложений позволяет пользователям совершать

2016 № 6 (99)

транзакции одним-двумя кликами. Именно эта простота делает транзакции более незащищенными, а вопросы идентификации личности пользователя и защиты от мошенничества становятся куда более сложными.

По прогнозу консалтинговой компании PwC, к 2025-2030 годам мир будет существовать без банков в традиционном понимании. Насколько это реально, покажет время. Но то, что финтех окажет на эти процессы свое влияние, - несомненно. Известно, что в 2015 году общая сумма инвестиций в финтех составила около 50 млрд долларов. Наибольшие средства в развитие отрасли вкладываются в США, Европе и Азии. Однако интересен и очевиден тот факт, что появляются новые центры инноваций: Африка и Австралия. Кроме того, появляются новые игроки отрасли. Технологические компании, которые до этого не занимались финансами, обратили внимание на растущую популярность финансово-технологического сектора и без лишних промедлений начали продвигать собственные инициативы в отрасли. Такие IT-гиганты, как Microsoft, Intel и Google, тоже интересуются финтех-сектором, подкрепляя его немалыми инвестициями. Интерес к финтеху со стороны IT-гигантов и банков повлек за собой новые потоки инвестиций и появление инкубаторов. Рука об руку с финтех-ин-дустрией идут и другие игроки рынка (компании из сферы социальных медиа, как Facebook и WeChat).

Глава научного совета Лаборатории институционального проектного инжиниринга, координатор рабочей группы по преобразующему инвестированию Сергей Чернышев в своем выступлении рассказал об инновации, которая станет, а возможно, уже стала одной из важных в политическом, экономическом, финансовом мире. В докладе «Кому и зачем нужен блокчейн?» Чернышев обратил внимание на инструмент, который был замечен, но не стал обсуждаемой инновацией, хотя мог отследить появление новых альтернативных тенденций в политической и экономической системах стран мира и почувствовать первые намеки на кризисные явления.

- У нас отсутствует институт научного мониторинга важнейших событий в зарубежных странах, которые могли бы стать предсказаниями гораздо больших и серьезных событий, - сказал докладчик - Когда в сентябре 2008 года крупнейшие инвестиционные банки США испытали крах, его сопровождали менее заметные события, которые предопределили бы кризис.

Спикер отметил, что новый технологический уклад в мире уже сформирован, перевооружение лидеров глобальной экономики идет полным

ходом. Задача России - не остаться в стороне от этого процесса.

- На наших глазах происходит третья банковская технологическая революция, которая полностью изменит представление о банковской индустрии в ближайшие годы, - отметил С. Чернышев. - Смартфон стремительно превращается не только в виртуальный кошелек, но и в банковское окошко. Почти треть респондентов по всему миру используют телефон для изучения и покупки банковских услуг, в Китае эта доля превысила 50 процентов пользователей.

Кроме того, подчеркнул выступающий, если раньше банки могли сосредоточиться на игре в собственной «песочнице», то теперь им приходится считаться с интернет-предпринимателями. Гигантское количество финансовых стартапов, не обремененных унаследованной громоздкой IT-инфраструктурой, организационной негибкостью и банковским регулированием, выводит на рынки продукты, еще пару лет назад бывшие исключительно банковской вотчиной.

- В результате стартапы атакуют банки, претендуя на все большую долю объемов операций и снижая маржинальность для традиционных конкурентов, - сказал Сергей Чернышев. - Неудивительно, что банки пристально следят за компаниями Кремниевой долины, такими, как LendingTree, Betterment и Apple Pay. Хотя смотрят они, возможно, не в ту сторону. Пока западные инновационные финансисты только пробуют силы перед вторжением в традиционное банковское поле, их китайские конкуренты уже демонстрируют миру в полном масштабе, чего стоит опасаться банкам. 600 миллионов активных пользователей китайского мессенджера WeChat уже сегодня могут платить за электричество и газ, посылать деньги друзьям, класть

Оффективное /Антикризисное \ /правление

Игорь БЕЛОУСОВ

Валерий ЦВЕТКОВ

Светлана КРИВОРУЧКО

их на депозит, покупать билеты, инвестировать в акции и брать кредиты всего за пару кликов. А сколько переводов между частными лицами прошло по всей банковской системе России с помощью мобильных телефонов за весь год? По нашей оценке, примерно в 10 раз меньше, чем у WeChat за день. Ну и наконец, самая пугающая для банкиров деталь. У WeChat уже больше 100 млн пользователей за рубежом. Учитывая, с какой скоростью Aliexpress становится главным российским онлайн-ритейлером, российским банкам стоит задуматься о том, чтобы в один прекрасный день не оказаться в тени игрока, который никем не регулируется и гораздо эффективнее банков в поддержании базовых банковских продуктов.

Директор Университетского альянса SAP в России и СНГ, д.ф.-м.н. Игорь Белоусов отметил, что тренд цифровой трансформации наиболее ярко прослеживается в последние несколько лет: через этот процесс проходят клиенты SAP, и он заставляет изменяться саму компанию. При этом запросы, поступающие сегодня от клиентов - известных во всем мире компаний, кардинально отличаются от тех, что были ранее. Сегодня крупные игроки рынка в разных отраслях заинтересованы в экспоненциальном росте, их интересуют бизнес-приложения, отвечающие актуальным тенденциям времени. Эксперт привел пять таких тенденций, позволяющих бизнесу развиваться и достигать новых высот: ги-перподключенность (потребителей, поставщиков, физических машин и устройств, процессов, систем), суперкомпьютеры (суперскоростные вычисления в оперативной памяти в режиме реального времени превратились в реальность), облачные технологии (обеспечивают скорость, дешевизну и простоту инноваций в бизнесе), умная среда (интернет вещей стал нормой) и кибер-безопасность (цифровая сеть уязвима для цифровых атак и злоупотреблений).

Аудиторию заинтересовал пример «умного» автомобиля - совместного проекта SAP и BMW. Смысл данного проекта в том, что система автомобиля знает о водителе абсолютно все и подсказывает ему базовые вещи. Например, если видит, что скоро нужно будет заправляться, подсказывает, на какой колонке лучше цена или по специальному предложению можно получить бесплатный кофе. Когда водитель садится в машину, с большой долей вероятности известно, куда он поедет, и во время движения система обменивается информацией с магазинами, встречающимися по дороге. Они в свою очередь «анализируют» профиль водителя и, зная, что он занимается, допустим, гольфом, делают специальные предложения на клюшки для гольфа. Такая таргети-рованная реклама, как правило, всегда достигает своей цели.

Также Игорь Белоусов рассказал о программе SAP Next-Gen Consulting - глобальной стратегической инициативе Университетского альянса SAP, направленной на привлечение молодых дарований в экосистему SAP на этапе обучения в вузе, создающей ценность как для студентов, так и для заказчиков SAP, которые являются постановщиками задач для студенческих проектов. Деятельность в рамках SAP Next-Gen Consulting направлена на развитие у студентов предпринимательских, дизайнерских и проектных навыков за счет участия в уникальных студенческих проектах и выполнения прикладных исследований в центрах на базе ведущих вузов по всему миру. До конца 2016 года в российских вузах откроется два центра SAP Next-Gen Labs, а в 2017 году - еще несколько центров.

Менеджер Cisco по развитию новых технологий Игорь Гиркин заметил: значительное увеличение роли информационных технологий обусловлено тем, что тенденция цифровизации вызывает интерес не только у специалистов в области IT, но и у руководителей компаний, а также у управляющих финансовыми и кадровыми потоками в организациях.

- Казалось бы, зачем нужна цифровизация предприятия? Почему, как и прежде, не использовать привычный документооборот? Проблема в том, что сегодня наиболее слабым звеном при передаче информации является человек: он может исказить ее как преднамеренно, так и непреднамеренно, - говорит докладчик. -Цифровизация же призвана по возможности максимально исключить человека из цепочки передачи информации. Именно передачи информации, но не принятия решения - на текущем этапе развития технологий принимать решения все равно будет человек. Если обеспечить полно-

2016 № 6 (99)

стью автоматический процесс передачи информации и ее обработки внутри одного предприятия, удастся выстроить эффективный обмен данными с поставщиками и клиентами.

В ходе своего выступления докладчик привел несколько примеров проектов, реализованных Cisco совместно с другими компаниями для различных производственных предприятий мира, и рассказал, как проекты, связанные с цифрови-зацией, информационными технологиями, повлияли на бизнес-процессы внутри конкретной компании.

Один из примеров касался заграничного нефтеперерабатывающего завода.

- Мы потратили много усилий на убеждение руководства завода в том, что технологии, связанные с цифровизацией, безопасны как с точки зрения передачи информации от людей, так и передачи информации непосредственно с технологического участка - то есть от датчиков, сенсоров, которые там находятся, -комментирует эксперт. - Начав работу над этим проектом, выяснили, что огромная роль отводится человеческому фактору: оператор должен был периодически ходить между установками, производить регламентное техобслуживание. Раз в год-полтора технологические линии на месяц выводили в плановый ремонт, и в это время завод производил в два раза меньше нефтепродуктов. При этом оператор зачастую игнорировал свои прямые обязанности - технологические установки могли месяцами не обслуживаться. Когда такая установка выходила из строя, выяснялось, что «отремонтировали» ее только на словах. Перед нами стояли задачи оптимизации плановых работ и обслуживания. Совместно с компаниями SAP и IBM мы перевели завод на электронный документооборот, что потребовало серьезного переосмысления со стороны руководителей компании: речь шла об использовании беспроводных технологий на критически важном объекте инфраструктуры некой страны. В результате удалось снизить операционные затраты на 10% благодаря получению информации в оперативном режиме, сократить затраты на 90% при добавлении новых устройств мониторинга и контроля, повысить производительность труда с выходом на двукратный рост, существенно улучшить безопасность труда и сократить на четыре дня время на плановые ремонтные работы.

Большой интерес аудитории вызвал доклад заведующего кафедрой финансов и учета Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, главного редактора «Российского журнала менеджмента» Алек-

сандра Бухвалова, который в ходе своего выступления рассмотрел реальные опционы с двух точек зрения: как управленческий инструмент и методология стратегического менеджмента.

Исследователь напомнил, что под реальным опционом понимается возможность принятия гибких решений в ходе управления компанией или проектом в неопределенном и непредсказуемом окружении, предпосылки к использованию которой специально создаются заранее - до того, как соответствующее решение придется применять.

Говоря о методологической роли концепции реальных опционов, докладчик акцентировал внимание на том, что важны не формулы, а ключевые принципы: опцион имеет ценность, однако никогда не нужно реализовывать опцион, если нет уверенности в необходимости этого.

Александр Бухвалов указал на ряд особенностей применения реальных опционов в отрасли ИТ, где существенным является переход от использования одного рискованного актива к использованию другого (например - от одной платформы к другой). Эти идеи были продемонстрированы на монографическом кейсе американской компании Quantum Corporation, которая долгое время была вторым по величине производителем жестких дисков в мире и лидером в области инноваций. Исполнение реального опциона прекращения производства жестких дисков в 2000-2001 годах в результате продажи этого бизнеса компании Maxtor привело к потере компанией лидирующих позиций в отрасли хранения информации и катастрофическому снижению капитализации.

В завершение пленарной сессии состоялась презентация учебника «Операционный менеджмент», подготовленного под редакцией профессора, д.э.н. Аркадия Трачука. В учебнике рассмотрены основные теоретические аспекты операционного менеджмента и их практическая значимость в управлении организацией. Учебник соответствует ФГОС ВО 3+ и может быть использован в учебном процессе в программах подготовки магистров по направлению «Менеджмент» в организациях высшего образования России и стран СНГ.

эффективное /Антикризисное

Сергей

ЧЕРНЫШЕВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.