Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА'

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ / ДИДЖИТАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левченко К.К., Левченко Т.П.

В настоящее время сфера международного туризма является системообразующей сферой экономики, и совместно с сопряженными с ней секторами эффективно объединяет многие виды деятельности в целях глобального экономического развития. В статье рассмотрены основные процессы развития международного туризма с позиции идентификации структурных элементов в их взаимосвязях и взаимозависимостях. Обоснованы факторы развития международного туризма, среди которых экономические, политические, природные, террористические, эпидемиологические, а также факторы технологических и цифровых трансформаций. Представлена структурная схема процессов развития международного туризма, отражающая основные процессы и принципы функционирования. Выявлены ключевые аспекты процессов развития международного туризма , включающие производственный, распределения и реализации туристского продукта, цифровых трансформаций, прогнозирования и планирования международных туристских потоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACH TO RESEARCH ON THE DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL TOURISM

International tourism is now the backbone of the economy and, together with its associated sectors, effectively combines many activities for global economic development. The article considers the main processes of development of international tourism from the point of view of identification of structural elements in their interrelationships and interdependencies. The factors of international tourism development, including economic, political, natural, terrorist, epidemiological, as well as factors of technological and digital transformations, are justified. A structural diagram of international tourism development processes is presented, reflecting the main processes and principles of operation. Key aspects of the development of international tourism, including the production, distribution and sale of the tourist product, digital transformations, forecasting and planning of international tourist flows, have been identified.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА»

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-160-164

К.К. Левченко - к.э.н., заместитель руководителя территориального органа МИД России в г. Сочи, sochikos@yandex.ru,

K.K. Levchenko - Candidate of Economic Sciences, Deputy Head of the Territorial Body of the Russian Foreign Ministry in Sochi;

Т.П. Левченко - д.э.н., профессор кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса, ФГБОУ ВО Сочинский государственный университет, lekonst@mail.ru,

T.P. Levchenko - Doctor of Economics Sciences, Professor of the Department of Hotel and Restaurant Business, FSBOU VO Sochi State University.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА METHODOLOGICAL APPROACH TO RESEARCH ON THE DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL TOURISM

Аннотация. В настоящее время сфера международного туризма является системообразующей сферой экономики, и совместно с сопряженными с ней секторами эффективно объединяет многие виды деятельности в целях глобального экономического развития. В статье рассмотрены основные процессы развития международного туризма с позиции идентификации структурных элементов в их взаимосвязях и взаимозависимостях. Обоснованы факторы развития международного туризма, среди которых экономические, политические, природные, террористические, эпидемиологические, а также факторы технологических и цифровых трансформаций. Представлена структурная схема процессов развития международного туризма, отражающая основные процессы и принципы функционирования. Выявлены ключевые аспекты процессов развития международного туризма , включающие производственный, распределения и реализации туристского продукта, цифровых трансформаций, прогнозирования и планирования международных туристских потоков.

Abstract. International tourism is now the backbone of the economy and, together with its associated sectors, effectively combines many activities for global economic development. The article considers the main processes of development of international tourism from the point of view of identification of structural elements in their interrelationships and interdependencies. The factors of international tourism development, including economic, political, natural, terrorist, epidemiological, as well as factors of technological and digital transformations, are justified. A structural diagram of international tourism development processes is presented, reflecting the main processes and principles of operation. Key aspects of the development of international tourism, including the production, distribution and sale of the tourist product, digital transformations, forecasting and planning of international tourist flows, have been identified.

Ключевые слова: международный туризм, процессы развития, цифровые трансформации, диджитализация.

Keywords: international tourism, development processes, digital transformation, digitisation.

В настоящее время туризм все более становится как политическим, так и социальным вектором, определяющим процессы глобализации и трансформации в экономике многих стран и регионов. Согласно данных ЮНВТО, туризм формирует национальные конкурентные преимущества и составляет почти 11 % мирового ВВП, а для ряда стран доходы от туристской отрасли составляют основу в бюджете страны. Тем не менее, современное состояние туризма отличается наличием противоречий в структуре его организации, в направлении его развития, в состоянии качественных и количественных характеристик [1]. Особенно остро данные противоречия проявились в условиях распространения Пандемии COVID-19, что привело к необходимости пересмотра традиционных подходов относительно ведущих секторов туризма - въездного и выездного, и в частности, международного.

Международный туризм в значительной степени пострадал от коронавируса, поскольку резко сократился спрос на услуги, являющиеся крупнейшими источниками валютных поступлений.

В современных условиях темпы роста международного туризма, как правило, находят-

ся в прямой зависимости от следующих факторов: экономических, политических, природных, террористических, эпидемиологических, а также факторов технологических и цифровых трансформаций, причем цифровые трансформации являются одним из значимых трендов развития индустрии туризма и гостеприимства, устойчивого развития экономики в целом.

Действие экономических факторов, как правило, сопряжено с происходящими мировыми экономическими кризисами, влияние которых отрицательно сказывается на платежеспособности туристов. Политические факторы проявляются, прежде всего, в ослаблении туристских потоков вследствие возникающих военных конфликтах в той или иной стране. Действие природных факторов также может отрицательно сказаться на динамике туристских потоков, если природные явления приводят к разрушениям и природным катаклизмам: извержение вулканов, землетрясения, цунами. Снижение туристских поездок может происходить и вследствие террористических актов, сопровождаемых жертвами в отдельных странах и имеющих международный резонанс. Что касается эпидемиологических факторов, то в первую очередь речь идет о Пандемии коронавируса, ставшей настоящим бедствием не только для международного туризма, но и практически всех сфер экономики.

Цифровые трансформации являются важнейшим фактором развития международного туризма, новой формой информационного взаимодействия между производителями и потребителями туристских услуг, становясь одним из ключевых источников конкурентных преимуществ.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 была сформирована Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» на 2018-2024 годы. Целью Программы является создание благоприятных условий для развития цифровой экономики и роста цифровых инноваций во всех отраслях, включая и сферу туризма [2]. Программа направлена на поддержку применения всех последних достижений в области цифровых технологий. Хотя цифровая соединяемость открывает широкие возможности для развития международного туризма в режиме онлайн и может облегчить ведение бизнеса и сократить расходы, существующий цифровой разрыв в различных странах по-прежнему вызывает озабоченность.

Слабая инфраструктура широкополосного Интернета в странах с низким уровнем дохода подвергает их риску цифрового неравенства по сравнению с развитыми странами, а группы населения с развитой цифровой инфраструктурой имеют более качественный доступ, чем уже находящиеся в неблагоприятном положении группы населения, включая пожилых людей, женщин или сельское население.

Отсутствие доступа к цифровым устройствам и широкополосному Интернету может ограничить использование цифровых продуктов и услуг в сфере туризма и его секторах, таких как электронное обучение персонала, электронное бронирование и электронное самопоселение туристов в отелях. Национальные стратегии и нормативно-правовая база были разработаны в доцифровую эпоху и должны быть актуализированы для отражения реального положения дел в цифровой экономике. Тем не менее, многие страны уже начали вносить поправки в существующие законы и нормативные акты. В связи с растущей сложностью цифровых технологий и социальноэкономической нестабильностью следует развивать международное сотрудничество для выявления технологических проблем и поиска новых правовых решений. Следует избегать создания жестких правовых барьеров для поддержки инноваций и динамичного развития международного туризма. Политические инициативы должны основываться на четко определенных приоритетах и способствовать обмену знаниями и сотрудничеству между деловыми и научными кругами во всех секторах международного туризма.

Но переход к цифровизации в различных отраслях и сферах деятельности это не только процессы, связанные с достижением определенных целей либо результатов. Это еще и возможные риски, связанные с предполагаемыми трансформациями, учет глобальных вызовов и угроз вследствие изменений, происходящих в процессах развития социально-экономических систем в целом и системы международного туризма, в частности. Недавние исследования показывают, что автоматизация основных бизнес-процессов в сфере туризма и

связанный с ней прогресс в применении искусственного интеллекта в производстве туристского продукта в итоге приведут к сокращению возможностей трудоустройства и росту безработицы. Хотя туристская деятельность, дополненная цифровыми технологиями, способствует созданию стоимости, она не будет нуждаться в таком же количестве работников, и значительная часть населения, особенно в туристских регионах, останется без работы. Для устранения потенциальных и существующих рисков для трудоустройства, связанных с цифровыми технологиями, некоторые развитые страны рассматривают широкий спектр экспериментальных политических мер, начиная от введения всеобщей заработной платы и заканчивая налогообложением роботов и центров обработки данных. Следует подчеркнуть, что цифровизация процессов международного туризма в сочетании с политикой, основанной на фактических данных, может дать возможность развивать цифровые технологии, дополняя социально-экономическое благополучие любой страны, где международный туризм играет ключевую роль.

Характеризуя процессы развития въездного туризма, необходимо рассмотреть их с точки зрения идентификации структурных элементов в их взаимосвязях и взаимозависимостях, а также их временных характеристик. Подобный подход позволяет дать также не только количественную, но и качественную оценку в достижении степени развития структурных частей международного туристского продукта в системе въездного туризма по фактическим данным определенного временного периода, выявить эффективность и результативность деятельности туристских организаций.

Следовательно, необходимо исследовать состояние международного туризма в стране и регионе на основании анализа изменений совокупности показателей за определенный период трансформационных изменений с целью выявления внутренних взаимосвязей. Оценка уровня развития международного туризма по соответствующему набору критериев и показателей должна оптимально соответствовать всем структурным элементам системы и учитывать сложный характер глобальных вызовов и угроз, вызванных новыми реалиями развития (рисунок 1).

Рисунок 1 - Структурная схема процессов развития международного туризма [3]

Ряд авторов, к примеру, Л.Н. Нехорошева определяют цифровую трансформацию как неоднозначную парадигму процессов социально-экономического развития, основанную на учете прогнозирования, определения и управления вызовами, угрозами и эффектами. Данный автор акцентирует внимание на следующем: «диджитализация коренным образом поменяет экономический и инновационный ландшафт. По прогнозу к 2035 г. 95 % производственных процессов будет автоматизировано, а 50-70 % рабочих мест перестанут существовать» [4]. Что касается международного туризма, то в этой сфере резко возрастает роль технологических трансформаций, которые являются главным инструментом и трендом развития мирового туристского пространства, позволяющим осуществлять взаимодействия в сфере туризма в различных странах.

К настоящему времени наблюдается ускорение уровня аккумулирования и интеграции цифровых технологий в реализации туристского продукта, появление новых цифровых форматов обслуживания, которые становится все труднее отслеживать и анализировать. Основные методы исследования связаны, как правило, с применением системного и ситуационного подходов, моделированием процессов и факторов, воздействующих на развитие международного туризма, учете последствий Пандемии коронавируса.

Даже при благоприятном сценарии международный туризм ждут масштабные перемены, которые связаны в значительной степени с технологическими трансформациями, которые являются одним из важнейших факторов, оказывающих прямое воздействие на глобализацию туристского рынка, следовательно, и на развитие международного туризма в целом [5].

Успешное развитие международного туризма должно базироваться также на соответствующем потенциале, предопределяющим эффективное использование соответствующих ресурсов, что обеспечит сбалансированность распределения между основными направлениями и функциями и будет способствовать получению синергетического эффекта от соединения всех ресурсов в единую систему.

Кроме того, необходимо учитывать, что процесс создания туристского продукта представляет собой процесс, в котором задействовано большое количество участников, то есть живого и овеществленного труда вне зависимости от полученных результатов. Кроме того, объективная необходимость данных процессов определяется наличием конкретных компонентов в виде природных ресурсов, которые формируют первичный потенциал сектора международного туризма и обеспечивают его изначальное развитие; в виде основного и оборотного капиталов, которые произведены трудом человека, собственных и привлеченных источников для финансирования производства туристского продукта, объединяющего комплекс различных производительных ресурсов с целью осуществления производства будущих экономических благ, которые необходимы для получения прибыли. Подобное перманентное возрастание капитала обеспечивает возможности развития рынка международного туризма, а также создает систему внешних и внутренних факторов, которые ограничивают цифровую трансформацию основных секторов международного туризма, в числе которых невысокая доля расходов на НИОКР в ВВП, недостаточно крепкие связи между предприятиями, вузами и научно-исследовательскими организациями, а также низкая доступность венчурных инвестиций.

Таким образом, процессы развития международного туризма могут включать в себя, как минимум, четыре ключевых аспекта:

- производственный;

- распределения и реализации туристского продукта;

- цифровых трансформаций;

- прогнозирования и планирования международных туристских потоков.

Производственные процессы отвечают за координацию и регулирование производственных процедур в обслуживании иностранных туристов, за реализацию намеченных результатов и служит ориентиром для выработки необходимых управленческих действий.

Процессы распределения и реализации турпродуктов содержит несколько основных позиций, в числе которых ресурсное обеспечение, методическое обеспечение и правовая база, формирующая процессы организации тура для иностранных туристов. Основной функци-

ей здесь выступает функция координации и регулирования туристских потоков, а также функция контроля поставок услуг для иностранных гостей.

Отдельными блоками выступают процессы цифровых и технологических трансформаций, способствующие реализации цифрового потенциала международного туризма, что ведет к повышению степени прозрачности, доступности, интеграции, эффективности и гибкости туристского продукта.

Следует отметить, что наиболее важным компонентом в процессах развития является база данных, которая ориентирована на создание и анализ информации о целевой группе иностранных туристов, их характеристиках и потребностях, тем самым обеспечивая обратную связь между производителями и потребителями туристского продукта и создавая основу для планирования и прогнозирования процессов развития международного туризма.

Таким образом, международный туризм, основывается на глубоких межотраслевых связях и сложных взаимоотношениях, характеризуется изменчивостью и противоречивостью процессов и тенденций в своем развитии, поэтому, его необходимо рассматривать и анализировать только в проекции системного подхода. Если не использовать при этом принципы комплексности, целостности и структурности, то достаточно сложно разрабатывать научно обоснованную концепцию развития международного туризма.

Источники:

1. Всемирный совет по туризму и путешествиям. Данные доступны на портале WTTC: https://tool.wttc.org. (дата обращения 01.02.2022).

2. Нацпроект «Цифровая экономика» - в цифрах и фактах. [Электронный ресурс]. URL: https://www.crn.ru/news/detail.php?ID=133614).

3. Левченко К.К., Левченко Т.П. Развитие въездного туризма и его влияние на экономику территории: монография/К.К. Левченко, Т.П. Левченко. - Москва: РУСАИНС, 2021.-116 с.

4. Нехорошева, Л.Н. Современные глобальные вызовы и угрозы: «новая нормальность» и «турбулентность экономики» [Текст] /Нехорошева, Л.Н.// Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость: материалы 9-й междунар. научно-практ. конф., (Минск, 19-20 мая 2016 г.). - Минск: БГЭУ, 2016.- С. 207 - 209.

5. Цифровизация туризма: кто не успел, тот опоздал. URL: https://www.tourprom.ru/articles/42/ (дата обращения: 27.12.2021).

References:

1. World Tourism and Travel Council. Data is available on the WTTC portal: https://tool.wttc.org. (circulation date 01.02.2022).

2. The national project "Digital Economy" - in numbers and facts. [Electronic Resource]. URL: https: //www .crn.ru/news/detail .php ?ID=133614).

3. Levchenko K.K., Levchenko T.P. Development of inbound tourism and its impact on the economy of the territory: monograph/K.K. Levchenko, T.P. Levchenko. - Moscow: RUSAINS, 2021.-116 s.

4. Nekhorosheva, L.N. Modern global challenges and threats: "new normality" and "turbulence of the economy" [Text ]/Nekhorosheva, L.N.//Economic growth of the Republic of Belarus: globalization, innovation, sustainability: materials of the 9th international science and practice. conf., (Minsk, May 19-20, 2016). - Minsk: BGEU, 2016.- S. 207 - 209.

5. Digitalization of tourism: who did not have time, he was late. URL: https://www.tourprom.ru/ articles/42/ (case date: 27.12.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.