ЦИФРОВАЯ ВАЛЮТА В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.Н. Кострыкин, студент
А.А. Кулин, канд. экон. наук, доцент
Воронежский институт (филиал) Московского гуманитарно-экономического университета (Россия, г. Воронеж)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-10-1-216-220
Аннотация. В статье раскрываются этапы развития цифровых валют, принятия их крупными на международном уровне и, в частности, Россией. Имея высокий потенциал развития цифровых валют, при структурированном и эффективном регулировании Россия имеет высокие шансы стать мировым лидером в области цифровизации. Несмотря на имеющийся потенциал развития цифровых валют в России, существует ряд фундаментальных вопросов такие, как установление четкого понятийного аппарата и классификации цифровых валют, регулирование майнинга, создание и регламентирование деятельности криптобирж, налогообложение по операциям с цифровыми валютами, разработка мер по снижению рисков от транзакций с цифровыми валютами.
Ключевые слова: цифровая валюта, криптовалюта, стейблкоины, цифровой рубль, регулирование, государство, закон.
К настоящему времени на уровне с динамичным развитием цифровых технологий в международной экономике увеличивается значение цифровой валюты, которая используется и в Российской Федерации. Цифровая валюта представляет собой новый финансовый инструмент. Интерес иностранных государств к развитию систем виртуальных валют стремительно растет, поэтому многие развитые страны на законодательном уровне закрепляют правовое регулирование криптова-люты, тем самым определяя роль и функции данной валюты в финансовых отношениях. Для осуществления операций с криптовалю-той в государстве необходима обширная законодательная база, регулирующая данный вид деятельности, а также безопасные и развитые информационные технологии. Крипто-валюта может стать новой платежной системой, заменив полностью фиатные деньги [1]. Цифровые валюты обеспечивают взаимодействия между акторами в процессе функционирования системы финансовых отношений. Цифровая валюта выступают средством оплаты, средством сохранения стоимости и единицей счета. В настоящее время все больше возрастает роль данной валюты, которая является прогрессивным финансовым инструментом. Цифровая валюта в системе финансовых отношений выступает инструментом вторичного распределения доходов. Цифро-
вые валюты помогут большей взаимной вовлеченности мировых финансовых систем, что приведет более эффективной борьбе с глобальными экономическими вызовами.
Термин «цифровая валюта» был определен в №259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно Закону, цифровая валюта - совокупность электронных данных в виде цифрового кода, которые предлагаются и могут быть приняты в качестве средства платежа, но не являются денежной единицей страны, денежной единицей другого государства или международной расчетной единицей, и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора или узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществление в их отношении действий по внесению записей в такую информационную систему ее правилам [2].
Европейский ЦБ в свою очередь определяет криптовалюты как криптоактивы, а также активы спекулятивного характера [3]. В 2018 г. на фоне развития и усовершенствования цифровых продуктов FATF по аналогии с ЕЦБ сменил термин «виртуальных валют» на «виртуальные активы». В «Исполнительном
указе об обеспечении ответственного развития цифровых активов», опубликованном в США в марте 2022 г., криптовалюты, стейбл-коины и ЦВЦБ считаются разновидностями цифровых активов, которые определяются в указе как мера стоимости, используемая для осуществления платежей, инвестиций, обмена, выпущенные и представленные в цифровой форме с использованием технологии распределенных реестров. В 2013 году Народный Банк Китая выпустил Уведомление, где бит-коин указан специфическим виртуальным товаром, который не имеет такого же юридического статуса, как фиатная валюта.
Многие государства и надгосударственные органы по отношению к криптовалютам заменили термин «виртуальная валюта» на такие термины, как «криптоактив», «виртуальный актив», «цифровой актив», объяснив это тем, что данные продукты не полностью выполняют основополагающие функции денег [4].
По мере развития и расширения оборота цифровых валют все актуальнее становился вопрос создания такой разновидности крип-товалют, которая имела бы более стабильную стоимость на фоне сильной волатильности ничем не обеспеченной стоимости криптова-лют. Как пример, стейблкийны, обеспеченные фиатными валютами, поддерживаются фиат-ной валютой, которая хранится на счете эмитента. Эксперты утверждают, что частные цифровые валюты могут получить широкое распространение на протяжении ближайших двадцати лет. При этом, многие регуляторы стали более активно изучать перспективы разработки своих цифровых валют. ЦВЦБ -это цифровые деньги, выпущенные центральным банком, номинированные в национальной расчетной единице и представляющие собой обязательство центрального банка. Стоит отметить, что в ускорении изучения и разработки ЦВЦБ также сыграла роль пандемия COVID-19.
Итак, цифровые валюты можно классифицировать на три вида:
- необеспеченные криптовалюты, выпускаемые децентрализованно на основе технологии блокчейн;
- стейблкоины, выпускаемые частными предприятиями;
- цифровые валюты центральных банков, выпускаемые национальными финансовыми
регуляторами и являющиеся цифровой формой национальной валюты.
Цифровые валюты, несмотря на присущую волатильность их стоимости, развиваются с усовершенствованием технологий, привлекая к себе новых инвесторов - частных и институциональных. В мае 2023 г. общая капитализация цифровых валют составляла 1,1 трлн. долл. США [5].
Перед регулятором стоит задача глубокого фундаментального исследования цифровых валют с целью разработки обоснованных и эффективных мер регулирования. В России, считающейся одним из центром мировой криптоиндустрии, последние несколько лет ведутся активные работы, направленные на регулирование обращения цифровых валют [6]. Однако, в силу специфики обращения цифровых валют точным образом определить его объем в России сложно. По данным Банка России объем операций с цифровыми валютами за 2021 г. достиг 5 млрд долларов. В феврале 2022 г. издание «Bloomberg» опубликовало статью, посвященную обращению цифровых валют в России, где оно, ссылаясь на данные российского правительства, оценило объем криптовалют в обороте в размере 16,5 трлн рублей. Опрос Банка России в сентябре 2021 г. показал, что 18% начинающих инвесторов в стране в качестве своих первых инвестиционных активов выбирают цифровые валюты [7]. После начала специальной военной операции (СВО) Российской Федерации на Украине в стране вырос спрос на цифровые валюты. Объем транзакций, номинируемых в российских рублях в марте 2022 г. увеличился на 35% по сравнению с предыдущим месяцем, достигнув 805 млн. долл. США. Однако после данного резкого роста наблюдался понижательный тренд. Он, главным образом, связан с ограничениями и запретами, введенными многими крупными криптобиржами по отношению к резидентам Российской Федерации.
Россия считается страной, где майнинговая деятельность обходится максимально рентабельно в мире по сравнению с другими странами. Показатель рентабельности добычи биткоина в России, по данным исследования, равен более чем 67% в то время, как в США данный показатель равен 38,03%, а в среднем по миру 29,11%. По прогнозам Центра развития рынков, к 2026 году доля России в миро-
вом объёме добычи цифровых валют вырастет до 17,14%. За 2022 г. количество криптооб-менников, достигло в России 52. Но в России отсутствуют лицензированные криптобиржи. Однако, в 2022 году в Госдуме начали разрабатывать проект создания в России национальной криптобиржи.
На сегодняшний день несмотря на масштабность западных ограничений, россияне все ещё имеют возможность хранить и совершать операции с цифровыми валютами. В России запущен ряд государственных программ, направленных на развитие цифрового направления экономики. Наиболее масштабной из них является программа «Цифровая экономика», которая должна быть реализована к концу 2024 г. В стране также ведёт свою деятельность ряд профильных структур, которые работают в направлении развития области блокчейн-технологий, цифровых валют и цифровых финансовых активов. Одной из подобных организаций является Российская ассоциация криптоиндустрии и блокчейна (РА-КИБ).
С января 2021 г. вступил в силу Федеральный закон N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно Статье №14 Закона, российским организациям, филиалам иностранных компаний, созданным на территории России, и резидентам России (физическим лицам, находящимся в России 183 и более дней в течение 12 месяцев подряд) запрещается принимать цифровые валюты в качестве средства платежа за предоставляемые товары и услуги. Также Закон запрещает любое распространение информации о цифровых валютах, как о средствах платежа и признает их в качестве имущества.
В Банке России полагают, что популярность криптовалют среди граждан ведет к оттоку их сбережений за пределы национальной экономики, что, соответственно, снизит потенциальный рост ВВП и количество рабочих мест в стране. Минфин РФ в начале февраля 2022 г. опубликовал «Концепцию законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровых валют», основная идея которой заключалась в необходимости регулирования обращения цифровых валют в России. В сентябре 2022 г. Минфин и
Банк России договорились о легализации трансграничных расчетов в цифровых валютах. В ноябре 2022 г. в Госдуму был внесен законопроект, который предлагает регулирование индустрии майнинга в России. Кроме того, в августе 2023 года банки РФ начали тестировать цифровой рубль с привлечением реальных клиентов, летом 2023 года президент подписал ФЗ № 339 о цифровом рубле. В перспективе важно использовать цифровой рубль, автор рекомендует внедрение данной валюты в финансовую систему, что поможет в следующих аспектах работы: снизить количество операционных ошибок, в т.ч. связанных с человеческим фактором; повысить прозрачность расчетов; снизить риски, связанные с отмыванием преступных доходов; проводить исследования на основе большого объема данных, касающихся субъектов экономической деятельности.
Говоря о преимуществах использования цифровой валюты для России важно отметить, что в 2022 году российский чиновник в рамках круглого стола ICC Russia «Криптова-люты для внешнеэкономической деятельности» указал на то, что набор существующих финансовых инструментов для ведения международных расчётов устарел - в свете текущих западных санкций. Сегодня российский бизнес показывает рост интереса к криптова-лютам для проведения финансовых операций с иностранными контрагентами. Основным стимулом для этого является рост сроков расчетов за рубеж или даже полная невозможность таких транзакций из-за внешних ограничений.
Таким образом, цифровые валюты внесут значительные изменения в традиционную систему финансовых отношений, предлагая новые возможности и вызовы для пользователей, правительств и финансовых институтов. В российской финансовой литературе под цифровыми валютами подразумеваются цифровые инструменты, выпускаемые и обращающиеся на основе технологии распределенного реестра, известные для международной общественности, как криптовалюты. Цифровые валюты можно поделить по природе эмиссии на необеспеченные криптовалюты, выпускаемые децентрализованно; стейблкои-ныи, эмитируемые частными предприятиями; цифровые валюты центральных банков
(ЦВЦБ), выпускаемые национальными фи- валют в России, можем подчеркнуть, что на нансовыми регуляторами. Высокий потенциал правовом уровне нет единого понятийного развития цифровых валют в России сдержи- аппарата для цифровых валют, не раскрыта их вается, главным образом, имеющейся неопре- классификация, их разновидности и их свой-деленностью, возникшей из-за отсутствия ства. После начала специальной военной опе-четких законодательных мероприятий, кото- рации Вооруженных Сил Российской Федера-рые регламентировали бы деятельность ком- ции на Украине объем использования цифро-паний, работающих с цифровыми валютами. вых валют вырос, главным образом, по при-Проанализировав текущую ситуацию по во- чине санкций против России. просам регулирования обращения цифровых
Библиографический список
1. Белоногов, А. В. Проблемы финансово-правового регулирования цифровой валюты в денежной системе Российской Федерации / А.В. Белоногов, С.А. Рузметов // Молодой ученый. -2021. - № 25 (367). - С. 259-262.
2. О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон № 259: [Принят Государственной думой 31 июля 2020 года] // КонсультантПлюс: справочная правовая система. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358753/ (дата обращения (10.09.2024).
3. Commission sets out new, ambitious approach to encourage responsible innovation to benefit consumers and businesses // European Commission. - 2020. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_20_1684 (дата обращения: 21.08.2024).
4. Галанов В.А. Основы российского рынка криптовалют: монография / В.А. Галанов, Д.Г. Перепелица, Н.Ф. Челухина, Э.А. Асяева. М.А. Марков, Л.А. Бадалов, А.В. Галанова. - М.: РУСАЙНС, 2021. - C. 78.
5. Central bank digital currencies: Committee on Payments and Market Infrastructures, Markets Committee Paper // BIS. - 2018. - № 174. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bis.org/cpmi/publ/d174.pdf.
6. Commission sets out new, ambitious approach to encourage responsible innovation to benefit consumers and businesses. // European Commission. - 2020. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_20_1684 (дата обращения: 21.08.2022).
7. Blockchain technologies could boost the global economy US$1.76 trillion by 2030 through raising levels of tracking, tracing and trust: PwS research. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pwc.com/gx/en/news-room/press-releases/2020/blockchain-boost-global-economy-track-trace-trust.html (дата обращения: 20.09.2024).
DIGITAL CURRENCY IN THE FINANCIAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION A.N. Kostrykin, Student
A.A. Kulin, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
Voronezh Institute (branch) Moscow University of Humanities and Economics
(Russia, Voronezh)
Abstract. The article reveals the stages of development of digital currencies, their adoption by large ones at the international level and, in particular, by Russia. Having a high potential for the development of digital currencies, with structured and effective regulation, Russia has a high chance of becoming a world leader in the field of digitalization. Despite the existing potential for the development of digital currencies in Russia, there are a number of fundamental issues such as the establishment of a clear conceptual framework and classification of digital currencies, the regulation of mining, the creation and regulation of crypto exchanges, taxation on transactions with digital currencies, the development of measures to reduce risks from transactions with digital currencies.
Keywords: digital currency, cryptocurrency, stablecoins, digital ruble, regulation, government, law.