Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ И ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ ПРОДУКТОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПАНДЕМИИ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ И ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ ПРОДУКТОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ПАНДЕМИЯ / РАЗВИТИЕ / РИСКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сикорская Л. В.

Представлены направления развития цифровизации банковских услуг в российских банках. Отражено влияние пандемии коронавирусной инфекции Covid-19 на процесс цифровизации банковского сектора. Определены риски и перспективы цифровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF BANKING SERVICES AND THE EMERGENCE OF NEW PRODUCTS AS A RESULT OF THE PANDEMIC

The directions for the development of digitalization of banking services in Russian banks are presented. The impact of the Covid-19 coronavirus pandemic on the process of digitalization of the banking sector is re ected. The risks and prospects of digitalization are identi ed

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ И ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ ПРОДУКТОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПАНДЕМИИ»

Научная статья © Сикорская Л.В., 2022

NIION: 2010-0082-1/22-071 УДК 336.719

MOSURED: 77/27-006-2022-01-90

ЦИФРОВИЗАЦИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ И ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ ПРОДУКТОВ

КАК РЕЗУЛЬТАТ ПАНДЕМИИ

Лидия Васильевна Сикорская

Санкт-Петербургский университет МВД России lid6557@mail.ru

Аннотация. Представлены направления развития цифровизации банковских услуг в российских банках. Отражено влияние пандемии коронавирусной инфекции Covid-19 на процесс цифровизации банковского сектора. Определены риски и перспективы цифровизации.

Ключевые слова: банковские услуги, цифровизация, пандемия, развитие, риски

Для цитирования: Сикорская Л.В. Цифровизация банковских услуг и появление новых продуктов как результат пандемии // Современная наука. 2022. № 2. С. 73-76.

Original article

DIGITALIZATION OF BANKING SERVICES AND THE EMERGENCE OF NEW PRODUCTS

AS A RESULT OF THE PANDEMIC

Lidiya V. Sikorskaya

St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia lid6557@mail.ru

Abstract. The directions for the development of digitalization of banking services in Russian banks are presented. The impact of the Covid-19 Coronavirus pandemic on the process of digitalization of the banking sector is reflected. The risks and prospects of digitalization are identified.

Keywords: banking services, digitalization, pandemic, development, risks

For citation: Sikorskaya L.V. Digitalization of banking services and the emergence of new products as a result of the pandemic // Modern Science. 2022. №. 2. P. 73-76.

Цифровой банкинг является новым принципом построения отношений между кредитной организацией, ее клиентами и сотрудниками на основе применения финансовых инноваций и информационно-телекоммуникационных технологий. Он позволяет развить конкурентоспособность кредитной организации за счет повышения клиентоориентированности.

Можно выделить следующие преимущества цифровизации банковских услуг:

1. Доступность по времени (24/7) и месту (из любой точки).

2. Экономия времени для доступа к услуге.

3. Сокращение затрат (уменьшается потребность в офисах и обслуживающем персонале).

4. Высокая скорость взаимодействия, не зависящая от скорости работы банковского специалиста (отсутствие проблемы очередей).

5. Увеличение количества совершаемых банковских операций.

6. Возможность одновременного доступа к нескольким продуктам и услугам в любой комбинации.

Однако цифровизация сопряжена и с определенными проблемами и рисками, такими как:

1. Высокие первоначальные затраты по внедрению цифровых технологий в деятельность банка.

2. Необходимость привлечения высококвалифицированных и высокооплачиваемых специалистов в сфере 1Т-технологий.

3. Необходимость адаптации персонала банка к работе в цифровом формате.

4. Низкая ориентация цифровых продуктов для потребителей старшего возраста.

5. Необходимость наличия гаджетов и доступа к сети Интернет для получения доступа к банковским услугам в цифровом формате.

6. Сбои в работе цифровых сервисов.

7. Увеличение рисков, связанных с киберпре-ступностью.

Рыночная среда - это область, где распространение или нераспространение инновации зависит от ее эффективности или неэффективности. В этой связи превышение количества выделенных рисков и недостатков цифровизации банковских услуг над их преимуществами не означает их неэффективность. Широкое и активное распространение цифрового банкинга свидетельствует о его эффективности.

Выделим основные направления развития цифровизации банковских услуг, которые получили активное распространение в условиях кризиса, обусловленного пандемией коронавирусной инфекции Covid-19:

1. Цифровизация традиционных банковских услуг - daily banking.

2. Цифровизация банковского офиса - digital office.

3. Цифровизация финансовой платформы - перевод в цифровую сферу возможностей клиентов решать задачи по управлению финансами (цифровой банк предлагает клиентам различные банковские и небанковские продукты).

ЭКОНОМИКА

73

4. Цифровизация медиа-банка - перевод в цифровую сферу задач банка по экспертному консультированию клиентов для оказания помощи в решении потребительских проблем и задач и предложения полезных продуктов и сервисов.

Если до кризиса, вызванного пандемией Covid-19, анализ цифровизации банковских услуг приводил к справедливому выводу о том, что большинство банков еще живет в модели Daily Banking, которая заключается в том, чтобы предоставить клиенту возможность свободно распоряжаться средствами на карте, то в настоящее время цифровизация банковского офиса (digital office) -это необходимая, но недостаточная модель современного банка [1].

В целом согласно оценкам BCG, в 2019 г. Россия находилась на первом месте в мире по уровню проникновения бесконтактных платежей с помощью Apple Pay, Samsung Pay и т.п., а также заняла третью позицию по уровню проникновения фин-техсервисов [2].

Российский цифровой банк Tinkoff Bank занимает 5 место в мире по количеству клиентов среди всех цифровых банков.

К середине 2020 г. возможностью дистанционного обслуживания клиентов обладали 62 российских банка (62%).

В составе функционала решения ежедневных задач современных мобильных банков: проведение платежей и переводов; обмен валюты;

платежи по расписанию и автоплатежи; чат для консультаций; истории операций; информация о лимитах и комиссиях; система быстрых платежей; возможность анализировать движение средств, динамику и список транзакций в рамках определенной категории;

возможность подписки на выставление разного вида счетов [3].

В составе функционала мобильного офиса современных мобильных банков [3]:

оформление (открытие и закрытие) банковских продуктов (в том числе и для лиц, не являющихся клиентами);

чат, в котором можно получить консультацию по продуктам банка и сменить персональные данные, оспорить операцию по карте;

получение выписок и справок по дебетовым и кредитным счетам;

оформление банковских карт (в т.ч. виртуальной карты);

возможность блокировки и оспаривания операции в режиме реального времени в чате;

изменение регистрационных данных клиента; получение в электронном виде документов о взаимодействии клиента и банка;

операции инвестиционного характера; проведение операций в сфере налогов, страхования и пенсий;

регистрация в других сервисах с использованием данных на банковской платформе.

Отметим, что в период пандемии Covid-19 регулятором сделаны послабления, облегчающие доступ к цифровым услугам банков. Так,

Центробанк проинформировал субъектов банковской системы о том, что временно не будет наказывать банки за дистанционное открытие счетов новым клиентам [4]. Мера введена с 6 апреля по 1 июля 2020 г. и предусмотрена лишь для тех случаев, когда банковские счета будут открываться для осуществления или получения социально значимых платежей, в том числе алиментов, пенсий, стипендий, других социальных или страховых выплат, а также платежей по ипотечным кредитам.

Функционал потребительских экосистем современных мобильных банков включает:

удобный и быстрый доступ к сервисам: кино, услуги, путешествия, развлечения - банк уже выбрал поставщиков с гарантированным уровнем качества;

скидки, бонусы, рассрочка, кешбэк и другие формы финансовой выгоды, которые создают более выгодные условия для транзакции внутри экосистемы;

сквозная идентификация, единая платежная инфраструктура и система хранения персональных данных;

возможность закрыть цепочку потребностей: когда клиент собирается в отпуск, экосистема предлагает билеты, страховку, кешбэк за трансфер, гостиницу и связь в роуминге [3].

В настоящее время лучшие экосистемы имеются у Тинькофф Банка и Сбербанка России.

Рассматривая тенденции развития цифрови-зации банковских услуг для юридических лиц, многие руководители банков считают, что обслуживание нефинансовых организаций банками в будущем должно стать элементом платформы услуг BaaS (Bank as a Service). В отличие от устоявшейся системы, где банковские услуги оказываются централизованно, в рамках парадигмы BaaS инфраструктура юридического лица посредством цифровых технологий слияется с инфраструктурой банка. В системе отношений Bank as a Service банком предоставляется в пользование клиентской нефинансовой организации его финансовая инфраструктура (бэк-офис). Bank as a Service создает ситуацию, в которой клиент встраивает необходимые для него финансовые инструменты в свои бизнес-процессы, тем самым адаптирует банк под себя. Традиционная система банк-клиент заменяется системой, где персонал клиента получает в распоряжение только необходимые в деятельности компании инструменты, которые внедрены в привычные для юридического лица информационные системы. Менеджмент банков стремится адаптировать свои бизнес-модели банковской деятельности в цифровые экосистемы, включающие в себя все виды услуг, для того, чтобы сделать банк центром этих платформ [5]. Банк в данном случае может оказывать содействие в поиске контрагентов для юридического лица, поставщиков товаров, работ и услуг сопутствующего характера. Такой подход позволяет увеличить количество услуг, предоставляемых банком, а клиент благодаря использованию различных услуг в рамках единой платформы становится более лояльным по отношению к банку [6].

Можно выделить ряд перспективных направлений развития цифровых сервисов банков:

74

ECONOMICS

1. Расширение возможностей домашнего банковского офиса, включающее:

расширение юридических возможностей клиентов банков при обращении за банковскими услугами дистанционно;

расширение технических возможностей клиентов банков при взаимодействии с банками;

расширение технических возможностей сотрудников банков выполнять свои обязанности из дома.

2. Персонализация взаимодействия банков и клиентов на основе анализа предшествующего цифрового опыта:

учет потребностей клиента в услугах и их характеристиках при формировании дальнейшего цифрового взаимодействия;

учет потребностей клиента в интерфейсе и дизайне при формировании персональных цифровых банковских приложений;

трансформация отношения банка к клиенту от потребителя к партнеру.

3. Развитие и внедрение искусственного интеллекта в цифровые банковские технологии, позволяющие:

провести анализ цифрового опыта взаимодействия банка с клиентом и в автоматическом режиме адаптировать содержание цифрового банковского приложения под клиентские предпочтения;

автоматизировать общение с клиентами в специальных чатах.

4. Трансформация концепции филиалов и офисов, включающая:

сокращение, но не ликвидацию офисов и филиалов банков;

смещение функционала офисов в сторону консультирования клиентов, формирования и поддержания имиджа банка, обучения клиентов работе с цифровыми приложениями;

разделение офисов банков на типы: флагманские отделения, лаунджи, отделения самообслуживания, оперативно создаваемые под определенную задачу «точки» и т.д.

5. Формирование цифровой ДНК - программы-кода, которая помогает финансовой организации определить оптимальную стратегию цифрового развития и включает:

использование существующих зрелых цифровых технологий, позволяющих реализовывать транзакционные, исследовательские и рыночные функции;

умение извлекать бизнес-ценность из комплекса прорывных новых технологий DARQ, к которым относятся блокчейн (Distributed ledger), ИИ (AI), дополненная реальность (Extended Reality) и квантовые вычисления (Quantum computing) [7].

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

1. Цифровизация банковских услуг - это объективная реальность и необходимость для обеспечения конкурентоспособности банков. Цифровиза-ция началась задолго до пандемии Covid-19, что несколько облегчило ее влияние на устойчивость банковской системы.

2. Кризис, связанный с пандемией коронави-русной инфекции Covid-19, выступил катализа-

тором цифровизации банковских услуг, который вынудил банки расширить возможности для дистанционного взаимодействия с клиентами.

3. Цифровизация банковских услуг включает в себя:

цифровизацию традиционных банковских услуг (daily banking);

цифровизацию банковского офиса (digital office);

цифровизацию финансовой платформы; цифровизацию медиа-банка (экосистемы).

4. Цифровизация банковских услуг является объектом анализа и рейтинговой оценки банков, проводимых консалтинговой компанией Markswebb. Лидерами такого рейтинга по итогам 2020 г. стали Тинькофф Банк, Сбербанк России и Альфа-банк.

5. В статье определены перспективы развития цифровизации банковских услуг по следующим направлениям:

расширение возможностей домашнего банковского офиса;

персонализация взаимодействия банков и клиентов на основе анализа предшествующего цифрового опыта;

развитие и внедрение искусственного интеллекта в цифровые банковские технологии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

трансформация концепции филиалов и офисов; формирование цифровой ДНК банка. Цифровизация банковских услуг несет в качестве последствий не только преимущества и возможности, но и риски и угрозы, в том числе:

высокие первоначальные издержки банков на трансформацию своих услуг в цифровое поле; подверженность рискам технических сбоев; рост рисков, связанных с киберпреступностью. В этой связи банками в обязательном порядке должна проводиться работа по минимизации двух последних видов рисков, что в большой степени зависит от компетентности принимаемых на работу специалистов в сфере IT-технологий.

Список источников:

1. Иода Ю.В. Развитие системы электронного обслуживания в банковской деятельности // Социально-экономические явления и процессы. 2018. № 104. Т. 13. С. 152-164.

2. URL: https://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения: 13.01.2022).

3. URL: https://www.markswebb.ru/report/mobile-ban-king-rank-2019/#catalogue (дата обращения: 15.01.2022).

4. URL: https://www.rbc.ru/finances/12/04/2020/5e933c 769a7947353368bf91 (дата обращения: 15.01.2022).

5. Bankas-a-Service (BaaS, банк как услуга) // URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ (дата обращения: 15.01.2022).

6. Волков И.С. Влияние пандемии коронавируса на цифровизацию банковской сферы // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet». 2021. № 3.

7. URL: https://bosfera.ru/bo/shest-trendov-razvitiya-bankov-posle-pandemii (дата обращения: 15.01.2022).

References:

1. Ioda Yu.V. Development of the electronic service system in banking // Socio-economic phenomena and processes. 2018. № 104. V 13. P. 152-164.

ЛИКА --75

2. URL: https://www.tadviser.ru/index.php (date of access: 13.01.2022).

3. URL: https://www.markswebb.ru/report/mobile-banking-rank-2019/#catalogue (date of access: 15.01.2022).

4. URL: https://www.rbc.ru/finances/12/04/2020/5e933c 769a7947353368bf91 (date of access: 15.01.2022).

5. Bankas-a-Service (BaaS, bank as a service) // URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ (date of access: 15.01.2022).

6. Volkov I.S. The impact of the Coronavirus pandemic on the digitalization of the banking sector // Scientific and educational journal for students and teachers «StudNet». 2021. № 3.

7. URL: https://bosfera.ru/bo/shest-trendov-razvitiya-bankov-posle-pandemii (date of access: 15.01.2022).

Информация об авторе

Л.В. Сикорская - старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Санкт-Петербургского университета МВД России

Контакты: 4-я линия Васильевского острова, д. 43, Санкт-Петербург, Россия, 199004 Information about the author

L.V. Sikorskaya - Senior lecturer of the department of accounting, analysis and audit St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Contacts: 4-ya liniya Vasil'evskogo ostrova, d. 43, St. Petersburg, Russia, 199004

Статья поступила в редакцию 19.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 04.03.2022. The article was submitted 19.02.2022; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 04.03.2022.

76 -ECONOMICS -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.