Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ И АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ И АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая трансформация / учебное заведение / адаптация / технологии / цифровизация / искусственный интеллект / автоматизация.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байрамкулов Р.Х.

Современные университеты сталкиваются с растущей необходимостью внедрения цифровых технологий для оптимизации образовательных. Настоящая статья рассматривает стратегии цифровой трансформации в контексте высшего образования и ее воздействие на процессы адаптации персонала университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ И АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА»

УДК 331

Байрамкулов Р.Х. студент магистратуры Северо-Кавказская государственная академия

Россия, г. Черкесск Научный руководитель: Аджиева А.И., к. э. н. Северо-Кавказская государственная академия

Россия, г. Черкесск

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ И

АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА

Аннотация. Современные университеты сталкиваются с растущей необходимостью внедрения цифровых технологий для оптимизации образовательных. Настоящая статья рассматривает стратегии цифровой трансформации в контексте высшего образования и ее воздействие на процессы адаптации персонала университетов.

Ключевые слова: цифровая трансформация, учебное заведение, адаптация, технологии, цифровизация, искусственный интеллект, автоматизация.

Bayramkulov R.H.

master

North Caucasian State Academ Russia, Cherkessk

Scientific supervisor: Adzhieva A.I., candidate of economics

North Caucasian State Academ Russia, Cherkessk

DIGITAL TRANSFORMATION OF THE EDUCATIONAL INSTITUTION AND STAFF ADAPTATION

Abstract. Modern universities are faced with the growing need to introduce digital technologies to optimize educational processes. This article examines the strategies of digital transformation in the context of higher education and its impact on the processes of adaptation of university staff.

Keywords: digital transformation, educational institution, adaptation, technology, digitalization, artificial intelligence, automation.

В наше время тенденции в образовании находятся под влиянием стремительных изменений в информационных технологиях, ставя перед университетами необходимость активного внедрения цифровых инноваций. Однако, успех цифровой трансформации университета зависит не только от

технологической адаптации, но и от способности персонала эффективно взаимодействовать с новыми цифровыми средствами обучения.

Исследование основано на совокупности методов, направленных на анализ взаимодействия цифровой трансформации и адаптации персонала в университетской среде. Применен качественный и количественный анализ данных, включая опросы сотрудников и студентов, а также анализ статистических показателей цифрового внедрения. Важное внимание уделено изучению образовательных практик и обучающих технологий, используемых в университетах. Методы сравнительного анализа позволяют выявить различия в подходах к цифровой трансформации и уровень адаптации персонала в различных образовательных контекстах.

Поскольку пандемия COVID-19 привела к закрытию учебных заведений по всему миру в 2020 году, многие университеты сделали шаг к цифровизации учебного процесса. Хоть темпы цифровой трансформации и были быстрыми, окончание пандемии не обязательно должно замедлить ее. Во всяком случае в большинстве учебных заведений. На самом деле, скорее всего, это было только началом ускорения развития цифровизации во всех отраслях.

Учебным заведениям, которые не были готовы к цифровой трансформации, было сложно адаптироваться к новым задачам дистанционного и виртуальной обучения. Хотя это заняло время, и каждое учебное заведение столкнулось со своими уникальными проблемами, были шаги, которые учебные заведения предприняли, чтобы обеспечить максимально плавный и быстрый процесс.

Одним из первых шагов был быстрый и принудительный переход всех студентов на дистанционное обучение. В связи непредвиденности такого тотального перехода, поначалу, студенты, да и часть педагогического состава, ощутили дискомфорт.

Итоги опроса 260-и студентов 1-3 курса в Гугл-форме, касаемо дистанционного обучения во время пандемии.

Неприязнь от вынужденных мер у преподавателей, была даже выше чем у студентов. По данным от Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки России), в качестве основных угроз,

связанных с невозможностью либерализации образования, перехода на дистанционный формат, называют:

1) спад мотивации студентов к обучению;

2) нехватку у студентов навыков и умений для поддержания дисциплины, и усердия в дистанционном обучении;

3) эмоциональные срывы как студентов, так и преподавателей;

4) рост нагрузки на преподавателей;

5) отсутствие в системе образования индивидуального подхода, обезличенность;

6) невозможность контролировать уровень знаний;

7) ограничение в ряде направлений (прежде всего, технических, математических) на дистанционную передачу знаний

8) формализация процессов образования, склонность к шаблонным, унифицированным решениям. [4]

Также по результатам исследования:

• 96,2% преподавателей лично перешли на дистанционный формат образования.

• 91,0% преподавателей считают достаточными меры, принимаемые в их учебных заведениях.

• 87,8% преподавателей считают, что занятия по их курсам лучше проводить в очном формате.

• 67,0% преподавателей не соглашаются с тем, что большинство лекций и семинаров через год будут переведены в онлайн формат.

• 53.2% преподавателей проходили за последний месяц курсы по ведению онлайн обучения. [4]

Государство на законодательном уровне осуществяет поддержку цифровой трансформации учебных заведений. Один из примеров, принятая госпрограмма "Приоритет 2030", которая предусматривает гранты, в том числе на модернизацию технологий в вузах. Трансформация университетов должна проходить с учетом новых и перспективных технологий: адаптивного обучения, искусственного интеллекта, Big Data, блокчейна, облачных платформ, UX-дизайна, расширенной реальности. В программе участвуют 132 университета из 56 субъектов РФ.

Отметим, что высшее образование - одна из лидирующих отраслей по уровню цифровизации в России. По данным доклада НИУ ВШЭ, доля компаний, использующих облачные сервисы, в сегменте высшего образования - 45,9%, в целом по экономике - 25,7%. Цифровые платформы в сегменте высшего образования используют 35,6% компаний, в целом по экономике - 17,2%. Интернет вещей используют 17,1% компаний в сегменте высшего образования, и 13% - показатель по всем секторам.

Необходимо постепенно внедрять инновационные технологии для цифровой трансформации университета.

В частности, такие, как:

• технологии искусственного интеллекта (ИИ). Внедрение и активное использование всяческих инструментов ИИ, повышающих качество и скорость отслеживания, диагностики, тестирования, оценки и мониторинга, для адаптивного обучения.

• облачные технологии, база данных. Важно использование, постоянное расширение и обновление этих технологий в образовательном процессе (обновление и расширение образовательного контента).

• использование технологий интернета вещей.

• геймификация образовательных процессов. Например, цифровые обучающие игры, благодаря которым повышается вовлеченность студентов; симуляторы, которые погрузят в сам процесс и помогут изучению, а так же использованию на практике, полученных знаний.

• робототехника. Ее внедрение позволяет использовать роботов в самых различных аспектах процессов обучения, вплоть до замены преподавателя роботом или использование робота, как лаборанта и студента.

• дополненная реальность и технологий визуализации VR/AR. Возможность погрузиться в различные локации из любого места, в частности из подготовленной аудитории (лаборатории). Это позволяет обеспечить безопасность человеку, финансовая экономия и экономия времени. Так же можно симулировать локации, в которые в реальности нет возможности попасть, по тем или иным причинам.

• автоматизация (автоматизация рутинных процессов)

• развитие системы контент-фильтрации, контроля и отслеживания использования различных ресурсов образования.

• применение CRM, для отслеживания информации, и ERP для планирования.

Некоторые процессы сложно, дорого, небезопасно, а иногда, даже невозможно организовать в реальной жизни. Цифровая трансформация дает возможность студентам, специалистам и самим научным деятелям, улучшать практические навыки, ставить эксперименты, осуществлять различные тесты в виртуальной среде.

Оценить навыки сотрудников Выявить пробелы в компетенциях

г Для максимально плавного перехода, нужно предпринимать определённые шаги

Обучение сотрудников на рабочем месте Продвижение по службе достойных сотрудников W

• Цифровая трансформация не замедляется. Цифровизация началась задолго до пандемии. Однако пандемия лишь ускорила темпы.

• Часть образовательного процесса, а возможно и весь, в конечном итоге, будет выполняться из дома.

• Кибербезопасность учебных заведений станет более сложной, поскольку все больше студентов и преподавателей будут работать из дома, придется начать контролировать безопасность сетей.

• Цифровая трансформация позволит учебным заведениям лучше обучать студентов, независимо от их местоположения.

Цифровая трансформация учебных заведений потребует времени. Однако, плавный путь трансформации приведёт к поставленным целям, позволит студентам шагать в ногу со временем и конкурировать в мировом рынке труда и науки.

Использованные источники:

1. Университеты выходят в флагманы цифровизации - РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА (07,06,2023) <https://rg.ru/2023/06/07/zachetki-ostalis-v-proshlom.html?ysclid=lqghr8vou6830056912> (22.11.2023)

2. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТРАСЛЕЙ: СТАРТОВЫЕ УСЛОВИЯ И ПРИОРИТЕТЫ Доклад НИУ ВШЭ https://4822.digital/upload/iblock/e5e/yxez8gnqobqy60z7z551ya733h0y2lqo/% В0%94%В0%БЕ%В0%БА%В0%ББ%В0%Б0%В0%Б4%20%В0%92%В0 %A8%D0%AD.pdf?ysclid=lqgi8xbjrl878904793 (22.11.2023)

3. Смирнова М.Д. ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ (2020-04-60) <https://molnaukaelsu.ru/data/uploads/issues/2020/2020-04-60.pdf> (22.11.2023)

4. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки России) Преподаватели высказали свое мнение о вынужденном переходе образовательного процесса в онлайн (19.05.2020) <https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-

ministerstva/21584/>(22.11.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.