Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ ПОТРЕБЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСА'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ ПОТРЕБЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЯПОНИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ / КОРОНАВИРУС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зубко Ксения Александровна, Цисарук Маргарита Сергеевна

В статье рассматриваются процессы цифровой трансформации японской модели потребления в условиях глобальной эпидемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF JAPANESE CONSUMPTION MODEL IN THE CONTEXT OF CORONAVIRUS

The article discusses the processes of digital transformation of the Japanese consumption model in the context of a global epidemic.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ ПОТРЕБЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСА»

Раздел «Новый взгляд»

Цифровая трансформация японской модели потребления в условиях коронавируса

ЗУБКО Ксения Александровна

Студентка 2 курса магистратуры Факультета международных экономических отношений,

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации,

Москва, Российская Федерация

E-mail: melonelmeron@ gmail.com

ЦИСАРУК Маргарита Сергеевна

Студентка 2 курса магистратуры Факультета международных экономических отношений,

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации,

Москва, Российская Федерация

E-mail: ritatsisaruk@ gmail.com

Аннотация. В статье рассматриваются процессы цифровой трансформации японской модели потребления в условиях глобальной эпидемии.

Ключевые слова: цифровизация, Япония, цифровая трансформация потребления, коронавирус.

Под цифровой трансформацией понимается совокупность современных инструментов и процессов, используемых для решения бизнес-задач и удовлетворения потребностей клиентов.45 Одновременно с этим цифровая трансформация для потребителей -это повышение значимости использования цифровых данных в процессе получения и передачи информации, а также в процессе транзакций с продуктами и услугами.46 Что касается Японии, то это одна из передовых стран с точки зрения цифровизации в целом. В 2018 г. Япония была признана страной с самой высокой долей Интернет-покупок в мире - 86%. Более 60% японцев постоянно имеет доступ к Интернету. В 2019 г. Япония заняла 12 место в наиболее показательном рейтинге для оценки уровня цифровизации - Индексе сетевой готовности (Рис. 1). Страна вошла в топ-10 по двум параметрам: «People pillar» (7-е место) и «Impact pillar» (10-е место). Япония также является одним из лидеров по показателю «Future Technologies» (5-е место), но общий балл снижен за счет показателей доступа (35-ое место), содержания технологий (27-ое место), правительственного фактора (18-ое место), регулирования (38-ое место) и качества жизни (31-ое место).

Тем не менее, в «Мировом рейтинге конкурентоспособности цифровых технологий за 2019 г.»47, Япония занимает 23-е место из 63 стран, что не является высокой позицией.

45 Westerman, G., Bonnet, D., McAfee, A. (2014) Leading Digital: Turning Technology Into Business Transformation. Harvard Business School Press.

46 Report of the study group on consumer response to digitalization (2020) ШШ^Ю^

Ш^Ш. URL: https://www.caa.go.jp/policies/ policy/consumer policy/meeting materials/review meeting 003/ (accessed: 20.10.2020)

47 IMD (2019) World Digital Competitiveness Ranking 2019. URL: https:// www.imd.org/wcc/world-competitiveness-center/ (accessed: 20.10.2020)

75

Общий балл

Государство Кадры

ф Япония Средний показатель стран с высоким

уровнем дохода

Рис. 1. Оценка индекса сетевой готовности для Японии по сравнению со странами с высоким уровнем дохода, 2019 г.

Источник: составлено авторами на основе данных: Network Readiness Index (2019) URL: https://networkreadinessindex.org/ (accessed: 20 October 2020)

Япония заняла низкие места по показателям «навыков работы с цифровыми технологиями» (60-е место), «корпоративной гибкости» (63-е место), кроме того, важной проблемой является задержка государственного реагирования на такие изменения, как цифровизация компаний. Как видно из Рис. 2, в период до пандемии Япония не была нацелена на цифровую трансформацию в потребительском секторе, однако в настоящее время приоритеты изменились.

Рис. 2. Сравнение инвестиций в ИТ между Японией и США

Источник: составлено авторами на основе данных: Japan Electronics and Information Technology Industries Association (2019) Survey on IT Management of Domestic Companies 2019. ШШШАШ?ШШШММШ&Г2019фтй&М®ПТ

. URL: https://www.jeita.or.jp/japanese/exhibit/2018/0116.pdf (accessed: 20 October 2020)

Что касается потребления, то японское правительство с 1957 г. отслеживает тенденции изменения потребительских настроений граждан страны. На Рис. 3 приведены изменения показателя с января 2008 г. по сентябрь 2020 г.

Индекс потребительского отношения является одним из показателей ежемесячного исследования тенденций потребления, проводимого Кабинетом министров. Опрос проводится среди потребителей, оценивающих «среду занятости», «как увеличить доход», «стиль жизни» и «суждения при покупке потребительских товаров длительного пользования» по пятибалльной шкале.

Оценка делится на «лучше», «немного лучше», «без изменений», «немного хуже» и «хуже».

Рис. 3. Индекс потребительского отношения, 2008-2020 гг.

Источник: Consumption Trend Survey (2020) Summary of Survey Results.

2 iS^M©!^. URL: https://

www.esri.cao.go.jp/jp/stat/shouhi/shouhi.html (accessed: 20 October 2020)

Баллы распределяются по каждой оценке и рассчитываются вместе с числовыми значениями, такими как показатели осведомленности потребителей. Как можно наблюдать, значения индекса довольно волатильны, особенно примечателен его рост в апреле 2020 г., когда произошла быстрая цифровизация процесса потребления.

СОУГО-19 представляет собой новый тип коронавирусной инфекции, вызывающий симптомы средней степени тяжести. Новый коронавирус был впервые подтвержден в декабре 2019 г. в провинции Хубэй (Китай). Заболевание повлекло за собой мировой экономический спад. Доклад «Перспективы развития мировой экономики», который выпустил МВФ 14 апреля 2020 г., обозревает последствия коронавируса: согласно предыдущему январскому

прогнозу, мировая экономика в 2020 г. должна была стабильно расти с темпами роста в 3,3%, но в апрельском докладе данные показатели были кардинально пересмотрены: отрицательный рост на 3,0%. В частности, в развитых странах ожидается падение до минус 6,1%. США - минус 5,9%, а Япония - минус 5,2%.48

Прогнозы Отличие от январского Бюллетеня ПРМЭ 2020 г. 1/ Отлич ие от октябрьского выпуска ПРМЭ 2019 г. 1/

2019 2020 2021 2020 2021 2020 2021

Мировой объем производства 2.9 -3.0 5,8 -6.3 2.4 -6.4 2.2

Страны с развитой экономикой 1,7 -6,1 4,5 -7,7 2,9 -7,8 2,9

США 2,3 -5,9 4,7 -7,9 3,0 -8,0 3,0

Зона евро 1,2 -7,5 4,7 -8,8 3,3 -8,9 3,3

Германия 0,6 -7,0 5,2 -8,1 3,8 -8,2 3,8

Франция 1,3 -7,2 4,5 -8,5 3,2 -8,5 3,2

Италия 0,3 -9,1 4,8 -9,6 4,1 -9,6 4,0

Испания 2,0 -8,0 4,3 -9,6 2,7 -9,8 2,6

Япония 0,7 -5,2 3,0 -5,9 2,5 -5,7 2,5

Соединенное Королевство 1,4 -6,5 4,0 -7,9 2,5 -7,9 2,5

Канада 1,6 -6,2 4,2 -8,0 2,4 -8,0 2,4

Другие страны с развитой экономикой 21 1,7 -4,6 4,5 -6,5 2,1 -6,6 2,2

Рис. 4 Общий обзор прогнозов «Перспектив развития мировой экономики», %

Источник: МВФ (2020) Перспективы развития мировой экономики. URL: https://www.imf.org/en/Publications/WEQ/Issues/2020/09/30/world-economic-outlook-october-2020 (дата обращения: 20.10.2020)

Что касается влияния пандемии на экономику Японии, то действия, предпринятые для ограничения передвижения людей в качестве меры противодействия распространению COVID-19, привели к мгновенному возникновению рецессии японской экономики. В результате экономика страны пострадала от потрясений как со стороны предложения, так и со стороны спроса. Последствия приостановки импорта промежуточных товаров, которые зависели от Китая, были серьезными. Это вынудило обрабатывающую промышленность, в первую очередь автомобилестроение, сократить

48 МВФ (2020) Перспективы развития мировой экономики. URL: https:// www.imf.org/en/Publications/WEQ/Issues/2020/09/30/world-economic-outlook-october-2020 (дата обращения: 20.10.2020)

внутреннее производство. По части спроса, резкое сокращение въездных туристов из Китая послужило причиной остановки деятельности многих отраслей, а именно сферы услуг и розничной торговли. Далее из-за закрытия школ и развлекательных заведений, отмены мероприятий, перевода работников на дистанционный формат работы и введения карантина в разных регионах Японии внутренний спрос снизился еще больше. По данным опроса домохозяйств в мае 2020 г., потребительские расходы домохозяйств, состоящих из двух и более человек, в апреле снизились на 16,2% по сравнению с предыдущим годом. Это самое большое падение с января 2001 г.49

Таблица 1. Исследование домохозяйств (домохозяйства, состоящие из двух или более человек)

[Домохозяйства из двух или более человек] Потребительские расходы

Среднегодовое значение (% в годовом исчислении) Ежемесячное значение (с учетом сезонных колебаний, %)

2001 2017 2018 2019 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020

(15,4) (0,3) 0,3 1,5 (16,2) (1,2) (7,6) (6,9)

Источник: составлено авторами на основе данных: Ministry of Internal Affairs and Communications (2020) Labor Force Survey (Basic tabulation) Household Survey. -Я • т-Ш • URL: https://

www.stat.go.jp/data/kakei/sokuhou/tsuki/index.html (accessed: 20 October 2020)

49 Ministry of Internal Affairs and Communications (2020) Labor Force Survey (Basic tabulation) Household Survey. —M

^ • ^. URL: https://www.stat.go.jp/data/kakei/sokuhou/tsuki/index.html (accessed: 20 October 2020)

К тому же, согласно докладу Министерства внутренних дел и коммуникаций Японии о состоянии рынка рабочей силы, количество сотрудников, отправленных в отпуск, составляет 5,97 миллиона человек, что является самым высоким показателем за всю историю. В период краха Lehman Brothers количество сотрудников, которые были отправлены в аналогичные отпуска в январе 2009 г., составляло 1,53 миллиона.

Количество безработных увеличилось до 2,06 миллиона (с учетом сезонных колебаний), а уровень безработицы составил 3,31% .50

3 6 3.4 3.2 3 2 8 2 6 2.4 2.2 2

"Уровень безработицы

Рис. 5 Уровень безработицы в Японии, 2015-2020 гг.

Источник: составлено авторами на основе данных: Ministry of Internal Affairs and Communications (2020) Labor Force Survey (Basic tabulation) 2020 results.

2020^ URL: https://www.stat.go.jp/data/

roudou/sokuhou/tsuki/pdf/gaiyou.pdf (accessed: 20 October 2020)

50 Ministry of Internal Affairs and Communications (2020) Labor Force Survey (Basic tabulation) 2020 results. 2020^ URL: https://

www.stat.go.jp/data/roudou/sokuhou/tsuki/pdf/gaiyou.pdf (accessed: 20 October 2020)

Наиболее серьезно пострадавшими отраслями от СОУГО-19 являются авиационная промышленность, отели/гостиницы, ресторанная индустрия и бытовые услуги, на которые непосредственно влияют иммиграционные ограничения, блокировки и рекомендации воздержаться от выезда. Кроме того, во многих отраслях обрабатывающей промышленности, за исключением некоторых пищевых продуктов, на фоне снижения спроса из-за нарушения цепочки поставок сокращается производство. Индекс горнодобывающего и промышленного производства, отражающий общую активность японской обрабатывающей промышленности, снизился на 9,1% в месячном исчислении.51 С другой стороны, хотя нельзя сказать, что эффективность бизнеса высока, именно отрасль, связанная с социальной инфраструктурой, продолжает оставаться востребованной даже во время данной катастрофы. Сюда входят супермаркеты, магазины, аптеки, финансовые учреждения, медицинское обслуживание/уход за больными и доставка на дом.

51 Ministry of Economy, Trade and Industry (2020) Mining and Industry Index (Production/Shipping/Inventory, Production Capacity/ Operating Rate), Manufacturing Industry Production Forecast Index. Mt^Ii^fUifêt^I ' ft

# • • rnm^) , nii^ifi^t. url: https://

www.meti.go.jp/statistics/tyo/iip/index.html (accessed: 20 October 2020)

82

Рис. 6 Оценка условий ведения бизнеса, июнь 2020 г.

Источник: составлено авторами на основе данных: Bank of Japan (2020) Business Conditions DI. ¿ШйЯШ- URL: https://www.boj.or.jp/ (accessed: 20 October 2020)

Исследовательская группа Японии по изучению реакции потребителей на цифровизацию в 2020 г. опубликовала доклад, в котором изучалось влияние эпидемии коронавируса на ускорение цифровизации.52

52 Study group on consumer response to digitalization (2020) Report of the study group on consumer response to digitalization. ^

URL: https://www.caa.go.jp/policies/policy/consumer_policy/ meeting materials/review meeting 003/ (accessed: 20 October 2020)

83

Особого увеличения времени на отдельные аспекты не наблюдается

Другое

Использование служб доставки Спорт

Учеба / саморазвитие Готовка

Связь при помощи электронной почты и т.д.

Уборка Социальные сети

Чтение книг, журналов, газет и т. д. (включая электронные книги)

Интернет-магазины Сон

Просмотр видео сервисов Интернет серфинг Просмотр ТВ передач

15,4%

■ 1,9%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ 2,4%

ш 7,7% 9,6% 12,6% 12,7%

15,8% 16,4% ■ 17,7%

20,9% ■ 23,2%

27,9%

44,4%

51,6%

Рис. 7 Изменение затрат времени граждан

Источник: составлено авторами на основе данных: Nisseikiso Research Institute (2020) Effects the changing life time and consumption structure because of the new corona. -

^Щ-Ш^^ШШЩ . URL: https://www.nli-research.co.jp/

report/detail/id=64520?site=nli (accessed: 20 October 2020)

Одним из наиболее примечательных аспектов работы стали результаты изучения потребления цифровых технологий.

Согласно отчету Исследовательского института Nissei53, в будущем ожидается ускорение цифровой трансформации. Спрос на покупки в Интернете, доставку еды на дом, онлайн-услуги и т. д. растет, а возможности передвижения ограничены в качестве меры противодействия заражению. Кроме того, согласно отчету компании Fujitsu «Цифровая трансформация розничного бизнеса»54, в развитой цифровой среде потребительская база будет только расти. Предполагается, что дифференциация поколений укоренится на

53 Nisseikiso Research Institute (2020) Effects the changing life time and consumption structure because of the new corona. -

^mm^tnmrnm^hMm-m^tzmm . url: https://

www.nli-research.co.jp/report/detail/id=64520?site=nli (accessed: 20 October 2020)

https://www.fujitsu 20 October 2020)

/jp/vision/insights/wp3/? fsi=PL11SEUq (accessed 84

основе различий в уровне владения и использования цифровых технологий каждого поколения. Например, поколение миллениалов (1981-1997 г.р.) будет определять потребление в будущем и поэтому в настоящее время имеет значительно иную ценность для продавцов. В то время как предыдущие поколения активно потребляли продукты, поколение миллениалов находило ценность в понимании таких вещей, как сочувствие и опыт, например, участие в мероприятиях, и подчеркивало вклад и связь с обществом. Альфа-поколение, родившееся после 2010-х гг., имеет необходимые паттерны мышления и действий в повседневной жизни, чтобы расти в условиях, когда ИИ активно предлагает им то, что они хотят. Содержание возникающих при этом проблем потребления может кардинально измениться. Поскольку использование различных личных данных, таких как история покупок потребителей, хобби и вкусы, а также кредитоспособность, имеет большое влияние на бизнес, ожидается, что аспект потребительских транзакций станет более разнообразным и сложным.

COVID-19 и социальные сети. Приведём в качестве примера дефицит туалетной бумаги в период пандемии. Соответствующая ситуация сложилась во многом из-за дезинформирования пользователей в социальных сетях. Распространение данной информации привело к тому, что японцы стали скупать туалетную бумагу в больших количествах, чем маски или перчатки для индивидуальной защиты. Marutomi Paper (Fuji City) - компания по производству туалетной бумаги, на долю которой приходится 15% внутреннего рынка, заявила, что, начиная с 27 февраля, когда люди стали активно делиться новостями, касающимися данной тематики, объем заказов вырос примерно в 30 раз. И такой растущий спрос

85

подтверждается исследованием TrueData, в котором зафиксирован рост продаж туалетной бумаги в Японии за февраль-апрель на уровне 134,5%55.

COVID-19 и онлайн игры. Эпидемия также оказала огромное влияние на количество людей, играющих в онлайн-игры. Правительство Японии обеспокоено тем фактом, что, процент пользователей игр моложе 20 лет растет год от года, и сейчас более половины участников - несовершеннолетние. Разбивка составляет: 40% - ученики начальной школы, 40% - ученики средних классов, 15% - ученики старших классов, оставшиеся часть - студенты университетов и учащиеся профессиональных школ. Игровая зависимость (игровое расстройство) была добавлена Всемирной организацией здравоохранения в «Международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем» в мае 2019 г. Как и при иных зависимостях, в данном случае у пациентов также фиксируются признаки нарушений, связанных с мотивацией и самоконтролем. Точное данные относительно распространения игровой зависимости отсутствуют, однако согласно опросу Министерства здравоохранения, труда и социального обеспечения Японии, количество людей, возможно имеющих «онлайн -зависимость», составляло около 520 тыс. в 2012 г. и примерно 930 тыс. в 2019 г. Данный показатель стремительно возрастает, и в докладе от сентября 2020 г. указывается, что карантин стал дополнительным стимулом для роста зависимости.56

55 TrueData (2020) Toilet paper, hoarding sales "6 times" - new corona "panic consumption". --ШШ^П^

URL: https://www.itmedia.co.jp/business/articles/2003/27/ news113.html (accessed: 20 October 2020)

56 Study group on consumer response to digitalization (2020) ...

86

COVID-19 и безналичные платежи. Безналичные платежи становятся все более популярным методом расчета по мере развития цифровых технологий. Согласно опросу, проведенному Управлением по созданию нового будущего среди студентов университетов по всей Японии, частота использования безналичных платежей за последние шесть месяцев 2020 г. увеличилась в 13 раз.57 Также в ходе опроса было выявлено, что в последнее время, особенно в период самоизоляции, внимание молодого поколения все больше привлекают «предоплаченные подарки», к примеру в iTunes или Google Play. Говоря об изменении потребления, стоит сказать, что японскому обществу не свойственны походы в огромные продуктовые магазины, японец скорее предпочтет сходить в маленький магазинчик рядом с домом и купить лишь то, что ему нужно сейчас. Однако с распространением COVID-19 было значительно снижено количество выходов на улицу, вследствие чего более популярна стали онлайн-покупка продуктов, в том числе оптом, хотя ранее этот вид шоппинга японцам был совершенно не присущ. Если же сравнивать онлайн покупки до пандемии и после, то в японской модели потребления можно увидеть колоссальную разницу (Рис. 8).

57 Consumer Administration New Future Creation Office (2020) Questionnaire Survey for University Students.

^"hM^- URL: https://www.caa.go.jp/future/ (accessed: 20 October 2020)

87

Рис. 8 Онлайн покупки на территории Японии в 2018 г. и 2020 г.

Источник: составлено авторами на основе данных: NRI (2020) The spread of coronavirus infection changes the consumption behavior of Japanese people.

URL: https://www.nri.com/jp/keyword/ proposal/20200526 2 (accessed: 20 October 2020)

Согласно опросу Исследовательского института Номура, по мере распространения новой коронавирусной инфекции все больше пользователей сети стали более эмоционально реагировать на Интернет-сайты. Около 84% респондентов ответили, что испытывают негативные эмоции, когда попадают на сайты, которые продают маски и туалетную бумагу по более высокой цене, а 59% респондентов подтвердили, что будут поддерживать те цифровые платформы, которые оказывают содействие и помощь своим пользователям58.

Японское правительство предприняло ряд мер для эффективной цифровой трансформации модели потребления. В частности, 3 июня 2020 г. был обнародован «Закон о повышении прозрачности и справедливости определенных цифровых платформ» (Закон № 38). Согласно данному закону, операторы платформ обязаны раскрывать

58 NRI (2020) The spread of coronavirus infection changes the consumption behavior of Japanese people. URL: https://

www.nri.com/jp/keyword/proposal/20200526 2 (accessed: 20 October 2020)

88

информацию розничным торговцам, которые представляют продукты на цифровой платформе, должным образом обрабатывать жалобы от розничных продавцов и создать систему разрешения споров. Для пользователей платформы, включая потребителей, операторы платформ должны раскрывать основные вопросы, которые определяют ранжирование при поиске, отображение информации о продукте посредством ранжирования, а также условия получения и использования данных о покупках пользователя. Кроме того, на территории Японии действует специально созданное Агентство по делам потребителей. Оно занимается активным распространением информации, к примеру, простых для понимания брошюр с иллюстрациями как для молодых, не имеющих необходимых знаний и навыков, так и для пожилых людей, которые не знакомы с цифровыми устройствами и услугами.

Таким образом, в Японии в условиях пандемии имели место быстрые и качественные процессы цифровой трансформации модели потребления. Несмотря на множество проблем с адаптацией к новым условиям потребления, японское правительство прикладывает все усилия для поддержки потребителей.

Список литературы

1. МВФ (2020) Перспективы развития мировой экономики. URL: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2020/09/30/ world-emnomic-outlook-october-2020.

2. Bank of Japan (2020) Business Conditions DI. ШШШ. URL: https:// www.boj.or.jp/.

3. Consumer Administration New Future Creation Office (2020) Questionnaire Survey for University Students. щш^тшм^^шшш^ 7 URL: https:// www.caa.go.jp/future/.

4. Consumption Trend Survey (2020) Summary of Survey Results. ЩШШ

2 URL:

https://www.esri.cao.go.jp/jp/stat/shouhi/shouhi.html.

5. Fujitsu (2020) Business Digital Transformation.

^b. URL: https://www.fujitsu.com/jp/vision/insights/wp3/? fsi=PL11SEUq.

6. IMD (2019) World Digital Competitiveness Ranking 2019. URL: https:// www.imd.org/wcc/world-competitiveness-center/.

7. Japan Electronics and Information Technology Industries Association (2019) Survey on IT Management of Domestic Companies 2019.

. URL: https://www.jeita.or.jp/japanese/exhibit/2018/0116.pdf.

8. Ministry of Economy, Trade and Industry (2020) Mining and Industry Index (Production/Shipping/Inventory, Production Capacity/ Operating Rate), Manufacturing Industry Production Forecast Index. Ш

Ш^Ш^ШШ^. URL: https://www.meti.go.jp/statistics/tyo/iip/ index.html.

9. Ministry of Internal Affairs and Communications (2020) Labor Force Survey (Basic tabulation) 2020 results.

2020^ ^j^. URL: https ://www.stat.go .jp /data/roudou/sokuhou/ tsuki/pdf/gaiyou.pdf.

10. Ministry of Internal Affairs and Communications (2020) Labor Force Survey (Basic tabulation) Household Survey.

-л • m^rn • URL: https://www.stat.go.jp/

data/kakei/sokuhou/tsuki/index.html.

90

11. Network Readiness Index (2019) URL: https:// networkreadinessindex.org/.

12. Nisseikiso Research Institute (2020) Effects the changing life time and consumption structure because of the new corona. — y —

. URL: https://www.nli-research.co.jp/ report/detail/id=64520?site=nli.

13. NRI (2020) The spread of coronavirus infection changes the consumption behavior of Japanese people. il^uf^^jbX^i^f^

URL: https://www.nri.com/jp/keyword/

proposal/20200526 2.

14. Report of the study group on consumer response to digitalization (2020)

URL: https://

www.caa.go.jp/policies/policy/consumer policy/meeting materials/ review meeting 003/.

15. Study group on consumer response to digitalization (2020) Report of the study group on consumer response to digitalization.

URL: https://www.caa.go.jp/ policies/policy/consumer policy/meeting materials/ review meeting 003/.

16.TrueData (2020) Toilet paper, hoarding sales "6 times" - new corona "panic consumption".

^J K--il^nff" URL: https: / /

www.itmedia.co.jp/business/articles/2003/27/news113.html.

17. Westerman, G., Bonnet, D., McAfee, A. (2014) Leading Digital: Turning Technology Into Business Transformation. Harvard Business School Press.

Digital transformation of Japanese consumption model in the context of coronavirus

Ksenia A. ZUBKO

2nd year of master's degree student at the School of International Economic Relations,

Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation,

Moscow, Russian Federation

E-mail: melonelmeron@gmail.com

Margarita S. TSISARUK

2nd year of master's degree student at the School of International Economic Relations,

Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation,

Moscow, Russian Federation

E-mail: ritatsisaruk@gmail.com

Abstract. The article discusses the processes of digital transformation of the Japanese consumption model in the context of a global epidemic.

Keywords: digitalization, Japan, digital transformation of consumption, coronavirus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.