Борлакова М.А.
Старший преподаватель кафедры общей информатики, Северо-Кавказская государственная академия.
Байчоров Д.Т.
Студент 2 курса, Северо-Кавказская государственная академия.
Чегемлиева А.М.
Студент 2 курса, Северо-Кавказская государственная академия.
Шоров А.А.
Студент 2 курса, Северо-Кавказская государственная академия.
Борлакова Д.А.
Студент 2 курса, Северо-Кавказская государственная академия.
Цифровая трансформация учебного процесса в ВУЗе
Современным трендом социально-экономического развития является цифровизация, которая затрагивает все сферы экономики и общества, в том числе и образование, что приведёт к изменениям, вызываемым трансформацией запросов к квалификации выпускников образовательных программ, в том числе, в части цифровых компетенций и необходимости настройки системы образования в соответствии с новыми трендами технологической трансформации внешней среды. Разработка индивидуальных траекторий обучения потребует новых подходов к структурированию содержательной составляющей и диагностике итогов процесса обучения. В этой связи особо актуализируется значение средств обучения. Среди них, в условиях цифровизации образования, особой важностью наделяются средства информационных и коммуникационных технологий.
Оценивая актуальные потребности в модернизации образовательного процесса, вуз выделяет основные направления своего цифрового развития, в числе которых: создание условий для эффективной разработки качественного электронного учебного контента и учебных курсов (функционал современных программных инструментов и предоставляемые технические возможности электронного обучения могут эффективно применяться только при проведении
Альманах Крым. Экономика, инновации №40 2023
сопутствующих организационных мероприятий; производство конкурентоспособного образовательного контента для размещения на ведущих платформах электронного обучения, что позволит вузу обеспечить продвижение своих образовательных услуг; признание экспертности вуза среди участников рынка онлайн обучения; развитие сетевого взаимодействия по предоставлению полноценных электронных учебных курсов; создание условий по привлечению иностранных студентов к дистанционному обучению; поддержка и дальнейшее продвижение инициативных разработок в области электронного обучения.
Реализация стратегии цифрового развития вуза предполагает проведение следующих обеспечивающих мероприятий: переход на автоматизированную систему управления учебным процессом; полноценное внедрение электронного учебного документооборота и основанных на нём сервисов: учебных поручений, электронных совещаний, внутреннего информационного портала; создание и развитие системы личных кабинетов студента, преподавателя, руководителя для индивидуализированного доступа к текущей и аналитической информации, внутриакадемическим сервисам; фундаментальное изменение отношения к цифровым и информационным технологиям преподавателями и сотрудниками вуза; организация обучения технологиям разработки электронных учебных материалов и использования внедряемых в цифровой среде сервисов. Данные об учебном опыте, или цифровые следы, позволяют анализировать каждый шаг развития обучающегося и подстраивать учебную программу лично под него.
Исследователи отмечают, что цифровизация экономики, выдвигает новые требования к профессиональным характеристикам будущих специалистов; развитию и внедрению новых цифровых технологий, формирующих цифровую образовательную среду в вузе; социально-психологическим особенностям цифрового поколения, требующих создания гибкой интерактивной цифровой системы образования; непредвиденным обстоятельствам и экстремальным ситуациям, требующим перехода от традиционных доцифровых моделей образования к форматам дистанционного и смешанного обучения [1, с. 292].
при переходе к цифровым преобразованиям в вузе существуют ряд рисков и угроз, связанных с этим процессом, в их числе такие риски, как: недостаточная мотивационная и профессиональная готовность преподавателей высшей школы, в первую очередь представителей старшего поколения, к работе в цифровой образовательной
среде; с невысоким уровнем их цифровых компетенций и навыков, содержательно-деятельностной неподготовленностью педагогических кадров к новым профессиональным ролям и задачам в контексте цифровизации образовательного процесса; вопросы защиты интеллектуальной собственности и авторских прав, а также этические вопросы использования открытых информационных ресурсов; вторая группа рисков связана с попыткой унификации социально-психологических характеристик цифрового поколения, недостаточным учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей обучающихся, игнорированием фактора многообразия в среде обучающихся. В связи с этим возникает необходимость не только дифференциации цифровых образовательных ресурсов, но и сочетания форм, методов и моделей организации учебного процесса, присущих как традиционной (доцифровой), так и цифровой образовательной парадигме. при этом следует учитывать ряд угроз, возникающих в процессе цифровой трансформации. Эти угрозы затрагивают как проблему информационной безопасности государства, общества и личности, так и потенциальную возможность отрыва молодых людей от реальной действительности и неосознаваемого ухода в виртуальный мир.
Третья группа рисков связана с проблемой декомпозиции обучающей, воспитательной и развивающей функций образовательного процесса в вузе. Если цифровизация открывает неисчерпаемые возможности для реализации обучающей функции, то реализация воспитательной функции требует особых стратегий, поскольку влияние цифровых технологий для всестороннего развития личности обучаемого пока недостаточно исследована в научной литературе. Разработка таких стратегий наиболее актуальна, поскольку широкое использование цифровых технологий может нарушить основы со-циализационного процесса студенческой молодежи, способствовать культивированию индивидуализма, эгоцентризма, социальной ато-мизации, вызванных деформацией диалогического взаимодействия и реальной коммуникации с преподавателями и одногруппниками и недостаточной сформированностью коммуникативной культуры и этикета в интернет-пространстве. В процессе цифровизации возникает опасность потери эмоционально-оценочного компонента образовательного процесса, что негативно сказывается на формировании у студентов эмоционального интеллекта, эмпатических умений, чувства сопричастности и сопереживания.
Следующая группа угроз и рисков связана с чрезмерной индивидуализацией образовательного процесса, которая нарушает процесс
Альманах Крым. Экономика, инновации №40 2023
продуктивного коммуникативного взаимодействия субъектов образовательного процесса, усиливает декомпозицию обучающей, воспитательной и развивающей функций, сдерживает развитие критического творческого мышления, характерных для коллективных форм учебной деятельности.
Снижению рисков чрезмерной индивидуализации цифрового обучения способствует стратегия развития коллективной проектной деятельности обучающихся, в том числе и в рамках реализации обучающимися телекоммуникационных проектов. Помимо указанных групп рисков существуют и другие угрозы цифровизации образования, связанные с правовыми и этическими аспектами, в частности, с защитой персональных данных, нарушением личного пространства преподавателей и студентов при использовании электронных ресурсов в открытой цифровой среде, а также возможностью параметрического конструирования индивидуальных учебных заданий студентов с помощью искусственного интеллекта. Кроме того, разрыв между потребностями работодателей, запросами потребителей (самих обучающихся, а также их родителей) и результатом образовательного продукта (выпускника вуза, не обладающего соответствующими цифровыми компетенциями), безусловно, представляет угрозу для рынка труда [2].
Проблема усиления кадрового голода на современном рынке труда в текущей и долгосрочной перспективе, а также невозможность выпускников вузов быть востребованными и конкурентоспособными специалистами могут вызывать социальную напряженность и экономическую нестабильность на региональном, национальном и наднациональном уровнях.
Специалисты пишут о том, что педагогика должна опираться на новые технологии, пришедшие в мир: адаптивное обучение, искусственный интеллект, иХ-дизайн, расширенную реальность [3].
Проблема соотношения аудиторной и дистанционной работы остается особо актуальной, все больше прослеживается тенденция замены лекций на телепрезентации и видеоконференции, а конспектов лекций - на цифровые заметки, снимки, скриншоты, видеозаписи. При этом цифровые технологии необходимо рассматривать как прикладной инструмент для решения образовательных задач, необходим разумный баланс в использовании цифровых и традиционных технологий в обучении, который должен определять преподаватель.
Исследователи говорят о «трех волнах» цифровизации образования в отношении их влияния на вовлеченность обучающихся в
учебный процесс при проведении аудиторных занятий. На первом этапе («проникновения Интернета») действительно произошло снижение внимания учащихся, на втором («интенсификации аудиторной работы») - «цифра» позволила улучшить взаимодействие преподавателей и студентов, использовать новые технологии для обучения, на третьем («взаимодействующая аудитория») позволила включить в образовательный процесс максимум внешних ресурсов и участников [4, с. 471]. О перечне рисков в современном формате цифровизации российского образования, которые могут привести к катастрофическим последствиям пишет И.А. Стрелкова [5, с. 105].
Российская система образования находится на пороге качественных преобразований, основанных на использовании цифровых технологий, без которых невозможно решение стоящих перед ней масштабных задач. Одним из приоритетов правительственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» является поступательное развитие российской системы высшего образования, основанное на цифровой трансформации вузов и обеспечение экономики кадрами, владеющими компетенциями для работы в условиях цифрового общества.
Библиографический список:
1. Певзнер М.Н., Петряков П.А., Донина И.А. Цифровая трансформация образовательного процесса в вузе: Риски и угрозы // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69. С. 292-294.
2. Университет 4.0: как должна происходить цифровизация вузов // URL: https://trends. rbc.ru/trends/education/60cb28709a7947641636b303 (Дата обращения: 2.11.2023)
3. Анализ опыта цифровой трансформации отечественного образования // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 1.
4.Климов А.А., Заречкин Е.Ю., Куприяновский В.П.Влияние цифровизации на систему профессионального образования и ИТ-образование. 2019. № 2. С. 468-476.
5. Стрелкова И.А. Актуальные аспекты цифровизации российского образования // Социальные новации и социальные науки. 2021. № 1 (3). С. 96-106.
References
1. Pevzner M.N., Petryakov P.A., Donina I.A. Digital transformation of the educational process at a university: Risks and threats // Problems of modern pedagogical education. 2020. № 69. P. 292-294.
2. University 4.0: how the digitalization of universities should occur // URL: https://trends. rbc.ru/trends/education/60cb28709a7947641636b303 (2.11.2023)
3. Analysis of the experience of digital transformation of domestic education // Modern problems of science and education. 2021. № 1.
4. Klimov A.A., Zarechkin E.Yu., Kupriyanovsky V.P. The impact of digitalization on the system of vocational education and IT education. 2019. № 2. P. 468-476.
5. Strelkova I.A. Current aspects of digitalization of Russian education // Social innovations and social sciences. 2021. № 1 (3). P. 96-106.