Цифровизация экономики: управление развитием сотрудников Digitalization of economics: management of employees development
Ь Û МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
УДК 338
DOI 10.24411/2413-046X-2020-10264 Лебедева Татьяна Евгеньевна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород
Крылова Татьяна Валентиновна, кандидат педагогических, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород
Канатьев Константин Николаевич, старший преподаватель кафедры управления в спорте, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород
Краснослабодцев Андрей Иванович,
соискатель, Псковский государственный университет, г. Псков
Данилевская Елена Евгеньевна, доцент кафедры теоретической и прикладной экономики, финансов и кредита, Костромской государственный университет, г. Кострома
Lebedeva T.E., [email protected]
Krylova T.V., [email protected]
Kanat'ev K.N., [email protected] Krasnoslobodzev A.I.,
[email protected] Danilevskay E.E.,
Аннотация. В статье авторы анализируют изменение экономического пространства в индустрии 4.0., которое повлекло изменения в различных бизнес-процессах, которые происходят в обществе. Авторы рассматривают изменения ключевых навыков современного специалиста в условиях глобальной цифровизации, и выделяют ключевые цифровые навыки, которыми должен обладать персонал организации: работа с информацией, создание эффективного контента.
На основе анализа данных исследований установлено, что цифровой контент, с которым в настоящее время сталкивается сотрудник, предъявляет особые требования к процессу управления персоналом. Управление персоналом должно быть направлено с одной стороны - на повышение конкурентоспособности организации, а с другой -равных возможностей для решения организационных вопросов и сокращение затрат и усилий для получения результата со стороны сотрудников.
Проведенное исследование имеет значительные перспективы дальнейших исследований, связанные с изучением развития и формирования цифровых навыков персонала предприятия с учетом специфики его функционирования.
Summary. In the article, the authors analyze the change in the economic space in industry 4.0., Which caused changes in various business processes that occur in society. The authors consider changes in the key skills of a modern specialist in the context of global digitalization, and highlight the key digital skills that the organization's staff should possess: working with information, creating effective content.
Based on the analysis of research data, it was found that the digital content that the employee is currently confronting has special requirements for the personnel management process. Human resources management should be aimed, on the one hand, to increase the competitiveness of the organization, and on the other hand, equal opportunities to solve organizational issues and reduce costs and efforts to get results from employees.
The study has significant prospects for further research related to the study of the development and formation of digital skills of enterprise personnel, taking into account the specifics of its functioning.
Ключевые слова: цифровизация экономики, управление персоналом, развитие персонала, цифровые навыки.
Keywords: digitalization of the economy, personnel management, personnel development, digital skills.
Введение: Еще несколько лет назад, основными целями исследования процессов управления трудовыми ресурсами являлись проблемы производительности, эффективности и конкурентоспособности. Современная ситуация, "цифровая реальность" и вывозы времени, диктуемые индустрией 4.0, сместили акценты на вопросы адаптивности и устойчивого развития экономических систем через не просто рациональное, а оптимальное управление трудовыми ресурсами. Все это возможно достичь средствами анализа больших данных на основе машинного обучения.
Цифровизация - это катализатор развития бизнес-инноваций. Она несет множество возможностей, но также и создает новые вызовы, в частности, компаниям нужно понимать, как использовать средства цифровизации для повышения производительности и как в цифровой среде развивать персонал [1,2].
Для успешного ведения бизнеса в цифровых средах и адаптации к меняющимся условиям необходимо развивать мягкие навыки (такие как, социальные, поведенческие, когнитивные), а не только техническую компетентность, которая, несомненно, остается наиболее востребованной.
Все это свидетельствует об актуальности изучения современных тенденций и систем управления персоналом в новой цифровой экономике. В данной работе рассматриваются цифровые навыки, необходимые персоналу в современной организации.
Методы или методология проведения исследования: В основу методологии данного исследования легли следующие научные методы. Одним из ключевых методов, применяемых при анализе больших массивов информации, является контент-анализ. Процедура реализации метода позволяет проанализировать и оценить большой массив данных по применению систем искусственного интеллекта в управлении человеческими ресурсами, определить наиболее применимые техники и технологии, выделить успешные практики и т.д.
Также к важным методам изучения цифровых навыков, реализованным при подготовке данной статьи, можно отнести методы систематизации и структурирования результатов исследований крупных компаний (McKinsey Global Institute, IBM, KPMG, CEB SHL) по данным проблемам.
Теоретическую основу исследования составили труды специалистов, активно изучающих развитие цифровых навыков персонала.
Цель исследования: изучить навыки, необходимые персоналу в условиях цифровизации.
Результаты: В начале исследования необходимо было выяснить, какие цифровые навыки должны быть развиты у персонала современной организации.
На основании анализа результатов исследования CEB SHL 2019 года (список составлен на основе наиболее популярных цифровых навыков в США, Великобритании, Австралии, Китае, Германии, Южной Африке), можно выделить 20 наиболее востребованных цифровых навыков, среди них работа в средах/знание цифровых продуктов [4]:
- Java Microsoft NET Framework
- Техническая поддержка Microsoft SQL Server
- Structured Query Language (SQL)
- Python
- Linux Big Data
- Customer Relationship
- Management (CRM)
- Системная интеграция
- JavaScript UNIX
- Hypertext Markup Language (HTML)
- Systems Development Life Cycle (SDLC)
- Cascading Style Sheets (CSS)
- Extensible Markup Language (XML)
- C/C++ Веб-услуги
- C# Instrumentation.
Далее, на основе проведенного анализа ряда исследований сформирован прогноз востребованности ключевых навыков необходимых персоналу в 2020 году. В ходе анализа было выделено в качестве прогноза 9 ключевых навыков на конец 2020 год и уровень их сформированности в настоящее время.
Охарактеризуем ситуацию по сформированности 9 ключевых навыков на начало 2020 года в средних значениях по организациям России.
1 - когнитивные способности - 15%;
2 - системные навыки - 17%;
3 - комплексное решение проблем - 36%;
4 - навыки создания контента - 10%
5 - процессные навыки - 18%;
6 - социальные навыки - 19%
7 - навыки управления ресурсами - 13%
8 - технические навыки - 12%
9 - физические способности - 4%
Таким образом, навыки, связанные с цифровым обеспечением деятельности являются лидирующими.
Эти результаты подтверждаются данными, полученными в результате исследования глобальных компаний проведенного компаний IBM в 2018-19 году. Данное исследование было посвящено развитию актуальных навыков у персонала, выборка составила 5600 руководителей. Половина опрошенных респондентов, считают, что сами компании ответственны за воспитание необходимых навыков у работников, и только 39% опрошенных верят, что сотрудники сами должны заниматься развитием и поддержанием своих профессиональных навыков.
Что качается развития и обучения цифровым навыкам, то основные проблемы, названные респондентами связаны в первую очередь с низкой мотивацией персонала по развитию особых цифровых умений. Поэтому, как говорят результаты исследования, необходимо разрабатывать программы стимулирования обучения монетарного и немонетарного характера.
По данным KPMG, значительная часть работников при отсутствии специальных требований со стороны работодателя, не заинтересованы в обучении и развитии цифровых навыков. Одним из наиболее конструктивных решений в такой ситуации является корпоративное обучение цифровым навыкам при взаимодействии обучающих и бизнес-подразделений компании.
Однако стандартной методологии для оценки успешности трансфера приобретенных умений и навыков на рабочее место не существует. Также решение данной задачи осложняется отсутствием прямого взаимодействия между различными департаментами при определении функционала систем цифрового обучения [4,6].
Идеологами проектирования программ корпоративного цифрового обучения в организациях, как правило, являются HR-департаменты. Однако, те инструменты, которые они используют для оценки персонала, слабо интегрированы с технологической основой обучающих систем.
Рефлексивная оценка качества обучения также оторвана от возможностей, которые предоставляет для этого многие виртуальные обучающие среды, например, такие как Moodle. Отсутствие формализованного оценивания обучающего воздействия, является еще одной проблемой, с которой сталкиваются в организациях, которые выбрали корпоративный путь обучения персонала цифровым навыкам. В первую очередь это обусловлено отсутствием оценивающих инструментов, которые должны быть адекватны задаче развития цифровых навыков [4,5].
Анализ распространенности инструментов оценки обучающихся среди 110 компаний Нижнего Новгорода выявил, что: результаты исследования используются в качестве инструмента оценки в 52% случаев, тесты в 59%, производительность на рабочем месте используют 15% компаний, простую оценку деятельности предпочитают 4%, другие инструменты - 40% и, что наиболее любопытно, никакие не используют - 9% компаний.
Все это указывает на необходимость усиления процессов перехода на цифровую поддержку деятельности персонала и повышения уровня готовности руководства компаний к цифровизации своей деятельности.
Выводы: Проведенное исследование позволяет констатировать, что цифровизация уже прочно вошла в современный менеджмент компаний не только в мире, но и в России. Современные технологические вызовы времени формируют требования к наличию цифровых навыков у персонала. Процесс управления все больше становится более транспарентным и цифровые технологии этому способствуют в полной мере.
Подводя итоги, можно выделить основные задачи в управлении персоналом с учетом цифровизации:
- организации должны выработать собственную стратегию поведения в условиях цифровой экономики;
- внутри компании необходимо производить обмен цифровыми стратегиями и опытом для дальнейшего развития;
- делать акцент на обучении и развитии цифровых навыков персонала организации;
- расширять и развивать цифровое мышление, а также передавать практический опыт с целью дальнейшего применения.
Проведенное исследование имеет значительные перспективы дальнейших исследований, связанные с изучением влияния цифровизации на управление персоналом, его развитие.
Список литературы
1. Zhou, K. (2015) "Industry 4.0: Towards future industrial opportunities and challenges", Conference on Fuzzy Systems and Knowledge Discovery. pp. 2147-2152. DOI: 10.1109/FSKD.2015.7382284
2. "A future that works: automation, employment and productivity"(2017) - McKinsey Global Institute
3. Егоров Е.Е., Цапина Т.Н., Казначеев А.Н. Исследование возможностей применения мобильных технологий в организации труда персонала//Московский экономический журнал. 2018. № 5-3. С. 38.
4. Лебедева Т.Е., Егоров Е.Е. HR: тенденции развития в цифровой экономике//Московский экономический журнал. 2018. № 5-3. С. 42.
5. Седых Е.П., Житкова В.А. Модель автоматизированной системы оценки эффективности деятельности руководителей образовательных учреждений города Нижнего Новгорода//Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 4 (29). С. 1.
6. Смирнова Ж.В., Кочнова К.А. Обучение сотрудников сервисных предприятий с использованием информационных технологий //Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 5.
References
1. Zhou, K. (2015) "Industry 4.0: Towards future industrial opportunities and challenges", Conference on Fuzzy Systems and Knowledge Discovery. pp. 2147-2152. DOI: 10.1109/FSKD.2015.7382284
2. "A future that works: automation, employment and productivity"(2017) - McKinsey Global Institute
3. Egorov E.E., Capina T.N., Kaznacheev A.N. Issledovanie vozmozhnostej primeneniya mobil'nyh tekhnologij v organizacii truda personala//Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2018. № 5-3. S. 38.
4. Lebedeva T.E., Egorov E.E. HR: tendencii razvitiya v cifrovoj ekonomike//Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2018. № 5-3. S. 42.
5. Smirnova ZH.V., Kochnova K.A. Obuchenie sotrudnikov servisnyh predpriyatij s ispol'zovaniem informacionnyh tekhnologij //Vestnik Mininskogo universiteta. 2019. T. 7. № 1 (26). S. 5.
6. Sedyh E.P., ZHitkova V.A. Model' avtomatizirovannoj sistemy ocenki effektivnosti deyatel'nosti rukovoditelej obrazovatel'nyh uchrezhdenij goroda Nizhnego Novgoroda//Vestnik Mininskogo universiteta. 2019. T. 7. № 4 (29). S. 1.