Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ВАЛЮТА КАК ПРЕДМЕТ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ЦИФРОВАЯ ВАЛЮТА КАК ПРЕДМЕТ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
81
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
цифровая валюта / криптовалюта / электронное средство платежа / уголовно-правовая охрана / digital currency / cryptocurrency / electronic means of payment / criminal law protection

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Валерий Андреевич Гречишников

Изучается текущее положение цифровой валюты (криптовалюты) в правовом поле Российской Федерации, поднимаются вопросы об отнесении цифровой валюты к объектам уголовно-правовой охраны и о возможности ее использования как электронного средства платежа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital currency as a subject of Criminal Law Protection in the Russian Federation-development horizons

The current position of digital currency (cryptocurrency) in the legal field of the Russian Federation is being studied, questions are raised about the classification of digital currency as objects of criminal law protection and about the possibility of its use as an electronic means of payment.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ВАЛЮТА КАК ПРЕДМЕТ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411 /2312-0444-2021-2-139-142

ЦИФРОВАЯ ВАЛЮТА КАК ПРЕДМЕТ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Валерий Андреевич ГРЕЧИШНИКОВ,

аспирант Финансового университета при Правительстве Российской Федерации vgrechishnikov@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право

Рецензент: В.Е. Батюкова, кандидат юридических наук, доцент, доцент Департамента международного и публичного права Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Аннотация. Изучается текущее положение цифровой валюты (криптовалюты) в правовом поле Российской Федерации, поднимаются вопросы об отнесении цифровой валюты к объектам уголовно-правовой охраны и о возможности ее использования как электронного средства платежа.

Ключевые слова: цифровая валюта, криптовалю-та, электронное средство платежа, уголовно-правовая охрана.

Annotation. The current position of digital currency (cryptocurrency) in the legal field of the Russian Federation is being studied, questions are raised about the classification of digital currency as objects of criminal law protection and about the possibility of its use as an electronic means of payment.

Keywords: digital currency, cryptocurrency, electronic means of payment, criminal law protection.

Термины «блокчейн» и «криптовалюта» стали появляться в научной литературе более десяти лет назад, а в последнее время получили широкое распространение и стали общеупотребимыми. Споры о юридической природе феномена криптовалют не утихают как в научном сообществе, так и на законодательном уровне. В рамках нашего исследования постараемся ответить на три вопроса:

1) какое место и какую роль играет цифровая валюта в правовом поле РФ;

2) являются ли такие цифровые активы, как криптовалюта, предметом уголовно-правовой охраны;

3) можно ли считать криптовалюту электронным средством платежа.

До недавнего времени криптовалюта на территории РФ не была урегулирована на законодательном уровне. Вступивший в силу 1 января 2021 г. Закон о цифровых финансовых ак-

тивах и цифровой валюте вместо термина «крип-товалюта» вводит и раскрывает другой — «цифровая валюта».

Под цифровой валютой законодатель признает «совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) запи-

№ 2/2021

сей в такую информационную систему ее правилам»1.

Обозначим основные детали данного определения:

1. Цифровая валюта — это совокупность электронных данных в виде цифрового кода или цифрового обозначения в системе.

2. Указанные электронные данные могут быть приняты как инвестиции или средство платежа, которое не является денежной единицей РФ.

3. В отношении цифровой валюты, по общему правилу, нет лица, обязанного перед каждым обладателем указанных электронных данных.

Вызывает сомнение выбор законодателя в пользу термина «цифровая валюта» вместо уже устоявшихся в науке2, деловом документообороте и зарубежном законодательстве терминов «криптовалюта» и «виртуальная валюта». Данные термины неоднократно употреблялись в разъяснениях Центрального банка Российской Федерации как мегарегулятора3 финансовых рынков и органов государственной власти.

Более того, сам законодатель в пояснительной записке к законопроекту рассматриваемого Федерального закона в качестве одной из целей введения данного нормативного правового акта выделяет закрепление правовых основ для осуществления новых видов деятельности, в том числе по созданию (добыче) криптовалю-ты или по получению вознаграждения в виде криптовалюты. Поэтому необходимость во введении в обиход дополнительного «инновационного» термина «цифровая валюта» довольно сомнительна.

Согласимся с утверждением A.A. Ситника о том, что в дальнейшем такая практика приведет лишь к путанице в правовом поле, в том числе в международных финансовых и правовых отношениях, поскольку закрепленный в Законе термин «цифровая валюта» вряд ли сможет вытеснить уже устоявшиеся в обороте термины «криптовалюта» и «виртуальная валюта». « Вопрос расширения терминологической базы должен решаться с опорой на постулат: «Entia non sunt multiplicanda praeter necessitate» («Не следует множить сущее без необходимости»)4.

В настоящее время для целей отдельных нормативно-правовых актов цифровая валюта напрямую признается имуществом, в частности, такое положение содержат федеральные зако-

ны: «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ, «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ и «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ.

Федеральным законом № 259-ФЗ регулируются отношения, возникающие при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов, особенности деятельности оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и оператора обмена цифровых финансовых активов, а также отношения, возникающие при обороте цифровой валюты в Российской Федерации.

При этом согласно ст. 14 указанного Федерального закона на территории РФ запрещается распространение информации о предложении / приеме цифровой валюты в качестве встречного предоставления за передаваемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров, работ или услуг.

Интересна позиция судов по вопросам «май-нинга» (добычи) (выпуска) и обращения цифровой валюты. В своих определениях суды прямо признают криптовалюту денежным суррогатом, ссылаясь на ст. 27 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ, в соответствии с которой официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль; один рубль состоит из 100 копеек; введение на территории Российской Феде-

№ 2/2021

140 -

рации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещается.

Предоставление резидентам РФ услуг по обмену криптовалюты (например, биткоинов) на рубли, на иностранную валюту, на товары, работы или услуги, а также возможностей по конфиденциальному выводу денег за пределы РФ может повлечь за собой нарушения антикоррупционного законодательства, совершение операций по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма5.

В настоящий момент административная и уголовная ответственность за оборот цифровой валюты, запрещенный в соответствии с новым Федеральным законом «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ, не предусмотрена. Тем не менее соответствующие законопроекты уже подготовлены.

На наш взгляд, предлагаемое привлечение к уголовной ответственности за «неуведомление налогового органа» об операциях с цифровой валютой — чрезмерная мера ответственности, несоизмеримая с общественной опасностью деяния, поэтому в данном случае будет достаточно ограничиться мерами административной ответственности.

Позиция Банка России, представленная в докладе для общественных консультаций о введении в РФ цифрового рубля, противоречит нормам ФЗ № 259. Согласно материалам доклада, цифровой рубль будет дополнительной формой российской национальной валюты наряду с наличным и безналичным рублем и будет эмитироваться Банком России в цифровой форме, т.е. обладать признаками цифровой валюты. Это, на наш взгляд, создает дополнительные правовые риски, в том числе в рамках применения уголовного права.

Цифровой рубль должен будет объединить преимущества и возможности как наличных, так и безналичных денег, и наряду с ними выполнять все функции денег как средства обращения (платежа), меры стоимости и средства сбережения. Все три формы российского рубля должны быть равноценными: если 1 рубль наличными эквивалентен 1 безналичному рублю, то и 1 цифровой рубль всегда будет эквивалентен каждому из них. При этом владельцы денег будут иметь возможность свободно переводить рубли из одной формы в другую6.

Таким образом, позиция Банка России противоречит законному определению цифровой валюты, согласно которому цифровая валюта может быть принята в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации.

Подведем итог относительно места и роли цифровой валюты в российском правовом поле в настоящее время:

1. В текущий момент не достигнут консенсус среди органов власти относительно места, роли и правил обращения цифровой валюты, поэтому цифровая валюта в РФ действует в «серой» зоне. Определение цифровой валюты по ФЗ № 259 можно охарактеризовать как попытку законодателя показать, для чего может быть использована цифровая валюта; при этом такая валюта не является денежной единицей в РФ, а ее использование для обмена на наличные, безналичные или электронные деньги, оплаты товаров, работ, услуг запрещено, однако оборот цифровой валюты планируется урегулировать будущими законами.

При этом мы констатируем расширение фактического оборота цифровой валюты на территории Российской Федерации. Так, в настоящий момент не предусматривается ответственность за использование цифровой валюты, но есть два проекта о внесении изменений в УК РФ и КоАП РФ, предусматривающие ответственность за использование цифровой валюты в расчетах на территории Российской Федерации.

2. В соответствии с отдельными нормативными правовыми актами цифровая валюта признается имуществом, следовательно, она может быть получена в результате сделок или в порядке наследования, а также может быть изъята в пользу кредиторов в исполнительном производстве и в процедуре банкротства. Информирование налогового органа об обладании цифровой валютой является обязательным условием, при этом такое информирование дает лицу право на судебную защиту цифровой валюты как имущества. Из этого можно сделать вывод, что задекларированная цифровая валюта как имущество может стать потенциальным предметом любого хищения, в том числе мошенничества, а значит, цифровая валюта является объектом уголовно-правовой охраны.

3. Законодатель не может допустить цифровую валюту к использованию в РФ как средства платежа в настоящее время, о чем прямо указывает в ст. 14 Федерального закона «О циф-

№ 2/2021

ровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ. В то же время само определение цифровой валюты, закрепленное в данном Законе, свидетельствует о том, что цифровая валюта может быть принята в качестве средства платежа.

Российские суды признают цифровую валюту не чем иным, как денежным суррогатом, оборот которого может повлечь за собой нарушения антикоррупционного законодательства, совершение операций по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

Банк России, в свою очередь, выступает с инициативой по введению цифрового рубля, подпадающего под признаки законного определения цифровой валюты, который будет обращаться на территории РФ наравне с наличным и безналичным рублем, а значит, иметь силу законного средства платежа (с учетом того, что оборот цифровой валюты официально запрещен, в законе должно быть прописано соответствующее исключение).

Таким образом, криптовалюту, или цифровую валюту, в России в настоящее время нельзя отнести к электронным средствам платежа, однако с введением цифрового рубля позиция по данному вопросу может измениться.

1 Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 № 259-ФЗ // http://www.pravo.gov.ru 31.07.2020

2 Кучеров И.И. Криптовалюта (идеи правовой идентификации и легитимации альтернативных платежных средств): Монография. М., 2018.

3 Информация Банка России от 27.01.2014 «Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют» // Вестник Банка России. 2014. № 11.

4 Ситник A.A. Цифровые валюты: проблемы правового регулирования // Актуальные проблемы рос. права. 2020. № 11. С. 103—113.

5 Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 20.01.2021 № 88а-824/2021 по делу № 2а-2281/2020. Категория: Споры с органами государственной власти // СПС «Консультант Плюс»

6 Банк России. Цифровой рубль. Доклад для общественных консультаций // Cbr.ru: URL: https://www.cbr.ru/ analytics/d_ok/dig_ruble/ (Дата обращения: 20.03.2021)

Библиографический список

1. Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 № 259-ФЗ // http:// www.pravo.gov.ru 31.07.2020

2. Банк России. Цифровой рубль. Доклад для общественных консультаций / / Cbr.ru: URL: https://www .cbr.ru/analytics/d_ok / dig_ruble / (Дата обращения: 20.03.2021)

3. Кучеров И.И. Криптовалюта (идеи правовой идентификации и легитимации альтернативных платежных средств): Монография. М., 2018.

4. Ситник A.A. Цифровые валюты: проблемы правового регулирования / / Актуальные проблемы рос. права. 2020. № 11. С. 103—113.

№ 2/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.