Научная статья на тему 'Цифровая трансформация как инновация в сфере государственных услуг'

Цифровая трансформация как инновация в сфере государственных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / цифровая трансформация / цифровая зрелость / стратегия / методики оценки цифровой зрелости / эффективность цифровой трансформации / digitalization / digital transformation / digital maturity / strategy / digital maturity assessment methods / digital transformation effectiveness

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бойкова Майя Владимировна, Юсупова Савда Ярагиевна, Кушнир Алина Сергеевна

В статье рассмотрена цифровая трансформация в государственном управлении как новая парадигма развития органов государственной власти. На основе сравнительного анализа представлены этапы эволюции цифровой трансформации в государственных органах. Выявлены устойчивые признаки, характеризующие каждый этап цифровизации. Акцентировано внимание на стратегически значимых областях развития цифровизации – экономической, социальной, инфраструктурной, методической. Определены предполагаемые социальные и экономические результаты от внедрения цифровой трансформации в сферу государственных услуг. Проведен анализ наиболее распространенных методик оценки цифровой зрелости государственных организаций, выявлены и обобщены проблемные области методической системы оценки, предложены направления дальнейших научных исследований цифровой трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бойкова Майя Владимировна, Юсупова Савда Ярагиевна, Кушнир Алина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital Transformation as Innovation in Public Services

The article considers digital transformation in public administration as a new paradigm of development of public authorities. Based on a comparative analysis the stages of evolution of digital transformation in public authorities are presented. The article identifies the stable features that characterize each stage of digitalization. Attention is focused on strategically significant areas of digitalization development – economic, social, infrastructural, methodological. The expected social and economic results from the introduction of digital transformation in the sphere of public services are determined. The analysis of the most common methodologies for assessing the digital maturity of public organizations is carried out, the problem areas of the methodological evaluation system are identified and summarized, and the directions of further scientific research on digital transformation are proposed.

Текст научной работы на тему «Цифровая трансформация как инновация в сфере государственных услуг»

УДК 339.543

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КАК ИННОВАЦИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ М. В. Бойкова1, С. Я. Юсупова1, А. С. Кушнир1

1 Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассмотрена цифровая трансформация в государственном управлении как новая парадигма развития органов государственной власти. На основе сравнительного анализа представлены этапы эволюции цифровой трансформации в государственных органах. Выявлены устойчивые признаки, характеризующие каждый этап цифровизации. Акцентировано внимание на стратегически значимых областях развития цифровизации - экономической, социальной, инфраструктурной, методической. Определены предполагаемые социальные и экономические результаты от внедрения цифровой трансформации в сферу государственных услуг. Проведен анализ наиболее распространенных методик оценки цифровой зрелости государственных организаций, выявлены и обобщены проблемные области методической системы оценки, предложены направления дальнейших научных исследований цифровой трансформации.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, цифровая зрелость, стратегия, методики оценки цифровой зрелости, эффективность цифровой трансформации.

DIGITAL TRANSFORMATION AS INNOVATION IN PUBLIC SERVICES

M. V. Boikova1, S. Y. Yusupova1, A. S. Kushnir1

1 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russian Federation

Abstract. The article considers digital transformation in public administration as a new paradigm of development of public authorities. Based on a comparative analysis the stages of evolution of digital transformation in public authorities are presented. The article identifies the stable features that characterize each stage of digitalization. Attention is focused on strategically significant areas of digitalization development - economic, social, infrastruc-tural, methodological. The expected social and economic results from the introduction of digital transformation in the sphere of public services are determined. The analysis of the most common methodologies for assessing the digital maturity of public organizations is carried out, the problem areas of the methodological evaluation system are identified and summarized, and the directions of further scientific research on digital transformation are proposed.

Key words: digitalization, digital transformation, digital maturity, strategy, digital maturity assessment methods, digital transformation effectiveness.

ВВЕДЕНИЕ

«Национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденные Указом Президента Российской Федерации (РФ) от 21.07.2020 № 474 [1], определяют цифровую трансформацию как новую философию для государственных органов и организаций, национальную цель развития

© Бойкова М. В., Юсупова С. Я., Кушнир А. С., 2023

России. Данная модель предусматривает новую парадигму развития органов государственной власти, клиентоориентированности при создании различных цифровых сервисов и взаимодействия с обществом. Указанный подход подразумевает не просто ориентацию органов и служащих на граждан, но и правильно выработанную систему организации работы с точки зрения процессного подхода.

Под цифровой трансформацией понимается система качественных изменений в бизнес-процессах или способах осуществления экономической деятельности (бизнес-моделях) в результате внедрения цифровых технологий, приводящих к значительным социально-экономическим эффектам.

Однако недостаточно рассматривать цифровую трансформацию только с технологической точки зрения. Она включает изменение всей системы управления организацией: бизнес-процессов, организационной структуры и механизмов управления, корпоративной культуры, а также уровня вовлеченности и компетенции руководителей и сотрудников организации, обеспечивая максимальную гибкость и адаптируемость к постоянно меняющейся среде.

Уровень вовлеченности и компетенции руководителей и сотрудников в пространстве цифровой трансформации формирует условия для «организационной готовности» использования передовых технологий, в частности, технологий анализа больших данных, искусственного интеллекта, машинного обучения. Это позволяет получить доступ к более широкому спектру данных, повысить скорость и качество принимаемых решений.

Активное внедрение информационных и цифровых технологий является не только важной и сложной технической задачей современного государства, но и концептуальной проблемой управления, трансформация которого - непременное следствие внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность государственного аппарата и бизнес-структур. В результате таких изменений осуществляется переход от традиционной бюрократической системы управления к перспективной модели управления в цифровой сервисной среде.

Цифровая трансформация системы государственных услуг с точки зрения бизнес-процессов неразрывно связана с концепцией создания качественного пространства взаимодействия государства и общества, что обусловливает возникновение различного рода проблем, начиная от социальной (кадровой, компетентностной, управленческой) и технической составляющих и заканчивая финансированием организации разработки, внедрения и обслуживания цифровых сервисов, обеспечением информационной безопасности. Данные аспекты формируют соответствующую актуальность исследования проблематики и вопросов цифровой трансформации предоставления государственных услуг.

эволюция КОНЦЕПЦИИ цифровой ТРАНСФОРМАЦИИ

Развитие информационных технологий в системе государственных организаций характеризуется сменой концепции от «электронного правительства» к «цифровому», от «цифрового» к «умному» управлению. Следует отметить, что «элек-

тронное правительство» и «цифровое правительство» - это две разные концепции, имеющие некоторые схожие черты. Прежде всего, под «электронным правительством» понимается концепция использования информационно-коммуникационных технологий для улучшения взаимодействия между государством и гражданами, бизнесом и иными заинтересованными сторонами. Под «цифровым правительством» понимается более широкая концепция использования информационно-коммуникационных технологий в системе государственного управления. Оно направлено на повышение эффективности деятельности государственного аппарата и совершенствование его взаимодействия с гражданским обществом, представителей которого в действующей концепции клиентоцентрич-ности принято называть клиентами (получателями государственных услуг). Совершенствование в обозначенной сфере достигается за счет снижения ресурсо-емкости контрольных процедур, автоматизации рутинных операций, повышения прозрачности и доступности релевантной информации для принятия управленческих решений.

Современное представление о цифровизации связывают с появлением Окиа-навской хартии глобального информационного общества, подписанной лидерами стран G8 22.07.2000. Процесс цифровизации рассматривается как «продолжение начатого в прошлом столетии системно-деятельностного процесса информатизации, в результате которого идут инфотехнологические преобразования и моделирование инфосоциальных систем» [2]. Так был ознаменован переход от информационной эры к цифровой.

Обращаясь к истории развития цифровой трансформации, следует отметить, что само понятие «цифровая трансформация» возникло в бизнес-среде как реакция на возможности использования цифровых технологий для повышения стоимости бизнеса, где под трансформацией понимается изменение существующих бизнес-процессов и пересмотр действующих стратегий [3]. В результате такого подхода цифровизация и цифровая трансформация сделали цифровой капитал важнейшим ресурсом для организации, определяющим ее социально-экономический статус, а большие данные стали неотъемлемой частью «топлива» для формирования «умного» управления [4].

За прошедший период произошли серьезные изменения в приоритетах развития стран, изменилась экономическая и геополитическая обстановка, но использование информационно-коммуникационных технологий как фактор роста остается главной характеристикой современности. Кроме того, концепция «умного» управления стала новой моделью развития тренда цифровой трансформации в системе корпоративного, а также государственного управления. «Умное» в данном случае рассматривается как переход к интеллектуальному анализу больших данных и алгоритмизации процесса принятия управленческих решений (табл.).

Анализ современной литературы показал, что наряду с успехами и позитивными перспективами применения интеллектуальных систем управления отмечаются и негативные эффекты. Прежде всего, исследователи выделяют искажения и ошибки при применении искусственного интеллекта [5], непрозрачность

алгоритмов, закладываемых в технологию искусственного интеллекта [6], что создает условия для формирования дискриминации и предвзятости [7, 8].

Таблица

Характеристика эволюционных этапов цифровой трансформации в государственном управлении

Стадия Признаки

Электронное правительство Развитие инфокоммуникационной инфраструктуры; увеличение количества пользователей интернет-услуг и числа абонентов сотовой связи; дублирование бумажного и электронного документооборота; создание единых стандартов и нормативной правовой базы обслуживания пользователей; развитие электронного межведомственного взаимодействия; «лоскутная» автоматизация и цифровизация; преимущественно бюджетное финансирование; снижение воздействия географического фактора месторасположения

Цифровое правительство Реализация принципа однократного предоставления данных; переход от межведомственного взаимодействия к совместному использованию данных / баз данных; формирование цифровых платформ взаимодействия граждан и государства; значительный рост доли электронного документооборота; оцифровка данных и документов; рост доли услуг, оказываемых в режиме реального времени; формирование «цифрового» капитала; сокращение трансакционных издержек государства и бизнеса

«Умное» управление Автоматизация всех рутинных операций, принятие решений на основе элементов искусственного интеллекта; замена отчетных документов данными регулярного мониторинга; перевод аналогового контента в цифровой машиночитаемый текст; смешанное финансирование; использование библиотек данных; использование больших данных для планирования, мониторинга и оценки принятых решений в режиме реального времени; рост контролируемых и прогнозируемых государством рисков; переход от модели «услуги в одном окне» к услугам «без окна»; алгоритмизация и интеллектуализация систем управления

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Необходимым условием для грамотного построения траектории цифровой трансформации в государственном управлении является наличие стратегии с четко выверенными зонами развития, критериями эффективности, планируемыми действиями, хорошо организованными процессами мониторинга и анализа данных на разных этапах ее реализации.

Анализ современных научных источников позволил выделить стратегические зоны развития цифровой трансформации. К ним отнесены экономические, социальные, инфраструктурные и методические.

Экономические зоны характеризуются уровнем производительности труда, заработной платы, экономической эффективностью производственных процессов,

привлекательностью данного направления для инвестиций, наличием цифровых продуктов/услуг, цифровых моделей управления организацией.

Социальные зоны характеризуются уровнем квалификации персонала и его лояльностью к проводимым изменениям, условиями труда и готовностью к изменениям, тенденциями развития рынка труда, цифровой культурой организации, этическими проблемами цифровизации.

Цифровая инфраструктура обеспечивает взаимодействие государственных органов с гражданами, бизнесом или иными организациями на основе безопасной высокотехнологичной цифровой среды. Ряд проблем в данном направлении связанны с «лоскутной» цифровизацией и автоматизацией, вызванными технологическим и цифровым неравенством, а также с недостаточным производством и использованием отечественных технологий и технологичных элементов инфраструктуры.

Как отмечает И. А. Перевозникова, инфраструктура является самым слабым элементом развития цифрового правительства и цифровой трансформации в России [9].

Методические зоны характеризуются задачей поиска практического инструментария для определения уровня организационно-управленческого и технологического развития государственной организации, методики разработки и управления реализацией стратегии.

Одним из распространенных методических подходов служит модель оценки цифровой зрелости государственных услуг, предложенная Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Однако в исследованиях отмечается отсутствие возможности использовать данную методику для этапа «умного» управления [10].

Наиболее распространенными и востребованными являются следующие зарубежные и отечественные методики: индекс зрелости Индустрии 4.0; «цифровое пианино», матрица оценки цифровой зрелости государственных и муниципальных услуг; методика KMDA; Digital Transformation Index$ Business Process Management Maturity Model (BPM MM) и др.

Результаты анализа методических подходов к оценке цифровой зрелости позволили сделать следующие выводы:

- методики оценки находятся в постоянной динамике и совершенствуются;

- логика построения моделей подчиняется различным целям и задачам;

- методики построены либо на основе качественной (преимущественно субъективной) системе оценок, либо только на количественной системе оценок;

- не существует единой универсальной методики; каждая из них требует интеграции количественных и качественных методов оценки, дополнений в виде методов экспертных оценок и/или самооценок.

При оценке цифровой зрелости на каждом этапе трансформации необходимо установить степень значимости факторов, определяющих успех реализации изменений. На этапе планирования стратегии - привлечение компетентного сообщества заинтересованных лиц. На этапе организации - создание условий для цифровой трансформации. На этапе реализации - внедрение действенных механизмов

ВЕстник российской таможенной академии • № 4 • 2023

41

реализации трансформации и выбор наиболее подходящей методической платформы для оценки результатов. На этапе оценки эффективности и результативности - выбор методического обеспечения оценки эффективности и результативности цифровой трансформации, определения уровня устойчивости каждого этапа трансформации для построения дальнейшей траектории развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цифровая трансформация в системе государственных услуг является необратимой концепцией развития государственного сектора. Она формирует траекторию развития всей социально-экономической системы современных государств.

Существуют математические доказательства, подтверждающие тезис о том, что высокий уровень цифровизации государственного управления обеспечивает более высокий уровень жизни населения. Однако это не означает, что высокий уровень цифровой зрелости способствует должному уровню эффективности и результативности цифровой трансформации в рамках стратегических изменений.

Актуальность дальнейшего исследования данной проблематики связана с тем, что это одна из целей, декларируемых Президентом и Правительством РФ на ближайшие годы, - войти в 15 ведущих экономик мира как за счет цифровизации традиционных отраслей, так и за счет развития самостоятельной конкурентоспособной цифровой индустрии.

Следует учитывать, что цифровая трансформация в системе обеспечения государственных услуг сталкивается с рядом вызовов и проблем, выявленными и обоснованными экспертами в данной сфере. К наиболее острым проблемам относят сферу цифровой инфраструктуры и методическое обеспечение оценки эффективности цифровой трансформации. Дальнейшее исследование и развитие данных направлений являются наиболее актуальными на ближайшую перспективу, а именно:

- исследование цифровой инфраструктуры - теории и методологии развития;

- формирование интегративных методик оценки цифровой зрелости государственных организаций;

- прикладные исследования в области оценки эффективности цифровой трансформации.

Социальные эффекты от дальнейшего развития цифровизации должны выражаться в повышении доступности государственных услуг, качества жизни населения, уровня национальной безопасности, политического и технологического суверенитета страны.

Экономическая эффективность от реализации цифровой трансформации в государственных органах должна проявляется в виде снижения:

- затрат государства на контрольно-надзорные мероприятия;

- затрат на судебные мероприятия, связанные с оспариванием решений;

- расходов на содержание аппарата управления; количества финансовых правонарушений и уровня коррупции;

- затрат бизнеса на формирование отчетности, запросов на оказание и получение услуг.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru.

2. Тихонов А. В., Богданов В. С. От «умного регулирования» к «умному управлению»: социальная проблема цифровизации обратных связей // Социологические исследования. 2020. № 1. С. 74-81.

3. Асалиева З. А. Приоритеты цифрового развития регионов Российской Федерации // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2022. Т. 19. № 6 (126). С. 78-88.

4. Дудихин В. В., Шевцова В. В. Умное управление - управление с использованием искусственного интеллекта // Государственное управление: электронный вестник. 2020. № 81. С. 49-65.

5. O'Neil C. Weapons of Math Destruction: How Big Data Increases Inequality and Threatens Democracy. New York: Crown Publishers, 2016.

6. Этика и «цифра»: от проблем к решениям / под ред. Е. Г. Потаповой, М. С. Шклярук. М.: РАНХиГС, 2021.

7. Malik H. M., Viljanen M., Lepinkainen N., Alvesalo-Kuusi A. Dynamics of Social Harms in an Algorithmic Context. International // Journal for Crime, Justice and Social Democracy. 2022. Vol. 11. № 1. P. 182-195.

8. Todoli-Signes A. Algorithms, Artificial Intelligence and Automated Decisions Concerning Workers and the Risks of Discrimination: The Necessary Collective Governance of Data Protection // European Review of Labour and Research. 2019. Vol. 25. № 4. P. 465-481.

9. Перевозникова И. А. Индекс электронного правительства в России в 2020 году // Молодой ученый. 2021. № 21 (363). С. 341-343 [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/ archive/363/81206/.

10. Сименко И. В., Пальцун И. Н., Чаусова Я. С. Оценка цифровой зрелости органов государственного финансового контроля // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2022. № 6. С. 34-47.

информация об авторах

Бойкова Майя Владимировна - доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой управления, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: m.bojkova@customs-academy.ru, тел.: 8 (495) 503-77-44;

Юсупова Савда Ярагиевна - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры управления, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: s.ysupova@customs-academy. ru, тел.: 8 (495) 500-13-05;

Кушнир Алина Сергеевна - старший преподаватель кафедры управления, аспирант кафедры управления, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: as.kushnir@customs-academy.ru, тел.: 8 (495) 503-77-44.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования

Бойкова М. В., Юсупова С. Я., Кушнир А. С. Цифровая трансформация как инновация в сфере государственных услуг // Вестник Российской таможенной академии. 2023. № 4. С. 37-44.

УДК 399.9

ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ

С. Я. Юсупова1

1 Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация

Аннотация. В статье обосновывается необходимость применения стратегического управления в таможенных органах как способ адаптации и обеспечения устойчивости в условиях глобальных технологических, экономических и политических изменений. Проведены анализ и оценка кадрового потенциала таможенных органов на примере центров электронного декларирования, представлены результаты экспертной оценки кадрового обеспечения центров электронного декларирования в условиях реализации стратегии развития таможенных органов. На основе технологии трансформированной матрицы Бостонской консалтинговой группы определен вектор стратегических изменений, рассмотрены направления развития кадрового потенциала таможенных органов на примере таможенного поста - центра электронного декларирования Московской таможни.

Ключевые слова: таможенная служба, стратегическое управление, человеческие ресурсы, оценка кадрового потенциала, центр электронного декларирования, эффективность управления, задачи таможенных органов.

POSITIONING OF HUMAN RESOURCES ACTIVITIES OF ELECTRONIC DECLARATION CENTERS IN THE CONTEXT OF STRATEGIC CHANGES

S. Y. Yusupova 1

1 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russian Federation

Abstract. The article substantiates the necessity of applying strategic management in customs authorities as a way to adapt and ensure sustainability in the conditions of global technological, economic and political changes. The analysis and assessment of the staff potential of customs authorities on the example of electronic declaration centers is carried out, the results of expert assessment of staffing of electronic declaration centers in the conditions of implementation of the development strategy of customs authorities are presented. Based on the technology of the transformed matrix of the Boston Consulting Group, the vector of strategic changes is determined, and

© Юсупова С. Я., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.