ИННОВАЦИИ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Доктор экономических наук, профессор, Белорусский государственный экономический университет (Минск, Беларусь)
Богдан Нина Ивановна
Аннотация. В статье рассмотрены современные направления инновационной политики, связанные с цифровизацией экономики, и задачи соответствующего развития человеческого капитала. Выявлены проблемы измерения эффективности использования человеческого потенциала, определены вызовы использования человеческого капитала Беларуси в условиях создания цифровой экономики. Обоснована необходимость применения «человекоцентричной» концепции общественного развития.
Ключевые слова: человеческий капитал; инновации; финансирование; образование; государственное управление; Беларусь.
Для цитирования: Богдан Н.И. Инновации и человеческий капитал Республики Беларусь // Социальные новации и социальные науки. - Москва : ИНИОН РАН, 2021. - № 1. - С. 35-45.
Ц^: Ыйр s://sns-j oumal. гц/гц/archive/
DOI: 10.31249^п/2021.01.04
© Богдан Н.И., 2021
Введение
Инновации и инновационная политика в настоящее время тесно связаны с процессами циф-ровизации. При этом под цифровизацией (digitalisation) понимается применение или увеличение использования цифровых технологий организацией, отраслью, страной и т.д. Большинство инноваций сегодня - это новые продукты и процессы, которые стали возможными благодаря цифровым технологиям или воплощены в данных и программном обеспечении. Достижения в области искусственного интеллекта, который подражает определенным аспектам деятельности человеческого мозга, обещают дальнейший технологический прогресс.
Внедрение новых цифровых технологий обусловливает необходимость определенных регулятивных и управленческих действий, в том числе в отношении высокопроизводительных вычислений, формирования цифровых навыков и доступа к данным. Использование искусственного интеллекта в науке и на практике также вызывает ряд новых вопросов.
Разрешение сложных проблем цифровой эпохи требует разработки и проведения инновационной политики, основанной на системном подходе. Это предполагает учет всего комплекса взаимосвязей между различными сферами общественной жизни.
Инновационная политика в цифровую эпоху
Современная инновационная политика призвана обеспечить целостный (холистический) подход. Обосновывая это положение, С. Боррас и Ч. Эквист отмечали, что в настоящее время она «остается искаженной, несфокусированной и ограниченной. Правительства уделяют особое внимание... таким областям, как наука, фундаментальные исследования. в то же время другие вопросы, которые являются. ключевыми для стимулирования инноваций в экономике и обществе, парадоксальным образом получают гораздо меньше внимания» [Borras, Edquist, 2019, c. 2]. Исследования Р. Нельсона и Г. Дютренд доказывают необходимость формирования рамочных институциональных условий для содействия совместной эволюции инновационной деятельности, экономики и общества [Nelson, 2009; Dutrénit, Puchet Anyul, Teubal, 2011].
В связи с этим важно обеспечить связь между цифровой трансформацией и устойчивым инновационным развитием страны. Ключевую роль в данном контексте может играть инновационная политика путем:
• содействия распространению и внедрению цифровых технологий в работу предприятий.
Цифровые технологии развиваются быстро и распространяются неравномерно, что создает про-
36
блемы адаптации. Например, малые фирмы, как правило, реже используют новые технологии, чем крупные [Богдан, 2019, с. 76]. Отчасти это объясняется отсутствием информации, навыков, опыта, подготовки кадров, ресурсов и уверенности в необходимости внедрения новых технологий. Инновационная политика может помочь в устранении таких сбоев;
• содействия инновационному предпринимательству, стартапам и экспериментам в области цифровых технологий. Инновационное предпринимательство имеет решающее значение для внедрения цифровых технологий в реальном секторе экономики. Вместе с тем цифровые стартапы часто сталкиваются с препятствиями на пути своего становления и роста, например, в том, что касается доступа к финансовой и исследовательской инфраструктуре. Так, исследование компании Belbiz в Беларуси показало, что среди актуальных задач стартапов первое место занимает поиск финансирования, притом что финансируются инновационные проекты на 83,5% за счет собственных средств предпринимателя [Стартапы Беларуси, 2018]. В отличие от европейских компаний, где каждый пятый стартап получает государственное финансирование, белорусские стартапы не располагают такой возможностью. Громоздкая нормативно-правовая база, влияющая на гибкость бизнеса и возможность экспериментировать с инновациями, также препятствует получению выгод от цифровой трансформации. Инновационная политика имеет решающее значение для устранения этих барьеров, например, путем создания регулятивных изолированных сред (regulatory sandbox)1, «живых лабораторий» и тестовых площадок [Digital economy outlook, 2015];
• увеличения числа НИОКР в области передовых технологий. Страны с развитым научно-исследовательским комплексом более восприимчивы к новым цифровым технологиям. Собственная научно-исследовательская база служит основой для развития национальной промышленности и позволяет получать выгоду от предложения инновационных товаров на глобальных рынках. Инновационная политика может стимулировать инвестиции в НИОКР и способствовать повышению научно-технического потенциала страны;
• содействия сотрудничеству в области инноваций. Фирмы редко имеют все возможности для полной самостоятельной разработки новых технологий. Так, например, современное автомобилестроение все чаще опирается на инновации в области искусственного интеллекта. Возрастающая мультидисциплинарность и размытие границ между секторами экономики делает сотрудничество различных участников инновационного процесса все более важным. Анализ показывает, что в странах ЕС и ОЭСР от 30 до 40% инновационных предприятий участвуют в различных совместных проектах. В Беларуси в 2019 г. из 405 инновационных предприятий только 63 (15%) при-
1 Термин «песочница» обычно используется для описания изолированной среды тестирования для новых приложений или программ при разработке программного обеспечения. Аналогичным образом, нормативно-правовая «песочница» является рамочной системой, созданной регулирующим органом финансового сектора для обеспечения мелкомасштабного, живого тестирования инноваций частными фирмами в контролируемой среде.
нимали участие в совместных инновационных проектах. Причем на 88% они состояли из белорусских предприятий и организаций. Это показывает ограниченную открытость инновационной деятельности в стране. Инновационная политика может поощрять связи между наукой и промышленностью, а также сотрудничество внутри деловых кругов (в том числе между странами), содействовать быстрому переходу инноваций из лабораторий в производство;
•решения существующих социальных проблем. Цифровые инновации могут способствовать решению ряда глобальных задач, поставленных в «Целях устойчивого развития ООН в области борьбы с нищетой и бедностью», улучшения состояния окружающей среды, здравоохранения и образования, повышения уровня продовольственной и водной безопасности, обеспечения доступной и чистой энергии. Например, некоторые цифровые приложения для оказания услуг здравоохранения и обучения в режиме онлайн могут повысить благосостояние людей, находящихся в бедственном положении. Анализ больших данных и технологии искусственного интеллекта могут улучшить системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечить решение экологических проблем [Digital economy outlook, 2015]. Однако это требует поощрения не только инвестиций, но и сотрудничества, поскольку адекватно реагировать на сложные проблемы можно только на основе междисциплинарного подхода.
Оценки человеческого капитала в контексте развития цифровой экономики
Проведение инновационной политики в условиях цифровой трансформации общества предполагает особое внимание к формированию и развитию человеческого капитала. По определению Всемирного банка, «человеческий капитал - это совокупность знаний, навыков и здоровья, которые люди аккумулируют в течение своей жизни, что позволяет им реализовывать свой потенциал в качестве полезных членов общества» [Insights from disaggregating ..., 2019]. Исследования показали, что человеческий капитал обусловливает от 10 до 30% различий между странами в уровне ВВП на душу населения [Chang-Tai, Klenow, 2010, p. 222].
Специалисты различают понятия человеческого потенциала и человеческого капитала. Если в определении человеческого потенциала акцент ставится на характеристики человеческих ресурсов, то в понятии «человеческий капитал» - на возможности реализации и развития человеческого потенциала.
Человеческий потенциал Беларуси характеризуется высоким уровнем развития. Об этом свидетельствует рейтинг страны в Индексе человеческого развития (ИЧР), определяемом в рамках Программы развития ООН. В 2019 г. Беларусь заняла 50-е место среди 187 стран [Human development report, 2019]. Это соответствует группе стран с высоким уровнем человеческого раз-
вития. Вместе с тем по уровню ВВП на душу населения (данные Всемирного банка 2020 г.)1 Беларусь находится только на 77-м месте, в Глобальном индексе инноваций 2020 г. - на 64-м (в 2019 г. была на 72-м) [The Global innovation index, 2020]. Очевиден разрыв в позиционировании страны по величине человеческого потенциала и его реализацией в глобальном масштабе.
В то же время в Беларуси существует внутреннее противоречие между качеством человеческого потенциала и спросом на трудовые ресурсы. Обследование Всемирным банком в 2018-2019 гг. 600 предприятий различных отраслей национальной экономики показывает, что бизнес среди наиболее важных ограничений развития ставит на первое место налоговое регулирование, на второе - финансовые проблемы, а третьим важным препятствием считает недостаточную компетентность рабочей силы (рис.). Сравнение препятствий для эффективного развития бизнеса в Беларуси и странах Европы и Центральной Азии (ЕЦА) показывает, что для Беларуси недостаток компетенции персонала более значим. В странах ЕЦА - 7,4%, а в Беларуси - 11,9% предприятий считают этот фактор весьма существенным.
Европа и Центральная Азия ■ Беларусь Налоги
Доступ к финансам Компетенция рабочей силы Неформальный сектор Политическая нестабильность Лицензирование Судебная практика Торговое и таможенное регулирование
Транспорт Коррупция
17,1
14,8
19,8 " 21,7
1Б
20
2Б
Источник: Economy overview. Belarus Country Profile // The World Bank. - 2019. - URL: https://www.enterprisesur veys.org/en/data/exploreeconomies/2018/belarus (дата обращения 18.02.2021).
Рис. Рейтинг наиболее распространенных препятствий для бизнес-среды
организаций, процент организаций
Измерение человеческого развития через показатели ожидаемого числа лет образования, продолжительности жизни и душевого уровня дохода, учитываемые в составе ИЧР, недостаточно отражает степень возможной отдачи от накопленного человеческого потенциала. Более информативными индикаторами являются показатели уровня развития человеческого капитала страны, ко-
1 Валовой внутренний продукт (ВВП) // Гуманитерный портал. - 2021. - 08.02. - URL: https://gtmarket.ru/ratings/ rating-countries-gdp/rating-countries-gdp-info (дата обращения 18.02.2021).
торые определяются Всемирным экономическим форумом (WEF) и Всемирным банком. Эти индексы имеют разную методику расчета, но оба нацелены на оценку факторов роста человеческого потенциала, которые позволяют обеспечить участие работников в квалифицированном труде. Развитие социально-поведенческих навыков, в том числе умения работать в команде, эмпатии, умения регулировать конфликты и управлять отношениями увеличивает человеческий капитал. Перечисленные навыки и компетенции становятся особенно важными в условиях формирования цифровой экономики.
Человеческий капитал и инновационное развитие Республики Беларусь :
международные оценки
Индекс человеческого капитала (Human Capital Index - HCI), разработанный специалистами Всемирного банка в рамках проекта Human Capital Project (HCP), - это международный показатель, позволяющий сравнивать ключевые компоненты человеческого капитала в разных странах. Расчет HCI основан на определении того, как текущие результаты в области здравоохранения и образования влияют на производительность труда следующего поколения. Он измеряет уровень знаний и навыков, которые ребенок, рожденный в настоящее время, может получить к 18 годам с учетом рисков, связанных с системой образования и здравоохранения в конкретной стране. HCI показывает возможный уровень производительности труда будущих работников. Таким образом, он подчеркивает важность для правительств и обществ инвестировать в человеческий капитал своих граждан. Составляющие индекса легко поддаются интерпретации: значение Х для страны означает, что производительность труда, на которую будет способен во взрослом возрасте ребенок, родившийся в данном году, составит лишь долю Х от соответствующего эталонного показателя - полного образования и отменного здоровья.
Беларусь впервые вошла в число стран, оцениваемых Всемирным банком по уровню человеческого капитала, в 2020 г. [The human capital index, 2020]. Такая возможность появилась после участия страны в оценке качества образования 15-летних учащихся по программе PISA1 в 2018 г. По этой программе оцениваются знания десятиклассников в области чтения, математики и естественных наук. Среди 79 обследуемых стран Беларусь заняла 35-е место по чтению, 38-е - по математике и 37-е - по естественным наукам. Хотя это средние результаты, необходимо отметить, что Беларусь отстает от стран-соседей: Польши, Литвы, Латвии и России.
HCI 2020 г. основывается на данных о состоянии здоровья и образования по 174 странам, на которые приходится 98% населения мира. Для Беларуси он составил 0,70. Это означает, что ребе-
1 Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA) - тесты, оценивающие функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике.
нок, рожденный в стране сегодня, в перспективе может достичь 70% от производительности, которая характерна для взрослого, имеющего полное образование и оптимальное состояние здоровья. Это выше среднего показателя по странам региона Европы и Центральной Азии и стран с аналогичным уровнем доходов. Глобальный индекс HCI составляет 56%, при этом для стран с низким уровнем дохода - 37%, а с высоким - 70%. Основной вклад в различие между странами с низким и высоким уровнем дохода вносит продолжительность и качество школьного образования. Беларусь по величине HCI соответствует развитым странам с высоким уровнем дохода.
На наш взгляд, в данном индексе недостаточно отражены возможности роста и увеличения человеческого капитала на протяжении жизни. В этом отношении более репрезентативен расчет индекса человеческого капитала (ИЧК) Всемирного экономического форума (WEF). Определение ИЧК WEF исходит из предпосылки, что более образованное население лучше подготовлено к адаптации к новым технологиям, инновациям и может конкурировать на глобальном уровне. В 2017 г. по этой методике была проведена оценка 130 стран, которые составляют 93% населения мира и производят более 95% мирового ВВП [The global human ..., 2017]. Достоинством этого измерения человеческого капитала является учет капитализации знаний посредством постоянного наращивания человеческого капитала через повышение квалификации и переподготовку, а также овладение новыми компетенциями.
К сожалению, Беларусь не принимала участия в оценке человеческого капитала WEF, так как не участвовала и в оценке конкурентоспособности стран. Поэтому дать оценку успехов страны в инновационном развитии и формировании цифровой экономики в международном контексте возможно на основе данных Глобального индекса инноваций (Global Innovation Index - GII), который содержит комплекс показателей, характеризующих человеческий капитал и науку. Беларусь по общей оценке в 2020 г. занимает в GII 64-е место (из 131 стран). Однако по уровню образования Беларусь находится на 16-м месте, а по развитию третьей ступени образования - на 10-й позиции. Эти достижения страны нельзя недооценивать, но в то же время следует видеть проблемы. Так, по затратам на образование (4,8% ВВП) Беларусь только 51-я, результаты оценки качества образования PISA (472,3) - 36-е место, оценка качества высшего образования по QS рейтингу1 (14,9) - 57-я позиция в рейтинге.
В современной экономике знания таланты и навыки людей являются ключевыми движущими силами инновационной и инклюзивной экономики. Поэтому развитые страны сохраняют объем инвестиций в образование на уровне 5-6% ВВП. Одновременно изменяются требования к человеческим ресурсам, что приводит к трансформации структуры образовательных расходов. Растет до-
1 QS World University Rankings (пер. с англ. - «Мировой рейтинг университетов QS») - ежегодно публикуемый рейтинг университетов, составляемый британской консалтинговой компанией Quacquarelli Symonds.
ля расходов на более высоких ступенях образования. Важную роль в современном развитии имеют инвестиции в третичный уровень образования (МСКО 5-8), что соответствует среднему специальному и высшему образованию применительно к условиям Беларуси. Уровень инвестиций в развитых странах на этой ступени образования гораздо выше. Например, в США - 2,5% ВВП, ЕС - 1,5, Израиле - 1,7%. За последнее десятилетие страны ОЭСР увеличили расходы на третичный уровень образования примерно на 9%, достигнув в среднем 1,5% ВВП. В Беларуси эта доля существенно ниже и составляла в последние годы менее 1% ВВП [Богдан, 2019, с. 149].
Следует также отметить, что финансирование в расчете на студента третьей ступени образования в стране существенно ниже, чем в других европейских странах. Сравнение, как правило, производится в относительных величинах по отношению к ВВП на душу населения в долл. США, рассчитанного по паритету покупательной способности (1111С). Если в 2004 г. эти расходы составляли в Беларуси 27,6%, то в 2017 г. - только 18% ВВП на душу населения. Тогда как в развитых странах соотношение расходов на одного студента третьей ступени образования в 2017 г. составляло: в Австрии - 36%, Бельгии - 32, Эстонии - 36, Финляндии - 34% ВВП на душу населения1.
Недофинансирование науки (затраты на научные исследования и разработки в ВВП Беларуси составляют 0,5-0,6%) приводит к снижению заинтересованности молодежи в научной карьере (табл.).
Таблица
Беларусь в контексте некоторых индикаторов Европейского инновационного
табло (ЕК)*
№ пп Человеческие ресурсы Европейские страны (28), 2020 г. Беларусь, 2019 г.
1. Новые докторские степени на 1000 человек в возрасте 25-34 лет, ед. (для Беларуси - аспирантура и докторантура) 1,9 0,6
2. Доля населения в возрасте 25-34 лет с законченным третичным образованием, % 39,2 60,6
3. Доля населения в возрасте 25-64 лет, обучающегося в течение всей жизни, % 10,6 9,9
4. Доля предприятий, предоставляющих обучение для развития или повышения навыков персонала в области ИКТ, % 23,0 7,3
* Составлена автором по данным EIS-2020 и Белстат.
Наши расчеты позиций Беларуси в Европейском инновационном табло (European Innovation Scoreboard, EIS)2 2020 г. по разделу «формирование человеческих ресурсов для инновационного развития страны» показывают, что Беларусь превышает среднеевропейские показатели по образо-
1 Background Information on Education Statistics in the UIS Database // Sustainable development Goals. - 2020. - September. - URL: http://data.uis.unesco.org/ModalHelp/0ECD/background-information-education-statistics-uis-database-2020-en.pdf (дата обращения 18.02.2021).
2 European innovation scoreboard // European Comission. - 2020. - 23.06. - URL: https://ec.europa.eu/growth/indust ry/policy/innovation/scoreboards_en (дата обращения 18.02.2021).
вательной подготовке молодежи на уровне общего среднего и третичного образования, но существенно (в 3 раза) отстает по подготовке молодых научных кадров. При общем снижении в стране численности персонала науки за последние годы (2009 г. - 33,5 тыс. человек, в 2019 г. - 27,7 тыс. человек) сокращение притока молодых кадров в науку представляет тревожную тенденцию. Особенно с учетом того, что темпы сокращения численности молодых исследователей растут. Если в 2014 г. их доля составляла 0,8 на 1000 человек в возрасте 25-34 лет, то в 2019 г. - уже 0,6.
В Европейском инновационном табло много внимания уделяется переподготовке кадров, имеющей большое значение для подготовки людей к инновационной деятельности и использованию инноваций. Концепция «обучения в течение всей жизни» (life long learning) становится все более актуальной и востребованной. Анализ данных (табл.) показывает, что Беларусь по показателю вовлеченности персонала в процессы переподготовки кадров находится на среднеевропейском уровне, но по структуре переподготовки существенно отличается от европейских стран. Например, доля предприятий, предоставляющих тренинги в сфере ИКТ в ЕС, в среднем составляет 23%, а в Беларуси - 7,3%. Таким образом, Беларусь отстает от ЕС по вниманию к процессам обучения для развития или повышения навыков персонала в области цифровизации в 3 раза.
«Человекоцентричная» концепция развития цифровой экономики
Значимость человеческого капитала для современной экономики обусловила появление новой «человекоцентричной» концепции, основанной на следующих принципах: приобретение навыков будущего, культура постоянного развития, осознанная самостоятельность в выборе профессионального пути, прозрачность рынка труда, мобильность компетенций, инклюзивность рынка труда и уважение ценностей сотрудников [Массовая уникальность ..., 2019].
«Человекоцентричная» концепция показывает необходимость развития так называемых transferable skills - передаваемых навыков (часто называемых «мягкими», soft skills, или поведенческими навыками). Их можно охарактеризовать как не связанные непосредственно с работой компетенции, которые, однако, являются центральными для профессионального мастерства в широком диапазоне, поскольку позволяют сотрудникам эффективно работать и самостоятельно, и в команде. Понятие soft skills обычно включает наличие коммуникационных и межличностных навыков, а также такие атрибуты, как творчество, критическое мышление, тайм-менеджмент (управление временем), способность принимать решения, адаптивность и конструктивный подход к решению проблем.
Современная техника и автоматизация производства повышает спрос на такие навыки до уровня наиболее востребованных компетенций со стороны работодателей. Все больше доказательств, свидетельствующих о том, что эти компетенции конкурируют с техническими навыками в
их способности обеспечивать высокую занятость и заработок. Очевидно, что спрос на них в ближайшие годы будет расти.
Заключение
Преодоление современных проблем формирования и использования человеческого капитала Беларуси требует изменения институциональных условий рынка труда, стимулирования повышения квалификации кадров, увеличения финансирования науки и образования. Прогресс в этих направлениях возможен только при взаимодействии всех участников процесса развития талантов: государства, образовательной системы, бизнеса и каждого человека лично. Стимулы для инвестиций в человеческий капитал часто невысоки с силу отдаленности их результата. Однако системная инновационная политика, направленная на решение задачи эпохи цифровизации, предполагает усиление сотрудничества всех экономических агентов страны.
Список литературы
1. Богдан Н.И. Инновационная политика. - Минск : Четыре четверти, 2019. - 308 с.
2. Массовая уникальность - глобальный вызов в борьбе за таланты / BCG Inc., Росатом. - 2019. - 57 с.
3. Стартапы Беларуси. - Минск : Belbiz, 2018. - 82 c. - URL: https://bel.biz/wp-content/uploads/2018/11/STARTUPS_ OF_BELARUS_WEB.pdf (дата обращения 22.02.2021).
4. Borras S., Edquist C. Holistic innovation Policy: Theoretical Foundations, Policy Problems, and Instrument Choices // Oxford Scholarship Online. - 2019. - May. - URL: https://oxford.universitypressscholarship.com/view/10.1093/oso/ 9780198809807.001.0001/oso-9780198809807 (дата обращения 18.02.2021).
5. Chang-Tai Hs., Klenow P.J. Development fccounting // American economic Journal: Macroeconomics. - 2010. -Vol. 2(1). - P. 207-223.
6. Digital economy Outlook. - Paris : OECD Publishing, 2015. - 284 p. - URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264232440-en (дата обращения 22.02.2021).
7. Dutrenit G., Puchet AnyulM., TeubalM. Building bridges between Co-evolutionary Approaches to Science, Technology and Innovation and Development Economics: An Interpretive Model // Innovation and Development. - 2011. - Vol. 1, N 1. -P. 51-74.
8. Human Development Report 2019. United Nations Development Programme. - 2019. - 366 р. - URL: http://hdr.undp.org/ sites/default/files/hdr2019.pdf (дата обращения 22.02.2021).
9. Insights from disaggregating the Human Capital INDEX / World bank Group. - 2019. - 112 p. - URL: http://pubdocs. worldbank.org/en/514331571771382419/Public-Human-Capital-Index-Insights-2019-10.pdf (дата обращения 22.02.2021).
10. Nelson R.R. Building effective «Innovation Systems» versus Dealing with «Market Failures» as Ways of Thinking about Technology Policy // The New Economics of Technology Policy / ed. Foray D. - Cheltenham : Edward Elgar, 2009. -P. 7-16.
11. The Global human capital Report 2017. - Geneva : World Economic Forum, 2017. - 203 p. - URL: https://www.weforum. org/reports/the-global-human-capital-report-2017 (дата обращения 22.02.2021).
12. The Global innovation index 2020. Who Will Finance Innovation / Cornell University, INSEAD, and WIPO. - 2020. -448 p. - URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_gii_2020.pdf (дата обращения 22.02.2021).
13. The Human capital index 2020. Human Capital in the Time of COVID-19 / World bank Group. - 2020. - 214 p. - URL: http://documents1.worldbank.org/curated/en/456901600111156873/pdf/The-Human-Capital-Index-2020-Update-Human-Capital-in-the-Time-of-COVID-19.pdf (дата обращения 22.02.2021).
INNOVATIONS AND HUMAN CAPITAL OF BELARUS
Bogdan Nina
DrS (Economics), professor, Belarusian State University of Economics (Minsk, Belarus)
Abstract. The article discusses the modern directions of innovation policy related to the digitalization of the economy and the tasks of developing human capital. Problems of measuring the effectiveness of the use of human potential and the challenges of using human capital in Belarus in the context of creating a digital economy are identified. The necessity of application a "human-centered" concept of social development has been substantiated.
Keywords: human capital; innovation; financing; education; public administration; Belarus.
For citation: Bogdan N.I Modern innovations and human capital of Belarus // Social novelties and Social sciences. - Moscow : INION RAN, 2021. - № 1. - 35-45 Pp.
URL: https://sns-journal.ru/ru/archive/ DOI: 10.31249/snsn/2021.01.04