СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ГРНТИ 04.51.67
DOI: 10.24411/2618-8120-2024-2-33-38
Ю.Л. Сироткин
Казанский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», Казань, Россия,
e-mail: [email protected]
ЦИФРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ
СЕМЬЕ
В статье рассматривается цифровая зависимость в современной российской семье. Высказанные автором идеи и мысли, проблемы взаимоотношений, вызванные распространением и использованием электронный устройств для доступа к цифровому пространству, иллюстрируются данными официальной статистики и научных исследований.
Ключевые слова: виртуальность, зависимость, цифровизация, российская семья.
Yu.L. Sirotkin
Kazan Institute (branch) of Over-Russian State University of Justice (RLA of Ministry of Justice),
Kazan, Russia, e-mail: [email protected]
DIGITAL ADDICTION IN THE MODERN RUSSIAN FAMILY
The article examines digital addiction in the modern Russian family. The ideas and thoughts expressed by the author, the problems of relationships caused by the spread and use of electronic devices to access the digital space are illustrated by official statistics and scientific research.
Keywords: virtuality, addiction, digitalization, Russian family.
Введение
«Все можно выразить числом» утверждал древнегреческий философ и математик Пифагор. Он был уверен, что в основе мироздания лежит число (числовая схема). Эта идея была высказана в книге «Hieras Logos» («Священное слово». Виртуальная реальность, как продукт человеческой культуры, породила много новых вызовов. Цифровизация современной жизни коснулась каждого человека (в планетарном масштабе). Помимо удобства и комфорта цифровая реальность создала и множество проблем.
Методы
Методологическую основу проведённого исследования составляют универсальные общенаучные методы: моделирование, аналитический, синтетический, индуктивный, дедуктивный, историко-правовой, метод системного анализа. Помимо общенаучных приемов использовались и специально-психологические приемы познания.
Результаты и обсуждение
Проблема цифровой зависимости в современном российском обществе приобрела характер исторического вызова. Российская семья, как общественный институт оказалась недостаточно защищена от такого воздействия научно-технического прогресса. Половина граждан России отмечает у себя признаки такой зависимости. Особенно это касается молодой части населения. Решение этого вопроса носит комплексный характер. Необходимо объединить усилия государственного регулирования в сфере использования личных электронных устройств (возрастные, временные и иные ограничения) и психологической помощи гражданам с цифровой зависимостью.
По данным всероссийской переписи населения за 2022 год общее число жителей составило чуть больше 147 миллионов (147182123). Указали состояние в браке 103 миллиона человек [1]. В ежегодном отчете Datareportal, We Are Social и Meltwater Digital 2024 приводятся данные на начало 2024 года. В Российской федерации зафиксировано 130,4 миллиона активных пользователей интернета (90,4 % вовлеченность в мировую сеть). Если говорить о количестве пользователей социальных сетей в России, то аудитория к началу 2024 года составила 106,0 миллиона человек (73,5% от общей численности населения страны). Время, которое проводят россияне во всемирной сети, составляет 8 часов 21 минуту (3 часа 56 минут на мобильных гаджетах) в сутки. Этот показатель вырос на 4,5% по сравнению с прошлым (2023) годом [2]. Количество мобильных устройств, подключенных к интернету составило 152,5% по отношению к общей численности населения, так как один человек может пользоваться несколькими устройствами (например, планшет и смартфон и т.п.). Просмотр ТВ сравнительно быстро сдает свои позиции уступая место мобильным устройствам [там же].
Основными причинами побуждающими россиян использовать интернет являются:
- актуальные новости и события в мире (65,6%);
- постоянные коммуникации с семьей и друзьями через всемирную сеть (64,6%);
- потребление видеоконтента (сериалы, ролики, шоу, кино и др.) (64,5%);
- покупки в интернет магазинах (40,1%);
- игры (34,2%).
Тройка лидеров социальных сетей: WhatsApp, Telegram и «ВКонтакте» [2]. Таким образом, можно сказать, что цифровое пространство прочно вошло в нашу повседневную жизнь и заняло значительную часть нашего личного времени.
Цифровизации способствовала и пандемия, которая «закрыла» людей по домам (работа на «удаленке», дистанционное обучение и т.п.).
В зарубежной научной литературе проблема цифровой зависимости начала активно изучаться в начале 2000-х годов [3]. В настоящее время этот вопрос приобретает особую актуальность и у нас в стране. Большинство начинает осознавать эту проблему и пытаться найти способы ее нейтрализации (или уменьшения воздействия на человека). Цифровая зависимость - это неконтролируемое влечение человека по отношению к устройствам, связанными общим доступов в интернет, в ходе которого человек теряет связь с социумом в реальной жизни и подвергает опасности свою жизнь и здоровье, а также жизнь и здоровье окружающих.
Появился новый термин «номофобия» (от англ. no mobile phobia) - это ненормальная зависимость от электронных гаджетов и сети интернет, которая вызывает чувства беспокойства, тревоги и даже паники, когда смартфон оказывается недоступен (кончился трафик, разрядилась батарея, забыл дома и т.п.). Еще лет 20-ть назад такой проблемы не существовало. Эра кнопочных телефонов ушла в прошлое. Им на смену пришли смартфоны вместе с социальными сетями, лентами новостей, которые выработали у человека новый рефлекс проверки телефона на наличие новых сообщений. Появился «думскроллинг» - бесцельное включение экрана устройства по привычке. «FOMO» - страх что-то пропустить в социальных сетях. Люди носят с собой смартфон везде (не расстаются с ним даже в душе). Синдром фантомных вибраций (звонков, уведомлений) - вам кажется, что звонит или вибрирует ваш телефон, когда вы его не видите. Добавляют зависимость от цифровых устройств и работодатели, которые обязывают своих работников постоянно находиться на связи. Сегодня даже в отпуске, или после окончания рабочего дня постоянно вынуждены следить и отвечать на различные сообщения, письма и звонки.
В семье люди стали меньше общаться друг с другом. Встречаясь вечером во время ужина - разбредаются по комнатам со своими смартфонами после него. Сложилась ситуация, что смартфон теперь не только средство связи, а часть нашей личности. Он необходим для комфортной жизни, эффективной работы -без него мы «как без рук». Тревога потери части себя нормальна для всех активных граждан, но зависимость развивается только у части пользователей.
Перечислим основные признаки этой зависимости, которые может обнаружить у себя все из нас.
1. Чувство дискомфорта без постоянного доступа к смартфону.
2. Нервное напряжение, если нет возможности проверить новости и уведомления.
3. Сильная тревожность и страх, если аккумулятор практически разряжен.
4. Паника при отсутствии сигнала сети или приближение к порогу лимита трафика.
5. Постоянный поиск сигнала, при нахождении в зоне его отсутствия.
6. Боязнь оказаться где-то без смартфона (например, в лифте, в автомобильной пробке).
7. Постоянно проверяете смартфон, не выпускаете его из рук.
Негативные эффекты цифровой зависимости: а) снижение продуктивности
в работе и учебе, б) повышенная тревожность, апатия, депрессия и агрессия в отношении тех, кто мешает пользоваться смартфоном, в) опасность при использовании электронными устройствами при движении (за рулем автомобиля, велосипеда, пешеходы, которые не контролируют окружающую обстановку). Существуют группы риска - это дети, молодежь и женщины по сравнению с мужчинами. К цифровой зависимости проявляют склонность экстраверты, невротические личности и люди консервативные, которые с трудом адаптируются к переменам и получению нового опыта.
От цифровой зависимости в семье больше всего страдают дети. Этому способствует отсутствие искренних доверительных отношений с родителями. Неудовлетворенные эмоциональные потребности ребенка приводят их к поиску утешения и суррогатных отношений в сети. Смартфон создает иллюзию (ощущение) безопасности и контроля над ситуацией, «снижает» тревогу. Цифровая зависимость усиливается у детей, испытывающих трудности в реальном общении. Происходит бегство от реальности в реальность виртуальную (цифровую). Дети компенсируют недостаток внимания общением в чатах и онлайн-играх.
Родителям следует уделять достаточно внимания своим детям. В игровой форме устанавливать различные правила и традиции в семье. Например, совместная трапеза без телефонов, час на онлайн и компьютерные игры в день и т.п. Наказание в виде «физического лишения телефона» признано неэффективным. Такой вид наказания приводит к обратной реакции ребенка: он начинает скрывать и обманывать родителей, отношения ухудшаются, а зависимость только усиливается.
Гораздо лучше демонстрировать детям собственный положительный пример отсутствия цифровой зависимости. Совместные прогулки, занятия спортом, игры и хобби - вот способ доказать, что реальность гораздо привлекательнее цифрового мира. В этом случае дети чувствуют любовь и уважение родителей, вовлеченность в жизнь семьи, социальной группы и общества в целом. Повышайте и развивайте стрессоустойчивость свою и детей. Обсуждая жизненные ситуации, тренируем логическое мышление, строим эффективные и устойчивые коммуникативные связи.
Ответственность за решение проблемы цифровой зависимости в семье во многом лежит на родителях. Как вы сами решаете этот вопрос, какой пример демонстрируете окружающим - от этого зависит эффективность и результативность решения проблемы. Печально наблюдать, как некоторые родители вручают своим чадам цифровые устройства, чтобы получить свободное время для себя.
Доступность благ и информации снизило мотивацию на получение хорошего образования, развитие творческого мышления. Вместо того, чтобы
подумать над решением вопроса люди сразу смотрят сеть для поиска готового решения, которое не всегда правильное и безопасное. Качество речи стремительно ухудшается, так как навыки реального общения теряются.
Заключение
Обобщая краткий экскурс в проблему цифровой зависимости в современной российской семье, констатируем недостаточную разработанность и аналитику общественной проблемы, в которой находится современная российская семья. Выходом из сложившейся ситуации видится в принятии и корректировке соответствующего законодательства и комплексе мер социально-психологической адаптации различных категорий населения страны. На личностном уровне рекомендации могут быть:
- устраивать «цифровые детоксы» - регулярно проводить время без использования электронных устройств, расширяя круг личных контактов, не опосредованных использованием интернета (личные встречи, экскурсии и т.п.);
- устанавливать специальные программы, которые ограничивают время использования (оставляя включенными только функции необходимые для экстренных ситуаций);
- найти новое хобби, без необходимости подключения и использования цифровых устройств;
- медитация;
- в крайних случаях, при невозможности самостоятельного ограничения зависимости, обращение к специалистам (психологам).
Библиографический список
1. Федеральная служба государственной статистики // Всероссийская перепись населения 2020 года. URL: https://rosstat.gov.ru/vpn/2020 (дата обращения: 18.03.2024)
2. Digital 2024: основные выводы из ежегодного отчета DataReportal (Datareportal, We Are Social и Meltwater). URL: https://www.byyd.me/ru/blog/2024/02/digital-2024-datareportal/ (дата обращения: 23.03.2024)
3. Balikci K., CemOzcan I., TurgutBalik D., Balik H. H. (2005) Survey Study on Some Neurological Symptoms and Sensations Experienced by Long Term Users of Mobile Phones. Pathologie Biologie. Vol. 53. No. 1. P. 30-34.
4. Шейнов В. П., Дятчик Н. В. Психологические состояния и свойства личности, имеющей зависимость от смартфона // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. Томск. 2021. №6 (40). C. 225-235.
5. Кэтрин Прайс. Оторвись от телефона!: как построить здоровые отношения со смартфоном /; перевод с английского Глеба Тржемецкого. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2020. 160 с.
6. Вайсбург А.В. Влияние зависимости от информационных технологий на социализацию личности // Журнал «Вестник экономики, права и социологии». 2018. №1. С. 178-180.
References
1. Federal State Statistics Service // All-Russian Population Census 2020. URL: https://rosstat. gov.ru/vpn/2020
2. Digital 2024: Key findings from the annual DataReportal report (Datareportal, We Are Social and Meltwater).: https://www.byyd.me/ru/blog/2024/02/digital-2024-datareportal/
3. Balikci K., CemOzcan I., TurgutBalik D., Balik H. H. (2005) Survey Study on Some Neurological Symptoms and Sensations Experienced by Long Term Users of Mobile Phones. Pathologie Biologie. Vol. 53. No. 1. P. 30-34.
4. Sheinov V. P., Dyatchik N. V. Psychological states and properties of a person who is dependent on a smartphone. // Scientific and pedagogical review. Pedagogical Review. Tomsk. 2021. No. 6 (40). Pp. 225-235.
5. Catherine Price. Get off the phone!: how to build a healthy relationship with a smartphone / translated from English by Gleb Trzhemetsky. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber, 2020. 160 p.
6. Vaisburg A.V. The influence of dependence on information technology on the socialization of personality // Journal «Bulletin of Economics, Law and Sociology». 2018. No. 1. Pp. 178-180.
Сведения об авторе:
Сироткин Юрий Львович - кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и специальных дисциплин, Казанский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), автор более 90 научных публикаций. Сфера научных интересов: психология личности, философская антропология, философия права. Е-mail: syurij 75@gmail. com
About the author:
Sirotkin Yuri Lvovich - candidate of sociological sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Humanities and Special Disciplines, Kazan Institute (branch) of the Kazan Institute (branch) of Over-Russian State University of Justice (RLA of Ministry of Justice) author of more than 90 scientific publications. Research interests: personality psychology, philosophical anthropology, philosophy of law.
Е-mail: syurij 7 5 @gmail .com