gs4 цифровое право ^d
DOI: 10.24412/2076-1503-2022-11-168-173 НИКИТИН Дмитрий Владимирович,
NIION: 2018-0076-11/22-1129 Казанский (Приволжский) федеральный университет,
MOSURED: 77/27-023-2022-11-1327 е-mail: [email protected]
ВИДЫ ЦИФРОВЫХ ВАЛЮТ И СПЕЦИФИКА ИХ ПРАВОВОГО
РЕЖИМА
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о целесообразности и путях классификации цифровой валюты по правовым основаниям. Автором предлагается вариант классификации цифровой валюты в зависимости от наличия и свойств эмиссионного центра цифровой валюты. Рассмотрен вопрос об относимости стейблкоинов к цифровым валютам в рамках действующего законодательства. Обсуждению предлагается также набор правовых средств, которые могут быть применены в отношении каждого из представленных видов цифровой валюты.
Ключевые слова: цифровая валюта, Биткоин, правовой режим, стейблкионы, правовые средства, децентрализованная цифровая валюта.
NIKITIN Dmitry Vladimirovich,
Kazan Federal University
TYPES OF DIGITAL CURRENCIES AND SPECIFICITY OF THEIR
LEGAL REGIME
Annotation. The article discusses the issue of the feasibility and ways of classifying digital currency on legal grounds. The author proposes a variant of the classification of digital currency, depending on the availability and properties of the emission center of the digital currency. The issue of the relevance of stablecoins to digital currencies within the framework of the current legislation was considered. The discussion is also offered a set of legal means that can be applied in relation to each of the presented types of digital currency.
Key words: digital currency, Bitcoin, legal regime, stableions, legal means, decentralized digital currency.
После принятия Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» цифровая валюта обрела некое нормативное закрепление своего правового режима в качестве самостоятельного объекта права.
С формальной точки зрения цифровые валюты является одним единичным объектом права, обладающим единым правовым режимом, поскольку в отношениях по поводу данного объекта подлежит применению единая правовая основа. Такое положение само по себе не исключает возможность проведения классификации цифровых валют, например, по субъектам-обладателям, по сфере применения, а также по иным основаниям в зависимости от конкретной ситуации. Такого рода классификация будет обладать определённым правовым значением, так как набор правовых средств в рамках ситуационного
регулирования может несколько отличаться. Однако, следует заметить, что отличия эти могут возникать из различий правовых статусов субъектов или же отличающегося правового регулирования конкретных отношений, а не ввиду специфики цифровой валюты. Иными словами, какая бы из реально существующих цифровых валют не была бы использована, отличия в правовом режиме могут возникать по внешним основаниям и не зависеть от свойств самой цифровой валюты конкретного наименования.
Вопрос о классификации цифровых валют по присущим им внутренним признакам поднимался в науке и в зарубежной практике. Так например, Федеральной службой Швейцарии по надзору на финансовых рынках ^N1^) был сформулирован подход к классификации токенов в зависимости от их правовой природы на платежные, инвестиционные, служебные или сервисные, а также гибридные, которые обладают признаками токенов различных видов. В качестве примеров
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022
платёжных токенов были названы В1ТСО^ и ETHEREUM, что позволяет сделать вывод о том, что платёжные токены в рамках швейцарской правовой системы аналогичны отечественному законодательному подходу к определению цифровой валюты. Однако в этом случае платёжные токены (цифровые валюты) также рассматриваются в качестве «монолитного» правового явления, хотя и обретают своё место среди других новых объектов цифровых технологий.
Примечательным также представляется подход Сингапура в данной области. В рамках правовой системы этой страны «цифровым платёжным токеном» называется любое выраженное в единицах цифровое представление стоимости, которое не деноминировано в какой-либо валюте и не привязано его эмитентом к какой-либо валюте; выступает в качестве средства обмена, принимается обществом или частью общества в качестве оплаты за товары или услуги или для погашения долга; может передаваться, храниться или продаваться в электронном виде. Следует особо отметить, что косвенным образом установлены негативные основания для классификации: цифровые платёжные токены не могут быть «привязаны» к какой-либо валюте и не могут выпускаться центральным банком какой-либо страны. Другими словами, допускается наличие иных объектов, по всем признакам относящихся к цифровым платёжным токенам, за исключением двух вышеуказанных негативных условий.
Если обратиться к отечественным представлениям о вариантах классификации цифровых валют, то следует отметить монографию Л.В. Сан-никовой и Ю.С. Харитоновой в которой авторы пришли к интересному выводу о том, что хотя платёжные токены и криптовалюты и выполняют общие функции, но определённые технологические различия приводят к выводу о том, что у данных объектов должен быть различный правовой режим. Также вышеуказанные авторы предлагают относить к криптовалютам такие объекты как «криптообеспеченные и необеспеченные стейбл-коины». Следует пояснить, что авторы тем самым не относят к криптовалютам фиатнообеспеченные и товарообеспеченные стейблкоины. Такой подход в некотором отношении отражает опыт Сингапура в вопросе о классификации цифровых валют.
Несмотря на определённый опыт в вопросе о классификации цифровых валют, всё же следует признать, что нынешнее состояние отечественной науки и практики в этой области характеризуется лишь общей постановкой вопроса о необходимости классификации и путях её проведения.
Вероятно, некоторые изменения в вопросе о классификации цифровых валют следует ожидать
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022
после принятия профильного законодательства о цифровой валюте, разработка которого предусматривается Концепцией законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровой валюты. Между тем, в настоящий момент нет никаких оснований полагать, что цифровая валюта в перспективе будет рассматриваться законодателем не только как целостное, но одновременно и как составное правовое явление.
В этой связи представляется необходимым предложить авторский вариант классификации цифровых валют. Основанием классификации в этом случае будет выбрано свойство эмитента конкретного наименования цифровой валюты. Исходя из данного классификационного основания можно разделить цифровые валюты на три вида: цифровая валюта частных лиц, цифровая валюта центральных банков и децентрализованная цифровая валюта.
1. Цифровые валюты частных лиц. В качестве примеров в этом случае можно назвать Ripple (XRP), которая была выпущена компанией Ripple Labs, Tether (USDT) - «цифровой доллар», эквивалентный доллару США, Stellar coin (XLM), а также TRON.
Спецификой этого вида цифровых валют является наличие общеизвестного эмиссионного центра, который только один имеет техническую возможность осуществлять выпуск данного конкретного наименования цифровой валюты. С экономической точки зрения данный вид цифровых валют представляется ничем иным, как «реинкарнацией» частных денег (денег, выпускаемых частными банками самостоятельно) на новом цифровом этапе развития общественных отношений.
Дискуссионным в рамках этой группы остаётся лишь вопрос о возможности отнесения разного рода «стейблкоинов» к числу цифровых валют частных лиц. Л.В. Санниковой и Ю.С. Харитоновой приводится классификация стейблкоинов на фиатно-обеспеченные, товаро-обеспеченные, крипто-обеспеченные и необеспеченные (алгоритмические). Сами вышеуказанные авторы приходят к выводу о том, что две последние разновидности могут быть отнесены к криптовалютам, поскольку алгоритмические стейблкоины ничем не обеспечены, а лишь снабжены механизмом стабилизации курса, а крипто-обеспеченные стей-блкоины обеспечены другой криптовалютой, которая в свою очередь является высоковолатильной и потому малоэффективной в качестве обеспечения.
Представляется, что, за исключением необеспеченных (алгоритмических) стейблкоинов, на данный момент отсутствует возможность отнесения всех остальных стейблкоинов к числу цифровых валют в рамках действующего законодатель-
ства. Исходя из действующего в законе определения цифровой валюты, обязательным условием является отсутствие какого-либо лица, обязанного перед каждым обладателем цифровой валюты, за исключением лиц, обязанных обеспечивать соблюдение правил выпуска и оборота данной цифровой валюты. Такой ограничительный подход в рамках отечественного правопорядка представляется необоснованным и для целей нашего исследования стейблкоины всё же будут рассматриваться в качестве подгруппы в рамках цифровых валют частных лиц.
Возвращаясь к рассмотрению цифровых валют частных лиц в целом, следует отметить, что представляется необходимым установление специального правового регулирования в области выпуска и оборота данного вида цифровой валюты сразу по нескольким основаниям.
Во-первых, один лишь факт наличия в правоотношениях такого субъекта, как эмиссионный центр, требует нормативного закрепления правового статуса соответствующего субъекта, а общие для всех видов цифровых валют правовые средства необходимо будет конкретизировать с поправкой на наличие соответствующего субъекта.
Во-вторых, наличие эмиссионного центра, позволяя обладателям цифровой валюты реализовать дополнительные правомочия, может ставить обладателей таких цифровых валют в зависимость от эмиссионной политики эмиссионного центра, что требует дополнительной правовой защиты для слабой стороны правоотношений.
В качестве дополнительных характеристик специального правового режима цифровой валюты частных лиц может рассматриваться применение некоторых механизмов антимонопольного регулирования, ввиду наличия у эмиссионного центра доминирующее положение и отсутствия эффективных правовых механизмов, как в случае с эмитентом ценных бумаг.
2. Цифровые валюты центральных банков. Формально такая разновидность не может относиться к числу цифровых валют в рамках действующего законодательства, поскольку цифровой валютой не может называться объект, являющийся валютой РФ, иностранного государства, а также международной расчётной или же денежной единицей. Цифровая валюта центральных банков, будучи лишь внешне сходна с криптова-лютой, по существу является лишь новой разновидностью или формой денег, наряду с наличными деньгами, безналичными денежными средствами и электронными деньгами.
Однако, цифровые валюты центральных банков всё же могут являться именно цифровыми валютами, что подтверждается следующим.
Во-первых, наличие отдельного негативного условия в легальной дефиниции уже само по себе свидетельствует о том, что по остальным признакам цифровые валюты центральных банков вполне соответствуют всем остальным признакам цифровой валюты.
Во-вторых, цифровые валюты центральных банков могут функционировать на основе одноранговой платёжной сети без централизованного оператора, что предлагается в Отчёте Банка международных расчётов «Криптовалюты центрального банка».
В-третьих, цифровые валюты центральных банков могут выпускаться и в форме фиатно-обе-спеченных стейблкоинов, как это предлагают некоторые зарубежные авторы.
Следует отдельно отметить, что все представленные в Докладе Центрального Банка Российской Федерации «Цифровой рубль» модели и механизмы реализации цифровой валюты центрального банка сводятся к тому, что операции между клиентами будут всё же осуществляться либо посредством обращения к ЦБ РФ, либо к иным посредникам (банкам и иным финансовым организациям). Все представленные ЦБ РФ модели с правовой точки зрения сводят цифровую валюту центральных банков к ещё одной разновидности безналичных денежных средств или электронных денег.
Необходимость обособления такого вида цифровых валют объясняется спецификой требуемого правового регулирования.
Во-первых, цифровая валюта центральных банков при всей своей форме, отвечающей всем признакам цифровой валюты, всё же по содержанию является официальной валютой того или иного государства и в определённых случаях может выступать как законное средство платежа. Исходя из этого, сфера применения или объём запретов и ограничений должны быть аналогичными соответствующим правовым средствам, которые установлены в отношении национальной валюты или валюты зарубежного государства. Иными словами, специфика правового режима цифровых валют центральных банков будет заключаться также в применении механизмов валютного регулирования и валютного контроля.
Во-вторых, ввиду свойства эмитента такой цифровой валюты как наличие суверенитета, будет невозможно применение некоторых правовых средств для защиты слабой стороны в правоотношениях (как в случае с цифровыми валютами частных лиц), равно как будут неприменимы и многие специальные правовые средства, предназначенные для децентрализованных цифровых валют.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022
3. Децентрализованные цифровые валюты. Сложность и одновременно специфика правового регулирования в области оборота децентрализованных цифровых валют основывается на децентрализованности процессов создания и оборота такого вида цифровых валют, а также на повышенном уровень анонимности по сравнению с другими видами цифровых валют и иными объектами права. Исходя из характерных признаков и свойств децентрализованной цифровой валюты становится необходимым и установление специального правового режима.
Если разобрать все имеющееся сейчас в рамках Закона о цифровой валюте правовые средства и проанализировать на предмет возможности и обоснованности их применения в отношении децентрализованной цифровой валютой, то складывается ситуация, при которой подавляющее большинство из них предназначено именно децентрализованных цифровых валют, хотя из легальной дефиниции следует, что к числу цифровых валют могут относиться многие другие объекты, являющиеся криптовалютами (или даже не являющиеся ими) безотносительно признака децентрализованности.
Помимо этого, некоторые из правовых средств вообще неприменимы или же применение их не обосновано или затруднительно к цифровым валютам частных лиц или к цифровым валютам центрального банка. Как примеру, признание цифровой валютой центрального банка «иностранным финансовым инструментов»; или же запрет на распространение информации о приёме цифровой валюты центрального банка к оплате или предложении такой оплаты за товары, работы или услуги; исключение операция по обращению цифровой валюты частных лиц из объектов налогообложения по НДС.
Также имеет место и обратная ситуация, когда существующие правовые средства неприменимы к децентрализованым цифровым валютам. Например, установление множественности субъектного состава правоотношений по поводу цифровой валюты, поскольку в данном случае в рамках одноранговой платёжной сети нет никаких иных субъектов, кроме обладателя цифровой валюты в рамках финансовых отношений, а в рамках гражданско-правовых отношений субъектный состав может дополняться также наличием криптобиржи криптоброкеров.
Исходя из недостаточной определённости существующей легальной дефиниции и необходимости её видоизменения и установления специальных правовых режимов для отдельных видов цифровой валюты предлагается следующая модель структуры и дефиниций в области правового регулирования цифровой валюты.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022
Цифровая валюта является родовым понятием, объединяющим под собой три вида, разделённых в зависимости от наличия эмиссионного центра и его правовых свойств. При этом под самой цифровой валютой будет пониматься предназначенный для осуществления платёжных функций цифровой объект, содержащейся в виде совокупности электронных данных (цифрового кода или обозначения) в информационной сети, которая функционирует на основе технологии распределённого реестра.
В свою очередь цифровой валютой частных лиц будет считаться такой объект, который отвечает всем общим признакам цифровой валюты, а также квалифицирующим признаком: наличие общеизвестного эмиссионного центра, к исключительным правомочиям которого относится выпуск новых единиц цифровой валюты.
Квалифицирующим признаком для цифровых валют центральных банков будет выступать наличие у эмиссионного центра статуса центрального банка или наличие статуса лица, управомо-ченного центральным банком осуществлять выпуск такой цифровой валюты в качестве официальной денежной единицы. Помимо этого, необходимым условием также будет равновесность цифровой валюты центрального банка с иными формами данной валюты в номинальном выражении.
Более сложной будет ситуация с децентрализованной цифровой валютой, поскольку квалифицирующие признаки в этом случае необходимо будет дополнительно раскрыть. К числу таковых следует отнести отсутствие эмиссионного центра (децентрализованность механизма создания и оборота), а также свойство оборотоспособности лишь в рамках одноранговой платёжной сети. Под последней в свою очередь понимается такая информационная система, пользователи которой могут выступать одновременно как участники оборота цифровой валюты и как хранители информации об этом обороте. Другими словами, одноранговую платёжную сеть можно назвать реализованной на практике технологией открытой сети распределённых реестров, как например это предусматривает Доклад ЦБ РФ «Развитие технологий распределённых реестров», хотя такое определение будет менее удобным и информативным.
Подводя итог нашему исследованию, можно сформулировать следующие выводы:
1) существующая сейчас легальная дефиниция цифровой валюты не позволяет отнести к числу таковой некоторые фактически существующие криптовалюты и многие цифровые валюты центральных банков;
2) единая с точки зрения действующего законодательства правовая сущность цифровых валют требует их дифференциации по имманентным внутренним признакам, имеющим определяющее правовое значение, в зависимости от наличия и специфики эмиссионного центра;
3) необходимо, сохраняя единство правового режима цифровой валюты, предусмотреть возможность для установления специального правового режима децентрализованных цифровых валют, цифровых валют частных лиц, а также цифровых валют центральных банков.
Список литературы:
[1] Федеральный закон от 31 июля 2020 г. №259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -2020. - №31 (1 ч.). - ст. 5018.
[2] Edition FINMA du 16 fevrier 2018. - Режим доступа: https://www.finma.ch/fr/autorisation/fintech, свободный. (дата обращения 01.12.2022).
[3] Ефимова Л.Г. Некоторые аспекты правовой природы криптовалют // Юрист. - 2019. - №3. - С.12-19.
[4] Алексеенко А.П., Белых В.С. Криптова-люта как цифровое представление стоимости: опыт Сингапура // Актуальные проблемы российского права. - 2020. - №7(116) Т.15. - С. 180-187.
[5] Санникова Л.В., Харитонова Ю.С. Цифровые активы: правовой анализ. Монография / Санникова Л.В., Харитонова Ю.С. - М. Издательство 4 Принт, 2020. -121 с.
[6] Концепция законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровой валюты. - Режим доступа: http://static. government.ru/media/files/Dik7wBqAubc34ed649ql2 Kg6HuTANrqZ.pdf, свободный. (дата обращения 01.12.2022).
[7] Отчёт Банка международных расчётов «Криптовалюты центрального банка». - Режим доступа: https://www.bis.org/publ/qtrpdf/r_qt1709f. pdf, свободный. (дата обращения 01.12.2022).
[8] Доклад Центрального Банка Российской Федерации «Цифровой рубль». - Режим доступа: https://cbr.ru/StaticHtml/File/112957/Consultation_ Paper_201013.pdf, свободный. (дата обращения 01.12.2022).
[9] Проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» ID проекта 02/04/10-20/00108952. - Режим доступа: https:// regulation.gov.ru/projects#npa=108952, свободный (дата обращения 01.12.2022).
[10] Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» ID проекта 02/04/10-20/00108949. - Режим доступа: https://regulation.gov.ru/projects#npa=108949, свободный (дата обращения 01.12.2022).
[11] Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 7.1 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма»» ID проекта 02/04/1020/00108945. - Режим доступа: https://regulation. gov.ru/projects#npa=108945, свободный (дата обращения 01.12.2022).
[12] Доклад ЦБ РФ «Развитие технологий распределённых реестров». - Режим доступа: https://cbr.ru/Content/Document/File/50678/ Consultation_Paper_171229(2).pdf, свободный (дата обращения 01.12.2022).
Spisok literatury:
[1] Federal'nyj zakon ot 31 iyulya 2020 g. №259-FZ «O cifrovyh finansovyh aktivah, cifrovoj valyute i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonod-atel'nye akty Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2020. - №31 (1 ch.). - st. 5018.
[2] Edition FINMA du 16 fevrier 2018. - Rezhim dostupa: https://www.finma.ch/fr/autorisation/fintech, svobodnyj. (data obrashcheniya 01.12.2022).
[3] Efimova L.G. Nekotorye aspekty pravovoj prirody kriptovalyut // YUrist. - 2019. - №3. - S.12-19.
[4] Alekseenko A.P., Belyh V.S. Kriptovalyuta kak cifrovoe predstavlenie stoimosti: opyt Singapura // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. - 2020. -№7(116) T.15. - S. 180-187.
[5] Sannikova L.V., Haritonova YU.S. Cifrovye aktivy: pravovoj analiz. Monografiya / Sannikova L.V., Haritonova YU.S. - M. Izdatel'stvo 4 Print, 2020. -121 s.
[6] Koncepciya zakonodatel'nogo reglamenti-rovaniya mekhanizmov organizacii oborota cifrovoj valyuty. - Rezhim dostupa: http://static.government. ru/media/files/Dik7wBqAubc34ed649ql2Kg6HuTAN-rqZ.pdf, svobodnyj. (data obrashcheniya 01.12. 2022).
[7] Otchyot Banka mezhdunarodnyh raschy-otov «Kriptovalyuty central'nogo banka». - Rezhim dostupa: https://www.bis.org/publ/qtrpdf/r_qt1709f. pdf, svobodnyj. (data obrashcheniya 01.12. 2022).
[8] Doklad Central'nogo Banka Rossijskoj Federacii «Cifrovoj rubl'». - Rezhim dostupa: https://cbr. ru/StaticHtml/File/112957/Consultation_ Paper_201013.pdf, svobodnyj. (data obrashcheniya 01.12.2022).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022
[9] РгоеМ federal'nogo zakona «О vnesenii izmenenij V Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii i stat'yu 5 Ugolovno-processual'nogo kodeksa Rossi-jskoj Federacii» Ю proekta 02/04/10-20/00108952. -Rezhim dostupa: https://regulation.gov.ru/pro-jects#npa=108952, svobodnyj (data obrashcheniya 01.12.2022).
[10] Proekt federal'nogo zakona «О vnesenii izmenenij V Kodeks Rossijskoj Federacii оЬ adminis-trativnyh pravonarusheniyah» ID proekta 02/04/1020/00108949. - Rezhim dostupa: https://regulation. gov.ru/projects#npa=108949, svobodnyj (data obrashcheniya 01.12.2022).
[11] РгоеМ federal'nogo zakona «О vnesenii izmenenij V stat'yu 7.1 Federal'nogo zakona «О рго-tivodejstvii 1еда^асИ (otmyvaniyu) dohodov, poluch-ennyh р^Шрпут putyom, i finansirovaniyu terror-izma»» ID proekta 02/04/10-20/00108945. - Rezhim dostupa: https://regulation.gov.ru/pro-jects#npa=108945, svobodnyj (data obrashcheniya 01.12.2022).
[12] Doklad СВ RF «Razvitie tekhnologij raspre-delyonnyh reestrov». - Rezhim dostupa: https://cbr. ru/Content/Document/File/50678/Consultation_ Paper_171229(2).pdf, svobodnyj (data obrash-cheniya 01.12.2022).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022