УДК 339.97 Грачева С.А.
Цифровая трансформация, как одна из причин увеличения числа домохозяйств из одного человека
Грачева Светлана Андриановна - студент; g [email protected].
ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева»,
Россия, Москва, 125047, Миусская площадь, дом 9.
Цифровая трансформация меняет все аспекты нашей жизни: новые формы общения, работы, построения досуга и личной жизни, поэтому и социальная система не могла не подвергнуться изменениям В этой статье рассмотрено ее влияние на тенденцию появления домохозяйств из одного человека среди молодых людей, посредством изучения закономерностей влияния современных технологий и устоев на повседневную жизнь этой категории граждан.
Ключевые слова: домохозяйство из одного человека, социальная система, цифровая трансформация, современные технологии.
Digital transformation as one of the reasons for the increase in the number of one-person households
Gracheva S.A.
D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russian Federation
Digital transformation is changing all aspects of our lives: new forms of communication, work, leisure and personal life, so the social system could not but undergo changes. This article examines its impact on the trend of one-person households among young people, analyzing the patterns of influence of modern technologies and foundations on the daily life of this category of citizens.
Key words: one-person households, social system, digital transformation, modern technologies.
Введение
Домохозяйство - это первичный элемент социальной системы, поскольку преимущественно именно в рамках домохозяйства принимаются важнейшие решения, касающиеся различных аспектов человеческой деятельности [1]. Поэтому представление о домохозяйственной структуре населения играет важную роль при планировании социальной, жилищной и экономической политики [2].
С привнесением цифровой трансформации в нашу жизнь общество постепенно начало манятся [3]. Меняются социальные ценности, размываются некоторые понятия (одним из простых примеров является фриланс, стирающий границы между домом и работой), становится значительно проще выполнять обязанности и удовлетворять потребности. Общение, путешествие, присутствие в нескольких местах одновременно больше не представляют проблем. И это так же влияет на изменение домохозяйств. Одним из возможных изменений является усиление тенденций одиночной жизни.
Домохозяйства из одного человека не новое явление, подобная форма социального элемента существовала и раньше. Однако согласно переписи и микропереписи населения доля подобных домохозяйств растет [4,5]. Таким образом среди европейских стран на их долю приходится почти треть всех домохозяйств, а в США и России - более четверти (согласно данным на 2010 год (рис.1)), и подобные тенденции продолжают расти.
38,8 37,6
45,8
28,5 33,8 309
25,7 27,4 31,5
Россия США ЕС
■ из 1 человека ■ из 2 человек ■ из 3 и более человек Рис.1. Распределение домохозяйств по количеству членов в России, США и ЕС, %, по данным переписи населения на 2010 год.
Среди представителей домохозяйств из одного человека можно выделить две подавляющие категории: одинокие (вдовствующие) пожилые люди, которые являются самой многочисленной группой, и начинающие жить самостоятельной жизнью подростки, такие как студенты или молодые работающие люди [5]. И хотя доля первых все еще велика, год за годом разница между этими двумя категориями сокращается.
Среди молодых людей растет популярность идеи сильного и независимого члена общества, что с изменением мировой социальной политики встречает все меньше порицания. Термин «родитель-одиночка» теряет свою негативную окраску, появляются люди, в принципе, не желающие создавать семью. В некоторых странах подобное явление уже получило
свое название (к подобным относится термин «поколение сампо» в Южной Корее) [6].
Экспериментальная часть
Исследование влияния цифровой трансформации общества на образ жизни, предпочтения и жизненные планы молодых людей проходило в формате анонимного опроса. В нем принимали участие граждане Российской Федерации, достигшие совершеннолетия. В ходе данной научной работы все испытуемые были разделены на три возрастные категории: лица в возрасте 18-20 лет, как правило подавляющее число представителей данной возрастной группы - студенты, только-только ставшие самостоятельными, они принимают решение о своем обучении (продолжение изучения выбранного направления, смена специальности, уход из университета и т.д.); лица в возрасте от 21 до 24 лет, в этот период времени как правило происходит выбор дальнейшего жизненного пути (здесь ставится вопрос о продолжении дальнейшего обучения, получения высшего образования, поиск постоянного места работы) или примерных его направлений; и лица старше 24 лет, представители этой категории, как правило окончательно или наиболее твердо определились со своими дальнейшими планами, имеют постоянную работу и закончили обучение.
Опрос позволил выявить основные привычки исследуемой категории людей, их способы удовлетворения первичных потребностей и личных нужд, способы решения коммунальных и бытовых вопросов, предпочтительные формы коммуникации, социальную активность.
Согласно полученным результатам подавляющее большинство опрошенных проживают в родных городах в родительском доме или в студенческом общежитии в другом городе. При этом подобные тенденции наблюдаются, как и у первой возрастной категории опрошенных, так и у второй. В основной массе молодые люди, проживающие с родителями,
100,00% -
90,00% —
80,00% —
70,00% —
60,00% —
50,00% —
40,00% —
30,00% —
20,00% — 10,00% 0,00%
собираются осуществить переезд в ближайшие 5 лет, однако почти треть опрошенных не желают этого делать. Причину подобной тенденции нельзя считать чисто экономической, поскольку среди опрошенных нет зависимости между их уровнем дохода и потребностью в переезде. В большей степени вопрос идет об удобстве, и простоте решения бытовых вопросов, поскольку подавляющее число тех, кто принял подобное решение являются студентами.
Среди опрошенных наблюдается активное пользование различными интернет-ресурсами, такими как сайты, приложения для решения повседневных вопросов как бытового характера, таких как покупка продуктов питания, одежды или техники, оплата коммунальных услуг, транспортные вопросы (только 10% опрошенных имеют личный транспорт, остальные пользуются общественным). Аналогичные тенденции наблюдаются и для решения вопросов личного характера, такого как организация досуга и отдыха.
В тоже время, среди опрошенных наблюдается снижение социальной активности. Почти четверть опрошенных проводят встречи с друзьями реже одного раза в месяц. Приоритетное время встреч -выходные дни. Меньше 12% опрошенных стараются встречаться чаще раза в неделю. При этом при оценке своего комфорта при взаимодействии с новыми людьми подавляющее число опрошенных относились к новым взаимодействиям равнодушно, или чувствовали себя неудобно при новых знакомствах. Среди людей, принявших участие в исследованиях отсутствует желание пользоваться различными приложениями или сайтами знакомств. Подобные программы есть только у 22% опрошенных. При этом люди всех трех возрастных категорий отдают большее предпочтение формам общения, которые предоставляют различные социальные сети, в частности обмен сообщениями (рис. 2).
.в4
Рис.2. Сравнение предпочтительных способов коммуникации.
В отношении вопроса о создании семьи, подавляющее количество молодых людей позитивно относятся к идее ее формирования (рис. 3). Только 1/6 часть опрошенных не планирует создавать семью, при этом нельзя выделить преобладание подобной тенденции только у мужчин или женщин. Причинами принятия подобного решения стали нежелание серьезных форм отношений, и даже страх перед ними, инфантилизм, желание сосредоточится на себе и карьерном росте, комфорт и простота одиночного образа жизни.
|
Г
■ Рассмаривают возможность создания семьи Имеют семью
Не собираются создавать семью
Рис.3. Отношение к идее создания семьи опрошенных молодых людей, в процентном соотношении.
Среди молодых людей, решивших сформировать семью можно выделить три категории: тех, кто готов к созданию семьи в течение года или двух, это малая доля (10%) всех опрошенных; тех, кто готов рассмотреть возможность создания семьи в течении 5 лет и тех, кто не готов строить серьезные отношения в ближайшие 5 лет (самая подавляющая категория, 55% опрошенных). По этим данным можно сделать вывод, что преобладающий возраст для создания семьи среди молодых людей 25-30 лет. Подобная тенденция наблюдается в связи с отсутствием острой необходимости быстрого создания семьи. Молодые люди делают выбор в пользу возможности «жизни для себя», учебы, карьерного роста, поиска жизненного пути и своего места в мире. В связи с изменениями в социальных ценностях общества, молодые люди отдают предпочтение более глубокому
знакомству с возможным партнером, оценке личностной и психологической совместимости, прежде чем принимать решение о создании семьи.
Заключение
По результатам данного исследования можно сделать следующие выводы. Цифровая трансформация общества значительно облегчает повседневную жизнь молодых людей, позволяя справляться самостоятельно с практически любыми возникающими перед ними проблемами. Молодое поколение предпочитает пользоваться различными интернет-ресурсами, приложениями или
социальными сетями для общения, решения коммунальных и бытовых вопросов. Также наблюдается снижение социальной активности людей, они реже проводят время в личном общении с друзьями, предпочитая переписки и голосовые сообщения. Тем не менее результаты показывают, что в нынешних условиях только 14% опрошенных не рассматривают возможность создания семейной ячейки общества, подавляющее большинство опрошенных рассматривают возможность создания семьи в возрасте от 25 до 30 лет, объясняя свой выбор преимущественно экономическими причинами и отсутствием необходимости скорейшего решения данного вопроса. Подобное поведение является причиной появления большой доли домохозяйств из одного человека среди молодых людей.
Список литературы
1. Кульпанова Ц-Д.Ш. Российские домохозяйства: сущность и становление. Вестник Бурятского госуниверситета. 2010/2.
2. Миронова Е.Е. Домохозяйства в экономической системе. Воронежский экономико-правовой институт.
3. Коршунов Г. П. Цифровая трансформация общества - проблемы и перспективы социологического изучения. Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2019; 1:12-22.
4. Щербакова Е.М. Домохозяйства в ЕС-28 //Демоскоп Weekly. 2016. № 671-672. — URL:http://demoscope.ru/weekly/2016/0671/barome ter671.pdf
5. Миронова А.А. Прокофьева Л.М. семья и домохозяйство в России: Демографический аспект. Демографическое обозрение. 2018. ТОМ 5, №2
6. Рулиене Л.Н. Трансформация семьи условиях цифрового общества. Вестник бурятского государственного университета: Образование. Личность. Общество. 2018. Вып. 3-4.