Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КАК НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ СЕВЕРНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КАК НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ СЕВЕРНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
124
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / ПАНДЕМИЯ / ЦИФРОВОЙ РАЗРЫВ / ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВКЛАД ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Левченко К. К.

Исследуется влияние цифровой трансформации на развитие международного туризма в ряде стран Северной и Центральной Азии в условиях кризиса, вызванного пандемией COVID-19. Рассмотрено понятие феномена «цифрового разрыва». Отражена роль цифровой соединяемости и интеграции в контексте более эффективного восстановления после пандемии. Проведен сравнительный анализ цифровых трансформаций сферы туризма стран Северной и Центральной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION AS A NEW STAGE IN THE DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL TOURISM IN THE REGION OF NORTH AND CENTRAL ASIA

The article explores the impact of digital transformation on the development of international tourism in a number of countries in North and Central Asia in the context of the crisis caused by the COVID-19 pandemic. The concept of the phenomenon of “digital gap” is considered. The role of digital connectivity and integration in the context of better recovery from the pandemic is re ected. A comparative analysis of the digital transformations of the tourism sector of the countries of North and Central Asia was carried out.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КАК НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ СЕВЕРНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»

УДК 338.48

К.К. ЛЕВЧЕНКО

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КАК НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ СЕВЕРНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Исследуется влияние цифровой трансформации на развитие международного туризма в ряде стран Северной и Центральной Азии в условиях кризиса, вызванного пандемией COVID-19. Рассмотрено понятие феномена «цифрового разрыва». Отражена роль цифровой соединяемости и интеграции в контексте более эффективного восстановления после пандемии. Проведен сравнительный анализ цифровых трансформаций сферы туризма стран Северной и Центральной Азии.

Ключевые слова: цифровая трансформация, международный туризм, пандемия, цифровой разрыв, облачные технологии, вклад индустрии туризма.

The article explores the impact of digital transformation on the development of international tourism in a number of countries in North and Central Asia in the context of the crisis caused by the COVID-19 pandemic. The concept of the phenomenon of "digital gap" is considered. The role of digital connectivity and integration in the context of better recovery from the pandemic is reflected. A comparative analysis of the digital transformations of the tourism sector of the countries of North and Central Asia was carried out.

Keywords: digital transformation, international tourism, pandemic, digital divide, cloud technology, contribution of tourism industry.

В настоящее время сфера туризма является системообразующей сферой экономики и совместно с сопряженными с ней секторами эффективно объединяет многие виды деятельности в целях глобального экономического развития. Согласно данным ЮНВТО, туризм формирует национальные конкурентные преимущества и составляет почти 11% мирового ВВП [2], вводит в оборот более 4 трлн долларов, а для ряда стран доходы от туристской отрасли составляют основу бюджета страны.

Как известно, позитивный эффект от туризма проявляется и в инвестиционном мультипликаторе, при котором

© Левченко К.К., 2021

одна единица финансовых вложений соответствует четырем единицам суммарного дохода в сопряженных с ним видах экономической деятельности. В настоящее время развитие международного туризма происходит в условиях глубокого кризиса, связанного с пандемией и появлением новых штаммов COVID-19. Падение туристского потока в наибольшей степени произошло в странах Азиатско-Тихоокеанского региона: за текущий 2021 год потери составили 95% иностранных прибытий. На втором месте антирейтинга по снижению въездного потока находится Европа (-85% к 2019 году), на третьем месте - Ближний Восток (-83%), затем следуют Африка (-81%) и Америка (-72%) [6].

В связи с этим резко возрастает роль технологических трансформаций, которые являются главным инструментом и трендом развития мирового туристского пространства, позволяющим осуществлять взаимодействия в сфере туризма в различных странах, особенно при переходе в цифровой формат. Цифровая трансформация может способствовать достижению двойного результата - экономической трансформации и социальной инклюзивности.

В регионе Северной и Центральной Азии, который включает Азербайджан, Армению, Грузию, Казахстан, Киргизию, Российскую Федерацию, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, пандемия COVID-19 и ее каскадные социально-экономические последствия для туризма наслоились на ранее существовавшие условия. Экономика стран этого региона постепенно восстанавливалась после кризиса цен на нефть, однако по мере наступления последствий пандемии пространство для маневра правительств в бюджетно-финансовой сфере стало различаться в плане оказания чрезвычайной поддержки и принятия мер по защите домашних хозяйств и предприятий. Положительным моментом стало то, что регион продемонстрировал определенную степень устойчивости, опираясь на относительно прочный фундамент в сфере обеспечения социальной защиты, хотя внутри региона по-прежнему сохраняются значительные различия.

Введенные правительствами карантинные и ограничительные меры, направленные на сдерживание распространения инфекции COVID-19, привели к утрате доходов трудящимися, в том числе в неформальном секторе экономики, размеры которого в регионе весьма значительны, а также

к сокращению производства и доходов предприятий, в том числе малых и средних предприятий. Особенно сильно пострадали сектора туризма, гостинично-ресторанного бизнеса, розничной торговли и других услуг «прямого контакта» [6]. Кроме того, с начала пандемии в регионе Северной и Центральной Азии возник феномен «цифрового разрыва».

Страны Северной и Центральной Азии сталкиваются с многочисленными трудностями при внедрении цифровых технологий в целях усиления роли туризма и экономического роста. Правовая база еще не до конца созрела для эффективной поддержки цифровой экономики. Управление технологиями и готовность к последним достижениям в области цифровых технологий все еще находятся в стадии разработки.

Данные об использовании систем планирования туристских ресурсов (ERP) и управления взаимоотношениями с туристами (CRM) могут служить ценным показателем уровня циф-ровизации международного туризма. В связи с новизной этого показателя национальные статистические ведомства Северной и Центральной Азии не всегда обладают такой информацией. В Российской Федерации, где в целом наблюдается более высокий уровень развития внутреннего и регионального туризма, доля предприятий, внедривших в 2018 году системы ERP и CRM, составила 21,6 и 17,6% соответственно [3]. Предположительно, для других стран региона эти показатели будут ниже. Использование систем ERP и CRM в Северной и Центральной Азии ниже уровня большинства европейских стран. Для сравнения: в 2018 году доля эстонских предприятий, исполь-

зующих системы ERP и CRM, достигла 28 и 24%, в то время как аналогичные показатели для Финляндии составили соответственно 39 и 39% [10].

Еще одним показателем, который может отражать степень цифровизации международного туризма, являются облачные вычисления. Под облачными вычислениями понимается «сетевой доступ по требованию к общему пулу поддающихся конфигурированию вы-

Приведенные выше показатели свидетельствуют о различиях в развитии цифровых технологий ведущих стран мирового туристского пространства, а также о важности дальнейших инвестиций в развитие цифровой инфраструктуры в Северной и Центральной Азии. Развертывание более совершенной инфраструктуры заложит прочный фундамент, которым страны смогут воспользоваться для дальнейшего развития международного туризма. Существуют также возможности для регионального сотрудничества в целях развития региональной цифровой инфраструктуры туризма. Помимо обсуждения стратегий, призванных на-

числительных ресурсов (т.е. к сетям, серверам, хранилищам, приложениям и службам, особенно в средствах размещения туристов), которые могут быть быстро предоставлены и освобождены с минимальными затратами на управление или взаимодействие с поставщиками услуг» [9]. В 2019 году доля российских предприятий, использующих облачные технологии, составила 27% (рис. 1).

править усилия по цифровизации на достижение целей устойчивого развития международного туризма, особую озабоченность вызывает также роль цифровой соединяемости и интеграции в контексте более эффективного восстановления после пандемии COVID-19 [7].

Что касается стран Северной и Центральной Азии, то здесь можно наблюдать следующую картину.

Цифровая трансформация сферы туризма является одним из экономических и политических приоритетов Армении. С целью стимулирования развития конкурентоспособной в глобальном масштабе цифровой экономи-

Рис. 1. Доля предприятий сферы туризма, использующих облачные технологии

в 2019 году, %

ки, включая сектор международного туризма, правительством в сотрудничестве с международными донорами и Центром стратегических инициатив разработана Повестка цифровой трансформации Армении до 2030 года. Повестка направлена на внедрение цифровых технологий в пяти основных областях: инфраструктура ИКТ; новые управленческие подходы; развитие навыков и компетенций в области работы с цифровыми технологиями; создание вспомогательных институциональных рамок; инвестиции в кибер-безопасность. Правительство Армении продемонстрировало приверженность делу распространения преимуществ цифровой экономики на все ведущие сектора индустрии туризма и преодоления «цифрового разрыва».

Цифровая трансформация является также приоритетным направлением Национальной стратегии по развитию информационного общества в Азербайджане. Цифровые технологии во многом рассматриваются как важный стратегический вектор национального и международного туризма. В этой стратегии предусмотрены, в частности, меры по развитию туристского потенциала Азербайджана, наращиванию цифровизации.

В отличие от некоторых других стран Северной и Центральной Азии, в Грузии нет отдельной национальной стратегии по цифровизации. Вместо этого политические цели и задачи цифровизации включены в Стратегию социально-экономического развития «Грузия 2020». Стратегия определяет целевые области для цифровой трансформации экономики, управления и общества: создание надежной и эффективной национальной инновационной экосистемы; расширение доступа к вы-

сокоскоростному широкополосному интернету; цифровизация образования; цифровое правительство; создание потенциала для развития цифро-визации в различных отраслях экономики, включая туризм.

Программа «Цифровой Казахстан» на 2018-2022 годы нацелена не только на повышение уровня жизни граждан, но и на создание основ для развития внутреннего туризма путем внедрения цифровых технологий. Приоритетным направлением является создание благоприятной деловой экосистемы на основе тесного сотрудничества между научными кругами и предприятиями туристского бизнеса.

С 2018 года в Казахстане начали применяться технологии мониторинга космического туризма как важнейшего инструмента цифровой трансформации, активно участвующего в создании основ цифровой экономики Казахстана.

Цифровая трансформация в Киргизии осуществляется в соответствии с Программой «Таза Коом», принятой еще в 2017 году. В рамках национальной стратегии устойчивого развития туризма программа «Таза Коом» нацелена на создание основ для долгосрочного устойчивого роста туристской отрасли посредством инвестиций в потенциал туристских предприятий. В своей политике циф-ровизации Киргизия придерживается принципа цифровой инклюзивно-сти, обеспечивая равный доступ всего населения страны независимо от возраста, пола и места проживания к преимуществам цифровой трансформации. В конце 2018 года в республике была утверждена Концепция цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2019-2023». Основной

целью концепции является обеспечение структурированного подхода к цифровой трансформации в сфере общества, управления и экономики. Посредством постепенного улучшения туристских ресурсов в направлении развития цифровой инфраструктуры Киригизия стремится стать региональным хабом для инициативы «Цифровой Шелковый путь».

Что касается Российской Федерации, то в рамках реализации указа Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 была сформирована Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» на 2018-2024 годы. Целью Программы является создание благоприятных условий для развития цифровой экономики и роста цифровых инноваций во всех отраслях, включая индустрию туризма и гостеприимства. Программа направлена на поддержку применения всех последних достижений в области цифровых технологий, но в первую очередь на разработку цифровых решений на основе больших данных, искусственного интеллекта, нейротех-нологий, блокчейна, квантовых вычислений, интернета вещей, робототехники, виртуальной и дополненной реальности.

Политические приоритеты и меры по цифровой трансформации экономики Таджикистана закреплены в Национальной стратегии развития страны на период до 2030 года.

В долгосрочной перспективе (20312040 годы) Таджикистан стремится внести свой вклад в высокий уровень цифровизации в приоритетных секторах: туризме, производстве энергии, телекоммуникациях, транспорте, торговле, производстве, образовании и здравоохранении. Посредством циф-

ровой трансформации экономики и ее отраслей Таджикистан хочет улучшить социальное благополучие и внести свой вклад в долгосрочное устойчивое развитие, включая международный туризм [4].

В 2018 году в Туркменистане была принята Концепция развития цифровой экономики на 2019-2025 годы для поддержки цифровой трансформации всех отраслей и сфер деятельности. Концепция дополняется дорожной картой в области технологий, которая направлена на создание экономики знаний и повышение производительности экономики.

В целях создания благоприятных условий для развития цифровой трансформации в туризме Туркменистан внес изменения в действующую нормативно-правовую базу и принял новые законы. В 2019 году были приняты новые законы и поправки в существующие законодательные акты, например законы «О кибербезопас-ности» и «О правовом регулировании развития сети Интернет и оказания туристских интернет-услуг в Туркменистане». В настоящее время в Туркменистане ведется работа по развитию системы межведомственного цифрового обмена в целях обеспечения более эффективной связи в рамках всего правительства. Для ускорения цифровой трансформации правительством была создана межведомственная рабочая группа и агентство «Туркмен Арагатнашык», что, конечно, будет способствовать дальнейшим технологическим трансформациям в сфере внутреннего и международного туризма.

Программа «Цифровой Узбекистан 2030» устанавливает приоритеты и определяет меры по осуществлению

цифровой трансформации. Она направлена на создание благоприятных условий для привлечения прямых иностранных инвестиций, повышение качества национальной инфраструктуры ИКТ, реализацию концепции «умного» города, совершенствование навыков и компетенций в области работы с цифровыми технологиями, особенно в сфере гостеприимства. Создание благоприятных условий для развития цифровых инноваций и туристского предпринимательства регулируется Стратегией инновационного развития на 2019-2021 годы. В 2020 году правительством был создан Технологический парк программных продуктов и информационных технологий для стимулирования разработки конкурентоспособных на глобальном уровне программных продуктов и создания в Узбекистане кластера аутсорсинга бизнеса, где немаловажное место отведено туристскому бизнесу.

Таким образом, пандемия COVID-19 обусловила необходимость применения цифровых контрмер, что выявило существующий в данном регионе разрыв в цифровых технологиях. Цифровой разрыв может лишить жителей страны возможности своевременно получать свежую информацию по туристским возможностям, а также может расширить разрыв в сфере международного туризма в целом и привести к тому, что лица, не обладающие навыками использования ИКТ, окажутся в еще более неблагоприятном положении во время пандемии. Следовательно, COVID-19 предоставляет правительствам хорошую возможность для устранения цифрового разрыва и содействия всеобщему и равноправному доступу к инфраструктуре ИКТ.

Ускорение цифровой трансформации в сфере туризма является одним из часто озвучиваемых позитивных последствий пандемии COVID-19. Туристские предприятия все чаще используют цифровые инструменты и услуги для обеспечения функционирования внутреннего туризма в условиях социального дистанцирования и карантинных мер.

Хотя цифровая соединяемость открывает широкие возможности для развития международного туризма в режиме онлайн и может облегчить ведение бизнеса и сократить расходы, цифровой разрыв по-прежнему вызывает озабоченность.

Отсутствие доступа к цифровым устройствам и широкополосному интернету может ограничить использование цифровых продуктов и услуг в сфере туризма и его секторах, таких как электронное обучение персонала, электронное бронирование и электронное самопоселение туристов в отелях.

Меры по сдерживанию распространения COVID-19 продолжают увеличивать зависимость от цифровых услуг как от механизма выживания общества и населения, и это еще больше усиливает уязвимость всех секторов туризма, приводя к значительным негативным последствиям в плане доступа к туристским услугам, формирования турпродукта.

В странах Северной и Центральной Азии, где туризм вносит значительный вклад в ВВП, ограничения на поездки, вызванные пандемией, оказали разрушительное воздействие на экономику. Поскольку туризм зачастую основывается на географии или культурной истории, последствия замедления темпов роста географи-

чески сконцентрированы в конкретных регионах и городах. В некоторых странах, таких как Грузия, доходы от туризма в 2019 году составили 39,5% от общего объема экспорта, в Арме-

нии - 25,2% [8]. Кроме того, как показано на рис. 2, туризм не только вносит существенный вклад в общий ВВП, но и обеспечивает официальную занятость.

Рис. 2. Вклад индустрии туризма в обеспечение занятости и ВВП в отдельных странах Северной и Центральной Азии (составлено автором по источнику [3])

Таким образом, в современных реалиях цифровые трансформации представляют собой новый этап в развитии международного и внутреннего туризма. Надежды на быстрый выход человечества из пандемии не оправдались, и, вероятно, цифровые трансформации в сфере международного туризма еще длительное время будут развиваться в

условиях особых требований и ограничений, возникших в 2020 году. В этом контексте актуальной остается задача полномасштабной адаптации механизмов взаимодействия к текущим форматам, без откладывания решения насущных вопросов до восстановления нормального хода международного сотрудничества в сфере туризма.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. Цифровая экономика: 2019: крат. стат. сб. / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». М., 2019. С. 96.

2. Атлас мировых данных Knoema. URL: https://knoema.ru (дата обращения: 20.09.2021).

3. Всемирный совет по туризму и путешествиям. URL: https://tool.wttc.org. (дата обращения: 01.10.2021).

4. Стародубцева Е.Б., Маркова О.М. Цифровая трансформация мировой экономики // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер. «Экономика». 2018. № 2. С. 7-15.

5. Global Economic Impact & Trends 2019 // World Travel & Tourism Council. URL: http:// ambassade-ethiopie.fr/onewebmedia/Tourism-WTTC-Global-Economic-Impact-Trends-2020.pdf (дата обращения: 16.09.2021).

6. Impact assessment of the COVID-19 outbreak on international tourism // World Tourism Organisation. URL: https://www. unwto.org/impact-assessment-of-the-covid-19-outbreak-oninternational-tourism (дата обращения: 25.01.2021).

7. COVID-19 and Tourism: Assessing the Economic Consequences// UN. 2020. July. P. 1-27. URL: https://www.southsouth-galaxy.org/wp-content/uploads/2020/09/ditcinf2020d3_en.pdf (дата обращения: 28.09.2021).

8. Gossling S., Scott D, Hall C.M. Pandemics, tourism and global change: a rapid assessment of COVID-19 //Journal of Sustainable Tourism. 2021. Vol. 29, No. 1. P. 1-20.

9. World Bank. Cloud computing overview (English). Washington D.C., 2016.

10. World Tourism Barometer // World Tourism Organisation. URL: https://webunwto.s3.eu-west-1.amazonaws.com/s3fspublic/2020-5/UNWT0_Barom20_02_May.pdf (дата обращения: 22.09.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.