Цифровая поддержка коллективных дискуссий с помощью мобильного
приложения
Н.Н. Сухоруков, А.П. Тюков, К.М. Голованева Волгоградский государственный технический университет, Волгоград
Аннотация: В данной статье проведен анализ сферы организации деловых коллективных дискуссий и выявлены ключевые проблемы данной сферы, а также предложен новый метод повышения эффективности коммуникации за счет использования специального программного обеспечения.
Ключевые слова: нетворкинг, коллективная дискуссия, эффективность коммуникации, организация нетворкинга, приложение для нетворкинга.
Люди так или иначе связаны друг с другом посредством сети Интернет и социальных сетей. Благодаря такой тесной кооперации, образуются новые сообщества. Профессиональные и бизнес-сообщества не остались в стороне. Для них главное преимущество подобной кооперации состоит в расширении собственной сети контактов и полезных знакомств. При наличии соответствующего человеческого капитала, подобная взаимосвязь «всех со всеми» облегчает диффузию инноваций, ускоряет процесс обмена идеями, ресурсами и технологиями, что в итоге приводит к развитию общества [1].
Нетворкинг - это популярный способ расширения персональной сети контактов и построения личного имиджа [2]. Под нетворкингом понимают деятельность, целью которой является налаживание связей и построения долгосрочных контактов для решения задач в повседневной и профессиональной жизни, при помощи налаженной сети связей [3]. Участие в нетворкинге помогает найти как потенциальных бизнес-партнеров, так и единомышленников. Однако важно понимать, что ценность представляет не сама «сеть контактов», а возможности и ресурсы людей. Основополагающий принцип нетворкинга заключается во взаимопомощи и равноценном обмене ресурсами. Человек сначала должен помочь другому, прежде чем получить
помощь извне. Другими словами, важно выстраивать доверительные, долгосрочные отношения с людьми [4].
Нетворкинг подразумевает сбор людей в одном месте и живое общение участников друг с другом, ведь лицо, желающее установить новые контакты, должно находиться там, где находятся интересные люди [5]. Однако, для достижения подобных целей недостаточно собрать людей в одном месте. Коммуникация внутри такой группы будет спонтанной, хаотичной, а результаты каждого участника и мероприятия слабо формализуемы.
Для частичного решения этих проблем организаторы нетворкинг-мероприятий привлекают профессиональных модераторов для управления коммуникацией и используют вспомогательные инструменты, такие как игропрактика и опросники, анкеты, карточки. Первый инструмент необходим для управления процессом взаимодействия участников, а второй - для сохранения и последующей обработки результатов взаимодействия.
Очевидный недостаток таких подходов состоит в излишней ориентации на физический, оффлайн мир, что подразумевает наличие ведущего и ассистентов для обеспечения процесса коммуникации.
Таким образом, «классический» офлайн нетворкинг сталкивается со следующими проблемами:
1. Дороговизна организации нетворкинг-мероприятия
2. Возможное негативное субъективное влияние модератора на процесс коммуникации;
3. Нарушение модератором регламента и временных рамок мероприятия;
4. Внутренние барьеры некоторых участников нетворкинга мешают знакомству и взаимодействию с другими участниками;
5. Участники не знают, как правильно рассказать о себе, представить свои проекты и запросить помощь;
6. Некоторым участникам сложно запомнить имена, описания проектов и детали разговоров;
7. Бумажные анкеты требует серьезных затрат времени на обработку, полученные результаты слабо формализуемы и сложны для дальнейшей обработки и представления.
Описанные проблемы в неполной мере решены благодаря использованию специальных приложений для онлайн-нетворкинга и формирование социального капитала человека почти невозможно без его использования. Авторы предлагают новую концепцию нетворкинга, в основе лежит идея «объединения двух миров» - физического и цифрового. Модератор создает мероприятие в приложении. Участники нетворкинга собираются в зале, достают свои телефоны, запускают приложение и подключаются к созданному модератором мероприятию. Далее процессом нетворкинга управляет приложение, а участники выполняют указания приложения. Приложение объединяет такие методы, как анализ данных, игрофикация, визуализация данных, набор сценариев дискуссии, алгоритм формирования групп для достижения главной цели - повышение эффективности коммуникации.
Процесс нетворкинга основан на создании этапов, ограниченных по времени. В приложении реализовано четыре этапа:
1. Формирование группы и перенаправление в подгруппу. Приложение разбивает участников на подгруппы. Участник видит на экране собственного мобильного устройства номер группы и ищет эту группу в зале.
2. Знакомство. Участники каждой подгруппы по шаблону, отображающегося на экране смартфона, знакомятся друг с другом и представляют проекты, озвучивают собственные потребности и возможности. Выстраивание отношений на неформальной основе - это «ключ к успеху развития себя и своего дела» [6].
1
3. Взаимодействие. Участники в свободной форме общаются друг с другом. На этом этапе участники выясняют, кто способен оказать поддержку и кому эту поддержку необходимо оказать. Достигнутые договоренности отмечаются участниками в приложении по заданному шаблону.
4. Подведение итогов. На этом этапе каждый игрок получает персонализированную и обобщенную статистику по результатам мероприятия.
Пункты 1-3 формируют раунд и в зависимости от настроек игры, сделанных модератором, раунд может повторяться несколько раз. Рассмотрим процесс нетворкинга, реализованного с помощью приложения.
Рис. 2. - Создание модератором мероприятия
Вначале модератор создает мероприятие и указывает базовые настройки. Далее модератор попадает на страницу администрирования, где отображается код для подключения к мероприятию, и кнопка запуска мероприятия (рисунок 2).
Для участия в нетворкинге участник мероприятия после регистрации в приложении создает карточку персонального проекта и кратко указывает информацию о проекте (рисунок 3).
1
Рис. 3. - Подключение к мероприятию
Модератор сообщает код подключения, и участник вводит код в специальную форму и нажимает кнопку «Подключиться». Далее приложение предложит выбрать проект для участия в нетворкинге.
Рис. 4. - Начало нетворкинга
После выбора проекта приложение перенаправит участника на страницу ожидания, где участник сможет вкратце ознакомиться с концепцией нетворкинга (рисунок 4). После активации нетворкинга модератором приложение распределит игроков по подгруппам и присвоит
:
номер группы. На этом этапе участники за отведенное время присоединяются к указанной подгруппе в зале. На следующем этапе приложение предложит участникам познакомиться, и коротко рассказать о проектах, используя шаблон представления. Приложение отображает Ф.И.О представляющегося участника и оставшееся время для представления, а также список участников, ожидающих очереди на представление.
Далее наступает этап нетворкинга (рисунок 5). Участники видят проекты своей подгруппы и общаются с их представителями, после чего отправляют запрос на ресурс. Для отправки запроса указывается тип связи, запрашиваемый и отдаваемый взамен ресурсы.
Рис. 5. - Отправка и подтверждение запросов на ресурсы Получатель запроса будет уведомлен о входящем запросе и будет предложено заполнить форму для подтверждения запроса. При подтверждении запроса участникам станут доступны контакты друг друга, а сформированная сделка будет отображена на графе связей проектов.
Запросы на ресурсы
Раунд 2 из 2 | Рассмотрение запросов У вас есть 00:57
Чтобы принять запросы до показа результатов нет вор кинга.
Запрос Статус
Проект 6 -> Super Project 1 User 5 Принят
Super Project 1 User 5 ■> Синтез музыкальных произведений по Принят
тскстооому oriHcai н»
Ofdream -> Super Project 1 User В Принят
Проект 6 -> Super Project 1 User 5 Принят
Super Project 1 User 5 -> Проект 6 Принят
Рис. 6. - Завершение нетворкинга
После завершения раундов наступает этап подтверждения запросов и показа итогов мероприятия (рисунок 6). Перед отображением результатов участникам дается время для подтверждения запросов, полученных на этапе нетворкинга. На странице показа результатов нетворкинга отображается персональная статистика и рейтинг участников. Персональная статистика содержит информацию о заработанном во время мероприятия рейтинге, количестве отправленных и принятых запросов. Граф связей отображает ранее созданные связи между проектами.
Таким образом, приложение адаптировано к созданию и поддержанию отношений между людьми [7], что облегчит приобретение знаний, навыков и ресурсов, необходимых для роста и выживания, как самого человека, так и его бизнеса [8]. Положительные эффекты от использования приложения заключаются в следующем:
1. Приложение сокращает время обработки результатов дискуссии (заполненных форм обратной связи, анкет и т.п.) с 10-30 мин. до 1 мин.
2. Стоимость организации мероприятия снижается более, чем на 10 тыс. руб., т.к. отсутствует надобность в привлечении ассистентов для сбора обратной связи от участников и их консультаций.
3. Для организации и поддержки процесса дискуссии достаточно только наличия модератора.
4. Развернутый отчет, доступный для загрузки после завершения мероприятия (с инфографикой, детализацией по участникам и т.п.). Эффективность коммуникации достигается за счет достижения целей,
поставленных модератором перед участниками, соблюдения регламента дискуссии, временных рамок и обсуждения только заданной темы, вовлечения всех участников в процесс дискуссии, наличия обратной связи от участников и ее визуализации. Все это создает условия для передачи знаний и ускорению инновационного процесса [9] и способствует организации новых экономических, политических и общественных структур [10]
Вторичная выгода от использования приложения возникает вокруг анализа данных, их интерпретации и возможности выстраивания сценариев отношений с пользователями. Открытость разработчиков и готовность интегрировать приложение с другими сервисами, позволяет рассматривать его как надстройку для CRM систем в части отношений с партнерами и клиентами, а также в части оценки экономического эффекта участия в конгрессно-выставочных мероприятиях. Благодаря описанному решению, организаторы и участники мероприятий смогут значительно повысить качество и результативность своих мероприятий, что означает высокий мультипликативный эффект от встречи и переговоров.
Литература
1. Гольцова П. А., Лоева Я.А. Онлайновый нетворкинг как технология формирования социального капитала // Инноватика - 2015: сборник материалов XI Международной школы-конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, 21-23 мая 2015 г., Томск, Россия. Томск, 2015. С. 544-547.
2. Крутиков В.К., Зайцев Ю.В., Ефимова И.Е., Цоп-Петрова И. Нетворкинг - креативный навык, соединяющий идеи с ресурсами. // Креативная экономика. 2015. №3. С. 253-264.
3. Столыпинская З.И., Кокорина Е.Г. Нетворкинг: понятие, история, уровни // Сборник научных трудов научно-практической конференции для студентов и молодых ученых. - Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2017.
4. Митрейкин И.П., Шевченко Д.Е. Организация нетворкинга с помощью мобильного приложения // Молодежный научный вестник. 2016. №8. С. 4448.
5. Ефимова И.Е., Крутиков В.К., Цоп-Петрова И. Новый алгоритм поведения людей: нетворкинг // Вестник образовательного консорциума среднерусский университет. Серия: экономика и управление. 2015. №5.
6. Векшина Е.Ю. Нетворкинг как средство реализации человека в жизни и профессиональной деятельности // сборник статей XXVI Международного научно-исследовательского конкурса: в 2 ч.. Пенза: Наука и Просвещение, 2020. С. 116-119.
7. Rainer Alt, Elgar Fleisch Business Networking Systems: Characteristics and Lessons Learned, International Journal of Electronic Commerce, 2000, №5:2, pp. 7-27.
8. Schoonjans, B., Van Cauwenberge, P. & Vander Bauwhede, H. Formal business networking and SME growth. Small Bus Econ, 2013, №41, pp. 169-181.
9. Кушков Е.А. Популяризация мессенджеров и социальных сетей в обществе и их влияние на экономику // Управление экономическими системами: электронный научный журнал URL: elib.fa.ru/art2019/bv1895.pdf.
10. Pittaway, L., Robertson, M., Munir, K., Denyer, D. and Neely, A., Networking and innovation: a systematic review of the evidence. International Journal of Management Reviews. 2004. № 6: pp. 137-168.
References
1. Gol'tsova P.A., Loeva Ya.A. Innovatika, 2015: sbornik materialov XI Mezhdunarodnoy shkoly-konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh, 21-23 maya 2015, Tomsk, Rossiya. Tomsk, 2015. pp. 544-547.
2. Krutikov V.K., Zaytsev Yu.V., Efimova I.E., Tsop-Petrova I. Kreativnaya ekonomika. 2015. №3. pp. 253-264.
3. Stolypinskaya Z.I., Kokorina E.G. Sbornik nauchnykh trudov nauchno-prakticheskoy konferentsii dlya studentov i molodykh uchenykh. Simferopol': Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Izdatel'stvo Tipografiya «Arial». 2017. pp. 391-392.
4. Mitreykin I.P., Shevchenko D.E. Molodezhnyj nauchnyy vestnik. 2016. №8. pp. 44-48.
5. Efimova I.E., Krutikov V.K., Tsop-Petrova I. Vestnik obrazovatel'nogo konsortsiuma srednerusskiy universitet. Seriya: ekonomika i upravlenie. 2015. №5. pp. 91-93.
6. Vekshina E.Yu. Sbornik statey XXVI Mezhdunarodnogo nauchno-issledovatel'skogo konkursa : v 2 ch. Penza: Nauka i Prosveshchenie. 2020. pp. 116-119.
7. Rainer Alt, Elgar Fleisch Business Networking Systems: Characteristics and Lessons Learned, International Journal of Electronic Commerce. 2000. №5:2. pp. 7-27.
8. Schoonjans, B., Van Cauwenberge, P. & Vander Bauwhede, H. Formal business networking and SME growth. Small Bus Econ. 2013. №41. pp. 169-181.
9. Kushkov E.A. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyy nauchnyy zhurnal URL: elib.fa.ru/art2019/bv1895.pdf.
10. Pittaway, L., Robertson, M., Munir, K., Deny er, D. and Neely, A., Networking and innovation: a systematic review of the evidence. International Journal of Management Reviews. 2004. № 6: pp. 137-168.