УДК 338.48
К.К. ЛЕВЧЕНКО
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КАК НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ СЕВЕРНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Исследуется влияние цифровой трансформации на развитие международного туризма в ряде стран Северной и Центральной Азии в условиях кризиса, вызванного пандемией COVID-19. Рассмотрено понятие феномена «цифрового разрыва». Отражена роль цифровой соединяемости и интеграции в контексте более эффективного восстановления после пандемии. Проведен сравнительный анализ цифровых трансформаций сферы туризма стран Северной и Центральной Азии.
Ключевые слова: цифровая трансформация, международный туризм, пандемия, цифровой разрыв, облачные технологии, вклад индустрии туризма.
The article explores the impact of digital transformation on the development of international tourism in a number of countries in North and Central Asia in the context of the crisis caused by the COVID-19 pandemic. The concept of the phenomenon of "digital gap" is considered. The role of digital connectivity and integration in the context of better recovery from the pandemic is reflected. A comparative analysis of the digital transformations of the tourism sector of the countries of North and Central Asia was carried out.
Keywords: digital transformation, international tourism, pandemic, digital divide, cloud technology, contribution of tourism industry.
В настоящее время сфера туризма является системообразующей сферой экономики и совместно с сопряженными с ней секторами эффективно объединяет многие виды деятельности в целях глобального экономического развития. Согласно данным ЮНВТО, туризм формирует национальные конкурентные преимущества и составляет почти 11% мирового ВВП [2], вводит в оборот более 4 трлн долларов, а для ряда стран доходы от туристской отрасли составляют основу бюджета страны.
Как известно, позитивный эффект от туризма проявляется и в инвестиционном мультипликаторе, при котором
© Левченко К.К., 2021
одна единица финансовых вложений соответствует четырем единицам суммарного дохода в сопряженных с ним видах экономической деятельности. В настоящее время развитие международного туризма происходит в условиях глубокого кризиса, связанного с пандемией и появлением новых штаммов COVID-19. Падение туристского потока в наибольшей степени произошло в странах Азиатско-Тихоокеанского региона: за текущий 2021 год потери составили 95% иностранных прибытий. На втором месте антирейтинга по снижению въездного потока находится Европа (-85% к 2019 году), на третьем месте - Ближний Восток (-83%), затем следуют Африка (-81%) и Америка (-72%) [6].
В связи с этим резко возрастает роль технологических трансформаций, которые являются главным инструментом и трендом развития мирового туристского пространства, позволяющим осуществлять взаимодействия в сфере туризма в различных странах, особенно при переходе в цифровой формат. Цифровая трансформация может способствовать достижению двойного результата - экономической трансформации и социальной инклюзивности.
В регионе Северной и Центральной Азии, который включает Азербайджан, Армению, Грузию, Казахстан, Киргизию, Российскую Федерацию, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, пандемия COVID-19 и ее каскадные социально-экономические последствия для туризма наслоились на ранее существовавшие условия. Экономика стран этого региона постепенно восстанавливалась после кризиса цен на нефть, однако по мере наступления последствий пандемии пространство для маневра правительств в бюджетно-финансовой сфере стало различаться в плане оказания чрезвычайной поддержки и принятия мер по защите домашних хозяйств и предприятий. Положительным моментом стало то, что регион продемонстрировал определенную степень устойчивости, опираясь на относительно прочный фундамент в сфере обеспечения социальной защиты, хотя внутри региона по-прежнему сохраняются значительные различия.
Введенные правительствами карантинные и ограничительные меры, направленные на сдерживание распространения инфекции COVID-19, привели к утрате доходов трудящимися, в том числе в неформальном секторе экономики, размеры которого в регионе весьма значительны, а также
к сокращению производства и доходов предприятий, в том числе малых и средних предприятий. Особенно сильно пострадали сектора туризма, гостинично-ресторанного бизнеса, розничной торговли и других услуг «прямого контакта» [6]. Кроме того, с начала пандемии в регионе Северной и Центральной Азии возник феномен «цифрового разрыва».
Страны Северной и Центральной Азии сталкиваются с многочисленными трудностями при внедрении цифровых технологий в целях усиления роли туризма и экономического роста. Правовая база еще не до конца созрела для эффективной поддержки цифровой экономики. Управление технологиями и готовность к последним достижениям в области цифровых технологий все еще находятся в стадии разработки.
Данные об использовании систем планирования туристских ресурсов (ERP) и управления взаимоотношениями с туристами (CRM) могут служить ценным показателем уровня циф-ровизации международного туризма. В связи с новизной этого показателя национальные статистические ведомства Северной и Центральной Азии не всегда обладают такой информацией. В Российской Федерации, где в целом наблюдается более высокий уровень развития внутреннего и регионального туризма, доля предприятий, внедривших в 2018 году системы ERP и CRM, составила 21,6 и 17,6% соответственно [3]. Предположительно, для других стран региона эти показатели будут ниже. Использование систем ERP и CRM в Северной и Центральной Азии ниже уровня большинства европейских стран. Для сравнения: в 2018 году доля эстонских предприятий, исполь-
зующих системы ERP и CRM, достигла 28 и 24%, в то время как аналогичные показатели для Финляндии составили соответственно 39 и 39% [10].
Еще одним показателем, который может отражать степень цифровизации международного туризма, являются облачные вычисления. Под облачными вычислениями понимается «сетевой доступ по требованию к общему пулу поддающихся конфигурированию вы-
Приведенные выше показатели свидетельствуют о различиях в развитии цифровых технологий ведущих стран мирового туристского пространства, а также о важности дальнейших инвестиций в развитие цифровой инфраструктуры в Северной и Центральной Азии. Развертывание более совершенной инфраструктуры заложит прочный фундамент, которым страны смогут воспользоваться для дальнейшего развития международного туризма. Существуют также возможности для регионального сотрудничества в целях развития региональной цифровой инфраструктуры туризма. Помимо обсуждения стратегий, призванных на-
числительных ресурсов (т.е. к сетям, серверам, хранилищам, приложениям и службам, особенно в средствах размещения туристов), которые могут быть быстро предоставлены и освобождены с минимальными затратами на управление или взаимодействие с поставщиками услуг» [9]. В 2019 году доля российских предприятий, использующих облачные технологии, составила 27% (рис. 1).
править усилия по цифровизации на достижение целей устойчивого развития международного туризма, особую озабоченность вызывает также роль цифровой соединяемости и интеграции в контексте более эффективного восстановления после пандемии COVID-19 [7].
Что касается стран Северной и Центральной Азии, то здесь можно наблюдать следующую картину.
Цифровая трансформация сферы туризма является одним из экономических и политических приоритетов Армении. С целью стимулирования развития конкурентоспособной в глобальном масштабе цифровой экономи-
Рис. 1. Доля предприятий сферы туризма, использующих облачные технологии
в 2019 году, %
ки, включая сектор международного туризма, правительством в сотрудничестве с международными донорами и Центром стратегических инициатив разработана Повестка цифровой трансформации Армении до 2030 года. Повестка направлена на внедрение цифровых технологий в пяти основных областях: инфраструктура ИКТ; новые управленческие подходы; развитие навыков и компетенций в области работы с цифровыми технологиями; создание вспомогательных институциональных рамок; инвестиции в кибер-безопасность. Правительство Армении продемонстрировало приверженность делу распространения преимуществ цифровой экономики на все ведущие сектора индустрии туризма и преодоления «цифрового разрыва».
Цифровая трансформация является также приоритетным направлением Национальной стратегии по развитию информационного общества в Азербайджане. Цифровые технологии во многом рассматриваются как важный стратегический вектор национального и международного туризма. В этой стратегии предусмотрены, в частности, меры по развитию туристского потенциала Азербайджана, наращиванию цифровизации.
В отличие от некоторых других стран Северной и Центральной Азии, в Грузии нет отдельной национальной стратегии по цифровизации. Вместо этого политические цели и задачи цифровизации включены в Стратегию социально-экономического развития «Грузия 2020». Стратегия определяет целевые области для цифровой трансформации экономики, управления и общества: создание надежной и эффективной национальной инновационной экосистемы; расширение доступа к вы-
сокоскоростному широкополосному интернету; цифровизация образования; цифровое правительство; создание потенциала для развития цифро-визации в различных отраслях экономики, включая туризм.
Программа «Цифровой Казахстан» на 2018-2022 годы нацелена не только на повышение уровня жизни граждан, но и на создание основ для развития внутреннего туризма путем внедрения цифровых технологий. Приоритетным направлением является создание благоприятной деловой экосистемы на основе тесного сотрудничества между научными кругами и предприятиями туристского бизнеса.
С 2018 года в Казахстане начали применяться технологии мониторинга космического туризма как важнейшего инструмента цифровой трансформации, активно участвующего в создании основ цифровой экономики Казахстана.
Цифровая трансформация в Киргизии осуществляется в соответствии с Программой «Таза Коом», принятой еще в 2017 году. В рамках национальной стратегии устойчивого развития туризма программа «Таза Коом» нацелена на создание основ для долгосрочного устойчивого роста туристской отрасли посредством инвестиций в потенциал туристских предприятий. В своей политике циф-ровизации Киргизия придерживается принципа цифровой инклюзивно-сти, обеспечивая равный доступ всего населения страны независимо от возраста, пола и места проживания к преимуществам цифровой трансформации. В конце 2018 года в республике была утверждена Концепция цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2019-2023». Основной
целью концепции является обеспечение структурированного подхода к цифровой трансформации в сфере общества, управления и экономики. Посредством постепенного улучшения туристских ресурсов в направлении развития цифровой инфраструктуры Киригизия стремится стать региональным хабом для инициативы «Цифровой Шелковый путь».
Что касается Российской Федерации, то в рамках реализации указа Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 была сформирована Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» на 2018-2024 годы. Целью Программы является создание благоприятных условий для развития цифровой экономики и роста цифровых инноваций во всех отраслях, включая индустрию туризма и гостеприимства. Программа направлена на поддержку применения всех последних достижений в области цифровых технологий, но в первую очередь на разработку цифровых решений на основе больших данных, искусственного интеллекта, нейротех-нологий, блокчейна, квантовых вычислений, интернета вещей, робототехники, виртуальной и дополненной реальности.
Политические приоритеты и меры по цифровой трансформации экономики Таджикистана закреплены в Национальной стратегии развития страны на период до 2030 года.
В долгосрочной перспективе (20312040 годы) Таджикистан стремится внести свой вклад в высокий уровень цифровизации в приоритетных секторах: туризме, производстве энергии, телекоммуникациях, транспорте, торговле, производстве, образовании и здравоохранении. Посредством циф-
ровой трансформации экономики и ее отраслей Таджикистан хочет улучшить социальное благополучие и внести свой вклад в долгосрочное устойчивое развитие, включая международный туризм [4].
В 2018 году в Туркменистане была принята Концепция развития цифровой экономики на 2019-2025 годы для поддержки цифровой трансформации всех отраслей и сфер деятельности. Концепция дополняется дорожной картой в области технологий, которая направлена на создание экономики знаний и повышение производительности экономики.
В целях создания благоприятных условий для развития цифровой трансформации в туризме Туркменистан внес изменения в действующую нормативно-правовую базу и принял новые законы. В 2019 году были приняты новые законы и поправки в существующие законодательные акты, например законы «О кибербезопас-ности» и «О правовом регулировании развития сети Интернет и оказания туристских интернет-услуг в Туркменистане». В настоящее время в Туркменистане ведется работа по развитию системы межведомственного цифрового обмена в целях обеспечения более эффективной связи в рамках всего правительства. Для ускорения цифровой трансформации правительством была создана межведомственная рабочая группа и агентство «Туркмен Арагатнашык», что, конечно, будет способствовать дальнейшим технологическим трансформациям в сфере внутреннего и международного туризма.
Программа «Цифровой Узбекистан 2030» устанавливает приоритеты и определяет меры по осуществлению
цифровой трансформации. Она направлена на создание благоприятных условий для привлечения прямых иностранных инвестиций, повышение качества национальной инфраструктуры ИКТ, реализацию концепции «умного» города, совершенствование навыков и компетенций в области работы с цифровыми технологиями, особенно в сфере гостеприимства. Создание благоприятных условий для развития цифровых инноваций и туристского предпринимательства регулируется Стратегией инновационного развития на 2019-2021 годы. В 2020 году правительством был создан Технологический парк программных продуктов и информационных технологий для стимулирования разработки конкурентоспособных на глобальном уровне программных продуктов и создания в Узбекистане кластера аутсорсинга бизнеса, где немаловажное место отведено туристскому бизнесу.
Таким образом, пандемия COVID-19 обусловила необходимость применения цифровых контрмер, что выявило существующий в данном регионе разрыв в цифровых технологиях. Цифровой разрыв может лишить жителей страны возможности своевременно получать свежую информацию по туристским возможностям, а также может расширить разрыв в сфере международного туризма в целом и привести к тому, что лица, не обладающие навыками использования ИКТ, окажутся в еще более неблагоприятном положении во время пандемии. Следовательно, COVID-19 предоставляет правительствам хорошую возможность для устранения цифрового разрыва и содействия всеобщему и равноправному доступу к инфраструктуре ИКТ.
Ускорение цифровой трансформации в сфере туризма является одним из часто озвучиваемых позитивных последствий пандемии COVID-19. Туристские предприятия все чаще используют цифровые инструменты и услуги для обеспечения функционирования внутреннего туризма в условиях социального дистанцирования и карантинных мер.
Хотя цифровая соединяемость открывает широкие возможности для развития международного туризма в режиме онлайн и может облегчить ведение бизнеса и сократить расходы, цифровой разрыв по-прежнему вызывает озабоченность.
Отсутствие доступа к цифровым устройствам и широкополосному интернету может ограничить использование цифровых продуктов и услуг в сфере туризма и его секторах, таких как электронное обучение персонала, электронное бронирование и электронное самопоселение туристов в отелях.
Меры по сдерживанию распространения COVID-19 продолжают увеличивать зависимость от цифровых услуг как от механизма выживания общества и населения, и это еще больше усиливает уязвимость всех секторов туризма, приводя к значительным негативным последствиям в плане доступа к туристским услугам, формирования турпродукта.
В странах Северной и Центральной Азии, где туризм вносит значительный вклад в ВВП, ограничения на поездки, вызванные пандемией, оказали разрушительное воздействие на экономику. Поскольку туризм зачастую основывается на географии или культурной истории, последствия замедления темпов роста географи-
чески сконцентрированы в конкретных регионах и городах. В некоторых странах, таких как Грузия, доходы от туризма в 2019 году составили 39,5% от общего объема экспорта, в Арме-
нии - 25,2% [8]. Кроме того, как показано на рис. 2, туризм не только вносит существенный вклад в общий ВВП, но и обеспечивает официальную занятость.
Рис. 2. Вклад индустрии туризма в обеспечение занятости и ВВП в отдельных странах Северной и Центральной Азии (составлено автором по источнику [3])
Таким образом, в современных реалиях цифровые трансформации представляют собой новый этап в развитии международного и внутреннего туризма. Надежды на быстрый выход человечества из пандемии не оправдались, и, вероятно, цифровые трансформации в сфере международного туризма еще длительное время будут развиваться в
условиях особых требований и ограничений, возникших в 2020 году. В этом контексте актуальной остается задача полномасштабной адаптации механизмов взаимодействия к текущим форматам, без откладывания решения насущных вопросов до восстановления нормального хода международного сотрудничества в сфере туризма.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. Цифровая экономика: 2019: крат. стат. сб. / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». М., 2019. С. 96.
2. Атлас мировых данных Knoema. URL: https://knoema.ru (дата обращения: 20.09.2021).
3. Всемирный совет по туризму и путешествиям. URL: https://tool.wttc.org. (дата обращения: 01.10.2021).
4. Стародубцева Е.Б., Маркова О.М. Цифровая трансформация мировой экономики // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер. «Экономика». 2018. № 2. С. 7-15.
5. Global Economic Impact & Trends 2019 // World Travel & Tourism Council. URL: http:// ambassade-ethiopie.fr/onewebmedia/Tourism-WTTC-Global-Economic-Impact-Trends-2020.pdf (дата обращения: 16.09.2021).
6. Impact assessment of the COVID-19 outbreak on international tourism // World Tourism Organisation. URL: https://www. unwto.org/impact-assessment-of-the-covid-19-outbreak-oninternational-tourism (дата обращения: 25.01.2021).
7. COVID-19 and Tourism: Assessing the Economic Consequences// UN. 2020. July. P. 1-27. URL: https://www.southsouth-galaxy.org/wp-content/uploads/2020/09/ditcinf2020d3_en.pdf (дата обращения: 28.09.2021).
8. Gossling S., Scott D, Hall C.M. Pandemics, tourism and global change: a rapid assessment of COVID-19 //Journal of Sustainable Tourism. 2021. Vol. 29, No. 1. P. 1-20.
9. World Bank. Cloud computing overview (English). Washington D.C., 2016.
10. World Tourism Barometer // World Tourism Organisation. URL: https://webunwto.s3.eu-west-1.amazonaws.com/s3fspublic/2020-5/UNWT0_Barom20_02_May.pdf (дата обращения: 22.09.2021).