Педагогический журнал Башкортостана. 2024. № 2. С. 73-81. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2024; (2): 73-81.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Научная статья УДК 331.108
DOI /18173292_10310.21510_2024_104_2_73_81
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ АГРОБИОТЕХ-ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
Миляуша Тагировна Лукьянова,
Башкирский государственный аграрный университет, Уфа, Россия, [email protected], ORCID ID: 0000-0001-9137-4144
Аннотация. Основные направления подготовки кадров аграрного профиля сосредоточены в двух укрупненных группах: 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство, 36.00.00 Ветеринария и зоотехния. Однако наблюдается отсутствие проактивной модернизации содержания АгроБиоТех-образования с формированием цифровых компетенций, учетом научно-технического прогнозирования и макротенденциями развития АПК. В статье разработаны новые методы в образовательной политике с формированием цифровых компетенций в области использования пакетов зеленой агробиотехнологии, генетики и селекции животноводства, которые будут внедрены в аграрные вузы страны. Предложена реализация на «цифровых кафедрах» не менее 7 микромодулей по цифровым компетенциям в образовательные программы по программам дополнительного образования для обучающихся. Представлена концепция единой образовательной программы, которая включает внедрение образовательного трека «школа (агроклассы) - СПО - вуз - агропредприятия» и индивидуализацию обучения с выбором профиля подготовки после второго курса, включая дополнительную квалификацию. Новая модель позволит освоить академический трек или академический и исследовательский треки на уровне бакалавриата, после окончания бакалавриата выбрать экспериментальный трек и научно-исследовательский трек магистратуры и аспирантуры, что увеличит вовлеченность обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность по научным фронтирам. Приведена модернизация развития академической среды через разработку модели ускоренной подготовки специалистов в агропромышленной сфере на «цифровой кафедре» посредством получения дополнительной квалификации по ИТ-профилю. В Республике Башкортостан 38% населения живет на селе, сельское хозяйство - лидер в России по ряду позиций. Модернизация системы АгроБиоТех-образования позволит подготовить высококвалифицированных специалистов для поддержания передовых позиции по производству продукции АПК. Материалы, представленные в статье, получены в рамках реализации стратегического проекта «Трансформация агрообразования с формированием цифровых компетенций и активной гражданской позиции обучающихся» ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ по программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
Ключевые слова: образовательная политика, модель выпускника, кадры, образовательная программа, обучающиеся, университет, цифровизация
Для цитирования: Лукьянова М.Т. Цифровая трансформация агробиотех-образования для реального сектора экономики // Педагогический журнал Башкортостана. 2024. № 2 (104). С. 73-81.
© Лукьянова М.Т., 2024
THEORY AND PRACTICE OF VOCATIONAL EDUCATION
Original article
DIGITAL TRANSFORMATION OF AGROBIOTECHNOLOGICAL EDUCATION FOR THE REAL SECTOR OF THE ECONOMY
Milyausha T. Lukyanova
Bashkir state agrarian university, Ufa, Russia, [email protected], ORCID ID: 0000-00019137-4144
Abstract. The main areas of training of agricultural personnel are concentrated in two major groups: 35.00.00 Agriculture, forestry and fish industry, 36.00.00 Veterinary science and zootechnics. However, there is a lack of proactive modernization of the AgroBioTechnological education content with the formation of digital competencies, taking into account technology forecasting and macro trends in the development of the agro-industrial complex. The article touches upon new methods developed in educational policy with the formation of digital competencies in the field of using packages of green agrobiotechnology, genetics and livestock breeding, which will be introduced into the country's agricultural universities. At least 7 micromodules on digital competencies in educational programs for additional education programs for students at «digital departments» are proposed. The author presents a concept of a unified educational program, that includes the introduction of the educational track: school (Agricultural classes) - secondary vocational education - university - agricultural enterprises and individualization of training with the choice of a training profile in the end of the second year, including additional qualifications. The new model will allow students to master an academic track or academic and research tracks at the bachelor's level, and after completing the bachelor's degree, choose an experimental track and a research track for master's and postgraduate studies, which will increase the involvement of students in research and project activities on scientific frontiers. The modernization of the development of the academic environment through the development of a model of specialists accelerated training in the agro-industrial sphere at the "digital department" by obtaining additional qualifications in the IT profile is given. The Republic of Bashkortostan has 38% of the population living in rural areas, agriculture is the leader in Russia in a number of positions. Modernization of the AgroBioTechnological education system will allow training highly qualified specialists to maintain advanced positions in the production of agricultural products. The materials presented in the article were obtained as part of the strategic project «Transformation of agricultural education with the formation of digital competences and active citizenship of students» within the program of strategic academic leadership «Priopity-2030» of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Bashkir State Agrarian University».
Key words: educational policy, graduate model, personnel, educational program, students, university, digitalization
For citation: Lukyanova M.T. Digital Transformation of Agrobiotech Education for the real sector of the Econom. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2024; 104(2): 73-81.
Введение. Модернизация аграрного образования в АгроБиоТех-образование с активной гражданской позицией обучающихся направлена на трансформацию нескольких сфер деятельности. В сфере растениеводства (Агро-образование) она предполагает использование при реализации образовательных программ учебно-методических материалов по созданию и развитию пакетов зеленой
74
агробиотехнологии. «Ключевым вектором зеленой агробиотехнологии будет практическая подготовка инженеров нового поколения в области сельскохозяйственной биотехнологии, предусматривающая стажировки на базе компаний-партнеров и передовых инженерных школ, повышение квалификации и приобретение дополнительных компетенций через участие в научных проектах по заказу реального сектора экономики» [1].
В сфере животноводства (Био-образование) планируется использование при реализации образовательных программ учебно-методических материалов с формированием цифровых компетенций по генетике и селекции в сфере животноводства. Исследователи отмечают, что «...наиболее перспективными решениями представляется: ускоренное воспроизводство высокопродуктивных животных на основе молекулярно-генетического тестирования, создание технологической платформы для разработки и внедрения инновационных подходов в генетике племенных высокопродуктивных животных, а также модификация существующих методик в целях импортозамещения» [2];
В сфере освоения цифровых компетенций (Тех-образование) необходимо использование сквозных цифровых технологий, реализуемых в консорциуме аграрных вузов с высокотехнологичным бизнесом, научными партнерами и партнерами-работодателями; создание информационного поля для реализации потенциала обучающихся, которое, по мнению ученых-экономистов, осуществляется «посредством внедрения наставничества, просветительской работы через образовательные и воспитательные технологии, а также интенсификацию механизмов обратной связи в интересах патриотического и гражданского воспитания» [3, 4].
Методология исследования. Методологической основой исследования является системный подход к познанию педагогических явлений и педагогической практики.
Материалы и методы исследования. В работе использованы все виды документов, регламентирующие образовательный процесс в аграрных вузах (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3, Стратегия развития аграрного образования в Российской Федерации до 2030 года, Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. № 151-р).
Результаты исследования. Целью модернизации аграрного образования в АгроБиоТех-образование с формированием цифровых компетенций выступает повышение привлекательности и перспектив профессионального становления личности специалиста-агрария, работающего в сельской местности.
Можно выделить пять основных принципов модернизации АгроБиоТех-образования.
Первый принцип заключается в расширении учебных планов по УГСН 35.00.00 - Сельское, лесное и рыбное хозяйство, 36.00.00 - Ветеринария и зоотехния, объема образовательной нагрузки по дисциплинам, связанным с экономикой АПК, связан с организацией и управлением производством, предпринимательской деятельностью,
75
1Т- и социокультурными дисциплинами. Увеличение нагрузки позволит сформировать цифровые компетенции и активную гражданскую позицию обучающихся.
Второй принцип подразумевает использование при реализации образовательных программ учебно-методических материалов по созданию и развитию пакетов зеленой агробиотехнологии с использованием сквозных цифровых технологий. Суть программ включает в себя создание безвирусных сортов растений и каллусных культур с применением генетической и клеточной инженерии, маркеров в селекции, генетической паспортизации и сертификации сортов, микроклонального размножения и производства оздоровленного посадочного материала. Также необходим модуль по сохранению и воспроизводству лесных генетических ресурсов через биотехнологические формы растений с заданными признаками, использованию методов молекулярного маркирования, генетической паспортизации и сертификации семян, получению безвирусного посадочного материала с закрытой корневой системой, применению биологических средств защиты леса.
Третий принцип предусматривает реализацию образовательных программ с формированием цифровых компетенций по генетике и селекции в сфере животноводства. Наиболее перспективными решениями здесь являются ускоренное воспроизводство высокопродуктивных животных на основе молекулярно-генетического тестирования, создания технологической платформы для разработки и внедрения инновационных подходов в генетике племенных высокопродуктивных животных. Также необходима модификация существующих методик, выявление сочетающихся пород сельскохозяйственных животных, птиц и медоносных пчел с целью получения высокопродуктивных гибридов, а в дальнейшем - выведения новых пород.
Суть четвертого принципа заключается во включении в образовательные программы 35.00.00 и 36.00.00 УГСН компонентов, нацеленных на формирование понимания глобальных трендов в области агропромышленного комплекса Российской Федерации. Здесь необходимо выделить точки роста (в том числе агроклассов и предуниверсариев), которые выступят драйверами модернизации и совершенствования для создания университетов и научных школ наиболее высокого уровня в рамках УГСН 35.00.00 и 36.00.00, осуществляющих постоянную генерацию и трансфер технологий и адаптирующихся к изменяющимся требованиям и потребностям обучающихся и рынка труда. Все это позволит сохранить полноту охвата аграрным образованием населения сельских территорий Российской Федерации.
Пятый принцип подразумевает увеличение практики привлечения ключевых работодателей к проектированию образовательных программ в рамках 35.00.00 и 36.00.00 УГСН и их непосредственной реализации, в т.ч. за счет повышения количества зачетных единиц, отводимых на практику. Необходимо увеличение часов нагрузки, отводимых на проектную работу обучающихся, а также развитие информационных интерфейсов, которые позволят, по мнению исследователей, «студентам аграрных вузов участвовать в прикладных научно-исследовательских и
консалтинговых проектах, реализуемых сотрудниками университета» [5].
ЦЕЛЬ
Подготовка высококвалифицированных конкурентоспособных кадров для агропромышленного комплекса, способных к профессиональному росту и мобильности
Элементы развития
новая модель всех уровней аграрного образования и ДПО
Агротехнологий и лесное хозяйство
Биотехнологий и ветеринарная медицина
Механика и цифровой инжиниринг
Природопользование и строительство
Энергетика в АПК
Пищевые технологии
Экономика АПК
17, включая цифровые навыки в рамсах СП в 2030 г 1й(№» в структурных подразделениях
т!", -:.......
ДПО
(иикромодули ОП)
Сетевой импорт I экспорт образования
Исследовательский трек
мческий трек
спо
БАКАЛАВРИАТ 1 ^
А
Индустриальные партнеры, йаювьк ифедры
Научнэ-нсслсповагсл ь с ки и
трек
~г
СП: «Цифровые тра«сформацИ селекции и геношпировании *;
СП: «Ускоренная селекция, тбриниззиия и воспроизводство сельскохозяйственных, технических культур повышен! востребованного начесты»
ментальный трек
СП: (Трансформация агроображвания с ... формированием цифровых кмг етеиций и активной гражданской поэи^л обучающихся»
МАГИСТРАТУРА
I
АСПИРАНТУРА
Агроклассы и предуниверсарий
2
3 11
01 о а
я ь а.
га
О
Рынок РЕ; 2023 г. -553 чел.; 2330 г-12'6 чел
Рынок РФ: 2023 г. - И чел.; 2330 г. -155 чел.
Рынок СНГ; 2023 г. -15 чел.; 2030 г. - 35 чел.
Рисунок 1. Целевая модель развития образовательной политики
Целевая модель образовательной политики представлена на рисунке 1. В основе образовательной политики лежит новая модель выпускника, которая, в свою очередь, базируется на реализации сквозной образовательной траектории, начиная от школьного образования и заканчивая аспирантурой/докторантурой. На первом уровне отличительной особенностью данной модели является развитие системы новой формы предуниверсария - агроклассов, являющихся основой подбора талантливых школьников. Развитие второго уровня - уровня среднего профессионального образования - направлено на интеграцию профильных и родственных программ СПО с программами высшего и дополнительного профессионального образования для реализации ускоренного обучения с возможностью получения рабочих профессий параллельно основному образованию и формирования взаимосвязанных профессиональных и цифровых компетенций выпускника. При этом, как правило, возможна реализация как академического, так и исследовательского трека. Третий уровень новой модели образования относится к экспериментальному исследовательскому классическому варианту, который направлен на подготовку высококвалифицированных кадров по ускоренной селекции и генотипированию животных, гибридизации сельскохозяйственных, технических культур и пород древесных растений.
Задачи новой образовательной политики в области АгроБиоТех-образования таковы:
1. Внедрение в образовательный процесс в рамках направлений подготовки (УГСН 35.00.00 и 36.00.00) и переподготовки по программам высшего и дополнительного профессионального образования изучения сквозных цифровых технологий, биотехнологий в селекции и генетике растений и животных.
2. Исследователи отмечают необходимость «... оценки эффективности агроклассов и предуниверсариев в формировании целевой аудитории будущих студентов и их последующей работы после выпуска из вуза в сельской местности» [6].
3. Сравнение методов оценки знаний при межвузовском сетевом взаимодействии. Определение педагогическим сообществом методов, «которые наиболее точно отражают уровень знаний и навыков учащихся, способствуют их активному участию в образовательном процессе и университетской жизни» [7].
4. Определение эффективности обучения по рабочим профессиям с присвоением квалификаций, по мнению авторов, «на младших курсах и оценка уровня мотивации работы обучающихся в передовых предприятиях отрасли в период обучения» [8].
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ТРАНСФОРМАЦИЮ УНИВЕРСИТЕТА И ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ;
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТРЕК $ Модель АгроБиоТек-образо°а-1ич з рамках УГСН 33^0.00
и 36.00,00 ¿'.Цементами цифрйё&х тохн|фгий
# Платформа профильного АгроБирТех-образования ■(Школа (Аграклассы) - СПО - ЙЗ - Агропредприятия)
4 Сетевые модели образоватепьных прогр'амм';с;еузами ЕШ и стран СНГ в модульно-компетентностном формате
# Методы дополнт;ёльного профессионального образования Б прогрдв^
Ц"
ндучно-исследовательскии трек
ф Проектные работы обучающихся и развитие информационных интерфейсов вектора зеленой агробиотехнологии; генетики и селекции в сфере животноводства # Система комплексной мотивации молоды к кадров
предпринимательский трек
■ Школа предпринимательских инициатив при реализации программы «Стартап как диплом» > Платформа университетского технологического предпринимательства
Модель АгроБиоТен-образования
Платформа «Школа (Аграклассы) - СПО -ВУЗ - Агропредприятия»
Внедрение модульно-ко м п етентн о стн ого
принципа формирования образовательных программ
Школа п редпри ни мател ьски х инициатив
воспитательный трек
ф Университет - информационное поле патриотического и гражданского воспитания ф Система наставничества и внеучебной работы для развития потенциала сельской студенческой молодежи
Инф ормаци онное пространство,
как поле деятельности патриотического воспитания сельской молодежи
Т
100°,■'О внесение в ОПОП цифров! изучении профи л>ньн дкц-ш/ин
>1 АгроБиоТек-обр азовани^ ) потенциала в
Консорциум вузов ПФО с
онлайн-контентом для профессий приоритетной отрасли «Сельское хозяйство»
Проемный трек
обучающихся и развитие
технологического предпринимательства
-г-
Практическая подготовка,
в т.ч. в форме студенческих специализированных отрядов
РСО
Ко мп лексна я л ро грамма
работы с молодыми кадр айн «Мотивац и и развитие»
2024
ПАРТНЕРЫ И СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОЕКТА
|
МПЬСМСО кбшнСтаД РБ
Прошитсльсл»
Республики Башкортостан
2030
Консорциум аграрный вузов
Д ©
100% модернизациясис обеспечивающая прирост аграрном секторе более чей на 15%
200 агроклассов по региону
85% трудоустройство по профи л>ньм направления.!
24 МООК,размещенные в ведущим открытии платформа» и интиражирование вузам ПФО
100% Новые профиле в рамкак направлений под-отовки УГСН _
50% обучающимся от общего контингента в молодежный и социален о патриота ческик ыеропри!
. Ож»*< И:*
Рисунок 2. Целевая модель развития АгроБиоТех-образования
5. Определение влияния использования цифровых технологий на процесс обучения студентов по программам в рамках УГСН 35.00.00 и 36.00.00, выявление наиболее эффективных из них, степень их влияния на мотивацию и успеваемость учащихся.
6. Оценка специфики содержания, форм и методов дополнительного профессионального образования в микромодулях образовательных программ в рамках УГСН 35.00.00 и 36.00.00.
Целевая модель образовательной политики представлена на рисунке 2.
Реализация трансформации АгроБиоТех-образования предполагает реализацию плана модернизации и «создания совместных инновационных учебно-
научно-производственных лабораторий по приоритетным направлениям научно-технологического развития АПК со стратегическими партнерами» [9]. Перспективной целью является создание комфортной среды на объектах вуза -модернизация существующей инфраструктуры и развитие современного кампуса с безопасной средой для жизни и эффективного труда. Этим создаются возможности для самореализации и развития талантов обучающихся. Учебно-презентационный кластер предполагает ориентацию на публичный имидж университета, его просветительскую, демонстрационно-выставочную и практико-ориентированную функции; обеспечение условий для реализации интеллектуального и творческого потенциала студентов и сотрудников университета путем создания в каждом учебном корпусе и общежитиях пространств для самообразования, саморазвития, коллективной проектной деятельности, неформальных встреч и коммуникаций (коворкинги, переговорные, открытые лаборатории и пр.). Научно-инновационный кластер предполагает ориентацию на создание современных экспериментальных и производственных площадок с 1Т-технологиями, внедрение биопозитивных технологий, ветропарков, солнечных и карбоновых полигонов и др. Спортивно-творческий кластер предполагает ориентацию на физическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся образовательной организации. Рекреационный кластер предполагает ориентацию на восстановление нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомлённого человека путем создания открытых пространств с архитектурной фитомелиорацией, вертикальным озеленением стен, потолков, фитоэтажей и других мест для отдыха и общения, оздоровительной (спортивной) инфраструктуры, включая workout-площадки. А также исследователи отмечают «... создание открытых лабораторий, комнат отдыха с целью разнообразной и инклюзивной среды университета» [10].
Выводы. Ожидаемые результаты стратегического проекта (УГСН 35.00.00 -Сельское, лесное и рыбное хозяйство, 36.00.00 - Ветеринария и зоотехния): увеличение численности студентов на 16,0% и приема на 24,1%; разработка не менее 15 новых профилей в рамках выбранных направлений подготовки с цифровыми компетенциями; повышение доли трудоустроенных до 85% по специальности выпускников университета; не менее 7 микромодулей в образовательных программах по программам дополнительного образования; увеличение по итогам промежуточных аттестации абсолютной успеваемости обучающихся до 85%, качества знаний - до 65%; разработка менее 4 в год массовых открытых онлайн-курсов по дисциплинам профильного направления подготовки; увеличение удельного веса численности обучающихся очной формы обучения, занимающихся в физкультурно-спортивных секциях вуза, отделениях Центра молодежного творчества (не менее 20% обучающихся), участвующих в добровольческой деятельности (не менее 33% обучающихся).
В рамках стратегического проекта планируется расширить комплексную работу по развитию агроклассов и предуниверсариев (в т. ч. в рамках взаимодействия с образовательными учреждениями среднего профессионального образования) путем увеличения доли привлекаемых талантливых школьников и выпускников
79
учреждений СПО к научно-исследовательской деятельности и формирования среди них социокультурных и профессиональных компетенций позволяющих расширить горизонты вовлечения подрастающей молодежи к профессиональному росту в сфере АПК. Ведение образовательной деятельности реализуется с учетом развития информационного общества и цифровой экономики, использования опыта внедрения сквозных цифровых технологий на профильном производстве и максимального вовлечения индустриальных партнеров в образовательный и научный процесс. При разработке образовательных программ вновь созданных профилей по выбранным направлениям подготовки в рамках УГСН 35.00.00 и 36.00.00 необходимо использовать реалии развития информационного общества и цифровой экономики на основе обучения цифровым технологиям в сфере будущей профессиональной деятельности. Объем сетевого взаимодействия планируется осуществить с образовательными организациями мирового уровня, входящими в состав Евразийского НОЦ РБ. Сектор дополнительного профессионального образования будет включать апробирование ряда новых востребованных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации в области агротехнологии и лесного хозяйства, биотехнологии, селекции, механизации и электрификации, цифрового инжиниринга. В рамках государственных федеральных проектов по развитию АПК страны комплексная работа будет проводиться с индустриальными партнёрами по совместной, системной, адаптированной и индивидуальной траектории подготовки кадров для конкретных трудовых и социальных условий работы на профильных предприятиях. Возникает необходимость совершенствования системы трудоустройства выпускников университета, сопровождения профессиональной карьеры выпускников, их непрерывного профессионального образования. Внедрение системы договорной работы будет осуществляться совместно с работодателями в отношении профессиональной подготовки обучающихся с последующим трудоустройством.
Список источников
1. Рябчикова Н.Н. Высшее аграрное образование и наука в системе кластерно-сетевого управления экономикой России // Продовольственная политика и безопасность. - 2022. - Т. 9, № 1.
- С. 121-140.
2 Непарко Т., Жданко Д. Аграрное инновационное образование // Наука и инновации. - 2021.
- № 3 (217). - С. 35-37.
3. Грязнова Е.В., Мальцева С.М. Высшее образование как социально-когнитивный комплекс цифровой культуры // Инновации в образовании. - 2022. - № 3. - С. 4-12.
4. Тугускина Г.Н., Рожкова Л.В., Кошарная Г.Б. Высшее образование во взглядах молодежи: от обучения к работе // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2022. - № 1 (61). - С. 31-42.
5. Польшакова Н.В., Александрова Е.В. Аграрное образование: вчера и сегодня // Современные наукоемкие технологии. - 2021. - № 11-2. - С. 396-401.
6. Данильченко С.Л. Высшее образование в субъектах РФ: формирование новой структуры сети образовательных организаций // Интерактивная наука. - 2022. - № 1 (66). - С. 17-24.
7. Зиневич О.В., Мелёхина Е.А. Высшее образование для глобального и локального устойчивого развития // Высшее образование в России. - 2023. - Т. 32, № 3. - С. 84-102.
8. Заякина О.А. Высшее образование в структуре жизненных целей молодежи // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. - 2022. - № 1. - С. 12-15.
9. Кученкова А.В. Высшее образование как модератор взаимосвязи неустойчивости занятости и субъективного благополучия работников // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. - 2022. - № 3. - С. 58-68.
10. Ломова О.А., Кирилов А.А. Высшее образование в современной России: тенденции и перспективы // Обществознание и социальная психология. - 2022. - № 8-3 (38). - С. 47-55.
References
1. Riabchikova N.N. Vysshee agrarnoe obrazovanie i nauka v sisteme klasterno-setevogo upravleniia ekonomikoi Rossii. Prodovol'stvennaiapolitika i bezopasnost =Food policy and security.' 2022; 9(1): 121-140. (In Russian)
2. Neparko T., Zhdanko D. Agrarnoe innovatsionnoe ob-razovanie. Nauka i innovatsii = Science and innovation. 2021; 217 (3): 35-37. (In Russian)
3. Griaznova E.V., Mal'tseva S.M Innovatsii v obrazovanii. Vysshee obrazovanie kak sotsial'no-kognitivnyi kompleks tsifrovoi kul'tury. = Innovations in education. 2022; (3): 4-12. (In Russian)
4. Tuguskina G.N., Rozhkova L.V., Kosharnaia G.B. Vys-shee obrazovanie vo vzgliadakh molodezhi: ot obucheniia k rabote. Izvestiia vysshikh uchebnykh zavedenii. Povolzhskii region. Obshchestvennye nauki = News of higher educational institutions. The Volga region. Social Sciences. 2022; 61 (1): 31-42. (In Ruussian)
5. Pol'shakova N.V., Aleksandrova E.V. Agrarnoe ob-razovanie: vchera i segodnia. Sovremennye naukoemkie tekh-nologii = Modern high-tech technologies. 2021; 11(2): 396-401. (In Russian)
6. Danil'chenko S.L. Vysshee obrazovanie v sub"ektakh RF: formirovanie novoi struktury seti obrazovatel'nykh organizatsii. Interaktivnaia nauka = Interactive science. 2022; 66(1): 17-24. (In Russian)
7. Zinevich O.V., Melekhina E.A. Vysshee obrazovanie dlia global'nogo i lokal'nogo ustoichivogo razvitiia. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher education in Russia. 2023; 32(3): 84-102. (In Russian)
8. Zaiakina O.A. Vysshee obrazovanie v strukture zhiz-nennykh tselei molodezhi. Meditsina. Sotsiologiia. Filosofiia. Prikladnye issledovaniia = Medicine. Sociology. Philosophy. Applied research 2022; (1): 12-15. (In Ruussian)
9. Kuchenkova A.V. Vysshee obrazovanie kak moderator vzaimosviazi neustoichivosti zaniatosti i sub"ektivnogo bla-gopoluchiia rabotnikov. Vestnik RGGU. Seriia: Filosofiia. Sotsiologiia. Iskusstvovedenie = Bulletin of the Russian State Humanitarian University. Series: Philosophy. Sociology. Art history. 2022; (3): 58-68. (In Russian)
10. Lomova O.A., Kirilov A.A. Vysshee obrazovanie v sovremennoi Rossii: tendentsii i perspektivy. Obshchest-voznanie i sotsial'naiapsikhologiia = Social studies and social psychology. 2022; 38(8-3): 47-55. (In Ruussian)
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. Author has read and approved the final manuscript.
Статья поступила в редакцию 18.03.2024; одобрена после рецензирования 28.05.2024; принята к публикации 15.06.2024.
The article was submitted 18.03.2024; approved after reviewing 28.05.2024; accepted for publication 15.06.2024.