Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
753
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОЦИФРОВКА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышева Елена Николаевна, Борисенко Владимир Иванович

В статье рассматриваются проблемы цифровой трансформации системы образования в Российской Федерации. При этом в центре внимания находятся вопросы, связанные с неизбежными рисками, которые возникают в ходе цифровой трансформации системы российского образования на всех уровнях. Делается вывод о необходимости формирования цифровой грамотности и цифровой компетентности в процессе обучения детей и взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION IN RUSSIA

The article deals with the problems of digital transformation of the education system in the Russian Federation. At the same time, the focus is on issues related to the inevitable risks that arise during the digital transformation of the Russian education system at all levels. The authors make conclusion that it is necessary to form digital literacy and digital competence in the process of teaching children and adults.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ»

УДК 316.422

DOI 10.34823/SGZ.2022.3.51833

ЧЕРНЫШЕВА Елена Николаевна кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина E-mail: chernel0602@gmail.com

БОРИСЕНКО Владимир Иванович кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина E-mail: bvi095@mail.ru

Цифровая трансформация образования в России

В статье рассматриваются проблемы цифровой трансформации системы образования в Российской Федерации. При этом в центре внимания находятся вопросы, связанные с неизбежными рисками, которые возникают в ходе цифровой трансформации системы российского образования на всех уровнях. Делается вывод о необходимости формирования цифровой грамотности и цифровой компетентности в процессе обучения детей и взрослых.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая трансформация образования, оцифровка, информационно-коммуникационные технологии.

В современном мире перспективы экономического развития любого государства сегодня неразрывно связаны с формированием структур цифровой экономики. В научной литературе можно найти ряд определений понятия «цифровая экономика», из анализа которых можно выделить следующие ее сущностные особенности:

1. «Цифровая экономика включает товары или услуги, разработка, производство, продажа или предоставление которых критически зависят от цифровых технологий.

2. Цифровая экономика - это всемирная сеть экономической деятельности, обеспечиваемая информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ).

3. Цифровая экономика представляет собой хозяйственную деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде» [6].

Одновременно с появлением и развитием структур цифровой экономики происходят кардинальные изменения характера труда, которые в свою очередь делают одни профессии ненужными и устаревшими и приводят к возникновению новых. Например, в последние годы в российских ссу-зах стали обучать новым профессиям по таким направлениям, как «мехатроника и мобильная робототехника», «графический дизайн», «техническая эксплуатация и обслуживание роботизированного производства» и т.д. Все эти процессы, а также ряд других (необходимость создания системы непрерывного образования, пандемия и др.) не могут не влиять на развитие системы образования. И одним из важнейшим направлений эволюции системы образования, безусловно, является ее цифровая трансформация.

Говоря о цифровой трансформации образования, следует отличать этот процесс от процесса оцифровки. Оцифровка подразумевает перевод любой информации с физических носителей на цифровые. В системе образования оцифровке, в первую очередь, подлежит вся научная, учебно-методическая, справочная и т.д. литература. Сегодня в любом российском университете сотрудники и студенты могут пользоваться как сетевыми электронными библиотеками и образовательными ресурсами, так и электронными ресурсами, создаваемыми университетами для внутреннего использования. Кроме того, оцифровать можно и процесс самостоятельной работы. Большинство платформ открытого образования, например, таких как openedu.ru, coursera.org, stepik.org, pushkininstitute.ru [4], предоставляют большое количество возможностей для создания заданий различных типов, с автоматической проверкой и/или проверкой, требующей комментариев преподавателя. Таким образом, оцифровка позволяет лишь совершенствовать уже существующие формы и форматы работы, модели взаимодействий между участниками образовательного процесса. Иначе дело обстоит с цифровой трансформацией.

В процессе цифровизации системы образования должен создаваться новый цифровой образовательный продукт и но-

вые модели организации всех сфер образовательной деятельности. Какие можно выделить основные направления цифровой трансформации системы образования? Во-первых, перед любой образовательной организацией, как и перед любым экономическим субъектом сегодня, прежде всего, стоит задача автоматизации бизнес-процессов, задача сведения к минимуму участия в них человека. Эту задачу в образовательных организациях решают, внедряя электронные информационно-образовательные среды, которые, как правило, состоят из нескольких интегрированных между собой информационных систем: система электронного документооборота, автоматизированная система управления процессами образовательной деятельности, система бухгалтерского учета и т.д.

Во-вторых, разработка принципиально новых цифровых образовательных продуктов с использованием ИКТ. К образовательным продуктам нового поколения можно отнести си-мулятивное обучение (например, технологии виртуальной реальности (VR)), игровое «обучение с элементами виртуальной реальности, когнитивное обучение (продукты, предназначенные для улучшения оперативной памяти, способности к восприятию, к принятию решений, поиску решения задач, развития логического мышления и др.)» [1], обучение с помощью искусственного интеллекта и т.д.

В условиях быстрого перехода на дистанционное обучение во время локдауна стали очевидными проблемы, возникающие в ходе цифровой трансформации системы образования на всех ее уровнях. Прежде всего, это цифровой разрыв - неодинаковый доступ обучающихся к интернету в отдельных районах внутри страны. Понимая и признавая эту проблему, российские власти продолжают выделять значительные дополнительные средства и развивать программу подключения всех российских школ к высокоскоростному интернету. Это позволит в ближайшее время всем учащимся независимо от места жительства получить равный доступ к качественным и современным образовательным программам. Однако, как только школьник оказывается дома, то ответственность за обеспечение его необходимыми гаджета-ми, доступом в интернет переходит к родителям, которые не всегда могут справиться с этой задачей даже с помощью государства. На сегодняшний день ситуация выглядит следующим образом:

«Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, в расчете на 100 обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования:

1) всего - 13.18

1. город - 12.13

2. село - 16.20

2) имеющих доступ к сети «Интернет»:

всего - 9.61

1. город - 9.33

2. село - 10.34» [2].

Основным вызовом для российских вузов, одновременно вступивших в эпоху полного дистанционного обучения на первом этапе пандемии,«стало обеспечение качественного уровня образования в условиях полного дистанта. Все вузы столкнулись с целым рядом проблем: от нехватки серверных мощностей для обеспечения нагрузок связанных с одновременных подключение большого количества пользователей, до необеспеченности образовательных контентом в цифровом формате» [3, с. 41].

Можно выделить и ряд проблем, связанных с сопутствующими рисками. По мнению Синчуриной Е.С., к рискам цифровизации современного образовательного пространства на уровне высшего и среднего образования можно отнести:

• неизбежную конкуренцию отечественных программ и платформ с иностранными платформами;

• сокращение числа образовательных учреждений, которые будут признаны неэффективными в данных условиях;

• неправильно прописанную эффективную цифровую коммуникацию между обучающимся и преподавателем;

• потерю некоторого числа обучающейся аудитории из-за возможности получить аналогичное дистанционное образование на английском языке;

• отсутствие или недостаток квалифицированных преподавателей, которые смогли перестроиться на цифру и т.д. [5].

Подводя итоги вышесказанному, можно утверждать, что сегодня перед системой образования, в том числе и российской, возникает две оперативные задачи. Первая - сформировать цифровую грамотность у уже закончивших свое основное обучение людей через систему дополнительного образования. В том числе это касается российских учителей

и педагогов, программ повышения их квалификации. В качестве положительного примера такой работы можно привести Государственную программу дополнительного образования в сфере цифровой экономики «Цифровые профессии» [7]. Данный проект нацелен на решение приоритетных задач государства в области подготовки кадров для цифровой экономики. Таким образом, в России начала уже складываться система, в которой будет обеспечен всеобщий доступ к образованию, приобретающему при этом непрерывный характер, когда образование не заканчивается, а длится на протяжении всей жизни человека. Вторая - трансформировать систему образования, содержание образовательных программ так, чтобы на всех её уровнях формировалась цифровая компетентность или зрелость как основа для новой информационной культуры человека будущего.

Литература:

1. Жукова Е.А. Образовательные онлайн-ресурсы: определение и виды / Е.А. Жукова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. -2017. - № 19 (153). - С. 18-20. // https://moluch.ru/archive/153/43431/ (дата обращения: 06.11.2021).

2. Мониторинг цифровой трансформации образовательных организаций. //http://xn--80adpcbcoiugo1cyai5a5i.xn--p1ai/ (дата обращения: 03.11.2021).

3. Павличева Е.Н., Сосенушкин С.Е., Куприяненко И.А. Технологические аспекты цифровой трансформации образовательной деятельности вуза в условиях пандемии. // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2021. Т. 10. № 1 (53). С. 40-44. // https://elibrary.ru/download/elibrary_44853743_59451882.pdf (дата обращения: 03.11.2021).

4. Портал «Открытое образование» // https://openedu.ru/ (дата обращения: 03.11.2021).

5. Синчурина Е.С. Риски цифровизации современного образовательного пространства на примере высшего и среднего образования. // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2020. №3 (28). //https://cyberleninka.ru/article/n/riski-tsifrovizatsii-sovremennogo-ob-razovatelnogo-prostranstva-na-primere-vysshego-i-srednego-obrazova-niya (дата обращения: 06.11.2021).

6. Скляр М.А., Кудрявцева К.В. Цифровизация: основные направления, преимущества и риски. // Экономическое возрождение России. 2019. № 3 (61). С. 103-114. // https://elibrary.ru/download/elibra-ry_39547846_76534249.pdf (дата обращения: 03.11.2021).

7. Цифровые профессии. Государственная программа дополнительного образования в сфере цифровой экономики // https://xn--b1agajda1bcigeoa6ahw4g.xn--p1ai/about (дата обращения: 06.11.2021).

CHERNYSHEVA E.N.

Candidate of Philosophy, Associate Professor, Head of the Department of Social and Humanitarian

Disciplines, Pushkin State Russian Language Institute

BORISENKO V.I.

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Social and Humanitarian Disciplines, Pushkin State Russian Language Institute

Digital transformation of Education in Russia

The article deals with the problems of digital transformation of the education system in the Russian Federation. At the same time, the focus is on issues related to the inevitable risks that arise during the digital transformation of the Russian education system at all levels. The authors make conclusion that it is necessary to form digital literacy and digital competence in the process of teaching children and adults.

Keywords: digital economy, digital transformation of education, digitization, information and communication technologies.

Literature:

1. Zhukova E.A. Educational online resources: definition and views / E.A. Zhukova. - Text: immediate // Molodoi nauchenii. - 2017. - № 19 (153). - S. 18-20. https://moluch.ru/archive/153/43431/ (accessed 11/06/2021).

2. Monitoring the digital transformation of educational organizations. http://xn--80adpcbcoiugo1cyai5a5i.xn--p1ai/ (accessed 11/03/2021).

3. Pavlicheva E.N., Sosenushkin S.E., Kupriyanenko I.A. Technological aspects of the digital transformation of the educational activities of the university in the context of the pandemic. XXI century: the results of the past and the problems of the present plus. 2021. T. 10. № 1 (53). S. 40-44. https://elibrary.ru/download/elibrary_44853743_59451882.pdf (accessed 11/03/2021).

4. Portal "Open Education" // https://openedu.ru/ (date of access: 03.11.2021).

5. Sinchurina E.S. Risks of digitalization of the modern educational space on the example of higher and secondary education. Actual problems of our time: science and society. 2020. №3(28). https://cyber-leninka.ru/article/n/riski-tsifrovizatsii-sovremennogo-obrazovatelnogo-prostranstva-na-primere-vysshego-i-srednego-obrazovaniya (accessed 11/06/2021).

6. Sklyar M.A., Kudryavtseva K.V. Digitalization: main directions, advantages and risks. Economic revival of Russia. 2019. № 3 (61). S. 103-114. https://elibrary.ru/download/elibrary_39547846_76534249.pdf (accessed 11/03/2021).

7. Digital professions. State Program of Additional Education in the Field of Digital Economy // https://xn--b1agajda1bcigeoa6ahw4g.xn--p1ai/about (date of application: 06.11.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.