ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РФ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Бадмаева И.С. Email: [email protected]
Бадмаева Иляна Саналовна - магистрант, кафедра финансового права, Российский государственный университет правосудия, г. Москва
Аннотация: в статье рассматриваются наиболее актуальные вопросы применения цифровых технологий в деятельности Счетной палаты РФ. Отмечается наличие заинтересованности государства в применении передовых информационных технологий в сфере государственного финансового контроля. Автор оценивает применение информационных технологий в названной сфере на современном этапе и приходит к выводу о целесообразности внедрения новых информационных систем и технологий, которые действительно смогут оказать поддержку сфере государственного финансового контроля и перейти на новый этап развития -цифровую экономику.
Ключевые слова: публичные финансы, бюджетная система, аудит, удаленный аудит, цифровые технологии, цифровизация.
DIGITIZATION OF THE ACCOUNT CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONDITIONS OF THE DIGITAL
ECONOMY Badmaeva I.S.
Badmaeva Iljana Sanalovna - Undergraduate, DEPARTMENT OF FINANCIAL LAW, RUSSIAN STATE UNIVERSITY OF JUSTICE, MOSCOW
Abstract: the article discusses the most pressing issues of the use of digital technologies in the activities of the Accounts Chamber of the Russian Federation. The presence of state interest in the application of advanced information technologies in the field of state financial control is noted. The author evaluates the use of information technologies in this field at the present stage and comes to the conclusion that it is advisable to introduce new information systems and technologies that can really support the sphere of state financial control and move to a new stage of development - the digital economy. Keywords: public finance, budget system, audit, remote audit, digital technologies, digitalization.
УДК330, 378
Цифровая экономика - один из приоритетов России в ближайшем будущем. В рамках цифровизации Счетная палата идет в ногу со временем и на сегодняшний день является одним из передовых, в частности была разработана и реализуется на практике «Концепция цифровизации».
Президент РФ 9 мая 2017 года подписал Указ № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»1. В рамках реализации данной стратегии предусмотрено принятие ряда законодательных актов.
1 См.: Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // СЗ РФ. 15.05.2017. № 20. Ст. 2901.
Правительство РФ 28 июля 2017 года принята программа «Цифровая экономика Российской Федерации»1.
Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» цифровая экономика определяется как хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг.
Процесс цифровизации должен охватить всю бюджетную систему информационного обеспечения социально-экономических процессов. Важная роль в этой сфере отводится также бюджетной деятельности государства, в процессе которой происходит, обработка и передача финансово-экономической информации огромного объема. Поэтому под воздействием технологических возможностей цифровизации надо достаточно глубоко на современном этапе проводить необходимые исследования по изменению и совершенствованию содержания и методологии бюджетной деятельности в целях реализации принципа открытости и прозрачности фондов денежных средств государства не только при формировании бюджетов, но и при расходовании бюджетных средств.
Преимущество цифровизации состоит в том, что в электронном формате повышается оперативность, мобильность действий сотрудников в работе с документами. Появляется возможность хранить документы в облаке, это позволяет получить доступ к данным учёта через веб-приложения. Таким образом, цифровизация поможет сократить воздействие человеческого фактора, исключить в документации возможность наличия ошибок, а также предотвратить нарушения бюджетного законодательства.
«В рамках программы «Цифровая трансформация Счетной палаты Российской Федерации» в трехлетнем периоде планируется:
1) создание основы для перехода к проведению аудита, основанного на данных, путем обучения сотрудников навыкам и умениям работы с данными, формирования корректных данных, построения аналитических моделей;
2) минимизация ручных (не автоматизированных) операций и получение экономии времени при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
3) упрощение процедуры поиска информации, повышение качества результирующих документов Счетной палаты за счет внедрения аналитических инструментов (таких как риск-ориентированный подход, прогнозная аналитика, алгоритмы поиска);
4) повышение качества данных за счет применения новых средств автоматизированного сбора структурированной информации»2.
Для достижения указанных результатов планируется:
1 См.: Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р «Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации"» // СЗ РФ. 07.08.2017. № 32. Ст. 5138.
2 «Основные направления деятельности Счетной палаты Российской Федерации на 2019 - 2021 годы» (утв. Коллегией Счетной палаты РФ 26.04.2019 N ОНД 2019-2021, протокол от 23.04.2019 N 16К (1312)) // СПС КонсультанПлюс.
N п/п Комплекс мероприятий Сроки реализации
начало окончание
1 2 3 4
1 Внедрение дата-ориентированной аналитической платформы, автоматизированного рабочего места для обеспечения работы с консолидированной и обработанной оцифрованной информацией об объектах проверки в режиме одного окна с возможностью удаленной работы II квартал 2019 г. IV квартал 2021 г.
2 Внедрение ИТ платформ для работы с обучением и аттестацией, работы с внешними экспертами и работы со знаниями, по работе с ключевыми показателями эффективности и Информационной панели II квартал 2019 г. I квартал 2021 г.
3 Внедрение и развитие портала показателей -национальные цели и проекты I квартал 2019 г. IV квартал 2021 г.
4 Автоматизация внутренних процессов по согласованным требованиям от рабочих групп по оптимизации процессов Счетной палаты I квартал 2020 г. IV квартал 2020 г.
5 Подготовка инфраструктуры для дата-ориентированной аналитической платформы III квартал 2019 г. III квартал 2020 г.
6 Подготовка и обучение аналитиков и экспертов по данным I квартал 2019 г. IV квартал 2021 г.
«Результатами реализации основного направления контрольной и экспертно-аналитической деятельности в области расходов федерального бюджета на связь, информатику, СМИ, периодическую печать и издание в трехлетнем периоде планируется:
1) повышение результативности достижения показателей ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере;
2) подготовка рекомендаций по совершенствованию механизма управления государственными активами в области информационных и телекоммуникационных технологий (центры обработки данных, вычислительные комплексы, информационные системы) на всех стадиях жизненного цикла, а также по совершенствованию развития информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
3) подготовка рекомендаций по управлению рисками при реализации социально значимых инициатив по цифровизации общества;
4) подготовка рекомендаций по повышению качества управления реализацией государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» во взаимосвязи с достижением стратегических целей государства и обеспечение национальных интересов по направлениям: средства массовой информации, связь, информационно-коммуникационные технологии;
5) выработка предложений, направленных на повышение эффективности расходования бюджетных средств на создание, развитие и эксплуатацию государственных информационных ресурсов и систем, цифровых платформ, а также на обеспечение непрерывности оказания государственных услуг (функций) с учетом лучших международных практик и т.д.»1.
На сегодняшний день государственные органы в основном отстают от бизнеса в области цифровизации на 3-5 лет. Это признали, например, участники прошедшего в
1 «Основные направления деятельности Счетной палаты Российской Федерации на 2019 - 2021 годы» (утв. Коллегией Счетной палаты РФ 26.04.2019 N ОНД 2019-2021, протокол от 23.04.2019 N 16К (1312)) // СПС КонсультанПлюс.
Москве XXIII конгресса международной организации высших органов аудита (ИНТОСАИ), которую Счетная палата России в 2019-2021 годах возглавляет. Одной из двух главных тем Конгресса была «Роль информационных технологий в развитии государственного управления».
«Департамент цифровой трансформации (ДЦТ) Счетной палаты создал первую, экспериментальную версию «озера данных», куда для пилотных объектов поступает вся необходимая для проверок информация и преобразуется в удобный для дальнейшей работы вид. «Для работы инспекторов мы забираем из «озера» уже структурированную информацию. Откуда структурированная информация берется? Внедрен специальный инструмент, с помощью которого направления деятельности Счетной палаты проектируют электронные формы запросов информации совместно с нашим департаментом так, чтобы они содержали все данные, которые необходимы для отчета, — пояснил директор Департамента цифровой трансформации Счетной палаты Михаил Петров»1.
Следующая основная задача Счетной палаты РФ заключается в создании инструментов для анализа больших данных.
В ноябре 2019 года Счетная палата запустила специальный портал - агрегатор «Госрасходы». Портал-агрегатор основан на открытых данных финансовых госорганов. Он содержит информацию о 37 млн государственных и муниципальных контрактов, 320 тыс. госзаказчиков и 128 тыс. субсидий. На портале собраны данные о 12 нацпроектах и Комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года в разрезе государственных и муниципальных контрактов и субсидий. Также представлены агрегированные данные по главным распорядителям бюджетных средств и получателям денег из федерального бюджета.
Портал «Госрасходы» не только агрегируют финансовую информацию, но и анализируют ее при помощи алгоритмов. В специальном разделе доступны индикаторы, рассчитанные на основе данных контрактной системы и реестра субсидий из федерального бюджета: от числа активных госзаказчиков и поставщиков за период времени до суммы распределенных по месяцам субсидий госорганов.
Для каждого индикатора опубликовано краткое описание методики расчета и возможные варианты визуализации. Это позволяет видеть тренды контрактной системы, выявлять недостатки и понимать, как их можно исправить. Все данные портала открыты пользователям для самостоятельного углубленного анализа и проведения исследований. Поскольку проект технологический, Счетная палата предоставляет программистам и исследователям API и открытые данные, что позволяет создавать социально значимые и коммерческие приложения и сервисы. Часть модулей проекта портала публикуется на специальном сайте открытого кода Счетной палаты РФ.
«Какие-то данные мы получаем по API, для структурирования других скачиваем и преобразовываем десятки и сотни гигабайт информации, базу данных по нацпроектам формируем самостоятельно. Пользователям данные доступны в разных форматах: от JSON и API до выгрузки файлов в более простых форматах», - пояснил руководитель проектного направления «Открытые данные» Счетной палаты, один из создателей «Госрасходов» Иван Бегтин во время онлайн-презентации.
В рамках дата-лаборатории исследователи смогут получать выгрузки данных по необходимым «сложным» запросам, представлять на сайте свои работы, основанные на данных проекта «Госрасходы», обсуждать результаты с профильным сообществом. Часть наработок будет использована для создания обучающих материалов для инспекторов Счетной палаты и госслужащих по всей стране, к такой работе участники лаборатории тоже будут привлечены.
1 http://www.ach.gov.ru/news/aleksey-kudrin-tsifrovaya-revolyutsiya-dolzhna-sostoyatsya.
Дата-лаборатория - это еще один инструмент открытости государства. Такие инициативы, как отмечал председатель СП Алексей Кудрин, позволяют «дать оценку эффективности государственных трат».
Таким образом, можно сделать вывод, что Счетная палата обеспечивает информационную открытость своей работы и доводит информацию о результатах контрольной, экспертно-аналитической и другой деятельности до заинтересованных сторон с помощью цифровых технологий. Следствиями являются рост узнаваемости Счетной палаты и осведомленности о ее деятельности среди целевых аудиторий, рост оценки ее деятельности как эффективной, рост восприятия Счетной палаты как общественного института за счет обновления линейки коммуникационных продуктов, публикация всех отчетов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и содействие публичному обсуждению результатов деятельности Счетной палаты.
Также необходимо отметить, что на сегодняшний день Счетная палата использует механизмы удаленного проведения аудита. Удаленный аудит проводится с помощью ИАС УВГА. На сегодняшний день все больше государственных органов использует информационные технологии, то это позволяет контрольным органам провести удаленный аудит, тем самым заменяя традиционный аудит с выездом на объект проверки. К сожалению, на практике не всегда возможно провести удаленный аудит, в частности, если сведения или материалы относятся или составляют государственную тайну. Плюсами проведения удаленного аудита с помощью ИАС УВГА на первый взгляд является эффективность использования финансовых ресурсов, даже путем сокращения инспекторов, выезжающих на объект проверки, либо вообще отказ от выездных проверок.
С учетом изложенного есть необходимость в принятии соответствующей нормативно-правовой базы, которая регламентирует возможность проведения удаленного аудита с использованием информационных систем и предоставляет контрольным органам получать постоянный доступ к базам данных объектов проверки, запрашивать информацию о данных являющихся предметом проведения проверки и т.д. Также, в дальнейшем Счетная палата планирует разработать автоматизированное рабочее место «Цифровой инспектор», который даст возможность работать с консолидированной информацией об объектах проверки в режиме «одного окна». Для реализации данной возможности в планах реализовать создание цифровой платформы с единой точкой доступа и хранением цифровых данных в большом объеме. Данная платформа «Цифровой инспектор» позволит использовать мощные риск-ориентированные аналитические модели.
Таким образом, именно развитие цифровых технологий в сфере государственного аудита разрешит качественно улучшить операционную деятельность Счетной палаты, создать цифровую инфраструктуру для поддержки аудита и аналитической деятельности, а также развитие дистанционных методов аудита.
Список литературы /References
1. Финансовое право в условиях развития цифровой экономики: монография под ред. И.А. Цинделиани. М.: Проспект, 2019. 320 с.
2. Труды кафедры финансового права Российского государственного университета правосудия: сборник научных трудов / под ред. И.А. Цинделиани. Москва: Проспект, 2020. 368 с.
3. Официальный сайт Счетной палаты РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/ (дата обращения: 10.06.2020).