ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРОБЛЕМЫ СООТВЕТСТВИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ НЕОБХОДИМОГО УРОВНЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Христолюбова Н.Е.
научный сотрудник Центральный экономико-математический институт
Российской академии наук
DIGITALIZATION OF THE ECONOMY AND THE PROBLEMS OF COMPLIANCE AND FORMATION OF THE NECESSARY LEVEL OF HUMAN CAPITAL
Khristolubova N.
Researcher,
Central Economics and Mathematics Institute of the Russian Academy of Sciences
Аннотация
Цифровизация экономики предъявляет новые требования к человеку, как основному фактору производства, к уровню и качеству его человеческого капитала. Творческий, инновационный, компетентност-ный труд человека выступает надежным источником безопасного и устойчивого социально-экономического развития. В статье представлены результаты исследования взаимосвязи и взаимозависимости уровня развития цифровой экономики и качества человеческого капитала. Выделяется особое значение системы образования, как инструмента и основного фактора формирующего человеческий капитал.
Abstract
The digitalization of the economy imposes new requirements on a person, as the main factor of production, to the level and quality of his human capital. Creative, innovative, competent human labor is a reliable source of safe and sustainable socio-economic development. The article presents the results of a study of the relationship and interdependence of the level of development of the digital economy and the quality of human capital. The special importance of the education system as a tool and the main factor forming human capital is highlighted.
Ключевые слова: научно-технологический прогресс, образование, человеческий капитал, компетенции, безопасность.
Keywords: scientific and technological progress, education, human capital, competencies, security.
Цель статьи - показать результаты научных исследований проблем становления и развития в России цифровой экономики и соответствия фактического уровня и качества человеческого капитала необходимым требованиям нового социально-экономического этапа развития, а также изучения факторов, позволяющих обеспечивать необходимый уровень человеческого капитала. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: исследовать роль человеческого капитала на современном этапе развития цифровой экономики и образования, как основного формирующего фактора; установить фактический уровень цифровизации в России и произвести сопоставление с соответствующими международными статистическими данными; исследовать ряд новых актуальных проблем системы образования, вызванных влиянием научно-технологического прогресса на человека и выявить новые индивидуальные и общественные опасности.
В настоящее время страны мировой экономики, включая Россию, находятся на этапе перехода к новой шестой волне социально-экономического развития, базирующейся на научно-технологическом прогрессе в форме цифровизации, искусственного интеллекта, информатизации и других новациях, модернизирующих существующие и создающих новые институты, институцио-
нальную среду и механизмы их становления и развития, которые выступают источником и импульсом конкурентного, динамичного, безопасного, независимого и устойчивого социально-экономического и политического развития государства.
Новации являются одновременно причиной и следствием потока изменений в экономическом и общественном развитии, существенно изменяя образ мышления, интересы, ментальность, мотивацию к деятельности и, как следствие, поведение (хозяйственное, общественное (включая бытовое), психологическое, экологическое и.д.), качество жизни общества в целом и отдельного человека. Современный этап развития предъявляет особые требования к человеку, к накопленному уровню и качеству его человеческого капитала, выдвигая основным фактором производства традиционных и новейших благ. Человек перестает восприниматься «винтиком» огромного государственного механизма (как это было в прошлой российской истории). Креативный, инновационный, компетент-ностный труд человека выступает надежным источником роста прибавочного продукта.
Состав, структура, уровень и качество человеческого капитала являются условиями ускорения (торможения) научно-технологического и социально-экономического развития, а высокий достигнутый уровень - конкурентным преимуществом
стран, их объединений, корпораций, фирм и т.д., в том числе, и человека на внутренних и внешних рынках. В исследовании будем основываться на определении понятия «человеческий капитал» предложенного Программой развития ООН (ПРООН). Человеческий капитал - это знания, навыки, способности и другие черты человека и его личности, способные создавать личное, социальное и экономическое благосостояние [1]. Особенностью человеческого капитала является то, что его практически невозможно накопить в необходимом и достаточном количестве и качестве для решения текущих и будущих социально-экономических проблем, в короткий промежуток времени, те есть накопление и рост человеческого капитала - стратегическая задача.
В современных условиях остается актуальным высокий уровень индивидуального человеческого капитала, то есть инноваторов инноваций (ученых, изобретателей, предпринимателей, менеджеров, инвесторов, банкиров, писателей, художников, поэтов и т.д.) во всех областях и сферах деятельности общества. Также особое значение приобретает достаточный общей уровень человеческого капитала в стране, который позволит достичь необходимого (в некоторых экономико-социально-политических условиях и безопасного) показателя социального капитала для создания интегрированного общества (такое общество также в научных источниках называют солидарным, суперинтеллектуальным, Общество 5.0). Образованное и культурно-нравственное интегрированное или солидарное общество, в современных условиях перехода от изживающего доминирующего к нарождающемуся технологическому укладу, способно на основе роста атмосферы доверия и общего благоприятного климата создать предпосылки для эффективной модернизации, приводящей к созданию, широкого распространения и восприятия нарастающего потока новизны.
В настоящее время солидарное общество не является самобытным его необходимо постоянно формировать и развивать с помощью дополнительных системных экономических, социальных, политических, культурных, психологических мероприятий на основе специальных текущих, среднесрочных и стратегических программ и проектов для обеспечения эффективного функционирования институциональной среды. В тоже время, все институциональная система заинтересована в оказании влиянии на все общество и отдельного человека, и в желании управлять их жизнедеятельностью и качеством жизни, так как она потребляет основной ресурс данного этапа развития общества - человечески капитал, в форме компетентностного, креативного и инновационного труда [2].
В переходный период к новому технологическому укладу и в период его становления научно-технологический прогресс оказывает особое давление (экономическое, социальное, информационное, когнитивное, психологические и т.д.) на человека и общество в целом, что уже доказано публикациями научных центров и трудами авторитетных мировых и российских ученых-исследователей таких, как:
Н.Д. Кондратьев, Карлота Перес, Ю. В. Яковец, В.Е. Деменьтьев, А.А. Акаев, С.Ю. Глазьев и др. Надо отметить, что это влияние научно-технологического прогресса и человека имеет взаимосвязанный и взаимозависимый характер. Человек в современной экономике выступает сразу в двух ролях -производитель и потребитель экономических благ, что находит отражение в его мышлении, интересах, мотивации, поведении, деятельности. В этих условиях человек испытывает на себе одновременно давление (часто разнонаправленное) и как производитель, и как потребитель новейших благ, то есть, во-первых, давление со стороны постоянно обновляющегося, под влиянием модернизационных процессов, рынка труда. Во-вторых, в кротчайшие сроки человеку необходимо адаптироваться к безопасной и эффективной жизнедеятельности в новых условиях и реализовать свой потенциал компетенций.
В современных условиях цифровизация (цифровая трансформация), это радикальные, качественные изменения в бизнес-моделях, бизнес-процессах, также и социально-экономические эффекты, вызванные вследствие их внедрения и широкого распространения [3]. Объективно активные трансформационные цифровые процессы уже фактически происходят в социально-экономическом пространстве мировой экономики.
В настоящее время страны мировой экономики находятся на разных этапах цифровизации, наиболее развитые достигли высокого уровня цифровой зрелости (например, в цифровизации бизнеса достигли пятого уровня, базирующегося на использовании открытых цифровых интерфейсов (API), эксперты прогнозируют в ближайшее время появление 6 и 7 уровня цифровизации). Россия начала цифровую трансформацию позднее, чем лидирующие по уровню развития цифровой экономики страны (например, США, Германия, Дания и др.).
По данным разных авторитетных международных рейтинговых агентств Россия в 2020 году по уровню цифровизации занимает места: Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI) - 43 место из 141 страны; Глобальный индекс инноваций (GII)- 47 место из 131 страны (в 2019 году 46 место); Индекс сетевой готовности (NRI) 48 место из 134 стран; Индекс цифровой связанности (GCI) 49 место из 79 стран; Индекс цифровой конкурентоспособности (DCR) 38 место из 63 стран (в 2018 году 40 место); Глобальный индекс кибербезопас-ности (GCI) 26 место из 193 стран (снижение на 16 позиций по сравнению с 2017 годом); Локальный индекс онлайновых услуг по городам (LOSI) -Москва 1 место со значением индекса 55 из 60 баллов максимально возможных.
Цифровая трансформация, особенно в области информационных технологий оставляет и дает возможность при наращивании темпов цифровизации догоняющим странам ликвидировать информационный разрыв, и даже лидировать по многим конкурентным направлениям. Сейчас российское правительство занимает активную позицию в цифровизации страны. С 2018 года Правительство РФ в
рамках реализации Указа президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработало и внедряет специальный национальный проект «Цифровая экономика»[4] с подразделами - федеральными проектами. В рамках данного национального проекта в частности намечены цели и задачи: увеличить затрат на развитие цифровой экономики в 3 раза (2018 г. - 1,9% ВВП, 2024 г. - 5,1%); увеличить долю РФ в мировом объеме оказания услуг хранения и обработки данных до 5% (2020 г -1,5%); обеспечить функционирование «электронного паспорта» гражданина РФ, единой государственной облачной платформы и инфраструктуры «Цифровой профиль» для обмена информацией между государством, организациями и гражданами; подключить 97% домохозяйств к широкому доступу в Интернет (в 2018 году 75%),развитие и внедрение сетей связи нового поколения 5G, на 85% перейти на отечественный софт в государственных организациях, увеличить с 30 тыс. до 270 тыс. человек количество специалистов, обученных по компетенциям цифровой экономики и другие.
Аналитики Школы Флетчера при Университете Тафтса (The Fletcher School at Tafts University) совместно с компанией MasterCard Incorporated подготовили данные международного рейтинга стран мира по уровню индекса Digital Evolution Scorecard за 2020 год. В рейтинги приняли участие 90 стран мира, которые на основании 160 индикаторов, характеризующих четыре основных признака цифровизации стран мира: предложение (уровень развития цифровой среды и необходимой для обеспечения цифровой экосистемы физической инфраструктуры), спрос (демонстрирует наличие необходимых инструментов и навыков для участия в цифровой экономике), институты и инновации (уровень развития главных элементов экосистемы инноваций). В исследовании учитывали фактическое состояние цифровизации в стране и скорость цифровизации (прирост баллов рейтинга за период с 2008 по 2019 года) По итогам страны разделили на четыре зоны: лидеры, перспективные, замедляющиеся, проблемные. Лидирующие позиции в зоне лидеров занимают такие страны, как: Сингапур, США, Гонконг, Южная Корея и др. Россия относится к числу самых перспективных стран по уровню цифровизации экономики (в этой зоне также находится Китай, также что важно, Азербайджан, Казахстан - страны партнеры России по интеграционным объединениям).
По данным экспертов консалтинговой компании UXSSR и аналитического отчета KMDA [5] по итогам I полугодия 2020 года 11% российского бизнеса достигли высокого уровня цифровизации, а 83% находятся на первой и второй стадиях цифро-визации, то есть их темпы модернизации пока не позволяют «догнать» лидеров, конкурировать и соответствовать динамике мировых изменений. По данным Аналитического центра НАФИ (Национальное агентство финансовых исследований) [6]
сейчас только 14% руководителей проявляют заинтересованность в цифровизации бизнеса. Общий уровень цифровизации бизнеса, представленный международным индексом Business Digital Index -BDI, составляет в России 50 пунктов из 100 (т.е. можно сказать, бизнес готов к цифровизации наполовину). В 2019 году - 45 пунктов, очевидно, что дополнительный необходимый импульс цифрового развития придали пандемия, самоизоляция и работа в удаленном режиме (например, в 2020 году в Москве рынок офисного труда сократился 20-30%), вопреки мировому экономическому спаду (в 2020 году объем мировой экономики снизился на 4,4%). Например, доля российских компаний, имеющих собственный сайт, в 2020 году составила уже 75%, в 2019 году 54% (годовой рост на 21%); частичный или полный переход на электронный документооборот 81% компаний; контекстная реклама продукции в 2020 году составила 65% (в 20219 году -44%) и реклама в социальных сетях 58% в 2020 году (34% в 2019 году). Также произошли важные психологические изменения в осознании необходимости цифровой трансформации для современных и конкурентных бизнес процессов, в 2018 году такую необходимость признавало 33% респондентов, в 2020 году - 64%.
Наши исследования результатов опроса KMDA 2020 года показали, что в числе основных препятствий цифровизации российских компаний, по мнению респондентов данного опроса (в опросе принимали участие 700 руководящих сотрудников предприятий разных сфер и областей деятельности (представители 27 отраслей от машиностроения, образования и науки до банковского сектора) в 8 федеральных округах России), лидируют следующие факторы: во-первых, нехватка компетенций и знаний у сотрудников (53%). Во-вторых, внутреннее сопротивление компании, страх изменений (45%); в-третьих, отсутствие стратегического плана (42%), в-четвертых, нехватка квалифицированных кадров (41%). Видим, что эти факторы имеют даже большую силу, чем недостаток финансирования (37%) и возможные риски совершить ошибочные действия и не окупить инвестиции. Если сравнивать показатели опроса 2020 года с аналогичными показателями в предыдущем году, то фактор внутреннего сопротивления поднялся на 2 п.п., а нехватка квалифицированных кадров настолько же снизилась. Считаем, что следствием недостаточной компетентности (цифровой, общекультурной, универсальной, общепрофессиональной и профессиональной) руководителей и сотрудников является, отсутствие стратегии развития, в итоге, непонимание и незнание основных направлений развития, необходимых целесообразных действий и, как результат, страх перемен. Культура и образование оказывают прямое влияние на образ мышления и поведения человека. Главным источником роста цифровой трансформации респонденты опроса выделяют адекватные текущему этапу развития, и даже опережающие компетенции, знания, умения и практические навыки людей (64%).
По данным НАФИ доля компаний, в которых прошло цифровое обучение руководителей в 2020 году составило 32%, в 2019 году - 26% (рост 6% за год), а доля компаний, где обучение прошел персонал в 2020 году - 43%, в 2019 году - 28% (рост за год на 15%). (Например, по данным экспертов BCG и World-Skills Russia, если раньше запаса знаний, умений, компетенций технического образования без повышения квалификации хватало на 10 лет, то сейчас на 2 года. Ожидается, что молодые специалисты, на протяжении периода трудовой активности, будут вынуждены сменить 3-5 профессий). Приобретенные человеком навыки быстро устаревают, поэтому сейчас постоянное на протяжении всей активной жизни повышение квалификации становится необходимым требованием и условием эффективной и безопасной жизнедеятельности общества и человека [7].
Наблюдаем рост интереса бизнеса к наращиванию человеческого капитала, но на данном этапе общественного развития очевиден фактический недостаток подготовленности и уже выделилась тенденция роста спроса на общекультурные, универсальные и профессиональные цифровые компетенции, знания, умения и практические навыки. Значение общекультурных компетенций в этом ряду не снижается, а наоборот, начинает возрастать, что объясняется новыми задачами, выдвигаемыми перед человеком - определение вектора общественного развития. Происходит перенос акцента с ответов на вопросы, эту функцию взяли на себя компьютерные технологии, на формулирование вопроса, как движущей силы развития познания и прогресса. Для этого у человека необходимо развитое аналитическое, системное, креативное мышление, которое формируется и развивается гуманитарным знанием. Поэтому актуальность современного, качественного, конкурентоспособного, непрерывного на протяжении всей активной жизни образования постоянно нарастает. Образование становится все более продолжительное по времени и более затратным, и фактически морально устаревает к моменту его завершения. По данным исследования College Board и Korean University в мире за последние пятьдесят лет средняя продолжительность обучения выросла в 2,5 раза (в 1,9 в развитых и 3,6 раза в развивающихся странах), а стоимость бюджетного четырехлетнего образования, за последние тридцать лет увеличилась в 3 раза [9].
В процессе цифровой трансформации субъекты хозяйствования ощущают постоянный дефицит в современных, эффективных, компетентност-ных, креативных, творческих, мобильных, с навыками быстрого и постоянного обучения, способных создавать и воспринимать новации трудовых ресурсах. Данное несоответствие навыков, умений работников и требований современного рынка труда оказывает влияние на производительность труда и общую эффективность рынка труда стран. Эксперты международной консалтинговой компании Boston Consulting Group (BCG), провели исследование и опубликовали данные международного рейтинга стран по уровню производительности и
эффективности рынков стран. Тройка лидеров в 2020 году представлена странами - Нидерланды (100%), США, Швейцария, Россия заняла 52 место (30, 1%) из 75 стран мира, включенных в рейтинг. В России 45% работников (33 млн. человек) имеют недостаточную или избыточную квалифицированность, а производительность труда составляет 56 тыс. долл.. В странах-лидерах недостаточно квалифицированы: в Нидерландах 37,7% работников, в США - 33,5%, Швейцарии 36%, производительность труда соответственно: 100, 120 и 106 тыс. долл. [7].
В мировом пространстве в процессе перехода к цифровой экономике и возрастающей сложности и изменчивости процессов жизнедеятельности обострилась проблема квалификационного разрыва, проявляющаяся в потере человеком актуальности знаний умений и компетенций, не возможности реализоваться на рынке труда и не желании или не возможности (физической, когнитивной, психологической) приобрести новые навыки. Также появилась новая опасная своими последствиями для общества и самого человека проблема - «квалификационная» яма (skills mismatch), которая понимается, как несоответствие между фактическими навыками, которыми обладает работник, и задачами, которые он должен реализовывать в производственном процессе. В настоящее время работодатели для выполнения определенного вида трудовой деятельности не могут найти работников с адекватными текущим целям и задачам навыками, знаниями и компетенциями. По данным ОЭСР проблема «квалификационной» ямы распространяется от 17 до 52% от общего числа экономически активного населения. При текущем уровне глобальных трудовых ресурсов 3,5 млрд. человек в 2016 году компетенции каждого третьего работника либо избыточные, либо недостаточные для выполняемой деятельности. На данном этапе 1,3 млрд. человек не имеют достаточного уровня компетенции и навыки, что приводит к потере производительности труда на 6%, прогнозируется, что к 2030 году таких будет 1,4 млрд. человек. Эти международные данные подтверждаются результатами опроса ВЦИОМ в 2019 году, из которого следует, что 47% россиян работает не по полученной специальности [8], то есть значительная часть общества не может максимально полно реализовать свой потенциал, что сдерживает необходимые процессы интегрирован-ности общества.
Система образования в новых условиях должна ставить новые задачи, связанные с актуализацией компетенций, знаний, умений, практических навыков человека и воспитанием новых необходимых качеств личности. Модернизация системы образования в кротчайшие сроки, это сложная, комплексная проблема, от решения которой зависит безопасность и устойчивость социально-экономического развития, и даже политическая стабильность страны в текущем периоде и будущем. Традиционно система образования является одной из наиболее консервативных сфер жизнедеятельности
общества и исторически ее модернизация продолжительна во времени для реформирования «исторически проверенных» образовательных методов и методик. Сложность современного, качественного образования человека, общества, позволяющего повысить уровень человеческого капитала и сократить разрыв между спросом рынка труда на новые компетенции и возможностями человека, определяется совокупностью факторов. В числе множества разносторонних факторов выделим следующие: во-первых, уже научно и практически признано и доказано, что образование в новых условиях должно носить не точечный характер, а быть непрерывным на протяжении всего периода активной жизни человека (такое существенное продление срока непрерывного образования связано с снижением рождаемости, увеличением продолжительности жизни людей и продлением срока деловой активности (экономика «третьего» возраста). Поэтому необходимо воспитывать в человеке культуру постоянного развития, мотивацию и ответственность за свое развитие. Во-вторых; индивидуализировать педагогические подходы к разным группам общества и даже конкретному человеку. Это связано с тем, что в состав и структуру экономически активного населения сейчас входят представители разных поколений. По данным МОТ к 2025 году четверть трудоспособного населения будет состоять из поколения Z, на 37% из представителей поколения Y, на 28% из представителей поколения X и небольшой части поколения беби-бумеров. Эти поколения значительно различаются по образу мышления, ценностям, психологии, поведению на рынке труда, когнитивным способностям, мотивации и т.д. Разные поколения имеют свои особенности (часто принципиальные) в процессе обучения и получения знаний. В процессе образования надо учитывать последние исследования ученых, проводимых в разных странах, о негативном влиянии на когнитивные способности, способность концентрироваться и психику человека компьютерных технологий. Поиск баланса в образовательных технологиях между проверенных временем традиционных и новых компьютерных. Научно-технологический прогресс позволяет развить и совершенствовать технологии, позволяющие использовать индивидуальный подход в образовании, что позволит в большем количестве «взращивать» таланты инноваторов и новаторов. В-третьих, обучение современным навыкам и навыкам будущих профессий (основываясь на мировом опыте и прогнозировании развития рынка труда). Для получения этих навыков особое место занимает система высшего образования. В России наметилась новая опасная тенденция в среднесрочном и долгосрочном периоде, снижения интереса молодежи к высшему образованию. По данным Росстата за период с 2010 по 2017 годы численность студентов, получающих высшее образование
в расчете на тысячу человек, сократилась на 1,6%, в инновационно-лидирующих странах отмечается их рост. Например, в 2010 году в России на 1 тыс. человек приходилось 65 студентов, то в 2016 году 46, в 2018 - 40; в Норвегии в 2010 году 46 человек, в 2016 - 53. На этапе становления нового технологического уклада и массового внедрения и применения достижений науки и техники в жизнедеятельность, недостаточная компетентность населения (общекультурная, общепрофессиональная, универсальная и профессиональная компетентность) может стать фактором сдерживания социально-экономического развития страны и снижения уровня безопасности системы «человек-общество-природа». [10,11].
Список литературы
1. ПРООН. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2004 г. /Под ред. С.Н. Бобылева, М.: Весь мир, 2004.
2. Христолюбова Н.Е. Солидарность общества, как необходимый фактор эффективной модернизации социально-экономического простран-ства.//Вестник ЦЭМИ. Вып.1. М.: ЦЭМИ РАН, 2019.
3. Цифровизация для человека: «То, что мы делаем сейчас, сравнимо с покорением космоса» -Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» - [Электронный ресурс]. URL:http://www.hse.news.expertise - (дата обращения :11.07.2021).
4.Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
5. Цифровая трансформация в России - 2020. Аналитический отчет на база опроса представителей российских компаний. [Электронный ресурс]. URL:http://www.komanda-a.pro - (дата обращения: 12.07.2021).
6. Пандемия и переход компаний на «уда-лёнку». Индекс цифровизации малого и среднего бизнеса. НАФИ. 07.07.2021. [Электронный доступ]. URL: http://www.nafi.ru - (дата обраще-ния:07.07.2021).
7. Массовая уникальность. Глобальный вызов в борьбе за таланты. World Skills Ruaaia, BCG. [Электронный ресурс]. URL://http:www.web-assets.bcg.com - (дата доступа 28.07.2021).
8. ВЦИОМ: почти каждый второй опрошенный россиянин работает не своей специальности. [Электронный ресурс]. URL://http:www.tass.ru
9. Coiiege Board. 2017
10. Христолюбова Н.Е. Новые качества человеческого капитаа для безопасности жизнедеятельности в условиях распространения цифровиза-ции.//Вестник ЦЭМИ. М.: ЦЭМИ РАН. №1. 2021.
11. Христолюбова Н.Е.Новому этапу развития экономики - новые компетенции.// Цифровая экономики.- М.: ЦЭМИ РАН.- 1(9)2020 - С.91-99.