Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА СТРАН ЕАЭС'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА СТРАН ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ / ЕАЭС / МСП (МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО) / B2B / B2C / B2G / КНР / DIGITAL TRANSFORMATION / DIGITAL ECOSYSTEMS / EAEU / SMES (SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES) / CHINA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гиваргизова Лидия Станиславовна

Формирование и развитие цифрового пространства Евразийского экономического союза является обязательным условием экономического развития стран ЕАЭС и в целом, отвечающее глобальным вызовам технологического инновационного развития и цифровой трансформации экономики стран союза. На основе усиления роли цифровых экосистем, во всем мире происходят глубинные изменения моделей создания и распределения добавленной стоимости. Меняется классическая система, меняются модели интеграционных объединений. Создание единой цифровой платформы необходимо для развития цифровых экосистем стран Евразийского союза и очень важно для сохранения глобальной конкурентоспособности экономик стран союза. В литературе традиционно основное внимание уделяется взаимосвязи между инновациями и предпринимательской деятельностью. С этой точки зрения, новые инновации сопровождаются цифровыми преобразованиями, которые увеличивают создание стоимости. Тем не менее, важно также учитывать влияние цифровых дивидендов на общество в целом, а также на предпринимательскую деятельность. Исследования обычно не рассматривают эту последнюю возможность, а в случае с ЕАЭС, необходимо рассматривать еще и угрозы конкуренции со стороны стран вне союза. В данной статье анализируются теоретические и количественные эффекты цифрового преобразования внутри союза и возможное поглощение со стороны Китайского рынка.The formation and development of the digital space of the Eurasian Economic Union is a prerequisite for the economic development of the EAEU countries and, in general, meeting the global challenges of technological innovation development and digital transformation of the economy of the Union countries. Based on the increasing role of digital ecosystems, in-depth changes are taking place in the models for creating and distributing value added. The classical system is changing, models of integration associations are changing. The creation of a single digital platform is necessary for the development of digital ecosystems of the countries of the Eurasian Union and is very important for maintaining the global competitiveness of the economies of the countries of the Union. In the literature, traditionally, the focus is on the relationship between innovation and entrepreneurship. From this perspective, new innovations are accompanied by digital transformations that increase value creation. However, it is also important to consider the impact of digital dividends on society as a whole, as well as on entrepreneurial activity. Studies usually do not consider this last possibility, and in the case of the EAEU, it is also necessary to consider the threats of competition from countries outside the union. This article analyzes the theoretical and quantitative effects of digital transformation within the union and the possible takeover by the Chinese market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА СТРАН ЕАЭС»

6. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 08.00.14

6.1. Цифровая трансформация для бизнеса стран ЕАЭС

©Гиваргизова Л. С.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация e-mail: ls.givargizova@igsu.ru

Аннотация. Формирование и развитие цифрового пространства Евразийского экономического союза является обязательным условием экономического развития стран ЕАЭС и в целом, отвечающее глобальным вызовам технологического инновационного развития и цифровой трансформации экономики стран союза. На основе усиления роли цифровых экосистем, во всем мире происходят глубинные изменения моделей создания и распределения добавленной стоимости. Меняется классическая система, меняются модели интеграционных объединений. Создание единой цифровой платформы необходимо для развития цифровых экосистем стран Евразийского союза и очень важно для сохранения глобальной конкурентоспособности экономик стран союза. В литературе традиционно основное внимание уделяется взаимосвязи между инновациями и предпринимательской деятельностью. С этой точки зрения, новые инновации сопровождаются цифровыми преобразованиями, которые увеличивают создание стоимости. Тем не менее, важно также учитывать влияние цифровых дивидендов на общество в целом, а также на предпринимательскую деятельность. Исследования обычно не рассматривают эту последнюю возможность, а в случае с ЕАЭС, необходимо рассматривать еще и угрозы конкуренции со стороны стран вне союза. В данной статье анализируются теоретические и количественные эффекты цифрового преобразования внутри союза и возможное поглощение со стороны Китайского рынка. Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровые экосистемы, ЕАЭС, МСП (малое и среднее предпринимательство), B2B, B2C, B2G, КНР.

Для цитирования: Гиваргизова Л. С. Цифровая трансформация для бизнеса стран ЕАЭС // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. XVI. №2. С. 170-173.

Digital transformation for the business of the EAEU countries

©L. S. Givargizova

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russian Federation

e-mail: ls.givargizova@igsu.ru

Abstract. The formation and development of the digital space of the Eurasian Economic Union is a prerequisite for the economic development of the EAEU countries and, in general, meeting the global challenges of technological innovation development and digital transformation of the economy of the Union countries. Based on the increasing role of digital ecosystems, in-depth changes are taking place in the models for creating and distributing value added. The classical system is changing, models of integration associations are changing. The creation of a single digital platform is necessary for the development of digital ecosystems of the countries of the Eurasian Union and is very important for maintaining the global competitiveness of the economies of the countries of the Union. In the literature, traditionally, the focus is on the relationship between innovation and entrepreneurship. From this perspective, new innovations are accompanied by digital transformations that increase value creation. However, it is also important to consider the impact of digital dividends on society as a whole, as well as on entrepreneurial activity. Studies usually do not consider this last possibility, and in the case of the EAEU, it is also necessary to consider the threats of competition from countries outside the union. This article analyzes the theoretical and quantitative effects of digital transformation within the union and the possible takeover by the Chinese market.

Keywords: Digital Transformation, Digital Ecosystems, EAEU, SMEs (small and medium enterprises), B2B, B2C, B2G, China.

For citation: Givargizova L. S. Digital transformation for the business of the EAEU countries // Economic problems and legal practice. 2020.

Vol. XVI. №2. P. 170-173.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие цифровых технологий привело к развитию новых совместных организационных сетей, таких как цифровые экосистемы (ЦЭ). Это среда сотрудничества, состоящая из информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

ЦЭ выходит за традиционные границы отрасли, чтобы способствовать открытому и гибкому сотрудничеству и конкуренции. Для многих организаций ЦЭ представляет инновационный подход к использованию ресурсов, таких как технологии и специализированные услуги в различных отраслях, для удовлетворения потребностей покупательского спроса.

Глобальные вызовы цифровой трансформации, которые предъявляют новейшая цифровая нейросетевая технологическая революция и усиление глобальной гиперконкуренции требуют консолидации усилий стран ЕАЭС. В этой связи важнейшими задачами цифровой трансформации ЕАЭС являются сохранение субъектности в цифровом пространстве, накопление конкурентных цифровых активов с использованием преимуществ, которые предоставляет интеграция, и расширение экспорта цифровых товаров и услуг [1].

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ; ЦИФРОВЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ

Цифровая трансформация, это глобальный процесс, и бизнес в странах ЕАЭС достаточно сильно погружен в глобальные цифровые экосистемы, в глобальное цифровое пространство, однако по отдельности, в том числе не существует общей платформы для МСП (малое и среднее предпринимательство).

Цифровую трансформацию нужно рассмотреть, как новый этап развития экономики, который может как отрицательно, так и положительно влиять на интеграционное процессы, в зависимости от того, каким образом внутри союза могут создаваться бизнес модели и реализоваться конкурирую с другими интеграционными объединениями, ассоциациями таких как ЕС, ОЭСР, АСЕАН и т.п.

Расширение товарооборота внутри союза и с третьими странами, развитие интеграции в целом захватывая все 4 свободы союза, снижение барьеров в новом Цифровом этапе возможно, при создании единой электронной платформы информационного и экономического взаимодействия. По теории таможенного союза Дж. Вайнера страны образовывая таможенный союз, в результате имеют два эффекта: статистические эффекты и динамические эффекты.[2]

Статистические эффекты сводятся к двум видам: «создание торговли» и «отклонение торговли».

Эффект создания торговли и отклонения ЕАЭС практически прошел и проходит, что касается «Динамического эффекта», то он многообразен, со временем накапливаются изменения в экономике стран-участниц и оценку результатов оценить сложно. Однако к этому добавляется еще и мировой тренд на протекционизм, что усложняет модель интеграции и реализация внешнеторговой политики ЕАЭС в рамках цифровой трансформации.

Цифровая экономика задает направления трансформации традиционных секторов экономики, возникновения новых рынков и ниш.

Новые бизнес-модели более клиентоориентированные, что полностью определяет их структуру: от ценностного предложения, направленного на решение предсказанной потребности клиента, своевременной доставки и до потоков доходов,

основанных на времени использования продукта клиентом. [3] Необходимость объединяющей цифровой платформы в первую очередь нужно для информативности внутри интеграции. Товарооборот между странами ЕАЭС показатель о не информированности о производстве стран союза, так как товарооборот внутри союза намного ниже, нежели со странами вне союза (табл.1.). В частности, это касается малому и среднему бизнесу, так как МСП имеет высокий потенциал экспорта, однако необходимо развивать внешние и внутренние инфраструктуры. Частный бизнес, имея потенциал экспорта, самостоятельно не в состоянии быть конкурентоспособном на пространстве союза.

Таблица 1

Взаимная торговля товарами между государствами-членами Евразийского экономического союза.

Страны ЕАЭС 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Млн. долл. США В % к Январю-декабрю 2015 г. Млн. долл. США В % к Январю-декабрю 2016 г. Млн. долл. США В % к Январю-сентябрю 2017 г.

Армения Взаимная торговля с государствами-членами ЕАЭС Внешняя торговля со странами вне ЕАЭС 1 456,5 3 561,2 117,0 103,3 1 885,3 4 449,6 129,4 124,9 1 557,6 3 798,3 119,7 123,6

Беларусь Взаимная торговля со странами ЕАЭС Внешняя торговля со странами вне ЕАЭС 26,766,0 24,389,6 94,9 84,9 33 366,9 30 118,3 124,7 123,5 27 116,2 26 095,6 113,7 121,6

Казахстан Взаимная торговля со странами ЕАЭС Внешняя торговля со странами вне ЕАЭС 13 793,7 48 319,9 84,5 80,3 17 780,6 60 322,2 128,9 124,8 13 982,5 54 200,5 108.7 125.8

Кыргызстан Взаимная торговля со странами ЕАЭС Внешняя торговля со странами вне ЕАЭС 2 073,1 3 500,5 86,0 111,9 2 405,2 3 853,8 116,0 110,1 1 678,2 3 135,9 94,9 115,5

Россия Взаимная торговля со странами ЕАЭС Внешняя торговля со странами вне ЕАЭС 41 298,2 429 601,4 96 88,8 53 086,3 535 449,8 128.5 124.6 42 704,6 461 192,0 111,8 120,9

В цифровой концепции можно получить такой модель, такая система функционирования, которое даст возможность в виртуальном пространстве проанализировать, что за продукт, как производится и т.п. В рамках этого направления и развивается основные системы и производственные комплексы, для того чтоб создавать новые продукты и услуги. Информация, которая заложена в виртуальных продуктах, системах позволяет сохранить огромное количество ресурсов- и материальных, и временных, в тоже время за счет экономии этих же ресурсов повышается производительность.

На данном этапе развития необходимо для стран ЕАЭС формирование Цифровой экосистемы в разных сферах экономической деятельности базирующихся на общих ресурсах и обеспечивающих сквозные межстрановые, кросс-секторальные обмены данными, и в то же время, обеспечивая цифровой суверенитет каждой из стран союза для глобальной конкурентоспособности.

Процессы внедрения и применения ИКТ выступают одним из ключевых условий повышения эффективности использования факторов производства, стимулирования экономического роста, формирования у отечественных товаропроизводителей устойчивых конкурентных преимуществ на внутреннем и внешнем рынках, генерирования инноваций. [4]

Необходимо создать электронную платформу, который включит в себя форматы В2В, В2С и B2G.

Платформа электронной коммерции упрощает процесс, минимизирует затраты и увеличивает продажи. Рентабельность таких систем очень высокая. По данным Forrester, сегодня 74% из B2B покупателей перед половиной своих заказов изучают рынок в онлайн режиме. 30% таких потребителей уже сегодня делают половину или более своих покупок в Интернете, а 56%

- планируют начать так поступать уже в течение ближайших трех лет [5].

Преимущество такой платформы:

- торговые представители получат больше времени для поиска новых клиентов и увеличения продаж:

- Все счета создаются автоматически и высылаются с помощью новой платформы.

- Создается онлайн каталог, который гораздо лучше представит товары, и он более удобный для навигации и т.п.

Касательно оптовой торговли: например, документооборот -в любой ручной работе существует вероятность ошибки, и каждая ошибка имеет свою стоимость, имеется ввиду траты на время и затраты на переоформления документов. Цифровая платформа дает возможность минимизировать затраты в том числе и на документооборот.

Единая цифровая платформа необходимо для дальнейшего развития и расширения экономик стран союза, для конкурентоспособности внешнеторговой плотики ЕАЭС, в том числе для противостояния, поглощающего в перспективе экономик третьих стран. По статистическим данным на первом месте по экспорт/импорту среди стран мира КНР [6], около 134,5 млрд. долл. США, интернет магазинов по посещаемости в РФ на первом месте тоже КНР ( Aliexpress) [7], хотя те товары которые заказываются аналогичные производятся или номенклатура производится в странах ЕАЭС. Создание Единой цифровой платформы приведет к качественного, структурного постепенного развития экономики в цифровой трансформации, будет выступать и в качестве информатора тех или иных товаров, в целом такая платформа инструмент против поглощающих экономик. Для примера рассмотрим КНР, так как он по статистическим данным на первых местах среди стран вне союза.

Для представления насколько велика вероятность поглощения рынков Китаем стран ЕАЭС, который приведет к нарушению стабильности рыночного баланса, к стагнации в дальнейшем, рассматриваем в качестве примера Alibaba Group Holding, в которой входит Aliexpress(глобальная виртуальная торговая площадка).

По данным Ассоциации компаний интернет - торговли (АКИТ) за последние 6 лет входящий поток посылок вырос в 11 раз и в 2018 году составил 380 млн ед. входящих международных почтовых отправлений с товарными вложениями: 92% - из Китая, 3% - из стран Евросоюза, 2% —из США. Объем выручки от продаж российским покупателям через AliExpress 2017г. составил 198 млрд руб.( приблизительно по самому высокому курсу 2017г. 3,313 млрд. долларов)[8].

Кроме вышеперечисленного, в сентябре 2018г. на Восточном экономическом форуме во Владивостоке китайская Alibaba Group подписали меморандум о создании совместного предприятия в сфере электронной коммерции с Mail.Ru Group, «МегаФоном» и Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) названием «AliExpress Russia» [9].

Если не создать свою единую цифровую платформу для ЕАЭС, то бизнес на территории союза окажется в тени, учитывая вышеприведённую статистику. Конкурентное преимущество может быть реализовано только в том случае, если фирма

может использовать «уникальные» ресурсы или возможности, которые являются ценными, редкими, неподражаемыми и незаменимыми, но не создавая площадку для бизнеса союза, сложно будет бизнесу жить в не цифровом пространстве, в первую очередь это необходимо для МСП.

Если в 2017 г. объем выручки от продаж российским покупателям через AliExpress составил 198 млрд руб., то с появлением этот объем увеличится, и AliExpress Russia станет неоспоримым лидером на российском рынке электронной коммерции.

Рассматривая статистику о внешней торговле ЕАЭС по странам, по основным торговым партнерам, то на первом месте это Китай (Таблица2) [10]. Учитывая этот факт, просто необходимо создание наднациональной цифровой площадки для развития, динамичности и распространения крупного, малого и среднего бизнеса на территории союза. Проблема состоит в том, что у каждой из стран ЕАЭС по отдельности есть свои интернет торговые площадки, но нет единого. Гражданин одной страны не знает онлайн торговую платформу другой, и покупки делаются из общеизвестных торговых платформ, так их как Aliexpress.

Таблица 2

Данные о внешней торговле ЕАЭС по странам - основным

торговым партнерам (млрд. долл. США) 2017 г.

Страны Экспорт Импорт

Китай 63,0 63,3

Германия 36,2 29,4

Нидерланды 51,2 4,4

Италия 28,3 13,1

Соединенные Штаты 13,8 14,5

Турция 22,8 6,2

Корея 20,8 8,1

Польша 18,9 6,7

Япония 14,0 9,6

Франция 11,6 10,7

Украина 14,7 7,4

Соединенное Королевство 14,2 4,9

Финляндия 11,5 3,7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В общей Цифровой платформе, необходимо создать отдельно:

- Отраслевую цифровую Экосистему

- Национальную ЦЭ

- Регионал ьную ЦЭ

- И для выхода на внешние рынки, необходимо создать - Глобальную ЦЭ.

В каждом из этих отдельных платформ, необходимо создание таких ячеек, которые могут в себе включить форматы B2B, B2C и B2G. Получается объемная система, который соберет в себе все отрасли и сферы бизнеса на пространстве ЕАЭС.

Каждый разновидность бизнеса на территории союз должен найти в системе необходимые товары или номенклатуру, который производится в странах союза.

Такая платформа даст возможность проявить себя и показать тех производителей, о которых потребители стран союза не знают (это показывает статистика экспорта/ импорта стран внутри союза и с третьими странами) совместно с Китайскими платформами может стать конкурентом.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 84,1%.

Список литературы:

1. С.А. Дятлов, «Цифровая трансформация Экономик стран ЕАЭС: Приоритеты и институты развития». Проблемы современной экономики/ 2018г. том 3, стр.18-21;

2. Вайнер Я.»Проблемы таможенного союза» / Фонд Карнеги за Международный Мир, Нью-Йорк (1950) (электорнный ресурс) режим доступа: https://books.google.ru/booksPhl =ru&lr=&id=eHl CAgAAQBAJ&oi=fnd&pg=PP1&ots=OZs69sJ9-

C&sig=JSam_RmgEJFdlTzRX1Mm7x9I4Vo&redir_esc=y#v=onepage&q&f=fa lse (дата обращения 11.02.2020) ;

3. Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др. ; науч. ред. Л. М. Гохберг; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». —М.: Изд. дом Высшей школы экономики/ Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измере-ние/докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва / 9-12 апр. 2019 г. 2019. стр. 85;

4. Головенчик, Г. Г. Рейтинговый анализ уровня цифровой трансформации экономик стран ЕАЭС и ЕС / Г. Г. Головенчик // Цифровая трансформация. 2018. № 2 (3). - С. 5-18;

5. Сайт международного аналитического агентства- Форестер Рисерч/Аналитика/ (электронный ресурс) режим доступа: https://go.forrester.com/blogs/15-04-02us_b2b_ecommerce_ to_reach_11_trillion_by_2020/ (дата обращения 11.02.2020);

6. Сайт Евразийской экономической комиссии - внешняя торговля ЕАЭС по странам/ (электронный ресурс) режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/ integr_ i_makroec /dep_stat/tradestat/tables/extra/Documents/2019/12/E201912_2_1.pdf (дата обращения 10.02.2020);

7. Статистика площадки Aliexpress (электронный ресурс) режим доступа: https ://pic kpoint. ru/a l i/p/a bo ut-a l iexpress/sta t/ (дата обращения 10.02.2020);

8. Сайт Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ)/ Исследование/(электронный ресурс) режим доступа: https://www.akit.ru/position-cross-border/ (дата обращения 11.02.2020);

9. Итоги работы Восточного Экономического форума\2018: (электронный ресурс) режим доступа: https://forumvostok.ru /news/itogi-raboty-vostochnogo-ekonomicheskogo-foruma-2018/ (дата обращения 11.02.2020);

10. Аналитический обзор \ Статистика Евразийского экономического союза \ Об итогах внешней торговли товарами Евразийского экономического союза 2018г. Сайт Евразийской экономической комиссии (электронный ресурс), режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act

/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/2018/Analytic s_E_201812_180.pdf (дата обращения: 10.02.2020);

11. Сайт Евразийской экономической комиссии - Об итогах внешней торговли товарами Евразийского экономического союза / (электронный ресурс): режим доступа: http://www.eurasian-commission.org/ru/act/integr_i_makroec/

dep_stat/tradestat/analytics/Documents/2019/Analytics_E_201905.pdf (дата обращения: 11.02.2020);

12. Сайт статистики внешней торговли РФ- Ru-stat\ Экспорт и импорт России по товарам и странам\ (электронный ресурс) режим доступа: https://ru-stat.com/analytics/5468 (дата обращения: 11.02.2020);

13. Сайт Евразийской Экономической комиссии / Доклад «О состоянии взаимной торговли между государствами-членами ЕАСЭ в 2017 г.»/ ( электронный ресурс) режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tr adestat/analytics/Documents/report/Report_2017.pdf#pagemode=bookm arks (дата обращения 11.02.2020);

14. Сайт Евразийской Экономической комиссии / Доклад «О состоянии взаимной торговли между государствами-членами ЕАСЭ в 2018 г.»/ ( электронный ресурс) режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tr adestat/analytics/Documents/report/Report_2018.pdf(дата обращения 11.02.2020).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гиваргизова Лидия Станиславовна, аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: ls.givargizova@igsu.ru

Reference list:

1. S.A. Dyatlov, «Digital Transformation of the Economies of the EAEU: Priorities and Institutions of Development». Problems of the Modern Economy, 2018 volume 3, pages 18-21;

2. Viner, 1950 / J. Viner The customs union issue»/Carnegie Endowment for International Peace, New York (1950) (electronic resource) access mode: https://books.google.ru/books?hl=ru&lr=&id=eHlCAgAAQBAJ&oi=fnd&pg= PP1&ots=OZs69sJ9-C&sig=JSam_RmgEJFdlTzRX1Mm7x9I4Vo& redir_esc=y#v=onepage&q&f=false(date of the application: 11.02.2020);

3. G.I. Abdrakhmanova, K.O. Vishnevsky, L.M. Gokhberg and others; scientific ed. L. M. Gokhberg; Nat researched University "Higher School of Economics". —M .: Ed. Home of the Higher School of Economics / What is the Digital Economy? Trends, competencies, measurement / dokl. by Apr 20 Int. scientific conf. on the problems of economic and social development, Moscow / April 9-12. 2019 2019 p. 85;

4. Golovenchik, G. G. Rating Analysis of the Digital Transformation Level of the Economies of the EAEU and the EU / G. G. Golovenchik // Digital Transformation. 2018. No. 2 (3). pages 5-18;

5. The site of the international analytical agency - Forester Research / Analytics / (electronic resource) access mode: https://go.forrester.com /blogs/15-04-02us_b2b_ecommerce_to_reach_11_trillion_by_2020/ (date of the application: 11/02/2020);

6. The website of the Eurasian Economic Commission - EAEU foreign trade by country / (electronic resource) access mode: http://www.eurasian-commission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/tables/extra/ Documents/2019/12/ E201912_2_1.pdf ( date of the application: 02/10/2020)

7. Statistics of the Aliexpress site (electronic resource) access mode: https://pickpoint.ru/ali/p/about-aliexpress/stat/ (date of the application 02/10/2020);

8. Website of the Association of Internet Trade Companies (AKIT) / Research / (electronic resource) access mode: https://www.akit.ru/position-cross-border / (date of the application: 11.02.2020);

9. The results of the Eastern Economic Forum \ 2018: (electronic resource) access mode: https://forumvostok.ru/news/itogi-raboty-vostochnogo-ekonomicheskogo-foruma-2018/ (date of the application: 11.02.2020);

10. Analytical review \ Statistics of the Eurasian Economic Union \ On the results of foreign trade in goods of the Eurasian Economic Union in 2018 Website of the Eurasian Economic Commission (electronic resource), access mode:

http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tr adestat/analytics/Documents/2018/Analytics_E_201812_180.pdf (date of the application: 02.10.2020);

11. Website of the Eurasian Economic Commission - On the results of foreign trade in goods of the Eurasian Economic Union / (electronic resource): access mode: http://www.eurasiancommission.org/ru/act /integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/2019/Analytic s_E_201905.pdf (date of the application: 11.02.2020);

12. The site of statistics of foreign trade of the Russian Federation- Ru-stat \ Export and import of Russia by goods and countries \ (electronic resource) access mode: https://ru-stat.com/analytics/5468 (date of the application: 11.02.2020);

13. Website of the Eurasian Economic Commission / Report «On the State of Mutual Trade between the EAEC Member States in 2017» / (electronic resource) access mode: http://www.eurasiancommission.org /ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/report/ Report_2017.pdf#pagemode=bookmarks (date of the application: 11.02.2020);

14. Website of the Eurasian Economic Commission / Report «On the State of Mutual Trade between the EAEC Member States in 2018» / (electronic resource) access mode: http://www.eurasiancommission.org /ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/report/ Report_2018.pdf (date of the application: 11.02.2020).

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Lidia S. Givargizova, Post-graduate student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russian Federation, e-mail: ls.givargizova@igsu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.