Научная статья на тему 'Внутренняя энергетическая политика Японии: новый этап развития'

Внутренняя энергетическая политика Японии: новый этап развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
440
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Япония / энергетическая политика / энергетические рынки / либерализация электроэнергетики / возобновляемая энергетика / безуглеродный транспорт. / Japan / energy policy / energy markets / liberalization of electric power industry / renewable energy / low-carbon transport

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корнеев Константин Анатольевич

За минувшее десятилетие подходы к формирова нию внутренней энергетической политики Японии претерпели серьёзные изменения по сравнению с периодом 1990х — 2010х гг. Этому есть несколько причин. Вопервых, вывод из эксплуатации подавляющего большинства атомных электростанций после аварии на АЭС «Фукусима1» в марте 2011 г., на которых вырабатывалось порядка 30 % всей генерируемой в стране электроэнергии; вовто рых, активное развитие технологий возобновляемой энергетики, в результате чего существенно снизилась стоимость оборудования и появилась возможность коммерческого распространения генерато ров, работающих на основе ВИЭ; втретьих, серьёзно изменились оценки структуры энергетических отраслей до 2035 г. в сторону уменьшения доли ископаемого топлива в энергопотреблении по экологическим и экономикосоциальным причинам. Таким образом, в статье рассматриваются и анализируются но вые принципы, на основе которых планируется развитие энергети ческой отрасли Японии в долгосрочной перспективе. Понимание этих процессов будет способствовать более точным определениям и в области энергетического сотрудничества в регионе Восточной Азии, где роль Японии, одного из крупнейших мировых импортёров энергоресурсов, весьма велика. Актуальность настоящего исследо вания заключается в комплексной оценке энергетических проблем, с которыми так или иначе сталкиваются все страны Восточной Азии, но Япония, благодаря накопленному опыту и активному внедрению современных технологий, по праву считается лидером в области раз работки и внедрения эффективной энергетической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Корнеев Константин Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Japan’s domestic energy policy: a new phase of development

Over the past decade, approaches to the formation of Ja pan's domestic energy policy have undergone major changes compared to the period of the 1990s2010s.There are several reasons for this. First, the decommissioning of the vast majority of nuclear power plants after the Fu kushima Daiichi nuclear disaster in March 2011, which produced about 30 % of all electricity generated in the country; second, the rapid develop ment of renewable energy technologies, resulting in significantly decrea sed cost of equipment and the opportunity of commercial distribution for such technologies; thirdly, seriously changed evaluations of the energy sector structure up to 2035 in the direction of lowering the share of fossil fuel consumption because of environmental, economic and social reasons. Thus, the article discusses and analyzes the new principles and plans of Japan’s energy industry development in the long term. An understan ding of these processes will contribute to more precise definitions in the field of energy cooperation in the East Asian region, where the role of Ja pan, one of the world's largest importers of energy resources, is very signi ficant. The relevance of this study is determined by a comprehensive as sessment of the energy problems faced by all countries in East Asian regi on; but Japan, due to the accumulated experience and active introduction of modern technologies, is considered to be a leader in the development and implementation of effective energy policy.

Текст научной работы на тему «Внутренняя энергетическая политика Японии: новый этап развития»

ЭКОНОМИКА

DOI: 10.24411/9999-043A-2020-10017

К.А. Корнеев

ВНУТРЕННЯЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЯПОНИИ: НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ

Аннотация. За минувшее десятилетие подходы к формированию внутренней энергетической политики Японии претерпели серьёзные изменения по сравнению с периодом 1990-х — 2010-х гг. Этому есть несколько причин. Во-первых, вывод из эксплуатации подавляющего большинства атомных электростанций после аварии на АЭС «Фукусима-1» в марте 2011 г., на которых вырабатывалось порядка 30 % всей генерируемой в стране электроэнергии; во-вторых, активное развитие технологий возобновляемой энергетики, в результате чего существенно снизилась стоимость оборудования и появилась возможность коммерческого распространения генераторов, работающих на основе ВИЭ; в-третьих, серьёзно изменились оценки структуры энергетических отраслей до 2035 г. в сторону уменьшения доли ископаемого топлива в энергопотреблении по экологическим и экономико-социальным причинам.

Таким образом, в статье рассматриваются и анализируются новые принципы, на основе которых планируется развитие энергетической отрасли Японии в долгосрочной перспективе. Понимание этих процессов будет способствовать более точным определениям и в области энергетического сотрудничества в регионе Восточной Азии, где роль Японии, одного из крупнейших мировых импортёров энергоресурсов, весьма велика. Актуальность настоящего исследования заключается в комплексной оценке энергетических проблем,

с которыми так или иначе сталкиваются все страны Восточной Азии, но Япония, благодаря накопленному опыту и активному внедрению современных технологий, по праву считается лидером в области разработки и внедрения эффективной энергетической политики.

Ключевые слова: Япония, энергетическая политика, энергетические рынки, либерализация электроэнергетики, возобновляемая энергетика, безуглеродный транспорт.

Автор: Корнеев Константин Анатольевич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра японских исследований ИнститутаДальнего Востока РАН. E-mail: k_korneev@mail.ru

K.A. Korneev

Japan's domestic energy policy: a new phase of development

Abstract. Over the past decade, approaches to the formation of Japan's domestic energy policy have undergone major changes compared to the period of the 1990s-2010s.There are several reasons for this. First, the decommissioning of the vast majority of nuclear power plants after the Fu-kushima Daiichi nuclear disaster in March 2011, which produced about 30 % of all electricity generated in the country; second, the rapid development of renewable energy technologies, resulting in significantly decreased cost of equipment and the opportunity of commercial distribution for such technologies; thirdly, seriously changed evaluations of the energy sector structure up to 2035 in the direction of lowering the share of fossil fuel consumption because of environmental, economic and social reasons.

Thus, the article discusses and analyzes the new principles and plans of Japan's energy industry development in the long term. An understanding of these processes will contribute to more precise definitions in the field of energy cooperation in the East Asian region, where the role of Japan, one of the world's largest importers of energy resources, is very significant. The relevance of this study is determined by a comprehensive assessment of the energy problems faced by all countries in East Asian region; but Japan, due to the accumulated experience and active introduction of modern technologies, is considered to be a leader in the development and implementation of effective energy policy.

Keywords: Japan, energy policy, energy markets, liberalization of electric power industry, renewable energy, low-carbon transport.

Author: Konstantin A. KORNEEV, PhD (World History), Senior Researcher at Centre for Japanese Studies of Institute of Far Eastern Studies, Russian Academy of Sciences (e-mail: k_korneev@mail.ru)

Ключевое значение для Японии имеет энергетическая безопасность. Страна более чем на 90 % зависит от импорта энергоносителей и, несмотря на продолжающееся с середины 2000-х постепенное снижение этой зависимости, по-прежнему несёт убытки от колебаний цен на мировых энергетических рынках. Неопределённое будущее атомной энергетики также усложняет ситуацию. Если до событий 2011 г. основной энергетический план Японии подразумевал увеличение доли АЭС в выработке электроэнергии до 40 % к 2030 г., то в последующей его редакции в 2014 г. этот показатель упал до 1— 2 %. Выбывшие мощности предполагалось заместить за счёт солнечной и ветроэнергетики, вкупе с развитием интеллектуальных систем энергосбережения[Kobayashi]. В настоящий момент на территории Японии действуют 8 реакторов на 5 станциях, однако, по мере завершения срока их эксплуатации до конца 2030-х годов, они будут законсервированы.

Поскольку, по вышеописанным причинам, основная нагрузка по снабжению электроэнергией промышленности, коммунально-бытового и коммерческого секторов легла на тепловые станции, работающие на угле, нефтепродуктах и природном газе, возникла проблема соблюдения Парижских соглашений об изменении климата в части допустимых выбросов углекислого газа в атмосферу. Япония ответственно относится к соблюдению международных соглашений, поэтому правительство увидело выход в либерализации электроэнергетической отрасли и введении «зелёного» тарифа для частного бизнеса в сфере возобновляемой генерации. Третьим важным направлением стало распространение в стране безуглеродного транспорта, работающего на электродвигателях или на водородных топливных элементах. Рассмотрим каждое из актуальных направлений развития внутренней энергетической политики Японии по отдельности.

1. Либерализация электроэнергетической отрасли

Реформирование электроэнергетики в Японии началось в середине 1990-х на фоне затяжного экономического спада с целью повысить деловую активность в отрасли и частично внедрить рыночные механизмы как более эффективные согласно опыту подобных реформ в США и некоторых странах ЕС (Германия, Великобритания).

Появилось понятие «независимый производитель электроэнергии (НПЭ)», были внесены поправки в ключевой закон «Об электроэнергетике», которые позволяли НПЭ продавать электроэнергию крупным промышленным и коммерческим потребителям с уровнем напряжения от 20 киловольт и подключённой нагрузкой от 2 МВт [Asano].

Однако вся электросетевая инфраструктура оставалась под контролем компаний-монополистов, и НПЭ, в число которых в основном вошли собственные ТЭС промышленных предприятий с избытком мощности, сталкивались с бюрократическими преградами в процессе заключения соглашений об эксплуатации сетей. К началу 2000-х доля независимой генерации в Японии составляла около 3 % и не играла существенной роли в энергоснабжении потребителей [Jones, Kim].

В дальнейшем реформы продвигались в сторону снижения уровня напряжения потенциальных потребителей для НПЭ с включением в список объектов среднего и малого бизнеса, небольших коммерческих и офисных зданий и т. д., но оставляя за скобками крупнейшего потребителя — население в городской и сельской местности. Таким образом, реформы носили половинчатый характер и не оказывали практически никакого воздействия на показатели экономического роста, как планировалось изначально. Монопольная структура отрасли сохранялась, и, хотя к 2011 г. НПЭ могли формально обеспечивать электроэнергией до 63 % потребителей, их реальная доля в структуре генерации не превышала 15 % [Akahori].

После аварии на АЭС «Фукусима-1» в 2011 г. темпы либерализации были ускорены ввиду необходимости замещения выбывших мощностей АЭС новыми ТЭС либо генерацией на основе ВИЭ. Государство не располагало достаточными финансовыми ресурсами для массового строительства новых станций взамен остановленных АЭС,требовалось привлечение частного капитала.Для создания соответствующих условий в 2014 г. правительство Японии приняло планы поэтапного реформирования отрасли до 2020 г.

Было запланировано: создание Организации межрегиональной координации передачи электроэнергии (по сути, единого общенационального диспетчерского центра), либерализация рынка рознич-

ной торговли электроэнергией, и, как итог, разделение компаний-монополистов на отдельные генерирующие, сетевые и энергосбытовые структуры. Таким образом, к 2020 г. должен был заработать конкурентный электроэнергетический рынок [Koyama].

По состоянию на 2018 г. план реализован лишь частично. Полноценного розничного рынка в стране по-прежнему не существует, около 70 % электроэнергии в стране генерируется компаниями-монополистами, разделение которых по видам энергетического бизнеса, судя по всему, снова откладывается. Тем не менее, до 30 % выросла доля НПЭ, создан единый диспетчерский центр, а население большинства префектур получило возможность выбирать поставщика — региональную компанию-монополиста либо независимого производителя. Благодаря начавшейся конкуренции удалось на 5— 7 % снизить тарифы на электроэнергию [Hong-Zhou Li].

В заключение этого раздела следует отметить, что достаточно медленные темпы либерализации обусловлены, прежде всего, соображениями энергетической безопасности. Япония — островное государство с изолированной энергосистемой, и поспешные решения в такой критически важной отрасли могут обойтись стране дорого. Тем не менее, поэтапное реформирование электроэнергетики остаётся важным экономическим рычагом правительства.

2. Стимулирование производства электроэнергии на основе ВИЭ

Япония обладает хорошим потенциалом для развития возобновляемой энергетики. В течение года на территории Японии насчитывается 190—210 солнечных дней, а среднегодовая скорость ветра колеблется в пределах 5—8 м/с. Для развития сухопутной ветроэнергетики лучше всего подходит северный остров Хоккайдо — среднегодовая скорость ветра там превышает 8 м/с. Потенциально коэффициент использования установленной мощности (КИУМ) может достигать 40 % (по факту сейчас не превышает 10 %), но гористая местность и неустойчивый климат усложняют процесс. Морские ВЭУ (ветроэнергетические установки) целесообразнее размещать на восточной части островов Хонсю и Хоккайдо — среднегодовая скорость ветра в прибрежной зоне колеблется в пределах 7—9 м/с [Wind Power in Japan].

Что касается солнечной энергетики, то географически размещение СЭУ (солнечных энергетических установок) возможно в Японии практически в любой префектуре, но существует большая проблема недостатка свободного места в густонаселённой стране. В такой ситуации акцент делается не на размеры солнечных ферм (например, в северо-западных пустынных регионах Китая они могут занимать 1 км2 и более), а на технологическую эффективность. Япония является одним из мировых лидеров по производству оборудования для СЭУ, постоянно осуществляются перспективные НИОКР в этой сфере. Так, КИУМ установленной мощности одной СЭУ японского производства по паспорту равняется 15—17%,в то время как в Германии, где развитию солнечной энергетики также уделяется пристальное внимание, стандартныйКИУМ установки не превышает 10—12 % [Sneha Shah].

В 2017 г. суммарная установленная мощность всех ВЭУ Японии оценивалась примерно в 3,8—4 ГВт, а СЭУ — 49 ГВт (третий показатель в мире). Однако ВЭУ и СЭУ обеспечивают всего 8 % годового производства электроэнергии, которое оценивается в 1050 млрд кВтч, что немного по причине существующих технологических и природных ограничений, приводящих к невысокому КИУМ, по сравнению с генерацией на ТЭС. Важна и стоимость электроэнергии — несмотря на меры по компенсации затрат для компаний-операторов ВЭУ и СЭУ, цена за 1 кВтч электроэнергии, выработанной из возобновляемых источников, в 1,2—1,5 раза выше, чем у традиционных поставщиков (ТЭС). Поэтому, например, из имеющихся 49 ГВт СЭУ в постоянной эксплуатации находится 13—15 ГВт. Для понимания ситуации — средняя цена 1 кВт-ч электроэнергии в Японии в 2018 г. составила 0,26 долл., или около 17 руб. [Arias].

Согласно Основному энергетическому плану Министерства экономики, торговли и промышленности (МЭТП) Японии, последняя редакция которого была принята в июне 2018 г., в перспективе в стране должен произойти существенный рост мощностей ВИЭ и их доли в структуре генерации. Так, к 2030—2035 г. планируется увеличить парк мощностей ВЭУ до 10 ГВт, а СЭУ — до 65—70 ГВт, при общей установленной мощности в 320—330 ГВт. Поскольку значительного прироста потребления электроэнергии не ожидается по

причине низких темпов экономического роста и сокращения численности населения, то возобновляемые мощности должны будут постепенно замещать выводимые из эксплуатации по истечению срока службы топливные электростанции. Доля ВИЭ в структуре производства электроэнергии возрастёт с 5 до 22 % без учёта ГЭС; около 10 % будут давать ВЭУ, остальное — СЭУ. Чтобы добиться таких результатов, КИУМ мощностей возобновляемой энергетики следует существенно повысить [METIStrategic Energy Plan].

Среди предлагаемых мер для достижения запланированных результатов выделяются различные формы господдержки, начиная от совершенствования введенной в 2009 г. льготной системы тарифов для производителей электроэнергии на основе ВИЭ и заканчивая механизмом частичной компенсации инвестиций в строительство вет-ропарков и солнечных ферм. Потребителям, в том числе и населению, уже предоставлено право выбора поставщика электроэнергии, однако пока основная группа потребителей для возобновляемого сектора — сфера услуг, включая различные коммерческие и офисные здания, поскольку там не так высока критическая необходимость бесперебойного энергоснабжения, в отличие от промышленного производства и социальной сферы.

Либерализация электроэнергетической отрасли и перспективное развитие возобновляемой энергетики напрямую связаны друг с другом. От успеха реформ по созданию конкурентного электроэнергетического рынка зависит набор возможностей для компаний-операторов ВЭУ и СЭУ, поскольку в настоящий момент такие возможности ограничены неравным доступом к сетевой и распределительной инфраструктуре (приоритет у региональных компаний-монополистов), а также жёсткими стандартами энергетической безопасности по части содержания большого парка резервных мощностей.

3. Развитие электрического и водородного транспорта

Впервые о распространении транспорта, работающего на альтернативных источниках энергии, на уровне правительства в Японии заговорили конце 1990-х годов. Выделили три основных аспекта его развития — экономический, социально-экологический и технологический. Экономический аспект включал в себя как интересы государства (новые масштабные задачи для автомобильной, химиче-

ской и металлургической промышленности, способные стимулировать экономический рост), так и частного бизнеса (возможность инвестирования в прибыльные инфраструктурные проекты). Социально-экологический аспект проистекал из желания населения жить в комфортной и чистой окружающей среде, без чрезмерного антропогенного воздействия. И технологический аспект — это, прежде всего, стимулирование НИОКР в новой области и создание программ замены неэффективных транспортных средств для городских маршрутов коммерческого и общественного транспорта [Ashina].

Эти подходы получили дальнейшее развитие, и к середине 2010-х Япония стала одним из мировых лидеров по практическому внедрению альтернативных технологий на транспорте. Электродвигатели и двигатели на водородных топливных элементах обладают рядом несомненных преимуществ по сравнению с традиционными двигателями внутреннего сгорания, а именно — низкие показатели шумности, высокий КПД (до 90 % против 20—30 %) и больший эксплуатационный ресурс. Для страны с отсутствием собственных ископаемых энергоресурсов, какой и является Япония, интерес к альтернативным технологиям логичен. Но главным препятствием на пути их повсеместного распространенияпо-прежнему остаётся высокая стоимость сооружения специальной электрической и водородной инфраструктуры [Morikawa].

По состоянию на 2018 г.,в Японии зарегистрировано порядка 82 млн транспортных средств, включая 62 млн автомобилей (42 млн легковых, 14,5 грузовых и 11,5 млн единиц безуглеродного, в том числе гибридного, транспорта). Практически во всех крупных городах создана сеть электрозаправочных станций, позволяющих за 5—7 мин подзарядить батарею на 15—20 %. Есть и водородные АЗС, однако их значительно меньше, поскольку меньше и количество таких автомобилей — около 3000 единиц в настоящий момент [Statistic Bureau of Japan]. Водородные технологии на транспорте ещё недостаточно отработаны, дорогим и сложным остаётся обслуживание двигательных установок, однако к 2025 г. планируется довести количество такой техники до 40 000 единиц. Для этих целей в 2017 г. была специально разработана Стратегия развития водородного транспорта — мото-

циклов, легковых и грузовых автомобилей, специальной техники и даже поездов [Hydrogen Strategy].

Основной энергетический план Японии в отношении безуглеродного транспорта предполагает увеличение количества автомобилей, работающих на электрических либо водородных двигателях, до 50—70 % от общего состава транспортных средств (порядка 90 млн единиц к 2030 г.). В случае успешного достижения этой цели, Япония сможет существенно снизить выбросы углекислого газа в атмосферу и создать более комфортные условия для жизни в городской среде. Однако не прописан механизм реализации плана, отсутствует чёткий перечень шагов по привлечению инвестиций в строительство необходимой инфраструктуры на всей территории страны, а не только в мегаполисах. Возможно, эти моменты будут разъяснены в последующих редакциях ОЭП [METIStrategic Energy Plan].

В рамках нового этапа развития внутренней энергетической политики Японии акцент окончательно сместился в сторону различных видов и форм использования ВИЭ. Существенное отличие от предыдущих этапов — исключение АЭС из списка основных энергетических источников будущего, несмотря на то, что Япония обладает огромным опытом в этой области, который, судя по всему, с течением времени будет утерян. Ставка на ВИЭ по причине отсутствия альтернатив оправдана, однако особенности такой генерации (ощутимая зависимость от погодных условий) в перспективе до 2035 г. не позволят ей стать основной японской энергетики, оставляя в этой роли проверенные временем ТЭС.

Библиографический список

Akahori K., Inutsika J., Iwakiri S., Uchida M(2014). Fujitsu's Approach to Electricity System Reform ThroughElectricity Retail Solutions // Fujitsu Sci. Tech. Journal, Vol 50, P. 65—75.

Arias Jonathan (2018). Solar Energy, Energy Storage and Virtual Power Plants in Japan // EU-Japan Centre for Industrial Cooperation Report, 153 p.

Asano H (2006). Regulatory Reform of the Electricity Industry in Japan: What Is the Next Step of Deregulation? // Energy Policy, Vol. 34, P. 2491—2497.

Hong-Zhou Li, Maria Kopsakangas-Savolainen, etc (2017). Have Regulatory Reforms Improved the Efficiency Levels of the Japanese Electricity Distribution Sector? A Cost Metafrontier-Based Analysis // Energy Policy, Vol. 108, P. 606—616.

Japan's Ministry of Energy, Trade and Industry 5th Strategic Energy Plan. July 2018. URL: http://www.enecho.meti.go.jp/en/category/others/basic_plan/5th/pdf/str ategic_energy_plan.pdf (accessed: 01.10.2019).

Jones R.S., Kim M (2013). Restructuring the Electricity Sector and Promoting Green Growth in Japan. Paris: OECD Publishing, 27 p.

Ken Koyama (2015). Inside Japan's Long-Term Energy Policy // IEEJ Special Article 2. September, P. 42—45.

Kobayashi Yo (2014). Enhancing Energy Resilience: Challenging Tasks for Japan's Energy Policy // Centre for Strategic and International Studies, 19 p.

Ministerial Council on Renewable Energy, Hydrogen and Related Issuesof Japan.Basic Hydrogen Strategy, December 2017.URL: https://www.meti.go.jp/english/ press/2017/pdf/1226_003b.pdf (accessed: 07.11.2019).

Shuichi Ashina, Junichi Fujino, etc (2010). Japan Roadmaps towards a Low-Carbon Society by Backcasting / Joint TERI ETSAP Workshop, 15 p.

Sneha Shah. Japanese Solar Panels: Comprehensive Guide to Manufacturers, Cost, Efficiency and Technology // Green World Investor. URL: https://www.greenworldinv estor.com/2012/06/21/japanese-solar-panels-comprehensive-guide-to-manufacturers-cost-efficiency-technology/ (accessed: 05.11.2019).

Statistic Bureau of Japan Official Site. URL: https://www.stat.go.jp/english/data/ nenkan/1431-13.html (accessed: 12 November, 2019).

Takayuki Morikawa (2012). The History and Challenges of Japan's Low-Carbon Transportation Systems / Proceedings of International Conference on Low-Carbon Transportation and Logistics, and Green Buildings, Beijing, Jiaotong University, P. 9—11.

Wind Power in Japan. Present Status and Challenges / Japan Wind Power Association Expert Meeting.7March, 2017, Tokyo, Japan, 22 p.

References

Akahori K., Inutsika J., Iwakiri S., Uchida M(2014). Fujitsu's Approach to Electricity System Reform ThroughElectricity Retail Solutions // Fujitsu Sci. Tech. Journal, Vol 50, P. 65—75.

Arias Jonathan. (2018). Solar Energy, Energy Storage and Virtual Power Plants in Japan // EU-Japan Centre for Industrial Cooperation Report, 153 p.

Asano H. (2006). Regulatory Reform of the Electricity Industry in Japan: What Is the Next Step of Deregulation? // Energy Policy, Vol. 34, P. 2491—2497.

Hong-Zhou Li, Maria Kopsakangas-Savolainen, etc. (2017). Have Regulatory Reforms Improved the Efficiency Levels of the Japanese Electricity Distribution Sector? A Cost Metafrontier-Based Analysis // Energy Policy, Vol. 108, P. 606—616.

Japan's Ministry of Energy, Trade and Industry 5th Strategic Energy Plan. July 2018. URL: http://www.enecho.meti.go.jp/en/category/others/basic_plan/5th/pdf/str ategic_energy_plan.pdf (accessed: 01 October, 2019).

Jones R.S., Kim M. (2013). Restructuring the Electricity Sector and Promoting Green Growth in Japan. Paris: OECD Publishing, 27 p.

Ken Koyama. (2015). Inside Japan's Long-Term Energy Policy // IEEJ Special Article 2. September, P. 42—45.

Kobayashi Yo. (2014). Enhancing Energy Resilience: Challenging Tasks for Japan's Energy Policy // Centre for Strategic and International Studies, 19 p.

Ministerial Council on Renewable Energy, Hydrogen and Related Issuesof Japan.Basic Hydrogen Strategy, December 2017.URL: https://www.meti.go.jp/english/ press/2017/pdf/1226_003b.pdf (accessed: 07 November, 2019).

Shuichi Ashina, Junichi Fujino, etc. (2010). Japan Roadmaps towards a Low-Carbon Society by Backcasting / Joint TERI ETSAP Workshop, 15 p.

Sneha Shah. Japanese Solar Panels: Comprehensive Guide to Manufacturers, Cost, Efficiency and Technology // Green World Investor. URL: https://www.greenworldinv estor.com/2012/06/21/japanese-solar-panels-comprehensive-guide-to-manufacturers-cost-efficiency-technology/ (accessed: 05 November, 2019).

Statistic Bureau of Japan Official Site. URL: https://www.stat.go.jp/english/data/ nenkan/1431-13.html (accessed: 12 November, 2019).

Takayuki Morikawa. (2012). The History and Challenges of Japan's Low-Carbon Transportation Systems / Proceedings of International Conference on Low-Carbon Transportation and Logistics, and Green Buildings, Beijing, Jiaotong University, P. 9—11.

Wind Power in Japan. Present Status and Challenges / Japan Wind Power Association Expert Meeting.7March, 2017, Tokyo, Japan, 22 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.