Научная статья на тему 'Цифровая трансформация экономики: влияние на преступность и проблемы ее предупреждения'

Цифровая трансформация экономики: влияние на преступность и проблемы ее предупреждения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
716
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЯМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Назмеева Лейсан Рафиковна

Введение: в статье раскрываются процессы становления цифровой экономики в Российской Федерации, проведен статистический анализ эмпирических данных, содержащих сведения о преступлениях, совершенные с применением информационно-телекоммуникационных технологий, проанализированы проблемы обеспечения информационной безопасности, изучен положительный опыт регионов по противодействию отдельным видам киберпреступлений. Материалы и методы: авторские рекомендации и предложения основываются на изучении материалов статистических данных МВД России о состоянии преступности, отчетности ведущих компаний по мониторингу и защите информации в России за период с 2013 по октябрь 2019 года. Методологическую основу данного научного исследования составляют общенаучные и частнонаучные методы познания, а также обобщение и интерпретация эмпирических данных. Результаты исследования: в статье обосновывается необходимость разработки эффективных мер по минимизации преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий, проанализированы проблемы обеспечения информационной безопасности и многоэпизодность общественно опасных деяний. Обсуждение и заключения: автором обосновывается необходимость разработки специальных научно обоснованных и логично выстроенных мер по осуществлению деятельности, направленной на предупреждение высокотехнологичной преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Назмеева Лейсан Рафиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital Transformation of Economics: Influence on Crime and Issues of Crime Prevention

Introduction: the article reveals the processes of the digital economics in the Russian Federation, conducts a statistical analysis of empirical data disclosed crimes, committed the use of information and telecommunication technologies, identifies issues related to ensuring security, studies the positive experience of the regions in countering certain types of cybercrimes. Materials and Methods: the author’s recommendations and suggestions were based on the studies of the statistics of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the state of crime, reports of leading monitoring and protection companies in Russia for the period from 2013 to October 2019. The methodological basis of this academic research consisted of general and particular academic methods of cognition, as well as generalization and interpretation of empirical data. Results: the article substantiated the need to develop effective measures to minimize crimes committed using information and telecommunication technologies, analyzed the issues of ensuring information security and the multiple episodes of socially dangerous acts. Discussion and Conclusions: the author considers the need to develop special academic based and logically structured measures for the implementation of the preventive activities of high-tech crime.

Текст научной работы на тему «Цифровая трансформация экономики: влияние на преступность и проблемы ее предупреждения»

УДК 343.9

DOI: 10.24420/KUI.2020.39.1.010

Л.Р. Назмеева

цифровая трансформация экономики: влияние на преступность и проблемы ЕЕ предупреждения

DIGITAL TRANsFoRMATioN of Economics:

influence on crime and issues of crime prevention

введение: в статье раскрываются процессы становления цифровой экономики в Российской Федерации, проведен статистический анализ эмпирических данных, содержащих сведения о преступлениях, совершенные с применением информационно-телекоммуникационных технологий, проанализированы проблемы обеспечения информационной безопасности, изучен положительный опыт регионов по противодействию отдельным видам киберпреступлений.

материалы и методы: авторские рекомендации и предложения основываются на изучении материалов статистических данных МВД России о состоянии преступности, отчетности ведущих компаний по мониторингу и защите информации в России за период с 2013 по октябрь 2019 года. Методологическую основу данного научного исследования составляют общенаучные и частнонаучные методы познания, а также обобщение и интерпретация эмпирических данных.

Результаты исследования: в статье обосновывается необходимость разработки эффективных мер по минимизации преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий, проанализированы проблемы обеспечения информационной безопасности и многоэпизодность общественно опасных деяний.

обсуждение и заключения: автором обосновывается необходимость разработки специальных научно обоснованных и логично выстроенных мер по осуществлению деятельности, направленной на предупреждение высокотехнологичной преступности.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровизация, трансформация экономики, информационные технологии, киберпреступление, противодействие киберпреступлениям

Для цитирования: Назмеева Л.Р. Цифровая трансформация экономики: влияние на преступность и проблемы ее предупреждения // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2020. Т. 11, № 1. С. 69 - 74. DOI: 10.24420/KUI.2020.39.1.010

introduction: the article reveals the processes of the digital economics in the Russian Federation, conducts a statistical analysis of empirical data disclosed crimes, committed the use of information and telecommunication technologies, identifies issues related to ensuring security, studies the positive experience of the regions in countering certain types of cybercrimes.

Materials and Methods: the author's recommendations and suggestions were based on the studies of the statistics of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the state of crime, reports of leading monitoring and protection companies in Russia for the period from 2013 to October 2019. The methodological basis of this academic research consisted of general and particular academic methods of cognition, as well as generalization and interpretation of empirical data.

Results: the article substantiated the need to develop effective measures to minimize crimes committed using information and telecommunication technologies, analyzed the issues of ensuring information security and the multiple episodes of socially dangerous acts.

Discussion and conclusions: the author considers the need to develop special academic based and logically structured measures for the implementation of the preventive activities of high-tech crime.

Key words: digital economy, digitalization, economic transformation, information technology, cybercrime, countering cybercrime

For citation: Nazmeeva L.R. Digital Transformation of Economics: Influence on Crime and Issues of Crime Prevention // Bulletin of the Kazan Law Institute of MIA of Russia. 2020. V. 11, No 1. P. 69 - 74. DOI: 10.24420/ KUI.2020.39.1.010

Введение

Цифровая (электронная, веб, интернет) экономика - это экономическая деятельность, построенная на основе электронной коммерции, представляющая собой любые формы деловых сделок, при которых заинтересованные стороны взаимодействуют через электронные устройства и сеть Интернет посредством информационных и телекоммуникационных технологий.

Цифровизация, играя ключевую роль в инновационном развитии, способствует созданию организационных, финансовых и законодательных механизмов, обеспечивающих трансформацию экономики, направленную на использование информационных технологий во всех сферах жизни государства.

Цифровая трансформация экономики - это своего рода революционная модель организации процессов с использованием новых технологий (интернет-банкинг, блокчейн, искусственный интеллект, электронная торговля, промышленный интернет вещей и др.).

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации1 в области экономики выделены главные стратегические угрозы, к которым отнесено появление новых форм противоправной деятельности с использованием информационных, коммуникационных и высоких технологий, таких как киберпре-ступления.

В специальной литературе отмечается ассоциированность киберпреступности с проблемами угрозы государственности, информационной безопасности, инфраструктурыжизнеобеспечения,производственномуи военно-промышленному комплексу страны [1, с.259].

Таким образом, назрела необходимость разработки механизмов предупреждения преступлений, совершаемых с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.

Обзор литературы

В рамках юридических и экономических наук ведутся исследования, посвященные изучению процессов цифровизации экономики и проблем противодействия преступлениям с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. Проблемы противодействия вышеуказанным преступлениям в своих работах рассматривали А.П. Суходолов, Л.А. Колпакова, Б.А. Спа-сенников, С.В. Иванцов, С.В. Борисов и другие.

Материалы и методы

Автором изложен перечень уголовно-правовых деяний с применением информационно-телекоммуникационных технологий на основе статистических данных МВД России о состоянии преступности, от-

четности ведущих компаний по мониторингу и защите информации в России за период с 2013 по октябрь 2019 года. Основу исследования составляют общенаучный, статистический и графический методы.

Результаты исследования

В условиях стратегического ориентирования российского государства на ускорение технологического развития, повышение конкурентоспособности продукции на мировом рынке актуальной становится проблема становления и развития цифровой экономики.

Президентом России в его послании Федеральному Собранию в декабре 2016 года было предложено уже в 2017 году запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения, предусматривающую меры по созданию организационных, правовых, финансовых, технических условий для дальнейшей интеграции в пространство цифровой экономики Евразийского экономического союза. Тем самым был сформулирован один из стратегических принципов развития Российской Федерации - «цифровая экономика» [2], - послуживший основанием подписания указа «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»2, согласно которому цифровизация выступает в качестве основного пути становления конкурентоспособного государства на мировом рынке.

Цифровизация экономики обусловливается необходимостью создания условий для формирования широких информационно-коммуникационных технологий, способствующих удовлетворению информационных потребностей органов власти, предприятий и граждан, и заключается в использовании критической информационной инфраструктуры (систем государственного управления, обеспечения обороноспособности, безопасности и правопорядка, автоматизированного управления производственными и технологическими процессами).

Одна из особенностей развития цифровой экономики заключается в концентрации нового рынка в руках крупных отраслевых холдингов, государственных корпораций, имеющих высокую стартовую позицию, обладающих достаточными финансовыми, трудовыми, интеллектуальными ресурсами и опирающихся на концентрированное управление, стремящихся обеспечить конкурентоспособность и преимущества в своей сфере на вновь образуемом рынке с использованием цифровых технологий, включающихся в процесс реализации цифровизации российской экономики.

Инновационные технологии, проникая в различные отрасли производства, вносят изменения в про-

1 О стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г № 683 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1. Ч. 2. Ст. 212.

2 О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 19.12.2019).

цесс осуществления деятельности, направленной на управление предприятием, а также синхронизацию данных с государственными органами. В аспекте взаимодействия государственных органов с гражданами автоматизация всех распространенных процессов и процедур обусловили появление различных баз данных и реестров1, раскрывающих и обобщающих информацию о лицах, тем самым обострив проблему охраны персональных данных.

Свободный доступ к информации способствует осложнению криминальной обстановки и нарастанию внутренних дестабилизирующих процессов в обществе, определивших в качестве уязвимого компонента безопасности информационную сферу, что требует актуализации нормативной правовой базы и установления ограничения на возможность использования информации не иначе как по специальному разрешению с использованием логина и пароля.

Цифровизация экономики сопровождается появлением проблем информационной безопасности, проявляющихся в системах, к которым относят важные объекты и организации как частного, так и госу-

дарственного уровней, направленные на использование и обработку информации.

Использование современных информационных технологий в экономической, политической, социальной и общественных сферах жизни детерминировали динамичный рост и качественное обновление компьютерной преступности, которую следует рассматривать не только в аспекте совершения преступлений посредством доступа к сети Интернет, но и как понятие «киберпреступление» - общественно опасное деяние, совершаемое в информационной сфере с использованием технических средств и способов в отношении информации, используемой в информационно-телекоммуникационных сетях.

С 2013 г. наблюдается устойчивый рост преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации: в 2013 г. зарегистрировано более 11 тысяч; в 2014 г. - более 44 тысяч; в 2016 г. - более 66 тысяч2; в 2017 г. - 90 587; в 2018 г. - 174 674; за период с января по октябрь 2019 г. - 240 209 преступлений3 (рис.1).

Рисунок 1 - Динамика преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных

технологий, за период с 2013 г. по октябрь 2019 г.

Illustration 1 - Dynamics of Crimes Committed Using Information and Communication Technologies

from 2013 to October, 2019

Сравнивая количество зарегистрированных преступлений с января по октябрь 2019 года с аналогичным периодом 2018 года, необходимо констатировать, что количество киберпреступлений увеличилось на 69,7%, при этом рост посредничества во взяточничестве составил 43,9%; дачи

взятки - на 23,1%, мошенничества - на 18,8%, кражи - на 3,3%; тяжких и особо тяжких преступлений - на 1,9 %. В то же время количество грабежей уменьшилось на 8,4 %; разбоев - на 8,0 %; преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков - на 2,9%4 (рис.2).

'Формирование и ведение федерального реестра сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. URL: http://obrnadzor.gov.ru/ru/activity/ main directions/reestr_of_education/ (дата обращения: 18.12.2019).

2 Тенеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка принял участие в III встрече руководителей прокурорских служб государств БРиКС, посвященной вопросам противодействия киберпреступности/ Генеральная прокуратура Российской Федерации. URL: http://www.genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1237284/ (дата обращения: 20.12.2019).

3 Состояние преступности в России // Министерство внутренних дел Российской Федерации. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/folder/101762(дата обращения: 08.01.2020).

4Состояние преступности в России за период с январь по октябрь 2019 г.// Министерство внутренних дел России. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/19007735/ (дата обращения: 08.01.2020).

Рисунок 2 - Динамика преступлений, зарегистрированных в Российской Федерации за период 2013 - октябрь 2019 гг. Illustration 2 - Dynamics of Crimes Recorded in the Russian Federation from 2013 to October, 2019

Статистические данные состояния преступности за рассматриваемый период свидетельствуют о тенденции интенсивного роста количества ки-берпреступлений, приобретающих профессионально-усложненный характер, предполагающих наличие высокого уровня знаний и навыков в этой сфере [3, с. 23].

Определяющим мотивом для совершения преступлений в сфере цифровой экономики выступает обогащение, но в отдельных случаях эмоциональное состояние лиц, находящихся на грани увольнения, способствующее посягательству на информационные ресурсы организации и передаче иным лицам коммерческой информации не столько из корысти, сколько из соображений мести [1, с.262]. Представляется, что данный мотив влечет за собой создание условий для инсайдерских действий и киберугроз, способствующих ухудшению финансового состояния организации, учреждения, предприятия, фирмы, снижению возможности для расширения производства, поддержанию их защищенности в условиях конкуренции.

В структуре преступлений общеуголовной направленности превалируют деяния, в которых в качестве средства или орудия совершения преступления выступают информационно-коммуникационные технологии. Эпицентр криминальных рисков совершения преступлений с учетом активности цифровизации проявляется в пропаганде деструктивной идеологии, незаконном обороте наркотиков, при совершении различного рода мошеннических действий, незаконных финансовых операций и других противоправных деяний1.

Электронная среда, затрудняя идентификацию правонарушителя, и недостаточная защищенность банковской системы способствуют появлению одной из характерных черт преступности - многоэпизодно-сти криминальной активности. Так, неправомерный доступ к базе данных, содержащей информацию о лицах, обслуживающихся в банковской системе, способствовал появлению явления фишинга с использованием средств сотовой связи.

Так, значительный рост рассматриваемой категории преступлений в УМВД России по Мурманской области обусловил проведение автоматизации процесса контроля, сбора, учета сведений и анализа работы по уголовным делам путем разработки и в последующем осуществления опытной эксплуатации информационно-поисковой системы «Дистанционное мошенничество», систематизирующей уголовные дела по заданным реквизитам (номера телефонов, с которых поступали звонки потерпевшим и на которые перечислялись денежные средства; 1МЕ1 телефонных аппаратов; адреса базовых станций; номера счетов и банковских карт; фамилии физических лиц; адреса банкоматов и иных устройств снятия денежных средств) [4, с.48].

Одной из основных проблем обеспечения информационной безопасности является использование информационных технологий в целях оказания деструктивного воздействия на элементы критической информационной инфраструктуры. Эта инфраструктура, способствующая бесперебойной и качественной работе основных служб и производственных систем в любом обществе в случае некорректной работы от преднамеренных действий третьих лиц может иметь серьезные последствия как для орга-

1 Расширенное заседание коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации от 28.02.2019. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/59913 (дата обращения: 21 12.2019).

низаций, так и для всего общества, не говоря уже об угрозе безопасности. Общее количество компьютерных атак на эти объекты за последние несколько лет выросло на 57%. Если по данным статистики в 2014-2015 годах1 количество компьютерных атак на критическую информационную инфраструктуру составляло около полутора тысяч в год, то в 2018 году в России выявлено уже более 17 тысяч2. По данным российского разработчика решений в области информационной безопасности Positive Technologies, на территории России в 2018 году3 зафиксирован рост количества кибератак на 27%, из них в 49% случаев подвергалась атаке инфраструктура.

В Совете безопасности Российской Федерации (июнь 2019 года) отмечается, что наступает эра технологического и цифрового терроризма, по масштабу сопоставимая с применением оружия массового поражения, и в качестве нового типа угроз выступает опасность вмешательства в работу автоматизированных систем управления важных для страны объек-тов4. С учетом сложности преодоления воздействия на критическую информационную инфраструктуру и обеспечения внутренней безопасности разработка механизмов ее защиты приобретает первостепенное значение и нуждается в эффективной защите в уголовно-правовом и административном аспектах.

С уголовно-правовой точки зрения неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру является наказуемым деянием, однако в законодательстве отсутствует норма, предусматривающая ответственность за несоблюдение требований по обеспечению ее безопасности, что явилось предпосылкой для разработки проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в части установления ответственности за нарушение требований по обеспечению безопасности объектов критической информационной ин-фраструктуры5.

Учитывая масштабный характер, высокую степень общественной опасности и общепризнанность транснационального характера киберпреступности, а также специфику совершения киберпреступлений в условиях серьезных трудностей для расследования из-за отсутствия эффективных механизмов контроля

правоприменения необходимо искать новые подходы к международно-правовому сотрудничеству.

На Международном конгрессе по кибербезопас-ности (июль 2018 г.) говорилось о необходимости создания единой системы международного обмена информацией, международных стандартов, учитывающих права и интересы всех государств мира в сфере киберпространства, и важности выработки единых правил противодействия преступлениям6. Создание данной системы позволит осуществлять эффективное взаимодействие финансовых организаций, операторов сотовой связи с правоохранительными органами и тем самым будет способствовать минимизации данного вида преступлений.

Обсуждение и заключения

Особенности совершения преступлений в ки-берпространстве определяют разработку комплекса научно разработанных и логично выстроенных мер, имеющих системный характер, направленных на повышение эффективности превентивной деятельности, которые при их комплексном использовании будут способствовать существенному повышению уровня информационной безопасности нашей страны.

Эффективность предупредительных мер может осуществляться только в случаях органичного взаимодействия государственных органов с органами местного самоуправления, средствами массовой информации, образовательными организации и гражданами, с учетом специфики деятельности каждого субъекта, заинтересованного в реализации превентивных мер.

Возникает необходимость в обеспечении своевременного нормативно-правового реагирования на изменяющиеся условия использования информации и разработке систем защиты информационных ресурсов. Представляется целесообразным обратиться к зарубежной практике нормативно-правового урегулирования проблем борьбы с подобными преступлениями и методики обеспечения деятельности по предупреждению высокотехнологичной преступности.

Полагаем, что в рамках информационно-аналитического обеспечения деятельности в органах внутренних дел, направленной на накопление, хранение, упорядочение, обобщение и переработку сведений о

'Войны виртуальные и реальные // Российская газета. URL: https://rg.ru/2019/08/14/chislo-opasnyh-kiberatak-na-obekty-v-rf-vyroslo-v-11-raz-za-tri-goda.html (дата обращения: 08.01.2020).

2Егоров И. Более 4 млрд кибератак на РФ зафиксировали специалисты в 2018 году // Российская газета. URL: https:// rg.ru/2018/12/11/bolee-4-mlrd-kiberatak-na-rf-zafiksirovali-specialisty-v-2018-godu.html (дата обращения: 18.12.2019).

3Киберпреступность и киберконфликты: Россия. URL: http://www.tadviser.ru/. (дата обращения: 20.12.2019).

4Погружение в хаос: насколько опасны для России возможные кибератаки со стороны США // Сетевое издание rt.com. URL: https://russian.rt.com/world/article/643001-kiberbezopasnost-ataka-ugroza-rossiya-ssha.

5Проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления ответственности за нарушение требований по обеспечению безопасности объектов критической информационной инфраструктуры)» // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: https:// regulation.gov.m/projects#npa=89944 (дата обращения: 04.01.2020).

6Пленарное заседание Международного конгресса по кибербезопасности. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/57957 (дата обращения: 30.12.2019).

преступлениях, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, необходимо внедрять в других регионах России положительный опыт автоматизации процесса контроля и сбора сведений по материалам уголовных дел, применяемый в Мурманской области.

Учитывая специфику способов совершения преступлений в сфере высоких технологий, неизбежные проблемы, связанные с расследованием преступлений данного вида, необходимо создать специализированные группы по расследованию ки-берпреступлений с участием специалистов, обладающих знаниями и умениями в этой области, а также осуществлять подготовку квалифицированных специалистов в области проведения компьютерной экспертизы.

Полагаем, что в целях более эффективного противодействия киберпреступлениям необходимо:

- в целях систематизации действующего уголовного законодательства представляется целесообразным

разработать и принять постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам единого подхода в применении уголовно-правовых норм, связанных с квалификацией преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в ходе предварительного расследования и в правоприменительной деятельности судов;

- осуществлять комплекс мероприятий по созданию эффективных национальных компьютерных операционных систем с возможностями выявления, фиксации, учета деятельности преступной направленности в локальной сети Интернет;

- использовать (для последующей корректировки российского законодательства) положительный опыт стран Северной Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона и Европейского континента по урегулирова-ниювопросовинформационнойбезопасностиипроти-водействия преступлениям в информационной сфере.

список литературы

1. Суходолов А.П., Колпакова Л.А. Спасенников Б.А. Проблемы противодействия преступности в сфере цифровой экономики // Всероссийский криминологический журнал. 2017. Т. 11, № 2. С. 258 - 267.

2. Кунгуров Д. Россиян ждет цифровая экономика. URL: https://utro. ru/articles/2016/12/04/1307336.shtml (дата обращения: 20.11.2019).

3. Иванцов С.В., Спасенников Б.А., Борисов С.В. Проблемы предупреждения преступлений в сфере цифровой экономики // Актуальные вопросы образования и науки. 2017. № 2 (60). С. 20 - 24.

4. Опальский А.П., Смирнов А.И. О деятельности информационно-поисковой системы по противодействию дистанционному мошенничеству // Алтайский юридический вестник. 2017. № 3 (19). С. 47 - 55.

references

1. Suhodolov A.P., Kolpakova L.A. Spasennikov B.A Problemy protivodejstviya prestupnosti v sfere cifrovoj ekonomiki // Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal. 2017. T. 11, № 2. S. 258 - 267.

2. Kungurov D. Rossiyan zhdet cifrovaya ekonomika. URL: https://utro. ru/articles/2016/12/04/1307336.shtml (data obrashcheniya: 20.11.2019).

3. Ivancov S.V., Spasennikov B.A., Borisov S.V. Problemy preduprezhdeniya prestuplenij v sfere cifrovoj ekonomiki // Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki. 2017. № 2 (60). S. 20 - 24.

4. Opal'skij A.P., Smirnov A.I. O deyatel'nosti informacionno-poiskovoj sistemy po protivodejstviyu distancionnomu moshennichestvu // Altajskij yuridicheskij vestnik. 2017. № 3 (19). S. 47 - 55.

Об авторе: Назмеева Лейсан Рафиковна, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики, финансового права и информационных технологий в деятельности органов внутренних дел Казанского юридического института МВД России e-mail: nazmeevalr@mail.ru

© Назмеева Л.Р., 2020

Статья получена: 12.01.2020. Статья принята к публикации: 18.03.2020. Статья опубликована онлайн: 27.03.2020.

About the author: Nazmeeva Leysan R., Candidate of Economics (Research doctorate), Senior Lecturer at the Department of Economics, Financial Law and Information Technologies, the Kazan Law Institute of MIA of Russia

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The author has read and approved the final manuscript.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.