3.3. Риски распространения новых цифровых валют (стейблкойны),
и вопросы их регулирования
DOI: 10.33693/2541-8025-2020-16-6-105-109
©Кеворкова Ж. А.1*1, ©Тоганян А. С.2'ь 1ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, Российская Федерация
2ФГАОУ ВО Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ), г. Москва, Российская Федерация ae-mail: [email protected] be-mail: [email protected]
Аннотация. Задача. В данной статье рассматривается угрозы и риски распространения новых цифровых валют, в частности стейбл-койнов. Классифицируются цифровые валюты, обозначаются их преимущества и недостатки. В частности, в статье раскрываются виды стейблкойнов и вопросы их регулирования. Также отмечаются преимущества стейблкойнов по сравнению с криптовалютой и виртуальными валютами. Выводы. Учитывая преимущества стейблкойнов и недостатки иных цифровых валют можно предсказать, что данный вид может стать одним из самых распространенных видов цифровых валют. Однако это может вызвать потенциальный сдвиг в экосистеме виртуальных активов, а также и в мировой экономике. Распространение стейблкойнов содержит в себе новые риски и угрозы в сфере отмывания денежных средств и финансирования терроризма. Вопросы регулирования данных цифровых валют является актуальным вопросом для ФАТФ, а также для национальных ПФР структур. Раскрытие данных вопросов рассматривается в соответствии с законопроектом «Закон о криптовалюте 2020 года» и поправками к рекомендации 16 ФАТФ, называемое «Travel rule» по криптовалюте. Практическое значение. Сделанные выводы приводят к пониманию:
- особенностей стейблкойнов и рискам их распространения;
- предпринимаемым мерам и подходам ФАТФ и национальных регуляторов для регулирования области цифровых валют и уменьшения рисков ОД/ФТ.
Ключевые слова: цифровые валюты, стейблкойны, криптовалюта, регулирование цифровых активов, ПОД/ФТ, Рекомендации ФАТФ.
Для цитирования: Кеворкова Ж. А., Тоганян А. С. Риски распространения новых цифровых валют (стейблкойны), и вопросы их регулирования // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. № 6. С. 105-109. DOI: 10.33693/2541-80252020-16-6-105-109.
Risks of the spread of new digital currencies (stablecoins), and issues of their regulation
DOI: 10.33693/2541-8025-2020-16-6-105-109
©Zh. A. Kevorkova1a, ©A. S. Toganyan2b financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation 2National Research Nuclear University MEPhI (Moscow Engineering Physics Institute), Moscow, Russian Federation
ae-mail: [email protected] be-mail: [email protected]
Abstract. Task. This article examines the threats and risks of the spread of new digital currencies, in particular stablecoins. Digital currencies are classified, their advantages and disadvantages are indicated. In particular, the article reveals the types of stablecoins and the issues of their regulation. The advantages of stablecoins over cryptocurrencies and virtual currencies are also noted. Summary. Taking into account advantage of stablecoins and disadvantages of other digital currencies, it can be predicted that this type can become one of the most common types of digital currencies. However, this could potentially have a potential shift in the virtual asset ecosystem as well as in the global economy. The proliferation of stablecoins introduces new risks and threats in the area of money laundering and terrorist financing. The regulation of these digital currencies is a topical issue for the FATF, as well as for national FIU structures. Disclosure of these issues is being considered in accordance with the draft law «Law on Cryptocurrency 2020» and amendments to the FATF Recommendation 16, called «Travel rule» for cryptocurrency. Practical importance. Conclusions lead to understanding:
- the characteristics of stablecoins and the risks of their spread;
- the measures and approaches taken by the FATF and national regulators to regulate the field of digital currencies and reduce the ML / TF risks.
Keywords: digital currencies, stablecoines, cryptocurrency, digital asset regulation, AML/CFT, FATF recommendations.
For citation: Kevorkova Zh. A., Toganyan A. S. Risks of the spread of new digital currencies (stablecoins), and issues of their regulation //
Economic problems and legal practice. 2020. Vol. 16. № 6. P. 105-109. (in Russ.) DOI: 10.33693/2541-8025-2020-16-6-105-109
ВВЕДЕНИЕ
С развитием цифровизации и в связи с новыми потребностями цифровой экономики, активно развиваются новые виды цифровых валют, которые становятся частью социально-экономических процессов. В связи с этим исследования сущности природы новых видов цифровых валют позволяют более детально разобраться в данном феномене в целях формирования, а также развития цифровой экономики. Среди зарубежных ученых область цифровых активов все чаще исследуется в научных работах Мейкледжон С [1], Лайонс Р. К. [2], Цигель-дорфа Я. Х. [3], Чеа Д. Э. Т. [4] и др. В российских экспертных кругах данный феномен исследуется в научных работах Кузнецова В. А. и Якубова А. В. [5], Вахрушева Д. С. [6] и т.д. Исследование данного феномена важное место занимает в вопросе о регулировании и классификации цифровых валют, поскольку понимание их сущности и функционирования может поспособствовать разработке эффективной регуляторной политики в данной области. Это в свою очередь приведет к укреплению финансово-экономической безопасности и к уменьшению прецедентов ОД/ФТ с помощью цифровых валют.
ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЦИФРОВЫХ ВАЛЮТ
Результаты обзора экономической литературы показывают, что Комиссия по расследованию финансовых преступлений США (РтСЕ1\1) классифицирует цифровые валюты на две основ-
ные категории - виртуальные валюты и криптовалюты [7]. Однако очень часто данные термины объединяются и представляются как единая категория. При исследовании данного феномена необходимо понимать особенности, которые существуют между данными видами цифровых валют для правильного их использования. Понимание данных нюансов имеет значение в контексте регулирования применения цифровых валют. Таким образом, виртуальные валюты - это контролируемые валюты своими основателями, которые функционируют в определенных виртуальных сообществах в разных программах и экосистемах. Виртуальная валюта может быть конвертируемой и неконвертируемой. Следующим видом цифровых денег является криптовалюта, в которой в качестве средства защиты денежных взаимодействий и мониторинга генерации криптовалютных единиц используется криптография. Крипто-валюты являются децентрализованной системой функционирования, которая не нуждается в участии третьих сторон наподобие банков или других регуляторов. Такие одноранговые переводы (P2P) обеспечиваются посредством использования как закрытых приватных, так и публичных ключей. Одними из распространенных и широко используемых криптоконверсий являются Bitcoin, Etherum и Latcoin. Однако, несмотря на популярность криптовалют, данная цифровая валюта является крайне рискованной инвестиционной возможностью. Это связанно с волатильностью данной цифровой единицы. Вола-тильность одной из основных криптовалют - Bitcoin- представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Диаграмма волатильности Биткойна за период с января по Отметим, что представители группы G7 по стейблкоинам и Банка Международных Расчетов (BIS), при поддержке представителей национальных центральных банков, МВФ, а также Совета по финансовой стабильности (FSB) представили совместный отчет «О влиянии глобальных стейблкоинов». В отчете было подчеркнуто, что криптовалюты потерпели неудачу в качестве становления привлекательного платежного средства или хранилища ценности. Анализ отчета показывает, что вола-тильность является основным источником неудачи криптовалюты, однако эксперты отметили и другие недостатки, в том числе ограниченная эмиссия и регулятивные проблемы. Выявленные недостатки привели к тому, что криптовалюты на данном этапе развития цифровых валют, чаще всего, выступают как высокоспекулятивный класс активов или являются средством незаконных платежей [8]. Однако учитывая данные не-
ноябрь 2020г. Источник: https://ru.investing.com/crypto/bitcoin/btc-usd. достатки в последние годы среди цифровых активов развивается их новый вид - стейблкойн. В данной цифровой валюте отсутствуют некоторые недостатки криптоконверсий (в частности - волатильность). В связи с этим отметим, что некоторые стейблкойны поддерживают свою стабильность с помощью разных видов привязок своих единиц к фиатным валютам. Этим обусловлена нынешняя популярность данной цифровой валюты. Результаты обзора экономической литературы показывают, что существует несколько видов стейблкойнов:
- фиатно-обеспеченные стейблкойны;
- крипто- обеспеченные стейблкойны;
- алгоритмические стейблкойны.
В фиатно-обеспеченных стейблкойнах центральный эмитент хранит определенную сумму в виде резервной валюты и выпускает пропорциональное количество цифровых единиц.
106 Economic problems and legal practice
Vol. 16, №6,2020
ISSN 2541-8025(print) ISSN 2712-7605(online)
Следующим видом стейблкойнов является крипто-обеспеченные стейблкойны, которые отражают их фиатные копии с основным отличием - обеспечением является крипто-валюта. Однако по причине того, что криптовалюта является цифровой, то исключительно смарт-контракты обрабатывают выпуск единиц. Данный вид функционирует следующим образом: для того, чтобы получить стейблкоины, пользователи блокируют необходимую сумму криптовалют в контракте, который затем выдает определенное количество нужных единиц. В дальнейшем, для возврата залога/обеспечения, пользователи отправляют стейблкоины по этому же контракту для обратного обмена валютой, однако уже с учетом различных комиссий или процентных ставок, а также курсом данной криптовалюты, которая была оставлена в качестве «залога». Однако данный вид стейблкойнов имеет серьезный недостаток, связанный с волатильностью криптовалюты. Это негативно влияет на популярность крипто-обеспеченных стейблкойнов. Данный недостаток отсутствует в алгоритмических стейблкой-нах, которые не привязаны ни к фиатным стейблкойнам, ни к криптовалютам. Поскольку каждый цифровой актив имеет стоимость, то стабильность цены достигается исключительно алгоритмами и смарт-контрактами, которые осуществляют управление поставкой выпуска единиц. Отметим, что данный вид имеет общие черты с управлением национальных валют в лице центральных банков. Таким образом, если цена падает ниже стоимости отслеживаемой фиатной валюты, то система алгоритмических стейблкоинов снижает поставку данных единиц. И соответственно, если цена превышает необходимую стоимость привязанной валюты, то в оборот поступают новые единицы с целью снизить стоимость стейблкоина. Несмотря на их способность поддержать массовую крипто-адаптацию, стейблкоины по-прежнему имеют определенные недостатки. Варианты с фиатным обеспечением являются менее децентрализованным решением, в отличие от обычных криптова-лют, так как для хранения вспомогательных активов все еще есть необходимость в центральном учреждении. Что касается крипто-обеспеченных и необеспеченных стейблкоинов, то пользователям необходимо будет довериться сообществу (и исходному коду) в качестве гаранта долгосрочной работы системы. Однако это все еще относительно новые технологии, поэтому им потребуется некоторое время для «созревания». Отметим, что данные виды цифровых активов находятся под пристальным наблюдением международных и национальных органов и регуляторов.
РИСКИ И УГРОЗЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТЕЙБЛКОЙНОВ
В июне 2020г. ФАТФ представила первые глобальные стандарты по устранению рисков отмывания денежных средств и финансирования терроризма, связанных с виртуальными активами. По оценке ФАТФ новые цифровые активы, такие как глобальные «стейблкоины», а также предлагаемые ими глобальные сети и платформы, могут вызвать потенциальный сдвиг в экосистеме виртуальных активов и содержат в себе новые риски и угрозы в сфере отмывания денежных средств и финансирования терроризма. В своем отчете ФАТФ обозначил основные проблемы данных цифровых активов:
- массовое внедрение виртуальных активов и переводы от человека к человеку (Р2Р) без необходимости в регулируемом посреднике;
- данные изменения могут иметь серьезные последствия для способности обнаружения и предотвращения ОД/ФТ.[9]
В контексте рассмотрения угроз данных цифровых активов отметим, что по определению ФАТФ наибольшие угрозы и риски на данном этапе развития представляют именно так называемые «глобальные» стейблкойны [9]. Отметим, что название «глобальный» не связанно с одним эмитентом или же его использования в качестве единой мировой цифровой валюты. Речь в данном случае идет лишь о том, что некоторые стейблкоины будут обращаться в нескольких юрисдикциях и объем их выпуска достигнет значительных показателей. В связи с этим отметим, что в 2019г. BIS (Банк международных расчетов) и FSB (Совет по финансовой стабильности) также выступили с резкой критикой в сторону глобальных стейблкойнов [8,10]. Эксперты данных международных организаций признают, что стейблкоины предлагают более выгодные и быстрые платежи, но широкое распространение таких «глобальных» стабильных виртуальных монет и единиц, которые неподконтрольны национальным регуляторам, содержат угрозы для мировой экономики [8]. Таким образом, если «глобальные» стейблкоины станут популярными, и будут использоваться в качестве «основной» цифровой валюты, то регуляторы могут потерять свои регуляторные рычаги воздействия на экономику, а финансовый рынок достигнет опасной степени концентрации.
РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ЦИФРОВЫХ ВАЛЮТ, НОВЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ПРОВАЙДЕРОВ УСЛУГ ВИРТУАЛЬНЫХ АКТИВОВ
Учитывая вышеперечисленные угрозы, а также поправки к Рекомендации 16 ФАТФ «Правило криптографических путешествий», регуляторы и международные организации пытаются изучать и регулировать данные нововведения в области цифровых активов. В соответствии с обновлением Рекомендации 16 провайдерам услуг виртуальных активов (VASP) придется:
- преодолеть отсутствие встроенных функций атрибуции собственности в технологии блокчейн и найти способ обмена данными с контрагентами, не нарушая законодательства о конфиденциальности или не собирая неточные данные;
- пройти идентификацию и различать провайдеров услуг виртуальных активов от отдельных криптотрейдеров;
- гарантировать, что любое решение, которое они используют, обеспечивает быструю и недорогую передачу криптовалюты, несмотря на значительные языковые, юрисдикционные и часовые барьеры между другими VASP-аналогами. [11]
В дополнение к этому биржи цифровых валют должны будут свести к минимуму последствия, связанные с так называемыми либертарианскими пользователями и пользователями. которые озабочены конфиденциальностью [11]. Считаем, что внедрение данных мер идентификаций будет способствовать уменьшению киберпреступности и преступной деятельности по отмыванию денежных средств и финансированию терроризма с помощью цифровых валют, поскольку вышеперечисленные меры увеличивают шансы на обнаружение и поимку преступников, замешанных в подобных преступлениях. Также данные меры способны улучшить безопасность и прозрачность цифровой сферы, что в данный момент является актуальным вопросом для регуляторов. В данном контексте отметим, что по данным аналитической фирмы Chainalysis, 2019 год стал рекордным по количеству хакерских атак на криптова-лютные биржи [12]. По оценкам аналитического центра Ci-pherTrace в первой половине 2019 года у провайдеров виртуальных активов, а также у инвесторов уже было украдено цифровых активов на сумму 4,3 миллиарда долларов. При этом
сотрудниками аналитического центра CipherTrace отмечается рост таких экономических преступлений как мошенничество с выходом криптобирж на рынок. Так, биржа блокчейнов Quadriga СХ утверждает, что она потеряла более 140 млн. долларов криптовалютных средств 115000 пользователей после недавней смерти ее генерального директора, который никому не сообщил номера паролей кошельков компании. Также стоит отметить взлом биржы (Binance) и внедрения вредоносных ПО для кражи криптовалют, которые облегчают процессы крипто-майнинга, фишинга и криптоджекинга [13].
Учитывая вышеперечисленные преступления, а также изменения в рекомендациях ФАТФ для регулирования и минимизации угроз в 2019г., три крупнейших регулятора США FinCEN (Комиссии по расследованию финансовых преступлений), SEC (Комиссией по ценным бумагам и биржам) и CFTC (Комиссия по торговле товарными фьючерсами) выступили с совместным
заявлением об определении и регулировании в области цифровых активов [7]. Данное заявление стало основой для принятия в США законопроекта, которое получила название «Закон о криптовалюте 2020 года». Одна из основных целей данного закона состоит в раскрытии пояснений в области регулирования, то есть должно быть определено, какими регуляторными федеральными агентствами будут регулироваться цифровые активы ( рисунок 2) и потребовать от данных регуляторов уведомления общественности о любых федеральных лицензиях, сертификатах или регистрациях, необходимых для создания или торговли цифровых активов [14]. По данному закону «цифровые активы» классифицированы на 3 категории: крип-то-ценные бумаги, криптовалюты и криптотовары. В соответствии с данными категориями FinCEN, SEC и CFTC определены как «Федеральные регуляторы криптографии».
Рисунок 2. федеральные агентства, регулирующие создание или
В соответствии с новыми правилами в сфере цифровых активов FinCEN дала определение нашумевшему виду цифровых активов -стейблкоинам (такие как Libra), определив их как «системы перевода денег», которые должны полностью соответствовать «Закону о банковской тайне» (BSA) и будут регулироваться FinCEN-ом [15]. Данные меры FinCEN-а и других регуляторов способствовали успешному консолидированию регуляторной политики в области цифровых валют, и явились основой для усовершенствования законодательства в данной области.
Подводя итог, можно сказать, что несмотря на предпринимаемые меры, международными организациями, а также национальными регуляторными структурами, все еще остается проблема в регулировании цифровых активов, а именно с
Список литературы:
1. Мэйкледжон С. Помарол М., Джордан Г., Левченко К., Маккой Д., Фолькер Г., Сэвидж С. Горсть биткойнов: характеристика платежей среди безымянных мужчин // Материалы конференции 2013 г., посвященной конференции по измерению Интернета. - 2013. - С. 127-140.
2. https://dl.acm.org/doi/pdf/10.1145/2504730.2504747? casa_token=V-pOSAJK0LwAAAAA:WAaaw349X7cwrlN5A HhExyonC_yj9Z10C36v51uI8Cz9uGfWDg-yjm9w2qyzieT7bj_gQc6Jvn-sNw
3. Лайонс Р.К., Вишванат-Натрадж Г. Что поддерживает стабильность стейблкоинов?. - Национальное бюро экономических исследований, 2020. - . N w27136.
4. https://www.nber.org/system/files/working_papers/ w27136/w27136.pdf
5. Зигельдорф Я.Х. Безопасное многостороннее смешивание биткойнов // Труды 5-й конференции ACM по безопасности и конфиденциальности данных и приложений. - 2015. - С. 75-86.
108 Economic problems and legal practice
торговлю цифровых активов. Источник: https://www.congress.gov. распространением «глобальных» стейблкойнов, с мошенническим выходом некоторых криптобирж, взломами систем и т.д. В связи с этим, отметим, что в регулировании и минимизации угроз, связанных с «глобальными» стейблкойнами, важное место занимает комплексный подход государств к выработке единого подхода в области регулирования стейблкоинов, и готовность следовать единым стандартам. Это объясняется тем, что различия в области регулирования цифровых валют на национальных уровнях зачастую кардинальны.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 74,06%.
Рецензент: профессор Департамента учета, анализа и аудита ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», доктор экономических наук Ситнов Алексей Александрович
Reference list:
1. Maklejon S. Pomarol M., Jordan G., Levchenko K., McCoy D., Volker G., savage S. a Handful of bitcoins: characteristics of payments among unnamed men // Proceedings of the 2013 conference on measuring the Internet. - 2013. - P. 127-140.
2. https://dl.acm.org/doi/pdf/10.1145/2504730.2504747? casa_token=V-pOSAJK0LwAAAAA:WAaaw349X7cwrlN5Ahh ExyonC_yj9Z10C36v51uI8Cz9uGfWDg-yjm9w2qyzieT7bj_gQc6Jvn-sNw
3. Lyons R. K., Viswanath-Natraj G. What supports the stability of stablecoins?.- National Bureau of economic research, 2020. -. N w27136.
4. https://www.nber.org/system/files/working_papers/ w27136/w27136.pdf
5. Ziegeldorff Ya. H. Secure multi-party bitcoin mixing // Proceedings of the 5th ACM conference on data and application security and privacy, 2015, Pp. 75-86.
Vol. 16, №6, 2020
ISSN 2541-8025(print) ISSN 2712-7605(online)
6. https://dl.acm.org/doi/pdf/10.1145/2699026.2699100?casa_token =iPr4r62FI5MAAAAA:wGrkT_Mh5RTBc2uqwJ-7pBYlGuCXyLwXZncbynh1y 4bcQfnAayWNLqRDbERw5U_9wGnoEZ5UAdlDFA
7. Чеа Д.Э.Т., Чжан З., Сун М.С. Предсказуемость доходности биткойнов // The European Journal of Finance. - 2020. - С. 1-20.
8. https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1351847 X.2020.1835685?casa_token=HDVF_Nt78l8AAAAA%3AVHXmATIoIdPkCq0 Z4I-RArMYannJe3MTXd4H0UYRlWk8baUrLT20GjsHME5jfyv7_cbuFe CurcY6Wg
9. Кузнецов В. А., Якубов А. В. О подходах в международном регулировании криптовалют (Bitcoin) в отдельных иностранных юрисдикциях //Деньги и кредит. - 2016. - №. 3. - С. 20-29.
10. Вахрушев Д. С., Железов О. В. Криптовалюта как феномен современной информационной экономики: проблемы теоретического осмысления //Вестник евразийской науки. - 2014. - №. 5 (24).
11. https://cyberleninka.ru/article/n/kriptovalyuta-kak-fenomen-sovremennoy-informatsionnoy-ekonomiki-problemy-teoreticheskogo-osmysleniya
12. Как FinCEN установил свое регулирование криптовалюты 2020 в 2019 году [Электронный ресурс] URL: https://www.sygna.io/blog/fincen-digital-asset-cryptocurrency-regulations-2020-vs-2019/ (дата обращения 09.11.2020)
13. Изучение воздействия мировых стейблкоинов [Электронный ресурс] URL: https://www.bis.org/cpmi/publ/d187.pdf (дата обращения 09.11.2020)
14. https://www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/recommendations/ Virtual-Assets-FATF-Report-G20-So-Called-Stablecoins.pdf (дата обращения 09.11.2020)
15. Board F. S. Regulatory issues of stablecoins. - 2019. https://www.fsb.org/wp-content/uploads/P181019.pdf (дата обращения 09.11.2020)
16. https://www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/recommendations/RBA-VA-VASPs.pdf (дата обращения 09.11.2020)
17. Chainalysis: количество атак на биржи увеличилось, и они стали изощреннее // FORKLOG.COM : URL :https://forklog.com/chainalysis-kolichestvo-atak-na-birzhi-uvelichilos-i-oni-stali-izoshhrennee/ (дата обращения 09.11.2020)
18. Хакеры украли более 4 миллиардов долларов от криптопреступлений в 2019 году, по сравнению с 1,7 миллиарда долларов за весь 2018 год // FORBES.COM : URL : https://www.forbes.com/sites/jeanbaptiste/ 2019/08/15/hackers-stole-over-4-billion-from-crypto-crimes-in-2019-so-far-up-from-1-7-billion-in-all-of-2018/?sh=7fbdf87955f5 (дата обращения 14.11.2020)
19. О криптовалюте 2020 г. США [Электронный ресурс] : закон США от 09 марта 2020г HR 6154 // Официальный интернет портал Палаты Представителей США - URL : https://www.congress.gov/bill/116th-congress/house-bill/6154/text?q=%7B%22search%22%3A%5B%22crypto-currency+act%22%5D%7D&r=1&s=2#:~:text=Introduced%20in%20House% 20(03%2F09%2F2020)&text=To%20clarify%20which%20Federal%20agenci es,assets%2C%20and%20for%20other%20purposes. (дата обращения 14.11.2020)
20. https://www.sec.gov/news/public-statement/cftc-fincen-secjointstatementdigitalassets(дата обращения 09.11.2020)
6. https://dl.acm.org/doi/pdf/10.1145/2699026.26991007casa_token =iPr4r62FI5MAAAAA:wGrkT_Mh5RTBc2uqwJ-7pBYlGuCXyLwXZncbynh1y 4bcQfnAayWNLqRDbERw5U_9wGnoEZ5UAdlDFA
7. Chea D. E. T., Zhang Z., sun M. S. Predictability of bitcoin profitability // The European Journal of Finance. - 2020. - Pp. 1-20.
8. https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1351847 X.2020.1835685?casa_token=HDVF_Nt78l8AAAAA%3AVHXmATIoIdPkCq0 Z4I-RArMYannJe3MTXd4H0UYRlWk8baUrLT20GjsHME5jfyv7_cbuFe CurcY6Wg
9. Kuznetsov V. A., Yakubov A.V. on approaches to international regulation of cryptocurrencies (Bitcoin) in certain foreign jurisdictions //Money and credit. - 2016. - №. 3. - 20-29.
10. Vakhrushev D. S., Zhelezov 0. V. Cryptocurrency as a phenomenon of modern information economy: problems of theoretical understanding //Bulletin of Eurasian science. - 2014. - №. 5 (24).
11. https://cyberleninka.ru/article/n/kriptovalyuta-kak-fenomen-sovremennoy-informatsionnoy-ekonomiki-problemy-teoreticheskogo-osmysleniya
12. How FinCEN established its regulation of cryptocurrency 2020 in 2019 [Electronic resource] URL: https://www.sygna.io/blog/fincen-digital-asset-cryptocurrency-regulations-2020-vs-2019/ (accessed 09.11.2020)
13. Study of the impact of global stablecoins [Electronic resource] URL: https://www.bis.org/cpmi/publ/d187.pdf (accessed 09.11.2020)
14. https://www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/recommendations/ Virtual-Assets-FATF-Report-G20-So-Called-Stablecoins.pdf (дата обращения 09.11.2020)
15. Board F. S. Regulatory issues of stablecoins. - 2019. https://www.fsb.org/wp-content/uploads/P181019.pdf (дата обращения 09.11.2020)
16. https://www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/recommendations/RBA-VA-VASPs.pdf (дата обращения 09.11.2020)
17. Chainalysis: количество атак на биржи увеличилось, и они стали изощреннее // FORKLOG.COM : URL :https://forklog.com/chainalysis-kolichestvo-atak-na-birzhi-uvelichilos-i-oni-stali-izoshhrennee/ (дата обращения 09.11.2020)
18. Hackers stole more than $ 4 billion from cryptocurrencies in 2019, compared to $ 1.7 billion for all of 2018 / / FORBES.COM: URL : https://www.forbes.com/sites/jeanbaptiste/2019/08/15/hackers-stole-over-4-billion-from-crypto-crimes-in-2019-so-far-up-from-1-7-billion-in-all-of-2018/?sh=7fbdf87955f5 (accessed 14.11.2020)
19. About cryptocurrency 2020 USA [Electronic resource]: us law of March 09, 2020 HR 6154 / / Official Internet portal of the us House of Representatives-URL : https://www.congress.gov/bill/116th-congress/house-bill/6154/text? q=%7B%22search%22%3A%5B%22crypto-
currency+act%22%5D%7D&r=1&s=2#:~:text=Introduced%20in%20House% 20(03%2F09%2F2020)&text=To%20clarify%20which%20Federal%20agenci es,assets%2C%20and%20for%20other%20purposes. (accessed 14.11.2020)
20. https://www.sec.gov/news/public-statement/cftc-fincen-secjointstatementdigitalassets(accessed 09.11.2020)
Статья поступила в редакцию 13.11.2020, принята к публикации 05.12.2020 The article was received on 13.11.2020, accepted for publication 05.12.2020
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Кеворкова Жанна Аракеловна, доктор экономических наук, профессор, профессор департамента аудита и корпоративной отчетности ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, Российская Федерация, http://orcid.org/0000-0002-8674-4216, e-mail: [email protected] Тоганян Арман Самвелович, ФГАОУ ВО Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ), г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Zhanna A. Kevorkova, Dr. Sci. (Econ.), Professor, Department of audit and
corporate reporting, Financial University under the Government of the
Russian Federation, Moscow, Russian Federation, http://orcid.org/0000-
0002-8674-4216, e-mail: [email protected]
Arman S. Toganyan, National Research Nuclear University MEPhI (Moscow
Engineering Physics Institute), Moscow, Russian Federation, e-mail: toghan-