ПОЛИТИКА.
ЭКОНОМИКА.
СОЦИОЛОГИЯ
УДК 339.186 ГРНТИ 71.01.75
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Н.Я. Гарафутдинова, А.С. Жук1, Г.Г. Лёвкин Омский государственный университет путей сообщения Россия, 644046, г. Омск, пр. Маркса, 35, [email protected] 1АО «Газпромнефтъ-ОНПЗ»
Россия, 644040, Омск, пр. Губкина,]; [email protected]
В статье рассмотрены основные направления цифровой трансформации деятельности коммерческих и некоммерческих организаций как основной тенденции развития отечественной экономики. Определены инструменты и методы совершенствования работы специалистов по снабжению с учётом общей тенденции автоматизации логистических процессов и процедур.
Ключевые слова конкурсные процедуры, закупочная деятельность, логистика, управление закупками, коммерческая деятельность, цифровая трансформация, кластер.
DIGITAL TRANSFORMATION OF INDUSTRIAL ENTERPRISES
N^а. Garafutdinova, A.S. Zhuk1, G.G. Levkin Omsk State Transport University
Russia, 644046, Omsk, prosp. Marx, 35, [email protected] 1 Gazpromneft-ONPZ
Russia, 644040, Omsk, prosp. Gubkina, 1, [email protected]
The article discusses the main directions of digital transformation of procurement activities for commercial and non-profit organizations as the main trend in the development of the domestic economy. Tools and methods for improving the work of procurement specialists have been identified, taking into account the general trend in automation of logistics processes and procurement procedures.
Keywords: competitive procedures, procurement, logistics, procurement management, commercial activities, digital transformation, cluster.
© Гарафутдинова Н.Я., Жук A.C., Лёвкин Г.Г., 2019
Организация снабжения - одна из основных функциональных областей предприятия. Правильно организованные снабженческие операции дают возможность обеспечить бесперебойное поступление сырья и материалов и эффективную работу предприятий [3].
В обобщенном виде цель снабженческой деятельности состоит в том, чтобы гарантировать организации надежную поставку материалов (товаров) соответствующего качества, необходимого объёма, в нужное время, от квалифицированного поставщика, с высоким уровнем сервиса и по приемлемой цене.
Применение информационных технологий при организации снабжения связано с автоматизацией заказов на поставку, увеличением скорости сбора и обработки сопутствующей информации. Сфера использования информационно-коммуникационных технологий связана, прежде всего, с электронным обменом данными с поставщиками, кодированием информации и автоматизированным вводом данных [4].
Сфера снабжения является частью логистической деятельности предприятия, которая подвергается трансформации в результате научно-технического прогресса национальной экономики, изменения состава входящих материальных потоков и масштабов деятельности предприятия. Инфраструктурные изменения промышленного предприятия обычно происходят постепенно, но результат проявляется только со временем.
Для того чтобы у руководства предприятия не возникло сомнений в обоснованности инвестиций, преимущества изменений должны быть очевидны и измеримы. Одним из примеров быстрого возврата инвестиций является цифровая трансформация снабженческой деятельности.
Правительство Российской Федерации утвердило правила предоставления субсидий из федерального бюджета на поддержку внедрения «сквозных» цифровых технологий для преобразования приоритетных отраслей экономики и социальной сферы. Соответствующее постановление кабинет министров опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации [2].
Согласно документу, речь идёт о субсидировании проектов по внедрению отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе «сквозных» цифровых технологий. В национальной про-
грамме «Цифровая экономика» выделяются девять «сквозных» цифровых технологий: «большие данные» (bigdata); нейротехноло-гии и искусственный интеллект; системы распределённого реестра (блокчейн); квантовые технологии; новые производственные технологии; промышленный интернет; компоненты робототехники и сенсорика; технологии беспроводной связи (в частности, 5G); технологии виртуальной и дополненной реальности (VR и AR).
Эти технологии считаются наиболее перспективными, их применение ведёт к радикальным изменениям существующих рынков, а также к появлению новых направлений деятельности. По каждой из технологий будет подготовлена отдельная дорожная карта.
При объединении предприятий происходит изменение снабженческой деятельности, в том числе при организации большого количества тендеров, привлечении поставщиков в ограниченные сроки и подготовке многочисленной документации. В таких условиях поиск надёжного поставщика занимает у специалистов по снабжению много времени, что приводит к увеличению уровня логистических затрат.
Процесс снабжения в ручном режиме является непрозрачным, что влечёт за собой риск пропустить более выгодное предложение, существующее на рынке и понести финансовые потери предприятию. Перед специалистами стоит проблема: как в условиях ограниченного времени, финансовых ресурсов и неполной информации о поставщиках собрать воедино все качественные предложения и найти самое выгодное.
Современные информационные технологии позволяют анализировать большие данные из разных источников для прогноза поведения контрагентов и рынков сырья и материалов. Они также кардинально могут изменить способы взаимодействия человека с базами данных, их представления, обработки и анализа.
Одним из эффективных инструментов работников службы снабжения является сервис «Интеллектуальные контракты», с помощью которого можно сформировать соглашение из наиболее релевантных текущим трендам и условиям договора поставки: обязательств сторон, вариантов платежей, условий расторжения договора. Базой для таких рекомендаций являются большие данные, а помогает в обработке таких данных «персональный
ассистент», который действует по заранее спланированному сценарию.
К примеру, система распознала, что запрос пришёл на документ типа «Контракт», и автоматически находит документы, отвечающие заданным требованиям. Затем начинается отбор поставщиков, которым предлагается изменить условия взаимодействия на основании аналогичных договоров, заключённых в последний период. Вместе с технологией блокчейн в контрактах могут использоваться функции доверительного платежа за счёт получения подтверждения о поставке товара в место назначения.
Интеллектуальное извлечение контента (использование оптического распознавания символов обучающихся алгоритмов, позволяющих считывать информацию из неструктурированных документов, к примеру, договоров на поставку в pdf-формате, чертежей, спецификаций, а также быстро извлекать такие критические фрагменты данных, как таблицы цен, условия оплаты, условия расторжения договора, — даёт возможность сократить время на сбор и обработку информации на несколько рабочих дней.
В снабженческих операциях с помощью технологии блокчейн появляются уникальные возможности для контроля участников цепи поставок, сохранности данных и снижения стоимости электронной транзакции между продавцом и покупателем. Искусственный интеллект и машинное обучение уже сейчас позволяют создать приложения для управления снабжением, которые будут принимать мгновенные и точные решения.
Электронная система, обогащённая возможностями машинного обучения, трансформирует процесс проведения снабженческой операции. Она сможет выбрать правильный тип конкурса, определить, каких поставщиков надо пригласить, и главное, используя большие данные из сети Интернет, сможет указать на сложившиеся на данный момент рыночные цены, тренды и подсказать дополнительные факторы, влияющие на них.
Новый сервис «Интеллектуальный сор-синг» позволяет давать онлайн информацию по ценам. Его цель заключается в сборе, очистке и предварительной обработке данных о ценах с рынка, существующих трендах для рекомендации оптимальной цены при проведении закупки сырья и материалов. С его помощью можно значительно облегчить работу сотрудников службы снабжения, избавить их
от необходимости выполнять трудоёмкие операции по сбору внешних данных и их ручной обработке. В результате специалисты по снабжению будут иметь все необходимые данные для проведения эффективных переговоров по цене с поставщиками.
В электронных системах уже сегодня действует актуальный сервис анализа рыночной конъюнктуры. Этот инструмент предназначен для выявления начальной максимальной цены договора на поставку товаров и услуг с помощью анализа рыночных цен. Цены собираются в автоматическом режиме из общедоступных источников (например, zakupki.gov.ru), прайс-листов поставщиков-производителей. Этот сервис позволяет обеспечить прозрачность и достаточную доказательную базу при принятии решений о закупочной цене при её публикации на торговой площадке.
Одним из новшеств, которые коснутся системы закупок с 1 октября 2019 года, являются изменения в законодательстве, так в новой редакции изложена ст. 16 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ), согласно которой планирование закупок осуществляется заказчиками посредством формирования плана-графика. Ведение плана закупок отменяется. Статья 17 и ст. 21 Закона № 44-ФЗ утратят силу [7].
Установлено также, что план-график формируется на срок действия Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов, закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, законов субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете.
При этом внесение изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за 1 день до дня размещения в Единой Информационной системе (ЕИС) извещения об осуществлении закупки или направления с приглашением принять участие в определении контрагента закрытым способом либо в случае заключения контракта с единственным контрагентом — не позднее чем за 1 день до дня заключения контракта. Планирование закупок на 2019 год осуществляется по ста-
рым правилам. Норму о сроках внесения изменений в план-график заказчики могут применять уже с 1 июля 2019 года, соответственно, эти введения позволят проводить по более ускоренному периоду и без лишних согласований.
Кроме того, к ключевым возможностям системы относится анализ рыночной цены товаров и услуг на основе различных источников, а также возможность получения актуальных цен из любых источников в режиме реального времени. Кроме этого, система позволяет применять несколько методик для анализа цен и настраивать интеграцию с системами, создающими потребность в закупках.
Можно выделить следующие ключевые технологии для преобразования процесса закупок: краудсорсинг, платформа совместной работы с поставщиком, SD-печать.
Краудсорсинг. Через больший охват разнообразных входных данных и, как правило, активную эксплуатацию мобильных технологий компании получают доступ к новым рынкам, что позволяет организовать совместную работу над созданием новых продуктов и инноваций. Кроме того, организации получают доступ к потребителям и отраслевым экспертам для мониторинга тенденций и трендов, влияющих на цепи поставок и производительность поставщиков.
Платформа совместной работы с поставщиком или виртуальная интеграция с поставщиками служит для автоматической передачи данных о продажах и уровне запаса номенклатуры поставщикам через интегрированное программное обеспечение.
В коммерческой сфере поставщики и производители должны владеть информацией о продажах и уровне запасов клиентов. Это можно сделать с помощью детально продуманных технологий и автоматизации процессов на базе платформы, предоставляющей покупателям и поставщикам прозрачность всех элементов их совместных цепочек создания ценности. Пользователи могут хранить информацию поставщика в «облаке»; измерять, анализировать и управлять установленными показателями эффективности поставщика; обнаруживать совместные возможности для улучшения процессов; выявлять логистические риски в цепи поставок.
Широкой популярностью совместные платформы пользуются в автомобильной промышленности, где такие крупные автогиганты, как GM, Chrysler, Toyota, Volkswagen,
размещают информацию о планирующихся новых проектах. Доступ поставщиков (не только первого уровня, а, как правило, всей цепи поставок) к таким порталам облегчает обмен информацией, сокращает коммуникационные барьеры, увеличивает скорость реализации проекта, повышает качество продукции.
ЗБ-печать. Технология послойного синтеза, или 3D-печать, позволяет быстро создавать объект из цифровой модели путём добавления слоёв в материал. В настоящий момент используется для быстрого прототи-пирования товаров. Данная технология может применяться для устранения некоторых видов запасов мелкосерийных материалов, заменяя их продукцией под заказ. Быстрое прототи-пирование становится неотъемлемым элементом процесса стратегического сорсинга сырья и материалов для производства.
К одному из направлений цифровой трансформации снабжения относится обучение персонала правильному использованию информационных систем, обрабатывающих данные по процессу снабжения.
Можно выделить следующие основные этапы цифровой трансформации.
Этап 1. Автоматизация процессов для обеспечения достаточности и своевременности информации для анализа и принятия оперативных решений.
Этап 2. Структурирование информации для обеспечения последующего анализа
Этап 3. Перестраивание процессов управления и повышение компетенций для работы с большими объёмами информации.
Этап 4. Внедрение систем машинного обучения и искусственного интеллекта в закупочные процессы.
Мероприятия, направленные на обработку большего объёма информации для принятия решений, можно проводить уже сейчас. Чем раньше начнётся цифровая трансформация отечественных промышленных предприятий, тем больше потерь во внутренних процессах сможет выявить предприятие. Внедрение лишь одной из инновационных технологий позволит достичь значительных результатов. Это объясняется тем, что они дают возможность аккумулировать гораздо больше информации из физических и цифровых источников данных, что делает принятие решения значительно более точным. Повышается эффективность управления снабжением, что выражается в достижении:
- лучших по качеству идей и стратегий, приводящих к лидерству по затратам;
- высокого уровня развития внутренних процессов, что ведёт к повышению организационной эффективности;
- снижения неопределённости в сроках поставок, что повышает эффективность логистических операций в снабжении;
- операционной эффективности и более тесного сотрудничества со всеми участниками цепи поставок.
Цифровая трансформация рождает совершенно новую атмосферу в организации за счёт исключения рутинных и повторяющихся процедур, что делает процесс снабжения интеллектуальным и эффективным.
Финансирование цифровой трансформации со стороны органов государственной власти предусматривает организационно-методическое и информационно-аналитическое сопровождение реализации приоритетных национальных проектов, включая поиск, экспертизу, отбор, финансовое обеспечение, мониторинг, а также предоставление грантов на пилотные проекты. Эти деньги по итогам конкурсного отбора выделяются оператору, который обязан обеспечивать поддержку не менее 500 организаций в сфере «сквозных» цифровых технологий и иметь минимум 50 индустриальных партнёров. При этом затраты оператора на выполнение своих функций не могут превышать 5 % от объёма субсидий в год [2].
Максимальный размер гранта для одной компании-получателя будет определять Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. При этом пилотный проект минимум на 50 % должен быть профинансирован из внебюджетных источников. Уровень технологической готовности решения для пилотного проекта должен составлять 7-9 согласно международной методологии Technology Readiness Level (TRL).
Указанные уровни предполагают как минимум проведение тестирования прототипа системы в реальных условиях эксплуатации, как максимум подтверждение работоспособности готовой системы по итогам выполнения испытательных заданий.
Сфера снабженческой деятельности распространяется на все отрасли и сферы деятельности отечественной экономики, включая учреждения, которые оказывают разнообразные образовательные услуги. Все образовательные организации работают на закупочных площадках уже несколько лет, причём заявки на товары и услуги размещаются на них в разных конкурентных процедурах (в форме электронного аукциона, открытого конкурса, котировочных заявок), соответственно, для участия в каждом виде из них необходимо чётко сформированное техническое задание, подтверждение деловой репутации образовательной организации в виде участия в реализации таких программ в предыдущие периоды, а также с учётом коммерческих предложений ещё трёх образовательных организаций, представленных по состоянию на текущую дату.
Следовательно, формат подготовительной работы для участия в конкурентных процедурах требует дополнительного объема выполненной работы от разных подразделений образовательной организации, соответственно необходима их оперативная и слаженная работа [1].
Согласно нацпроекту «Цифровая экономика РФ» к 2022 году должны получить поддержку не менее 60 проектов «по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы и увеличению экспорта высокотехнологичной продукции, созданной с использованием «сквозных» цифровых технологий или коммерциализирующей российские разработки в области «сквозных» цифровых технологий [5].
Таким образом, цифровая трансформация в будущем затронет множество отраслей и сфер как коммерческих, так и некоммерческих организаций в Российской Федерации. Она будет способствовать расширению круга источников финансирования для предприятий различных форм собственности, а также более мобильной форме направления финансовых потоков и поддержки для их деятельности. В целом реализация цифровой трансформации будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественной экономики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
REFERENCES
1. Гарафутдинова Н.Я., Е.В. Безвиконная Закупки образовательных организаций: преодоление трудностей переходного этапа через систему дополнительного образования // Дополнительное профессиональное образование: признание качества и доверие потребителей на российском международном рынке // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Ярославль : Изд-во Академии Пастухова, 2014. С. 43-45.
2. Кабмин утвердил правила выделения субсидий на цифровую трансформацию отраслей экономики [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://tass.ru/nacionalnye-proekty/6406365 (дата обращения: 26.03.2019 г.).
3. Лёвкин Г.Г. Коммерческая деятельность. Основы коммерции : учеб. пособие / Г.Г. Лёвкин, О.А. Никифоров. М. : КноРус, 2017. 258 с.
4. Лёвкин Г.Г. Основы логистики : учебник / Г.Г. Лёвкин, А.М. Попович. М. : Директ-Медиа, 2015. 464 с.
5. Федеральный закон от 1 мая 2019 г. № 71-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.garant.ru/news/1272819/ (дата обращения: 17.04.2019 г.).
6. Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://pravo.gov.ru/ (дата обращения : 17.04.2019 г.).
7. С 1 октября изменятся правила планирования закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант.ру. Режим доступа : http://www.garant.ru/news/1272819/ (17.05.2019).
Гарафутдинова Наталья Яковлевна — кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора Института повышения квалификации и переподготовки Омского государственного университета путей сообщения; [email protected].
Лёвкин Григорий Григорьевич — кандидат ветеринарных наук, доцент Омского государственного университета путей сообщения; [email protected].
Жук Алина Михайловна — специалист отдела поддержки бизнес процессов Управления по обеспечению процессов материально-технического обеспечения АО «Газпромнефть-ОНПЗ».
1. Garafutdinova N.Ya., E.V. Bezvikonnaya Zakupki obrazovatel'nyh organizacij: preodolenie trudnostej perekhodnogo etapa cherez sistemu dopolnitel'nogo obrazovaniya // Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie: priznanie kachestva i doverie potrebitelej na rossijskom mezhdunarodnom rynke // Materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Yaroslavl' : Izd-vo Akademii Pastuhova, 2014. S. 43-45.
2. Kabmin utverdil pravila vydeleniya subsidij na cifrovuyu transformaciyu otraslej ekonomiki [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa : https://tass.ru/ nacionalnye-proekty/6406365 (data obrashcheniya: 26.03.2019 g.).
3. Lyovkin G.G. Kommercheskaya deyatel'nost'. Osnovy kommercii : ucheb. posobie / G.G. Lyovkin, O.A. Nikiforov. M. : KnoRus, 2017. 258 c.
4. Lyovkin G.G. Osnovy logistiki : uchebnik / G.G. Lyovkin, A.M. Popovich. M. : Direkt-Media, 2015. 464 s.
5. Federal'nyj zakon ot 1 maya 2019 g. № 71-FZ [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa : http://www.garant.ru/news/1272819/ (data obrashcheniya: 17.04.2019 g.).
6. Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. Gosudarstvennaya sistema pravovoj informacii [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa : http://pravo.gov.ru/ (data obrashcheniya : 17.04.2019 g.).
7. S 1 oktyabrya izmenyatsya pravila planirovaniya zakupok v sootvetstvii s Zakonom № 44-FZ [Elektronnyj resurs] // Garant.ru. Rezhim dostupa : http://www. garant.ru/news/1272819/ (17.05.2019).
Garafutdinova Natalia Yakovlevna — Cand. Sc. {Economics}, Associate Professor, Vice Director of School for Advanced Studies at Omsk State Transport University; [email protected]
Levkin Grigoriy Grigorievich — Cand. Sc. {Veterenary}, Associate Professor of Omsk State Transport University; [email protected].
Zhuk Alina Mikhailovna — Member of the Business Processes Support Department of Logistical Process Management at "Gazpromneft-Omsk Oil Refinery"; [email protected].
Статья поступила в редакцию 30.003.2019 г.