ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 338.48
Д.Г. МАМРАЕВА, Л.В. ТАШЕНОВА
ЦИФРОВАЯ ТУРИСТСКАЯ ЭКОСИСТЕМА КАЗАХСТАНА: ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ
ДЛЯ БИЗНЕСА*
Изучены подходы к определению понятия «цифровая экосистема». Проведен библиографический анализ публикаций по базе данных Web of Science по трем поисковым запросам: "digital ecosystem", "digital tourism", "digital ecosystem" AND "tourism". Исследована цифровая туристская экосистема Казахстана в разрезе двух ключевых компонентов: «решения для бизнеса» и «решения для туриста», представленных девятью и шестью модулями соответственно. Дана краткая характеристика каждому из модулей, выделена их инновационная составляющая.
Ключевые слова: цифровая туристская экосистема, туризм Казахстана, цифровая платформа, туристский бизнес, инновационные решения, информационная система.
The article studies the approaches to the definition of the concept "digital ecosystem"; a bibliographic analysis ofpublications in the Web of Science database was carried outfor three search queries "digital ecosystem", "digital tourism", "digital ecosystem" AND "tourism"; the digital tourism ecosystem of Kazakhstan was studied in the context of two key components: "solutions for business" and "solutions for tourists", each of them is represented by 9 and 6 modules, respectively; a brief description of each of the modules was given, their innovative component was highlighted.
Keywords: digital tourism ecosystem, tourism in Kazakhstan, digital platform, tourism business, innovative solutions, information system.
В современных экономических условиях, в том числе продиктованных развитием цифровых экономик, характерной чертой которых является активное внедрение информационных решений, вопрос, связанный с изучением специфики и структуры цифровых экосистем, особенностей их применения в туристском бизнесе, для которого современные интернет-технологии являются вполне укоренившимся инструментом создания и реализации туристских услуг, становится особенно
© Мамраева Д.Г., Ташенова Л.В., 2022
* Статья подготовлена по результатам исследования по гранту № АР09058071 Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан.
значимым. Актуальность рассматриваемой научной проблематики также продиктована тем, что именно цифровые экосистемы, представленные совокупностью объектов и субъектов туристского рынка, позволяют создавать уникальные кастомизированные продукты, всецело ориентированные на запросы как группы, так и индивидуальных потребителей.
В научной терминологии пока не существует единого мнения относительно определения сущности «цифровых экосистем» в силу многоаспектности и мультидисциплинарности данного понятия, тогда как в зависимости от области приложения мы находим довольно емкую и весьма конкретную трактовку
30 ВЕСТНИК РМАТ № 2 • 2022
данной категории в работах ряда отече- лены подходы к понятию «цифровая ственных авторов. В табл. 1 представ- экосистема».
Таблица 1
Подходы к понятию сущности «цифровых экосистем»
Авторы Определение цифровой экосистемы
Котова А.В., Ксе-нофонтова О.Л. [2] Экосистема - это среда обитания, в которой организмы объединены между собой устойчивой системой связей. Цифровая экосистема - это среда, обеспечивающая условия для инновационного развития и распространения цифровых сервисов
Морозов М.А., Морозова Н.С. [3] Цифровая экосистема представляет собой взаимосвязанную и взаимозависимую совокупность субъектов, которые совместно используют возможности цифровых платформ для создания продуктов и услуг, максимально удовлетворяющих потребности потребителей, что обеспечивает получение добавленной стоимости и выгоды всем ее участникам
Пильгун Т.В. [5] Совокупность информационных систем и цифровых платформ, обеспечивающих тесное информационное взаимодействие и системный обмен электронными данными между ее основными субъектами в границах единого технологического и информационного пространства для решения задач эффективного продвижения материального потока в логистических цепях поставок
Архипова А.А. [1] Подразумевается либо набор сервисов, объединенных вокруг одной компании, либо открытые площадки, вокруг которых формируется пул сторонних, внешних по отношению к самой площадке, партнеров, где клиенты могут выбрать любого исполнителя, а иногда и стать исполнителем
Столярова Е. [6] Набор взаимосвязанных, дополняющих друг друга цифровых объединенных технологической платформой сервисов компании, часть из которых может не относиться к ее основной деятельности
Морозова А.В., Староверова О.В. [4] Еще менее очевидная для проектирования и прогнозирования сущность, чем цифровая платформа. Ее воплощение и принадлежность можно понимать и трактовать в меру заинтересованности и ответственности. Грубо говоря, уже две взаимодействующие цифровые платформы могут составить отдельную экосистему. А одна платформа может успешно входить в разные экосистемы за счет качественной реализации интерфейсов взаимодействия
Представленные определения чаще всего трактуют цифровые экосистемы как некую совокупность субъектов и цифровых платформ, взаимодействие которых позволяет получать ощутимый экономический эффект всеми ее субъектами. Таким образом, под
«цифровой туристской экосистемой» можно понимать «совокупность субъектов и объектов туристского рынка, объединенных посредством использования современных информационно-телекоммуникационных технологий в единое цифровое решение - платфор-
му, которая может быть представлена системой модулей, вовлеченных в технологическое и информационное пространство, взаимодополняющих друг друга и решающих комплекс задач по созданию укомплектованного туристского продукта, отвечающего требованиям сформированного туристского интереса и имеющего, как правило, ка-стомизированный характер».
Особый научный интерес представляет вопрос, связанный с изучением присутствия таких экономических категорий, как «цифровая экосистема», «цифровизация туризма» и «цифровая туристская экосистема» в публикациях, представленных в наукометрической базе данных Web of Science (Clarivate Analytics). Анализ проводился по всей глубине массива (19752022 гг.) с использованием следующих поисковых формул: "digital ecosystem", "digital tourism", "digital ecosystem" AND "tourism". Режим поиска: All fields («все поля») (табл. 2).
Так, согласно результатам исследования, общее число найденных системой документов в рамках поискового запроса "digital ecosystem" составило 619 (293 статьи и 304 публикации в материалах конференций); при этом следует заметить, что первая публикация, касающаяся рассмотрения цифровых экосистем, датируется 1999 годом, что говорит о многовариантности экосистем как базовой составляющей рассматриваемого нами понятия. Основной язык публикаций - английский (568), но также присутствуют работы на испанском (32) и итальянском языках (4). Наибольший прирост статей наблюдается за 2020-2021 годы (+33%), что отчасти связано с активным распространением разнообразных цифровых реше-
ний во многих сферах экономической жизни, а также с формированием цифровых экономик в странах и регионах мира. Говоря о ключевых источниках публикаций, следует отметить, что здесь лидируют конференции IEEE, большая часть которых посвящена компьютерным технологиям, информационным коммуникациям, а также управлению.
Второй авторский запрос был нацелен на библиометрический анализ «цифрового туризма». Так, согласно данным табл. 2, был найден 71 документ (год первой публикации - 2001, что в некоторой степени подтверждает мнение многих отечественных и зарубежных авторов и практиков относительно давнего и эффективного использования интернет-технологий в туризме), большая доля которых - статьи, опубликованные в научных журналах Sustainability, Tourism Management и Advanced Material Research в основном представителями научного сообщества из КНР (21%), Испании (18%) и Италии (13%). Как и в рамках предыдущего поискового запроса, преобладающий язык работ - английский, на втором месте - испанский, замыкает тройку лидеров китайский.
При рассмотрении поисковой формулы третьего запроса для обеспечения его точности и емкости авторами было принято решение использовать логический оператор AND для связки двух ключевых фраз - "digital ecosystem" и "tourism". Всего в WoS была найдена 61 работа, большая доля из которых - публикации в материалах конференций (89%). Большой процент научных статей приходится на Италию, Францию и Грецию. Из 61 работы 60 опубликованы на английском языке; одна - на итальянском.
Таблица 2
Результаты запросов в WoS по поисковым формулам: "digital ecosystem", "digital tourism" и "digital tourism ecosystem"
Поисковый запрос в WoS (поисковая формула) Число публикации (в анализе используется вся глубина массива) Из них Дата первой публикации (год, число публикаций) Топ-3 источника публикации (количество/% ) Топ-3 стран с наибольшим числом публикаций (количество/%) Топ-3 языка публикаций (количество/%)
статей публикаций в материалах конференций
Digital eco-syste (all fields - все поля) 619 293 304 1999(1) IEEE INTERNATIONAL CONFERENCE ON DIGITAL ECOSYSTEMS AND TECHNOLOGIES (78/12,6%) 2009 3RD IEEE INTERNATIONAL CONFERENCE ON DIGITAL ECOSYSTEMS AND TECHNOLOGIES (25/4%) 2007 INAUGURAL IEEE INTERNATIONAL CONFERENCE ON DIGITAL ECOSYSTEMS AND TECHNOLOGIES (23/3,7%) Австралия (86/14%) США (82/13%) Англия (65/11%) Английский (568/92%) Испанский (32/5,2%) Итальянский (4/0,7%)
Digital tourism (all fields - все поля) 71 41 25 2001(1) SUSTAINABILITY (4/4,2%) TOURISM MANAGEMENT (3/4,2%) ADVANCED MATERIALS RESEARCH (2/2,8%) КНР (15/21%) Испания (13/18%) Италия(9/13 %) Английский (63/88,7%) Испанский (6/8,5%) Китайский (1/1,4%)
Digital ecosystem AND tourism (all fields - все поля) 61 7 54 2014(1) 11TH INTERNATIONAL CONFERENCE ON MANAGEMENT OF DIGITAL ECOSYSTEMS MEDES (48/78,7%) PROCEEDINGS OF THE 10TH INTERNATIONAL CONFERENCE ON MANAGEMENT OF DIGITAL ECOSYSTEMS MEDES 18 (2/3,3%) 10TH INTERNATIONAL CONFERENCE ON SIGNAL IMAGE TECHNOLOGY AND INTERNET BASED SYSTEMS SITIS 2014 (1/1,6%) Италия (10/16,4%) Франция (7/11,5%) Греция (7/11,5%) Английский (60/98,4%) Итальянский (1/1,6%)
Примечание: составлено авторами по данным результатов выдачи в рамках поисковых запросов в Web of Science (Clarivate Analytics).
Проведенный авторами наукометрический анализ по представленным выше поисковым формулам позволил получить представление об основных научных направлениях рассмотрения и использования цифровых экосистем как важного системного компонента, в том числе в туризме. Это, в свою очередь, дало возможность на основе существующих цифровых решений на туристском рынке Казахстана представить его единую цифровую экосистему, которую условно можно разделить на две ключевые составляющие:
Решения для бизнеса (девять модулей):
• модуль 1 «Коммерческая платформа» - представляет собой маркет-плейс, выполняющий роль «связующего звена» между потребителем и туристским агентством / туроператором; модель содержит большой массив информации о регионах Казахстана, а также о туристских продуктах и фирмах, их предлагающих, потенциально интересных для клиентов;
• модуль 2 «Туризм онлайн» включает описание туристских проектов, реализуемых в Казахстане (развитие городского туризма, караванин-га, реализация информационных туров и др.), а также представлен интерактивной картой маршрутов и достопримечательностей в разрезе регионов страны; интересным инновационным решением в рамках данного модуля стало открытие «Онлайн-академии внутреннего туризма», где можно пройти обучение по таким курсам, как «Гостевые дома: от идеи до успешной реализации», «Основные правила подготовки и проведения экскур-
сии», «Профессия гида-экскурсовода. Вводный курс», «Как найти свою нишу и упаковать продукт», «Агротуризм. Перспективное направление предпринимательства в сельской местности», «MICE-туризм или бизнес в сфере деловых путешествий», «Стандартизация туристских услуг»1 и др.;
• модуль 3 «Гиды» нацелен на возможность прохождения профессионального обучения по направлению «гид/экскурсовод» с занесением в государственный реестр гидов/экскурсоводов (в случае успешного прохождения тестиро-вания)и получение специального бейджа с QR-кодом, на котором отражается информация об уровне гида и доступе к объектам, а также о знании им иностранных языков;
• модуль 4 "Tourstat" включает в себя «Портрет туриста», описание которого строится на данных автоматизированной системы eQonaq, поступающих от мест размещений; статистику туризма в разрезе четырех групп показателей - «Туристские услуги», «Расходы на поездки», «Места размещения», «Маршруты и достопримечательности», а также инструмент по созданию и последующей выгрузке статистического отчета по критериям поиска;
• модуль 5 «Инвестиции» отражает информацию о приоритетных туристских направлениях, а также сведения об инвестиционных возможностях туристских дестинаций страны;
1 По данным информационного портала «Онлайн академия внутреннего туризма» (https://
academy tourismonline.kz/aU-courses/).
34 ВЕСТНИК РМАТ № 2 • 2022
• модуль 6 «eQonaq» - инновационное решение для бизнеса, в частности для средств размещений, так как он представляет собой цифровое решение регистрации и отправки уведомления о прибытии гостя, не выходя за пределы гостиницы;
• модуль 7 «Субсидирование» содержит информацию о подаче заявки на получение вознаграждения туроператорами за каждого привлеченного иностранного туриста (15 тыс. тенге - около 29 долл. США)2, а также о правилах оформления заявки на бесплатный перелет двух детей в сопровождении взрослых в приоритетные туристские дестинации (программа "KIDS GO FREE");
• модуль 8 «MICE - глобальная инициатива от World Travel and Tourism Council» позволяет планировать и реализовывать разнообразные событийные мероприятия на территории Казахстана;
• модуль 9 "SafeTravels" предназначен для подачи заявок на получение знака о соблюдении протоколов безопасности путешествий WTTC.
Решения для туриста (шесть модулей): так же, как в и решениях для бизнеса, здесь присутствуют модули «Коммерческая платформа», «Гиды» и "eQonaq" с аналогичным функционалом и интерфейсом; отличительными решениями являются:
• «Национальный туристский портал», содержащий всю необходимую информацию для иностранных
2 Размер выплаты в долларах США рассчитан по данным курса Национального банка Республики Казахстан на 11 марта 2022 года: 1 доллар США = 509,8 тенге.
и отечественных туристов, интерактивную карту регионов страны с указанием ключевых достопримечательностей, а также возможность планирования поездки;
• модуль «Золотая Орда», который включает информацию и карту о ключевых вехах и территории «Золотой Орды», календарь событийных мероприятий, а также возможность выбора гида в разрезе регионов для получения качественных экскурсионных услуг;
• проект "Photobank": казахстанский фотосток по регионам и достопримечательностям Казахстана; фото доступны к скачиванию, но с указанием обязательной ссылки на портал www.kazakhstan.traveL
Представленная цифровая туристская экосистема Казахстана, ее модули и компоненты являются инновационным решением для туристского бизнеса страны, отдельно взятых регионов, туристских дестинаций и всех участников рынка, так как, объединяя в себе разные возможности и предложения, она позволяет в полной мере коммуницировать потребителям и поставщикам туристских услуг; при этом она является адаптивной и содержит образовательный компонент, предоставляющий возможность, обучаясь, приходить на этот рынок полноправным участником, например в лице профессионального гида, экскурсовода или представителя гостевого дома в структуре агротуризма. Важно также отметить, что данная экосистема может быть расширена и дополнена новыми модулями, необходимость в которых будет продиктована требованиями времени и характером развития экономики.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 35
ЛИТЕРАТУРА
1. Архипова А.А. Цифровая экосистема в индустрии туризма//Modern Science. 2020. № 7-2. С. 38-42.
2. Котова А.В., Ксенофонтова О.Л. Экосистема как цифровая модель развития банка // Сборник научных трудов вузов России «Проблемы экономики, финансов и управления производством». 2021. № 49. С. 18-21.
3. Морозов М.А., Морозова Н.С. Цифровая экосистема национального туризма и гостеприимства // Экономика и управление гостеприимством территории: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Великий Новгород, 21 мая 2021 г.). Великий Новгород, 2021. С. 70 - 74.
4. Морозова А.В., Староверова О.В. Цифровая экосистема как подход к организации бизнеса // Управление в России: проблемы и перспективы. 2019. № 2. С. 47-51.
5. Пильгун Т.В. Цифровая экосистема транспортно-логистической деятельности // Новости науки и технологии. 2020. № 3 (54). С. 52-62.
6. Столярова Е. Цифровая экосистема как конкурентное преимущество международных компаний // Банковский вестник. 2020. № 7 (684). С. 20-28.