КЛЮЧЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ ЦИФРОВОЙ АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТОВ
ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
К.К. Левченко, канд. экон. наук, заместитель руководителя Территориальный орган МИД РФ в г. Сочи (Россия, г. Сочи)
DOI:10.24412/2411-0450-2022-3-1-192-194
Аннотация. В настоящее время большое внимание уделяется развитию цифровых технологий во всех сферах и видах деятельности. Индустрия туризма, соответственно, и туристские организации - немаловажный элемент любой экономической системы, где результаты цифровизации проявляются особо наглядно и являются достаточно востребованными. В статье представлен авторский подход к понятию цифровая активность субъектов индустрии туризма, выражаемая через уровень интенсивности внутренней и внешней цифровизации, степени применения цифрового потенциала и цифровой устойчивости. Представлены формы цифровой активности в туризме, приведены конкретные примеры.
Цифровая активность субъектов индустрии туризма в данном контексте приобретает особое значение, заключающееся в необходимости получения ими конкурентных преимуществ и более полного удовлетворения динамично изменяющегося потребительского спроса на производимый ими туристский продукт.
Ключевые слова: туризм, цифровизация, цифровая активность, цифровые трансформации, результирующие эффекты, формы цифровой активности.
Современная модель экономики диктует необходимость осуществления цифровых трансформаций в большинстве сфер человеческой деятельности. Высокий уровень цифровизации является необходимым условием максимального удовлетворения потребителей при минимальных издержках и затратах времени, высокого уровня конкурентоспособности и устойчивых темпов экономического развития [1]. Данная парадигма актуализирует ряд теоретических и практических вопросов в области методологии исследования цифровой активности субъектов туристского бизнеса. Результатом исследования является разработанная методика формирования цифровой активности по ключевым индикаторам.
В настоящее время развитие туризма происходит в условиях глубокого кризиса, связанного как с пандемией коронавируса, так и с и падением туристского потока вследствие глобальных вызовов современности. В результате повсеместного введения карантина с целью недопущения распространения коронавируса начал останавливаться выездной туризм, туропера-
торы были вынуждены останавливать продажи зарубежных туров. Внутренний туризм из-за мер, принятых властями по нераспространению инфекции так же был практически остановлен.
В подобных условиях большое значение приобретает так называемый выход в цифровое пространство, позволяющий до минимума свести прямое общение туристов с работниками отрасли, используя онлайн-сервисы, то есть осуществлять непосредственные коммуникации в цифровой среде [1].
Для понимания роли цифровизации в развитии туризма, следует, прежде всего, конкретизировать сущность понятия циф-ровизации.
В наиболее общем виде цифровизация это процесс перевода передачи информации из аналоговых форм в цифровую, что позволяет значительно экономить большинство ресурсов: временных, трудовых, финансовых и пр. Однако в рамках подобного определения не прослеживаются основные компоненты, в наибольшей степени способствующие цифровизации и ха-
растеризующим активность в достижении результатов [2].
До настоящего времени даже не выработан единый подход к категории «цифровая активность», который учитывал бы специфические особенности туристской деятельности. Ряд существующих определений ограничивает цифровую активность совокупностью действий по разработке и внедрению услуг в цифровом формате, которые в наибольшей степени способны отражать цифровые трансформации, не определяя при этом эффекты осуществления процессов цифровых трансформаций, способность к сохранению определенного уровня цифровизации [3].
По нашему мнению, содержание понятия «цифровая активность» возможно наиболее полно отразить посредством таких индикаторов, как цифровой потенциал, цифровая устойчивость, интенсивность процессов цифровых трансформаций и результирующие эффекты (рис. 1).
Данные индикаторы в наибольшей степени характеризуют процессы преобразования различных систем по ключевым компонентам цифровизации.
Элементы цифровой активности, как правило, трансформируются в категории цифрового потенциала и цифровой устойчивости туристского бизнеса, позволяющего выйти на уровень международных стандартов туристского обслуживания.
Рис. 1. Ключевые индикаторы цифровой активности субъектов индустрии туризма
Величина результирующих эффектов от реализации процессов цифровизации в практической деятельности может определяться достижением целевых индикаторов по следующим направлениям:
- трансформация технологий;
- трансформации управления;
- трансформации социально-экономической эффектов.
Цифровизацию в туристской сфере возможно представить в двух видах: внутренняя и внешняя. Внешняя цифровизация основана на он-лайн общении туристов и туристских организаций, а внутренняя
предполагает отражение цифрового потенциала и применение цифровых технологий в основных бизнес-процессах самих туристских организаций.
Реализации представленных индикаторов позволяет оценить уровень цифровой активность субъектов туристского бизнеса, поскольку позволяет рассчитать эффект операционного рычага, проявляющееся в том, что увеличение любого индикатора приводит к более сильному изменению общего уровня цифровой активности. К примеру, расчет силы воздействия операционного рычага, составившего 6,5, озна-
чает, что при возможном росте цифрового потенциала на 5% цифровая активность возрастет на 32% (5 * 6,5). Потенциальное уменьшение цифровой устойчивости, в свою очередь, к примеру, на 10%, сразу же снизит цифровую активность на 65% (10 * 6,5).
Таким образом, модель развития туризма, построенная на цифровизации, должна базироваться на следующих положениях, в наибольшей степени отражающих цифровую активность, цифровой потенциал и цифровую устойчивость к внешним воздействиям:
- повсеместная автоматизация всех секторов и сфер индустрии туризма;
- управление всеми составляющими звеньями производства и реализации туристского продукта должны производиться с помощью независимой системы;
- основные этапы реализации туристских услуг должны обеспечиваться деятельностью функциональных звеньев в
формате единого целого, в основе которого заложена система онлайн-режима, настроенная на потоки обратных связей.
В данном контексте цифровая активность сферы туризма понимается нами как обобщенная характеристика результирующих эффектов процессов цифровых трансформаций, выражаемая через уровень интенсивности внутренней и внешней цифровизации, степени применения цифрового потенциала и цифровой устойчивости. Основываясь на данном определении, можно сделать вывод, согласно которому развитие цифровой активности должно способность готовности к цифровым трансформациям во всех бизнес-процессах туристской деятельности, возможности их осуществления и устойчивости развитии в практической реализации в туристском бизнесе, то есть это те трансформируемые в цифровой формат элементы, которые определяют социально-экономическую эффективность туризма в целом.
Библиографический список
1. Нацпроект «Цифровая экономика» - в цифрах и фактах. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.cm.ru/news/detail.php?ID=133614).
2. Цифровизация туризма: кто не успел, тот опоздал. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tourprom.ru/articles/42/ (дата обращения: 19.03.2022)
3. Левченко К.К. Развитие въездного туризма и его влияние на экономику территории: монография / К.К. Левченко, Т.П. Левченко. - М.: РУСАЙНС, 2021. - 116 с.
KEY INDICATORS OF DIGITAL ACTIVITY OF TOURISM INDUSTRY ENTITIES
K.K. Levchenko, Candidate of Economic Sciences, deputy head Territorial body of the Russian Foreign Ministry in Sochi (Russia, Sochi)
Abstract. Currently, much attention is paid to the development of digital technologies in all areas and activities. The tourism industry, respectively, and tourism organizations are an important element of any economic system, where the results of digitalization are especially visible and are quite popular. The article presents the author's approach to the concept of digital activity of tourism industry entities, expressed through the level of intensity of internal and external digitalization, the degree of application of digital potential and digital sustainability. The forms of digital activity in tourism are presented, specific examples are given.
The digital activity of the tourism industry in this context takes on particular importance, namely, the need for them to gain competitive advantages and to better meet the dynamically changing consumer demand for the tourism product they produce.
Keywords: tourism, digitalization, digital activity, digital transformation, resulting effects, forms of digital activity.